Словесник, словесность… для меня великие слова. Я ими занимаюсь 40 лет. Если угодно, вот моё краткое выступление на секционном заседании, посвященном «научным исследованиям»: 1. Идея Слова – основная в европейской и русской философии жизни. Словесность не просто «русский язык» и «художественная литература», а совокупность эффективных средств для всесторонней организации общественно-культурной жизни с помощью слова – языка - речи. Или, как писали в 1811 году, – «главное средство к распространению просвещения» и (добавляем от себя) создания благоденствующего общества. Иными словами: какова «словесность» вокруг вас (т.е. звучащие и написанные мысли, слова, исходящие из ваших сердец), такова и ваша жизнь. Поэтому ОРС должно всеми доступными средствами утверждать, распространять, пропагандировать роль Слова в государственной, профессиональной и личной жизни каждого носителя русского языка и культуры. Слово и пользование им формируют стиль жизни общества в целом. Сегодня он во многом неудовлетворителен именно вследствие нашей неизобретательности, пасмурности, вульгаризации речевого общения. Поэтому ОРС не может ограничиться только вопросами преподавания русского языка и литературы в школе и вузе, но должно переместить в «светлую точку сознания» нашего российского общества вопросы пользования языком, регулирования речевой практикой. Для этого необходима работа в самых разных направлениях: научная, учебная, популяризаторская (в СМИ и на «местах»). Первая задача Общества русской словесности – ясно ответить на вопрос: что такое словесность? Поскольку я занимался историей этого термина, как и историей Общества любителей русской словесности, смею дать следующие определения: 1) Дар слова, способность человека выражать свои мысли и чувства в слове. 2) Совокупность словесных произведений (текстов) русской речевой культуры. Культура – это все ценное, что необходимо хранить и творчески развивать. 3) Искусство слова, словесное творчество. 4) Наука о Слове, или совокупность «словесных наук», аналог филологии.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/27/pr...

Но охота пуще неволи. Отнюдь не все захотели следовать бескрылым научным правилам, особенно бесчисленные самодеятельные поэты-собиратели. Знаменитый журнал «Киевская старина» будет изобличать лженародные песни и прочие «поэтические» народные творения вплоть до конца 19 века. Причем в выдумщиках окажется даже Пантелеимон Кулиш. Но, как бы то ни было, в первой трети 19 столетия фольклор начали собирать и в Малороссии. В 1819 году князь Николай Цертелев (1790-1869) издал в Петербурге «Опыт собрания старинных малороссийских песен», став основателем «украинской фольклористики». Это восемь дум, записанных им на родной Полтавщине. Другой полтавчанин Михаил Максимович (1804-1873) выпустил в 1827 году в Москве второй сборник – «Малороссийские песни, изданныя М. Максимовичем». Третий сборник («Малороссийские и червонорусские народные думы и песни») напечатал в 1836 в Петербурге березанец Платон Лукашевич (1809-1887), который, впрочем, заявил, что «записал последнюю думу». К первым собирателям относят и академика И. Срезневского (1812-1880), выпускавшего в 1833-1838 годах во время работы в Харькове альманах «Запорожская старина» с этнографическими текстами. Цертелев, Максимович и Срезневский были энтузиастами, а затем «действительными членами» знаменитого московского «Общества любителей российской словесности». Оно было основано в 1811 году при Императорском Московском университете, объединяло известных литераторов и ученых, стоящих на позициях самобытности России, ее народа, языка, культуры и противостоящих «западникам» и их иноплеменным влияниям. Первые пятнадцать лет его возглавлял ректор университета черниговчанин проф. А. Прокопович-Антонский, под его руководством было осуществлено издание первых 26 томов «Трудов» общества по русской словесности – языку, литературе, устному народному творчеству. В том числе опубликованный в 1823 году «полнейший» и «исправнейший» словарь малороссийского языка (в переводе на русский) на 1173 слова – «Собрание слов малороссийского наречия» И. Войцеховича (1801-1825). В последующем самыми крупными проектами общества стали издания 4-томного «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля и 10-томного «Песни, собранные П.В. Кириевским». Цертелев подарит Обществу свои первые две книги, а Максимович одно время даже будет его секретарем.

