8. После того как это закончилось таким вот образом, магистр Григора, его тесть, вместе со Львом, которого называли Хиросфактом, стал искать убежища в Святой Софии – Премудрости Божией – вытащив оттуда силой, их постригли в монахи в Студийской обители. Константина Элладика, избив воловьими жилами, а потом одев в рубище и посадив на осла, провели в позорной процессии по Месе и, отведя в Далматову обитель, заключили в так называемой Катадике 1184 . Льва Катакалицу и Авессалома, сына Аротры, ослепив, отправили в ссылку. А Константина, сына Евлампия, и других вместе с ним эпарх Филофей, сын Лампудия, казнил мечом на сфендоне ипподрома. 9. Устроив же немалое расследование относительно асикрита Никиты и Константина Липса, их не нашли, так как они пустились в бега. А того Эгидия и множество мужественных людей с ним от Хрисопольской телицы и до Левката посадили на двойной кол, и многих из сановников так называемые опекуны убили бы тогда безжалостно и безвинно, если бы только некоторые из судей не удержали их от несправедливого намерения, сказав: «Император – еще ребенок – как же вы без его приказа дерзаете творить такое?» И вот, постригши жену Дуки, они отослали ее домой в Пафлагонию, сделав ее сына Стефана евнухом. 10 . В августе месяце Симеон, правитель Болгарии, выступил против ромеев и с большой толпой достиг Константинополя. Итак, осадив его, он устроил укрепленный лагерь от Влахерн и до так называемых Золотых ворот, теша себя надеждой, что, конечно, без труда возьмет его. Когда же он постиг и прочность стен, и их неприступность для войска, оружия и камнеметных машин, то, обманувшись в своих чаяниях, вернулся в так называемый Эвдом, предложив мирное соглашение. 11. Поскольку же опекуны весьма радостно согласились на мир, то Симеон посылает своего магистра Феодора вести с ними переговоры о мире. Взяв императора, патриарх Николай и магистры Стефан и Иоанн дошли до Влахерн, ввели туда двух сыновей Симеона и пообедали с императором во дворце. А патриарх Николай вышел к Симеону, и Симеон преклонил перед ним голову. И вот патриарх, сотворив молитву, как рассказывают, возложил ему на голову вместо венца свой эпирриптарий 1185 . Итак, награжденные бесчисленными и величайшими дарами, и Симеон, и его сыновья вернулись в свою страну, несогласные с вышеупомянутым миром [и] в раздоре 1186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Светлана Файн, представлявшая движение " Друзья Общины Святого Эгидия " , рассказала о большой работе, которую проводит движение по борьбе за отмену смертной казни во всем мире, о личной переписке с заключенными, о том, как оживает и обретает личностные черты эта проблема, когда за ней стоит живой человек. Она напомнила, что после Креста Христова, любая смертная казнь есть лишь узаконенное убийство. Андрей Черемных и Елена Дудукина, представители Молодежного правозащитного движения из Петербурга и Воронежа, рассказали о той просветительской работе, которую они ведут среди молодежи. И лишь один голос в конце вечера в защиту смертной казни все же прозвучал. Обосновывая свою позицию требованием справедливости, понимаемой им как кровная месть, преподаватель одного из вузов Москвы вновь предложил подумать, не ставят ли собравшиеся под угрозу жизнь тех, кто пострадает от отбывшего свой срок и вышедшего на свободу убийцы. И стало понятно, что никакие рациональные аргументы, звучавшие больше двух часов, убедить таких людей не смогут. В конечном итоге, на своей глубине разрешить проблему смертной казни не политически, не морализаторски, не юридически, а духовно, в каком-то последнем измерении откровения о человеке возможно только на основе Евангелия. Сын Человеческий и Сын Божий Иисус Христос явил Своей Крестной Жертвой, что победить смерть и страх смерти, который и заставляет убивать, может только Любовь, только готовность противостоять злу в своем сердце и разделить страдание с ближним, взяв на себя его тяжесть, а не увеличивая горе и смерть вокруг. В завершение разговора Наталья Маркова, соведущая круглого стола, предложила всем желающим подписать обращение в ООН " За введение всемирного моратория на смертную казнь " . По материалам:  Информационная служба Преображенского братства Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 14.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022

