Как бы то ни было, в это время чудотворной иконе Божией Матери перенесенной позднее во Влахернский храм, уже приписывалась особая роль в судьбах христианской империи. Это отношение способствовало формированию иконографического типа византийского по преимуществу, который в IX в. окончательно вырабатывается и получает наименование «Одигитрия» 164 . Сирийские прототипы Одигитрии, уже многочисленные в VI в., изображают Богоматерь стоящей и держащей на левой руке полулежащего спеленутого Младенца. Эти изображения изменяются под влиянием византийского понимания. Иконы Одигитрии, создаваемые в Византии, изображают Младенца Христа всегда прямо сидящим на левой руке Богоматери: здесь Он уже не грудной младенец, а тип Христа Эммануила; это «превечный Бог», исполненный премудрости, несмотря на свой юный возраст. Облаченный в одеяние славы – гиматий, разделанный золотом, – Христос Эммануил держит в левой руке свиток, а правой благословляет, глядя прямо перед Собой. Богоматерь стоит прямо и величественно, без выражения какой-либо нежности к Сыну. Она смотрит на зрителя или же отводит взгляд в сторону, поверх головы Младенца. Поднятая к груди рука может выражать жест молитвы, но скорее это жест указующий. Богородительница указывает людям на Сына Божия, через Нее пришедшего в мир. Можно понять этот жест и как царственный, представляющий Ее Сыну верующий народ, на что и отвечает Христос Эммануил Своим широким, величественным жестом благословения. Богоматерь Одигитрия. Рисунок Л. А. Успенского Икона Одигитрии, созданная в Византии, напоминает ритуальным распорядок императорского дворца, где жизнь «порфирородного» монарха превращалась в ряд официальных церемоний, в которых подавлялось всякое выражение человеческого чувства, дабы выявить священный характер императорского достоинства. Однако в то же время эта величавая отрешенность, чуждая всякому выражению человеческих эмоций, лучше всего соответствует догматическому смыслу иконы, являющей Богоматеринство Приснодевы с Христом Эммануилом. Богоматерь Одигитрия на троне. Моливдовул. 717–720 г. ГЭ Богоматерь Одигитрия в рост с младенцем. Моливдовул. XIV в. ГЭ Тип Одигитрии породил множество иконографических вариантов, освященных явлением чудотворных икон и носящих различные наименования. Здесь мы воспроизводим три списка с икон Богоматери Одигитрии, почитаемых в России: чудотворные иконы Богоматери Смоленской, Тихвинской и Казанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

VI. Изображение Б. М. Оранты с воздетыми руками и Эммануилом на груди. Тип иконы Б. М. Знамения. Здесь дан обширный материал для истории основного типа и его вариантов. VII. Изображение Б. М. сидящей на престоле и держащей И. X. на коленях. Перевод икон Печерской Б. М. Автор сближает этот перевод с Кириотиссой – Никопейей и дает обширные материалы для истории типа, при чем предлагает некоторые догадки о генезисе этого идеального изображения, сближая его с изображениями исторических сцен поклонения волхвов и даже с иконным переводом «Собор Пресвятыя Богородицы». VIII. Изображения Б. М. держащей. И. Христа на левой или правой руке – тип Одигитрия. Разновидности его. Вопрос о происхождении Агиосотириссы. Иконы – Иерусалимская и Гребневская. На древнейших изображениях Одигитрии Богоматерь представляется во весь рост с Младенцем на левой руке (папирус Голенищева), а в греческой и русской иконописи распространен тип Одигитрии поясной. Икона Одигитрии едва ли не самое распространенное изображение на византийских печатях: из них некоторые восходят к доиконоборческому периоду. Автор доказывает это ссылками на моливдовулы. За этими древнейшими моливдовулами указывается целый ряд других, относящихся к эпохе после иконоборства. К этому типу относятся также – мозаичное изображение в Торчелло, рельефное в ц. св. Марка в Венеции, икона Одигитрии Смоленской, Краснопольской или Старорусской, Седмиозерской, Петровской, Римской (in S. Eustachio), Витербской (в Италии), Ченстоховской, Мохнатинской, Генуэзской, Афинской, Чнмабуэ (национ. галерея в Лондоне), Скоропослушницы (в Мессине), Пизанской, Иерусалимской и Гребневской. IX. Изображение Б. М. в разных моментах её жизни в моливдовулах. Благовещение с рукодельем, Рождество Хр., Распятие И. Х. (в V–VI вв.), Успение Б. М. (в XII в. с жидовином), бегство в Египет. Из числа всех этих типов классическими византийскими являются изображения: Влахернской Оранты, царицы небесной в типе Никопейи и Халкопратийской молящейся за мир. До сих пор на моливдовулах не найдены: Богоматерь в типе изображения на артосной панагии в Руссике, Муромская, Умягчение злых сердец; но это уже не основные типы, а производные; так, например, Шуйско – Смоленская – тип производный от Одигитрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

