11 См. указ. рукоп. Моск. дух. ак. 145. Срав. также более близкое ко времени изобретения славянской азбуки свидетельство римского папы Uoahha VIII в XVII томе Mansi, Consil collectio, epist. 247. Это письмо папы приводится также у Бодянского в его исследовании «о времени происхожд. слав. письмен», в Кирилло-Мефод. сборнике и др. 12 Речь идет главным образом от лица Ростислава, как могущественнейшего между названными и другими соседственными князьями славянскими 31 Житие препод. Феодосия, составленное Нестором, вошло в Печерский Патерик, где и можно его видеть 37 Этот случай указывался в торжественных годичных собраниях Общества люб. дух. просвещения в 1881 и в прошедшем 1884 годах. См. Чт. в Общ. люб. дух. просв. за 1882 г., т. III, стр. 27, и речь о. протоиерея П. А.Смирнова , стр. 49. Москва, 1884 45 См. Статист. Временник Росс. Имп., т. I, стр. 58, табл. народ. образов. Срав. Твер. Епарх. Ведом. 1885 г., 4, стр. 109 и др. 56 Срав. Русск. слово 1861 г. дек. отд. рус. литер., стр. 23, 26, 57–39 и др. Гражданин 1875, прилож. 9, стр. 13 и мн.др. 62 См. § 12 этих «Правил». Именно: «а) Закон Божий (Краткий Катехизис и Свящ. История); б) Русский язык, чтение по книгам гражданской и церковной печати и письмо; в) Первые четыре действия арифметики и г) Церковное пение» 73 Ст. 16 и 18. В последней статье под «духовными» лицами нужно разуметь конечно и священно-церковно-служителей; но больше здесь разумелись окончившие и не окончившие курс в духов. учеб. заведениях. Ибо недаром здесь поставлено выражение: «духовные» (лица), тогда как в Положении 1864 года прямо: «священно-церковно-служители» 74 См. статью Корфа в означенной газете за 1882 год, под заглавием: «Быть или не быть Закону Божию в народной школе»? 75 См. «Начальное учение человеком, хотящим учиться книг Божественного Писания». При этом не может не отметить и того обстоятельства, что между тем как, сколько мы помним, в Уставе 1828 года начертано было и то, чтобы в приходских училищах классы начинались и оканчивались молитвой, в правилах 1864 и 1874 года этого уже нет. Должно быть молитву сочли излишней 78 Для убеждения в истине сказанного можно взять хотя бы упомянутый выше и поставленный Кальневым «Систематический каталог книгам, рассмотренным Комитетом Министерства народного просвещения и учебным Комитетом при Св. Синоде». Одесса, 1876 79 См.речь о. протоиерея В.П.Рождественского в Чтен. Общ. люб. просв. за 1863 г., ч. 1, стр. 168 и дал. Срав. также записку об учреждении Общества там же, стр. III и дал. Читать далее Источник: Значение святых Кирилла и Мефодия как учителей народа русского : (Чит. в торжеств. собр. О-ва любителей духов. просвещения 7 апр. 1885 г.)/[Иван Корсунский]. - Москва : тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. - 50 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Прокимен, псал. 59, глас 4 Даждь намъ помощь скорби, и сетное спасенїе человческое. Стіхъ. Бже ринлъ ны єс, и низложилъ єс насъ. Подай помощь в скорби, и тщетно спасение от человека. Боже, Ты отверг нас и низложил нас. Чтение из книги Бытия (8, 4– 21) повествует о конце потопа, о выходе Ноя из ковчега, и принесении им благодарственной жертвы Богу. Прокимен, псал. 60, глас 6 Оуслыши бже моленїе мо, вонм молитв моей. Стіхъ. конєцъ земл къ теб воззвахъ. Услышь, Боже, моление мое, внемли молитве моей. От конец земли взываю Тебе. Чтение из книги Притчей (10, 13– 11, 12) представляет противоположность между праведным и нечестивым в различных отношениях. „Уста праведнаго источают мудрость, а язык неправедного сгибнет. Уста мужей праведных источают ласку, а язык нечестивых то, что отвращает от себя. Обманчивые весы – мерзость пред Господом, а правильная гиря