«Полного собрания русских летописей» (Л., 1926-1928. 3 вып.), сотрудником Научно-исследовательского ин-та сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока, профессором Петроградского ун-та (с 1924 ЛГУ). Совместно с В. И. Пичетой (Москва) и О. Л. Дыло (Минск) К. разрабатывал устав Ин-та белорусской культуры (Инбелкульт), позднее преобразованного в Белорусскую АН, в 1922 г. стал действительным членом Инбелкульта. К. возглавлял комиссию по созданию Белорусского гос. ун-та, после открытия ун-та передал в 1922 г. ему в дар свою б-ку. В 1924 г. К. участвовал в I Международном съезде славянских географов и этнографов в Праге, в 1925 г. стал почетным членом Об-ва любителей российской словесности, в 1927 г.- почетным членом Об-ва любителей письменности и искусства, в 1929 г.- почетным членом Чешского королевского научного об-ва. С 15 мая по 1 сент. 1926 г. находился в научной командировке в южнославянских странах. Во 2-й пол. 20-х гг. К. стал подвергаться травле в белорус. и в центральной советской прессе как «осколок царского режима», проводник политики «насильственного обрусения», «шовинист», «черносотенец». В 1929 г. он был уволен с должности директора Музея антропологии и этнографии. Похоронен на Смоленском кладбище Ленинграда. Часть архива К. была утрачена в 1915 г., при эвакуации Варшавского ун-та, сохранившиеся материалы находятся в С.-Петербургском филиале Архива РАН. Б-ка К. хранится в Национальной б-ке Республики Беларусь. На родине ученого, при школе в дер. Лаша, 19 дек. 1964 г. был открыт мемориальный музей К. Имя К. носят Гродненская обл. научная б-ка (1-я в Белоруссии публичная б-ка), лашанская школа и гродненская гимназия 1, улица в Гродно. В 1996 г. в Белоруссии для студентов-филологов была учреждена стипендия им. Е. Ф. Карского. Наследие К. включает более 1050 работ и ок. 20 публикаций в соавторстве. Его исследования характеризуются энциклопедичностью, широтой фактологической базы, выверенностью методологии, основательностью научных результатов. К. внес значительный вклад в изучение восточнослав.

http://pravenc.ru/text/1681167.html

Уже с сер. 80-х гг. XVIII в. вокруг М.-П. формировался «Кружок любителей отечественной словесности», получивший название «Мусин-Пушкинский», в к-рый в разное время входили управляющий Московским главным архивом (с 1800) Бантыш-Каменский; историк ген.-майор И. Н. Болтин (1735-1792); поэт и историк И. П. Елагин (1727-1794); историк и писатель, сенатор, член российской академии, один из учредителей Об-ва истории и древностей Российских А. Ф. Малиновский (1762-1840) и др., с кружком был тесно связан Н. М. Карамзин . В. О. Ключевский говорил, что цель деятельности «Кружка любителей отечественной словесности» «была не просто научная, а нравственно-патриотическая». Являясь приверженцами исторических взглядов В. Н. Татищева, члены кружка вместе с М.-П. и с негласного одобрения имп. Екатерины II были активными критиками трудов кн. М. М. Щербатова. В 1804 г. М.-П. был избран почетным членом Об-ва истории и древностей Российских, созданного при Московском ун-те. Являлся почетным членом и членом «Беседы любителей российского слова», Московского ун-та, мастерской Оружейной палаты, Экономического собрания. В этот период интенсифицировалась деятельность М.-П. как «крайнего древностей наших любителя» (Болтин), направленная на собирательство, издание лит-ры и исторические исследования. Наибольшую ценность представляла б-ка М.-П., к-рая насчитывала ок. 3 тыс. печатных книг и 1200 рукописей. Его частное собрание являлось одним из 3 крупнейших в стране наряду с коллекциями Ф. А. Толстого и Н. П. Румянцева. Первым по времени крупным приобретением стал архив историка, комиссара при имп. Петре I П. Н. Крёкшина. У его внука А. М. Деденева (ок. 1786-1788) и у букиниста В. С. Сопикова (в 1791) М.-П. приобрел, в частности, летопись кн. Ф. И. Кривоборского - Владимирский летописец, журнал имп. Петра I в 27 книгах и заметки императора, «летопись» и др. бумаги патриарха Московского и всея Руси Никона , летопись с примечаниями Татищева, «Древнюю карту Российского государства, поновленную в Розряде и списанную в книгу 1627 г.» (СПб., 1792).

