При сём обращая внимание что, кроме настоящего неблаговидного случая, были в виду и другие проступки, обнаруживающие некоторое расстройство нравственных правил между воспитанниками семинарии, преимущественно высшего отделения, – долгом поставляю напомнить начальникам и наставникам семинарии лежащую на них обязанность и ответственность заботиться не только об успехах в науках, но и о благонравии вверенных их попечению воспитанников, а потому предлагаю правлению семинарии: 1) усугубить надзор и попечение за нравственностью и поведением учеников семинарии строгим соблюдением преподанных для сего правил; 2) наблюсти на будущее время, чтобы никаким образом не были переводимы из низшего в среднее, а ещё более из среднего в высшее отделение такие семинаристы, которые сколько-нибудь опорочены в поведении и замечены в дурных правилах. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову (секретно), от 21 декабря за 4975, о преувеличенном значении письма семинариста Теляковского к воспитаннику Московской духовной академии Абрамовичу Получив секретное отношение вашего сиятельства, от 7 сего декабря за 3, с приложениями не без соболезнования узнал я, что неблаговидные выражения одного письма к воспитаннику Московской духовной академии Абрамовичу отнесены во множественном числе и на других учеников в Литовской семинарии, писавших к Абрамовичу и что письма эти были предметом хлопотливых сношений и последствий. По-видимому, вся важность этого дела произошла от подписи на письме Понятовский, которую употребил один из слабейших учеников высшего отделения семинарии Константин Теляковский – а между тем это ребячество. Известно, что в заведениях учебных вообще есть не очень-то похвальный обычай давать особые прозвища товарищам по их качествам или случайным обстоятельствам. Потому и в Литовской семинарии некоторые ученики имеют эти прозвища, данные им товарищами и в шутку употребляемые. За Теляковским, как я узнал из расспросов, водится прозвище Понятовского уже несколько лет, по случаю какой-то грубой ошибки в применении названия Понятовского совершенно другому лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

На ведомости об учениках духовных училищ, предполагаемых к переводу в семинарии, с показанием, на каком они были содержании, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: По ведомости сей нет нужных справок, по которым можно было бы заключать с точностью, кто из кандидатов заслуживает принятия на казённое содержание в семинарии. Посему предлагаю правлению оной: 1) всех упоминаемых по ведомости кандидатов, бывших в училищах на половинном или полном казённом содержании, принять и в семинарии на такое же точно содержание; 2) о тех из кандидатов, которые подали просьбы о принятии их на казённое содержание, представить мне своё заключение, со справками, соответственно моим резолюциям на их просьбах, и 3) остальным за тем кандидатам предоставить просить о принятии их на казённое содержание, если того пожелают. Литовской консистории, от 18 августа за 2692, о вызове священника Груздовской церкви Шумаковича к кафедральному собору, и об оштрафовании его на 10 руб. за удерживание у себя Униатского требника На рапорте кафедрального протоиерея, от 14 августа за 194, с донесением, что священник Груздовской церкви Шумакович преподаёт духовные требы по утаённому им Униатскому требнику, богослужение совершает ошибочно, церковное письмоводство ведёт неисправно, и даже не мог прочитать десяти заповедей, при том дочь его молится ещё по-польски, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Предлагаю консистории упоминаемого здесь священника Шумаковича вызвать к кафедральному собору для наставления и исправления, а с тем вместе оштрафовать его десятью рублями серебром в пользу Попечительства за недобросовестное удержание требника в противность предписаниям начальства. За прибытием Шумаковича, консистория представит мне своё заключение, какие следует принять меры к устранению неудобств по Груздовскому приходу от невежества священника Шумаковича. Литовской консистории, от 23 августа за 2762, о священниках Марьяновиче, Макаревиче и Плавском, говоривших поучения на польском языке, и о наблюдении, чтобы по Лидскому уезду священники произносили проповеди на русском языке или на местном русском наречии

