В то время, когда Моисей привел свой народ к Иордану, египетская мощь уже пошатнулась под ударами хетов, и особенно — под натиском индоевропейских племен или, как их тогда называли, «народов моря». С другой стороны, в Месопотамии царства Ассирийское и Вавилонское вели борьбу за обладание всем Двуречьем и меньше обращали внимание на Сирию и Ханаан. По мнению историков, это был один из тех очень редких периодов в истории Древнего мира, когда в Ханаане не сталкивались экспансионистские устремления Азии и Египта. Бывшие ханаанские вассалы Египта теперь почувствовали себя независимыми суверенами. Стремясь расширить границы своих крохотных государств, они вели между собой бои за каждый участок земли. Вражда ханаанских царей дошла до такой степени, что в минуту величайшей опасности они не смогли создать общий фронт обороны. О степени этой раздробленности свидетельствует книга Иисуса Навина, в которой говорится, что он убил тридцать одного царя. На фоне этих политических отношений и того нравственного развращения ханаанских племен, о которых упоминается в Библии, становится совершенно понятным успех Иисуса Навина, единственным, но всемогущим союзником у которого был Иегова. Чудесный переход Иордана  Упомянутый в тексте город Адам дал возможность исследователям Библии выдвинуть предположение и об Иорданском чуде. Археологи раскопали руины города Адама, который был расположен на берегу Иордана. Иордан течет там по глубокому оврагу между стен из извести и глины. Оба берега часто испытывают подземные толчки вулканического происхождения. Не раз случалось, что скалистые стены обрушивались в русло реки и создавали плотину, которая останавливала течение воды. В 1927 году Иордан был таким образом перекрыт почти на целые сутки. В то время, как воды скопились к северу от бывшего города Адама, южный отрезок реки от плотины до Мертвого моря стал таким мелким, что его можно было перейти, едва замочив ноги. Возможно, и в то отдаленное время, когда израильтяне стояли у Иордана, готовясь к его переходу, Господь совершил для них чудо посредством естественного природного явления — землетрясения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

—194— работываться, тогда как в Африке, к югу от Египта, не найдено никаких следов медного и бронзового века; 4) древнейшие египетские статуи Ра-Хотена и Нофри, алебастровые львы из раскопок в Саккаре, львы и собаки из слоновой кости, найденные в некрополе Негады, мебель с ножками в виде ног быков, некоторые виды каменных сосудов, самая мастаба Негады с зубчатым абрисом ее стен, всё это указывает на Месопотамию и на страны, с ней соседние; 5) пользование кирпичем-сырцом для постройки гробниц и зданий также указывает на вавилонское влияние: в Вавилонии кирпич был единственным строительным материалом, но в Египте – масса строительного камня, и если, тем не менее, мы видим постройки из кирпича, то это свидетельствует о технике, занесенной извне, и всего вероятнее, из Месопотамии. Древнейшие вавилонские храмы, имевшие семь ступеней и служившие так же местами погребений, это – первообраз для египетских семиступенных пирамид. 6) Меры длины (локоть) у древних египтян соответствовали найденным в Телло, в низменности Евфрата. Это доказал Леман, основываясь на измерениях по длине секундного маятника. Это же должно сказать о мерах веса. Египетский фунт произошел из вавилонского. Египетская астрономия стоит в зависимости от халдейской: 7) употребление цилиндров с печатями трудно объяснить иначе как культурным влиянием Месопотамии; 8) с появлением египтян появляются в долине Нила козы, овцы и крупный рогатый скот, родина которых в Азии; 9) в древнейших египетских гробницах находим ячмень, пшеницу, лен, виноград (вино в амфорах), все эти растения родом из Передней Азии; 10) следы трупосожжения в древнейших гробницах фараонов находят себе параллели в некрополях El-Hibba и Surgull, древнейших центров Вавилонии, в которых были произведены раскопки Кольдевеем; и самая египетская почва носит не азиатский, а африканский характер 1973 . —195— Если эти соображения справедливы, то тогда естественно и египетская религия должна стоять в зависимости от вавилонской по своему содержанию. На этом сильно настаивает Гоммель (50–59 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Премьер Палестины призывает мусульман всеми способами сорвать строительные работы у Храмовой горы 6 февраля 2007 г. 21:12 Сегодня стало известно о том, что премьер-министр Палестинской автономии Исмаил Ханийе призвал