http://pravenc.ru/text/2564398.html

Летом 1853 г. по настоянию Рус. географического об-ва и самарского губернатора Д. был избран на должность статистика экспедиции, снаряженной под началом биолога К. М. Бэра для исследования состояния рыболовства на Волге и Каспийском м. К этому времени относится знакомство Д. с Т. Г. Шевченко , отбывавшим ссылку в Новопетровской крепости (ныне Актау, Казахстан). Экспедиция, продолжавшаяся до янв. 1857 г., определила дальнейшую профессиональную деятельность Д., связанную с изучением рыбного промысла России. В 1857 г. он был зачислен чиновником, а неск. позже - младшим инженером при департаменте сельского хозяйства Мин-ва гос. имуществ, в к-ром прослужил до конца жизни. Совместно с Бэром Д. являлся организатором рыбохозяйственной экспедиции, работавшей с 1851 по 1870 г. на пространстве от Каспийского и Чёрного морей до Сев. Ледовитого океана, результаты которой были изложены в 9-томном труде «Исследования о состоянии рыболовства в России» (1860-1875). В 1858-1861 гг. Д. возглавлял экспедицию по исследованию рыболовства на Белом м. и в Ледовитом океане, в 1862 г.- на Псковском и Чудском озерах, в 1863-1868 гг.- на Чёрном и Азовском морях, в 1870-1871 гг.- на сев.-зап. озерах России. 15 окт. 1861 г. Д. женился на дочери своего друга, с к-рым познакомился в вологодской ссылке, Ольге Александровне Межаковой, внучатой племяннице свт. Игнатия (Брянчанинова) . Д. поселился в вологодском имении жены. В этом браке родилось 6 детей. С назначением Д. в 1863 г. руководителем экспедиции на Чёрное и Азовское моря вместе с ним в Крым переехала семья. Здесь в 1867 г. Д. приобрел имение Мшатка. В Крыму им были написаны 2 главные книги: «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1865-1868; впервые опубл. в виде серии статей в ж. «Заря» в 1869; 1-е отд. изд. в 1871) и «Дарвинизм. Критическое исследование» (1879-1883, не окончена), а также многочисленные статьи. Кн. «Россия и Европа...» получила мировую известность: в 1890 г. она была переведена на франц. язык, в 1920 г.- на нем., в 1966 г.- на англ., в 1994 г.- на сербско-хорват. Д. являлся членом (с 1876) московского Об-ва любителей российской словесности.

http://pravenc.ru/text/171323.html

В 1874 г. по предложению Б. было создано Об-во любителей кавказской археологии (впосл. Об-во истории и археологии Кавказа). В «Известиях» об-ва были опубликованы неск. монографий Б. (1877. Вып. 1; 1882. Т. 1. Вып. 1; 1884. Т. 1. Вып. 2). По инициативе Б. и группы груз. ученых 3 сент. 1881 г. С.-Петербургская АН провела V Археологический съезд в Тбилиси, что привлекло к проблеме груз. культуры пристальное внимание рус. и зарубежных ученых. Б. выступил на съезде с докладом «Грузинская палеография» (опубл. в «Протоколах подготовительного Комитета V Археологического съезда в Тифлисе» за 1882 г. ( С. 215-220; 420-426) и в «Трудах V Археологического съезда в Тифлисе в 1881 г.» (М., 1887. С. 328-331). Большую часть времени Б. уделял полевым работам и экспедициям в различные регионы Грузии. Особое значение для ученого имело его сотрудничество с М. Броссе , высоко оценившим первые работы Б. и считавшим его достойным продолжателем своих исследований. Еще в 1866 г. в письме к Броссе Б. предлагал план археологических экспедиций по регионам Грузии и просил поддержки у С.-Петербургской АН. Через 7 лет идея была поддержана, и в 1873 г. экспедиция направилась на юго-запад Грузии. Несмотря на ограниченные средства и начинавшуюся русско-тур. войну, Б. за месяц составил научное описание памятников Аджарии и Гурии, многие из к-рых сохранились только на страницах его труда «Археологическое путешествие по Гурии и Ачаре» (СПб., 1878). В книге собраны материалы по древней истории этого региона, чанскому диалекту, местному фольклору, произведена идентификация упомянутых в груз. источниках мон-рей, храмов и топонимов Чорохского бассейна, содержатся копии эпиграфических надписей, датированный список икон, анализ сборника важных исторических документов «Гурийские акты», найденного Б. в частных собраниях. Среди многочисленных трудов Б. энциклопедическим характером выделяется кн. «Кавказ в древних памятниках христианства» (Записки об-ва любителей Кавказской археологии. Тифлис, 1875. Кн. 1) - научное описание основных памятников христ. зодчества Грузии и Армении, в т. ч. находящихся в наст. время на территории совр. Турции. В 1889 г. Б. сопровождал в зап. Грузию проф. Н. П. Кондакова , и эта поездка легла в основу их совместной работы «Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии» (СПб., 1890).

