Л. А. Беляев Архитектура История и методы изучения С кон. XVIII в. публикуются первые справочники церквей М. с перечислением основных и придельных престолов ( Максимович Л. М. Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М., 1792-1793. 4 ч.). Основным материалом для них служили клировые ведомости, источником информации для к-рых были надписи на старых предметах, зданиях или даты из публикаций того времени (летописей и духовной лит-ры). В XIX в. история изучения архитектурного наследия М. получила развитие благодаря историко-статистическим исследованиям, изучению архивов и общему росту интереса к отечественной старине. Главными источниками оставались письменные документы, акты, владельческие записи, многочисленные типы и формы отчетной и приходно-расходной документации (бумаги средневек. приказов и позднейших комиссий). Историческая статистика отдельных храмов М. и всей епархии являлась важным материалом для архивистов XIX - нач. XX в. (П. В. Хавский, Забелин, В. И. и Г. И. Холмогоровы, Н. А. Скворцов, Н. П. Розанов, И. Ф. Токмаков, А. Е. Викторов), посвятивших жизнь сбору и анализу сведений по церковной топографии М. Во 2-й пол. XIX в. в особую область деятельности (из работы гос. ин-тов - Мин-ва внутренних дел, Синода, в ведомстве к-рых находились сооружения) выделилось сохранение памятников отечественной старины, в т. ч. церковной архитектуры. Изучение архитектурного наследия, древних и новых храмов стало возможным соединить с достижениями других дисциплин, с образованием научных об-в (Имп. Археологическая комиссия с 1859; Московское археологическое об-во с 1864, в его составе с 1879 - Комиссия по сохранению древних памятников). При Об-ве любителей духовного просвещения с 1902 г. была создана Комиссия по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии (председатель А. И. Успенский). На рубеже XIX и XX вв. благодаря привлечению новых технологий (фотографии) происходит формирование изобразительной иконографии города. Бесценный материал в отношении церковной топографии и истории церковной архитектуры М. представляют архивы И. Ф. Барщевского (ГНИМА), публикации Н. А. Найдёнова.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Он думал, что это положение возлагает на него обязанность «содействовать освещению всего, что чуждая нам и большею частию враждебная западная жизнь представляет сколько-нибудь, если не сродного, то по крайней мере и не совсем чуждого, а, может быть, и сколько-нибудь полезного в области богословской науки и церковной жизни» 14 . Кроме этих чисто церковных мотивов, к деятельному стремлению к сближению и единению с старокатоликами, располагали о. И. Л. Я-ва, по его словам, еще мотивы патриотические, именно сознание важности и даже необходимости честных сношений с другими культурными народами для нормального роста русского народа и всестороннего развития его сил и благосостояния 15 . Убежденный по всем этим соображениям в большой важности и нравственной обязательности для членов православной церкви сделать все, что можно, для единения старокатоликов с православною церковью, И. Л. Я-в сам первый подавал пример в этом деле другим. Добровольно, единственно из желания послужить доброй цели, он взял на себя в качестве богослова вместе с несколькими другими лицами нелегкий труд представительства православного общества перед старокатоликами с целью ознакомления старокатоликов с верованиями и точкой зрения восточной церкви и восточных богословов, и усердно трудился над разъяснением разностей в учении между западною и восточною церквами и над выработкою общих положений, которые могли бы быть положены в основу единения. Эта работа велась главным образом на старокатолических конгрессах и конференциях, в которых о. И. Л. Я-в неоднократно принимал участие, а затем в учрежденной в С.-Петербурге официальной комиссии по старокатолическому вопросу. В первое время по возникновении старокатолического движения о. И. Л. Я-в стоял не один с своими симпатиями и интересом к этому движению. Живое участие к старокатолицизму обнаружило тогда Общество любителей духовного просвещения, с.-петербургский отдел которого основан был с целью между прочим «поддерживать сношения с поборниками православной истины заграницей и оказывать им нравственную опору».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Должность муфтия свободна уже более десяти лет… Крымские мурзы обратились к начальнику губернии с просьбой назначить выборы муфтия. Г. губернатор в принципе согласился с этой просьбой и предложил указать кандидатов. Тогда произошло нечто беспримерное: вместо того чтобы собрать законное «меджлессы», то есть избирательное собрание, в Симферополь съехалось только восемь мурз и избрало шесть кандидатов, имена которых сообщены губернатору. Нечего и говорить насколько подобное деяние незаконно и как проявление партийности нежелательно. На «меджлессы» должны собраться представители всех крымских дворянских и мурзацких фамилий, а таковых в Крыму около 90 родов; затем являлись представителями духовенства и других сословий и лишь в таком составе «меджлессы» считало себя в праве указать кандидатов на должность муфтия " … (Смот. «Московск. Ведомости» 1891 года 22, стр. 4). 4 Примечание в настоящей статье упоминается только о двух муфтиях, потому что только эти два муфтия были учреждены Русским правительством. И хотя есть еще в Закавказских мусульманских областях лица, носящие названия муфтия и мюджтехида, но их Русское правительство не учреждено и те муфтии, По «Началам мусульманского законоведения», и суть только почетные титулы, оставленные и наследственные в Казахской династии мусульманской секты Сунни и в Тифлисской; но они между мусульманами не того веса, ни уважения, ни значения не имеют, как властные правительственные муфтии, учрежденные Русским правительством для Крымских и Поволжских мусульман. В Закавказском же крае значение в управлении имеют одни судьи мусульманские второстепенные – Кази и Кади, решающие дела религиозпы и только гражданские. По сомнениям же не только в религиозных но и в гражданских делах, Закавказские мусульманские секты Ши’э:испрашивают фетву, то есть повеление, от Персидских Мюджтехидов, а секты Сунни от муфтиев Арабских и Турецких». (См: Изложение начал мусульманского законоведения. Н. Торнау. Изд. Типогр. Соб: Е. И. В. Канцелярии 1850 г. стр. 28–29) – Настоящая статья о муфтиях сочувственно поддержана и перепечатана «Светом, Москов: Ведом, Сын: Отечеств:, Новым Времен: С. Петерб: Ведом:, Южн: Краем, Церковн. Вестником и прочими изданиями. Читать далее Источник: Нужны ли для России муфтии?/[соч.] действительного чл. О-ва любителей духовного просвещения Е. Н. Воронца. - Москва : Тип. А. И. Снегиревой, 1891. - 8 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

