исследователи относят время жизни прп. Симеона, основателя последнего, к XIII-XIV вв.). Время и обстоятельства основания Кутлумушского мон-ря остаются под вопросом (кон. XI или 1-я пол. XII в.). Мн. мон-ри, существовавшие на А. в X-XI вв., позднее исчезли. В то же время появлялись новые обители: прп. Григория (ок. 1347), Пантократор (ок. 1363), прп. Дионисия (ок. 1370). В 1541/42 г. скит Ставроникита (с XI в.) был преобразован в мон-рь. Мон-рь Ксиропотам Типикон Иоанна Цимисхия закрепил превращение А. из прибежища отшельников и малых групп анахоретов в центр общежительного монашества. Составитель типикона стремился защитить интересы анахоретов и в то же время создать условия для развития киновий. Был определен новый порядок проведения собраний: вместо трех раз монахи собирались лишь раз в году - на Успение. Ограничивалось и число участников этих собраний: прот мог привести с собой 3 иноков, Афанасий - 2, Павел Ксиропотамский - 1, остальные настоятели анахоретских групп и отшельники были обязаны приходить без сопровождающих. Все возникавшие споры и разногласия, даже внутри одного мон-ря, игумены должны были выносить на суд прота. Тот в свою очередь не мог принимать решения без одобрения всех игуменов афонских мон-рей. Избрание прота должно происходить «по прежнему обычаю» (каким именно образом, типикон не сообщает). Группы анахоретов (келлиоты) и отшельники получали те же права, что и игумены крупных мон-рей. Все 3 группы (игумены, духовные наставники групп анахоретов и отшельники) могли принимать участие в собраниях и влиять на решения, касавшиеся всего А. Монахи, пришедшие из др. мест, согласно типикону, не могли селиться на А. без предварительного разрешения прота. Те, кто хотели принять постриг на А., должны были найти здесь себе духовного наставника и затем в течение года быть у него послушниками. Монахам и отшельникам запрещалось крестить детей или вступать в побратимство с мирянами и гостить у мирян, покидая свои мон-ри; запрещалось торговать с мирянами лесом и вином, перепродавать свои участки земли. Категорически запрещалось постригать на А. в монахи безбородых юношей и евнухов. Эконом Протата должен был разбирать все споры на территории Кареи и изгонять виновников раздоров. Если возникали недоразумения на остальной территории А., он должен был провести расследование при участии неск. игуменов. Распределением ежегодных пожертвований из имп. казны ведал эконом, к-рый должен был отчитываться перед собранием. Жителям соседних областей разрешалось пригонять скот на А. только в случае нападения врагов. Типикон Иоанна Цимисхия не определяет экономических основ существования мон-рей; отсутствует в нем и обычный для того времени призыв к монахам жить в бедности. Мон-рям было предоставлено право получать неограниченные пожертвования, приобретать земли как на А., так и вне его. Под документом стоит 56 подписей (47 из них принадлежат игуменам афонских мон-рей, но почти никто из них не указал название своей обители).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Печерского мон-ря Поликарп получил титул архимандрита (упом. в летописи с этим титулом в 1171). Его преемник также имел этот титул. Об авторитете, к-рый приобрело монашество уже во 2-й пол. XI в., свидетельствует участие игуменов (или «всех игуменов») киевских мон-рей в публичных акциях (встречах князей, княжеских похоронах, княжеских съездах, хлопотах об освобождении пленников и т. д.). Кроме того, игумены неоднократно выступали гарантами межкняжеских соглашений. XII век был временем расцвета древнерус. монашества, мон-ри основывались во всех крупных городах Руси. Известно более 50 мон-рей, созданных в XII - нач. XIII в. (до монг. нашествия), даты основания еще 42 предположительно относятся к домонг. периоду ( Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 669-675), 16 из общего количества обителей было создано в Новгороде ( Бобров. 2001. С. 9-10). Если исходить из даты 1-го упоминания мон-ря в письменных источниках, то древнейшей можно считать обитель, основанную прп. Антонием Римлянином (именование «Римлянин» появляется в источниках не ранее XVI в.). Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь впервые упоминается в летописи в 1117 г., когда здесь поставили 1-й каменный храм. Упоминание под 1127 г. «трапезницы» в монастыре позволяет полагать, что обитель была основана сразу (или почти сразу) как общежительная, наподобие Киево-Печерского мон-ря ( Бобров. 2001. С. 12). Сохранившаяся духовная грамота прп. Антония содержит одно из первых в истории русской аскетической лит-ры выступлений против поставления игумена князем или епископом «по мзде», «по насилию». Одним из древнейших новгородских мон-рей был Юрьев. Основание его в предании приписывается кн. Ярославу Мудрому, но самое раннее сохранившееся известие относится к 1119 г., когда игум. Кириак и кн. Всеволод (Гавриил) Мстиславич построили каменную ц. во имя св. вмч. Георгия. В XII-XIII вв. в летописях встречается применительно к игуменам Юрьевского мон-ря титул «новгородский архимандрит», т. е. начальник или главный по отношению к др. новгородским настоятелям, а в 1299 г. была учреждена новгородская архимандрития как одна из высших форм в системе республиканского управления в Новгороде, или, по выражению В. Л. Янина, как «категория новгородских магистратов (наряду с такими общеизвестными магистратами, как посадники и тысяцкие)». Отмечены 3 ее особенности: выборность на вече, ограниченность срока архимандритства, сохранение сана игумена того мон-ря, который ранее возглавлял избранный в архимандриты, и одновременно приобретение сана игумена Юрьева мон-ря, т. е. не игуменство в Юрьевом мон-ре давало право на обладание титулом «новгородский архимандрит», но избрание в архимандриты делало его юрьевским игуменом ( Янин. 1977. С. 141-148).