http://pravenc.ru/text/77398.html

IV благотворительный Пасхальный концерт «Светлый Праздник» пройдет в Петербурге Санкт-Петербург, 4 апреля 2014 г.      24 апреля 2014 г. в Санкт-Петербурге во Дворце Белосельских-Белозерских (Невский проспект, дом 41) состоится IV благотворительны й Пасхальный концерт «Светлый Праздник» . Устроителем торжества выступает Любительский церковный хор «Астрон» , созданный архимандритом Елеазаром, приснопамятным духовником Свято-Троицкой Александро-Невск ой Лавры. Продолжая традицию Благотворительны х просветительских концертов, заложенную архимандритом Елеазаром в 2010 году, и посвященных главным событиям церковного года, Пасхальный концерт «Светлый Праздник» познакомит слушателей с историей и мировым значением Праздника, традициями празднования Пасхи Христовой в России. Яркая, содержательная, насыщенная программа познакомит зрителей с лучшими произведениями русских и зарубежных, классических и современных деятелей искусства: Н. А. Римского-Корсако ва, Р. М. Глиэра, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, С. В. Рахманинова, В. Гаврилина, Б. Пастернака, А. С. Пушкина и других авторов.      Торжественными Пасхальными песнопениями концерт откроет организатор Праздника – Любительский церковный хор «Астрон». Множество талантливых артистов соберет сцена одного из красивейших дворцов Санкт-Петербурга – как известных имен, так и юных талантов: актеров театра и кино, студентов Санкт-Петербургс кой Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсако ва, балетных школ, учащихся Музыкального лицея Комитета по культуре Санкт-Петербурга и других творческих коллективов города Святого апостола Петра. Традиционно основная часть зрительских мест распределена среди социально-незащи щенных групп нашего города: ветеранов ВОВ, пожилых людей, в том числе проживающих в приютах, людей с ограниченными физическими возможностями. Перед началом концерта организована ознакомительная экскурсия по парадным залам дворца князей Белосельских-Бел озерских, в ходе которой участники познакомятся с подлинными дворцовыми интерьерами, судьбами архитектора и владельцев, историей торжеств, проводимых в стенах дворца и событиях, связанных с этим старинным особняком. Экскурсия по парадным залам: 18:00 (предварительная регистрация обязательна) Концерт: с 19:00 до 20:30, без антракта Вход свободный по пригласительным билетам. Добровольные пожертвования. Приглашаем всех желающих вместе с нами разделить торжественный, ликующий, светозарный Светлый Праздник Пасхи Христовой - священной и таинственной Пасхи, «двери райские нам отверзающей»! Концерт посвящен памяти архимандрита Елеазара. Сайт хора www.astronchoir.ru 4 апреля 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69751.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОРОБКЕВИЧ Исидор Иоаннович (5.05.1836, Черновицы, ныне Черновцы, Украина - 18.09.1903, там же), прот., укр. писатель, композитор, педагог, фольклорист, дирижер. Род. в семье священника. По окончании гимназии (1855) поступил в Черновицкую ДС, где участвовал в хоровом и лит. кружках, самостоятельно изучал гармонию, контрапункт, инструментовку (по учебникам З. В. Дена, А. Рейхи), анализировал произведения И. С. Баха, Й. Гайдна. В 1861 г. окончил семинарию, был рукоположен во иерея, служил в правосл. церквах сел Давыдены и Руська-Молдовица. В 1865 г. на основе местного муз. фольклора написал работу «Наша народна nichя». В 1867 г. возвратился в Черновицы, преподавал хоровое пение в диаконской школе, в ДС и гимназии; принимал активное участие в муз. и лит. жизни Буковинского края. В 1868 г. поступил в Венскую консерваторию, где изучал гармонию и основы композиции у известного теоретика Ф. Кренна и получил диплом регента и учителя пения. С 1869 г. жил на Буковине. В 70-90-х гг. В. был одним из активных членов и председателем культурно-просветительного об-ва «Руська бeciдa», инициатором создания и почетным членом студенческого об-ва «Союз», организатором и председателем «Руського литературно-драматического общества», редактором и издателем укр. периодических изданий. В 1875-1901 гг. В.- профессор теологического фак-та Черновицкого ун-та. Занимался просветительской деятельностью, выступал с лекциями как музыковед, писал научные работы («Учебник гармонии», очерки «Наши композиторы» о творчестве М. И. Глинки , М. М. Вербицкого и др.). С 1870 г. издавал в Черновицах и Вене «Cnibahuku» для детей - учебные пособия для укр. народных школ Буковины и Галиции, способствовавшие популяризации укр. народной песни среди молодежи. Под рук. В. и на его произведениях воспитывались композитор и музыковед Е. Мандычевский, композитор и фольклорист П. И. Бажанский , один из основоположников румын. национальной музыки, Ч. Порумбеску, и др. Деятельность В. органично вписывается в широкое культурно-просветительское движение на Зап. Украине во 2-й пол. XIX в., активную роль в к-ром играли священники, осуществлявшие руководство организационно-воспитательной, педагогической, творческой работой в народных школах, на учебных курсах, в хоровых кружках и любительских театрах. В репертуар любительских коллективов входили пьесы на историко-патриотические и дидактические темы, песни в хоровом исполнении. Хоры народных школ могли принимать участие в праздничных богослужениях.

