Живем мы с подружием моим, женой моей Богоданной, что называется душа в душу, в полном смысле Евангельского слова так, что мы не двое, а одна плоть. Великая эта милость Божия, нам дарованная свыше, по глубокой и убежденной нашей вере в таинство брака, к которому мы оба в свое время приступали со страхом и трепетом. И вот в июне 1910 г. жена моя заболела какой-то странной болезнью, которой ни фельдшер оптинский, ни приглашенный врач определить не могли: утром почти здорова, а как вечер— так и до 40 температуры. И так и неделя, и другая, и третья! Вижу, тает на моих глазах моя радость, тает, как восковая свечечка и вот-вот вспыхнет в последний раз и погаснет. И великой, безмерно великой тоскою и скорбью исполнилось тогда мое сиротеющее сердце, и пал я ниц пред иконой Божией Матери Одигитрии Смоленской, что стояла в углу моего кабинета, и плакал я перед Ней, и ужасался и тосковал и говорил Ей, как живой: «Матушка Царица моя Преблагословенная Богородица! Ты, верую, дала жену ангела моего, Ты же и сохрани мне ее, а я Тебе за то обет даю не курить больше никогда. Обет даю, но знаю, что своими силами исполнить его не могу, а не исполнить — грех великий, так Ты Сама мне помоги!» — Так было это часов около десяти вечера. Помолившись и несколько успокоившись, подошел к постели жены. Спит, дыхание тихое, ровное. Дотронулся до лба: лоб влажный, но не горячий — крепко спит моя голубушка нежная. Слава Богу, слава Пречистой! На утро температура 36,5°, вечером 36,4° и через день встала, как и не болела. А я забыл, что курил, как не курил никогда, а курил я ровно тридцать лет и три года, и весь организм мой был так пропитан проклятым табачищем, что я без него жить не мог не только дня, но и минуты. Это ли не чудо Одигитрии? Между тем счастливая жизнь в Оптиной Пустыни подходила к концу. Грех молодости Сергея Александровича всплыл снова на поверхность и был причиной его изгнания из Оптиной Пустыни. Произошло это так: г-жа Володимирова вскоре после свадьбы Нилусов овдовела и раздала всё свое богатство своим детям, с тем, что они будут выдавать ей пенсию. Но ее зятья с быстротой молнии пропустили до нитки всё ими полученное, и старуха стала нищей. Она попробовала поселиться у своей сестры, но та ее так пилила за легкомыслие и ошибки, что терпеть было невозможно. Она обратилась к Нилусу, умоляя взять ее к себе. Елена Александровна пошла к старцу, о. Варсонофию, спросить, что делать? Старец предупредил, что если она примет Наталию Афанасьевну, то с этим будут связаны скорби, но не запретил принять ее к себе. Жалость и мысль, что она причинила ей горе, взяли верх, и Елена Александровна приняла к себе г-жу Володимирову. Последняя в это время достигла уже глубокой старости и ходила, переваливаясь, нетвердыми шагами. Сначала она питала вражду к Елене Александровне, затем это сменилось совершенно обратным отношением: Елена Александровна победила ее предубеждения своей ангельской добротой и вниманием к ней.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Радуйся, девства столпе. Радуйся, смирения глубино. Радуйся, облеченная в солнце. Радуйся, сияющая Божественною славою. Радуйся, Мати Света Невечерняго. Радуйся, раю сладости небесныя. Радуйся, вертограде Христов благоуханный. Радуйся, одре Царя Великаго. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование. Кондак 3 Силою Божиею чудеса предивныя совершахуся от иконы Твоея, Богомати Владычице, егда принесена бысть в Царьград и в преславнем Влахернстем храме поставлена: слепыя просвещаше, всяк недуг в людех врачеваше благодатию Твоею, Богородице, да вси зовем прославльшему Тя Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имеяше Тя Царьград Заступницу Державную, Богородице Дево, и во дни нападения на него врагов сильных и бранеискусных, помощь Твою многочудную от святыя иконы Твоея Одигитрии получаше. Темже молимся Тебе, Всеблагая, якоже древле град оный многажды от погибели спасла еси, тако и нас, смиренных, спаси от погибели вечныя матерним предстательством Твоим ко Христу Богу, да благодарно зовем Ти: Радуйся, Царьграда крепкое ограждение. Радуйся, Влахернскаго храма благодатное сокровище. Радуйся, нечестивых ратей одоление. Радуйся, врагов Православия посрамление. Радуйся, чад Христовых Предводительнице к победам. Радуйся, Помощнице скорая в бедах к Тебе притекающих. Радуйся, Заступнице усердная молитвенно Тя призывающих. Радуйся, богомудрых святителей Споспешнице во благовестии Христовом. Радуйся, похвало жен и дев славо. Радуйся, столпе огненный, зной страстей умеряющий. Радуйся, столпе облачный, мрак грехов разгоняющий. Радуйся, Марие, Мати Христа Бога нашего. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование. Кондак 4 Бурею морскою корабли прегордаго Кагана, град Твой пленити восхотевшаго, сокрушила еси, Владычице, и победу над ним людем христоименитым даровала еси от святыя иконы Твоея Одигитрии, лучи света небеснаго испуская и вои православныя ими просвещая, да вси уведят, яко Ты еси воистину Воевода державная Царьграда и прославят милости Твоя и чудеса, воспевая Спасителю Богу: Аллилуиа. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, Сиона горняго украшение; радуйся, мира дольняго защищение. Радуйся, граде, спасения нашего притекание; радуйся, горе святая, сошествием Божиим прославленная. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование. Кондак 10 Спаси нас, Владычице, от погибели вечныя Матерним предстательством Твоим ко Христу Богу и, якоже Тя ныне видим на иконе, тако сподоби нас узрети Тя в час кончины нашея, заступающу души наша и от руки лютаго миродержца нас соблюдающую, да помощию Твоею святою избегнем его сетей и сподобимся Царствие Небесное получити и в радости вечней воспевати человеколюбцу Богу: Аллилуия. Икос 10 Стена еси девам, Богородице Дево, и всем ревнителем девства и чистоты усердная помощница; молим Тя, Пречистая, очисти наша сердца от всякия скверны греховныя и украси души наша целомудрием и чистотою, да невредими пребудем от всех искушений мира, плоти и диавола и сподобимся достойно возглашати Тебе песни таковыя: Радуйся, добрая младопитательнице девам; радуйся, благосердная попечительнице сирот. Радуйся, тихое прибежище обуреваемых страстьми; радуйся, пристанище смущаемых искушеньми. Радуйся, мздовоздаятельнице подвижников целомудрия; радуйся, споборнице борющихся со враги невидимыми. Радуйся, милостивая посетительнице неповинно в темницы заключенных; радуйся, благая утешительнице напрасно клевету терпящих. Радуйся, божественная свободительнице сущих в плену и изгнании; радуйся, всемощная покровительнице труждающихся и обремененных. Радуйся, Судии Праведнаго умоление; радуйся, грешных с Богом примирение. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование. Кондак 11 Пети Тебе немолчныя хвалы сытости не имамы, пречистая Мати Дево, Ты же, яко имущая милосердие неисчетное, насыти нас пищею нетленною слова Божия во спасение и научи нас верно исполнити животворныя заповеди Сына Твоего и Бога, Егоже умоли, предстательнице наша всеблагая, да низпослет милость Свою нам недостойным и сподобит нас унаследити Его всесветлое и всеблаженное царствие, идеже от всех святых поется Ему хвалебная песнь: Аллилуия. Икос 11

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки. К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: «Смоленская», «Иверская» (Вратарница), «Тихвинская», «Грузинская», «Иерусалимская», «Троеручица», «Страстная», «Ченстоховская», «Кипрская», «Абалацкая», «Споручница грешных» и многие другие. Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы «Троеручица» добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Богоматерь «Троеручица»   Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа — Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания. Как правило, в «Одигитрии» Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся «Казанская», «Петровская», «Игоревская». Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте. Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса» (ελεουσα), т. е. «Милостивая». Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование «Умиление»  стали связывать с определенной иконографической схемой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Но есть поговорка: «на Бога надейся, а сам не плошай». С молитвою надежды на помощь Божию, соединяй собственное усилие для своего спасения, подражая мореходам. Когда им угрожает кораблекрушепие от страшной бури на море, что они делают? Не надеесь спастись одними собственными силами, они тоже молятся Господу о помощи; отсюда произошла поговорка: «кто в море не бывал, тот хорошо не маливался». Но ограничиваются ли они одною молитвою? Нет. Они из сил выбиваются, чтобы спастись от потопления: убирают снасти, выбрасывают груз, выкачивают воду и т. п. И Господь приходит к ним на помощь, внемлет их молитвам о спасении. Так же должны поступать все плавающие по житейскому морю, обуреваемые волнами страстей, утопающие в бездне греховней. Они могут надеяться на помощь Божию только в том случае, если и сами крепко подвизаются в борьбе с греховными искушениями. Благодатная помощь готова только для упражняющихся в этих подвигах, а не для тех, которые в надежде на нее сами ничего не делают. Благодать помогает только трудящимся, – ленивым и праздным она не помогает. Они не стоют этой помощи. Леность и праздность есть грех. Греху Господь не потворствует. Одигитрия. Поучение в праздник Смоленской иконы Богоматери, 28 июля. Пресвятая Богородица, согласно ее предсказанию: «отныне ублажат Мя вси роди» ( Лк.1:48 ), прославляется церковию многочисленными празднествами в честь ее, службами и похвальными именами, указующими на ее достоинства, как Матери Божией, и на ее безчисленные благодеяния людям в нуждах телесных и духовных. К числу таковых имен относится наименование Одигитрия, присвоенное Ей в Смоленской ее иконе, в честь которой совершается сегоднешнее празднество. Греческое слово Одигитрия значит путеводительница. По какому случаю усвоено Богоматери это наименование? По случаю исцеления двух слепцов, которых сама Богоматерь провела к своей иконе во Влахернском Константинопольском храме: они приложились к ней и получили прозрение. Таков ближайший смысл названия Богоматери Одигитриею или Путеводительницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В том же 1918 г. Блок написал стихотворение «Скифы» – как пророчество тоже довольно сомнительное, но содержащее итог многолетних раздумий о пути России и вполне серьезные, выдержанные в традициях русской историко-философской мысли, выводы о российской «всечеловечности»: Мы любим все: и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно все: и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений… При всей своей утопичности «Скифы» реалистичны в оценке кризиса европейской культуры. «Русский путь» мыслился как альтернатива (пусть даже не осуществившаяся в полной мере) окостенению западной цивилизации. Сытая буржуазность пугала его больше, чем ужасы революции и гражданской войны. Когда в новом советском быту в новых формах стали проявляться прежние черты буржуазной пошлости, Блок почувствовал приближение собственного конца. Творческий подъем 1918 г. быстро сменился упадком. После непрестанного музыкального звучания начала революции наступила пугающая тишина – он уже не слышал музыки. Поэтическим завещанием Блока стало стихотворение «Пушкинскому Дому», написанное в 1921 г. Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда? Вот зачем такой знакомый И родной для сердца звук Имя Пушкинского Дома В Академии наук. Вот зачем, в часы заката Уходя в ночную тьму, С белой площади Сената Тихо кланяюсь ему. В апреле 1921 г. у Блока началось воспаление сердечных клапанов. Болезнь сопровождалась психическим расстройством, принося мучения не только физические, но и душевные. 7 августа 1921 г. поэт скончался. Похороны поэта состоялись 10 августа 1921 г. – в день праздника Смоленской иконы Божией Матери – на Смоленском кладбище Петербурга. Что-то символическое было в том, что поэт, в чьем творчестве столь ясно обозначен мотив пути, нашел последнее пристанище под покровом Божией Матери Одигитрии – Путеводительницы. Но, как оказалось, не навсегда. В 1944 г. его останки решили перенести на Волково кладбище. По преданию, могила оказалась пустой, – тем не менее, ныне могила Блока находится на Волковом кладбище.

http://pravmir.ru/aleksandr-blok-tishina...

СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Изображение вырезано по контуру и перешито на новую ткань. Добавлены каймы. Утраты шитья на одежде Богоматери (виден древний фон песочного цвета). Под надписями и на каймах с жемчужным орнаментом ткани секутся, имеют прорывы, под которыми видна коричневая крашенина. Утрачен весь жемчуг на изображении, надписях и частично на каймах. Утрачены две серебряные плашки и заменены на плоские пластинки, другие помяты. На среднике ткань обветшала, золотные нити отстают. Ткань на левой кайме ветхая (видна синяя крашенина). Имеет прорывы и другая золотная ткань на каймах, а также подкладка по углам. «Крайнее обветшание» пелены отмечено уже в акте ее приема в Оружейную палату (см. примеч. 1). ИКОНОГРАФИЯ Название «Одигитрия» (по-гречески «Путеводительница») предание связывает с константинопольским монастырем Одигон. «Богоматерь Одигитрия» была самой чтимой иконой Константинополя, его палладиумом. Особенное распространение на Руси эта иконография получила в конце XІV–XV в. Разные ее варианты имеют наименования по месту их особого почитания – «Смоленская», «Тихвинская» и другие 396 . В шитье этот образ был не менее популярен, чем в иконописи. Изображение его встречается как в шитых иконах и подвесных пеленах, так и в многофигурных композициях. Например, на пелене, вышитой в 1498 г. в мастерской невестки Ивана III Елены Волошанки с изображением церковной процессии с иконой «Богоматерь Одигитрия», видимо, древней греческой иконой кремлевского Вознесенского монастыря, поновленной Дионисием в 1482 г. после пожара 397 . АТРИБУЦИЯ Несоответствие маленького изображения Богоматери значительным размерам средника и всего произведения, а также разновременность тканей дают основание считать, что здесь соединены два разных произведения – небольшая пелена «Богоматерь Одигитрия» конца XV в. и большая пелена или покров на престол с орнаментальной каймой середины XVI в. По Описи монастыря 1597 г. эта пелена висела у местного образа Одигитрии. В XVII в. к пелене добавили боковые каймы из разных кусков золотногоузорного атласа. Ткань с крестами относится к интересным образцам ткачества, выполняемым в Турции специально для христианского населения и на вывоз. Основанием для атрибуции шитого изображения, кроме признаков художественного стиля, являются такие технологические особенности, как шитье личного без подчеркивания форм, преобладание шелковых нитей, а также надпись, эпиграфические признаки которой встречаются в иконах круга Дионисия 398 . Орнамент на каймах характерен для ряда пелен середины – второй половины XVI в., происходящих, как и описываемая пелена, из Суздаля 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

И с той минуты, как только послали лошадей, он открыл свое желание сестрам своим и зятю, которые, любя этих девиц как родных дочерей, весьма огорчились, но, имея к отцу Зосиме любовь и благоговение, как к угоднику Божию, не смели противоречить. Он требовал, чтобы они помогли ему убедить девиц, от чего те со слезами отказались. Он, взяв обещание, что родные, по крайней мере, не будут ни советовать, ни отговаривать, заперся в отведенном для него покое, молился, постился и писал увещания для племянниц. Через три дня утром они приехали. В первые минуты свидания радость и какой-то страх овладели ими, со слезами упали они к ногам его. Он обнял их, как отец родной, с радостью великой и с рыданием. «В них я вижу возлюбленного брата моего Илью», – сказал отец Зосима. И не смог выдержать более, немедленно начал открывать племянницам свое желание такими словами: «Где ваши родители? Точно и не было их! Так все умрем, и кто что имеет в мире, все и поневоле при смерти оставляет. Но как блажен тот, кто добровольно оставит мир для Бога!» Слезы лились из глаз его и, как небесный дождь на иссохшую землю, падали на юные сердца, огорченные скорбными обстоятельствами сиротства, которые, конечно, были попущены Промыслом Божиим для того, чтобы отторгнуть любовь их от суетного мира. Отец Зосима продолжил бы еще свои увещания, но Господь, творящий волю боящихся Его и молитву их слышащий, сотворил чудное действие Своего милосердного всемогущества. Обе девицы, заливаясь слезами, прежде меньшая, а потом тотчас же и старшая, отвечали единодушно: «Мы понимаем вас, мы согласны, мы готовы». Отец Зосима, вне себя от радости, стал молиться и громко в восторге прочитав: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу...», снял со стены образ Богоматери, не рассмотрев даже какой (оказалось, что это была Одигитрия Смоленская), благословил их. Это все было в комнате его сестры, в ее присутствии. Она сидела в молчании и в сильной грусти, но когда увидела, что