http://radonezh.ru/2021/11/12/za-chto-pr...

Вопрошание Кириково. Особая редакция//Гайденко П. И. История Русской церкви и церковно-государственных отношений в Киевской Руси: (обзор письменных источников)/П. И. Гайденко, Т. Ю. Фомина. М.: Университет. кн., 2009. С. 187–188. [Вопрошание Кириково]//Герберштейн Сигизмунд Записки о Московии/Сигизмунд Герберштейн. М.: МГУ, 1988. С. 96–99. Извлечение из Особой редакции в изложении Герберштейна. [Вопрошание Кириково]//Макарий (Булгаков) История Русской церкви/митрополит Макарий (Булгаков) . М., 1995. Кн. 2. С. 389–395. Пересказ пунктов «Вопрошания» с разбивкой разделов по тематическому принципу. Е[вгений] (Болховитинов) Сведение о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту Епископу Новгородскому/Митрополит Евгений (Е. А. Болховитинов)//Труды и записки общества истории и древностей российских. М., 1828. Ч. 4, кн. С. 122–129. Первая публикация полного текста «Учения о числах» по Румянцевскому списку. [Древнерусский текст и перевод «Учения о числах» по Погодинскому списку]/пер. Р. А. Симонова//Громов М. Н. Идейные течения древнерусской мысли/М. Н. Громов, В. В. Мильков. СПб., 2001. С. 400–410. Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII века/К. Ф. Калайдович. М., 1821. С. 6, 173–203. Текст «Вопрошания Кирика» и заключительная часть «Учения о числах» по рукописи, ныне хранящейся в РНБ, собр. Погодина, 76. К[алайдович] К. [Ф]. Прибавление к статье «О времени перевода нашей Библии »/К. Ф. Калайдович//Труды Общества любителей российской словесности. М., 1823. Ч. 3. С. 170–171. Сообщается об «Учении» Кирика Новгородца по списку конца XV в.; приводится часть текста из заключительных слов этого списка. Особая редакция «Вопрошания Кирика»/ Смирнов С. [И]. Древнерусский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины: [тексты и заметки]/проф. С. [И]. Смирнов. М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1914. С. 1–27. Параллели к «Вопрошанию»// Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины/ С.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

2459 Пропущена ссылка: «См. «Труды Общества любителей российской словесности», 1819 г. Речь на торжественном публичном заседании Мерзлякова». Алексей Федорович Мерзляков (1778–1830) – поэт, литературный критик, переводчик, профессор Московского университета. Упомянута его «Речь о начале, ходе и успехах Словесности», опубликованная в ч. XIII «Трудов ОЛРС» за 1819 г. 2461 Далее выпущено: «Нельзя не скорбеть душой при мысли, какова была та духовно-нравственная атмосфера, в которой приходилось распускаться и творить нашим поэтическим дарованиям. Стоит только заглянуть в новейшие биографические труды и исследования о детстве и молодости Пушкина...» 2466 Речь идет о младшем сыне Гилярова, 17-летнем Алексее, стихи которого втайне от него Гиляров переслал Аксакову для рецензии в своем письме от 31 января 1874 г. (РНБ. Ф. 847. 359. Л. 5–8). Гиляров с увлечением писал: «У меня оказалось в доме замечательное поэтическое дарование. Его стихи переписываются; к нему пишут незнакомые с просьбою сообщить стихотворения; некоторые с доставлением ему своих стихов на рецензию; журнал («Отеч зап ») просит его стихов для печати. Я узнал это позднее других, и когда узнал, порадовался, подивился и увидел в этом перст. Явление – общественное» (Там же. Л. 5–5 об.). 2474 Приведем первое четверостишье: «Пусть апрель распускается дольше, –/Нам отраднее первой весной!/Не расти, моя девочка, больше, –/Ты чаруешь незрелой красой» (РНБ. Ф. 847. 