Существуют только отдельные мнения. Одни исследователи (Соси, Герен, Вогюэ, Джемс, Менке, Сепп, Крафт) полагали, что вся нынешняя площадь харам еш-шериф принадлежала дворам ветхозаветного храма, если не Соломонова, то по крайней мере Иродова, и что, следовательно, весь описанный нами мол был внешнею оградою ветхозаветного храма. Другие (Вильямс) только северную часть площади и мола 950 футов в квадрате относили к ветхозаветному храму, а южную считали пристройкою Юстиниана, возведенною на развалинах Офела. Рисунок 105. Гора Мориа и ее ветхозаветные сооружения по 16 предположениям Третьи (Робинсон, Упруг, Барклей, Киперт, Портер, Варрен) думали, что дворы ветхозаветного храма занимали южную часть харама, на 925 квадратных футов или около того. Четвертые (Фергюссон, Унгер, Трупп, Льювин) ограничивали дворы ветхозаветного храма только одним юго-западным углом площади харам еш-шериф в 600 футов длины и ширины. Пятые считали за ветхозаветным храмом только срединную часть нынешней площади в 600 квадратных футов. Наконец некоторые (Пайллу) полагали, что ветхозаветный храм не только занимал весь нынешний харам еш-шериф, но и переступал за его пределы, так что описанный нами мол, сузивший древнюю площадь храма, мог принадлежать разве императорам Адриану или Юстиниану, обстраивавшим гору Мориа после окончательного разрушения ветхозаветного святилища. Уже то обстоятельство, что исследователи до крайности расходятся в определении границ ветхозаветного храма, одни указывают для храма южную, другие юго-западную, третьи северную часть и так далее, доказывает, как трудно хотя одну точку этой священной площади исключить из области древнего святилища. Если, уступая доводам одних, мы согласимся признать западную сторону мола Соломоновою, то, на основании не менее сильных доводов других, мы должны будем признать и восточную и южную стороны и вообще весь нынешний мол Соломоновым. Считая излишним входить в подробный разбор всех этих мнений, так как они большею частию основываются на одних общих соображениях и, вследствие своей исключительности, взаимно себя опровергают, мы остановимся только на тех новейших исследованиях, которые составлены после английских раскопок вокруг площади храма и на их основании, и главным образом на исследовании самого виновника этих раскопок, Чарльза Варрена.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Д.В. Айналов § X. Юго-западная базилика (Общий план 15) В юго-западной части города, за чертой монастырских стен открыты в 1889 году развалины двух базилик, из которых одна малая возникла из развалин более древней большой базилики и оказалась расположенной на ее внутренних частях. А.Л. Бертье-Делагард упоминает торчавшую в этом месте из земли абсиду, издавна известную, о которой, однако, не сохранилось никаких указаний у более ранних очевидцев 78 . Местность, среди которой находятся описываемый развалины двух базилик, представляет неглубокую ложбину или складку, идущую на север, к морскому берегу, а открытые храмы являются ничтожным раскопанным островком среди пустыря, простирающегося от монастырских стен к северу, западу и югу. Такие же островки развалин представляют и два другие храма, открытые среди того же пустыря в непосредственной близости к монастырским стенам и описанные в следующем параграфе вместе с базиликой, раскопанной еще в 1827 году лейтенантом Крузе и пришедшей в окончательное запустение. В отчете Археологической комиссии за 1889 год не обнародовано важных подробностей раскопок двух интересующих нас базилик, а потому они заимствованы нами частью из рукописного отчета заведующего раскопками К.К. Костюшко-Валюжинича, частью из описания этих развалин, сделанного А.