приятна Ему. Куда приходит заносчивость, там и бесчестие, а уста смиренных заботятся о мудрости. Праведный, умирая, оставляет сожаление о себе, а гибель нечестивых переносится легко и с усмешкою. Совершенство прямых людей руководит ими, а претыкание не знающих порядка сгубит их. Имения не помогут в день гнева, а правда избавит от смерти. Правда невинного узаконяет правый путь, а беззаконный впадает в нечестие. Правда мужей правых избавит их„ и нечестием своим уловляются беззаконные. Когда умирает праведный, не теряется надежда, а высокомерная похвальба нечестивых погибает. Праведный избегает уловления, а вместо его отдается нечестивый. В устах нечестивых сети для граждан, а рассудительность праведных благопоспешает в пути. От добродетели добрых преуспевает город, а при погибели нечестивых радуется. От благословения праведных возвысится город, а, уста нечестивых разрушат его. Не имеющий разума смеется над гражданами, а муж благоразумный устрояет спокойствие. Читать далее Источник: Стихиры великопостных служб с переводом на русский язык, указанием чтений и кратким изложением содержания их. - Москва : Отд. О-ва любителей духов. просвещения по распространению духов.-нравств. кн., 1876. - 267 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При определении на службу М. предлагал оказывать предпочтение выпускникам в зависимости от их успеваемости. Ун-т должен был стать судебно независимым автономным учреждением, обладающим правом производить преподавателей в ученые степени, соответствующие чинам гражданской службы. В 1778-1782 гг. М. находился за границей, в т. ч. в Брюсселе, где в 1780 г. встретился с Дашковой. Его возвращение в Москву было торжественно отмечено в ун-те (Моск. вед. 1782. 17, 26 февр.). В 1782 г. по инициативе Хераскова, И. Г. Шварца и Новикова было основано Дружеское ученое об-во, в к-ром М. увидел конкурента Вольному Российскому собранию, хотя сам, вероятно, нек-рое время был его членом: ««Дружеское» или, как говорят, «мартинистское общество» много беды наделало нашему месту»,- жаловался он Шувалову в 1789 г. В 1786 г. об-во прекратило существование, но продолжило деятельность в рамках образованного еще в 1784 г. Типографического собрания. Определяющую роль в об-ве играли «вольные каменщики». Об отношении М. к масонству существуют противоречивые сведения, но скорее всего оно было негативным (Донесения куратора Московского университета тайного советника И. И. Мелиссино главнокомандующему в Москве князю А. А. Прозоровскому, с приложением переписки его с обер-камергером Шуваловым и другими лицами о слывшем Дружеском ученом обществе, известном ныне в просторечии под именем Мартинистов (масонов). 1790 г. 13 июня//РГАДА. Ф. 146. Оп. 1. Д. 23. Л. 1-3 об.). П. И. Бартенев называл его антагонистом масонов (РА. 1868. Кн. 2. 9. Стб. 1331). У его брата П. И. Мелиссино была ложа в С.-Петербурге, закрытая в 1791 г. В 1787 г. в связи с открытием Академии Российской окончательно прекратило существование и Вольное Российское собрание. В 1789 г. по инициативе М. было учреждено Общество любителей российской учености при Московском ун-те; М. написал устав, целью к-рого являлось «всевозможно споспешествовать распространению… на природном языке… наук в России и влиянию их на всеобщее народное просвещение» через переводы и новые издания. Предусматривалось привилегированное положение членов об-ва в существовавшем при ун-те студенческом литературно-просветительском объединении - «Собрании университетских питомцев», также основанном при участии М. В общество был приглашен митр. Платон (Левшин), вошел прот. П. А. Алексеев. Но общество не было одобрено имп. Екатериной II и вскоре прекратило свою деятельность.