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

По сим уважениям, долгом поставляю просить покорнейше Святейший Правительствующей Синод, не благоугодно ли будет по Литовской епархии назначить двух благочинных над монастырями, именно: архимандрита Виленского Святодухова монастыря Платона над пятью монастырями Виленской губернии и архимандрита Гродненского Борисоглебского монастыря Игнатия над шестью монастырями Гродненской губернии и Белостокской области, и производить им положенное по штату жалованье по 400 рублей серебром в год. Литовской консистории, от 5 сентября за 1198, о собрании и доставлении сведений о лицах духовного ведомства, занимающихся частною службою На рапорте Антопольского благочинного Горбацевича, от 4 сентября за 210, о некоторых лицах духовного ведомства в его благочинии, занимающихся экономическою частною службою, за неспособностью к церковным должностям по великому возрасту, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Предлагаю консистории собрать сведения, есть ли ещё по епархии, кроме здесь упоминаемых, и другие лица духовного ведомства, занимающиеся частными экономическими должностями и не могущие уже исправлять церковно-служительских должностей, и всем сим лицам представить мне именную ведомость, с поименованием и детей их, равно с пояснением, где и чему дети сии обучаются. Литовской консистории, от 5 сентября за 1205, о распоряжениях по случаю предположенного заведения в казённых селениях приходских училищ Препровождая при сём 8 печатных экземпляров последовавшего ко мне из Святейшего Синода указа, от 7 истекшего августа за 12073, об устройстве в казённых селениях приходских училищ, предлагаю консистории: 1) снестись с местными палатами государственных имуществ, в каких селениях и при каких церквах Литовской епархии предполагают они завести приходские училища, какие предметы будут в них преподаваться, сколько для каждого потребуется учителей, и какое для них положено будет вознаграждение; 2) сообразиться затем, при которой из церквей, где предположено завести приходские училища, имеются священно и церковнослужители, способные занять нужные в них учительские должности, а при которых нет, и

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

7) вменить в обязанность сдатчикам имений и духовным депутатам, чтобы они о сдаче каждого имения в казённое ведомство доносили немедленно консистории, с приложением одного экземпляра описи сданному имению, подписанного сдатчиком, приёмщиком и духовным депутатом, а консистория не оставит доносить мне о том всякий раз. Как могущие встретиться при сдаче имений недоумения и затруднения должны по большей части произойти или от недостатка нужных сведений, могущего устраниться справками из дел, в консистории хранящихся, или от недеятельности сдатчиков и духовных депутатов, требующих только скорейшего подтверждения: то, для избежания всякого замедления от излишней переписки со мною в С.-Петербург, я предоставил преосвященному Михаилу, епископу Брестскому, разрешать и удовлетворять все по настоящему предмету представления духовенства в консисторию и отношения гражданских начальств, сообщая только предварительно на моё усмотрение важнейшие сомнительные случаи и недоумения, о чём уведомил я ныне же начальников губернии Виленской и Гродненской. Святейшему Правительствующему Синоду, от 19 февраля за 222, с ходатайством об учреждении в Литовской епархии Попечительства для бедных По Православным епархиям учреждены Попечительства, и в распоряжение их отпускаются от Святейшего Синода суммы, для призрения бедных, сирот и вдов духовного звания. Между тем, такового Попечительства нет ещё по Литовской епархии, и епархиальное начальство не имеет способов вспомоществования бедствующим вдовам и сиротам духовного звания, особенно женского пола, хотя сиротам сим и вдовам гораздо труднее получить здесь между иноверцами пособие, нежели в других епархиях. По сему долгом поставляю представить о сём Святейшему Синоду и просить покорнейше об учреждении по Литовской епархии Попечительства о бедных духовного звания и об отпуске на сей предмет суммы по соразмерности с другими епархиями. Святейшему Правительствующему Синоду, от 19 февраля за 223, о причинах, по которым не могло быть сделано обозрение Литовской епархии в 1841 году

