Д.В. Айналов § V. Базилика в северо-западном углу Херсонеса (Общие план 12:13) Раскопками 1891, 1892, 1895 и 1901 гг. 32 обнаружен другой, крайне интересный комплекс сооружений в северо-западном углу Херсонесского городища (рис. 25). Здесь проходила городская стена, упиравшаяся в башню, стоявшую на высоком обрывистом берегу. Отсюда открывается вид на море и на Круглую бухту. Муравьев-Апостол видел здесь «пролом», а Аркас проход в стене, который называл «калиткой» и обозначил его на своем плане неподалеку от береговой кручи. Он упоминает также о существование каменного спуска к морю, т. е. к пристани, в его время уже уничтоженного 33 . Раскопками 1901 г. «калитка», часть стены и прилегающей к ней по ту ее другую сторону площади были обследованы (рис. 26 и 27). «Калитка» оказалась выходом за город, находящимся между пилоном стены ее башней, защищавшей ее со стороны суши. Существование этого выхода в эпоху после IV ее V столетий по Р. Хр. доказывается вложенной в порог его белой мраморной капителью по характеру грубой, незаконченной резьбы волют, относящейся к IV, V столетию. В недалеком расстоянии от этого прохода в стене с внешней стороны оказался более широкий арочный пролет в виде, низких ворот, заложенных в неизвестное время бутом (см. рис. 27 пространство под 1038). Рис. 25. Общий вид сооружений при северо-западной базилике Рис. 26 Вид «пролома» или «калитки», т. е. выход за город Рис. 27 Развалины храмов, открытых в этой местности, в непосредственной близости от городских стен, выходов за город и спуска к морю, представляют важную аналогию к развалинам Уваровской базилики и комплексу сооружений, расположенных, вблизи ее. Те и другие развалины одинаково расположены близ городских стен, неподалеку от спусков к морю. Существование стен вдоль возвышенного северного берега доказывается остатками ее в некоторых местах этого берега. При ближайшем, изучении кладки стен этих развалин можно было убедиться в чрезвычайной близости ее к технике сооружения стен Уваровской базилики, крещальни и помещения Е (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пока священный холм Мориа занят грандиозною мечетью Омара, – пока подземелья, фундаменты и натуральные уровни горы известны только отрывочно и случайно, дотоле в науке не может быть серьезной речи о детальной реставрации окружавших ветхозаветный храм дворов, площадей, галерей и других зданий. Всякая попытка в этом роде, хотя бы на нее был употреблен даже тридцатипятилетний досуг жизни, по меньшей мере преждевременна и бесполезна, так как не сегодня – завтра землетрясение или другой случай могут открыть науке лежащие под помостом Харама-еш-Шериф археологические сокровища, – и эти великолепные модели Шиков подвергнутся опасности оказаться воздушными замками, не имеющими под собою даже и песчаной почвы. Но в археологии ветхозаветного храма есть такие стороны, освещение коих мало или совсем не зависит от исследований грунта скалы и раскопок на месте Харама-еш-Шериф. Разумеем общий вид ветхозаветного храма. Говорим: общий, ибо раз не доказано, что тот или иной из наличных архитектурно-археологических документов Иерусалима принадлежит известной эпохе, если ни на одном камне и ни на одной колонне Харама нельзя поставить точную хронологическую дату, – до тех пор всякий опыт восстановления ветхозаветного храма, во всех подробностях, будет только архитектурно-художественною фантазией, как и всякое художественное творчество, основывающееся на сцеплении разных возможностей и вероятностей, а не на действительно-исторической и научно-археологической почве. В реставрациях подобного рода могут быть разные мотивы, более или менее художественные и эффектные, но все же это только фантастические грезы на разные лады, а не наука. Предоставляя такие упражнения тем господам, коим пребывание на Востоке в качестве лиц, уполномоченных от разных обществ и правительств европейских, дает тридцатипятилетние досуги на сооружение замысловатых проектов, мы берем на себя труд составить наглядное представление только об общем виде ветхозаветного храма, и притом на основании одних только исторических свидетельств, лишь отчасти пользуясь открытою для наблюдений вершиною горы Мориа (в мечети Омара) и измеренными уровнями натурального грунта скалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Глава 4. Площадь Харам еш-шериф – Храмовая гора. Первобытная площадь горы Мориа и способ ее выравнения для храма Ветхозаветное святилище, по пророчеству, было разрушено. Но, как некоторая тень его древнего продолжительного существования, от него остались глубокие фундаменты или подземные молы, при помощи которых