Славяно-рус. А. в посл. трети XIX - нач. XX в. выделила характерные типы вещей и эталонные памятники. Начало положили массовые раскопки древнерус. курганов Владимирской земли (А. С. Уваров), «Чёрной могилы» в Чернигове, Гнёздова под Смоленском; исследования Сев.-Зап. Руси Н. Е. Бранденбургом и Л. К. Ивановским (Ст. Ладога, сопки); работы по подготовке III Археологического съезда в Киеве (В. Б. Антонович); труды В. И. Сизова («Курганы Смоленской земли», 1902) и Д. Я. Самоквасова («Могилы Русской земли», 1908). А. А. Спицыным («Расселение древнерусских племен по археологическим данным», 1899) были выделены особенности погребального обряда племенных объединений славян. Одновременно с курганами исследовали древние церковные здания, утварь, погребения, обозначая, т. о., виды памятников языческого и христ. периодов. В посл. трети XIX - нач. XX в. был собран основной массив материалов, работа над к-рым ведется и в наст. время. Свод Б. И. и В. И. Ханенко «Древности Приднепровья и побережья Чёрного моря» (1898-1907), обзор И. И. Толстого и Н. П. Кондакова «Русские древности в памятниках искусства» (с 1889) показали, что славяно-рус. памятники являются своеобразным итогом мн. тысячелетий развития культур в Вост. Европе. Изучались и родственные славянские древности Литвы, Белоруссии и Польши (А. М. Сементовского-Курило, М. Ф. Кусцинского, А.П. Сапунова, Е. П. и К. П. Тышкевичей). В 80-х гг. XIX в. трудами Уварова был заложен фундамент изучения генезиса древнерус. культуры - визант. А., к-рая в дальнейшем развивалась благодаря деятельности Палестинского православного об-ва , Об-ва любителей древностей в Одессе, музея в Херсонесе , Археологического ин-та в К-поле , а также изданию Византийского временника . Бесспорным лидером этого направления А. стал Кондаков, создавший собственный иконографо-типологический метод изучения памятников искусства. В российской А. немаловажное значение имел вост. раздел, изучавший древности тюркских народов ( хазар и др. кочевых народов степей Евразии), финно-угров, соседних с Русью исламских гос-в (Волжской Булгарии, Золотой Орды), народов Сев. Кавказа и Закавказья (см. статьи « Ани », « Марр Н. Я.», « Уварова П. С.»), памятники домусульм. периода Ср. Азии (В. В. Бартольд , Н. И. Веселовский).

http://pravenc.ru/text/76474.html

2 В немецкой литературе можно указать сборники: Швенкера, Родемайера и Круммеля. В Английской Мантона и Сперджона. Во Французской – издания бр. Anbanel: «Paillettes d’ or, «Catechisme en Histoires» и др. Много примеров встречается в проповедях немцев Тодда, Функа, француза Декоппета (есть русск. перев.) и американца Тальмеджа. Читать далее Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2/Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913./Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Если только мы услышим на перевале выстрелы, то быстро придем к тебе на помощь. Не отступай со своей позиции ни на шаг». 63. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.» (Галл. 5:1). Заламывать ветки Враги захватили горное село и вытворяли там всякие бесчинства. Часть его жителей уходила вглубь леса. Всех предупредили – не оставлять никаких следов. Идти было тяжело – шли без троп, поднимаясь все выше в горы. Но один из сельчан все время растеряно метался по лесу, заламывая ветки на кустах. Проводник из местных жителей спросил у него, зачем он это делает? «Я боюсь, что мы не найдем дорогу домой и поэтому оставляю метки», – ответил тот. «Успокойся, – сказал ему проводник. – Не нужно заламывать ветки. По этим знакам нас легко смогут найти наши преследователи. Чем меньше мы оставим следов, тем безопаснее будет наше убежище». 64. «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.» (Ин. 4:23). Общество любителей уединения Несколько крупных и богатых общественных организаций создали «Общество любителей уединения». Для проведения своих конференций и съездов оно арендовало большие концертные залы. Писатели, члены общества, – издавали книги, поэты – составляли целые сборники стихов, а музыканты – сочиняли музыку об уединении. Был поставлен спектакль под названием «Уединение», который затем был положен в основу балета с тем же названием. Наконец вышел целый телесериал «Уединение». Деятельность общества получила большой отклик у широкой общественности, его ряды стремительно пополнялись все новыми и новыми членами. Перед очередной конференцией правление общества рассылало участникам красочные пригласительные билеты и бронировало им места в гостиницах. Получая подтверждение о приезде очередного любителя уединения, общество вносило его имя в свой особый список и, за постоянное участие в конференциях, делало своим почетным членом. Но однажды от одного из них пришла телеграмма следующего содержания: «Приняв к сведению итоги и выводы последней конференции о пользе уединения, прошу вас извинить меня в связи с невозможностью в дальнейшем посещать собрания «Общества любителей уединения».