Л. Бертье-Делагардом и частью представляют личные наблюдения, сделанные на месте. Как и все описанный ранее развалины церквей, обе базилики – древняя и новая – входили в состав целого комплекса сооружений, которых связь с лежащими по сторонам развалинами еще не выяснена раскопками во всей полноте. На приложенном плане (рис. 59) раскопанного пространства, находящегося на восток от абсиды большой базилики, можно видеть, что с восточной стороны шла узкая улица или переулок, пересекший более древнюю стену, лежащую под новым наслоением жилых зданий и названную на чертеже «закрытым водопроводным каналом» Среди них оказалась небольшая усыпальница обычного в Херсонесе типа с одной абсидой и сводом, возведенным над нижним помещением 79 . Свод обрушился, но следы его ясно видны (рис. 60). Стены и абсида усыпальницы сложены из бута, иногда в елку, особенно в сводах. С юга, севера и запада связь базилики с близлежащими развалинами, несомненно, может быть выяснена раскопками, но пока этого не сделано, следует указать на то важное обстоятельство, что северная стена всего раскопанного комплекса средней частью своей легла на лучшую из найденных мозаик пола (с изображением павлина) более древнего сооружения, отрезавши левую ее треть. Отсюда само по себе ясно, что древнее сооружение с указанным мозаическим полом еще не обследовано и не может быть поставлено в ясную связь с самой базиликой (рис. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Д.В. Айналов § III. Малая базилика на северном берегу (Общий план 34) Открыта Одесским Обществом Истории и Древностей в 1886 году. Доследована раскопками Археологической Комиссии в 1892–3 гг. 23 (рис. 22). На плане Одесского Общества 1876 и 77 гг. обозначена буквою С (рис. 13). Храм лежит на высоком обрывистом берегу моря, неподалеку от Уваровской базилики, имеет три полукруглый абсиды, из которых северная обрушилась в море. Размеры 30 × 32 фута. Одесским Обществом в нем открыть мраморный мозаический пол, который, очевидец ее А.Л. Бертье-Делагард определяет, как «чистый opus tessellatum» 24 . Пол этот в настоящее время не существует, так как подвергся расхищению, а земля вынута на глубину 1 саж. 3 верш, до скалы, на которой утверждены фундаменты этого храма, как и соседней Уваровской базилики. Однако, тот же очевидец упоминает о сохраняющемся в Музее Общества Истории и Древн. рисунке с этой мозаики 25 , поверхностно обозначенной на прилагаемом плане 26 и издаваемый нами в отделе мозаик. Рис. 22 Из сказанного видно, что раскопками 1892–3 годов расследовано нижнее помещение храма, а мозаический пол принадлежал верхнему. По вынутии земли найдены шесть толстых столбов по три в ряд, сложенных из бута и частью из штучного камня, очевидно, поддерживавших своды и колонны верхнего помещение. О нахождении сводов в отчётах не встречается указаний, и описанный мозаический пол лежал, оказывается, не глубоко, а остатки его найдены «на незначительной глубине» той земли, которой было засыпано нижнее помещение. На вершине первого столба (от южной абсиды) лежит известковая плита с высеченным круглым бордюром, точно такая же, как и вложенная в фундамент юго-западной базилики с мозаическими полами раскопки 1889 года (см. § X). В стены вложены тесанные камни и плиты из античных построек. Одна плита с вырезом посредине боковой стороны, назначенным для железной перемычки, взята, очевидно, от какого-либо фундамента или основания для колонн. Плита высечена из материковой скалы, как и в Уваровской базилике и вставлена в южный угол, видимый на прилагаемой фотографии (рис. 23). В другом месте в стене виден кусок античного мрамора. Кладка стен совершенно однородна с кладкой северной и южной стен Уваровской базилики, т. е. она ведется без прослоек в один кирпич, а камни по преимуществу кубической формы, притесаны и положены довольно правильными и выдержанными рядами. В основание стен заложены куски известковых плит с античными профилями, а также камень, своими профилями напоминающий базу античной колонны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Перегородки между отделениями в южной части также состоят из скалы, круто обрывающейся к северу, так что если бы удалить насыпную землю, ныне образующую грунт площади, и деланные своды арок, которые, все