http://pravenc.ru/text/155246.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСТОИЧ [Серб. Тихомир (5.07.1865, Тиса-Сент-Миклош (Семиклуш, Потиски-Свети-Никола), Австро-Венгрия (ныне Остоичево, Сербия) - 18.10.1921, Вена), серб. историк лит-ры, педагог, музыкант, церковный певец и регент, собиратель церковных песнопений и народных напевов. Посещал Великую серб. православную гимназию в г. Нови-Сад (1881-1884), брал частные уроки музыки с намерением продолжить муз. обучение в Будапеште. Воспитанник будапештского колледжа для серб. юношей «Текелианум», в 1884-1888 гг. О. изучал филологию в Будапештском ун-те. В 1888-1889 гг. занимался у известного слависта В. Ягича в Вене. Защитил докторскую диссертацию об иером. Досифее (Обрадовиче) (изд. в 1907). В Нови-Саде в гимназии преподавал лит-ру (1889-1911) и церковное пение (до 1895). В 1898 г. стал членом об-ва «Матица сербская», в 1911 г. был избран ее секретарем. Редактор ж. «Летопись Матицы сербской» (1912-1914), член Сербской королевской АН (1910). С началом первой мировой войны О. был интернирован в Венгрию (Бай, затем Секешфехервар, 1914-1917). В 1920 г. в новом Королевстве сербов, хорватов и словенцев он был избран профессором философского фак-та в Белграде, а затем назначен деканом философского фак-та в Скопье. В том же году был избран членом Югославской академии наук и искусства в Загребе, в 1921 г.- 1-м председателем Скопского научного об-ва. В том же году переехал в Вену на лечение. О. внес значительный вклад в серб. историографию и историю серб. лит-ры благодаря исследованиям по серб. лит-ре XVIII и XIX вв. Написал учебники по истории серб. лит-ры, готовил к публикации тексты устного народного творчества. Занимался широким кругом тем по истории серб. культуры, а также по актуальным национально-политическим вопросам. О. первым указал возможные пути развития серб. музыковедения. Составил объемное собрание записей гармонизаций серб. церковного пения с краткой историей певч. традиции у сербов и рекомендациями для регентов. Его познания в области музыки в целом и серб. муз. наследия в частности намного превосходили любительский уровень. Он занимался как традиц. монодийным, так и многоголосным церковным пением. Первое собрание записей церковного пения О. подготовил еще будучи учеником гимназии, оно было опубликовано в 1887 г., значительно дополненное издание было напечатано в 1896 г. О. записывал и обрабатывал народные напевы. Сохранилась его переписка с известными современниками. Много лет О. управлял гимназическим хором в соборном храме в Нови-Саде.