http://isihazm.ru/?id=127

Иоанн Предтеча обличает Ирода Святым не было все равно, кто правит народом и как правит. Уже одно то, что Иоанн Предтеча, больший из всех рожденных женщинами, обличал Ирода за незаконный брак с женою брата, говорит об этом. Оно ему надо, вроде бы, кто с кем спит и кто кому изменил? Кто от кого ушел и к кому пришел? Оказывается, надо. Потому что разврат министра – это по определению развалившееся министерство. А разврат губернатора – это расползающийся по швам регион. И Предтеча, надо полагать, думал не о телесных вольностях царя, а о последствиях для народа. Отсюда и обличения. И мы приходим к следующей мысли: какие, кроме воздержания и чистоты, требования можно и нужно ожидать от властей? Что говорит Писание? Править должны мужчины. И не малолетки, а созревшие умом и силами мужи Говорит, например, что правитель не должен быть очень молод. Это должен быть созревший и успевший закалиться муж. Причем лучше муж, чем жена, поскольку не для начальства сотворил Господь Бог женщину. Вот цитата: «Притеснители народа Моего – дети, и женщины господствуют над ним» (Ис. 3: 12). А о том, что правители не должны быть очень молоды, вот: «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними» (Ис. 3: 4). Это в виде наказания, конечно. Любители спорить найдут множество примеров от Клеопатры до Екатерины Великой, но я останусь при своем. Править должны мужчины. И не малолетки, окруженные регентами и временщиками, а созревшие умом и силами мужи. Это вполне здравое и естественное требование. Что еще? А вот что. «Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (Еккл. 10: 16–17). Противопоставляются, как видим, два разных образа жизни. Первый: я правлю другими, чтобы жить в свое удовольствие. Глаза поутру разлепил – и сразу к холодильнику. «Как намажу бутерброд, зразу мысль: “А как народ?”». Второй: не столько я правлю, сколько служу. Перекусываю, где придется и только чтобы подкрепиться. За столом часами не просиживаю. Это требование аскетическое и очень практичное. Хлебосольные любители рюмками чокаться и тосты часами говорить редко бывают хорошими управленцами. Для этого они не на все пуговицы застегнуты. Имеется в виду – внутри.

