Днепр. Церковь Николая Чудотворца на Монастырском острове. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты По преданию, в 954 году на Монастырском острове епископ Григорий в честь спасения княгини Ольги, которая останавливалась здесь, возвел церковь и совершал в ней богослужения. В 972 году здесь останавливался князь Святослав Игоревич с дружиной перед битвой с печенегами. В 988 году в церкви на Монастырском острове останавливался великий князь Владимир, шествовавший с дружиной в поход на Херсонес. В IX веке на острове константинопольскими монахами был основан византийский монашеский скит, просуществовавший до монгольского нашествия 1240 года. Весной 1240 года, после разгрома русских войск на реке Калке, монголо-татарские орды прошлись по христианским святыням. Оборонявшая обитель братия пала под стрелами и саблями воинов хана Батыя. Татары разрушили монастырь, предали огню и запустению и отправились далее по Днепру в богатый стольный град Киев. В haчaлe XV века монастырь был отстроен, но просуществовал недолго — всего два десятилетия. В 1747 году запорожцы вернули святую землю церкви. Полковник Самарской паланки Кирилл Красовский отдал остров Самарскому Пустынно-Николаевскому монастырю. Так история Монастырского острова впервые соприкоснулась с именем Николая Чудотворца, почитаемого в народе Николая Угодника. Запорожцы не только возвратили остров церкви, но и охраняли его от порубок деревьев и опустошения. Но недолго прослужила святая земля новой обители. После упразднения Запорожской Сечи Екатерина II щедро раздаривала казацкие земли вельможам и фаворитам. Монастырский остров в числе других прибрежных земель отошел князю Прозоровскому. В начале строительства Екатеринослава (Днепропетровска) на Монастырском острове планировали устроить Университет с Академией искусств и ботаническим садом. Но все осталось только в проектах. Каждый новый хозяин давал древнему острову свое название. Был он и Рябининским, и Буряковским, и Богомоловским. Одно время закрепилось за ним название Змеиного, по причине большого числа ужей и гадюк.

http://sobory.ru/article/?object=23440

Киев. Церковь Николая Чудотворца на Аскольдовой Могиле. Карта и ближайшие объекты Церковь Святого Николая на Аскольдовой могиле - храм работы Андрея Меленского в Киеве, в урочище Аскольдова могила. Современный храм построен в 1809 году, тем не менее, культовые сооружения существовали на этом месте начиная с XI века и с самого начала все они носили имя Святого Николая. Древняя церковь святого Николая была построена не позже X века неким Ольмой рядом со своим двором, над могилой князя Аскольда в урочище Венгерском, которое с XVIII века зовется Аскольдовой могилой. Название церковь получила за имя, которое принял Аскольд при крещении в 867 году - Николай. Определенное время распространённой была мысль о том, что к построению церкви причастна княгиня Ольга, а, следовательно, церковь является самой давней на Руси. Возникла эта теория, скорее всего, из-за ошибки переписчика, который, в свое время, вместо «Олма» написал «Олга». Впрочем, некоторые исследователи и авторы придерживаются прямо противоположной версии. Самые смелые отстаивают фантастическое утверждение, что основатель православного храма Ольма - это язычник Олмош (Альмош), предводитель венгров, которые проходили мимо Киева в конце века. В 971 году церковь Святого Николая была разрушена сыном Ольги - Святославом, правление какого повязане с жестокой языческой реакцией, преследованием христиан и уничтожением церквей. Лишь в 990 году князь Владимир опять построил здесь деревянный храм. В 1036 году при церкви был основан женский монастырь, в котором доживал свои годы один из основателей Киево-Печерской обители преподобный Феодосий. Он содержался то ли на самой Аскольдовой могиле, то ли на возвышении над ней. Существует перевод, связанный с событием, которое произошло в 1113 года в жизни великого князя Киевского Мстислава Владимировича, сына Мономаха. Возвращаясь поздней порой с охоты, он забрел в дремучем лесу, который покрывал собой местность современного Печерска. Ища дорогу из него, князь неожиданно увидел яркий свет, что его излучал образ Святого Николая, который содержался на высоком пеньке, как раз возле той же дороги. В память о таком чудесном представлении он в 1115 году учредил при Николаевской церкви на Аскольдовой могиле (превратил ли из отмеченного выше женского) мужской монастырь (возобновил ли после разрушения его в 1096 году половцами). Через какое-то время на месте приключения, которое произошло с Мстиславом, зявилася стовпоподибна каплица (слуп) с образом Святого Миколая, которая указывала направление движения к обители на Аскольдовой могиле.