мусульман как в Израиле, так и на палестинских территориях всеми возможными способами предотвратить строительные работы, которые израильтяне намерены провести в районе Храмовой горы в Иерусалиме. Похоже, что в этом вопросе как ХАМАС, так и «Исламский джихад» нашли общий язык: лидер ХАМАС призвал мусульман вопреки постановлению полиции Израиля собраться у мечети Аль-Аксы, лидер «Джихада», который взял на себя ответственность за утренний обстрел Израиля ракетами «Кассам», заявил, что эта акция должна стать ответной мерой на действия и решения Управления по делам древностей Израиля. В обращении главы исламских судов Тайсира ат-Тамими, переданном телеканалом Al Jazeera, говорится, что он призвал мусульман собраться у мечети, чтобы помешать строительным работам, которые ведутся израильскими рабочими у одного из входов мечети Аль-Акса. По словам ат-Тамими, эти работы, для которых вызваны бульдозеры, могут повредить здание мечети. В настоящее время израильские власти пытаются успокоить мусульманское население, заявляя о том, что все строительные работы ведутся вне территории исламского комплекса на Храмовой горе. Илан Франко, генерал-майор полиции и глава Иерусалимского округа, утверждает, что работы, проводимые археологами и строителями, «координируются со всеми заинтересованными кругами». Министр по делам Иерусалима Яков Эдри сообщил также, что в известность были поставлены иорданские власти, исламское управление Храмовой горы «Вакф» и ЮНЕСКО. Впрочем, известно также и то, что в целях предотвращения возможных демонстраций протеста израильские власти ограничили доступ к Аль-Аксе — туда пускают только женщин и мужчин старше 45 лет. Радиостанция «Эхо Москвы» сообщает, что сейчас в обстановке повышенных мер безопасности идут раскопки вблизи Храмовой горы и Стены плача. На прилегающих к этому месту улочках располагаются усиленные полицейские патрули. Напомним, что на Храмовой горе расположены исламские святыни — мечеть Аль-Акса и мечеть Омара. Напомним, что еще в 2001 году представители еврейской ортодоксальной религиозной группы «Ревнители Храмовой горы», несмотря на серьезные протесты со стороны арабского населения, провели символическую церемонию закладки «краеугольного камня» в основание будущего Третьего храма Соломона. Впрочем, участники акции были остановлены полицией на подходах к Старому городу. «Первый камень» весом 4,5 т они унесли с собой и устроили церемонию около находящегося в непосредственной близости от Храмовой горы торгового центра «Гивати». Затем камень был возвращен туда, где он находился до этого, — к американскому консульству в восточной части Иерусалима. Утро.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/192994.htm...

С северной же стороны площадь храма при Ироде расширена не была, так что засыпка оврага, бывшего на северной стороне от верхней платформы, и выровнение нынешней площади харам еш-шериф принадлежат уже дальнейшей истории площади по окончательном разрушении ветхозаветного храма («The Recovery of Jerusalem», p. 309–326). Такое раздробление нынешней площади харам еш-шериф противоречит тем данным, какие удостоверены раскопками самого Варрена. В своих раскопках вокруг всех сторон мола Варрен нигде не встретил под землей какого либо перерыва в основании стен. В тех местах, где на нынешней поверхности стена древнего мола прерывается и заменяется новою стеною, подземное течение стены везде оказалось непрерывным. Нигде в стене мола не был найден какой нибудь раздел, что нибудь похожее на промежуточную линию или шов, связывавший древнюю часть стены с позднейшею прибавкою. Между тем, при такой циклопической постройке, нельзя было совершенно замаскировать шов или линию пристройки к первоначальному молу. Поэтому совершенно справедливо В. Герен (La Terre Sainte, 1882, 33–46:56) из раскопок Варрена выводит заключение прямо противоположное заключениям Варрена, и согласное с давними заключениями Соси, что вся эспланада нынешнего харама, как окруженная непрерывною стеною, гораздо более древнею, чем храм Ирода Великого, входила в область первого иерусалимского храма. Во-первых, Варрен не имел основания отрывать от площади ветхозаветного храма северную часть нынешнего харама. Подземное течение стены храмового мола, идущей от юго-восточного угла на север, не только идет непрерывно до самого северо-восточного угла площади харам еш-шериф, но и продолжает идти не прерываясь еще несколько далее на север («The Recovery of Jerusalem», 159 и дал.). Таким образом на основании своих раскопок Варрен должен был не сокращать область ветхозаветного храма на севере, а скорее, наоборот, расширить его несколько далее нынешней северной границы харама включением в нее области Виркет-Исраел. В своем выводе Варрен не был вынуждаем какими нибудь следами позднего происхождения части стены у северо-восточного угла харама.