http://religare.ru/2_70811.html

Будни братчиков - Опыт Крестовоздвиженского братства был уникальным в ту эпоху? Или раньше уже существовали какие-то подобные общины? А, может быть, и тогда же? - В более полном варианте выставки, чем нам удалось разместить в музее Анны Ахматовой, есть специальный стенд, посвящённый различным явлениям русской жизни конца XIX - начала XX века, в контексте которых появилось Крестовоздвиженское братство и школы Неплюева. С одной стороны, в это время было очень мощное педагогическое движение: многие помещики устраивали у себя в имениях школы для крестьянских детей - это было очень распространённое явление. С другой стороны, было и коммунитарное движение, куда община, созданная Неплюевым, тоже вписывается. Но было и то, что выделяло Крестовоздвиженское братство из этих движений: христианская основа. Неплюев собирал людей не вокруг какой-то социальной идеи, а вокруг Христа. Что касается более ранних времён, то нужно вспомнить украинские братства XVI - XVII веков, возникновение которых было связано с необходимостью противостоять западному влиянию. Важно отметить, что это были именно мирянские движения, направленные на сохранение Православия, тогда, когда даже некоторые церковные иерархи принимали унию. Начиная с 1861-го года, когда климат в стране несколько поменялся в связи с отменой крепостного права, в России возникло много братств - в воздухе витала идея какой-то ответственности за получивших свободу крестьян. Самым знаменитым было братство, созданное Александром Гумилевским в Санкт-Петербурге при храме Рождества Христова на 6-й Рождественской (ныне 6-й Советской) улице. Храм этот в советское время был снесён. А ещё была бурная волна братств после 1905-го года, когда стало понятно, что традиционные приходские структуры не очень-то вдохновляют людей на церковную жизнь. И конечно, много братств возникло в первые роды поле революции. Одно из самых известных - Александро-Невское братство в Петербурге. - А в наше время кто-то пытается делать что-то подобное? - Насколько я знаю, у католиков есть в чём-то похожие общины мирян, которые занимаются сельским хозяйством. Общины эти небольшие, человек по 15-20. Есть братство святого Эгидия, они занимаются социальной деятельностью и, насколько я понимаю, вместе не живут. Но вообще в наше время возникает очень много волонтёрских проектов, когда у людей появляется желание как-то объединяться и что-то делать вместе. И с одной стороны, люди пытаются объединяться, с другой стороны, людям вместе быть трудно. Но такие движения часто подчёркнуто нерелигиозны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

По мысли И. Б., первородный грех должен пониматься в связи с предписанной каждому человеку «первоначальной праведностью». Он есть «хабитуальное уклонение человеческого духа от Бога», что означает также повреждение первоначальной праведности: иерархия внутри человека нарушается, поскольку дух человека вместо Бога начинает служить телу и его вожделениям. При этом первородный грех - это не конкретное актуальное уклонение единичного человека от Бога в к.-л. греховном поступке, но уклонение хабитуальное, т. е. вошедшее в привычку, постоянное. Именно поэтому первородный грех распространяется не только на Адама, но и на все человечество (Ibid. S. 76). Учение о передаче первородного греха связано у И. Б. с учением о происхождении индивидуальной человеческой души. В этом вопросе И. Б. резко отвергал различные версии традуционизма и последовательно придерживался позиции креационизма, невзирая на те сложности, с к-рыми связано совмещение этой концепции с августиновским учением о первородном грехе. Ссылаясь на блж. Августина и Эгидия Римского, И. Б. утверждал, что грех передается творимой Богом индивидуальной душе от наследуемого от родителей «греховного тела» (Ibid. S. 77-78). Схему передачи греха от тела к душе И. Б. заимствовал у Иоанна Дунса Скота: «Душа навлекает на себя [первородный грех] посредством плоти, но не в том смысле, что плоть причиняет в ней первородный грех как бы посредством некоего причиненного качества, но так, что плоть зачинается с вожделением (concupiscentialiter) и из нее образуется наделенное органами тело, в которое влагается душа и образуется личность (persona), каковая есть... природный потомок Адама, и потому она должница (debitrix) в отношении первоначальной праведности, заповеданной Богом Адаму как бы для всех его потомков, которой она лишена; следовательно, она имеет первородный грех» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. II 30-32. 4. 67). Однако в отличие от Иоанна Дунса Скота И. Б. особенно настаивает на болезненной поврежденности самой природы человека, которую он называет «болезненное качество» (qualitas morbida) и к-рая является причиной склонности человека к греху.