http://sobory.ru/article/?object=35676

Крестильный храм страстотерпца царя Николая (Знаменское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] История Знаменского храма всегда была связана с царской фамилией Романовых. Первый деревянный храм в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы в селе Знаменском был построен в год рождения будущего Российского императора Петра I на земле, подаренной его деду, Кириллу Полиектовичу Нарышкину. С 1719 года село прямо именовалось «императорским», поскольку им владела Императрица Екатерина I. В 1728 г. Екатерина I пожаловала Знаменское-Денисово Цесаревне Елизавете Петровне, будущей Императрице, за которой село и оставалось до начала 40-х годов XVIII века. Возведенный в 1769 году кирпичный храм стал знаком памяти о почившей к тому моменту Государыне, особо почитавшей икону Божией Матери «Знамение». Эта икона также пользовалась особой любовью в Царской семье государя Николая II. В 2002 г. стараниями благотворителей и благословлением отца Николая Гурьянова на территории прихода был построен сначала новый крестильный храм во имя святого царя-страстотерпца Николая II, ставший первый каменным храмом в России в честь православного царя-мученика, а в 2016 г. - начальная школа с храмом во имя Св. цесаревича Алексея Николаевича. В ближайших планах начало строительства средней школы с часовней во имя Св. Страстотерпицы царицы Александры Феодоровны и великих княжон Ольги, Марии и Анастасии Романовых. 17 июля – особый день для нашей общины, глубоко почитающей последнего русского Императора, его христианскую жертвенность во имя Бога и России, подвиг его Царственной Семьи. В 2000 году в России были канонизированы многие мученики и исповедники веры XX столетия. Канонизация от слова «канон», образец. И первый образец, который даёт нам христианам Церковь в лике новомучеников – Семья Царя Николая II. Они прославлены Рус- ской Православной Церковью как страстотерпцы. Тайну святости страстотерпцев нам ещё нужно научиться чувствовать. Она понятна тем, кто умеет беседовать с Богом и покоряться Его воле. Когда нас сегодня посещают болезни и искушения, мы не только страдаем, но жалуемся и ропщем. Романовы, в последний период своей жизни, принимая унижения и террор, не озлобились, не пали духом, наоборот: собрались, стали сосредоточенны и мирны. Такое поведение было бы невозможно без так называемого внутреннего делания – осознанного смирения, принятия о себе воли Божией и молитвы о ниспослании сил на это испытание. И в этом внутреннем делании Николай Александрович был не одинок. Семья последнего Императора являла собой редкий, и по тем, и по нынешним временам, образец единства, сплочённости, взаимной любви и поддержки – единого молитвенного устремления духа. И этот пример единства и взаимной поддержки в нашем приходе, в память святых Царственных Страстотерпцев, мы стараемся положить себе на сердце как «царский канон». Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Крестильный_хр...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В корпусе Бенуа Государственного Русского музея до 12 мая продлится выставка «Время собирать», которая знакомит петербуржцев с произведениями русского искусства из зарубежных частных собраний. Название выставки отсылает к третьей главе книги Екклесиаста: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни». Это не случайно: не только широкий зритель, но и российские ученые впервые знакомятся с частью утраченного нашей страной наследия. Большинство произведений экспонируется в России впервые. Многие работы известных художников XVIII - первой половины XIX века до этой выставки были известны только узкому кругу специалистов. По словам куратора выставки, заместителя директора Государственного Русского музея Евгении Петровой, «частные люди, в том числе и не живущие в России, отыскивали и приобретали произведения, по разным причинам не доступные музеям. Они находили их в семьях художников, на аукционах, у случайных людей. Так складывались и продолжают собираться коллекции русского искусства, которые отчасти дополняют лакуны крупных музейных собраний». Помимо живописных и графических произведений, на выставке представлены предметы прикладного искусства, имеющие не только художественную, но и историческую ценность, - например, выполненный петербургскими мастерами охотничий самовар, принадлежавший Императору Александру III, изготовленный, очевидно, по случаю бракосочетания цесаревича Александра Александровича и Марии-Софии-Фредерики-Дагмары Датской. Сам самовар - в форме дыни, крышку украшает ветвь с тремя яблоками, а ручки выполнены в форме ветвей с листьями. Самовар единственный раз выставлялся в Нью-Йорке… в 1935 году. Есть на выставке несколько вещей, имеющих отношение к семье последнего русского Императора Николая II. Табакерка розовой эмали, украшенная вензелем Императрицы Александры Феодоровны, была подарена Императором профессору Дмитрию Оттовичу Отту (акушеру Императрицы) по случаю рождения в 1895 году первого ребенка Августейшей четы -Великой Княжны Ольги Николаевны. С этим же радостным для Царской семьи событием связан еще один экспонат выставки - икона-складень, подаренная Императору Николаю II петербургским дворянством. Икона выполнена в византийском стиле, в центральной части складня помещены образы святых покровителей Императорской четы и новорожденной: святого Николая Мирликийского, святой мученицы царицы Александры и святой равноапостольной княгини Ольги; на боковых створках складня изображены два шестикрылых серафима и четыре евангелиста.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