уже все решено, то зарыдала и упала почти без чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Сестричество З. п. существовало не только в рамках трудовой артели. После того как 3 авг. 1922 г. ВЦИК издал постановление, разрешающее верующим организовываться в религ. об-ва, было подано заявление о регистрации религиозного об-ва при церквах З. п. Согласно этому документу, в храмах обители служили священники Михаил Виноградов и Димитрий Розанов. Договор был подписан 22 марта 1924 г. (Там же. Ф. 2457. Оп. 1. Д. 42. Л. 18-33). Инспектор Московского обл. земельного отдела отмечал: «В политическом отношении с/х артель Зосимова пустынь представляет из себя религиозную общину, состоящую почти из монашенок, выходцев из крестьянского сословия различных губерний, объединенных между собой на почве религиозных предрассудков, с самобытным укладом монастырской жизни и со строго централизованным управлением» (Там же. Ф. 719. Оп. 1. Д. 268. Л. 276). Заседание по пересмотру коллективов Московской губ. 24 марта 1925 г. при участии представителя от ГПУ постановило артель «сохранить при условии проведения реорганизации путем исключения из состава артели монашествующих лиц, не имеющих избирательных прав, и изменения уклада жизни» (Там же. Л. 327). В 1928 г. в «трудовой земледельческой артели Зосимова пустынь» состояло 166 чел. (Там же. Ф. 718. Оп. 1. Д. 324. Л. 19). Постановлением Президиума Московского Совета от 28 дек. 1928 г. артель была ликвидирована (Там же. Ф. 66. Оп. 19. Д. 346-А. Л. 1, 2). По свидетельству современников, в мае 1929 г. монахини были изгнаны милицией, поселились в окрестностях обители, занимались рукоделием, летом помогали крестьянам на полях. В 1931-1932 гг. 56 сестер, священники М. Виноградов и Д. Розанов были репрессированы, приговорены к ссылке в исправительно-трудовые лагеря, но большинству лагерь заменили высылкой в Казахстан. Известны имена 7 сестер, вернувшихся из лагерей, и 10 вернувшихся из казахстанской ссылки. Арестованная 25 мая 1931 г. игум. Афанасия (Лепёшкина) скончалась в ссылке в Казахстане. Уехавшая с игуменией по собственному желанию прмц. Евдокия (Бучинёва) скончалась на следующий день после игумении. Прмц. Мария (Портнова) была арестована 21 мая 1931 г., сослана в Казахстан, проживала в Павлодаре, 25 сент. 1937 г. была арестована вторично, расстреляна. Прмц. Магдалина (Забелина) в мае 1929 г. поселилась в дер. Новинской близ Наро-Фоминска. 22 мая того же года вместе с проживавшими с нею 3 сестрами была арестована, сослана в Казахстан, где скончалась.

http://pravenc.ru/text/200057.html

К типу Одигитрии относятся такие ее изображения, как Смоленская, Тихвинская, Иерусалимская, Грузинская, Иверская и другие. Другой тип – Елеуса (Умиление). Это также поясное изображение, символизирующее материнскую любовь Марии и неразрывное духовное единение ее с Иисусом. Голова Богоматери наклонена к младенцу. Он прижимается к ее щеке. Христа чаще всего изображали у левого плеча Марии – Богоматерь Владимирская и другие, но иногда и справа – Ярославская, Коневская и другие. В типе Оранты (Молительницы) Богоматерь изображается без младенца с воздетыми руками. Ладони ее открыты, кисти рук приподняты до плеч. Такое положение рук означает «предстояние богу». Когда на груди Оранты изображают в круге славы младенца Христа, то ее называют Великая Панагия (Всесвятая). Аналогичное изображение, но поясное – Богоматерь Знамение (Воплощение). Диск с образом Христа (младенца) символизирует земное воплощение богочеловека Христа. Многочисленность иконографических типов Богоматери связана с разнообразием аспектов ее почитания. В деисусном чине Богоматерь всегда изображалась вполоборота вправо (повернутой к Христу), с головой, наклоненной вперед, и кистями рук, приподнятыми в молитвенном жесте. Облачение Богоматери составляют мафорий, туника и чепец. Мафорий – это большое покрывало с каймой, окутывающее голову, плечи и спускающееся почти до земли. Мафорий Богоматери темно-вишневого цвета, условно – пурпурный (пурпур – символ величия и царственного рода). На голове из-под мафория выступает чепец. Он обычно синего или зеленоватого цвета разных оттенков. Туника – это длинное платье с узкими рукавами и украшениями на обшлагах – «нарукавьях». Цвет туники Богоматери – темно-синий (символ целомудрия, детства и небесной чистоты). Иконографические типы Христа в русской иконописи менее разнообразны, чем типы Богоматери. Чаше всего встречается образ Пантократора (Вседержителя), когда он представлен фронтально, по пояс или в полный рост. Правая рука его приподнята, пальцы сложены в благословляющем жесте (обычно двуперстном).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010