http://pravenc.ru/text/2562888.html

С 1896 г. К. входил в Археографическую комиссию Московского археологического об-ва, с 1898 г. являлся членом-корреспондентом Об-ва любителей древней письменности , с 1914 г.- почетным членом Историко-филологического об-ва при Новороссийском ун-те. О значимости его научной работы свидетельствуют награды: большая золотая медаль Русского географического об-ва «за ученые труды в области белорусской этнографии» (1894), малая Ломоносовская премия Российской АН (1901), полная премия им. П. Н. Батюшкова за 1-й т. и 1-ю книгу 2-го т. исследования «Белорусы» (1903, 1908), малая премия им. М. Н. Ахматова Отд-ния русского языка и словесности АН за 2-ю и 3-ю книги 2-го т. того же исследования (1911, 1912) и др. К. был удостоен орденов св. Станислава 3-й и 2-й степени (1889, 1899), св. Анны 3-й и 2-й степени (1895, 1903), св. кн. Владимира 4-й степени (1911), медалей «В память царствования императора Александра III» (1896) и «В память 300-летия царствования Дома Романовых» (1913). В 1907 г. он получил чин действительного статского советника. В революционный период К. оказался вовлечен в процесс культурно-политического самоопределения белорус. народа. Ученый был избран почетным председателем I Всебелорусского съезда, состоявшегося 7-18 дек. 1917 г. в Минске. Постановлением коллегии Народного комиссариата просвещения Литовско-Белорусской ССР в 1919 г. К. был уволен с должности профессора Минского педагогического ин-та, к-рую занимал с сент. 1918 г. 22 апр. 1919 г. К. арестовали, через день отпустили под подписку о невыезде. Летом того же года поляки оккупировали Минск, в этих условиях ученый отказался устраиваться на службу и в кон. авг. 1920 г. вернулся в Петроград. К. активно включился в организацию российской науки в новых условиях, являлся членом правления и Президиума АН, председателем словарной комиссии, председателем комиссии по русскому языку, редактором «Известий Отделения русского языка и словесности Российской академии наук» (с 1920), директором Музея антропологии и этнографии (с 1921), редактором и издателем 1-го т.

http://pravenc.ru/text/1681167.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРИН Зарин [Зорин] Дмитрий Иванович (17.10.1862? - 20.02.1925, Москва), учитель пения, хоровой дирижер, автор методических пособий по школьному церковному и светскому пению, общественный деятель. Отец З. Иоанн был настоятелем ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке. Окончил МДС в 1883 г. Работал в ряде учебных заведениий Москвы: с 1884 г.- учителем пения в 1-й московской муж. гимназии; с 1890 г. в 4-й московской муж. гимназии занимался с детским хором мальчиков (60 чел.), участвовал в благотворительных концертах в пользу неимущих учеников, проводил бесплатные литературно-муз. вечера; с 1892 г. был регентом хора, смотрителем и надзирателем за воспитанниками пансиона; с 1899 г. преподавал церковное пение в Мариинском епархиальном жен. уч-ще, жен. гимназии Е. Е. Констан, учительской жен. семинарии П. И. Чепелевской. В 1910 г. вел хоровой класс в Народной консерватории (по Остоженскому округу). Был регентом в ц. святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот. Преподавал в 3-й женской гимназии. Неоднократно выступал как дирижер сводного хора учащихся начальных школ Москвы (1902-1916). В 1900 г. З. получил диплом члена-сотрудника Наблюдательного совета при Московском Синодальном уч-ще церковного пения. С 1902 г. состоял членом Об-ва любителей церковного пения в Москве и выступал с хором этого об-ва. З. составил неск. учебных пособий по школьному церковному и светскому пению, известных основательностью и детальностью разработки. В «Музыкальной хрестоматии для уроков хорового пения» (М., 1895), цель к-рой - обучить детей многоголосию (до 3 голосов), в качестве муз. материала используются народные песни (русские, украинские, сербские, испанские, итальянские, персидские, финские) и фрагменты из произведений рус. и зарубежных композиторов. В работе «Хоровое пение в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения» (М., 1904) З. предлагал ввести повсеместное преподавание пения в учебных заведениях и представил курс из 200 уроков.

