Традиционная русская школа — неотъемлемая часть российской цивилизации, основным формирующим началом которой исторически является духовно-нравственный критерий, духовно-нравственный базис. Как Предстоятель Церкви не могу не отметить, что наша цивилизация во многом выросла из христианского понимания сущности бытия, из православной веры, воспитывающей ту красоту народной души, которая запечатлена в русской литературе и искусстве. Воспитание любви к добродетельной жизни с самого раннего детства полагалось в основу педагогики. Удивительно — добродетельная жизнь как непременное условие формирования личности! Согласие духовных принципов воспитания в семье и школе являлось залогом успешного нравственного воспитания подрастающего поколения, и не было никакого противопоставления — чему учили в школе, тому учили и дома. Отечественное образование предполагало развитие, как говорили в старину, «разума и способностей души» при помощи, с одной стороны, точных наук, особе выделяя математику, а с другой — русского языка, классической литературы, истории, древних и новых языков, Закона Божиего. Все это формировало здоровое национальное самосознание, высокий уровень нравственности и, как результат, верность своей Родине. Подобные объединения существовали в России и раньше. Как я уже сегодня говорил, в 1811 году в России было образовано Общество любителей российской словесности, поставившее целью «способствовать успехам отечественной словесности как главному средству к распространению просвещения». На заседаниях Общества представляли свои первые опыты Ф.И. Тютчев и А.И. Полежаев. Один из учредителей Общества Василий Львович Пушкин читал на заседаниях стихи своего племянника Александра. Усилиями Общества, объединившего ученых и литераторов, государственных и общественных деятелей, за 119 лет его существования были опубликованы тысячи выдающихся произведений русских литературных критиков и языковедов, отечественное филологическое образование стало одним из самых успешных в мире, а глубокое изучение лучших произведений русской литературы прочно вошло в школьное образование. Вот замечательный пример общественной инициативы и развития школы как государственной институции. Именно благодаря этому, несмотря на все испытания и перемены, постигшие российское общество в советский период, удалось сохранить и развить высочайшую культуру и не утратить преемство с тысячелетней национальной традицией.

http://patriarchia.ru/db/text/4394841.ht...

9 марта 1800 года пострижен в монашество  в Александро-Невской Лавре  с наречением имени Евгений. 11 марта 1800  года возведён в сан архимандрита  Троицкого Зеленецкого монастыря  Санкт-Петербургской епархии. С августа 1800  и весь 1801  год исполнял чреду священнослужения в Петербурге  и был членом Санкт-Петербургского комитета благодетельного общества. 27 января 1802  года переведен в Сергиеву пустынь . 17 января 1804  года хиротонисан во епископа  Старорусского . В 1805  году избран почетным членом Московского университета; в 1806  г. - действительным членом Российской академии. С 24 января 1808  года - епископ Вологодский . В этом же году избран членом Санкт-Петербургского медико-хирургической академии. В 1810  году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в1811  г. - почетным членом и соревнователем Санкт-Петербургской беседы русского языка. С 19 июля 1813  года - епископ Калужский  и с этого года - почетный член общества истории и древностей при Московском университете. С 1814  года - член Санкт-Петербургской духовной академии ; с 1815  г. - московского общества врачебных и физических наук. 7 февраля 1816  года возведен в сан архиепископа  и назначен на Псковскую кафедру . Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете. С 1817  года - член Харьковского и Казанского университетов; в 1818  г. - член комиссии составления законов. С 24 января 1822  года - архиепископ Киевский . 16 марта того же года возведен в сан митрополита  Киевского и Галицкого, назначен членом Св. Синода  и избран членом Виленского университета. С 1823  г. - член Киевской духовной академии ; с 1826  г. - почетный член Академии наук. С 1827  г. - доктор философии Дерптского университета. С 1829  г. - член Санкт-Петербургского университета. В 1834  г. избран членом королевского копенгагенского общества северных антиквариев. С 1835  года - корреспондент статистического отделения совета Министерства внутренних дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