http://pravenc.ru/text/2581657.html

«Ученики мои в восторге от Ваших песен. Больше всего их удивило то, что их деревенские звуки удостоились внимания композитора. Они почему то, знакомясь в школах с песнями, так сказать, культурными, начинают презирать свои и никогда я не слыхал, чтобы они их пели. Теперь иное дело; они увидели, что их песни получили право на гражданство. Несмотря на крайнее обилие обычных занятий, мы все же успели хорошо выучить три песни: «Как под яром», «Поле чистое Турецкое», (это очень нравится), еще «Эх, ты Ваня». Эту разучили в совершенстве. Надеюсь, что весной по вечерам у нашей школы будут громко раздаваться Ваши песни. Ребята певчие пожелали сами выразить Вам свою благодарность». Из адреса Русского Хорового О-ва в Варшаве (в день 30-летн. юбилея): «К началу 90-х годов прошлого века Ваш хор становится исключительным явлением в музыкальной жизни страны. Как ни сложны и трудны обязанности дирижера, они, однако, не лишили Вас возможности проявить и другие стороны Вашего дарования. Из-под Вашего пера стали выходить духовные и светские композиции В настоящее время их поет, слушает, ими восторгается вся Россия, от простолюдина до музыкального специалиста . Сосредоточив свою деятельность в столице, Вы не забыли и бедную глухую провинцию. Поездки Вашего хора дали ей возможность познакомиться с таким совершенством хорового исполнения, о которых она и мечтать не могла . Вашей энергией в провинциальную глушь брошены первые семена высшей музыкальной культуры, и как их прямой результат, то здесь, то там начинают возникать правильные хоровые организации .» К двадцатилетнему юбилею: « .Из дальнего Петровска, с берегов синего Каспия, любители церковного пения . спешат присоединить свой далекий, но искренний голос к общему хору приветствий». К 10-летию Церковно-Певческого О-ва: « .Вы пожелали принять участие в судьбе людей, большинству которых грозила нищета и убожество с потерей трудоспособности. Первый в России Вы посадили и вырастили хрупкое растение, названное Вами С.-Петербурск. Церковно-Певческ. Благотвор. О-во. Вы работали на Общество: как председатель Правления, как композитор, как дирижер – и невозможно сказать, в какой области Ваши труды были полезнее и плодотворнее . Прошло 10 лет, и.… у нас есть, где преклонить голову старому, безголосому певчему».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАДЖИЧ [серб. Вук (6.11.1787, дер. Тршич, близ Лозницы - 7.02.1864, Вена), серб. филолог, фольклорист, историк, этнограф, реформатор сербскохорват. лит. языка, деятель серб. национального возрождения. До 1817 г. подписывался Стефанович или Стеванович (по имени отца), с 1824 г.- Караджич, также использовал псевдоним Ненад Новкович. Род. в многодетной обедневшей крестьянской семье. Несмотря на недостаток средств, необходимость помогать отцу и слабое здоровье, К. недолго учился в школах в Лознице, в мон-ре Троноша , в гимназии в Сремски-Карловци (1805-1806), в Великой школе в Белграде (1808), занимался самообразованием. В начале первого сербского восстания (1804-1813) был писарем при одном из лидеров, Джордже Чурчии, в 1807-1813 гг.- писарем в Правительствующем совете. В 1810-1811 гг. учитель в Малой школе в Белграде. В 1812 г. представлял лидера серб. восстания Карагеоргия на переговорах с видинским пашой. После поражения восстания переехал в Вену. Периодически преподавал в различных серб. городах, в 1823-1824 гг. учился на философском фак-те в Лейпциге. Некоторое время был членом суда в Белграде. Член-корреспондент Ученого об-ва Краковского ун-та (1820), член Об-ва любителей русской истории и словесности при Московском ун-те (1828), почетный член Венской АН (1848), Берлинской АН (1850) и С.-Петербургской АН (1851). В. Караджич. Портрет. 50-е гг. XIX в. (Национальный музей, Белград) В. Караджич. Портрет. 50-е гг. XIX в. (Национальный музей, Белград) Словен. филолог В. Копитар высоко оценил знание К. народного серб. языка и оказывал ему всестороннюю помощь в исследовательской и реформаторской деятельности. По его совету К. составил краткую серб. грамматику (Писменица серб. ieзuka. Виенна, 1814), начал собирать и постепенно издавать серб. народные песни (Народне српске njecмe. Лajnцur; Виенна, 1823-1833. 4 и материалы для серб. словаря. В 1-е издание словаря включил ок. 26 тыс. слов, во 2-е - ок. 47 тыс. слов (Српски pjeчhuk, истолкован и латинским pujeчмa. Виенна, 1818, 1852 2). В этом словаре и сопровождающей его переработанной в отличие от издания 1814 г. грамматике К. опубликовал результаты своей реформы серб. лит. языка, согласно к-рой рус. гражданская азбука была приведена в соответствие со звуковым составом серб. языка, орфография выстроена по фонетическому принципу, а русско-церковнослав. и славяно-серб. лексика уступили место серб. народной. Несмотря на острую критику реформы, она стала основой совр. сербскохорватского языка.