строители расширяли и выравнивали для храма гору Мориа. По своей массивности, а также потому, что эти фундаменты или молы скоро были прикрыты наслоениями земли и, так сказать, перестали существовать отдельно, но слились воедино с местным грунтом, они сохранились, но сохранились именно как тень чего-то некогда существовавшего и погребенного. В настоящее время на поверхности видна только незначительная часть стены, замыкавшей площадь Соломонова храма, но за то весьма значительная часть ее обнаружена под землей, путем раскопок и подземных галерей, прорытых вокруг площади ветхозаветного святилища на средства английского археологического общества Palestine Exploration Fund 189 . Но, прежде чем говорить об остатках ветхозаветного храма, мы должны сказать о естественном грунте, какой представляла гора Мориа, когда она была еще только гумном Орны Иевусфянина. Площадь, избранная царем Давидом для храма, ныне находящаяся во владении мусульман и известная под именем харам еш-шериф, т. е. благородное святилище или просто харам, в своем первоначальном виде, как описывает Иосиф Флавий, представляла скалистый холм, со всех сторон почти окруженный оврагами. Самое имя Мориа LXX толковников переводят чрез ψηλ, гора высокая. Из цепи гор, примыкавших к ней с северо-запада, она выступала широким террасовидным овалом, в виде естественного памятника, cippus, или нерукотворного жертвенника всесожжений. Независимо от своей общей, свойственной холму, покатости, она разделялась на две террасы, верхнюю или срединную и нижнюю или внешнюю; последняя ограждала со всех сторон верхнюю террасу в виде нижнего контрфорса горы. Разделением между двумя площадками или террасами служил довольно высокий уступ горы в виде стены, 15–20 футов высоты, обходивший почти вокруг всей верхней площадки и уединявший ее от нижней. Верхняя терраса имела в диаметре с севера на юг 579 футов и 433 фута с востока на запад, и в своей центральной части представляла вид приподнятого естественного купола, или куполообразно поднятой вершины всего холма из мрамороподобного, белого известняка (маляки), который в других местах Палестины обыкновенно прикрыт другими верхними слоями камня (миззи и какули), но в данном пункте вытеснен вулканическим давлением на поверхность и поднят на самую вершину горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Д.В. Айналов § VI. Базилика на восточном берегу (Общий план 36) На восточном, чрезвычайно крутом и обрывистом берегу раскопками Одесского Общества 1877–78 годов открыть новый чрезвычайно важный для сравнения с предыдущими комплексом сооружений 38 . К сожалению, раскопки эти не были своевременно описаны и у нас нет никакого объяснительного текста к планам Общества, здесь издаваемым. На этих планах подробно обозначены развалины занимающего нас комплекса сооружений. План 1876–77 годов в немногих и несущественных чертах разнится от плана 1878–79–80 годов, и потому оба могут вполне руководить при описаны развалин, находящихся в настоящее время в крайнем упадке. Центральную часть всего комплекса сооружений, открытых в этом месте, представляет базилика, заканчивающая собою на берегу моря главную улицу, идущую от храмов, расположенных в центре города и от нового храма св. Владимира. Эта улица, очищенная раскопками Одесского Общества 39 , обозначена на общем плане (рис. 1 и 20) и хорошо представлена на прилагаемой фотографии (рис. 35). Впереди базилики была площадь, между тем, как Уваровская базилика, выходила западным фасадом на одну из боковых улиц. Рис. 35. Вид главной улицы Длина базилики с абсидой и притвором более 15 саж., ширина 8 саж. 2 арш. Абсида была гранная (очевидно, пятигранная), заплечья ровные. Слева непосредственно к северному плечу базилики примыкает небольшая часовня со входом, ведущим в северный неф базилики. К этой часовне примыкает крестообразное сооружение с гробницами. Из южного перекрестья его вел ход в часовню. Главный вход в крестообразное сооружение показан в северном перекрестье его со стороны площади. Между абсидой часовни и абсидой базилики находилось какое-то небольшое помещение, крайние части которого, как и абсиды базилики, показаны обрушившимися в море. Повторение плана северной части базилики, открытой на северо-западном берегу и описанной в параграфе V, здесь несомненно. Там и здесь одинаково расположены по отношению к базилике как часовня 40 с абсидой, так и крестообразное сооружение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Д.