При подготовке магистерской диссертации К. работал в основных архивохранилищах, содержащих славяно-русские списки житий святых: в б-ках Синодальной, Румянцевского музея, Имп. Публичной (гл. обр. с рукописями собрания М. П. Погодина). Он также получил доступ к богатым рукописным коллекциям Е. В. Барсова, Н. С. Тихонравова, А. С. Уварова и В. М. Ундольского. Кроме того, К. работал в б-ке Казанской ДА, в к-рой в те годы находилось собрание рукописей Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря . К. неоднократно ездил и в Троицкую лавру, изучал троицкие и волоколамские рукописи в б-ке МДА. В 1879 г., после смерти Соловьёва, К. занял кафедру рус. истории Московского ун-та, на которой преподавал в должности сначала доцента, а затем - профессора (с 1882 экстраординарного, с 1885 ординарного). В ун-те К. читал общий курс рус. истории, а также специальные курсы. В 1887-1889 гг. К. занимал должность декана историко-филологического фак-та, в 1889-1890 гг.- помощника ректора. В 1871 г. К. был избран приват-доцентом МДА. В 1872 г. К. стал доцентом, в 1879 г.- профессором, в 1882 г.- ординарным профессором, в 1897 г.- заслуженным профессором кафедры рус. гражданской истории академии, в к-рой он читал курс рус. гражданской истории. В 1906 г. К. покинул МДА; в том же году был избран почетным членом МДА (утвержден в 1907). В Александровском военном училище К. читал лекции по политической истории, всеобщей и русской (1867-1883). Кроме того, К. преподавал историю на Высших жен. курсах в Москве (1872-1888) и в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1898-1910). В 1893-1895 гг. К. читал курс «Новейшая история Западной Европы в связи с историей России» вел. кн. Георгию Александровичу. Свидетельством признания заслуг историка является избрание его членом Общества истории и древностей российских (1872; в 1893-1905 К. являлся его председателем), Московского археологического об-ва (1882), Об-ва любителей российской словесности (1874; с 1909 почетный член), Московского литературно-художественного кружка (1910). В 1889 г. К. был избран членом-корреспондентом Имп. АН по разряду истории и древностей российских, в 1900 г. утвержден сверхштатным ординарным академиком, в 1908 г.- почетным членом академии по разряду изящной словесности.