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Кто шел в храм без овцы, или имел дело к царю, тот, вместо того, чтобы направляться по дну ущелья на север, против башни Хананел, поворачивал на юг, по лестнице, упоминаемой Неем.3:31 к месту, где было царское судебное седалище и где ныне так называемый трон Соломона. Описанная картина нынешнего северо-восточного угла изменилась прежде всего при Маккавеях, когда часть этого ущелья засыпали, чтобы соединить город с храмом («Bellum Judaicum», V, 4:1); потом это ущелье засыпал Помпей при осаде храма («Bellum Judaicum», I, 7, 1; «Antiquitates Iudaicæ», XIV, 4:2). Такие предшествовавшие работы по засыпке ущелья впоследствии навели Ирода Великого на мысль включить это место, до самой нынешней границы на севере, в состав дворов храма. Вместе с тем и Овчая купель, Овчий дом и Овчия ворота были перенесены Иродом на западную сторону храма. Для укрепления новой северной границы святилища был сделан Иродом нынешний большой пруд Биркет-Исраел, а прежний пруд омовения овец или мыльной воды, στρουθον, лежавший несколько западнее пруда Биркет Исраел, был расширен и приспособлен к защите восточной стороны крепости Антонии («Bellum Judaicum», V, 11:4). Рисунок 108. Башня Антония и ее окрестности по барону Альтену Не смотря на то, что приведенными разъяснениями, повидимому, вносится большой свет в историю северной части харама, тем не менее и они должны пасть пред более строгою критикою. 1 . На плане барона фон-Альтена и К. Шика показаны четыре северных стены храма и города: одна стена вдоль северной линии верхней платформы харама (по Варрену); другая стена в направлении от нижних ворот Вениамина или темничных (ныне Тахт-Сулейман) сперва на запад до пункта приходящегося на линии мечети Омара, а потом на север до крепости Антония или соединенных с нею укреплений; третья стена (только на плане Альтена) между теми же двумя крайними пунктами, но в более прямом направлении; наконец четвертая Иродова стена или нынешний северо-восточный угол харама. Но, спрашивается, откуда Альтен и Шик знают о существовании этих средних двух стен, когда следов их нет на нынешней поверхности харама и когда никаких раскопок здесь, в стенах харама, не было произведено? На мое замечание об этом К.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Что касается времени появления этой надписи, то Д. А. Хвольсон относит ее именно к периоду Ирода Великого, хотя читает ее иначе (Сборник еврейских надписей, 1884, 57–59). Тем охотнее мы, с своей стороны, соглашаемся с таким определением, что, по нашему мнению, она и по своему содержанию имеет отношение к Ироду и сделана, вероятно, при освящении возобновленного Иродом храма. Есть еще другая большая, но, к сожалению, слишком неразборчивая древнееврейская надпись, сделанная также красною краскою, в подземелье под мечетью Ель-Акса, в простенке против монолитной колонны. Хотя ее содержание остается совершенно неизвестным, но для нас в настоящем случае она важна самым своим существованием; из нее мы узнаем, что буквенные знаки и более и менее большие фразы могли быть не только на наружной стене храма, но и на воротах и галереях, приводивших ко храму. Рисунок 103. Неразобранная древнееврейская надпись в подземелье под ел-Аксою Сюда же относится и надпись на самом монолите так называемого двойного прохода. Рисунок 104. Древнееврейская надпись на колонне под ел-Аксою Кстати заметить, что буквенные знаки и надписания, встречающиеся на стене иерусалимского храма, находят для себя продолжение в надписаниях на галилейских синагогах первого века (Journal of the Palestine Exploration Fund, 11:38). Принадлежность храму Соломона всей нынешней площади харама Теперь вопрос: какому именно времени принадлежит сохранившийся доныне и описанный нами мол горы Мориа, первому ли храму или второму ветхозаветному храму или даже христианскому и магометанскому времени? Весь ли мол принадлежит одному времени или в нем нужно отличать разновременные расширения или прибавления к той основной первоначальной части мола, которая могла быть построена Соломоном? Так как палестинская археология есть наука совершенно новая, и так как место