http://pravenc.ru/text/монашество.html

После учиненной проверки подписей выяснилось, что 15 из 18 подписантов не были главами мон-рей, а жили при к.-л. μεμριον, т. е. при городском храме или часовне, построенных в память того или иного святого (Ibid. Vol. 1(2). P. 114-115). Такие «приходские» (их называли μεμρηται или μεμοροφλακες), а иногда «бродячие» монахи, пришедшие в столицу из др. областей империи, были довольно многочисленны в К-поле. Они не составляли общежития, жили, как правило, небольшими группами или поодиночке под рук. к.-л. аввы либо вовсе без духовного окормления. Именно таким мелким группам Каллиник противопоставляет крупные общежительные обители во главе с «архимандритами». Типичным примером подобной обители может служить мон-рь в Руфинианах (также назывался мон-рем св. Ипатия), который располагался к юго-востоку от Халкидона, в местности, получившей название по имени ктитора, префекта претория Руфина, к-рый сначала заселил мон-рь егип. монахами. После убийства Руфина в 395 г. монахи вернулись в Египет, и мон-рь на неск. лет опустел. Ок. 400 г. здесь поселился выходец из Сирии прп. Ипатий († 446) с 2 учениками, который пользовался большим уважением при дворе имп. Феодосия II. В мон-ре в Руфинианах нашли убежище т. н. Длинные братья, монахи Исидор и Аммоний, изгнанные из Египта за оригенистские взгляды еп. Феофилом Александрийским. Здесь же останавливался прп. Савва Освященный во время путешествия в К-поль. Под актами К-польского Собора 536 г. стоят подписи уже 75 настоятелей мон-рей (ACO. T. 3. P. 33-36, 44-50, 142-145). Большинство монастырей, фигурирующих в списке подписей 448 г., продолжали играть активную роль в религ. спорах VI в. Они по-прежнему назывались, как правило, по имени основателя, однако упоминаются около мон-рей, названных по имени небесного покровителя мон-ря: Богородицы, арх. Михаила, апостолов или мучеников. Один мон-рь, св. ап. Филиппа, связан с βρεφοτροφεον, т. е. домом для новорожденных подкидышей. Мон-ри по-прежнему располагались за пределами исторического центра города.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