http://pravenc.ru/text/1841540.html

Синоде). 4) «Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания ап. Павла к Ефесеям». Москва, 1873 г. (За это сочинение автор был удостоен, после публичного диспута, степени доктора богословия). 5) «История Московской Духовной Академии до ее преобразования», Москва, 1879 г. (Удостоена Академией Наук Уваровской премии в 500 р. и автору объявлена Высочайшая благодарность). – С. К. Смирнов состоял с 1874 г. членом-корреспондентом Академии Наук по отделению русского языка и словесности; еще в 1851 году он избран был действительным членом Общества Истории и Древностей Российских при Имп. Московском университете, а в 1879 г. – непременным членом Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии при том же университете. Кроме того, он состоял почетным членом Общества Любителей Духовного Просвещения (1879), а также двух Духовных Академий: Московской (1886 г.) и Петербургской (1888 г.). Как видим, ученая деятельность С. К. далеко выходила за рамки простого «прохождения службы»: его знали, как ученого, не только духовно-академические круги, но и большинство тогдашних светских ученых, не только историков или словесников, но даже антропологов и натуралистов. В этом обстоятельстве всего более убеждает переписка С. К., указывающая на весьма широкий круг его личного или литературного знакомства 948 . Из печатаемых ниже писем мы увидим не раз, что такие крупные ученые, как академики Бычков, Сухомлинов, Тихонравов, Буслаев, Погодин и другие обращались за справками и советом к С. К. по вопросам отечественной истории и словесности и часто получали подробные разъяснения от него, как, напр., приводимая для образца справка на запрос проф. Погодина о представителях рода Титовых. Из этих фактов и тона всех писем ученых, печатаемых ниже, мы видим, насколько Московская Духовная Академия в то время была в курсе обще-культурной и научной жизни страны: она стоит наряду с другими учебно-учеными учреждениями и обществами, поддерживает с ними самую оживленную связь и вносит свою долю участия в общее дело разработки научной нивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За весомый вклад в дело народного просвещения Александра Николаевна была удостоена звания почетного члена Общества любителей российской словесности. Кроме литературной деятельности, Бахметева заявила себя и как деятельный член отдела по распространению духовно-нравственных книг Общества любителей духовного просвещения. Писательница прожила долгую жизнь. Она скончалась 31 мая 1901 года. Отпевал ее ректор Московской духовной семинарии архимандрит (в будущем - митрополит) Трифон Туркестанов, известный, в частности, как автор написанного позднее акафиста «Слава Богу за всё». Книга, которую мы представляем читателю, была впервые опубликована в 1863 году под названием «Рассказы из истории христианской Церкви». К концу жизни писательницы она была переиздана семь раз. В предисловии автор пишет: «История Церкви ясно говорит нам о силе и благости Бога. Мы видим труды и страдания верных служителей Господних; видим Церковь сначала малочисленную, окруженную сильными и многочисленными врагами. Власти и силы восстают на нее, всеми средствами стараются погубить ее: то они употребляют против нее насилие и гонение, то стараются ложными толкованиями помрачить чистоту ее учения. Но всё тщетно: Церковь, одушевленная Духом Божиим, хранимая Богом, не может ни погибнуть, ни заблудиться. Все усилия врагов ее обращаются в ее же пользу и под руководством Господним служат лишь к славе и возвеличению ее. Доселе Церковь Кафолическая или Вселенская, Православная, Апостольская хранит ненарушимо всё, что заповедал Господь ученикам Своим и что впоследствии внушил им Дух Святой. Вера Христова проникла в отдаленные страны. Как дерево могучее, выросшее из малого зерна горчичного, Церковь осенила ветвями своими мир земной, даруя верующим силу, отраду, утешение, жизнь духовную со всеми ее благами». Книга охватывает период с I по XI век. Повествование начинается от сошествия Святого Духа на апостолов. В первой части описаны события до IV столетия, во второй - до 1054 года - даты, которую принято считать годом разрыва между Западной и Восточной Церквями, хотя Бахметева показывает, что эта дата условна и что реально разрыв произошел ранее. Вместе с автором читатель отправится во времена первых мучеников-христиан, времена жесточайших гонений; во времена первых ересей и противостояния им со стороны Церкви. Автор повествует о значении Вселенских Соборов, о формировании обрядов и обычаев христианства. Одна из заключительных глав посвящена монашеству на Западе и Востоке и состоянию просвещения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

По поручению Русского географического общества Аксаков описал украинские ярмарки и был удостоен Демидовской премии. Во время Крымской войны Аксаков записался в московское ополчение, но в боевых действиях принять участия не успел. В 1856 был членом комиссии, расследовавшей злоупотребления в снабжении продовольствием войск в Крыму. В 1857 путешествовал по Европе, где познакомился с Герценом, и в течение пяти лет был одним из его тайных корреспондентов. С 1859 года и до самой своей смерти он издавал целый ряд славянофильских газет и журналов: " Парус " , " Пароход " , " Русская Беседа " , " День " , " Москва " , " Русь " . В конце 1860-х Аксаков женился на фрейлине А. Ф. Тютчевой. В 1869 он стал одним из основателей Московского купеческого общества взаимного кредита, а в 1874 возглавил его. Безупречная репутация Аксакова вместе с его организаторскими способностями привели к процветанию этого банка. В 1872 - 1874 Аксаков - председатель Общества любителей российской словесности. Звездный час настал для Аксакова в период войны за освобождение балканских славян. Турецкие зверства над единоверцами Балкан всколыхнули русское общество. В движении солидарности с болгарами и сербами огромную роль сыграли Славянские комитеты и лично Аксаков. Эти годы принесли Аксакову ораторскую славу и всемирную известность. Его кандидатуру даже выдвинули на болгарский престол. За речь, произнесенную в Славянском Комитете во время Берлинского конгресса, порицавшую царских дипломатов за уступчивость, Аксаков был выслан из Москвы в провел несколько месяцев в селе Варварино Владимирской губернии. В 1882 министр внутренних дел Н. П. Игнатьев под влиянием Аксакова попытался созвать Земский собор, приурочив его к коронации Александра III. Однако проект Игнатьева был отклонен советником нового императора К. П. Победоносцевым. Умер Иван Аксаков 27 января 1886 года. Похоронили его под Москвой территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при небывалом стечении народа. Многие читатели Ивана Аксакова отмечают непреходящую актуальность его мыслей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