http://pravenc.ru/text/1470389.html

На основе эталонного камертона и с помощью изобретенного им «акустического прибора для определения числа колебаний звучащих тел» (сонометра) И. изготовил десятки камертонов, многие из которых были представлены научному сообществу и широкой публике на выставках в России и за рубежом. В 1872 г. в отделе прикладной физики Московской политехнической выставки И. экспонировал 56 камертонов диапазоном от 435 до 870 колебаний в секунду (от 217,5 до 435 Гц) с разностью колебаний в 7-8 единиц, за что получил Почетный адрес. В 1873 г. И. принял участие в Венской выставке, где представил 13 камертонов, «составляющих уравненную, темперированную хроматическую гамму с октавой основного тона»; за что была присуждена Медаль заслуги ( Лествицын. 1875. С. 4). В 1876 г. И. получил медаль и диплом на выставке в Филадельфии (США); в 1879 г.- медаль Парижской национальной академии на выставке в Париже. В 1882 г. на международной выставке в Москве И. стал обладателем серебряной медали за коллекцию камертонов, после чего хранитель Московского политехнического музея член имп. Московского археологического общества А. И. Кельсиев ходатайствовал о представлении изобретений И. крупнейшему физику того времени проф. А. Г. Столетову. 9 окт. 1882 г. И. был избран действительным членом Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии (билет 64); описание акустического прибора, изобретенного И., было опубликовано в Журнале физико-химического об-ва, а сам прибор в 1889 г. куплен Столетовым для физического кабинета Московского ун-та. В 1883 г. Кельсиев предложил И. написать историческую записку о колоколах Ростова, и с этого времени И. приступает к главной работе своей жизни, к монографии «Ростовские колокола и звоны» (СПб., 1884). Книга содержит размеры 13 колоколов Большой звонницы Успенского собора Ростова, а также его ясака ( кандии ); описание каждого колокола с приведением полной надписи на нем; указаны названия, носимые некоторыми колоколами; определено посредством сонометра число колебаний в секунду, производимое основным тоном каждого колокола; указан тон, к-рому ближе всего соответствует звук каждого колокола; положены на ноты основные праздничные ростовские звоны XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/293906.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010