Малоархангельск. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты 14 октября 2005 года, в день православного праздника Покров Пресвятой Богородицы, в Малоархангельске был освящён новый храм Михаила Архангела, строительство которого велось с 1999 года. Доподлинно известно, что село Архангельское, получившее статус уездного города и переименованное в «Мало-Архангельск» в 1778 году, своё имя получило по названию построенной в нём деревянной церкви – церкви Михаила Архангела. Дальнейшая судьба этого строения неизвестна. Скорее всего, церковь сгорела (сносить культовые сооружения в ту пору было как-то не принято), поскольку в хрониках, относящихся к 1847 году, упоминаются лишь две малоархангельские церкви: Соборная и Сретенская. В документах, отражающих деяния молодой Советской власти в сфере борьбы с «мракобесием» в Малоархангельске, отражено закрытие и разрушение уже трёх действующих церквей: Сретенской, Воскресенской и Вознесенского собора. Ни о каком храме Михаила Архангела упоминаний нет. Нынешний храм, ставший одной из красивейших достопримечательностей города, своим появлением обязан инициативе малоархангельцев. В 90-х годах ХХ века Орловско-Ливенская епархия «откомандировала» в районный центр батюшку – отца Василия, который проводил службы в помещении, предоставленном местным кирпичным заводом. В 1997 году состоялся общегородской сход жителей Малоархангельска, на котором было принято решение: городу нужен свой храм. Тогда же определили и место для строительства: небольшой пустырь рядом с городским парком. Осуществлять проект предстояло исключительно на добровольные пожертвования частных лиц, организаций и властей. Серьёзную финансовую поддержку оказали руководители малоархангельских хозяйств, а также районная администрация. Завершено строительство было в 2005 году. В новейшей истории храма Михаила Архангела наиболее заметной вехой стал май 2009 года, когда центром празднования Дней славянской письменности и культуры в Орловской области был избран Малоархангельск. После Божественной литургии в честь святых Кирилла и Мефодия и крестного хода прошла официальная часть торжеств, на которой епископ Орловский и Ливенский Иероним вручил патриаршьи награды. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла “во внимание к вкладу в строительство храма во имя Святаго Архангела Михаила, города Малоархангельска Орловской области” награждены орденами Русской православной церкви известные в районе люди. Орденом преподобного Сергия Радонежского III степени награждён глава администрации Малоархангельского района Олег Николаевич Ревякин. Орденом Святой равноапостольной княгини Ольги III степени - директор ОАО “Малоархангельское ХПП” Нина Михайловна Кононова. Орденом Святого благоверного князя Даниила Московского III степени - генеральный директор ООО “Строймашкомплекс” Виктор Иванович Есипов, генеральный директор ОАО “Щелково - Агрохимик” Солис Добаевич Каракотов и президент торгового дома “Белый фрегат” Анатолий Григорьевич Буторин.