359. Л. 6). Всего в стихотворении 16 строк. 2475 В ответном письме Аксакову от 7 февраля 1874 г. Гиляров писал, что он сам говорил сыну, «что, конечно, лучше, если бы он взял кого-нибудь, а не Гейне, что эти Liebchen’ы препротивны и проч., и проч.» (РО. 1896. Т. 42. Дек. С. 1001). 2476 Приведем первую (из шести) строфу стихотворения «Из Катулла (гимн)»: «Мы хранимы Дианою,/Девы, юноши чистые,/Будем петь, непорочные,/Громким хором Диану!» (РНБ. Ф. 847. 359. Л. 6 об.). 2478 Первые четыре строки (из 13-ти) стихотворения «Из Анакреона»: «Посмотри, весна вернулась,/И Хариты сыплют розы./Посмотри: морские волны/В тишине спокойно дремлют» (Там же. Л. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

8 июня. 156 C. 12 : Болгарская роза на севере: (Оконч.). III/Начинающий. ((Ф)); С. 2 : Москва, 7 июня: (Впечатления от Пушкинского праздника: «и публика, и представители всех направлений словесности слились на сей раз действительно в одном идеале, чистом и бессмертном»)/(Г.-П.); Пушкинский праздник в Обществе любителей российской словесности/+ (Ф. А. Гиляров); Из письма Царскосельского лицеиста; Перед памятником А. С. Пушкина (6 июня 1880 г.): (Стихотв.)/А. К.; Первый Пушкинский вечер. Программа Пушкинского вечера (8 июня в Благор. собрании). (ЗиИ); С. 23 : По поводу Пушкинского праздника. (ПП); С. 3 : Петербург: (Пушкинский праздник); Из Брянска. 25 мая: Пожарный сезон. Покушение на поджог. Карты. Труппа. Ненамеренное убийство/(В. Николаев?); Из города Суджи, Курской губ. 1 июня: Два-три слова о положении корреспондента вообще. Казарменное помещение местной уездной команды; Из Царицына. 1 июня: Засуха. Недостаток хлеба. Саранча. Заживо сгоревшая старуха. (ВИ); С. 4 : Пушкин и его жена (Н. Н. Гончарова): (О семейном быте поэта из газ. «Неделя»). (РИ). 9 июня. 157 С. 1 : Подробности о городском обеде: (Републ. из газ. «МВед» речей И. С. Аксакова и М. Н. Каткова). ((Ф)); С. 2 : Москва, 8 июня: (О речи Ф. М. Достоевского в ОЛРС: «Это была молния, прорезавшая небо»)/(Г.-П.); (Поздравительные адреса, прочитанные на заседании Общества); С. 23 : Петербург: (Пушкинский праздник: (6 июня на Пушкинском обеде Е. А. Погожев, внук лубоч. писателя А. А. Орлова, прочел неизв. письмо Пушкина к деду от 9 янв. 1832 г.)); Одесса: (Пушкинский праздник); Тифлис: (Памяти А. С. Пушкина). (ВИ); С. 3 : Из Одессы. 2 июня: Два слова об упраздненных комиссиях. Перевод всех дел комиссии в Петербург и новая комиссия Е. П. Старицкого; Из Саратова. 1 июня: История земской железной дороги. (ВИ); С. 4 : Место дуэли А. С. Пушкина: (По заметке книгопродавца Я. А. Исакова в газ. «Голос»). Н. В. Гоголь о Пушкине. К пребыванию А. С. Пушкина в Одессе: (Из газ. «Одес. вестн.»). Костюм и палка А. С. Пушкина. Сердечные увлечения А. С. Пушкина: (Мар. Ив. Родеус как прототип стихотв. «Гречанке»; по газ. «Одес. вестн.»). Юбилей Яна Длугоша: (Из газ. «СПбВед»). (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Прадедушка влюбился в какую-то 40-летнюю вдову и хотел жениться на ней. Внучата его испугались и уговорили его оставить это намерение. От прадедушки обращусь к батюшке. По возвращении в Москву, он на пожарище своего дома выстроил погреб и конюшню, потом, вместо двух флигелей, порядочный домик с мезонином. Это стоило ему многих трудов и забот; стараясь купить лес на строение подешевле, он в грязь и слякоть сам ходил в лесной ряд и на рынок, хлопотал на стройке; тут он простудился, чахотка закралась ему в грудь, он часто кашлял и видимо таял. Я при нем был уже магистром, в университете преподавал лекции о