Потом в обстоятельном разговоре коснулись предстоящего визита Патриарха в Латвию и сложной ситуации в Украине, Патриарх при этом в своем стиле афористично заметил, что средства у них (украинцев) есть, а вот единства нет. Затем говорили о разрыве отношений РПЦ с Лютеранской церковью Швеции, которая благословляет однополые браки, а также о получившей в последнее время распространение лудомании. Патриарх был очень доброжелателен, он откровенно перечислил проблемы, которые предполагал обсудить с главой государства, я их добросовестно записал, про себя отметив, что предварительный анализ позволил в основном спрогнозировать этот перечень. Правда, один вопрос (весьма характерный для Патриарха), который он планировал поставить перед главой государства, предугадать не смог. Он хотел ходатайствовать о поддержке бывшего премьера Чеченской республики С.Б.Абрамова, который в автокатастрофе потерял здоровье, работу и, как ему самому представлялось, перспективу. Говоря о широко известном внимании Святейшего Владыки к вопросам традиционной российской культуры, вспоминается один, лишь на первый взгляд, кажущийся не очень значимым, эпизод. Вечером 22 января 2006 г. в патриарших покоях, что в подклети Грановитой палаты Кремля, готовилась церемония передачи Президентом РФ В.В.Путиным Предстоятелю РПЦ древней иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской (Устюжинской). Пока ожидали прибытия главы государства, возникла небольшая пауза. В трапезной, где столы были красиво накрыты к чаю, удалось накоротке переговорить с Патриархом о православном факультете, который планировалось создать при театре «Школа драматического искусства» (в то время этим театром руководил известный режиссер Анатолий Васильев). Потому как мгновенно отреагировал Патриарх, я понял, что эта тема его сильно интересовала. Внимательно взглянув мне в глаза, он произнес с озабоченностью: «Я по этому поводу до сих пор документов не получил». Позднее окормлявший актеров и сотрудников театра игумен Даниил (Ишматов) рассказал, что Патриарх благословил создание при театре православного факультета для подготовки режиссеров театра и кино.

http://radonezh.ru/analytics/patriarkh-a...

Доброе дело на выбор  Грантовый конкурс «Православная инициатива» — это широкий спектр социальных проектов, предоставляющих возможность найти и исполнить доброе дело по своим силам и знаниям. Но иногда эти проекты оказываются настолько востребованными в обществе, а их исполнители так входят во вкус, что их идеи живут и развиваются, встречая все большую заинтересованность, поддержку и помощь людей и организаций, обладающих разного рода ресурсами. О трех таких проектах мы и хотим вам рассказать. Милосердие без границ  Когда Православное сестричество во имя Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» г. Смоленска (далее «СмолМИЛОСЕРДИЕ») подало свою первую заявку на грантовый конкурс «Православная инициатива», у сестер уже был опыт кормления бездомных и ухода за лежачими больными в неврологических отделениях двух смоленских больниц. Вокруг «СмолМИЛОСЕРДИЯ» на тот момент сложился определенный круг волонтеров и благотворителей, стремившихся помочь людям в трудной жизненной ситуации.  Благодаря гранту «Добрый обед для бездомных» нуждающиеся не только смогли пообедать несколько чаще, чем раз в неделю, но и в более комфортных условиях — за столом под навесом. Желающим помогали восстановить документы, оказывали первую доврачебную помощь, выдавали чистую одежду и обувь. Заявку на первый грант подавали при поддержке регионального координатора «Православной инициативы» от Смоленской митрополии Марии Жуковой, поэтому ошибок в ней практически не было. Первая же победа в конкурсе окрылила, а приобретенный опыт позволил выиграть уже президентский грант, на который сестричество оснастило свои вагончики необходимым оборудованием, материалами и мебелью. С этого дня помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, оказывалась в максимально удобных условиях, а горячее питание (до 60 обедов в день) стало ежедневным.  Направление работы с бездомными постепенно совершенствовалось и расширялось. Очередной грант позволил обеспечить горячим питанием не только людей без определенного места жительства, но и малоимущих смолян. Накормив нуждающихся, сотрудники «СмолМИЛОСЕРДИЯ» и добровольцы далее вели работу с бездомными по их социализации и возвращению к нормальной жизни. Предусмотрена была и духовно-психологическая помощь добровольцам для профилактики выгорания. 

http://patriarchia.ru/db/text/5937063.ht...