без исключения, сарацинского происхождения, то северный край платформы оказался бы отвесною скалою с выдающимися из нее ребрами 12 футов высоты, 372 фут. толщины и 6 футов в выступе. На северной же стороне подземелья, скалы не найдено, кроме одного пункта, где на протяжении 5 футов видна не то скала, не то большой камень. Есть на северной стороне сложенные из камня подземные проходы, оставшиеся неисследованными («The Recovery of Jerusalem», 218–221). Спрашивается, следует ли из этого, открытого Варреном, подземелья, что на север от верхней платформы харама непосредственно проходит ныне засыпанный крепостной ров, защищавший храм с севера, так называемый ров Помпея? Мы не думаем. Состоя вся из скалы, гора Мориа имеет много подобных стенообразных уступов. Рисунок 106. План подземелья на северной стороне верхней платформы харама Рисунок 107. Разрез подземелья на северной стороне платформы харама Если бы можно было снять всю нынешнюю накладную стену, выравнивающую бока верхней платформы харама, мы нашли бы такую же отвесную скалу и на всех других ее сторонах. Нам удалось видеть в 1886 г. подобную отвесную скалу на восточной стороне платформы, обнаруженную раскопками, произведенными здесь иерусалимским губернатором Реуф-пашею. На этом основании, по примеру Варрена, и мы могли бы предположить существование крепостного рва и на восточной стороне платформы и со всех других сторон. Между тем, те побочные ходы, которые идут из Варренова подземелья на юг и север и которые, частию в виде туннелей, прорезаны в скале, показывают, что это место было не границею, а скорее одним из центральных мест древнего храма, а если границею, то только внутреннего, а не внешнего двора. В довершение всего, в северной части подземелья, там, где Варрену казалось, что он стоит на засыпанном глубоком крепостном рве, оказалась несрезанная натуральная «скала». Хотя она замечена на протяжении всего 5 футов, но этого совершенно достаточно, чтобы опровергнуть не только то, что здесь был искусственный крепостной ров, но и то, что натуральный склон горы отсюда в направлении к северо-восточному углу харама был так крут, как представляет Варрен. Таким образом гораздо основательнее глубокий ров Помпея видеть на крайней северной границе нынешнего харама, где он открыто существует до настоящего времени в виде громадного бассейна Биркет Исраел. Из истории другой осады храма Титом известно, что северные рвы были именно прудами. Да и независимо от Биркет Исраел, вся местность вдоль нынешней улицы, идущей от ворот Гефсиманских, как выяснилось раскопками, оказалась засыпанною долиною. Как же после этого Варрен может утверждать, что для рва Помпея нет другого места, кроме северной линии верхней платформы харама?

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

40) и Фридриха (Tempel Salomon’s, 48). Ие смешивает ли Иосиф в этом случае традиционное место дворца Соломона и место памятника Соломона, ныне Тахт Сулейман? Вопрос этот может решиться только раскопками на этом пункте, в почве харама. Действительное существование какого-то значительного сооружения в этом месте доказывается лестницею, которая вела к нему с наружной стороны харама и которая была найдена здесь Варреном. Пред восточными воротами храма и вообще на восточной стороне, пред стеною мола, гора Мориа была укреплена и разделана террасами, дорожками и лестницами. После каждого разрушения на площади храма эти террасы и дорожки засыпались и затем прокладывались и отделывались новые, по новому, более высокому, грунту. Вместе с этим, от массы образовывавшихся наслоений первоначальный крутой подъем на гору делался все более и более покатым. Первоначальное дно Кедрского потока также было засыпано наслоениями и образовалось новое высшего уровня и с значительным отклонением на восток. Но с этим поднятием дна долины не поднялся протекающий здесь Кедрский поток, но упорно остался при своем первоначальном уровне, под наслоениями, и уже не увеселяет более