(1880) производило раскопки разрушенных храмов (напр., в 1899 ц. Рождества Христова в Кстове Нижегородской губ.), реставрировало Поганкины палаты во Пскове, заботилось о сохранении крепостных городских стен. Издавало памятники лит-ры и деловой письменности, связанные с историей Пскова, описания и указатели исторических и художественных памятников, библиографические своды, а также «Труды Псковского археологического общества» (1902-1916. 12 т.). Новгородское об-во любителей древности (1894-1904, 1908-1928) выпускало «Сборник Новгородского общества любителей археологии» (1908-1928. 9 вып.). Тверское об-во любителей истории, археологии и естествознания (1898) занималось подготовкой Тверского областного археологического съезда и выпустило том «Трудов» об-ва (1903). Церковно-археологические об-ва и комитеты стали появляться в 70-х гг. XIX в. Самым известным из них было об-во при КДА, образованное по благословению Святейшего Синода в 1872 г. одновременно с Церковно-археологическим музеем. Занималось изучением и публикацией материалов из коллекций музея, осмотром старинных церквей и мон-рей, консультациями по вопросам сохранения церковных древностей. Среди корреспондентов об-ва преобладали лица духовного звания. К кон. XIX в. насчитывалось 17 церковно-археологических об-в, к 1914 г.- 40. Архивно-археологическая комиссия при Святейшем Синоде (1914) контролировала деятельность церковно-археологических об-в и комитетов, руководила созданием новых, предполагалось, что они будут организованы во всех губернских городах. Археология входила в сферу деятельности архивных комиссий, Московского об-ва древнерус. искусства при Московском публичном музее, Об-ва защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, Общества любителей древней письменности , Общества любителей духовного просвещения , Об-ва истории и древностей в Ростове-на-Дону. Об-во «Старая Москва» (1909-1930) в качестве Комиссии по изучению старой Москвы при Московском А. о. продолжало успешно функционировать в 20-х гг. XX в. В 1923 г. «Старая Москва» оформилась как «группа лиц, интересующихся изучением старой Москвы» при ГИМ, через год получила статус Ученой комиссии при отд-нии ГИМ «Старая Москва». В 1926 г. «Старая Москва» вошла на правах секции в «Общество изучения Московской губернии» (1925).