Кто украл икону за миллион долларов? Группа сотрудников из Минкультуры РФ, все было согласовано с ними. Таким образом, хочу сказать, мы вернули в Россию уже 11 картин, без учета этой. И тут выходят полицейские, начинают обвинять меня в контрабанде! Некрасивая ситуация… 18 мая, 2012 Группа сотрудников из Минкультуры РФ, все было согласовано с ними. Таким образом, хочу сказать, мы вернули в Россию уже 11 картин, без учета этой. И тут выходят полицейские, начинают обвинять меня в контрабанде! Некрасивая ситуация… В понедельник директор музея Николай Задорожный был задержан в столичном аэропорту Домодедово. Стражи порядка подозревают его в незаконном провозе иконы XVII века «Троица Ветхозаветная», похищенной из музея города Устюжна Вологодской области в 1994 году. Между тем, сам искусствовед уверяет, что реликвию по согласованию с Министерстовм культуры РФ планировалось вернуть в Устюжну. Святыня, о которой идет речь, принадлежит кисти царского художника Кирилла Уланова. Она выполнена, как указано в надписи на ней «в 1690 году по обещанию причетника церковного Евсевия Акулова сына Козлова и детей его Анании, Алексея и Венедикта». Ее оценочная стоимость на сегодняшний момент — 1 млн. долларов. Реликвию вместе еще с шестью старинными иконами похитили неизвестные в 1994 году. Общая стоимость украденного составила тогда 2 млн долларов. Эта кража, кстати, до сих пор не раскрыта и остается самой крупной в криминальной истории Вологодчины. Скорее всего, святыни вывезли из России на грузовиках, груженными древесно-волокнистыми плитами. В них были сделаны отверстия, в которые и поместили иконы. Пограничникам не пришло в голову перебирать штабеля. Спустя годы удалось выйти на след четырех украденных реликвий, в том числе, самой ценной иконы Богоматери Одигитрии Смоленской, написанной в 16 веке. Она оказалась в Англии, в коллекции Лондонской галереи Ричарда Темпла. Искусствовед бесплатно вернул икону в Россию, когда узнал о ее происхождении. А в 2009 году эксперты из Музея русской иконы среди лотов аукционного дома «Michael Zeller» в немецком городе Линдау случайно обнаружили «Троицу Ветхозаветную».

http://pravmir.ru/kto-ukral-ikonu-za-mil...

Исполняющий обязанности начальника отдела по делам религий и национальностей Витебского областного исполнительного комитета С.Н. Фадеенков также подчеркнул важность крестного хода для Витебской земли: «Очень отрадно, что та граница, которая когда-то разделила нас на два государства, сейчас является тем местом, где мы встречаемся, где мы верим, где мы любим друг друга». Председатель Лиозненского райисполкома И.А. Лавринович в своем приветственном слове также отметил добрые традиции, соединяющие два государства. Глава Смоленской митрополии поблагодарил представителей исполнительной власти Витебской области республики Беларусь за сотрудничество и выразил надежду на дальнейшее развитие совместных межрегиональных проектов. Затем перед микулинской иконой Божией Матери «Одигитрия» иерархи в сослужении духовенства совершили благодарственный молебен Божией Матери, после которого молящиеся с благоговением приложились к святыне. Смоленский архипастырь окропил участников крестного хода освященной водой и благословил верующих на продолжение шествия. Чудотворный Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия» почитается по всей России, а также в Белоруссии, на Украине, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Ежегодно 9-10 августа, в дни чествования чудотворного образа, в Смоленске собираются тысячи паломников из России и других государств. Особые традиции празднования объединяют два пограничных города — российский Смоленск и белорусский Витебск. В Витебске в первых числах августа уже на протяжении 15 лет проходит православный молодежный фестиваль «Одигитрия». Программа фестиваля включает в себя встречи с известными богословами и миссионерами, мастер-классы, творческие вечера, паломнические поездки, гости фестиваля принимают участие в богослужениях. Кульминацией форума является гала-концерт с участием православных исполнителей в открытом летнем амфитеатре Витебска. Крестный ход «Наш общий путь — Одигитрия», приуроченный к празднованию в честь чудотворной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», завершает праздник в Витебске и открывает праздничные торжества на Смоленщине. В шествии принимают участие паломники из Смоленска, Витебска, Санкт-Петербурга, Саратова, других городов России, а также Белоруссии, Украины, Молдавии. За пять дней участники крестного хода преодолевают более 120 километров, чтобы поклониться чудотворной святыне Смоленской земли — Божией Матери «Одигитрии».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4982019...