оставленного Всевышним жилища ( Пс.46:5 ). Отделка восточных террас горы Мориа обнаружена раскопками Варрена особенно пред юго-восточным и северо-восточным углами и золотыми воротами. Террасы состояли из отвесных стен, сложенных из древне-еврейских выпусковых камней и из площадок, устланных мостовыми. Особенно в широких размерах были разделаны площадки пред золотыми воротами. Камни, которыми они выравнивались, совершенно сходны с камнями стены харама у золотых ворот и имеют такие размеры (длина 5 футов, высота 2½, глубина выпусков 6 дюймов), что некоторые исследователи признавали их даже остатком восточной городской стены. Эта ошибка, между прочим, внесена и на модель К. Шика, хотя достаточно одного взгляда на модель, чтобы убедиться, что выведенный здесь, против золотых ворот, клин городской стены был совершенно бесцелен и невозможен.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

ООИД с 14 ноября 1877 г. По 14 ноября 1878 г. – Одесса, 1879. – С. 9). И не мудрено. К примеру, только в 1889 г. при разведках в западной части города и на северном берегу около монастырской купальни было найдено 1285 монет, среди которых оказалось 536 «византийских» и 373 «римских и византийских», тогда как «языческого периода», то есть римского и древнейшего классического, по словам председателя Таврической ученой архивной комиссии А.Х. Стевена, было лишь 58 монет (Производство археологических раскопок вХерсонесе//ОАК за 1889год. – СПб., 1892. – С. 14; Стевен А. Раскопки в Херсонесе в 1889 г.//ИТУАК. – Симферополь, 1889. – 8. – С. 100). Это обилие находок монет позднеантичного-раннесредневекового периода отмечал A.A. Бертье-Делагард, который подчеркивал, что огромное большинство их «обычные херсоно-византийские, которые попадаются повсюду» А. А. Древности южной России: Раскопки Херсонеса//МАР. – СПб., 1893. – – С. 17). Косцюшко-Валюжинич фиксировал их сотнями, суммарно отмечая как «христианские», «позднеримские и византийские», очевидно, по причине того, что они, как и должно было быть, попадались вместе. См. также: Описание музея князя Василия Викторовича Кочубея (составленное по его русскому каталогу) и исследования об истории и нумизматике Греческих поселений в России, равно как царств: Понтийского и Босфора-Киммерийского/Сочинение Б. Кёне. – СПб., 1857.– Т. 1. – С. 201–249 (херсонские монеты от Юстиниана I до Василия И; издание осуществлено в двух частях на русском и французском языках, но в количестве 200 экз., разосланных «по назначению»; см.: Мурзакевич//.[Рец.]//ЗОО-ИД. – 1863. – Т. 5. – С. 974–977), Мурзакевич Н. Херсонская монета императора Ираклия I//ЗО ОИ Д.– 1879. – Т. П. – С. 374–316 (первая несовершенная сводка сведений о херсоно-византийских монетах раннесредневекового времени начиная с Юстиниана I); Бурачков П. Общий каталог монет, принадлежащих эллинским колониям, существовавшим в древности на северном берегу Черного моря, – Одесса, 1884, – С. 122–127 (херсоно-византийские монеты VI–XIII вв.); Бертье-Делагард A.A.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общий план «священного квартала»: I в. до Р. Х. (красный); IV в. по Р. Х. (зеленый); сер. V в. по Р. Х. (синий) Общий план «священного квартала»: I в. до Р. Х. (красный); IV в. по Р. Х. (зеленый); сер. V в. по Р. Х. (синий) Корбо и Лоффреда, судя по всему, по-разному отвечали на вопрос о том, был ли К. в I в. по Р. Х. деревней или (небольшим) городом. Лоффреда описывал его как неукрепленную и «относительно небольшую деревню», которая занимала в общей сложности территорию 4-5 га и простиралась приблизительно на 300 м вдоль берега озера ( Loffreda. Capernaum. 1993. Р. 292; позже он определил, что площадь территории была до 6 га и на ней проживало приблизительно 1,5 тыс. чел.- Idem. 1997. Р. 418). Корбо утверждал, что К. в рим. период был небольшим, но процветающим городом, «построенным по ортогональному [Гипподамову] плану, включавшему cardo maximus или via principals [т. е. главную дорогу, ведущую в направлении с севера на юг] и ряд decumani [поперечных улиц с востока на запад]» ( Corbo. 