I.Oбoзpehue его истории Обитель эта, достопамятная в истории Москвы, занимает местность, замечательную по своему положению и значению. Через подмосковное широкое поле, или вернее, широкий дол у подошвы Воробьевых гор, на берегу Москвы-реки, прежде лежал тракт на Смоленскую дорогу; оно издревле слывет Девичьим, а по народному сказанию, Дедове или Деводе. Отдаленное предание относит такое название поля ко временам Монголо-Татарского владычества над Россией, когда будто «Москвичи приводили туда девиц в дань варварам, а при отдаче их, подносили на головах своих Монголо-татарским послам молоко и мед в серебряных вызолоченных чашах» 1 . Но Девичье поле, сколько нам известно, было не в одной Москве; оно упоминается летописями в XIV веке под Коломною на Оке, еще находится в Александровском уезде Херсонской губернии, в Куявах Блудковской парафии и в других местах. Это самое тождество названия поля в разных краях наводит тень сомнения на подлинность предания о постыдной дани Татарам, и скорее намекает на игрища народные, коих позорищем искони бывали поля. Между полей, по сказанию Преподобного Нестора, описавшего нам нравы и обычаи Радимичей, Вятичей и Севера, «сходились юноши и девицы на игрища, и там умыкаху жены себе» 2 . Местное же предание производит такое название от того, что исстари на это поле девицы гоняли коров. В 1398 или 1399 году через Девичье поле возвращалась в Москву из Смоленска с детьми своими Великая Княгиня София Витовтовна, которая туда ездила для свидания с родителем своим Великим Князем Литовским. При расставании с нею, Витовт и мать ее благословили ее «иконами, обложенными златом и серебром, чудными зело.» 3 Так говорят наши летописи Троицкая, Архивская и Никоновская; но позднейшие писатели утверждают, будто эта Великая Княгиня привезла из Смоленска чудотворную икону Одигитрии, т.е. путеводительницы 4 , которую древнее предание выдает за первонаписанную Св. Евангелистом Лукою; по преданию, она сопутствовала в Россию из Греции Царевне Анне, супруге Великого Князя Владимира I, а в Смоленск принесена 1077 года, Смоленским Князем Владимиром Мономахом 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

После революции Лопатинский сад был переименован в парк имени Соболева, а у подножия памятника защитникам Смоленска появились захоронения видных участников революции и Гражданской войны – могилы В. З. Соболева, В. И. Смирнова, Е. И. Гарабурды, а также краснознамёнца Б. А. Корфельда и курсантов пехотных командных курсов, участвовавших в подавлении Кронштадтского восстания. Плац-парадную площадь ликвидировали, а на её месте построили стадион. После окончания Великой Отечественной войны там же был похоронен погибший в 1942 году партизан Г. И. Пайтеров. Впрочем, история Лопатинского сада и до революции не была безоблачной. Видный смоленский краевед Иван Иванович Орловский в своей книге «Смоленская стена. 1602—1902» так охарактеризовал состояние парка в начале XX века: «Теперь этот сад снова заброшен, и вместо эстетического и исторического элемента в нём является преобладающим элемент питейно-увеселительный». Однако в 1902 году единственным питейным заведением в парке был ресторан. В 1979 году институт «Смоленскгражданпроект» разработал проект комплексного благоустройства этой территории, который был реализован в 1980-х годах. 8 июля 2019 года во время раскопок на Королевском бастионе археологии нашли останки (одноногий скелет), которые принадлежат одному из ближайших соратников Наполеона генералу Гюдену. Сегодня парку вернули прежнее название, а его территория значительно расширилась. Множество аттракционов, летних кафе, танцевальных площадок сочетаются с историческими объектами, которые поддерживаются силами Администрации города и Лопатинского сада. Памятник защитникам Смоленска 1812 года Смоленский памятник по проекту Антонио Адамини отлит из чугуна в Петербурге на Александровском литейном заводе. Его высота – около 26 метров, а общий вес – около 250 тонн. Во время установки монумент располагался на плац-парадной площади, где проходили военные учения, парады и торжественные молебны смоленского гарнизона. Памятник имеет вид высокой многогранной пирамиды на круглом ступенчатом основании, вокруг пирамиды размещены 8 пар колонн с позолоченными орлами. Пирамида заканчивается главой в форме луковицы с бронзовым позолоченным крестом. Вверху, в промежутках между колоннами, помещены художественные изображения медалей 1812 г. На восточной стороне, между двумя парами колонн, в особой нише, дано изображение Смоленской Божией Матери Одигитрия. Ниже иконы укреплена металлическая доска с рельефным планом Смоленского сражения (копия; подлинная из цветного металла утрачена в годы войны 1941-1945 гг.). На цоколе сделаны надписи: названы фамилии генералов, которые командовали русскими войсками, защищавшими Смоленск; обозначено число сражающихся и павших под Смоленском воинов с обеих сторон. На гранях между надписями расположены восемь рельефных изображений мечей.

http://ruskline.ru/politnews/2023/11/20/...