Латинском языке, в Воспитательном доме уроки о Русской словесности, занимался переводами с Французского и Немецкого языков; Обществом Любителей Российской Словесности, под председательством А. А. Прокоповича-Антонского, принят был соревнователем. В Антонском я нашел себе покровителя, который поощрял меня упражняться в литературе. Опыты моих трудов читаны были в публичных собраниях общества. Но батюшке было год от году хуже, болезнь развивалась; уже он не мог вставать с постели, в которой однакож читал и подписывал казенные бумаги, присылаемые из университета. Лечил его доктор Ромодановский, который, все на веселе, шутил его болезнию; но я, видя, что дело идет не на шутку, пригласил доктора Ф. А. Гильдебранта, который советовал мне приготовлять себя к потере отца, а его к смерти. Не могу представить себе, как мне и матушке было тяжко; я даже приходил в отчаяние; но батюшка был спокоен, позвал к себе гробовщиков и сам с ними торговался, записывая на листе бумаги все, что нужно для своих похорон. «Мне нет нужды, хотя бы меня в рогожке бросили в навоз; но что скажут о жене и сыне, если они меня похоронят кое как», молвил он гробовщикам. У него сделалось предсмертное икание, его душила клейкая мокрота. Отдав матушке бумажник с небольшою суммою денег, приготовленною на похороны, рано утром велел мне подать себе часы, посмотрев на них, пальцем указал на 6 час: то был час его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

24 дек. 355 С. 1 : Рождественские подарки в Лондонском почтамте: Из рассказов А. Форбс: (С англ.)/В. Р. ((Ф)); С. 2 : Москва, 23 декабря: («Несоответствие закона»: запрет на березовые ветви в Семик вопреки нар. традиции и разрешение елок на Рождество в угоду барской прихоти)/(Г.-П.); О рождественской елке/Бухв; Выборы в Общество любителей российской словесности/+ (Ф. А. Гиляров); Письмо к основателям противоеврейского кружка/М. Зский; С. 23 : Из Вязников, Владимирской губ. 12 дек.: Богомания. Бракоразводный вопрос. Народные бедствия. Кража в почтовой конторе. Пожар на фабрике; С. 3 : Из Самары. 14 дек.: Земское собрание. Доклад комиссии о продовольствии; Из Одессы. 16 дек.: Землетрясение. Мыши на полях. 2 студенческих вечера. Выборы в университет. Диспут. Музыкомания. «Общество любителей музыки». Дело в окружном суде; Из Ялты. 2 дек.: Конец сезона. Перемена погоды и дороговизна жизненных условий. Разница положений при этих условиях русского и жида. Жидовская предусмотрительность. Размер виноградных плантаций, зараженных филлоксерой, и меры, принимаемые для ее уничтожения. (ВИ). 25 дек. 356 С. 12 : Крестница герцогини: Роман Мерувеля. XXXIVXXXVIII/О. Ш. ((Ф)); С. 2 : Москва, 24 декабря: (Из истории построения храма Христа Спасителя в Москве)/+ (Ф. А. Гиляров); Религиозное движение среди старообрядцев/Диакон М. Пятикрестовский; М. В. Ломоносов. О Малороссии и малороссах. (ПЧ); С. 3 : Из Симбирска. 16 дек.: Панихида о Карамзине. Празднование юбилея принца (П. Г.) Ольденбурского. Недоумение; Из Дерпта: (Письмо третье). 8 дек.: Студенческие дуэли. (ВИ). 