В 1942-1944 гг. на территории ботанического сада К. И. м. принадлежал скит в честь иконы Божией Матери «Знамение», настоятельницей к-рого являлась мон. Мамелфа (Енакоева). В 1944 г., перед закрытием, в скиту проживало 39 монахинь и послушниц, многие из них исполняли послушание «садовниц» в ботаническом саду (ЦДАГОУ. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1. Л. 158-159). Арх.: ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 752. Д. 729; Оп. 761. Д. 181; Оп. 781. Д. 20; Ф. 922. Оп. 1. Д. 18, 41; ЦДАВО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 2706; Ф. Р-5. Оп. 3. Д. 1065; Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1; Ф. 4752. Оп. 6. Д. 241. Лит.: Григорович Н. И. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по Духовному ведомству: (1769-1869). СПб., 1869. С. 178; Петров Н. И. Киев, его святыни и памятники. СПб., 1896; Строитель Киево-Свято-Троицкого общежительного мон-ря в Бозе почивший о. архим. Иона (в схиме Петр). Од., 1902; Ковалинський В. Св.-Троïцький мон-р: [Icmopiя мон-ря]//Ahдpiïbcьkuй yзbiз. К., 1992. 8. С. 7; он же (Ковалинский В.). Меценаты Киева. К., 1998. С. 98-112; Архим. Иона, основатель и настоятель киевского Св.-Троицкого общежительного мон-ря: Житие, подвиги и чудеса. М., 1995; Дятлов В. Святой Троицы Ионинский// Он же. Мон-ри УПЦ: Справ.-путев. К., 1997. С. 26-29; Рилкова Л., Трегубова Т. Св.-Троïцький (Iohibcьkuй) мон-р//Зbiд пам " яток icmopiï та культури Украïни. Киïв: Енцикл. видання. К., 2004. Кн. 1. Ч. 2. С. 1150-1160; Сказания о прп. старце Ионе, киевском чудотворце. К., 2005, 2011; Киевский Св.-Троицкий Ионинский мон-рь. Севастополь, 2008; Житие прп. Ионы, Киевского чудотворца. К., 2009. В. Г. Пидгайко 1991-2013 гг. В 1991 г. на бывш. территории К. И. м. возобновились богослужения: община во главе с игум. Агапитом (Бевциком), первоначально зарегистрированная по адресу частной квартиры на ул. Киквидзе (как скит Киево-Печерской лавры), молилась перед закрытой Троицкой ц. На постройки обители необоснованно претендовала греко-католич. община Киева, которая в 1991-1992 гг. также совершала богослужения перед храмом. 25 нояб. 1992 г. игум. Агапиту удалось добиться разрешения на совершение богослужений в храме; в тот же день была отслужена 1-я литургия. В сер. 90-х гг. XX в. на территорию обители претендовала зарегистрированная в 1992 г. Киевским горисполкомом по адресу резиденции бывш. Киевского митр. Филарета (см. Денисенко М. А.) община «Ионинского мужского монастыря УПЦ-КП», которую возглавил «архимандрит» Изяслав (Ю. А. Карга). Однако благодаря совместным усилиям братии и прихожан обитель удалось сохранить в ведении канонической Церкви.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

В период христологических споров V-VI вв. уже не существовало единого егип. М. Различные группы монахов в зависимости от их богословской позиции поддерживали того или иного епископа и стремились оказывать влияние как на иерархию, так и на мирян, в т. ч. гос. чиновников, провоцируя конфликты и расколы внутри христиан Египта. Если в период становления М. большое значение имели харизматические качества и личный авторитет известных подвижников, то с сер. V в. монахи все чаще начинают опираться на авторитет церковных иерархов или мирян. Отшельничество в этот период переживает кризис. Самой распространенной формой егип. М. стало общежитие с его четкой институализацией, значительно увеличилось число монахов в священном сане. Типичным явлением стали монахи-епископы, жившие в общежительном монастыре и управлявшие из него церковной жизнью епархии ( Rapp. 2005; Sterk. 2004). Монастырь, т. о., превратился в центр литургической жизни христ. общины региона, его часто посещали миряне, искавшие духовного руководства. Монахами-епископами были мн. патриархи Александрии, а также ряд известных копт. писателей VI-VII вв.: Константин , еп. Сиута; Руф , еп. Шотепский; Писентий , еп. Кебтский, и др. В IV-VIII вв. на всей территории Египта были распространены мон-ри, населенные монахами, к-рые придерживались т. н. мелитианского раскола , т. е. возводили свою церковную структуру к Мелетию, еп. Ликопольскому, к-рый отделился от Александрийского архиеп. Петра I († 311). Одна из апофтегм упоминает о присутствии мелитианских монахов в окрестностях Арисинои (Apophthegmata Patrum. Sisoes. 48//PG. 65. Col. 405). По внешнему виду и образу жизни монахов-мелитиан было трудно отличить от проч. иноков. Бохайрское Житие прп. Пахомия рассказывает о том, как в пахомианский мон-рь пришли монахи, сославшиеся на то, что принадлежат к ученикам прп. Антония, и только спустя длительное время после ряда изысканий выяснилось, что они мелитиане. К монахам Скита в В. Египте часто относились с подозрением, иногда путая их с мелитианами, потому что нек-рые скитские иноки, как и раскольники, были странствующими монахами, к тому же в самом Ските находились мон-ри мелитиан (S. Pachomii vita Bohairice scripta/Ed. L. T. Lefort. P., 1925. Vol. 1. P. 23-24). В последнее время некоторыми учеными выдвигалась гипотеза, согласно которой форма организации пахомианских и мелитианских мон-рей была очень схожей ( Goehring. 1993). Хозяйственные документы VI в. из Лаблы (возле Антинои) свидетельствуют о том, что по крайней мере некоторые «православные», т. е. немелитианские, монастыри допускали в свою общину мелитиан и сотрудничали с ними, так что мон-ри с их относительной автономией от иерархии в какой-то степени служили средой, в к-рой мелитианский раскол, уже давно лишенный епископского преемства, не рассматривался как опасный и смог просуществовать до VIII в. ( ajtar, Wipszycka. 1994). Анатолия (М. Азия)