http://pravenc.ru/text/76468.html

С 1 июля 1860 г. митрополит Киевский и Галицкий, архимандрит Киево-Печерской лавры и член Святейшего Синода. В период реформ в РПЦ в 60-70-х гг. XIX в . развернул в Киевской епархии обширную деятельность по устройству церковноприходских школ. В марте 1866 г. назначен председателем Комиссии по реформе духовных школ, отверг предложенный обер-прокурором гр. Д. А. Толстым вариант устава ДА и ДС (см. Уставы духовных школ ). Особое возражение со стороны А. вызвало предложение сторонников обер-прокурора включить в проект устава принцип всесословности духовной школы при ограничении численности учащихся, поскольку архиерей полагал, что это закроет путь к образованию мн. малоимущим детям духовного сословия. А. также критиковал ориентацию устава на университетские порядки, что, по его мнению, ставило под угрозу существование духовных учебных заведений. Позиция митрополита вызвала недовольство обер-прокурора, А. был вынужден уехать в Киев, и утверждение устава в мае 1869 г. состоялось без него. А. являлся членом большого числа церковных и общественных орг-ций и учреждений: президентом Киевского комитета Православного миссионерского об-ва , почетным членом СПбДА, МДА, КДА, Киевского, Московского, Петербургского ун-тов, Медико-хирургической академии, Имп. публичной б-ки в С.-Петербурге, Общества любителей духовного просвещения , Об-ва древнерусского искусства при Московском публичном музее, Об-ва попечения о раненых и больных воинах, Киевского об-ва любителей садоводства, Об-ва вспомоществования недостаточным студентам Киевского ун-та, действительным членом Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе и Об-ва подаяния помощи при кораблекрушениях. За церковное и общественное служение А. был награжден орденом св. Анны 2-й (25 апр. 1831) и 1-й степени (25 апр. 1835), орденом св. равноап. кн. Владимира 2-й степени большого креста (14 апр. 1845) и 1-й степени (31 марта 1863), орденом Александра Невского (20 мая 1850), орденом Андрея Первозванного (27 марта 1866) и алмазными знаками Андреевского ордена (16 апр. 1872). В авг. 1873 г., когда праздновалось 50-летие служения А. в священном сане, ему была пожалована панагия с бриллиантами при именном рескрипте императора. А. скончался от инсульта, погребен в Крестовоздвиженской ц. Ближних пещер Киево-Печерской лавры.

http://pravenc.ru/text/76242.html

скончался. Тело его с крестным ходом, возглавляемым еп. Нарвским, вик. Петроградской епархии Геннадием (Туберозовым) , было перенесено в академический храм СПбДА. Заупокойную литургию и отпевание совершил 26 июня митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) . А. похоронен на братском лаврском кладбище недалеко от могилы митр. Антония (Вадковского) . А. является автором книг по славистике, сравнительному языкознанию, рус. диалектологии, церковнослав. и литов. языкам, психологии и физиологии речи, истории Черногории. В совершенстве владел санскритом, свободно говорил на многих слав. языках. Состоял почетным членом Московской, Казанской и Петроградской ДА, Петроградского слав. благотворительного об-ва, Петроградского и Московского археологических ин-тов, Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те, имп. Одесского об-ва истории и древностей, Общества любителей древней письменности , Галицийско-рус. об-ва в Петрограде; председателем Комиссии по научному изданию слав. Библии ; членом Комиссии по пересмотру и исправлению текстов церковно-богослужебных книг; товарищем председателя Русского об-ва ревнителей сближения англикан. Церкви с правосл. ; председателем Комиссии по старокатолич. и англикан. вопросам; членом-учредителем Об-ва возрождения художественной Руси; товарищем председателя Комитета Красного Креста духовно-учебных заведений; действительным членом состоявшего под председательством св. мц. вел. кнж. Ольги Николаевны особого Комитета по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну; действительным членом Георгиевского комитета. По поручению Мин-ва народного просвещения А. составил программу и руководство преподавания литов. языка, лит-ры и истории в средних учебных заведениях Виленского и Варшавского учебных округов, состоял наблюдающим за преподаванием богословия и Закона Божия в высших учебных заведениях Петрограда. Заведовал единоверческими церквами и приходами Петроградской епархии и правосл. рус. приходами, находившимися вне пределов Российской империи.