Важно подчеркнуть, что первые значимые результаты налаживания государственно-церковных отношений в Смоленской области были достигнуты раньше изменения официальной религиозной политики в стране. Подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси стала поводом для последней в истории СССР атеистической кампании по «разоблачению заслуг Русской Православной Церкви в формировании русской культуры и государственности», а предпринимаемые со стороны Церкви попытки поставить вопрос о необходимости коренных изменений в этой сфере не находили понимания у руководителей государства. Здесь необходимо упомянуть о двух событиях 1986 г. В марте было принято постановление «О мерах по противодействию клеветнической клерикальной зарубежной пропаганде в связи с 70-летием Великой Октябрьской социалистической революции», в котором указывалось на необходимость тщательного контроля за деятельностью религиозных организаций. В ноябре Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев в своем выступлении в Ташкенте призвал вести решительную борьбу с проявлениями религиозности. В Смоленской области 1986 и 1987 гг. были отмечены событиями, прямо противоречащими официальному курсу государства в отношениях с Церковью. 25 июня 1986 г. было получено разрешение от Совета по делам религий на строительство нового деревянного храма в поселке Монастырщине. В 1987 г. был открыт Петропавловский приход в г. Ярцеве — первый приход, созданный на Смоленской земле в годы советской власти. Заметные изменения в отношениях Церкви и государства произошли во время широкого празднования 1000-летия Крещения Руси. В Смоленской области событие было отмечено не только церковными торжествами, но и многими тогда еще непривычными для региона общественными мероприятиями с участием ведущих российских ученых, видных отечественных и зарубежных церковных деятелей. В Смоленске празднование 1000-летия Крещения Руси было приурочено ко дню Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Тысячи смолян стали участниками праздничных богослужений. По случаю празднования состоялся прием у председателя Смоленского облисполкома А.И. Орлова.

http://patriarch.patriarchia.ru/vzaimoot...

Второй раз икона побывала на Бородинском поле в 100-летний юбилей Отечественной войны в 1912 году, где во время праздничных торжеств перед ней молился император Николай II. Третий раз она оказалась на Бородино в 2012 году во время торжественных мероприятий празднования 200-летнего юбилея войны с Наполеоном. Ход реставрационных работ: На реставрацию икона поступила под плотным слоем многочисленных записей и сильно потемневших лаковых плёнок, поверх которых фон был выкрашен грубой серебристой краской. Поэтому по внешнему виду невозможно было составить какое-либо представление о художественных особенностях подлинного древнего изображения на иконе, невозможно было видеть подлинные краски древнего произведения. Перед реставраторами ГосНИИР были поставлены две ключевые задачи, которые решались с учётом особого статуса иконы, имеющей первостепенное историко–культурное, научное и художественное значение, а также почитающейся как чудотворная святыня Смоленской земли. Во-первых, было необходимо максимально тщательно и чрезвычайно осторожно провести раскрытие иконы от потемневших лаков и позднейших поновлений. Во-вторых, надо было окончательно развеять сомнения о времени появления данной иконы в Смоленске, которое предание связывает с вкладом царя Бориса Годунова. Уже предварительное обследование памятника (рентгенографирование, съемка в УФ- и ИК-лучах) отразили сложнейшую картину сохранности авторской живописи иконы, наличие многочисленных разновремённых записей и грунтовых чинок. Поэтому на первом расширенном реставрационном Совете (23.11.2012), на котором присутствовали представители всех ведущих реставрационных организаций Москвы, было решено проводить раскрытие всей живописной поверхности произведения с использованием бинокулярного микроскопа. Применение микроскопного контроля позволило работать с микроповерхностью красочного слоя иконы за гранью возможностей обычного человеческого зрения. Этим было обеспечено максимально высокое качество расчистки. За два полных года реставраторы проделали огромный объём работы, который потребовал значительных усилий и применения всего спектра профессиональных навыков и новейших научно-реставрационных методов. Одновременно на иконе трудились по четыре – пять реставраторов, и, в то же время, их работа была построена по чёткому, предварительно продуманному плану, который был соотнесён с графиком проведения фотофиксаций и приборно-технологических исследований. Реставрационная документация по иконе включает в себя помимо традиционной текстовой части и фотографий общих видов также подробнейшую специальную съёмку (макросъёмку и фотофиксацию микрофрагментов), что позволяет тщательнейшим образом отразить всю сложность проведённых реставрационных процессов.