21-23 февраля 2011 года в Вязьме прошел организованный Фондом Феодора Стратилата шахматный турнир ветеранов Москвы и Смоленской области. Дни проведения турнира были выбраны не случайно: 21 февраля — память великомученика Феодора Стратилата, который является покровителем православного воинства, а 23 февраля — День защитника Отечества. Столицу представляла команда шахматного клуба «Цейтнот», сборную ветеранов Смоленской области — шахматисты из Смоленска, Рославля и Вязьмы. Московские гости-ветераны ознакомились с Вязьмой и музеем-усадьбой «Хмелита», побывали на местах боев Великой Отечественной войны, посетили храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата в деревне Мартюхи. Историческая справка: 7 октября 1941 года под Вязьмой немецкие танки замкнули кольцо окружения, в котором оказались 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк и управления 19-й, 20-й, 24-й и 32-й армий Западного и Резервного фронтов. Войска под командованием генерал-лейтенанта М.Ф. Лукина 11 октября предприняли попытку прорыва в районе села Богородицкое. Но выйти из окружения удалось лишь отдельным частям; генерал Лукин вместе со штабом группировки попал в плен, а точные цифры наших потерь неизвестны и сейчас (считается, что число погибших могло достигать миллиона солдат и офицеров). Одна из крупнейших трагедий Великой Отечественной войны сохранилась в истории под названием «Вяземский котел».   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/zhenskij-odigitrievski...

Смоленская Зосимова пустынь Монахиням приходилось труднее. Они зарабатывали на жизнь тем, что стегали одеяла, вязали платки, выпекали хлеб, занимались своим маленьким огородом. Так, по окрестным селам и городкам расселились после закрытия обители в 1927 г . насельницы Серафимо-Дивеевского монастыря. Его игуменья со спасенными святынями обосновалась в Муроме, один из храмов которого, по воспоминаниям очевидца, “превратился в подобие маленького Дивеевского подворья”. Разъехались по окрестным деревням насельницы закрытого в 1920-х гг. московского Алексеевского монастыря, подмосковных Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни (закрыта ок. 1922 г .) и Борисо-Глебского Аносина монастыря (закрыт в 1928 г .). В Москве на чердак одного из домов по соседству с Рождественским монастырем перебралась после его закрытия одна из монахинь обители. Монахи и монахини старались поддерживать духовное единство своей распавшейся поневоле общины. Они сохраняли связь с игуменом или игуменьей обители, обращались за руководством к общему наставнику. По мере нарастания преследований общинки “домашних” монастырей дробились, связь между иноками ослабевала. Выжившие после отбытия заключения в 1930-е гг. снова находили приют при приходских храмах, где устраивались регентами, псаломщиками, бухгалтерами, сторожами и т. п. Важно отметить, что иноки и инокини закрытых монастырей, поселившиеся в селах, скоро оказывались своеобразным духовным центром деревни или целой округи. Особенно это стало ощутимо в 1930-х гг., когда храмы закрывались и “домашние” монастыри оказывались порой единственным местом, где можно было помолиться. Конечно, монахини не только организовывали домашние богослужения своих односельчан, но и помогали им советом, иногда выступали в качестве своего рода связных между ними и скрывавшимися от преследований священнослужителями. Социальный состав насельников “домашних” монастырей в целом повторял социальный состав дореволюционного монашества, которое в значительной своей части было крестьянским. Численность его к 1914 г . достигла почти 100 тыс. человек. Среди них были 11 845 монахов и 17 283 монахинь; 9485 послушников и 56 016 послушниц. Даже если предположить, что после выхода в мир от монашеского пути отошли все послушники и послушницы закрытых обителей, то тогда общее число насельников “домашних” монастырей составит почти 30 тыс. человек. На деле эта цифра была большей, так как послушники далеко не всегда уходили в мир, а в “домашних” монастырьках у монахов и монахинь появлялись новые ученики.