http://pravoslavie.ru/108095.html

«…Признавать власть Твою – корень бессмертия». Признавать власть Бога, значит постоянно руководиться Его волей, это ближайшее следствие истинного богопознания приводит к бессмертию (см. Прем.1:15 ), т.е. к блаженной жизни в вечном общении с Богом. Выясняя значение истинного богопознания, писатель хотел этим указать, почему народ еврейский в религиозном отношении занимает исключительное среди других народов положение. Прем.15:4 . Не обольщает нас лукавое человеческое изобретение, ни бесплодный труд художников – изображения, испещренные различными красками, Прем.15:5 . взгляд на которые возбуждает в безумных похотение и вожделение к бездушному виду мертвого образа. 4–5 . Владея истинным богопознанием, израильтяне уже не обольщаются теми образами, в которых воплощает идею о Боге язычество. Они видят в них «лукавое человеческое изобретение», «бесплодный труд художников». Почитателей Бога живого не может прельстить красота «мертвого образа», т.е. идола (ср. Прем.14:20 ). Прем.15:6 . И делающие, и похотствующие, и чествующие суть любители зла, достойные таких надежд. 6 . С шестого стиха и по конец главы писатель возвращается к той же теме о неразумности идолопоклонства, которую он раскрыл в Прем.13:10–19 ст. Данный стих представляет введение, в котором высказывается общее суждение о всех тех, кто в каком-нибудь отношении стоит к идолопоклонству. Все они одинаково «любители зла» – и делающие идолов и пленящиеся их чувственной красотой («похотствующие») и воздающие им почести. «…достойные таких надежд…», достойные того, чтобы их надежды на бездушных идолов ( Прем.13:10 ) совершенно рушились ( Прем.5:14 ); или может быть здесь метонимия (как в Прем.14:6 ) и под надеждами разумеются предметы надежд, т.е. идолы. Тогда мысль такая: достойные своих ничтожных богов. Прем.15:7 . Горшечник мнет мягкую землю, заботливо лепит всякий сосуд на службу нашу; из одной и той же глины выделывает сосуды, потребные и для чистых дел и для нечистых – все одинаково; но какое каждого из них употребление, судья – тот же горшечник.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Прости, мне это только показалось, – засмеялся гость. – Но вот в том, что ты совершенно здоров, я уже нисколько не сомневаюсь!» 94. «…Как уличную грязь попираю их.» (Пс. 17:43). Попирай грязь Если тебе будут давать уличную грязь, разве ты возьмешь ее? Если тебе будут говорить скверные слова, разве ты будешь слушать их? Если тебе будут предлагать лжеучение, разве ты примешь его? Если тебя будут соблазнять гадкие мысли, разве ты будешь воплощать их в жизнь? 95. «…Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.» (Ин. 12:43). Две собаки В парке встретились два знакомых. Каждый из них прогуливал на поводке свою собаку. Хозяин первой собаки начал расхваливать ее достоинства: «Когда я иду в магазин, – сказал он, – она несет в зубах мой бумажник, и никто не смеет отнять его у нее». – «Это хорошо, – сказал владелец другой собаки. – А мой пес сам покупает себе корм для собак, и никто не смеет обсчитать его». – «Почему?» – «Потому что я стою рядом». 96. «…Знание надмевает, а любовь назидает.» (1Кор. 8:1). Не знать, а уметь Пчелы не знают научных данных о нектаре и пыльце, но они умеют их собирать. Стрижи не знают теории полета, но они умеют летать. Ребенок не знает, в чем смысл жизни, но умеет жить более мудро, чем взрослые. 97. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.» (2Кор. 3:6). Поход в горы любителей природы Члены городского общества любителей природы готовились к походу в горы. Кто-то из них купил книгу о редких животных Кавказа, и они читали ее вслух, обмениваясь замечаниями. «Да, некоторые сведения просто пугают, – заметил один турист. – Написано, что в лесу могут встретиться бешеные лисицы». – «Это еще что, – отозвался другой любитель природы. – А вот дальше там сказано, что и волки тоже могут быть бешеными!» Члены общества переглянулись между собой и задумались. «А вот и самое невероятное! – воскликнул один из туристов, просматривавший книгу. – Олени тоже могут болеть бешенством! Да, встретить такого оленя на тропе – зрелище не для слабонервных!» Любители природы единодушно постановили сжечь зловещую книгу.