http://pravoslavie.ru/76879.html

Чита), а припев подпевали все участники Гала-концерта, вышедшие на сцену Летнего амфитеатра. Воодушевленная публика рукоплескала стоя и дружно подпевала конкурсантам, гостям и членам жюри фестиваля! В этом году кроме традиционного велопробега Москва -Минск добавился еще и автопробег, что сделало фестиваль " Небо славян " еще более разноплановым. Весомым дополнением к фестивалю стало посещение колонии, где перед сотнями заключенных молодых людей выступили с пастырским словом протоиерей Александр Рахунок, руководитель молодежного отдела Витебской епархии, и известный московский проповедник, один из ведущих " Радио Радонеж " отец Олег Стеняев, а православные барды Алексей Кириллов и Сергей Учанейшвили поделились с узниками своими песнями. Не остались участники фестиваля в долгу и перед памятью доблестных предков, защищавших нашу общую землю. У памятника героям Отечественной войны 1812 года в Витебске была отслужена панихида и возложены цветы. И далее, в Крестном ходе неоднократно, проходя мимо воинских захоронений служились поминальные литии по защитникам Отечества, " положившим жизнь за други своя " . По окончании фестиваля, после проливного дождя, лившего всю ночь, ребята отправились в традиционный Крестный ход " Общий путь - Одигитрия " из Витебска в Смоленск, протяженностью почти 130 километров! Ничто не смогло испугать решительно настроенных участников Крестного хода, возраст которых колебался от 7 лет до 70! В их числе были священнослужители и православные барды из братских славянских стран. Нелегкий пятидневный путь облегчали песни авторов-исполнителей и увлекательные беседы протоиерея Олега Стеняева, иногда тоже певшего песни вместе с отцом Александром Рахунком, которые давали крестоходовцам духовный и душевный заряд на привалах! А по вечерам а местах ночевок в поселках и городках Лиозно, Рудня, Галынки и Гнездово проходили миссионерские концерты с беседами о. Олега и конкурсами-викторинами с участием зрителей и вручением призов! В предместьях Смоленска Крестный ход посетил мемориал памяти жертв репрессий 30-х годов в Катыни, где была отслужена поминальная лития.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/03/...