http://pravenc.ru/text/монашество.html

В 1794 г. как заштатный был возобновлен тихвинский Антониев Дымский мон-рь. Управляя 2 епархиями, митр. Гавриил широко «заимствовал» оклады и должности настоятелей монастырей Новгородской епархии 2-го и 3-го класса для начальствующих лиц петербургских учреждений - Александро-Невской Главной семинарии (ректор и префект), Александро-Невского мон-ря (наместник и казначей) и для законоучителей светских учебных заведений. Один из наместников Александро-Невского мон-ря, о судьбе к-рого митрополит проявлял особую заботу,- архим. свт. Афанасий (Волховский ; впосл. епископ) - в 1785-1788 гг. числился даже настоятелем первоклассного Юрьева мон-ря. В 80-90-х гг. XVIII в. «иноепархиальные» (новгородские) архимандриты присутствовали и в С.-Петербургской духовной консистории (Афанасий (Волховский), Иннокентий (Дубровицкий), Антоний (Знаменский) ). Мон-рями, чьи номинальные настоятели находились в столице, управляли наместники из простых иеромонахов. Стремясь поднять благоустройство остальных муж. мон-рей, митр. Гавриил вводил в них общежитие и для этого вызывал опытных иноков, в т. ч. Феофана (Соколова) из Софрониевой пуст., Игнатия (Ушакова) из Николаевского Пешношского мон-ря, Маркеллина из Саровской пуст. Общежительные мон-ри строгим внутренним укладом привлекали как богомольцев-простолюдинов, так и богатых вкладчиков. Возведение в 1788 г. в сан архимандрита Игнатия (Ушакова), не имевшего богословского образования, создало важный прецедент - в предыдущие 20-25 лет в этот сан посвящали только ученых монахов ( Тихомиров. 1901. С. 44). Управляя тихвинским Большим Успенским мон-рем, архим. Игнатий привел его в столь образцовое состояние, что Синод 26 апр. 1795 г. поручил ему возобновление упраздненного в 1788 г. московского Симонова мон-ря, с предписанием, «чтобы в сем монастыре учреждено и всегда наблюдаемо было общежитие» (РГИА. Ф. 796. Оп. 67. Д. 150. Л. 4). На основании накопленного опыта митр. Гавриил составил в 1795 г. правила общежития из 20 пунктов (опубл.: Макарий (Миролюбов).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