http://pravoslavie.ru/5411.html

Смоленские учителя неоднократно становились дипломантами конкурса Центрального федерального округа «За нравственный подвиг учителя». А в 2013 г. учительница русского языка школы 33 г. Смоленска Жанна Васильевна Лукашенкова заняла в этом конкурсе 1-е место. Награда была ею получена из рук Патриарха Кирилла. Владыка Кирилл лично курировал проведение ежегодной областной студенческой научно-практической конференции «Шаг в науку», где на секциях представлялись исследования студентов по истории Русской Православной Церкви, агиографии, православной культурной традиции, проблемах христианства в глобальном мире. Не пресекается заложенная митрополитом Кириллом и ректором Смоленского гуманитарного университета Н.Е Мажаром традиция проведения Авраамиевских и Кирилло-Мефодиевских чтений. На канале ГТРК «Смоленск» продолжает выходить основанная митрополитом Кириллом телепрограмма «Одигитрия». Еще одно начинание митрополита Кирилла живет уже 17 лет. Администрация Смоленской области ежегодно награждает лучших студентов региона областными стипендиями имени князя Смоленского Романа Ростиславовича, что является знаком поощрения академических успехов, патриотизма и верности Родине. Такую же задачу ставит перед собой и областной фестиваль «Отечество мое православное». Ежегодно проводились Смоленские областные Рождественские педагогические чтения, в Калининграде — научно-практическая конференция «Вера, надежда, любовь в российской семье». Смоленская областная детская библиотека имени И.С. Соколова-Микитова — одна из первых в России библиотек, где по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла 1 апреля 2001 года для читателей была открыта кафедра православной литературы. Появление кафедры было обусловлено возросшими запросами школ на литературу православной тематики, а также необходимостью оказания методической помощи учителям, преподающим предмет «Основы православной культуры и этики» в школах. Е. Маллер, главный библиотекарь Смоленской областной детской библиотеки им. И.С. Соколова-Микитова, вспоминала: «Когда мы узнали, что на открытии кафедры будет присутствовать митрополит Кирилл, решили устроить чаепитие и в непринужденной обстановке попросить благословения и поговорить с ним. Об искусстве владыки общаться с людьми ходили легенды, все восхищались его умом и красноречием, некоторые слушали проповеди в церкви, некоторые — " Слово пастыря " по телевидению. Но никто не предполагал, что в обычной жизни при живом общении владыка может быть таким простым. Шла предпоследняя неделя Великого поста. Учитывая это, стол накрыли постный: мед, варенье, орехи, фрукты, какое-то несдобное печенье. Владыка был очень приветлив со всеми, никакой назидательности, а тем более строгости мы не заметили. За столом заговорили о том, как трудно поститься работающему человеку в наше время, не то что раньше, когда и торговля, и светская жизнь подстраивались под церковный календарь. Ссылались на Шмелева, у которого описание постного базара занимает целую главу.

http://patriarch.patriarchia.ru/razvitie...

Иконография образа полностью соответствует изображению М.-Б. и. на литографии 1899 г. Божия Матерь представлена прямолично, победренно, с Богомладенцем на левой руке, ладонь правой руки обращена в сторону Богомладенца. М.-Б. и. принадлежит к иконографическому изводу «Одигитрия», близкому к Влахернскому и Смоленскому образам Божией Матери, где и Богородица, и Младенец Христос показаны почти фронтально. Однако в отличие от них М.-Б. и. имеет существенную особенность: благословляющая правая ручка Богомладенца не обращена вправо, а размещена перед грудью, так что двуперстное благословение направлено к молящимся. Этот более редкий по сравнению с изводом Смоленской «Одигитрии» вариант встречается на иконах зап. Полесья, Волыни, Карпат, Вост. Белоруссии XVII в. Богородица представлена в светлом розово-красном платье и темном сине-зеленоватом мафории, на голове под мафорием - прозрачный белый повой. По краям мафория и хитона - тонкие золотые каймы, на мафории на челе и правом плече - крестообразные ажурные золотые звезды. Богомладенец облачен в белый хитон с голубыми притенениями и светлый розовато-охристый гиматий. В левой опущенной на колени руке Он держит свиток. Ступни босые, левая ножка немного приподнята по отношению к правой. Фон иконы темный, сине-зеленый, нимбы золотые (вероятно, поновлены, под ними просматривается первоначальное лучистое сияние). Греч. титлы написаны золотом. Живописное исполнение иконы, мягкие притенения на ликах и их пластика соответствуют стилистике белорус. иконописи сер. XVII в. Лит.: Записки игумена Ореста//АСЗР. 1867. Т. 2. С. LIV; Сергий (Соколов), архим. Из истории православия и братской школы в Могилёве//Могилёвские ЕВ. 1885. 1. С. 8-12; 3. С. 47-58; Хроника белорус. г. Могилёва, собр. и писанная А. Трубницким, во 2-й пол. XVIII в., а в 1-й пол. XIX в. продолж. его сыном М. Трубницким/Пер. с польск.: Н. Г. Гортынский//ЧОИДР. 1887. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-142; Жудро Ф. А. История Могилёвского Богоявленского братства. Могилёв-на-Днепре, 1890; он же.