По вражьему наущению, он не стал вкушать пищи, думая этим угодить Богу и впал в прелесть. О таком искушении о. Мельхиседеку было во сне откровение Божие. По пробуждении от сна, он, сотворив обычное свое правило, отправился в лес. Проходив более полусуток, он, наконец, при помощи Божией нашел эту хижину, сотворил молитву и начал стучаться в дверь. Не скоро пустынник отворил ему. Войдя в хижину, старец приветствовал его и облобызал. Затем они уселись. О. Мельхиседек мысленно просил Бога вдохновить его даром слова к уврачеванию впавшего в искушение брата. По некотором молчании старец Божий начал вопрошать пустынника: давно ли он здесь живет? какого правила придерживается в жизни? как и чем питается и пр. Такой умной и ласковой беседой старец совершенно оживил унылый дух пустынника. Затем он попросил у него чего-либо вкусить. Исаия предложил ему несколько сухарей и чашу воды, а сам стал от него поодаль. Старец Мельхиседек просил его разделить с ним трапезу. Исаия, боясь нарушить свой пост, отказался. Старец вторично просил его, хотя за святое послушание, вкусить с ним пищи. Тогда пустынник отведал пищи в самом малом количестве. За такое послушание он отогнал от себя беса, наложившего на него пост неистовый. Пустынник, уразумев самообольщение, усердно благодарил старца и просил принять его к себе в сожительство, обещаясь служить ему до конца своей жизни. Просьба его была принята. В недалеком расстоянии от келлии о. Мельхиседека спасался другой пустынник – Андрей, тоже постник, долгое время одержимый хулительными и блудными помыслами. Он испек себе хлеба из муки и пепла. Когда же он вкусил этой смеси, то утроба его затворилась, и сам он сделался недвижим. В то время было о. Мельхиседеку откровение через икону Смоленской Божией Матери Одигитрии, при следующих обстоятельствах. По окончании вечернего правила, старец задремал; в это время видит он во сне Пресвятую Богородицу. «Что спишь, старче, – рекла Она ему, – восстани и иди к пустыннику Андрею, он впал в прелесть и находится в опасном положении».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Личное шито слабокрученым шелком песочного цвета «в раскол» «по форме» с небольшими сероватыми оттенениями. Черты ликов, волосы Младенца контуры рисунка, складки одежд и другие детали прошиты темно-коричневым. Мафорий Марии и гиматий Младенца шиты пряденым золотом с тонкой красной прикрепой швом «черенок», хитоны – сканым серебром с голубым шелком. Нимбы шиты пряденым золотом (швы – «ягодка», «двойная ягодка») и окружены рельефной золотной «веревочкой». Свиток и монограммы на фоне ( мр у, іс хс) шиты серебряной пряденой нитью. Также вязью на каймах из коричневой камки шит тропарь Смоленской Богоматери (гл. 4). Он начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на первых двух направлены внутрь произведения, на двух других – наружу: к бце прилжно ни притец гршниі съ смирениемъ припадающе і поканіе//вопиюще из глубины дшевным вдчце помози мардовавши на ны по(т)шис ко//ізгибаемы т множства грховъ не тврати раб свои тщи те бо едину помощьнцу імамы//не имам іно помощи не іма(м) іно надежда ра(з)в тебе вл(ады)чц(е) твои помо(з) тщс на(д)е(м) тбою хвал(иму) тво(и) бо са(ми) раби… 612 . Подкладка из голубой тафты. СОХРАННОСТЬ В личном шитье местами имеет утраты нитей (виден фон). Ткани фона имеют штопки, помяты и загрязнены. Подкладка пришита при поновлении в XIX в. (?), имеет прорывы, заплаты, выцвела и загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Голубая сканая с серебром нить на рубашке Младенца дает основание определять этот вариант Одигитрии как «Богоматерь Смоленская», что подтверждается и песнопением этой иконе на кайме плены. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат тонкий рисунок, тщательное шитье личного почти без оттенений при развитом золотном шитье, а также характер надписи. источники Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12221. 72. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва (?), конец XVI в.; каймы – вторая половина XVII в. Атлас (XVII в., иностранное производство), камка (XVII в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Изображения святых могут быть оглавными, оплечными, поясными, в полный рост. Перед Христом и Богоматерью, сидящими на престолах или стоящими в полный рост, иногда предстоят в молении избранные святые (на иконах «Спас Смоленский», «Богоматерь Печерская», «Богоматерь Боголюбская», «Богоматерь Максимовская» и др.). Порой святых писали в окружении отдельных небольших композиций на темы их жизни – так называемых житийных клейм, а Богоматерь – в окружении клейм на тему акафиста (своего рода прославляющей ее поэмы). Поэтому в названии такой иконы добавляется – «с клеймами жития», «с клеймами акафиста», «с клеймами деяний». Большую группу составляли иконы, посвященные евангельским событиям; их писали не только для праздничного ряда, но и как особо почитаемые – храмовые, и как аналойные, и как просто домовые. Местные, или храмовые, иконы обычно отличаются большими размерами от аналойных и икон с «праздниками», но написанных для домашнего обихода. Среди изображений Богоматери существует несколько основных иконографических типов: Одигитрия, Елеуса, Знамение, Оранта и другие. Вообще существует более двухсот иконографических «изводов» (типов изображений) Богоматери, названия которых порой связаны с наименованием местности где их или особо почитали или где они появились впервые: Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская и другие. Всего существовало только в России порядка шестисот наименований особо чтимых икон, иконографически, однако, восходящих примерно к двумстам основным «изводам». Изображения Богоматери с младенцем чаще всего поясные, но могут быть оплечные (Петровская и другие – ростовые, например, Боголюбская); иногда Богоматерь представлена сидящей на троне. Весьма распространен тип Одигитрии (Путеводительницы). Он представляет собой поясное изображение Богоматери с младенцем Христом, сидящим на ее левой руке (реже на правой). Головы их почти фронтально повернуты к зрителю. Правая рука Христа в благославляющем жесте; в левой руке у него свернутый свиток. Свободную руку Богоматерь держит перед грудью, как бы указывая на младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