1992). Добротные жилые одноэтажные дома образовывали прямоугольные кварталы - инсулы. Во время раскопок были раскрыты неск. жилых кварталов, состоявших из «жилищ большого клана», для них характерна замкнутость (все окна выходили во внутренний двор, из к-рого на улицу была единственная дверь); жилые помещения располагались вокруг внутреннего двора, на крышу дома обычно вела каменная лестница (ср.: Ibidem). Дома строились в основном из местного вулканического базальта, без фундамента и без раствора. Легкие плоские крыши сооружались из деревянных балок, к-рые обмазывались слоем глины, смешанной с соломой (саманом). Амер. библеист Дж. Л. Рид на основе имеющихся археологических данных о К. в I в. сделал ряд выводов о роли К. в региональной и межрегиональной экономике, о численности его населения и о внутренней планировке. Считалось, что благодаря расположению К. недалеко от ответвлений международной «дороги моря» (Via Maris) он стал центром интенсивной торговли и местом пересечения «потоков идей и информации» ( Strange.

http://pravenc.ru/text/1470315.html

Даже если бы каждый священнописатель был знаком с каждой из предшествующих книг, наблюдаемое единство всё равно превосходит человеческие возможности. Пусть читатель предположит, что каждый священнописатель был невиданным литературным гением, который осознавал объемлющее все тексты единство и понимал общий «план» Писания, а также то, какое место займёт его часть труда в этом плане. Могли бы даже подобные гении писать так, чтобы подвести целое к непредвиденному концу, хотя у них не было возможности точно знать, каким этот конец окажется? Легче допустить существование единого руководящего Разума, разработавшего общий замысел и с самого начала предусмотревшего, как он будет осуществляться. Допустим, что сорок врачевателей на протяжении свыше 1500 лет составляют на разных языках домашний лечебник, освещающий сотни медицинских проблем. О каком единстве такой книги может идти речь, даже если считать, что каждый автор ознакомился с текстами своих предшественников? В соответствии с суевериями медицинской практики в прошлом, одна глава будет утверждать, что все болезни вызываются демонами, которых необходимо изгнать. В следующей главе посоветуют избавляться от болезней кровопусканием. Ещё дальше заболевания станут рассматриваться с точки зрения соотношения духа и материи. В лучшем случае подобной книге будет сильно не хватать единства, последовательности и практической полезности. Вряд ли возможно единое и окончательное руководство о причинах и способах лечения всех болезней. Однако к Библии, при всем её разнообразии, многие миллионы людей обращаются для врачевания своих духовных недугов. И только она, одна из всех известных человечеству книг, требует понятия Бога для объяснения её единства в разнообразии. Археологическое подтверждение . Археология не в состоянии прямо доказать богодухновенность Библии; но может подтвердить её достоверность как исторического документа. Это косвенное подтверждение богодухновенности (о некоторых из таких подтверждений см. Ветхий Завет: археология: Новый Завет: археология). Выводы из этого свидетельства Нельсон Глюк сформулировал таким образом: «Ни одно археологическое открытие ещё никогда не противоречило библейским данным. Делаются десятки археологических находок, которые подтверждают в отчётливой перспективе и в точных деталях относящиеся к истории библейские высказывания» (Glueck, 31). Как отмечает Миллар Барроуз, «уже не один археолог стал с гораздо большим уважением относиться к Библии благодаря личному опыту раскопок в Палестине» (Burroughs, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Благодаря этому и заимствовали окружающие Вавилонию народы большое обилие аккадских слов, служащих для обозначения явлений самых различных сторон культурной жизни. Правда, эти заимствования в подавляющем большинстве случаев