http://pravenc.ru/text/469820.html

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Экуменизм и милосердие» в рамках встречи «Молитва о мире» 11 сентября 2012 г. 13:36 10 сентября 2012 года в рамках международной встречи «Молитва о мире», в этом году организованной в столице Боснии и Герцеговины городе Сараево, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в круглом столе на тему «Любовь к бедным, путь к экуменизму». Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые дамы и господа! Для меня большая радость вновь участвовать в работе традиционного ежегодного форума «Молитва о мире», который вот уже много лет проводит наш общий давний и надежный партнер — Община св. Эгидия. Полагаю, что тема нашего круглого стола — «межхристианское сотрудничество и милосердие» — тесно связана с самими основами нашей жизни и веры. «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36), — учит нас Господь Иисус Христос. В Евангелии мы найдем достаточно примеров проявления Им милосердия. Оно, следовательно, есть качество, определяющее совокупность свойств Бога (misericordia, ευσπλαγχνα) и человека (caritas), следующего учению Христову. Мне хотелось бы сказать о милосердии как необходимом качестве межхристианских отношений. Латинское слово caritas — любовь, имеет конкретно-практическое выражение в делах и поступках того внутреннего содержания, той греческой αγπη, которая обитает в неподвластных внешнему взору глубинах «внутреннего человека». Источник этой любви, как мы верим, ευσπλαγχνα του Θεου — «благоутробие» или «милосердие» Божие. «Милосердием и правдою очищается грех» (Притч. 16:6). Церковь, обличая грех в эпоху его умножения и оправдания, возвышает свой голос, обращая внимание общества на необходимость милосердного отношения к страждущим, обездоленным, униженным и оскорбленным. И сама делом подтверждает заботу о тех, в ком страдает Христос. Еще в ветхозаветные времена люди осознавали искупительную силу милосердия: «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой» (Дан. 4:24). Дела милосердия требуют не конфессиональной замкнутости, а поистине вселенского масштаба, дабы явить миру любовь Божию, очищающую грехи и дарующую человеку неоскудевающую радость.

http://patriarchia.ru/db/text/2461643.ht...

Читаем в «Откровенных рассказах русского странника»: «Непрестанная внутренняя Иисусова молитва есть беспрерывное, никогда не престающее призывание Божественного имени Иисуса Христа устами, умом и сердцем, при воображении всегдашнего Его присутствия, и прошении Его помилования, при всех занятиях, на всяком месте, во всяком времени, даже и во сне. Она выражается в таковых словах: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» Как бывает с больными, описанными в Евангелии от Марка, эти друзья живут повторением имени Иисусова, веря в его силу. Литургические жесты: крестное знамение, целование иконы Спасителя после богослужения Страстной Пятницы, несдерживаемая радость Пасхи – все это глубоко влияет на их человечность. У них есть чувство молитвы. Они «представляют» присутствие и молятся милосердию Его, занимаясь чем-либо. В них скрыта великая мудрость для нас, которым трудно различить добро и зло под покровом их «странности». Они выражаются так, чтобы сказать самую суть, и обретают единое на потребу в любви к Господу, расширяющей не только двери сердца, но и культуру, и становятся герменевтическим ключом к пониманию сложного мира. С благодарностью за полученную любовь, хрупкие, они, однако, заразительны в радости. Скажу, что есть академики, агностики по своим убеждениям, которые, вступив с ними в контакт через школы живописи, начали  свой путь веры. Молитва их прочна, более чем наша. Но они должны почувствовать в любящей их общине особую любовь к ним Бога. В двух книгах собран опыт катехизации таких людей в Общине святого Эгидия. Уже названия весьма знаменательны: «Иисус мой друг. Евангельский путь инвалидов с умственными проблемами» и «Евангелие для всех. Инвалиды с умственными проблемами и воскресенье в церковной общине». В автобиографической форме одна из них, Адриана, пишет: «Молитва стала первым, что мы можем делать. И самым важным (...). Нам никогда нельзя уставать молиться. И это мы можем делать все». И кардинал Равази в предисловии замечает: «В языке отцов Церкви и богословии, молитва – первое дело. Поразительно созвучие, подтверждающее этот путь».