время среди монастырей Греции выделяют неск. крупных обителей, получивших историческое название «лавра». Все они обычно основывались как мон-ри с общежительным уставом, поэтому наименование «лавра» в отношении этих мон-рей следует понимать как почетный титул, указывающий на многочисленность братии и в некоторых случаях предполагающий наличие зависимых скитов. Наиболее известной греч. Л. является Великая Л. прп. Афанасия Афонского, древнейший из существующих мон-рей на горе Афон, основанный в 963 г. Один из древнейших мон-рей Пелопоннеса Святая лавра , или Калавритская Л., была основана в 961 г. на горе Хелм близ г. Калаврита учеником прп. Афанасия Афонского мон. Евгением. В 1585 г. мон-рь был сожжен турками, в 1600 г. восстановлен и вновь сожжен в 1715 г. В Святой Л. 21 марта 1821 г. было провозглашено начало национально-освободительного восстания в Греции. В 1826 г. мон-рь был разрушен войском Ибрагим-паши. После возрождения независимой Греции в 1850 г. Л. была отстроена заново, но в 1943 г., в период нем. оккупации, вновь была сожжена. В совр. виде мон-рь восстановлен в 1950 г., находится в юрисдикции Элладской Православной Церкви. В Грузии Л. традиционно называются неск. крупных мон-рей. Термин «лавра» (груз. ), применяемый по отношению к груз. обителям, появился в источниках в X-XI вв. и не имеет к.-л. юридического значения, подчеркивающего особый статус мон-ря. В Грузии так именовались и небольшие монастыри, как правило, пещерного типа с полуотшельническим уставом, и крупные общежительные обители. Наибольшую известность получила основанная в сер. VI в. Л. прп. Давида Гареджийского в составе пещерного монастырского комплекса Гареджи . В ранний период существования обители жизнь в ней носила полуотшельнический характер и проходила по правилам, близким к уставу палестинских Л. Монастырь Шатберди, основанный в Тао-Кларджети (на территории совр. Турции) прп. Григорием Хандзтийским († 861), уже в сер. XI в. назывался Л. или Великой Л. (ПГП. Т. 2. С. 161). Монашеская жизнь в Шатберди была устроена на строгих правилах по образцу Устава Великой Л.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

До сер. XIV в. в монастырской практике преобладали, по-видимому, принципы особножительства (см. Особножительный монастырь ). Большинство мон-рей были городскими (или находящимися в непосредственной близости от городов) по местоположению и ктиторскими, преимущественно княжескими или боярскими, по типу основания и материального обеспечения. Мон-ри, предназначенные быть княжескими или боярскими родовыми усыпальницами, местом пребывания в старости, имели больше предпосылок для упрочения особножительства, возможность поступления в них была, надо полагать, ограниченной и обусловленной размером вклада. Со 2-й пол. XIV в. характер монастырской жизни существенно изменился. Во-первых, было создано значительное число новых монастырей, основанных на общежительных принципах; общежительство возобновлялось там, где оно было существенно нарушено (напр., в псковском Снетогорском мон-ре). Во-вторых, изменилось местоположение новых мон-рей, их естественно-географическая среда: стали преобладать пустыни, расположенные вдали от города, часто в лесистой или заболоченной труднодоступной местности. В-третьих, основателями новых мон-рей теперь гораздо чаще становились монахи-подвижники. Жизненный путь многих из них нередко сочетал пустынно-безмолвное отшельничество и пребывание в общежительном мон-ре, устроителями и духовными наставниками к-рого они становились, когда вокруг их уединенных келий собирались иноки, жаждавшие духовного подвига. По прошествии ряда лет настоятель мог снова удалиться в пустынь, и тогда возникал новый мон-рь. Мон-рь Св. Живоначальной Троицы (см. Троице-Сергиева лавра ) был основан в нач. 40-х гг. XIV в. Ростовский юноша Варфоломей (мирское имя прп. Сергия) после смерти родителей убедил старшего брата Стефана (см. Стефан , прп. Радонежский), принявшего ранее постриг в Хотьковском мон-ре, встать на путь пустынножительного отшельничества. Построенная ими ц. во имя Св. Троицы была освящена по указанию митр. Феогноста, после чего Стефан оставил своего брата и поселился в московском Богоявленском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

