В «новых исследованиях» 1857 года, Робинсон подтвердил свой прежний взгляд и еще присовокупил, что так как руины пропилей гораздо ниже поверхности земли в западной части, то возможно, что первоначально от них вели ступени вверх к атриуму. Палестинская Комиссия занявшись очисткою русского места от мусора и обнаружив при помощи арх. Пьерроти древние остатки, присоединилась к общему мнению, которое видело в них портики и пропилеи древнего храма. Еще ближе подошел к предмету известный Вогюэ: относя все найденные развалины к базилике Константина (ib., стр. 122), он вновь произвел раскопки на их месте и в пределах возможного в то время анализа, исследовал первый развалины со стороны стиля. «Колонны, говорит он, оказались вполне византийского типа (Вогюэ отличает этим эпитетом IV–VI в. по Р. X.): стволы серого гранита, профиль пьедестала особенно изящен; разрез нижнего валька колонны, превосходящей значительно полукруг (см. рис. Прилож. IV, стр. 123), весьма характеристичен; эти базы колонн можно сравнить с базами колонн Вифлеемской базилики и с базами внутренних колонн Золотых ворот; менее классической формы чем первые, они далеко не так испорчены как вторые; кроме того, они опираются на пьедесталы, ломаные линии которых, хотя носят на себе признаки римской эпохи, но времени упадка искусства. Следовательно, общий стиль вполне подходит к царствованию Константина». Наконец, тот же Вогюэ догадался, почему линия пропилей по фасаду находится не на одной оси с атриумом: «эта неправильность, говорит он, произошла от того, что при постройке хотели воспользоваться остатками массивной древней стены». Эту древнюю стену Вогюэ считает остатками второй Иерусалимской городской стены, и римскую кладку извнутри объясняет тем, что «строители базилики, понятно, желали этою облицовкою древних стен, достигнуть соответствия с остальными частями атриума». Последнее, есть простая догадка, ничем не подкрепляемая, раз, что остальных частей атриума не нашли (доселе), тогда как первое заключение, что в развалинах монументальной стены, сложенной из камней с выпусками, мы можем видеть древнюю еврейскую стену, основывается автором на целом ряде непосредственных аналогий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Ежегодник. 1989. – М., 1990. – С. 458–463 (общий итог исследований 1972–1984 гг. на площади около 5тыс. кв.м в районе «базилики на холме» и Западной базилики); Беляев C A. «Базилика на холме» в Херсонесе и « церковь на горе» в Корсуни, построенная князем Владимиром//Byzantinorussica. – М., 1994. – – С. 7–47; Романчук А. И., Белова O.P. Раскопки Западного загородного храма//Отчет о раскопках экспедиции Уральского университета в Херсонесе в 1985 году/Архив НЗХТ. – Д. – Л. 5–34; Романчук А. И. Западный загородный храм Херсонеса//ВВ. – 1990. – Т. 51. – С. 165–171; Лосицкий Ю.Г. Западный храм Херсонеса: архитектурная реконструкция//ВВ. 1990. – Т. 51. – С. 172–174. 526 Гарабурда М. И. Оборонительные стены Херсонеса. – С. 8 8 --9 8; Бертье-Делагард A.A. О Херсонесе. – С. 114–115,117,128–135,149–150,155–156,159–160. 527 Гриневич К. Э. Раскопки в Херсонесе в 1927 и 1928 гг.: (Предварительный отчет)//Крым. – М.; А., 1929. – (9). – С. 14–32 (особенно С. 30–32). 528 Белов Г. Д. Западная оборонительная стена и некрополь возле нее: (Раскопки 1948 г.)//МИА. – 1953. – – С. 237–254; Суров Е. Г. Отчет о раскопках УрГУ и Херсонесского музея в Северо-западном углу Херсонесского городища. 1960//Архив НЗХТ. – Д. – А. 1–51; Суров Е. Г. Отчет о раскопках в Северо-западной части Херсонесского городища в 1963 году//Отчет о раскопках объединенной Херсонесской археологической экспедиции Херсонесского историко-археологического музея и Уральского гос. университета им. А. М. Горького в 1963 г.//Архив НЗХТ. – Д. – А. 151–182 (заключение С.Ф. Стржелецкого – л. 203–216); Антонова И.