http://pravenc.ru/text/114834.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (ОЛДП; офиц. название - «Московское общество любителей духовного просвещения»), российское научное и просветительское об-во. С 1859 г. в среде московского духовенства обсуждалась идея учреждения Епархиальной б-ки. Начало ее формирования было положено в 1862 г., когда для нее пожертвовали свои книжные собрания братья прот. А. И. Невоструев и археограф К. И. Невоструев . В рамках подготовки к открытию б-ки ряд представителей московского духовенства (в т. ч. проф. МДА П. С. Казанский, К. И. Невоструев) осенью 1862 г. высказали мысль о необходимости создания ОЛДП. На заседании 4 нояб. было решено ходатайствовать об учреждении ОЛДП; тогда же 17 чел. изъявили желание быть действительными членами создававшегося об-ва (после особой пригласительной подписки к ним присоединились еще 77 чел.). Вскоре был составлен проект устава об-ва, к-рый 24 нояб. представили на рассмотрение митрополиту Московскому и Коломенскому свт. Филарету (Дроздову). Митр. Филарет благожелательно отнесся к идее создания об-ва и лично составил проект «Положения об образовании Московского общества любителей духовного просвещения», принятый 11 мая 1863 г., в день открытия Епархиальной б-ки (высочайше утвержден 22 июня того же года). Впосл. «Положение...» было заменено уставом, утвержденным Синодом 23 марта 1906 г. ОЛДП открылось 17 сент. 1863 г. Его цель, согласно «Положению...» (Записка об учреждении ОЛДП. 1872. С. 8), состояла в том, чтобы «споспешествовать распространению и возвышению в духовенстве, а также в прочих классах народа, религиозно-нравственных и других, потребностям православной веры соответствующих, познаний». В Уставе 1906 г. закреплялось, что ОЛДП «имеет своею целью с одной стороны взаимное содействие членов его друг другу в деле собственного усовершенствования в области богословского знания, с другой - служение русскому Обществу в деле его духовно-нравственного просвещения» (Устав Моск. ОЛДП. Б. м., б. г. С. 1).

http://pravenc.ru/text/2578105.html

Во 2-й пол. 60 гг. XIX в. А. участвовал в подготовке к изданию актов рус. мон-ря св. Пантелеимона на Афоне (Акты русского на св. Афоне мон-ря св. великомученика и целителя Пантелеимона. К., 1873). В окт.-нояб. 1867 г. А. изучал рукописи Патриаршей б-ки в Иерусалиме, груз. рукописи Крестного мон-ря, в июне 1868 г. работал над каталогом рукописей и старопечатных книг лавры св. Саввы Освященного (ок. 700 ед. хр.). С нач. авг. до 18 сент. 1870 г. он вместе с помощниками составил описание 1310 греч., 38 слав. и 500 араб. рукописей б-ки мон-ря вмц. Екатерины на Синае (не публиковалось и легло в основу изданного в Лейпциге в 1886 каталога В. Гардтхаузена); за этот труд А. получил в дар от братии мон-ря уникальную рукопись - т. н. Киевские глаголические листки, переданные им позднее в б-ку КДА. В палестинский период расширяется личная коллекция рукописей А., в к-рой помимо греч. имелись также слав. (кириллические и глаголические), араб. и древнеевр. рукописи, греч. и слав. старопечатные книги, памятники визант. искусства, монеты (основная их часть была пожертвована в ИППО, см. Помяловский И. В. Описание древних и средневековых монет, принесенных в дар Православному Палестинскому об-ву архим. Антонином, начальником Духовной миссии в Иерусалиме. СПб., 1886). А. принадлежит исследование, выявившее смешение в агиографической традиции сведений о свт. Николае Мирликийском с житием свт. Николая Пинарского, значителен его научный вклад как археолога и литургиста. Научные заслуги А. были отмечены избранием его членом многочисленных ученых об-в и учреждений России и Европы: Афинского археологического об-ва (1854), Одесского об-ва истории и древностей (1856), Имп. Русского археологического об-ва (чл.-кор. с 1857, почетный чл. с 1884), Московского об-ва любителей духовного просвещения (1869), КДА (1870), Немецкого вост. археологического об-ва (1872), Киевского церковно-археологического об-ва (1873), СПбДА (1873), Имп. Православного Палестинского об-ва (1882), МДА (1888) и др. За свою усердную деятельность он был отмечен многими гос. и церковными наградами. Похоронен А. в построенном им соборе Вознесения Господня на Елеонской горе в Русском Вознесенском мон-ре. Собранная им коллекция рукописей (ок. 100 ед.) в 1898-1899 была приобретена Имп. Публичной б-кой; в наст. время хранится в Киеве (ЦНБ НАНУ, Киево-Печерская лавра) и С.-Петербурге (РНБ, РГИА). Эпистолярное наследие А. не систематизировано и находится в разных фондах.