http://pravenc.ru/text/2563888.html

Но этот естественный процесс образования одного государства ... очень усложнился ... благодаря соединению Литовского княжества с Польшею... Латинская пропаганда... должна была положить предел распространению здесь русской православной цивилизации. – Это не могло не раздражать русских жителей Литовского княжества...» (7). Итак, Михаил Осипович, будучи сам белорусом, воспринимал свою Родину как западный край русской православной цивилизации, а цивилизация – это церкви, школы, книгопечатание, братства, политическое движение за права русских в Речи Посполитой. Действительно, невозможно представить себе русскую (московскую!) интеллектуальную борьбу XVII века без Кутеинской типографии, «Новый Иерусалим» под Москвой – без изразцов гениального «ценинника» Степана Иванова Мстиславца по прозвищу Полубес. Точно так же нельзя представить себе белорусский православный храм без Смоленской иконы Богоматери – Одигитрии, дальнего отголоска Константинопольской святыни (значительная часть белорусских чудотворных и чтимых икон восходят к Смоленскому или сходным с ним первообразам). Цивилизационные закономерности гораздо устойчивее, чем экономические уклады и политические системы. Об этом, между прочим, хорошо знают наши враги. Ещё в 2002 году на Западе разрабатывались планы, на удивление похожие на те, что реализуются в эти дни. Судите сами. «Суть сценария (учений) такова. На обломках старого распавшегося государства разгорается кризис, начинается кровопролитный конфликт между субъектами демократических перемен. Одна из сторон (в данном случае сторонница «правильной» демократии), терпя поражение в ходе вооруженного конфликта, обращается за помощью в ООН. Генеральный секретарь просит НАТО провести операцию по урегулированию кризиса. Далее следует югославский опыт умиротворения воюющих и наказания виновных по уже известным стандартам и процедурам. В Генеральном штабе ВС РФ полагают, что роль агрессоров в этих учениях отводилась России и Белоруссии. В Минске придерживаются еще более жесткой позиции: польская часть «Сильного решения» негласно была спроецирована на развертывание операции непосредственно на территории Белоруссии, где, по замыслу натовских генералов, «вспыхнули беспорядки недовольного властью народа» (выделено мной – А.П.) .

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/02/...

Кондак, глас 8-й Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Новаграда, и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная. 16/29 июля Иконы Божией Матери Чирская (Псковская) Тропарь, глас 4-й Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя, раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость. Кондак, глас 4-й Честнаго образа Твоего знамение празднующе, людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. 18/31 июля, 2/15 июля Иконы Божией Матери Калужская Тропарь, глас 4-й Заступнице от враг иноплеменных необоримая Калужския земли и избавительнице от смертоносныя язвы, Милостивая! Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней, с верою и любовию прибегающия к чудотворней иконе Твоей, и спаси души наша. Кондак, глас 6-й Не имамы песней, ниже Словес, како достойно восхвалити Тя, Мати Христа Бога нашего, явления ради чудотворныя иконы Твоея земли Калужстей, токмо можем вопити Тебе: не отврати милости Твоея от нас и низпосли ю всем притекающим к цельбоносней иконе Твоей. 28 июля/10 августа Иконы Божией Матери Смоленская «Одигитрия» Тропарь, глас 4-й К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. Другой тропарь, глас 4-й Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых. Кондак, глас 6-й Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. 28 июля/10 августа Иконы Божией Матери Гребневская

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1732...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010