12 августа 1812 года Федор принял монашество с именем Феофан. 1 августа 1813 года он возведен в сан архимандрита Новгородского Сковородского Михайлова монастыря; в 1814 году становится ректором Ярославской духовной семинарии 8 и настоятелем Ростовского Борисо-Глебского монастыря, в 1816-м – настоятелем Домницкого Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии, в январе 1817-го – профессором Черниговской духовной семинарии, 30 июля 1817 года переводится в Казань наместником Спасо-Преображенского монастыря, а 3 сентября того же года назначается ректором и профессором Казанской духовной академии. В 1818 году Казанскую духовную академию преобразовали в семинарию, преподавательский состав существенно обновился. Архимандрит Феофан остался ректором. Естественно, на его плечи легла основная тяжесть трудов по проведению необходимых реформ. Треть своего ректорского жалованья он отдавал на нужды воспитанников, за собственный счет переоборудовал под общежитие флигель в Спасском монастыре, а в 1829 году основал Комитет для призрения бедных учеников семинарии и подведомственных ей училищ. В то же время архимандрит Феофан проявил себя талантливым педагогом. Его Записки по умозрительному богословию (как тогда было принято, на латинском языке) получили самую высокую оценку современников. По отзыву одного из них, в Записках... видны опытность сочинителя, ясность, доказательность и чистота богословского духа. 14 декабря 1819 года архимандрит Феофан по совместительству занял должность профессора Казанского университета, где начал преподавать академический курс богословия [догматического и нравственного] 9 по своим Запискам..., переведенным им на русский язык, и церковную историю. В этой должности он пробыл до [марта] 1823 года 10 , являясь кроме того членом Российского Библейского общества, Общества любителей русской словесности; на протяжении многих лет состоял членом Казанской Духовной Консистории [а также благочинным монастырей (с 7 января 1826-го по декабрь 1838 года) и церквей Казани и ее округи (с 1827 года). В 1827 году ревизовал духовные правления Симбирска и Сызрани].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

11: 22; Евр. 12: 1–29) и заботясь о нем как о сыне, чтобы человек не погиб и не подпал под суд вместе с погибающим в растлении, не верующим в своего Создателя миром (1 Кор. 11: 32). Святой апостол Павел, объясняя наши временные страдания здесь, на земле, пишет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12: 7–11). В другом месте читаем: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11: 31–32), ибо Бог посылает наказание, «чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12: 10). И воля Божия о нас, по словам апостола Павла, освящение наше, «чтобы мы воздерживались от блуда; чтобы каждый из нас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4: 3–5). Отвечая Пушкину, митрополит Филарет имел в виду, конечно же, эти строки Священного Писания, говоря о таинственной силе Божией, пресекающей греховный путь грешника и привлекающей его к участию в святости Бога. Что А. С. Пушкин в своей юности правильно понимал и чувствовал богообщение, митрополит, как тонкий психолог и педагог, мог заметить во время посещений лицея. У самого Пушкина в стихотворении «Безверие» (1817) читаем о том, что к неверующему в Бога «не простирается из-за пределов мира… мощная рука… с дарами мира», причем мира духовного (согласно старой орфографии, это слово – мир – и написано через и-восьмеричное). Как просвещенный человек и поэт, владыка Филарет, конечно, знал это стихотворение лицеиста, тем более, что оно было опубликовано В. Л. Пушкиным в «Трудах Общества любителей российской словесности Московского университета» (1818, ч. XII). В этом стихотворении есть и такие строки, обращенные к праведникам, считающим «мрачное безверие пороком»: Смирите гордости жестокой исступленье: Имеет он права на наше снисхожденье, На слезы жалости; внемлите брата стон, Несчастный он злодей, собою страждет он.