В. Айналов § IV. Базилика на северном берегу у монастырского кладбища 29 (Общий план 22). На том же берегу, западнее описанного небольшого храма-базилики, лежит другой, крайне интересный в архитектурном отношении, комплекс сооружений, обнаруженный раскопками 1893 года (рис. 22). Высокий холм, на котором расположено монастырское кладбище, был частью срезан с восточной своей стороны, чтобы вскрыть крайние западные части базилики, здесь найденной, но все же притвор базилики остался под упомянутым холмом. С высоты этого холма оказалось возможным снять фотографию, на которой вышли все три отделение базилики, хотя и не целиком (рис. 24). Обзор развалин показывает, что боковая пристройка, примыкающая к южному нефу базилики, возникла позднее, так как стены ее прилажены к стене нефа без связей в углах. Рис. 24. Общий вид базилики у монастырского кладбища Кладка стен базилики без прослойки в один кирпич, из притесанных и положенных довольно правильными рядами камней, по преимуществу кубовой формы на цемянке, представляет тот же характер и технику, что и южная и северная стены Уваровской базилики, и храмина-базилики, только что описанного. Однако, на высоте 2 арш. 6 вершк. от почвы идут четыре ряда кирпичей, особенно хорошо сохранившиеся в стене южного нефа 30 . Равным образом и здесь попадаются простые плиты, часть известкового пилястра и плиты с закругленными углами и двумя полками (профилями), взятые из античных сооружений. Таких плит, происходящих как бы от античной настилки цоколя, нами встречено пять. Порог сделан из известковой большой плиты. Базилика в плане – трехнефная, с пятигранной абсидой и ровными плечами, как и Уваровская. Абсида, примыкающая к южному нефу, явилась позднее, так как она грубо прилажена к южному плечу базилики, в котором сделан пролом для образования прохода в названную абсиду. Такое же более позднее появление капеллы Б с абсидой на южном плече Уваровской базилики было отмечено ранее. Длинная пристройка справа простирается значительно дальше главной абсиды, чем в Уваровской базилике и, кроме того, заканчивается абсидой снаружи, чего нет в последней. Абсида заканчивается не полукругом, а прямоугольником, что сближает ее с абсидой такой же боковой пристройки на южной стороне базилики, находящейся в северо-западном углу города и описанной нами в следующем V параграфа. В описываемой пристройке повторяются так же простенки, как и в двух указанных боковых пристройках, а внутри их находятся еще более многочисленный могилы. Существовавшей проход из южного нефа в часовню (посредине стены) заложен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владимир. Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Николая Чудотворца. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1699 и 1778. Адрес: г.Владимир, ул. Спасская, 8 Координаты: 56.125582, 40.399539 Проезд:Исторический центр Владимира Изменить описание объекта Храмы комплекса: Общий вид ансамбля церквей Спасской (холодной) слева, Спасской (теплой)и часовни в память 2000-летия христианства (на фото слева от Спасской холодной ц.). Спасская (теплая) церковь состоит из двух объемов - Никольской церкви и Колокольни Олег Щёлоков 10 апреля 2005 Карта и ближайшие объекты Комплекс Спасской и Никольской церквей расположен на месте, где в 1164 году Андрей Боголюбский основал свой княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса. Позднее здесь образовался Спасский Златовратский монастырь, просуществовавший до 1764 года. Существующая Спасская церковь выстроена в конце XVIII века из кирпича взамен древней, сгоревшей в 1778 году. Как показали археологические раскопки, проводившиеся здесь под руководством профессора Н. Воронина, новый храм был поставлен на фундаментах старого с частичным использованием в нижних частях стен древнего белого камня. По-видимому, первоначальный храм Спаса по своим формам был близок к церкви Покрова на Нерли, возведенной годом позже. Это был небольшой четырехстолпный крестовокупольный собор, украшенный аркатурно-колончатым поясом с резьбой. Полы были выложены поливными плитками, наподобие тех, которые употреблялись в большинстве владимиро-суздальских построек XII века. Возводя новую церковь, строители стремились как бы повторить ее прежний облик: в убранстве фасадов использована аркатура и членение лопатками на прясла, вход оформлен перспективными порталами, оштукатуренные, стены имеют разгранку под белокаменную кладку. Однако в еще большей степени мастера отдали дань времени. В архитектуре церкви ясно просматриваются черты барокко. Об этом свидетельствует и многопрофильный карниз четверика, и сложные по рисунку фигурные наличники окон, и очень динамичное завершение верха в виде круто поднимающейся кровли с возвышающимся над ней двухъярусным восьмигранным барабаном, увенчанным луковичной главой.