http://isihazm.ru/?id=134

Увидел его друг, пожалел, посоветовал: «Попробуй коров пасти – они поспокойнее будут». Стал парень пасти коров. А с ними – новые напасти: непослушные они, упрямые. Молодой пастух весь вымотался с коровами: в лес убегут – не соберешь. И хозяйки ругаются, где молоко? Встретил парня его друг, и спрашивает: «Ну как работа, спокойная?» – «Хуже не придумать, – ответил расстроенный пастух. – И вообще, мне кажется, что не моя это работа». – «А раз не твоя, займись тогда своим полем». Вышел парень на свое поле, стал сорняки полоть, камни выбрасывать. Видит – тоже нелегко. «Ничего, – утешал он себя, – зато свобода! Ни коз, ни коров. И свежего воздуха полно». 17. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху…» (2Тим. 4:3). Два любителя книг Встретились два любителя книг, остановились поговорить. «Что нового?» – спрашивает один. «Есть одна хорошая книга, мне очень понравилась», – отвечает другой. «А о чем?» – «Вообще, о жизни». – «Тогда принеси и мне почитать». Через несколько дней, выбрав свободное время, владелец книги пришел к своему другу. Смотрит, а тот занят своей собакойобучает ее палку приносить. «А, здравствуй! Я, вот, собаку купил. Каждый день с ней занимаюсь», – приветствовал его товарищ. «А я тебе книгу принес почитать, как обещал», – сказал гость. Но счастливый владелец собаки был до того увлечен дрессировкой, что уже не слышал своего друга. «Да оставь ты свою собаку в покое! – не выдержал тот. – Вот – книга новая, посмотри!» – «А, книга…? – обернулся хозяин собаки. – А про собак у тебя ничего нет?» 18. «(Сарра повиновалась Аврааму…) Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Петр. 3:6). Монах должен быть бесстрашным Дрессировщик тигров должен быть смелым, Объездчик лошадей должен быть ловким, Ловец ядовитых змей должен быть отважным, Тот, кто укрощает в себе злые помыслы, должен быть бесстрашным. 19. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.» (Ин.

http://isihazm.ru/?id=131

Лукий даже благодарил его за это, зная, что избавляется от таких злых властителей, и отходит к Отцу и Царю небесному. Подошел еще и третий некто, и также приговорен был к казни. 3. Поэтому и я ожидаю, что буду пойман в сети кем-нибудь из тех, о которых я упомянул, и повешен на дереве, по крайней мере, Кресцентом, любителем шума и суетного блеска. Ибо этот человек не стоит того, чтобы называть его философом (любителем мудрости), так как он всенародно обвиняет нас в том чего не знает – будто христиане безбожники и нечестивцы; и это делает он в угоду и удовольствие обольщенной толпы. Если он нападает на нас, не изучавши учения Христова: то он человек крайне злой и гораздо хуже простолюдинов, которые часто остерегаются говорить о том, чего не знают и приносить ложное свидетельство; а если он изучал его и не понял его величия, или понял, но делает так, чтобы не заподозрили его, что он христианин, то оказывается еще более низким и злым, потому что он раб народного и неосмысленного мнения и страха. И я хочу, чтоб вы знали, что я, предложив ему несколько вопросов, удостоверился и доказал, что он вовсе ничего не знает. И если эти состязания с ним не дошли до вас, то, в доказательство истинности моих слов, я готов и при вас повторить состязание с ним: и это было бы царское дело. А если известны вам и мои вопросы, и его ответы, то для вас ясно, что он ничего вашего не знает или, если и знает, то, боясь слушателей, не смеет говорить, подобно Сократу, и через то обличается, что он, как я сказал, не философ, а славолюбец, который не уважает того, достойного всей любви, правила Сократова: «никого не должно предпочитать истине». И невозможно, чтоб циник, избравши последнею целью безразличие (между добром и злом), признавал какое-нибудь добро кроме безразличия. 4. Но чтобы кто-нибудь не сказал нам: «так убивайте же все сами себя и отходите к Богу, и нас избавьте от хлопот»: то скажу, по какой причине мы этого не делаем и почему при допросах безбоязненно призываемся. Мы научены, что не напрасно Бог сотворил мир, но для человеческого рода, и, как я прежде сказал, Он услаждается теми, которые подражают в свойственных Ему добродетелях, и ненавидит тех, которые словом или делом предпочитают зло. Итак, если все мы станем сами себя убивать, то будем виновны в том, что, сколько от нас зависит, никто не родится, не научатся Божественному учению, и перестанет существовать человеческий род, и если будем делать так, то сами поступим противно воле Божией. Когда же нас допрашивают, – мы не отрицаемся, потому что не сознаем за собою ничего худого, но почитаем нечестием не быть во всем верными истине, которая, мы знаем, угодна Богу; притом мы хотим ныне и вас избавить от несправедливого предубеждения об нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010