ветхозаветного храма находится в руках мусульман, и доселе еще не вполне доступно для изучения путем раскопок, то и поставленный вопрос не мог получить доселе окончательного разрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Таким образом в настоящее время, при невозможности раскопок на площади харама, исследование цистерн есть единственное средство для определения первоначального уровня скалы Мориа в разных пунктах харама. Варрен, по этому случаю, видит важное показание даже в том, что подземелья Сионских сестер милосердия смотрят прямо на скалу Куббет ес-Сахра («The Recovery of Jerusalem», 224), забывая, что между этими пунктами им помещен глубокий ров, делающий невозможным сообщение между ними водяным каналом. Когда иссякала вода в цистернах, тогда они, с своими каналами, обращались в обширный подземный город, в котором искали спасения жители Иерусалима при вторжении неприятелей. В этих последних видах подземные каналы, служившие сообщением между цистернами, делались гораздо больше обыкновенного. По свидетельству Иосифа Флавия («Bellum Judaicum», VI, 2:7), здесь были подземные каналы такой величины, что осажденные иудеи могли проводить ими даже коней, похищенных у римлян. После цистерн верхней платформы, самые замечательные цистерны принадлежат южной части харама; их водою ныне пользуется почти все мусульманское население города. Важнейшие цистерны: 8, так называемое «великое море» царя Соломона, все в скале, вмещающее не менее 3.000,000 галлонов воды; 9, пещера листа (Вир ел-Орак, в скале, у входа в подземелье под ел-Акса), вода которой, по мусульманскому верованию, имеет особенное душеуспокоительное действие; 11 весь, не исключая и свода, вырублен в скале; состоит из трех отдельных цистерн, западные концы которых, лежащие на одной линии, соединены между собою проходом, идущим в прямом направлении с севера на юг; может вмещать 200,000 галлонов воды. Замечательна также группа трех цистерн у золотых ворот, где скала горы Мориа видна на самой поверхности. Пиеротти находил связь этих цистерн между собою и с 1, но исследования Варрена не подтвердили этого предположения. Вообще древние свидетельства Тацита («Historiæ». V, 12), Аристея, Иосифа Флавия и талмуда о многочисленных водохранилищах древнего храма, соединявшихся каналами и занимавших пространство не менее пяти стадий (Аристей), подтверждаются самым очевидным образом (см. Monatschrift für Geschichte des Judethums, 1880, 289 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Само собою разумеется, что возражения против рассматриваемых знаков креста, делаемые, между прочим, Пайллу (Monographic. 366), как знаков принадлежащих только христианскому времени, не имеют силы. Знаки крестов на моле ветхозаветного храма не имеют сходства с типами изображений креста древних христиан, и суть именно метки. Тот же самый Пайллу, в другом месте своей обширной монографии (268), признается, что когда он посещал британский музей в обществе одного немецкого ученого, этот последний указал ему бронзовую статую ассирийского князя с крестом на шее, явившуюся немного только позже времени Соломона. Что у древних евреев действительно употреблялся знак креста с особенным символическим значением, можно видеть из изображений креста на древнееврейских урнах и лампах. Между прочим, остатки таких урн были найдены Варреном в его раскопках у юго-восточного угла храмового мола. Кроме крестов, на них есть знаки кружков и капель, подобные тем, какие встречаются и на камнях мола. Рисунок 101. Ручки древних урн, найденные у Ю.-В. угла харама По мнению доктора Вирча, найденные у стены иерусалимского храма лампы и урны имеют сходство с египетскими глиняными сосудами и принадлежат IV или V веку до Р. Хр. («The Recovery of Jerusalem», 473) 207 . Весьма замечательно, что в верхней позднейшей надстройке храмового мола, на восточной стороне, над так называемою малою дверью или дверью Бурак (по Мудшир-ед-Дин) сохранилось изображение креста, сделанное также красною краскою в пяти концентрических кружках. Хотя это последнее изображение сделано христианами, но, как показывает уже выбор для него красной краски, оно было только подражанием другим древнейшим подобным знакам храмового мола. В подтверждение своего взгляда на значение буквенных знаков и капель на ограде иерусалимского храма, мы можем указать еще одно весьма любопытное открытие Варрена. Проведя свою подземную галерею к основанию юго-восточного угла храмового мола, Варрен нашел в скалистом грунте под углом мола нарочито выдолбленную ямину или пещерку одного фута глубины и одного фута в диаметре и в ней глиняную урну красного цвета, Рисунок 102.