http://sobory.ru/article/?object=01839

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕТ-ГУВРИН [Бейт-Джибрин], археологический памятник в Шефеле. Впервые упоминается Иосифом Флавием (Иуд. война. IV 8. 1) как селение в центре Идумеи. После гибели соседней Мареши в 40 г. до Р. Х. Б.-Г. стал столицей региона и достиг процветания в рим. и визант. периоды. В визант. время здесь существовала епископская кафедра. Крестоносцы (Фульк Анжуйский, ок. 1136) построили крепость Бет-Гиблин (Гибелин), переданную Ордену госпитальеров. В Б.-Г. изучены памятники от рим. до поздней мусульм. эпохи. Рим. период представлен хорошо сохранившимся амфитеатром (3 тыс. кв. м; раскопки А. Клонер, 1982-1992) и постройкой с мраморным порталом, колоннами с коринфскими капителями, названной в посвятительной греч. надписи на фасаде постоялым двором, к-рый был сооружен «в правление Флавия Квинтиана, наиславнейшего комеса и дукса». Общий вид раскопок Общий вид раскопок Б.-Г. известен напольными мозаиками, сохранившимися от трехнефной базилики Махат аль-Урд (территория совр. кибуца Бет-Гуврин, в 200 м к северу от руин Б.-Г.; открыты в 1941-1942 Д. Барамки). Боковые нефы, заканчивавшиеся пастофориями, украшали композиции с растительным и геометрическим мотивами. В сев. нефе (с востока на запад) представлены изображения амфоры и 2 павлинов, двух мужчин в лодке, возлежащего прор. Ионы. В разделенном орнаментом на круги юж. нефе также изображены 2 павлина, держащие гирлянду над вазой с фруктами, лев, двое мужчин в лодке, один из к-рых простер над водой руку (последняя композиция утрачена). Сцены боковых нефов образуют единую композицию на тему истории прор. Ионы. На свободных участках боковых нефов помещена галерея изображений, составляющих подобие цветного ковра (бык, конь, краб, рыбы, птицы, корзины с фруктами). Головы на мозаиках уничтожены в исламский или иконоборческий периоды. Главный неф вымощен геометрическим узором; мозаики нартекса и юж. пастофория практически уничтожены, в атриуме мозаика была одноцветной.

http://pravenc.ru/text/149077.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРЕРУЙК Ереруйкская базилика. Кон. V в. Фотография. 2005 г. Общий вид с юго-запада Ереруйкская базилика. Кон. V в. Фотография. 2005 г. Общий вид с юго-запада [Ереруйкская базилика; арм. E8e8rujq ] (кон. V в.), раннехрист. храм (мартирий) близ пос. Анипемза обл. (марза) Ширак Республики Армении. Находится в развалинах, на полную высоту сохранились стены и в относительной целости находятся перекрытия восточной части. Рядом с храмом археологами выявлена пещера ранних христиан. Источники свидетельствуют о существовании в средневековье на этом месте монастырской общины. В 1908 г. Н. Я. Марр провел раскопки внутри храма, в 1948 г. были укреплены его стены, но после землетрясения 1988 г. состояние памятника ухудшилось. Трехнефная базилика (длина 36 м, ширина наоса 14 м) построена на многоступенчатой платформе из туфа с включением серого камня. Пространство разделялось 3 парами крестообразных столбов так, что центральный неф, превышавший боковые в 3 раза, сформировали 4 квадратные в плане травеи (ячейки). Лопаткам столбов соответствовали пилястры на стенах. Апсида была И-образной. Двери из боковых нефов вели в перпендикулярные нефу вытянутые пастофории и в зап. компартименты. В центре западной стены и по осям 2 средних травей базилики в юж. стене располагались входы в храм. Алтарь освещался через большое окно, наос - через окна на юж. стене и 3-частное, разделенное колонками окно в верхней части зап. стены; расположение последнего указывало на более высокий уровень среднего нефа. Перекрытия нефов были стропильными, угловых помещений - сводчатыми. Композиция объемов Е. усложнена угловыми выступами и расположенными между ними (не сохр.) открытыми галереями. К краям платформы подходят лишь угловые выступающие объемы - апсида и пастофории, скрытые единой восточной стеной, края западной стены - башнеобразные 2-ярусные структуры. Между этими выступами вдоль стен, за исключением восточной, были устроены галереи на колоннах, которым соответствовали пилястры на стенах. В VI-VII вв. в связи с заменой перекрытия каменным сводом перестраивался зап. портик. Вероятно, одновременно были перестроены или возведены галереи вдоль боковых стен, в обращенных в пространство галерей стенах пастофориев устроены высокие апсиды.