http://sobory.ru/article/?object=09958

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРЕЩЕНКО Арсений Николаевич (6.12.1870, Москва - 6.01.1921, Харьков), рус. композитор, пианист, педагог, дирижер. Род. в московской купеческой семье. Первые муз. занятия проходили под рук. матери Ольги Арсеньевны, талантливой пианистки, ученицы А. И. Дюбюка. Позже К. занимался с ученицей Н. Г. Рубинштейна Л. А. Пастуховой. В 11 лет прошел прослушивание у А. Г. Рубинштейна, который высоко оценил его способности. В 1884 г. К. успешно выдержал экзамены на исполнительский факультет Московской консерватории, где с успехом окончил курс специального фортепиано у С. И. Танеева и курс композиции у А. С. Аренского . В 1891 г. окончил консерваторию с Большой золотой медалью и был оставлен в консерватории на должности преподавателя муз. энциклопедии (т. е. муз. лит-ры) и гармонии (до 1894); в этот же период преподавал фортепиано в Николаевском ин-те. Выпускная работа К., опера «Последний день Бель-Сар-Уссура» («Пир Валтасара»), в 1892 г. была поставлена на сцене Большого театра. В 1893 г. К. начал преподавать форму и свободное сочинение в Синодальном училище церковного пения , однако год спустя отказался от педагогической работы ради должности руководителя музыкального отдела газ. «Московские ведомости» (где он, в частности, опубл. рецензию «Духовные исторические концерты» - 1895. 36 (5 февр); переизд.: РДМДМ. 2004. Т. 2. Кн. 1. С. 976-977). В 1896 г. К. вновь стал работать в Синодальном училище (предположительно до 1898 или 1899), заменив ушедшего М. М. Ипполитова-Иванова . Провал в Мариинском театре постановки балета К. «Волшебное зеркало» (1903) стал причиной глубокого творческого кризиса композитора: в следующие 5 лет он создал лишь несколько циклов фортепианных миниатюр и романсов. В 1908 г., после попытки написать большую оперу «Флёнушка» по роману П. И. Мельникова (А. Печерского) «В лесах», К. оставил композиторскую деятельность, полностью посвятив себя педагогике и исполнительству. С 1906 г. К. преподавал в Музыкально-драматическом уч-ще Московского филармонического об-ва (позже ГИТИС, ныне РАТИ) фортепиано и теорию композиции. В эти же годы существовала частная муз. школа К., по статусу близкая к уч-щу.

http://pravenc.ru/text/2057270.html

Митрополит Кирилл также сказал слово в память почившей 1 мая с.г. Ольги Николаевны Куликовской-Романовой, подчеркнув, что для прихожан храма напоминанием о ней является икона, принадлежавшая Царской семье, — образ Пресвятой Богородицы «Троеручица», который Ольга Николаевна передала в дар Храму на Крови. Трансляцию богослужения в прямом эфире вел телеканал «Союз». По окончании Литургии от стен Храма на Крови стартовал велопробег по маршруту Царского крестного хода до монастыря Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Колонну возглавили клирик Храма на Крови иерей Александр Салаутин и прихожанин храма Иннокентий Григорьев. В этот день также стартовал семейный интернет-флэшмоб «Дни Белого цветка в Екатеринбурге», посвященный возрождению традиций благотворительности и милосердия в России. Акция проходит в рамках VIII благотворительного фестиваля «Дни Белого цветка». Для участия в семейном флешмобе необходимо выложить в соцсетях свои фото с изготовленными в ходе онлайн мастер-классов белыми цветами с хэштегами #БелыйЦветок2020, #ДниБелогоЦветка, #ДелаМилосердия #ВремяЗаботы. Фото можно выкладывать до 27 мая. Авторы лучших фото будут награждены памятными подарками. Все изготовленные белые цветки по завершению периода карантина будут переданы епархиальной православной службе милосердия для реализации на благотворительных аукционах. В текущем году фестиваль посвящен теме «Милосердие в период пандемии», все пожертвования будут направлены на помощь подопечным Православной службы милосердия Екатеринбургской епархии, которых насчитывается около 5 000 человек. По материалам сайта Екатеринбургской епархии Патриархия.ru за темою У Новоспаському Москви та звершено про здоров " я страждаючих на У роковини родини в пройшли пам " Священний Синод затвердив низку богослужбових Останки родини Феофана (Бистрова) повернуто до з ключовими словами   новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських За депутата у захоплено Покровський храм села секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5639776...