А. Западный фланг обороны Херсонеса//СХМ. – 1963. – Вып. 3. – С. 60–67; Антонова И.А.Отчет о раскопках у XIV башни и рва у 1-й куртины оборонительных стен Херсонеса в 1968 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 26–51; Антонова И.А. Иллюстрации к отчету о раскопках у XIV башни и рва у I-й куртины оборонительных стен Херсонеса в 1968 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–80; Антонова I.A., Рижов С.Г. Оборонний pib та могильник поблизу nepшoi куртини cmih Херсонеса//Apxeoлoriчhi дocлiджehuя на Ykpaihi в 1969 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рис. 47. Развалины 3-го храма Пространство между крестообразным храмом и базиликой было замкнуто с севера какими-то пристройками со входом. На плане 1861 года при входе показана квадратная площадка с двумя ступеньками, опущенная на плане 1890–91 годов, вероятно, по недосмотру. Далее на восток от площадки видна часть стены и две базы от бывших здесь колонн 69 . Общий план остатков стен и колонн дает возможность предполагать в них развалины какого-то портика, находившаяся при северной стене крестообразного храма и смежного со входной площадкой. 4) На западе от нового храма св. Владимира находились развалины небольшой базилики с тремя нефами, одной полукруглой абсидой и ровными плечами. Южный неф немного шире северного и внутри его видна часть переборки, примыкавшей к западной стене. В северном нефе показана одна гробница. Базилика фасадом выходила на улицу (общий план 26). 5) Далее на западе от этой базилики через две улицы 70 раскопками 1890 года открыты развалины небольшого храма, построенного на 4-х древних цементированных цистернах. Абсида храма совершенно исчезла. Внутри оказались остатки мозаичного пола в мелких кусках, а от четырёх колонн сохранились лишь нижние основание и поврежденная база. Одна из цистерн была обращена в усыпальницу, и стена над ней была построена на своде (общий планы 25). Рис. 48 6) К северу от нового храма на плане раскопок 1861 года показана часть северной стены и круглая абсида небольшой часовни. 7) Севернее этой часовни находились развалины небольшой, очевидно, трехнефной, с одной полукруглой абсидой базилики. Внутри ее показаны две базы от колонн перед алтарём, одна база (?) или устой близ южной стены с гробницей и порог двери, ведшей из притвора в средний неф (общий план 32). 8) К юго-востоку от нового храма, идя по главной улице, близ новой монастырской стены, за жилыми помещениями, выходившими своими фасадами на эту улицу, открыта небольшая часовня 71 с одной круглой абсидой и с двумя гробницами внутри. Чертежа этой часовни на плане 1890–91 годов нет, так как она открыта во время раскопок 1896 года (рис. 48). По счету Арх. Комиссии на общем плане 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вместе с тем, обращаясь к упомянутым чертежам, следует заметить, что крестовидный храм-меморий, кроме основного входа с запада, имел еще один, в торцевой части южной ветви креста (рис. 306: ср.: рис. 296). Ведший здесь раскопки К. Крузе писал в 1827 г. в своем письме в «Северную пчелу», что по бокам этого входа «...приметна мраморная оправа с резною работою», а стены рядом украшены мраморными карнизами 917 . На расстоянии 8 м, почти напротив южного входа располагалась прямоугольная постройка, которая в свою очередь имела вход с севера, со стороны крестовидного храма Она замыкала пространство между крестовокупольным храмом 29 и базиликой чья апсида выступала внутрь образовавшегося таким образом строения с полезной площадью около 40 кв. м 918 . На плане 1861 г. при входе обозначена квадратная площадка с двумя ступеньками. Далее на восток от площадки следует часть стены и две базы от бывших здесь колонн 919 . По поводу этого сооружения Д. В. Айналов отметил, что «...