http://pravenc.ru/text/182633.html

Богородицы. В киоте этого образа находится крест со многими священными реликвиями и мощами; в числе последних упоминаются и несуществующие теперь мощи св. Исидора Ростовского Твердислова, память которого церковь чтила уже в XVI веке и житие которого внесено в Макарьевские Четии Минеи. Впрочем, может быть и то, что мощи св. Исидора, находящиеся под спудом, покоились открыто до польского нашествия в 1609 г., когда был разгромлен Успенский собор и пожжен почти весь Ростов, со многими церквами и монастырями, которые были почти все деревянные 18 . 3 «Летописец о Ростовских архиереях», изд. Императ. Обществом Любителей Древней Письменности. Спб. 1890 г. 10 Более подробное описание Воскресенского Карашского монастыря мною было напечатано в Ярославских Губернских Ведомостях 1887 г. «Патриаршее село Святославль и упраздненный Воскресенский Карашский монастырь в Ростовском уезде». 11 Написание вдового попа Георгия Скрипицы из Ростова града о вдовствующих попах. Чтения 1847 г., кн. 6. 13 Князь Георгий Петрович Шубин, или впоследствии, поп Георгий Скриница, был потомок св. Петра Царевича в следующем порядке: у св. Петра был сын Лазарь, от которого родился сын Юрий и дочь Варвара; у Юрия же был сын Игнатий, имевший в свою очередь трех сыновей: Петра, Павла и Лазаря, у князя Павла Игнатьевича было четыре сына: Иван-Шуба, Сергей-Колпак, Семен-Безобраз и Андрей-Копыто. У князя Ивана Петровича был сын Петр, от которого родился Георгий Петрович Шубин (Рукопись Е. В. Трехлетова). 15 Теперь погост Копыри, Нажеровской волости, по преданию, тут был монастырь, основанный Св. Иаковом, Еп. Ростовским, около 1370 г. (Его житие изд. Яковл. Мон.). 16 Ростовские князья Федор и Константин «город Ростов поделили себе надвое. Сретенская сторона города князю Федору» (род. Ростов. князей). Читать далее Источник: Тихон Малышка, ростовский епископ XVI века : По поводу изображения св. Тихона Ярославецкого на каз. иконе Божией матери, находящейся в церкви Спаса на Божедомке, в Москве : Чит. в заседании Церк.-археол. отд. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. 29 сент. 1908 г./Ан.Ал. Титов. - Москва : печ. А.И. Снегиревой, 1908. - 18 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ ПАТМОССКИЙ [Иаков (Анастасиу); греч. Ικωβος Πτμιος] († 20.09.1765, Иерусалим), иером., греч. просветитель и педагог. Уроженец о-ва Патмос. Ок. 1712-1720 гг. обучался в Патмиаде, учебном заведении, основанном видным греч. просветителем иеродиак. Макарием Патмосским (Макарий Калогера). В этой школе, именовавшейся также Патмосской академией, преподавались, как правило на элементарном уровне, грамматика, риторика, богословие, философия, греч. и лат. языки. И. П., любимый ученик Макария, стал его помощником, а затем в 1720-1725 гг. и преподавателем академии. В этот период И. П. принял монашество и сан священника. Ок. 1725 г. новоизбранный Антиохийский патриарх Сильвестр обратился к Макарию Патмосскому с просьбой о содействии в организации в Сирии ДУ. Годом раньше значительная часть Антиохийской Церкви приняла унию с Римом (см. ст. Мелькитская католическая Церковь ). В Сирии влияние католич. миссионерских учебных заведений было достаточно сильным. Патриарх Сильвестр пытался создать противовес лат. системе просвещения. Макарий рекомендовал для этой цели кандидатуру И. П., и тот в 1726 г. отбыл на Ближ. Восток. В нач. авг. 1726 г. дидаскал (учитель) И. П. открыл школу в г. Халеб (Алеппо). Предположительно ее программа копировала систему Патмосской академии с добавлением в число изучаемых предметов араб. языка и с упором на проповедническую деятельность и антилат. полемику. Школа в Халебе просуществовала ок. 2 лет. Еще в 1726 г. патриарх Сильвестр из-за конфликта с пролат. группировкой халебских христиан на неск. лет покинул Сирию. В Халебе начались преследования православных. Летом 1728 г. И. П. был заточен в тюрьму, его школу закрыли, а ученики рассеялись. Однако вскоре И. П. при помощи англ. консула и его драгомана Илии Фахра , впосл. видного деятеля Антиохийской Церкви, освободился из заключения. В кон. 1728 г. И. П. перенес свое уч-ще в г. Триполи. Обучение