www.kharkov.com/news/ К числу старейших храмов города относилась и Дмитриевская церковь. Благочестивые жители г. Харькова, чтя память святого великомученика Дмитрия Мироточивого Селунского и твердо веря в его защиту от врагов во время татарских набегов, «на окраине города», к 1689 году отстроили Свято-Дмитриевский храм, как «великому в бедах поборнику, языки побеждающий». Надежда харьковчан оправдалась. Татары, опустошая Украину, неоднократно подходили и к Харькову, но «заступничеством Св. влмч. Дмитрия всегда были отражаемы». В 1764 году первый деревянный храм, находящийся рядом с кладбищем, обветшал. Его разобрали и вместо него построили новый, тоже деревянный. 19 ноября 1804 года от огарка свечи, брошенного не затушенным в ящик, храм сгорел до основания, «со всею утварью, ризницею и образами». Только через несколько дней после пожара в пепелище была найдена совершенно не пострадавшая икона, писанная на дереве, Божией Матери-Одигитрии Смоленской. 6 февраля 1805 г. было получено разрешение на постройку новой каменной церкви, на один престол. В 1808 году новую церковь освятил преосвященный епископ Христофор. В 1841 г. увеличился приход и была заложена теплая церковь в виде пристройки к прежней двух боковых приделов: южного в память явления Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (храм 26 июля) и северного в память преставления преподобного Сергия Радонежского чудотворца (храм 5 июля и 23 сентября). Тогда же возвели и колокольню. Дмитриевская церковь была хранительницей замечательных святынь: иконы Божией Матери-Одигитрии Смоленской, удивительно сохранившейся от огня; по преданию, святая икона существовала в церкви со времени основания первого храма. На эту икону был возложен св. Животворящий крест, в котором хранились частицы мощей св. арх. Стефана, влмч. Феодора Тирона, Иоанна Златоустого, Иоанна многострадального и св. Мчч. Феклы и Иулиты. Другая икона, тоже Божией Матери-Одигитрии Смоленской, «большого размера, писана, как видно из надписи, в 1804 году, вскоре после пожара».

http://sobory.ru/article/?object=04215

Описание иконы Одигитрия Смоленская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, весьма древнего происхождения. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — об этом не сохранилось вполне ясных и достоверных сведений. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Так как эта икона сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Царьграда в Черниговское княжество, то отсюда будто бы и сама икона получила наименование Одигитрии, т. е. «Путеводительницы». Существует также другое объяснение наименования Одигитрии. Думают, что Смоленская икона Одигитрии представляет из себя список с Одигитрии Влахернской (сведения о ней см. под 7 июня), так как имеет с ней большое сходство в изображении; а потому Смоленская икона, как копия, вполне естественно заимствовала и подобное же наименование. Следует отметить и еще одно весьма распространенное сказание,[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Смоленская Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Смоленская " Молитва первая О Пречудная н Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей [...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Смоленская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Одигитрия " Тропарь, глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от [...] Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Смоленская Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Смоленская " Кондак 1 Избранней от всех родов, Небеси и земли Царице, Пресвятей Богородице Одигитрии, яко избавльтеся от вечныя смерти благодатию от Тебе рождшагося Христа Бога нашего и Твоим Мат[...]