http://pravenc.ru/text/190127.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Общий вид поселения (Хирбет-Кейяфа), небольшой телль в западном предгорье Иудейских гор (в Шефеле), в 2,5 км к юго-западу от Тель-Ярмут (Хирбет-эль-Ярмук), в 2,5 км к северо-западу от Тель-Сохо (Хирбет-Шувайка) и в 2 км к востоку от Тель-Азека. Обнаруженное здесь укрепленное поселение начала эпохи железа II (в библейской терминологии - эпоха Единого царства) остается на сегодняшний день одним из наиболее перспективных памятников археологии библейской , результаты исследования которого вызвали ожесточенные дискуссии о характере древнего Израильского царства. Раскопки К. проводятся экспедицией Иерусалимского ун-та (руководители Й. Гарфинкель, С. Ганор) с участием множества зарубежных специалистов. На западной границе Иудейского царства, напротив филистимского г. Геф , исследователями обнаружено однослойное укрепленное городское поселение общей площадью 2,3 га, существовавшее с кон. XI по нач. X в. до Р. Х., Пограничная «долина дуба», где расположен памятник, упоминается в Свящ. Писании как место сражений с филистимлянами (1 Цар 17. 1; 2 Цар 21. 20; 1 Пар 11. 13). С 2007 по 2012 г. проведено 6 археологических сезонов и раскрыто ок. 20% территории поселения. Исследователи предлагают отождествлять К. с библейским г. Шаараим, располагавшимся в уделе колена Иуды, в долине Эла («долине дуба», 1 Цар 17. 19), неподалеку от Азека и Сокхофа (Нав 15. 36; 1 Цар 17. 52). Казематная стена Казематная стена Небольшое городское поселение было построено на новом, прежде не заселенном месте и включало мощные фортификационные сооружения, расположенные прямо на материковой скале. Видимо, ранее на этом холме было небольшое поселение эпохи средней бронзы IIA (кон. II тыс.- сер. XVIII в. до Р. Х.), но от него сохранилась лишь немногочисленная керамика, в т. ч. периода позднего халколита. Архитектурных деталей, относящихся к этим периодам, найти не удалось. Десять образцов радиоуглеродного анализа позволяют датировать памятник периодом 1020-980 гг. до Р. Х. По периметру стен обнаружена плотная городская застройка, при этом центральная часть холма, похоже, осталась неосвоенной: здесь почти не было зданий. Вероятно, это объясняется небольшим сроком существования поселения. В 2012 г. на вершине холма был обнаружен фрагмент массивной стены, возможно части верхней цитадели города.

http://pravenc.ru/text/1684107.html

При раскопках Десятинной церкви обнаружена древнейшая надпись Киев, 6 ноября 2007 г. Самую древнюю надпись из тех, что когда-нибудь находили в Киеве, археологи нашли при раскопках Десятинной церкви. Как утверждают научные работники, надписи – больше тысячи лет. Как сообщает Седмица.Ru, археологи надеются, что надпись славянская, написанная на языке русичей, однако полной уверенности в этом нет. Князь Владимир Великий для строительства Десятинной церкви приглашал зодчих из Византии, поэтому надпись могли оставить на стене греки. Научные работники убеждены, что это одна из ценнейших археологических находок в столице. Виталий Козюба, участник раскопок, сказал: «При раскопках Десятинной церкви мы нашли две плинфы с одинаковыми буквами. Если они славянские, то нам невероятно повезло: это древнейшая из найденных в Киеве надпись на языке русичей. Буква греческого алфавита «пси» пишется практически так же, как славянская «с». Но как бы то ни было, надпись очень ценная – самая древняя, найденная когда-либо в Киеве». Заместитель директора Института археологии Национальной академии наук Украины Глеб Ивакин подчеркнул: «Раскопки проходят не так быстро, как бы того хотелось, поскольку предусмотренные бюджетом средства перечислили с большим опозданием — лишь в конце сентября, когда прошло время наиболее благоприятных полевых исследований». Он также сказал, что сегодняшние исследования пока что дают возможность уточнить общий вид Десятинного храма. Сегодняшние археологические раскопки на Старокиевской горе, где находилась Десятинная церковь, проводятся там впервые за последние 70 лет. В XVII столетии Петр Могила отреставрировал часть Десятинной церкви, а в XIX веке – здесь построили большой храм. Сначала планировали, что в его стены будут органически вписаны остатки Десятинной церкви, но потом эти остатки просто разрушили. Храм, который построили в столетии разрушили в 1936 году. 6 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24713.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010