общий план остатков стен и колонн дает возможность предполагать в них развалины какого-то портика (точнее сказать, эмвола – C. С. ), находившегося при северной стене крестообразного храма и смежного со входной колоннадой» 920 . Поначалу, во время раскопок игумена Херсонесского монастыря, Василия, они были приняты за следы дома, о которых в ноябре 1853 г. было впервые сообщено архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию: «При открытии места около развалин храма, который назначен к возобновлению, в память крещения св. равноапостольного князя Владимира, с правой стороны их, ровно с стеною большого строения (то есть храма – C. С.), открыты остатки трех мраморных колонн, на таких же пьедесталах. Они обращены к церкви (храму – C. С.) и, как видно, образовали галерею какого-нибудь большого и хорошего дома, остатки которого частью открыты. Теперь, кажется, можно сказать, что это был терем царский. На прежнем плане, поданном Вашему Высокопреосвященству, церковное строение и стена дома (читай – храмы и 29 – C. С.) были соединены малым полукругом (экседрой или конхой – C. C.), а теперь между ними свободный ход, а полукруг не составлял фундаментальной постройки. Впереди алтаря [восточнее храма тоже отыскана стена с перегородками, но для верного определения все это нужно углубить и рассмотреть далее» 921 . Таким образом, игумен Василий в целом был на верном пути, хотя и путал «царский терем» с остатками храма однако раскопки оказались прерваны ввиду невозможности расплатиться с рабочими из средств киновии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. К. Рериха. Укр. власти оказывали покровительство последователям сайентологии в К. В 2005 г. при поддержке крымского премьер-министра А. С. Матвиенко «Церковь сайентологии» активизировала свою деятельность в Симферополе. В 2008 г. она получила регистрацию в Севастополе; в Керчи, Севастополе и Симферополе ее структуры действуют также как общественные орг-ции. В. Г. Пидгайко Арх.: ГАРК. Ф. Р-663. Оп. 10. Д. 221, 388, 823, 889, 1139, 1208, 1299; Оп. 17. Д. 33; Оп. 18. Д. 8, 10, 25, 33, 68; Ф. Р-3909. Оп. 1. Д. 150-271; Ф. Р-2647. Оп. 1. Д. 2; Ф. Р-3295. Оп. 1. Д. 2; Ф. Р-999. Оп. 1. Д. 137; Оп. 2. Д. 402; Ф. 540. Оп. 1. Д. 93; Ф. 26. Оп. 4. Д. 520; Ф. 27. Оп. 1. Д. 10131, 13050, 1351; Суров Е. Г. Отчет о раскопках в северо-зап. части Херсонесского городища в 1963 г.//Науч. арх. НЗХТ. Д. 1138. Л. 1-248; Мыц В. Л. Отчет о раскопках средневекового укрепления Алустон в 1989 г.//ИАНАНУ. Д. 1989/32. Ист.: Сборник старинных грамот и узаконений Российской империи касательно прав и состояния русско-подданных караимов. СПб., 1890. Лит.: Кёппен П. И. О древностях Юж. берега Крыма и гор Таврических. СПб., 1837; [Гавриил (Айвазовский), архиеп.] Остатки христ. древностей в Крыму: Уезд Феодосийский//ЗапООИД. 1844. Т. 1. С. 320-328; он же. Заметка о происхождении Новороссийских армян//Там же. 1867. Т. 6. С 550-555; он же. Армяно-Григорианские архиереи в Новороссии и Бессарабии//Там же. 1875. Т. 9. С. 315-318; Гавриил (Розанов), еп. Статистико-хронологическо-ист. описание Таврической епархии. Од., 1848; Уваров А. С. Извлечение из всеподданнейшего отчета об археол. разысканиях в 1853 г. СПб., 1855. С. 158-173; Мурзакевич Н. Н. Пребывание иезуитов в Крыму//ЗапООИД. 1860. Т. 4. С. 466-467; он же. Херсонесская церковь св. Василия (Владимира)//Там же. 1863. Т. 5. С. 996-997; Древние акты Константинопольского патриархата, относящиеся к Новороссийскому краю//Там же. 1867. Т. 6. С. 445-473; Родионов М. Статистико-хронолого-историческое описание Таврической епархии: Общий и частный обзор. Симф., 1872; Святого сщмч.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Генеральная прокуратура поставила перед экспертами шестнадцать вопросов. И комплексная судебно-медицинская экспертиза должна дать на них ответы. Все заявленные экспертизы уже проведены, за исключением генетической. Представители Генеральной прокуратуры предполагают, что ее результаты будут получены к концу апреля, и вскоре после этого будет подготовлен общий отчет. Русская Православная Церковь со вниманием ожидает результатов экспертизы. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, отметил, что " единой позиции в Русской Православной Церкви пока не сформировано " . " Ученые должны доказать, есть ли связь между теми останками, которые захоронены в Петропавловской крепости, и только что найденными, — считает митрополит Ювеналий. — Может быть, мы будем рассматривать вопрос о признании только тех останков, которые были найдены недавно " . В этом году отмечается 90-летие со дня трагической даты расстрела Царской семьи. Следует помнить, что между 1998 годом, когда состоялось захоронение " екатеринбургских останков " , и нынешним 2008 годом — громадная дистанция. Эти две даты разделяет 2000 год, когда Церковь прославила Царскую семью в лике святых. Моральная и духовная ответственность за результаты исследований возросла многократно. Сумеют ли ученые и эксперты убедить Церковь и общество в достоверности полученных данных? Сумеем ли мы, православные христиане, увидеть не только таблицы и выводы экспертиз, но и духовный смысл происходящих событий? Что значит не ошибиться в этой ситуации? Перед нами трудные вопросы. На фото: мемориал у Поросенкова лога (1); место раскопок и обретения останков (2); историк-краевед Виталий Шитов (3); археолог Сергей Погорелов (4); поисковик Сергей Плотников показывает щуп, которым были найдены останки (5); Андрей Григорьев (6); геодезист и биолог Николай Ерохин (7); фрагмент металлического крепления ящика для серной кислоты (8); судмедэксперт Владимир Громов показывает найденные при раскопках костные останки (9); пуля, найденная при раскопках (10).

http://e-vestnik.ru/analytics/nahodka_na...

Внутри в центре двора помещалась церковь, окруженная кладбищем, а в пространстве между линиями двора — бытовые, хозяйственные, ремесленные помещения. На малых дворах церковь сдвигали в юго-вост. угол, чтобы экономить место — также как в островных мон-рях. План был округлым или овальным, но часто корректировался в зависимости от характера местности. Перед входом в поселение устанавливался крест. Круглые башни возводились к западу от храма. Кладбище обычно было открытым и сдвигалось к югу, его центром являлся каменный крест или гробница основателя обители. Внутри храма были могилы местных святых, часто украшенные драгоценными металлами и камнями. Дом аббата мог быть окружен отдельной изгородью, мог существовать и общий дом для собраний общины. Здания до XII b. в подавляющем большинстве деревянные, хотя иногда, особенно на западе, встречаются каменные (на о-ве Скеллиг-Майкл). Колодцы — обязательная принадлежность монастыря, но внутри оград они редки (большинство их сейчас почитают как святые). Археологически церковные поселения И. изучены фрагментарно. Внимание всегда привлекали более сохранные, отстроенные в камне поселения Атлантического побережья, что создавало обманчивое впечатление их типичности, мешало уточнить хронологию, вело к ошибкам при сопоставлении с внутренними районами. Среди хорошо сохранившихся черт: храмы; плиты или столбы с крестообразными надписями; камни bullaun (зернотерки — возможно, общественные ступки), иногда подвалы. Всегда представлено кладбище, иногда — особая могила или часовня, обычно — святого основателя. Общий принцип построения поселения был общим с др. р-нами миссионерской деятельности в Британии: Уитхорн и о-ве Иона и в Шотландии, Джурби и др. места keeill (храмов) на о-ве Мэн. При раскопках на местах поселений обнаруживаются следы производства пищи, обработки металла, торговли. Особую роль в изучении планировки играет аэрофотосъемка. Даже в центре совр. города она помогает вскрыть ясные очертания оград церковных поселений, отраженные в линиях улиц и границ владений (напр., Дулик, гр.