http://pravicon.com/icon-234

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская (что была над Днепровскими воротами, 1602) " Описания иконы Чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году Источник: Сайт " Смоленская и Калининградская епархия Русской Православной Церкви " [до 2008] В Успенском кафедральном соборе Смоленска находится чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году. История ее такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными, Фроловскими, воротами у Днепровского моста. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем. К началу войны 1812 года находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и Чудотворная икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии и икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии. 25 августа по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед нее был отслужен молебен с колен[...] Смоленская икона над Днепровскими воротами Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В Смоленске есть еще другая икона Божией Матери Одигитрии, пользующаяся также благоговейным почитанием среди жителей города [как и Одигитрия Выдропусская - прим. tol]. Эта икона написана в 1602 году и в 1666 году она вместе с вышеупомянутой иконой Одигитрии была в Москве для поновления живописи. До 1727 года эта икона стояла в башне, над Днепровскими воротами, под нарочито устроенным для этого шатром. В 1727 году правитель губернской канцелярии Длотовский получил позволение на свои средства выстроить над воротами деревянную церковь. Через два года была закончена здесь постройка церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Наступило время для освящения храма. Благочестивый строитель постился, исповедывался и в самый день освящения приобщился Святых Таин. После причащения подошел он к иконе Одигитрии с радостными слезами благодарности и восторга, пал перед нею на колени, сложил крестообразно руки, преклонил до земли голову и тут же тихо скончался, точно уснул. В 1802 году над Днепров[...]

http://pravicon.com/icon-703

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская Красностокская " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия Красностокская КРАСНОСТОКСКАЯ Красностокская икона Божией Матери прославилась истечением мира. Святыня находилась в Красностокской женской обители на севере Сокольского уезда Гродненской губернии. Выполнена в виде складня во времена царя Алексея Михайловича. В половине XVI столетия образ был пожертвован русским князем Урусовым во время похода с Московским войском против Литвы. Праздноваие иконе установлено 20 октября (7 ст. ст.). Белоруссия г. Гродно ул. Новозамковская, 2 Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Красностокская - описание Чудотворная Красностокская икона Божией Матери. Православный подлинник, привезенный беженцами с родины и размещенных в Екатерининской пустыни, была редкой красоты чудотворная Красностокская икона Божией Матери. История написания ее еще не разгадана. По русской версии — это копия с православного подлинника, попавшего на территорию Польши во времена военных походов государя Алексея Михайловича. По польской версии, икона является оригинальным произведением немецкого художника И.Шреттера — протестанта, перешедшего в католичество. Красностокский женский монастырь. Описание иконы Одигитрия Красностокская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В северной части Гродненской губернии, в Сокольском уезде, на вершине одного из холмов расположена женская Красностокская обитель. В величественном каменном храме этой обители находится ее главная святыня — образ Божией Матери. Устроена эта икона в виде складня и относится ко временам царя Алексея Михайловича. Предание говорит, что образ этот принесен был в дар православной церкви одним из русских князей Урусовых. Это было в XVI столетии, во время похода этого князя с московскими войсками против Литвы. Когда в русско-литовских краях распространилось католичество, образ этот достался в собственность монахам доминиканского ордена, в костеле которого он и находился до второй половины XIX столетия. В это время костел был обращен в православную церковь, и икона снова перешла к православным. В 1877 году, 7 октября, образ Красностокской Богоматери прославился истечением мира. До 8 сентября 1901 г. икона хранилась в алтаре из опасения, чтобы ее не похитили католики. Для народного же покл[...]

http://pravicon.com/icon-378

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010