Высота монумента Героям сражения за Смоленск 4-5 августа 1812 года (так он именуется официально) составляет 26 метров, а общий вес — более 200 тонн (12757 пудов, или 208960 кг). Он имеет вид высокой многогранной пирамиды на круглом ступенчатом основании, вокруг пирамиды размещены 8 пар колонн с позолоченными орлами. Пирамида заканчивается главой в форме луковицы с бронзовым позолоченным крестом. Вверху, в промежутках между колоннами, помещены художественные изображения медалей 1812 года. На восточной стороне, между двумя парами колонн, в особой нише помещено изображение Смоленской Божией Матери «Одигитрии». Ниже иконы укреплён металлический барельеф с планом сражения 4-5 августа. Подлинный барельеф из цветного металла утрачен во время Великой Отечественной войны, в наши дни на его месте копия. На цоколе сделаны надписи: названы фамилии генералов, которые командовали русскими войсками, защищавшими город; обозначено число сражающихся и павших под Смоленском воинов с обеих сторон. На гранях между надписями расположены восемь рельефных изображений мечей. Его открытие сопровождалось праздничным богослужением, крестным ходом, торжественным обедом для губернской элиты и балом. Памятник явился первым монументом в честь Отечественной войны 1812 года в Смоленске. В 1842 году памятник в память Смоленского сражения 1812 года был передан в военное ведомство по описи, которую составил архитектор Ф.Ф. Фиксен. В ней педантично описаны каждый ярус и детали монумента с указанием их размеров, несмотря на то, что в описи не указано место, где именно заложен ящик с коллекцией медалей 1812-1814 годов. Белорусские участники российского проекта «Памяти предков будем достойны» Алексей и Андрей Буховецкие приехали поклониться героической истории Смоленского сражения 1812 года. Заодно мы решили обследовать уникальный единственный памятник защитникам Смоленска, посвящённый войне 1812 года, который расположен на центральной аллее Парка культуры и отдыха (Лопатинский сад). Нас заинтересовало, как старый монумент был собран из чугунных плит.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/03/ta...

В биографии известного православного писателя С. А. Нилуса есть повествование об исцелении его супруги от тяжкого недуга и связанного с этим другого чуда, а именно — его избавления от многолетнего порока курения. «…7 июля 1909 г. Сегодня ночью со мной был тяжелый приступ удушливого кашля. Поделом! — это все от куренья, которого я не могу бросить, а курю я с третьего класса гимназии и теперь так насквозь пропитан никотином, что он уже стал, вероятно, составной частью моей крови. Нужно чудо, чтобы вырвать меня из когтей этого порока, а своей воли у меня на это не хватит. Пробовал бросать курить, не курил дня по два, но результат был тот, что на меня находила такая тоска и озлобление, что этот новый грех становился горше старого. О. Варсонофий запретил мне даже и делать подобные попытки, ограничив мою ежедневную порцию куренья пятнадцатью папиросами. Прежде я курил без счета…». Это было сказано в 1-й ч. «На берегу Божьей реки», стр. 230. Теперь следует посланная рукопись 32. «Придет ваш час,— сказал о. Варсонофий,— и куренью настанет конец». «Надейся, не отчаивайся: в свое время, Бог даст, бросишь»,— по поводу того же куренья, от которого я никак отстать не мог, сказал мне о. Иосиф. И чудо это, по слову обоих старцев, надо мной совершилось. А было это так. Живем мы с подружием моим, женой моей Богоданной, что называется душа в душу, в полном смысле Евангельского слова, так, что мы не двое, а одна плоть. Великая эта милость Божия, нам дарованная свыше, по глубокой и убежденной нашей вере в таинство брака, к которому мы оба в свое время приступали со страхом и трепетом. И вот, в июне 1910 г. жена моя заболела какой-то странной болезнью, которой ни фельдшер оптинский, ни приглашенный врач определить не могли: утром почти здорова, а как вечер, так и до 40 °С температура. И так и неделя, и другая, и третья! Вижу, тает на моих глазах моя радость, тает, как восковая свечечка и вот-вот вспыхнет в последний раз и погаснет. И великой, безмерно великой тоскою и скорбью исполнилось тогда мое сиротеющее сердце, и пал я ниц пред иконой Божией Матери Одигитрии Смоленской, что стояла в углу моего кабинета, и плакал я перед Ней, и ужасался, и тосковал, и говорил Ей, как живой: «Матушка Царица моя Преблагословенная Богородица! Ты, верую, дала жену ангела моего, Ты же и сохрани мне ее, а я Тебе за то обет даю не курить больше никогда.

http://azbyka.ru/zdorovie/nervnost-ee-du...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010