http://pravenc.ru/text/114026.html

Анны 1-й степени, серб. орденом св. Саввы 2-й степени, тур. орденом Меджидие 1-й степени, а также мн. дипломами за участие в изучении церковной истории и в духовном просвещении. А. являлся почетным членом КДА (1900), СПбДА (1910), КазДА (1910), Псковского археологического об-ва, губернского статистического комитета (1904), Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА (1909), Археологического русского ин-та в К-поле (1910-1913), имп. Русского археологического об-ва (1913), почетным или действительным членом правосл. братств и орг-ций: Богоявленского братства при КДА (1896), Палестинского об-ва (1900), московского Общества любителей духовного просвещения (1900-1902, 1905), братства прп. Сергия Радонежского при МДА (1907), Холмского правосл. Свято-Богородицкого братства (1915). Труды А. на ниве благотворительности также отмечены почетным членством в Новгородском управлении российского Красного Креста об-ва (1901) и в Александро-Мариинском доме призрения (1902). 15 апр. 1917 г. обер-прокурор В. Н. Львов огласил указ Временного правительства о прекращении зимней сессии Синода, увольнении его членов (в т. ч. А.) и о созыве на летнюю сессию новых членов во главе с постоянным членом Синода архиеп. Карталинским, экзархом Грузии Платоном (Рождественским) . 26 апр. 1917 г. состоялось первое заседание Синода нового состава, было принято послание к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Церкви, в к-ром важнейшей задачей объявлялась подготовка к Поместному Собору. Синод также постановил, что все правящие архиереи РПЦ должны быть утверждены на своих кафедрах или переизбраны на созванных в кратчайший срок епархиальных съездах духовенства и мирян. Вернувшись в Новгород, на собрании клириков епархии 26 марта А. информировал духовенство о переменах во взаимоотношениях Церкви и гос-ва, призвал к осмотрительности в реформировании церковной жизни. Новгородский епархиальный съезд, открывшийся 24 мая 1917 г. в мон-ре Антония Римлянина, подавляющим большинством голосов 31 мая избрал А.

http://pravenc.ru/text/76250.html

В кон. 50-х - 1-й пол. 80-х гг. XIX в. Дмитровские епископы Леонид (Краснопевков) и Амвросий (Ключарёв) , жившие в Москве, активно способствовали развитию церковной науки и духовно-нравственному просвещению. Еп. Леонид являлся членом мн. образовательных и научных учреждений и об-в: в 1865-1874 гг. он состоял председателем Московского губ. училищного совета, в 1869 г. был избран почетным членом Московского об-ва любителей духовного просвещения, с 1870 г. являлся помощником председателя совета Православного миссионерского общества , с 1874 г.- почетным членом Московского ун-та, с 1875 г.- почетным членом Об-ва древнерус. искусства при Московском публичном музее. Еп. Амвросий был известен в Москве как проповедник, выступал с публичными лекциями на духовно-нравственные темы, основал ж. «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866 гг., был инициатором создания Об-ва любителей церковного пения (см. ст. Общества церковнопевческие ) и стал его 1-м председателем, принимал активное участие в деятельности Православного миссионерского об-ва. В нач. XX в. Дмитровским епископам были подведомственны церкви в Москве Китайского и Ивановского сороков, в т. ч. соборы Казанский и Покрова Пресв. Богородицы , а также мон-ри: московский во имя Алексия, человека Божия , Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя , Богоявленский (резиденция Дмитровских викариев), московский в честь Вознесения Господня в Кремле , московский греческий во имя свт. Николая Чудотворца , московский в честь Зачатия св. Анной Пресв. Богородицы , московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Покровская община сестер милосердия. Дмитровские архиереи наблюдали за приходами Бронницкого, Дмитровского, Коломенского и Московского уездов Московской губ. В обязанности архиереев входила выдача св. антиминсов и мира для подчиненных храмов, предварительное рассмотрение дел о строительстве, ремонте и освящении храмов, надзор за организацией крестных ходов и сборов пожертвований для церковных нужд, за выдачей пособий беднейшим семьям духовного звания, назначение в приходы псаломщиков, а в монастыри послушников и послушниц, учреждение духовных хоров, об-в хоругвеносцев, утверждение журналов собраний МДС и духовных уч-щ епархии, наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Москвы и губернии.

http://pravenc.ru/text/178617.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010