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий возглавил в Пермской епархии торжества в честь 1000-летия преставления святого великого князя Владимира 25 августа 2015 г. 18:05 Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 25 августа 2015 года возглавил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Белогорского Николаевского мужского монастыря Пермской епархии. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий, епископ Кудымкарский и Верещагинский Никон, а также секретарь епархии протоиерей Андрей Литовка, исполняющий обязанности наместника обители иеромонах Дорофей (Гильмияров), духовенство Пермской митрополии. Песнопения исполнял архиерейский хор Перми. Среди молящихся присутствовал глава администрации губернатора Пермского края Анатолий Маховиков. По запричастном стихе было оглашено послание Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 1000-летием преставления равноапостольного великого князя Владимира. От имени Его Святейшества управляющий делами поздравил жителей Пермского края с праздником и пожелал хранить и преумножать веру православную, которая получена благодаря историческому выбору святого великого князя Владимира. «Мы хорошо знаем, какую миссию совершил святой великий князь Владимир, — сказал владыка. — Мы знаем, какой была Русь до Крещения. Славяне проводили жизнь между добром и злом. С одной стороны, они отличались гостеприимством и мужеством, а с другой — заносчивостью, лукавством, совершали поступки, не достойные христианской нравственности. В то время христианство уже 1000 лет существовало на земле, а вот Русь еще не была святой. Были лишь раздельные славянские племена, которые жили, враждовали, иногда объединялись вместе. Конечно, попытки христианизации в разное время предпринимались. Мы помним миссию равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, которые просветили южных славян светом православной веры. Но этого было мало. Затем была миссия святой княгини Ольги. Она также немного славян привела ко Христу. Русь по-прежнему оставалась языческой.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

На выставке «Православная Русь» состоялась церемония награждения номинантов ежегодного Конкурса «Просвещение через книгу» 4 ноября, 2011. Редакция " Правмира " Лауреатами конкурса стали: «Проповеди». Автор — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» 4 ноября в рамках X выставки «Православная Русь» в Москве состоялось очередное вручение премии «Просвещение через книгу». Конкурс проводился по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Лауреатами конкурса стали: «Проповеди». Автор — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга». «Цивилизация Древней Руси XI-XVII веков». Автор — Даркевич Владислав Петрович в номинации «Лучшая духовно-патриотическая книга». «История христианской церкви» получила диплом I степени в номинации «Лучшая аудиокнига». «Царьград». Автор — Юдин Георгий Николаевич в номинации «Лучшая иллюстрированная книга». В номинации «Лучшая детская книга» победила книга «Под благодатным небом» под редакцией владыки Феодора (Поздеевского). В номинации «Лучшая книга для молодёжи» первое место заняла книга, составленная по дневникам Государыни Императрицы Александры Фёдоровны «Дарите любовь». В номинации «Лучшее справочное издание» победила книга «Прага православная» митрополита Христофора, блаженнейшего архиепископа Пражского. «Учебник церковного пения в 2-х томах» Вахромеева Варфоломея Александровича победило в номинации «Лучшее учебное издание». «Круг лета Господня. Времена года. Православные праздники» автора-составителя Ольги Нересовой заняло первое место в номинации «Лучшее художественное произведение». В номинации «Лучшая авторская книга» диплом I степени получила книга Священника Александра Дьяченко «Плачущий ангел». В номинации «Лучшая историческая книга» победителей не оказалось. Главный приз конкурса присудили Издательству Свято-Троицкой Сергиевой Лавры за книгу «Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием». Руководитель проекта архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин).

http://pravmir.ru/na-vystavke-pravoslavn...

Начат сбор средств на отливку мемориального колокола к 400-летию Дома Романовых 27 марта, 2012. Новостная служба Митрополит Ювеналий благословил сбор средств на отливку и установку мемориального колокола-благовестника к 400-летию Дома Романовых, которое в России будет отмечаться в 2013 году. 26 марта. ПРАВМИР. Митрополит Ювеналий благословил сбор средств  на отливку и установку мемориального колокола-благовестника к 400-летию Дома Романовых, которое в России будет отмечаться в 2013 году, сообщает Патриархия.ru . В качестве почина владыка внес из личных средств 50 тысяч рублей. Благотворительный фонд Великой княгини Ольги Александровны, который занимается сбором, возглавляет О.Н. Куликовская-Романова, супруга Тихона Николаевича, внука императора Александра III.   На мемориальном колоколе будет изображена Феодоровская икона Божией Матери, родовая святыня Дома Романовых. Вес колокола, который изготовят на колокололитейном заводе Н. Шувалова в городе Тутаеве Ярославской области, составит тысячу пудов (около 16,5 тонн). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/nachat-sbor-sredstv-na...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010