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1853 Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову (конфиденциально), от 2 января за 5, с дополнительными соображениями об открытии в Вильно училища для девиц духовного звания Конфиденциальным отзывом, от 16 истекшего декабря за 8719, ваше сиятельство уведомляете меня, что училища девиц духовного звания есть двух родов: одни состоящие под Высочайшим покровительством Государыни Императрицы и гласным попечительством Государыни Цесаревны, – другие учреждённые при монастырях, и что первые управляются независимо от епархиальных начальств, последние же состоят непосредственно в ведении оных. За сим ваше сиятельство требуете моего уведомления: какого рода училище для девиц нахожу я нужным по Литовской епархии, сообразно потребностям и обстоятельствам сей епархии. При решении сего вопроса нужно иметь в виду только одну местную населённость. В Ярославле, в Казани или другой внутренней местности, сплошное Православное население не только не препятствует, но, напротив, обеспечивает воспитание девиц в духе и правилах Православной Церкви: а потому и отдалённый надзор за училищами может быть достаточен. Вильно, напротив, и вся Литовская епархия, состоят в соприкосновении под влиянием элементов, чуждых и неприязненных Церкви Православной. Здесь, как известно по опыту, действия, противные пользам сей Церкви, кроются под самыми благовидными покровами, ускользающими пред взором всякого не вполне знакомого с местными обстоятельствами, так что иногда под видом пользы Православной Церкви представляют то, что для неё вредно. Притом же здесь нужно несколько иметь в виду и самое внутреннее состояние воссоединённого духовенства. Посему, если отдалённым надзором и назначением наставниц из С.-Петербурга может быть отвращено вполне означенное выше вредное местное влияние и самое воспитание соображено с обстоятельствами и потребностями здешнего духовенства (о чём я судить не в состоянии): то я желал бы предположенное в Вильно училище девиц духовного звания видеть под покровительством Государыни Императрицы и попечительством Государыни Цесаревны. В противном случае, лучше училище это оставить в числе второго класса, под исключительным влиянием епархиального начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

На протоколе её, от 12 января, о прекращении дела по доносам протоиерея Рыболской церкви Маркевича, относительно худой нравственности его прихожан, и о внушении ему иметь неослабное наблюдение за исправлением их, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Утверждается, с тем, чтобы ко внушению протоиерею Маркевичу присовокупить замечание: не виновен ли он сам в нравственном расстройстве его прихожан, которых он пастырем несколько десятков уже лет, и не следует ли ему озаботиться с пастырским рвением паче об их исправлении, нежели входить с обвинениями, обнаруживающими скорее его раздражительность, нежели духовную заботливость. Г. министру Императорского двора графу Адлербергу, от 3 февраля за 404, о получении присланного от Государя Императора живописного альбома Аиа Софии в Константинополе Получив при отношении вашего сиятельства экземпляр живописного альбома Аия Софии в Константинополе, назначенный мне Его Величеством Государем Императором , долгом поставляю принести моё благодаренье за этот лестный знак всемилостивейшего внимания. Грустно, очень грустно, смотреть на нынешнее поругание знаменитой нашей Константинопольской святыни. Ещё грустнее видеть восемь миллионов Православных христиан, томящихся под нестерпимым игом магометан. Да ниспошлет Господь конец этому поруганию и этому игу Правлению Литовской семинарии, от 4 февраля за 412, об учителях Рончевском и Спаском, а также надзирателях Тарановиче и Концевиче, не произносивших проповедей в назначенные дни На представлении его, от 4 декабря за 1341, с донесением, что не произносили проповедей в назначенные дни: учитель семинарии Рончевский и учитель Спаский по болезни, а надзиратели – Таранович по неприбытию тогда из вакации, и Концевич по непринятию цензором поздно представленной проповеди, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Предлагаю правлению семинарии: 1) заметить учителю Рончевскому уклонение его от исполнения обязанности, возлагаемой на него как на лицо духовного звания, и обязать его подпиской к произношению назначаемых ему проповедей, с тем, чтобы, в случае какого-либо препятствия, представлял о том своевременно начальству;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Но дабы таковое жалованье принесло действительную пользу, для выдачи оного я определяю следующие правила: 1) жалованье производить по истечении каждой трети; 2) не выдавать оного певчим, но хранить в особом сундуке за ключом регента певчего хора и за печатью эконома архиерейского дома; 3) из таковой суммы отпускать певчим деньги только в случаях особенной надобности, признанной регентом и экономом, и в количестве, ими определённом; 4) для записывания прихода и расхода сим деньгам иметь особую шнуровую книгу; 5) сбережённые деньги по жалованью каждого певчего выдавать по принадлежности уже при выпуске из семинарии, так чтобы всякий певчий имел тогда небольшую сумму, которая облегчит ему способы пристроиться к месту. Поставляю вам в обязанность, отец архимандрит, сообщив копии сего распоряжения регенту певчего хора и объявив оное помянутым выше певчим, делать по оному должное исполнение, как в отношении сих певчих, так и в отношении тех, которые впоследствии поступят в певчий хор из семинарии и училищ с назначением подобного жалованья. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 18 сентября за 2480, об окончательном оставлении Римско-католическим духовенством зданий по-кармелитского монастыря в Вильно Правление Виленских духовных училищ донесло правлению семинарии, что Римско-католическое духовенство, занимавшее здания упразднённого кармелитского монастыря, оставило оные в 5 день сего сентября, и что здания сии, в 7 день того же сентября, переданы окончательно из городского ведомства в ведение духовных училищ. Долгом поставляю довести о сём до сведения вашего сиятельства, имея честь быть. Литовской консистории, от 23 сентября за 2539, о приписании пяти богоугодных в Вильно заведений к приходу кафедрального собора На протоколе её, от 20 сентября, касательно распределения между Виленским духовенством пяти богоугодных заведений, по которым за исправление духовных треб положено денежное вознаграждение, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Основываясь на показании консистории, что все пять упоминаемые здесь богоугодные заведения состоят в пределах прихода, приписанного к кафедральному собору, равно принимая в уважение, что приход сей ограниченнее против прежнего количеством прихожан, а особенно пространством, тогда как число соборян увеличилось и штатными священнослужителями и случайно при соборе находящимися, я назначаю:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