http://bogoslov.ru/article/3137724

поиск:   разделы   рассылка Епископ Пантелеимон (Шатов) Доклад на конференции " Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия " " К сожалению, христиане включены в некий механизм жизни XXI века, в котором нет места любви " 5 декабря 2012 года в Храме Христа Спасителя в Москве открылась международная конференция " Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия " . Доклад, посвященный духовным основам служения милосердия, представил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. Я очень рад, что мы собрались вместе, чтобы поговорить о том, как же нам нужно совершать дела милосердия, и как Церковь должна заботиться о бедных. Я очень благодарен Общине святого Эгидия за инициативу собрать такую конференцию. Нас действительно связывает многолетняя дружба с членами этой общины. В 90-е годы я ездил в Италию, там были многие мои сотрудники. То, что делает эта община, конечно, удивительно и замечательно. И я очень часто привожу в пример те дела милосердия, которые совершают члены этой общины. В России мы были лишены возможности открыто заниматься делами милосердия на протяжении 70 лет, поэтому для нас очень важен опыт, который есть у Католической Церкви в сфере социального служения. Я думаю, что сегодняшняя конференция поможет нам понять, как совершать дела милосердия и как полюбить ближнего. Этот вопрос волнует многих людей. И хотя я являюсь председателем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, и хотя мне Святейший Патриарх в монашестве дал имя Пантелеимон, что значит " всемилостивый " , это не значит, что я являюсь самым милостивым епископом Русской Православной Церкви, хотя и должен таковым быть. Для меня это тоже вопрос – как полюбить ближнего, как научиться служить тем, кто нуждается в нашей помощи? Конечно, мы все с вами знаем притчу о милосердном самарянине и знаем, что Господь этой притчей дает нам понять, что ближний – это любой человек, который нуждается в нашей помощи. Даже если он нам совсем чужой, принадлежит другой национальности, исповедует другую религию. Этот человек может быть неприятен внешне, мы можем не испытывать к нему никакого расположения, но все равно любой, кто нуждается в помощи, является нашим ближним. Именно его Господь заповедал нам любить.

http://religare.ru/2_98445.html

Из сказанного следует, что церковные преобразования Петра Великого совершены были под несомненным влиянием идей школы естественного права и территориализма. Однако не меньшее влияние должны были оказать и реальные образцы основанной на упомянутых идеях системы отношений государства и Церкви, именно системы государственной церковности (Staatskirchentum), развившейся главным образом в католических государствах. Сущность ее заключается в том, что вся внешняя сторона жизни католической Церкви признается подлежащей верховной власти главы государства, который может устанавливать, отменять и изменять в церковной области все, что не обосновывается на Св. Писании и на непосредственном божественном установлении. При этом папа по-прежнему считается религиозным главою католиков, но осуществление им высшей церковной власти в пределах данного государства или не допускается вовсе, или допускается под тщательным надзором светского правительства. К такому невыгодному положению Церкви в католических государствах история пришла не сразу. Достигшая своей вершины в булле папы Бонифация VIII Unam sanctam, папская система вызвала против себя сильную реакцию в церковных и общественных кругах и в государствах с самого начала XIV в. Против сторонников Бонифация – Эгидия Римского, Иакова из Витербо, Генриха Кремонского, Августина Триумфа, выступили Филипп IV Красивый, король Французский и его логисты – Иоанн Парижский и Петр Дюбуа, затем Данте (1265–1321) в сочинении «De monarchia» и Марсилий Падуанский (ок. 1280–1343) в сочинении «Defensor pacis» (ок. 1324 г.) 133 . «Вавилонское пленение пап» (1305–1377) и затем «Великая схизма» (1378–1417) разочаровали католический мир, подорвали идею единства, на которой основывалась теории папской иерократии и опозорили верховенство пап, на котором они так смело и решительно настаивали (Григорий VII, 1073–1085 г.; Иннокентий III, 1198–1216 г.; Бонифаций VIII, 1294–1303 г.). Злоупотребления духовной властью вязать и решить грехи и духовными наказаниями с целью материальных выгод ожесточало и возмущало умы, провозгласившие наличность «порчи во главе и членах» и необходимость преобразований и исправлений, которых стали ждать уже не от Римской Курии, а от вселенского собора и светской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проводя политику укрепления своей власти, И. принял ряд мер по реформированию аппарата Римской курии и упрочению церковной дисциплины. За время его понтификата расходы папского придворного хозяйства подверглись заметному сокращению. Получив в наследство от своих предшественников Бенедикта XII и Климента VI пустую казну, И. стремился по возможности ограничивать расходы. Всем соискателям церковных бенефициев , собравшимся в Авиньоне по случаю коронации нового папы, было категорически предписано вернуться в свои еп-ства. Назначения на отдельные церковные должности, а также резервации некоторых бенефициев, осуществленные предыдущим папой, были отменены; осуждалась практика совмещения неск. церковных должностей. Папа ратовал за восстановление строгой дисциплины в нищенствующих орденах и проводил довольно жесткую политику по отношению к ордену францисканцев , искореняя еретическое движение фратичелли . Для восстановления папской власти над Патримонием св. Петра, земли к-рого оказались частично узурпированы местными светскими правителями после переезда папы в Авиньон, в июне 1353 г. И. направил в Италию своего легата кард. Эгидия Альвареса Каррильо де Альборноса . Наделенный неограниченными полномочиями викария в церковном гос-ве, Альборнос уже к сер. 1357 г. смог восстановить контроль над большей частью Папской области, а в сент. 1358 г. (после отставки и повторного назначения легатом) включил в состав папских владений Болонью. Восстановление власти понтифика в Папской области сопровождалось формированием правовой базы отношений между папством и городскими коммунами: 29 апр. 1357 г. Альборнос обнародовал «Книгу установлений святой Матери-Церкви» (Liber constitutionum Sanctae Matris Ecclesiae), известную как «Эгидианские конституции» (Consmimumiones Aegidianae). Эти установления действовали в качестве уложения Папского гос-ва до 1816 г. и принесли Альборносу славу 2-го его основателя ( Schimmelpfennig. 1996. S. 244). Менее успешной оказалась политика И. по отношению к европ. державам. Поддержав избрание нового герм. кор. Карла IV и санкционировав его имп. коронацию в Риме (состоялась 5 апр. 1355), папа вместе с тем вынужден был смириться с изданной в 1356 г. «Золотой буллой» (Bulla aurea), к-рая ликвидировала власть императора в Италии, но при этом исключила возможность влияния папы Римского на выборы герм. короля.