petieri - Ionas. Vita Columbani. II 1; см.: Dunn. 2008). Вскоре после смерти Атталы в Матисконе (ныне Макон) состоялся синод епископов Бургундии под рук. Третика, еп. Лугдунского. На синоде рассматривались обвинения, выдвинутые мон. Агрестием и его сторонниками против аббата Евстасия, к-рому пришлось отказаться от особой формы тонзуры и др. ирл. обычаев, введенных К. Мн. вопросы, связанные с духовным наследием К. и его влиянием на жизнь зап. монашества, остаются дискуссионными. Считается, что в Галлии под влиянием деятельности К. получили распространение общежительные мон-ри, как правило находившиеся в сельской местности; их насельники, жившие за счет собственного труда, занимались земледелием. В отличие от более ранних монашеских обителей, в основном сосредоточенных в Юж. Галлии, особенно в долине Роны, мон-ри традиции К. располагались гл. обр. в сев. части страны. Они строились при участии знати, пользовались покровительством франк. королей из династии Меровингов и нередко получали от них привилегии (о влиянии К. на франк. монашество см.: Columbanus. 1981). По свидетельству Ионы, в Луксовии принимали монашество представители знатных родов ( Ionas. Vita Columbani. I 10; см.: Fox. 2014. P. 50-135). Агиограф упоминал об аристократах Хагнерике и Аутарии, с которыми К. познакомился в Австразии. Бургундофара, дочь Хагнерика, стала монахиней и возглавила монастырь Эбориак (ныне Фармутье), основанный для нее св. Евстасием. Ее брат Хагноальд принял монашество в Луксовии и впосл. стал епископом Лавдуна (ныне Лан). Адон, сын Аутария и Эги, основал «двойной» Йотренский мон-рь (см. Жуар ), в к-ром аббатисой жен. общины стала св. Теодехильда, ранее жившая в Эбориаке. Др. сын Аутария, Дадон, более известный как Авдуин (Авдоен), построил мон-рь Ресбак (ныне Ребе) и впосл. занял епископскую кафедру в Ротомаге (ныне Руан). При поддержке еп. Авдуина св. Филиберт основал мон-рь Гемметик (см. Жюмьеж ), а св. Вандрегизил († 668) - мон-рь Фонтанелла (ныне Сен-Вандрий) (см.: Prinz. 1965. S.

http://pravenc.ru/text/Колумбан.html

Другой ученик прп. Евфимия, прп. Савва Освященный (439-532), каппадокиец по происхождению, внес большой вклад в дело распространения и организации М. в Палестине. Он и его ученики основали 13 мон-рей, 7 из к-рых были лаврами и 6 - общежитиями. Кроме того, прп. Савва духовно окормлял мн. мон-ри, основанные прежними поколениями палестинских иноков: бывшую лавру прп. Евфимия, преобразованную в киновию; общежитие прп. Феоктиста; Старую лавру ( Idem. Vita Sabae. 10, 36, 90) и др. Благодаря его деятельности численность палестинских монахов увеличилась с неск. сот в 1-й пол. V в. примерно до 3 тыс. в VI в. В мон-рях прп. Саввы модель отношений между лаврой и киновией отличалась от устава прп. Герасима. В его системе послушники не должны были смешиваться с «совершенными», т. е. монахами лавры, даже в дни совместной молитвы и трапезы по субботам и воскресеньям. Только пробыв длительное время в киновии, монах мог быть допущен в лавру, община которой должна жить изолированно от общежития и состоять только из духовно опытных монахов. Как и в уставе прп. Герасима, отшельники лавр прп. Саввы были полностью зависимы в экономическом отношении от общежитий. Мон-ри, управлявшиеся прп. Саввой, были объединены в конфедерацию и подчинялись Великой лавре (основана ок. 483 в долине Кедрона), к-рой управляли игумен и эконом, избиравшиеся на срок до 3 лет. Во главе подчиненных мон-рей стояли администраторы (διοικται), а не игумены. Прп. Савва Освященный был первым палестинским подвижником, к-рый сформулировал монастырский устав в письменном виде. Изначальный вариант этого устава (παραδσεις) не сохранился, но нек-рые его правила можно реконструировать из сочинений Кирилла Скифопольского и др. источников. В уставе было 2 набора правил, для лавриотов и для насельников общежительных мон-рей. Через нек-рое время после смерти прп. Саввы, когда Великая лавра была преобразована в киновию, на практике применялись только общежительные правила ( Patrich. Sabas. 1995. P. 255-275). В 508 г. в Иорданской пустыне (рядом с источником Хаджала, в 2,5 км на юг от Текоа) монахами, изгнанными прп. Саввой из Великой лавры, была основана т. н. Новая лавра. Спустя нек-рое время ее монахи подчинились прп. Савве и признали авторитет назначенного им игумена. В период с 521 по 555 г. мон-рь был центром монахов-оригенистов, после изгнания к-рых в Новую лавру переселились 120 правосл. монахов (в т. ч. Кирилл Скифопольский), духовное руководство к-рыми принял на себя прп. Иоанн Схоларий.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010