При исполнении сего моего предписания, имеете вы, отец наместник, копию с оного сообщить настоятелю Троицкого монастыря, а другую представить к делу в консисторию. Начальнику Виленской губернии Жеребцову, от 24 мая за 1320, с просьбою о передаче в Православное ведомство зданий упразднённого в Вильно кармелитского монастыря Г. синодальный обер-прокурор генерал-адъютант граф Протасов, отношением от 2 сего мая, уведомляет меня, что о передаче в Православное духовное ведомство зданий упраздненного по-кармелитского монастыря в городе Вильно сносился он с г. министром внутренних дел, который не нашёл со своей стороны препятствий к уступке упомянутых зданий из городского в духовное ведомство, с тем, чтобы сие последнее возвратило городу суммы, издержанные им по содержанию и устройству тех зданий, со дня приёма до передачи оных. С тем вместе г. действительный тайный советник Перовский сообщил графу Протасову, что на сию уступку нужно испросить особое Высочайшее разрешение. О таковом предположении граф Протасов имел счастье всеподданнейше докладывать Государю Императору, и Его Императорскому Величеству благоугодно было на оное изъявить Высочайшее соизволение. Затем г. синодальный обер-прокурор присовокупляет, что о сём Высочайшем соизволении объявлено им Святейшему Синоду и г. министру внутренних дел для зависящего распоряжения. За отсутствием г. генерал-губернатора и по предстоящему мне скорому выезду из города Вильно, долгом считаю обратиться к вашему превосходительству и просить покорнейше: 1) распорядиться, чтобы означенные выше здания кармелитского монастыря со всеми принадлежностями переданы были в духовное Православное ведомство, по назначению преосвященного Ковенского, которому дано от меня на сей предмет особое распоряжение, и чтобы передача сия была ускорена по возможности, так как в зданиях тех необходимо устроить к осени помещение для уездного и приходского духовных училищ со 100 казённокоштными воспитанниками; 2) привести на законном основами в точную известность сумму, какая должна быть возвращена городу за издержки по содержанию и устройству сказанных зданий, со дня приёма до дня передачи оных, и о том меня уведомить для представления по принадлежности о возвращении сей суммы городу. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 25 мая за 1327, о назначении пособий начальникам и наставникам семинарии на перемещение их в Вильно