относятся к области материальной культуры, заимствования же из области духовной культуры сравнительно немногочисленны. И это обстоятельство подтверждает лишний раз выше установленный факт, что народы Древнего Востока, в частности Израиль и Иуда, сумели, несмотря на всю силу и мощь вавилонского влияния, развить, и сохранить свою самостоятельную культуру]. Общие очерки: Bezold, Ninive und Babylon. Bielefeld, 1903 (русск. пер. 1904) Winckler, Die babylonische Kultur in ihren Beziehungen zur unsrigen, 1902. Delimzsch, Handel und Wandel in Altbabylonien. Stuttg., 1910. C. F. Lehmann, Babylonisch Kulturmission einst und jetzt, 1903. Langdon, Lectures on Babylonia and Palestine. Par., 1906. Все эти труды, равно как и огромная литература по вопросу «Bibel und Babel», рассчитаны на широкую публику. [Большой, строго научный общий труд издал М. Jasmrow, The civilisation of Babylonia a. Assyria. Philadelphia, 1915. Автор (ныне покойный уже, к великой скорби научного мира), бывший одним из крупнейших эрудитов в Области ассиро-вавилонской религии, попытался охватить на 515 страницах все многообразие вавилонской культуры. В восьми главах он дает обзор раскопок, дешифровки письма, истории, богов, культа и храмов, права и торговли, искусства и, наконец, литературы. Но основным пособием для всякого желающего ознакомиться с вавилонской культурой станет прекрасный труд. Вг. Meissner " a, Babylonien u. Assyrien, первый том которого, обнимающий материальную культуру, появился в 1920 г. Meissner, энциклопедист в ассириологии, дал в этой первой части своего труда прямо неоценимый справочник для всех сторон материальной культуры Ассиро-Вавилонии. Интересна статья А. Т. Clay, The Antiquity of Babylonian Civilisation (Journ. of the amer. Or. Soc. т. 41 (1921), стр. 241 сл.].

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

При помощи паровой машины, доставленной с Верх-Исетского завода, началась откачка из нее воды, закончившаяся к 23 июня. 24-го озеро совершенно обнажилось от воды и достаточно обсохло; глубина его оказалась полторы сажени. Оно является очень старой заброшенной наружной разработкой руды, такой же, как и описанный выше котлован. Через все дно озерка идет канава, обложенная срубом (шегень), имевшая прежде задачей спуск воды в особо прорытую яму (зунд). Но так как яма завалилась, а шегень в нижней части разрушился, то по окончании выборки в ней руды она наполнилась водой, а по нижним слоям грунта вода просачивалась дальше, по общему уклону местности на юг, заливая на определенной высоте шурфы 3, 5, б и 13 и шахту 7. Откосы «Ганиной ямы» были прорезаны траншеями на глубину в полторы сажени, но в них ничего не оказалось. При розысках в августе 1918 года на дне «Ганиной ямы» была найдена одна неразорвавшаяся ручная граната того же типа, осколки каковых других находились в шахте 7 и на полянке около нее. Возможно, что ермаковские друзья полагали, что в озерке есть рыба и хотели ее глушить. Общий вывод, который можно сделать по второму предположению на основании произведенных обследований и раскопок, заключается в том, что при желании скрыть тела Членов Царской Семьи так, чтобы они никогда не могли быть найдены, едва ли Исаак Голощекин ограничился бы сброской их в целом состоянии в какую-нибудь шахту, шурф или яму, которых пока найти не удалось. Он не мог не сознавать, что при таком способе сокрытия тел, если не удалось их найти при настоящих обширных раскопках, то в конце концов в будущем будут предприняты еще более серьезные и длительные работы, которые рано или поздно могут привести к открытию тел Августейших Мучеников. Сам же размер ныне произведенных раскопок и исследований тем не менее позволяет думать, что тела бывшего Государя Императора и Членов Его Семьи не остались похороненными в земле, а скорее были скрыты Исааком Голощекиным другим способом, изуверским, как и он сам.

http://azbyka.ru/fiction/ubijstvo-carsko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010