было бесплатным, беднейшие ученики получали содержание от Патриархии. Школа привлекала любителей просвещения со всей Сирии и из-за ее пределов. Среди учеников И. П., число к-рых единовременно достигало 100 чел., известны Филофей , буд. архиеп. Кипрский (1734-1759), Иоанникий, буд. митр. Бейрутский (1745-1774), и российский путешественник В. Г. Григорович-Барский , оставивший панегирическое описание личности И. П. За долгие годы пребывания на Ближ. Востоке И. П., по всей видимости, не овладел араб. языком: он рассматривал свою миссию как приобщение арабов к греч. культуре. И. П. работал в тесном контакте с Макарием Патмосским, к-рый направлял в Сирию учебные пособия, тексты проповедей, посылал в помощь И. П. своих учеников. В письмах Макарий постоянно поддерживал И. П., убеждая его не думать о возвращении на родину и нести крест своего служения.

http://pravenc.ru/text/200343.html

Какие цвета установлены историею и русскими законами для отличительно русского всесословного и государственного флага Источник Предлагаемое вниманию читателя исследование посвящено появлению национальных символов России и истории российского триколора. Для всех интересующихся вексиллологией и историей России. Данный труд Евстафия Николаевича Воронца пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Какие цвета установлены историей и русскими законами для отличительно русского всесословного и государственного флага? : Ист.-юрид. исслед. действ. чл. о-ва любителей духов. просвещения Е.Н. Воронца. - Харьков : типо-лит. М. Гордона, 1892. - 28 с., 1 ил. : ил. (Загл. обл.: Цвета русского всесословного и государственного флага). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

К. Я. Здравомыслов. Сведения о существующих в епархиях церковно-археологических учреждениях и консисторских архивах. Пг., 1917 (ГПИБ) З. состоял членом различных научных и благотворительных учреждений. С 1892 г. почетный член и помощник председателя Об-ва попечения о бедных военного и морского духовенства, находившегося под покровительством имп. Марии Феодоровны. С 12 нояб. 1896 г. делопроизводитель Комиссии по разбору и описанию архива Синода. 1 марта 1901 г. назначен членом образованной при АН комиссии для установления правил пересылки рукописей и книг как в рус., так и в заграничные об-ва. С 24 февр. 1904 г. член Комиссии по вопросу о рус. правописании при Отд-нии рус. языка и словесности при АН. Входил в совет Об-ва духовной и материальной взаимопомощи бывш. питомцев СПбДА, в Комитет по охране памятников старины. Как представитель Ведомства правосл. исповедания участвовал в 1909-1912 гг. в работе межведомственной комиссии, созданной при МВД и Гос. думе для выработки законопроекта об охране памятников церковной старины (это был 1-й закон подобного рода). По приглашению Финляндского архиеп. Сергия (Страгородского) участвовал в работе Комиссии по исправлению богослужебных книг (1907-1917), фактически исполнял обязанности ее секретаря, готовил справки в архиве Синода по истории исправляемых текстов. Входил в Комиссию по пересмотру правил об отношении церковной власти к об-вам и союзам, возникающим в недрах правосл. Церкви и вне ее (1912). С 1908 по 18 марта 1910 г. состоял в Комитете по реставрации Сампсониевского храма в С.-Петербурге в память Полтавской победы, в 1915 г. вошел в состав Комиссии по ремонту и реставрации церквей. С 26 янв. 1915 г. сверхштатный член Учебного комитета при Синоде. В янв. 1915 г. вошел в созданную при Петроградской ДА Комиссию по научному изданию слав. Библии, был членом Ревизионного комитета комиссии, присутствовал практически на всех ее заседаниях вплоть до дек. 1920 г. (см.: ПФА РАН. Ф. 102. Оп. 2. Ед. хр. 1). С 1916 г. З.- действительный член Об-ва возрождения художественной Руси и член-корреспондент Об-ва любителей древней письменности, в марте 1917 г. вошел в Совет созданного Союза российских архивных деятелей. Состоял почетным членом Воронежского, Новгородского и Полтавского церковно-археологических об-в, Новгородского об-ва любителей древности, членом Нижегородской губ. архивной комиссии, был участником археологических съездов, читал лекции по архивоведению.