http://sedmitza.ru/text/2560407.html

Тем не менее, торопливое и не совсем профессиональное вскрытие захоронения на генетических исследованиях никак не сказалось. Нарушения норм и правил археологии при раскопках и сохранность генетического материала – это предметы разные. В данном случае, неважно, насколько соответствовали принятым правилам раскопки на местах захоронений, сделанные в 1979, 1980, 1991 или 2007 годах. Главное то, что генотип останков, найденных при раскопках, от этого не изменился, и его хорошая сохранность позволила сделать уникальные и полноценные исследования. Ольга Николаевна и Тихон Николаевич Куликовские-Романовы Исследование генотипа Т.Н. Куликовского-Романова Особое внимание следует уделить исследованию крови Тихона Николаевича Куликовского-Романова, ставшему предметом ожесточенных споров журналистов в течение многих лет. Т.Н. Куликовский-Романов – ближайший кровный родственник Императора Николая II, его племянник, сын родной сестры Императора - Великой княгини Ольги Александровны. После неудачи с полотенцем из Японии и исследованием волос юного Императора взоры экспертов обратились к Тихону Николаевичу Куликовскому-Романову. К нему обращались судебные медики и генетики. В конце 1992 года, еще до возбуждения уголовного дела, я позвонил племяннику Императора в Торонто. Объяснил Тихону Николаевичу важность исследований его крови. Тихон Николаевич ответил отказом и был непреклонен. Я будто присутствовал на антикоммунистическом митинге. Тихон Николаевич заявил, что «коммунистической прокуратуре» он кровь никогда не даст и не хочет иметь дел с «фальсификаторами». По его словам, он верит только следователю Н.А. Соколову и в «постыдном фарсе» «подделывателей мощей» участия принимать не будет. В апреле 1993 года Тихон Николаевич скончался. Мне было известно, что перед смертью Тихон Николаевич, осознавая важность генетической информации, которую он нёс как прямой потомок Императора Александра III, завещал свою кровь для генетических исследований. От имени Правительства России с просьбой об оказании помощи в исследовании генотипа Т.Н. Куликовского-Романова к его вдове обратился вице-премьер Ю.Ф. Яров. Ольга Николаевна Куликовская-Романова эту просьбу проигнорировала. Я неоднократно пытался найти общий язык с О.Н. Куликовской-Романовой, но всегда получал жесткий отказ в сотрудничестве. Последнее моё обращение последовало за несколько дней до вскрытий гробницы Великого князя Георгия Александровича в 1994 году. Я объяснил Ольге Николаевне, что в том случае, если эксперты получат возможность исследования крови Т.Н. Куликовского-Романова, можно будет отказаться от эксгумации тела Великого князя и, следовательно, разрушения его гробницы. Ольга Николаевна ответила предельно жестко: «Крови моего мужа вы не получите!». Пришлось вскрыть гробницу.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/10/...