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Шик отвечал, что на восток, пред золотыми воротами, раскопками Варрена обнаружена большая древне-еврейская стена, не параллельная стене харама, но идущая под таким углом, что если бы ее продолжить чрез стену харама на запад, то она прошла бы по той линии, по которой он, Шик, проводит свою среднюю стену с Овчими воротами на плане. Но случайная часть стены, открытая вне харама и его мола, не дает никакого права гадать о расположении стены внутри площади харама, тем более, что эта часть стены, по всему вероятию, не была стеною в строгом смысле, а служила только для выровнения террасы горы пред молом храма. Еще более несообразно предполагать здесь с Альтеном две посредствующих стены, проходивших между верхнею платформою харама и его нынешнею северною стеною. Бесспорною остается только четвертая стена, которую Альтен и Шик приписывают Ироду Великому; но это и есть нынешняя стена. 2 . Не смотря на такое множество северных стен, нынешний северо-восточный угол харама у Альтена и Шика остается всё-таки открытым и не ограждённым до времени Ирода, при всем весьма важном значении, которое они ему придают и которое, по словам Альтена, возвышало северо-восточный угол на степень святости непосредственного двора храма. Из соображений Альтена можно вывести заключение, что нынешний северо-восточный угол нарочито был оставляем без ограды для удобства доставления этим путем жертвенных овец. Но именно для этого удобства необходимо было покрепче оградить такое место, как место содержания и испытания жертв. У Иосифа Флавия есть свидетельство, что жертвенные животные насильственно могли отниматься хищниками в виду самого храма (ср. 1Макк.14:36). Тем более жертвенные животные могли похищаться теми же хищниками в «доме осмотра овец», где их собиралось громадное число, если бы этот дом, равно как и купель омовения овец, были открытыми местами. Это чувствует и сам Альтен, который, устранив существующую ныне стену, заграждающую северо-восточный угол, считает нужным, однакож, для защиты такого важного пункта, поставить здесь отдельную постройку под именем башни Хананел.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

При таком значительном ниспадении грунта на месте золотых ворот, еще более увеличивающемся у их восточного фронта, подземный проход был самым простым и удобным выходом на площадь 273 . Между тем как Реуф-паша производит свои раскопки непосредственно в самых золотых воротах, гяур Чарльз Варрен едва получил разрешение произвести раскопку в расстоянии 43 метров на восток от золотых ворот и стены харама. Но Варрена одушевляла смелая мысль провести для себя на всем этом пространстве подземную дорогу, пройти этим путем под мусульманским кладбищем и осмотреть стену харама ниже порога золотых ворот. Но, к сожалению, это предприятие не имело успеха. Ведя свою подземную мину на глубине 8 метров и пробив две стены, встреченные на пути, Варрен был задержан, в расстоянии 14 метров от стены харама, толстою древне-еврейскою стеною, служившею, вероятно, для выровнения наружной площадки пред главными воротами святилища, и сложенною из камней, подобных камням северо-восточного угла харама: 1½ метра длины на 75 сантим. высоты, с выпусками 13 сантим. глубины. Стена оказалась цементированною из смеси извести, масла и красной глины, – каковой цемент ныне употребляется в Иерусалиме для цистерн. Стена не поддалась Варрену. Пробив ее на 5 футов, он должен был отказаться от дальнейших усилий и оставить необследованным место между этою передовою стеною и стеною храмового мола у золотых ворот. Между тем обойти эту встречную стену оказалось также невозможным, так как по своей высоте она почти достигала нынешней поверхности («The Recovery of Jerusalem», 156 и дал.). К какому же в точности времени следует относить памятник, сохранившийся доныне под именем золотых ворот харама? Соберем, прежде всего, голоса специалистов, наиболее внимательно изучивших этот памятник. По мнению Соси (Voyage en Terre Sainte 1872, 11, 96–107; Histoire de 1’art judaique. 324–395) и К. Шика (Beit el Makdas, 62–71), почти вся главная часть состава золотых ворот вполне принадлежит ветхозаветному храму; даже верхний накладной карниз принадлежит Ироду; следовательно остальная работа относится к еще более древнему времени 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010