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

4) обеспечится поддержание отличного по построению Борунского монастыря с его церковью, весьма полезною по положению среди иноверцев и имеющею на них давнее влияние. Покорнейше прошу посредства вашего сиятельства, чтобы означенные выше предположения мои приведены были в действо, если признаны будут начальством заслуживающими уважения. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 7 января за 39, с ходатайством о совершенном закрытии Березвецких духовных училищ В 10 день октября 1845 года за 2710, относился я к вашему сиятельству насчёт закрытия Березвецких духовных училищ, по малому числу учеников – всего 12 человек с тем, чтобы впоследствии эти училища при благоприятнейших обстоятельствах могли быть восстановлены, а между тем штатная их сумма употребляема была на умножение казённокоштных учеников при Виленских и Жировицких духовных училищах. Получив ответ, что по порядку, заведённому в духовно-учебном управлении, предположения мои не могут быть приняты, я, не желая лишать скудную ещё учебными средствами Литовскую епархию штатной суммы, предназначенной на Березвецкие училища, остановил без дальнейшего хода это дело, тем более, что надеялся на умножение впоследствии числа учеников сих училищ. Между тем надежды мои не сбылись. В настоящем году в Березвецких училищах состоит только 16 учеников. Причина этой малочисленности воспитанников заключается в близости Полоцких училищ, хотя другой епархии, и в дорогом содержании в Березвече по местным обстоятельствам, – так что некоторые родители из тамошних окрестностей находят для себя выгоднейшим отправлять детей своих в Виленские духовные училища за 200 вёрст и платить здесь полное за них казённокоштное содержание. Таким образом, уже испытано, что дальнейшее существование Березвецких училищ почти бесполезно. Пока ожидаемы были последствия этого опыта, правление семинарии вошло ко мне с представлением о производстве починки дома Березвецких училищ, требующей по смете 1.185 рублей 88 коп. серебром, и обстоятельство это заставляет меня решиться войти по сему делу с новым представлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

6) поставить в обязанность сдающим имения и духовным депутатам наблюсти: a) чтобы в казённое ведомство сданы были самые населённые имения, то есть с крестьянами, земли же, отдельные от сих имений и к ним не принадлежащие, каковы, например, небольшие земли, находящиеся при самих монастырях Борунском, Гродненском, Бытенском, а также Тороканского в городе Кобрине при доме тамошнего уездного училища, оставлены были при монастырях; b) чтобы движимое имущество и скот, принадлежащие имениям, то есть фольваркам, в казну сдаваемым, сданы были тоже в казённое ведомство, имущество же и скот, собственно принадлежащие семинарии и монастырям, были оставляемы за сими заведениями; c) чтобы хозяйственные продукты и припасы, составляющие собственно годовой доход от имений, если таковые находятся по имениям, сдаче подлежащим, перевезены были в семинарию и монастыри, за исключением части продуктов, долженствующих остаться при имениях по силе инструкции; d) чтобы при сдаче имений в казённое ведомство выделены были из них для монастырей узаконенные угодья, действительно для них полезные и удобные, преимущественно вблизи монастырей, там особенно, где монастыри находятся среди имений, сдаче подлежащих; е) чтобы, однако же, несогласие между гражданскими чиновниками, принимающими в казну имения, и духовными, сдающими оные, относительно распределения движимого имущества и скота, а также наделения монастырей угодьями, ни в каком случае не приостанавливало самой сдачи имений, но чтобы о таковом разногласии сдающие имение духовные лица и духовные депутаты представляли обстоятельно в консисторию для разрешения впоследствии, самая же спорная движимость и припасы оставались, на основании инструкции, впредь до разрешения, в ведении и хранении монастырских начальств и правления семинарии, а угодья сдавались тоже до разрешения казённому ведомству; и f) чтобы относящиеся к имениям подлинные документы, или копии с оных, находящиеся на месте, передаваемы были сдатчиками приёмщикам при точных описях, о тех же документах, которые хранятся в епархиальном управлении, представляемо было в консисторию для отсылки оных в палаты государственных имуществ;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010