Рядом с митрополитом Киприаном в некрополе Успенского собора был похоронен митрополит Киевский и всея Руси Фотий (управлял Русской Церковью в 1408–1431 гг.; † 01.06.1431 г.). Грек из Мореи, монах Фотий – воспитанник старца Акакия и его епархиальный чиновник, когда Акакий стал митрополитом Монемвасии. Рукоположенный константинопольским патриархом Матфеем в митрополита Киевского и всея Руси Фотий пользовался большим влиянием в западной части своей митрополии – в литовских землях. Митрополит Фотий играл заметную роль в решении светских и государственных вопросов: правление Фотия совпало с началом княжения малолетнего Василия II Васильевича. При посредничестве Фотия был заключён брак между десятилетней дочерью московского великого князя Анной (внучкой Дмитрия Донского) и наследником византийского престола, старшим сыном императора Мануила Иоанном, благодаря чему между Константинополем и Москвой устанавливалась династическая связь. Митрополиту Фотию удалось на некоторое время примирить начавшийся со смертью великого князя Василия I династический кризис – спор между окружением малолетнего великого князя Василия и его дядей, звенигородским и галицким князем Юрием, сыном Дмитрия Донского. Огромное внимание митрополит Фотий уделял вопросам церковной дисциплины паствы и пастырей и оставил многочисленные послания на эту тему. Ему принадлежит и огромное литературно-учительное наследие, в котором он последовательно развивал установки своего предшественника – митрополита Киприана. По мнению историков, Фотий старался держаться независимо от князей, земли которых объединяла его церковь , побуждая их уважать и охранять её права и руководствоваться её учением. На деле он был последним митрополитом «всея Руси», объединившим Великую и Малую Русь – Прохоров 1989, 475–483. Захоронения митрополитов Киприана и Фотия всегда упоминаются вместе; сегодня их могилы накрывает большой пустотелый металлический памятник, общий для двух погребений; его верхняя плоскость украшена живописным изображением митрополитов в рост, до середины XIX в. над могилами существовал простой деревянный памятник. Кроме того, в результате раскопок вскрылись белокаменные надгробия, украшенные резьбой и лишённые эпитафий, установленные на могилах митрополитов Киприана и Фотия, как предполагают исследователи, в конце XV в. В древности с этими двумя погребениями Успенского собора был связан и редкий памятный знак – крест; он стоял снаружи, у юго-западного угла храма – Панова 2003, 16–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

План раскопок 1892 года Рис. 15 Сообщение базилики с окружающими ее окрестными пространствами выяснилось полностью. Кроме трех выходов из притвора на улицу, соответствующих трем дверям из притвора внутрь базилики, внутри этого притвора оказался выход I в северной стене его и особый, лежащий насупротив выход из южной части. Этот выход и другой, ведущий из южной стены пристройки (IV) служили ближайшими путями сообщение с лежащими на юг от базилики сооружениями. Внутри базилики следует еще отметить два выхода из южного нефа в пристройку, откуда через дверь III был кратчайший выход к крещальне из алтаря базилики и капеллы Б. Эта капелла оказалась выстроенной позднее, так как абсида ее легла частью на абсиду самой базилики, а западная стена ее образована ровным заплечьем базилики с пробитым в нем ходом II. Пол этой капеллы был вымощен каменными плитами; от него сохранилась большая часть (рис. 16). Посредине капеллы вокруг центра абсиды прорублены в плитах 5 углублений для устоев алтаря. Из них одно квадратное и 4 круглые. Усыпальниц под полом не оказалось. Длинная пристройка с юга была переделена двумя простенками с подземной усыпальницей (л), описанной ниже. Третий простенок, сохранившийся лишь отчасти, ограничивал пристройку вблизи притвора. При входе в него у южной стены базилики найден пол, мощенный крупной мозаикой. В левом углу слева от капеллы Б сохранились остатки мозаичного пола из мелких кусков черного, красного и желтого цвета. Фундаментальность стен, присутствие тонкой мозаики пола, перегородки и выходы свидетельствуют, что это помещение было крытым и представляло как бы второй неф рядом с первым – южным. Под полом этого помещение открыта усыпальница (л) в 3,55 м. ширины, 2,85 м. длины и 1,78 м. вышины с арочным ходом, сложенным из кирпичей с 7 ступенями, вырубленными в скале. В потолке находится круглое отверстие, закрывающееся квадратной плитой в уровень с полом верхнего помещение. (См. дневник графа Уварова, изданный во II выпуске). Рис. 16 Капелла Б В 11 саженях от наружной алтарной стены базилики, открытой графом А.С. Уваровом, в 1891 г. была найдена развалина часовни с тремя гробницами. В 1904 г. она была уничтожена постройкой батареи, а потому здесь может быть издан только ее план (рис. 17). Часовня была сложена из бута, имела одну абсиду и притвор, а внутри была переделена пополам простенком. Неизвестно, однако, был ли над гробницами свод, так часто встречаемый в подобного рода усыпальницах в Херсонесе 13 . По счету Археол. Комиссии она значится под именем часовни 1 (см. общий план 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010