http://pravoslavie.ru/526.html

В январе 1801 года он был определен в Первый кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Корпус находился в бывшем дворце Меньшикова на Васильевском острове, прямо напротив Сенатской площади…Стоит познакомиться с жизнеописанием Рылеева, написанным известным советским литератором Виктором Афанасьевым, автором жизнеописаний и Василия Жуковского, и Михаила Лермонтова. Его книга, вышедшая в серии ЖЗЛ в1982 году, хоть и отдает, естественно, дань идеологическому надзору, написана живо и интересно. В ней рассказано и о первом поэтическом произведении Кондратия Рылеева — это была шуточная поэма «Кулакиада», написанная на смерть кадетского повара Кулакова. Кадеты подсунули поэму рассеянному эконому вместо одного из ежедневных докладов директору, тот подал листки… и мрачного, замкнутого директора рассмешил до слез. В тот же вечер Кондратий (ему было тогда 16 лет) ходил к эконому каяться. Примечательны строки поэмы: «Я не пиит, я только воин,/В устах моих нескладен стих». Товарищи, однако, очень ценили стихи Рылеева. Но более всего они уважали его за благородный и самоотверженный характер. В корпусе были приняты очень суровые телесные наказания. Попадало и Рылееву, переносившему боль стоически. Не раз он брал на себя вину товарищей. Незадолго до выпуска его не только строго наказали, но даже хотели исключить (слишком проступок был велик), как вдруг случайно обнаружилось, что виноват не Рылеев. В феврале 1814 года Кондратий был выпущен артиллерийским офицером и успел принять участие в войне с Наполеоном. В 1815 году Рылеев был в Париже, где одна гадалка предсказала ему, что он умрет не своей смертью и с ужасом отказалась сообщить подробности. Литератор и декабрист По возвращении в Россию Рылеев недолгое время продолжал служить в армии.В 1818 году он вышел в отставку; в 1820 году, по взаимной страстной любви, женился на Наталье Михайловне Тевяшевой. После женитьбы Рылеев переехал в Петербург, сблизился с литературными кружками столицы, примкнул к Вольному обществу любителей российской словесности и к масонской ложе «Пламенеющая звезда».

http://pravoslavie.ru/43472.html

Гениальный памятник по проекту скульптора А.Опекушина был установлен в начале старинного Тверского бульвара, против Страстного монастыря, чьи колокола, по преданию, первыми зазвонили после ухода Наполеона. Легенда гласит, что когда на Страстную площадь везли пьедестал для памятника, на Тверской им встретилась бедная похоронная процессия с гробом Анны Петровны Керн, которой Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». И будто бы лошади, тащившие пьедестал, почтительно остановились, уступая дорогу возлюбленной поэта. Считается, что образ Пушкина Опекушину навеяли строфы «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Этот памятник остался единственным наследием скульптора. Другие его московские творения — памятник Александру II в Кремле и памятник Александру III на площади храма Христа Спасителя — постигла печальная участь. Памятник открылся 6 (18) июня 1880 года. Символично, что именно на этих торжествах Достоевский выступил со своей великой речью о Пушкине, ставшей декларацией национальной идеи православной России. Тогда же, на заседании Общества любителей российской словесности литератор А. А. Потехин предложил начать сбор средств на памятник Гоголю — «да будет Москва пантеоном русской литературы».... До открытия памятника Гоголю, ставшего «преемником» Пушкина, было еще далеко. За то время в Москве успел появиться уникальный памятник героям русско-турецкой войны 1877-1878 годов, освободившим Болгарию, в образе мемориальной часовни Александра Невского на Моисеевской площади близ Манежа, сооруженной по проекту Д.Н. Чичагова в 1883 году. А спустя четыре года точно такой же памятник Гренадерам, павшим под Плевной, по проекту В.О. Шервуда (архитектора здания Исторического музея) был установлен у Ильинских ворот — к 10-летнему юбилею этого сражения. Православное и национальное сочетались здесь в одном образе: памятники были выполнены «на грани» храма и монумента, долженствуя, как говорилось в задачах конкурса, «выражать цель, за которую пали в бою русские воины». Иногда считается, что такая форма монумента была связана с его посвящением: традиция памятника-часовни существовала в Болгарии.

http://pravoslavie.ru/314.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010