28 дек. 357 С. 12 : На праздниках. IIII/Ава. ((Ф)); С. 23 : Москва, 27 декабря: (Еще о деле крестьян, попавших в кабалу к гр. А. А. Бобринскому – в связи с защитой последнего кн. Д. Д. Оболенским в газ. «МВед»; уп. М. Е. Салтыков-Щедрин как бытописатель пореформ. дворянства)/+ (Ф. А. Гиляров); С. 3 : Прием и браковка в Московском городском по воинской повинности присутствии/П. Шрр; Новый настоятель Сербского подворья (архим. Никифор (Дучич)). Пианистка г-жа Коппе-Шпиндлер. (ЗиИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Tom Burke of Ours (1843) — 323 «Russia and Englan» — «Russia and Englan from 1876 to 1880» (London, 1880) — книга О. А. Новиковой — 272 Музеи, выставки, библиотеки Выставка картин П. П. Верещагина — 197, 205 Залы в Академии художеств — 102, 162 Залы русской и французской живописи в Зимнем дворце — 126 Мозаичное заведение Академии художеств — 101 Музей Общества поощрения художников — 143 Парижская выставка — 102, 155 Портреты дома Романовых в Зимнем дворце — 126 Публичная библиотека — Императорская публичная библиотека — 183 Обеды Завтрак в Зимнем дворце по случаю водоосвящения — 127 Завтрак в доме графа С. Д. Шереметева — 144, 229 Обед у великой княгини Екатерины Михайловны — 119 Обед у Московского митрополита Макария — 276 Обед у Петербургского митрополита Исидора — 164 Обед в Благородном собрании в юбилей Пушкина — 293 Трапеза в Александро–Невской лавре— 115, 200, 234 Общества Американское Библейское общество (основано в 1817 г.) — 212 Археологическое общество — Императорское русское археологическое общество (основано в 1846 г.) — 132 Общество взаимного вспомоществования русских художников (1871–1918) — 108 Общество вспоможения бедным студентам — Общество вспомоществования студентам (основано в 1873 г.) — 190 Общество естествознания — Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (основано в 1863 г.) — 159 Общество любителей Российской словесности (основано в 1811 г.) — 294 Общество поощрения художников (1820–1882) — 143 Периодические издания «Варшавский дневник» (1864–1915) — ежедневная газета, издавалась в Варшаве — 277 «Голос» (1863–1884, 1906, 1915–1916) — петербургская политическая и литературная ежедневная газета — 160, 175, 176, 183, 213, 232, 236 «Древняя и новая Россия» (1875–1881) — петербургский иллюстрированный ежемесячный исторический сборник — 82, 103, 106, 122, 136, 220, 327 «Журнал Министерства Народного просвещения» (1803–1917), издавался в Москве — 168 «Московские ведомости» (1756–1916) — газета; с 1859 г. выходила ежедневно — 232, 242, 254, 268, 269, 272, 294 «Нива» (1870–1918) — петербургский еженедельный журнал для семейного чтения — 321 «Новое время» (1868–1916) — петербургская политическая и литературная ежедневная газета — 132, 153, 164, 166, 169, 173, 241 «Полицейские московские ведомости» — «Ведомости московской городской полиции» (1848–1905) — ежедневная газета — 274 «Правительственный вестник» (1869–1916) — петербургская ежедневная газета — 166 «Православное обозрение» (1860–1891) — московский журнал — 218, 272 «Рассвет» (1879–1884) — еженедельная петербургская газета, орган русских евреев — 155 «Русский вестник» — московский журнал; в 1856–1887 гт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Еще в 1818 г. последний стал писать о Словаре Евгения «журнальную статью». Благодаря за это, Евгений писал ему 18 окт. того же года: «Чур яснее писать и без дальных похвал. Прилагаю идею на сию статью. Прочее прибавляйте, что хотите. В моей идее исторической, естьли не признаете педантства ученого, то помести те оную, а естьли и вам покажется она педантскою, то оставьте и пишите сами, что хотите». 