http://pravenc.ru/text/199679.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБЩЕСТВА ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ орг-ции певчих и регентов, появившиеся в России в 60-х гг. XIX в. Образцом для создания рус. О. ц. послужили певч. об-ва Германии, Англии, Швейцарии, Франции, где они возникали с XVI-XVII вв. (см.: Певческие общества. 1898). Задачи О. ц. можно разделить на 2 направления: духовно-муз. просветительство и взаимопомощь. К 1-му направлению относятся: создание хоров и организация концертов духовной музыки; организация регентских и певч. курсов и др. учебных заведений для повышения уровня клиросного пения; организация регентских съездов; создание нотных б-к и организация просветительской работы, публикация церковнопевч. лит-ры и учебных пособий. Ко 2-му направлению относятся: трудоустройство регентов и церковных певчих; материальная поддержка регентов и певчих, получивших инвалидность, а также вдов и сирот из регентских семей; защита прав регентов и певчих от произвола настоятелей храмов и содержателей хоров. Наибольшее количество информации о деятельности О. ц. содержится в столичных журналах «Русская музыкальная газета» (1894-1918) и «Хоровое и регентское дело» (1909-1917). Кроме того, информация об О. ц. встречается в епархиальных ведомостях регионов Российской империи и в др. изданиях. Предшественниками О. ц. на территории Российской империи были светские хоровые об-ва, появившиеся в 60-х гг. XIX в. в прибалт. городах - Риге (Русское об-во пения и изящного говорения «Баян», 1863) и Ревеле (Русское об-во любителей пения «Гусли», 1864), в 70-х гг. XIX в. муж. хоровые об-ва в Москве: немецкие Moskauer Liedertafel (1861) и Moskauer Männer-Gesangverein (1874), а также Русское хоровое общество (1878, организаторы: дирижер и педагог К. К. Альбрехт, купец и меценат И. П. Попов) ( Сабадышина. 2008. С. 87; Она же. 2016. С. 226). На деятельность О. ц. значительное влияние оказала работа орг-ций, занимавшихся сохранением и изучением древнерус. рукописей и др. памятников старины - Об-ва древнерусского искусства при Румянцевском музее, основанного в Москве в 1864 г. (председатель - директор музея генерал-лейтенант Д. С. Лёвшин, секретарь акад. Ф. И. Буслаев, ответственный за муз. часть деятельности об-ва - кн. В. Ф. Одоевский ), и имп. Об-ва любителей древней письменности (ОЛДП), основанного в С.-Петербурге в 1877 г. П. П. Вяземским и С. Д. Шереметевым (в это об-во входили ректор Московского ун-та историк и филолог Н. С. Тихонравов , историки В. О. Ключевский , П. И. Бартенев , филолог и хранитель Румянцевского музея Е. В. Барсов и др. ученые).

http://pravenc.ru/text/2578093.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010