http://pravenc.ru/text/468783.html

Америки. При решении вопросов организации гуманитарных миссий и миротворчества И. П. часто прибегал к неофиц., или «параллельной» дипломатии, направляя в зоны военных конфликтов своих представителей. С 1985 г. такие поручения папы часто выполнял кард. Р. Эчегарай, участвовавший в миротворческих и гуманитарных миссиях во время ирано-иракской войны, гражданских войн в Анголе, Эфиопии, Судане, Либерии, Бурунди, гуманитарной катастрофы в Руанде и др. Неформальные папские миссии осуществляли также различные католич. благотворительные орг-ции, в т. ч. «Caritas Internationalis» , и католич. ассоциация мирян «Община св. Эгидия» , участвовавшая в прекращении в 1992 г. гражданской войны в Мозамбике. Выступление Иоанна Павла II, папы Римского, на сессии ООН. Фотография. 5 окт. 1995 г. Выступление Иоанна Павла II, папы Римского, на сессии ООН. Фотография. 5 окт. 1995 г. Многие миротворческие инициативы И. П. были связаны с Ближ. Востоком. Особое внимание папа уделял прекращению осложненной вмешательством Израиля и Сирии гражданской войны в Ливане (1975-1990) между мусульманами и христианами (в основном католиками вост. обрядов). В 1-м выступлении в ООН И. П. связал проблему Ливана с решением палестинского вопроса и предоставлением Иерусалиму особого международного статуса (необходимость этого шага И. П. отметил в апостольском послании «Redemptionis anno» от 20 апр. 1984). Папский престол участвовал в проведении длительных переговоров с политическими лидерами Израиля и председателем Организации освобождения Палестины Я. Арафатом. Дипломатия И. П. внесла определенный вклад в прекращение войны в Ливане и достижение т. н. соглашения в Осло между Израилем и Организацией освобождения Палестины (1993). Однако отказ признать особый статус Иерусалима привел в сент. 2000 г. к новому обострению отношений между Израилем и Палестинской национальной администрацией. 2 апр. 2002 г., во время боевых действий израильской армии в Вифлееме, группа палестинских военных захватила базилику Рождества Христова и взяла в заложники ок.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010