21 окт. снова писал: «Я, пославши вам свою идею, думал, что вы и меня станете бранить за ученую выкличку; а сами вы еще ученее написали: и так оба мы не годимся в прокламаторы книг. Возвращаю вам ваш лист. Советую отдать и мой и свой Гречу, знающему лучше нас журнальный язык. Пусть он выберет, что сам сочтет приличнейшим; а тогда и мы увидим, что он лучше нас напишет. Знания и вкус не всегда бывают вместе». H. И. Греч, получивши «листы», может быть только на основании их, а может быть и независимо от них, поместил в своем журнале (1818 г. ч. XLVI) следующую заметку о Словаре нашего ученого иерарха: «Спешим обрадовать всех любителей отечественной истории и словесности известием о выходе в свет сей преполезной книги, трудов преосвященного Евгения, архиепископа псковского и курляндского. Начало сего исторического словаря помещено было в периодическом издании: «Друг Просвещения» 1804–1806 годов; там исчислены были писатели светские и духовные живые и умершие. Впоследствии почтенный автор разделил сие творение на две разные части: словарь писателей светских подарил для издания в свет московскому Обществу истории и Древностей российских, а второе отделение, – о писателях духовного чина решился издать сам, исключив из оного известия об авторах, еще в живых находящихся. Ныне сие издание отпечаталось и вышло в свет. Предоставляя подробный разбор оного сведущим в сей части словесности, скажем вкратце о его содержании. В нем помещены сведения о всех известных доныне российских писателях духовного чина: сочинитель вкратце описывает их жизнь, служение церкви и отечеству, занятия литературные и исчисляет дошедшие до нас труды их, показывая при напечатанных город и время издания, а при тех которые существуют еще только в рукописях, место их хранения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Русское богатство: Ежемесячный литерат., научный и политический журнал. – СПб., 1879–1918. Русск. слово – Русское слово: Литературно-политический журнал. – СПб., 1859–1866. Санкт- Петерб. ведомости – Санкт-Петербургские ведомости. – СПб., 1789; 1801–1856. Санкт- Петерб. Меркурий – Санкт-Петербургский Меркурий: Ежемесячное издание 1793 г. Сб. ОРЯС АН – Сборник ОРЯС имп. АН. Т. 1–101. – СПб., 1867–1928. Свисток – Свисток: Собрание литературных, журнальных и др. заметок [прилож. к ”Современнику“]. –СПб., 1859–1863. Сев. цветы – Северные цветы на 1825–1932 гг., собранные бароном Дельвигом, изданные И. Слениным. – СПб., 1824–1831. Сев. вестник – Северный вестник. – СПб., 1804–1805. Современник – Сын Отечества – Сын Отечества. Журнал истории, политики, словесности, наук и художеств. – СПб., 1812–1852. Телескоп – Телескоп: Журнал современного просвещения, издаваемый Н. Надеждиным. – М., 1831–1836. Тр. диалектологич. комиссии – Труды комиссии по диалектологии русск. языка. Вып. 1–12. –Л., 1908–1931. Тр. и летописи о-ва ист. и древн. – Труды и летописи общества истории и древностей российских при Моск. ун-те. Ч. 1–8. – М., 1815–1837. Тр. Ист-археогр. ин-та – Труды историко-археографического института АН СССР. Т. 1–18. – М.; Л., 1930–1940. Тр. ком. по древнерус. лит. – Труды комиссии по древнерусской литературе. Т. 1. – Л., 1932. Тр. о-ва люб. росс. словесн. – Труды Общества любителей российской словесности при Моск. ун-те. Ч. 1–20. – М., 1812–1821. [ч. 20. Летописи о-ва, год 5]. Тр. отд. др.-русск. лит-ры АН – Труды отдела древнерусской литературы Института русской лит-ры АН. Т. 1 – . –Л., 1934. – . [Издание продолжается]. Чт. Моск. о-ва ист. и древн. – Чтения Московского общества истории и древностей российских при Моск. ун-те. – М., 1846–1918. Фил. зап. – Филологические записки: Изд. А. Хованским. – Воронеж, 1860–1917. Энц. слав. фил. – Энциклопедия славянской филологии. Вып. 1–12. – СПб., 1908–1929. Эпоха – Эпоха: Журнал литературный и политический, издаваемый семейством М. Достоевского. – СПб., 1864–1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010