Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ († 15.04.1645, Переславль-Залесский), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Переславский, затворник, строитель переславль-залесского на Болоте во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . Сведения о святом сохранило местное предание, зафиксированное в нач. XIX в. Д. был армянином, до принятия монашества занимался торговлей. Однажды после усердной молитвы он увидел во сне свт. Николая, повелевшего восстановить Никольский монастырь, основанный не позднее 1377 г. прп. Димитрием Прилуцким и пришедший в запустение после разорения его польско-литов. отрядом в 1609 г. Видимо, вскоре Д. принял постриг и поселился в обители. 5 июля 1613 г. царь Михаил Феодорович назначил его строителем Никольского мон-ря (ААЭ. Т. 3. 9). На средства Д. в обители были сооружены деревянные церковь и ограда, преподобный способствовал введению общежительного устава, при Д. мон-рь приобрел земельные угодья и льготные грамоты. Перед кончиной Д., приняв схиму, подвизался в затворе, место его погребения неизвестно. Уже в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. Д. упоминается среди подвижников, к-рые «почитаеми от человек и благодать от Бога праведнаго ради своего жития восприяша, а дни в месяцех им неописаны», как «затворник... иж в Переславле Залеском на болоте в Николском монастыре» (РГБ. МДА. 210. Л. 330, 334 об.- 335). В Никольском мон-ре имелось изображение Д. как старца, молящегося в тяжелых веригах пред чудотворной иконой свт. Николая (хранившейся при Д. в обители); картина была утеряна, по-видимому перед преобразованием мон-ря в женский (ок. 1898). Канонизация Д. совершена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых (празд. установлено в 1964) и в Собор Владимирских святых (празд. установлено в 1982). После возобновления Никольского монастыря в дек. 1993 г. в обители восстановлено почитание Д. Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 199; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 167-168; Строев. Списки иерархов. Стб. 686; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 182-183; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 100; Делекторский Ф. , свящ. Николаевский жен. мон-рь в городе Переславле, Владимирской губ. М., 1904. С. 7-8; Мон-ри и храмы земли Ярославской. Ярославль; Рыбинск, 2000. Т. 2. С. 16.

http://pravenc.ru/text/178329.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ОЛЕГАРИЙ [Олегер] (ок. 1060 или 1069 - 1137), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 марта), еп. Барселоны (с 1116), архиеп. Таррагоны (с 1118) ОЛЕСНИЦКИЙ Аким (Иоаким) Алексеевич (1842 - 1907), правосл. богослов, библеист, д-р богословия, заслуженный ординарный проф. КДА, почетный член МДА, КДА, КазДА и СПбДА ОЛЕСНИЦКИЙ Маркеллин Алексеевич (1848 - 1905), профессор КДА, автор сочинений по нравственному богословию и педагогике ОЛИБА [Олива; лат. Oliba] (ок. 971 - 1046), аббат мон-рей Санта-Мария-де-Риполь и Сан-Микел-де-Куша (с 1008), епископ г. Вик (с 1017), деятель клюнийской реформы в Каталонии ОЛИМП горный массив на северо-западе М. Азии (ист. обл. Вифиния и частично Геллеспонт), крупнейший средневизант. центр развития монашества, который включал как горный район О., так и соседние мон-ри на азиат. берегу Мраморного м. и на сопредельных территориях: Атроа, Арганфоний, Дагута, Пандим ОЛИМПИОТИССЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ женский (ранее мужской) общежительный действующий мон-рь Элассонской митрополии Элладской Православной Церкви ОЛЬГИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., во имя вмц. Екатерины (в кон. XIX - XX в. освящен во имя равноап. Ольги) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ОНИСИМ (Пылаев Михаил Владимирович; 1876-1938), еп. Тульский, сщмч. (пам. 14 февр., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Тульских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе святых Удмуртской земли ) ОНИСИФОР (Девочка Михаил (Михно) Петрович; нач. 10-х гг. XVI в.- между 10 и 28 апр. 1592), митр. Киевский и Галицкий в 1579-1589 гг. ОНУФРИЙ (Березовский Орест Владимирович; род. 5.11.1944), митр. Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) ОНУФРИЙ (Парусов Андрей Федорович; 1816-1894), бывш. старообрядческий еп. Браиловский, в 1865 г. присоединился к Русской Церкви на началах единоверия ОНУФРИЙ ГАРЕДЖЕЛИ [Мачутадзе Отар] (сер. XVII в. - после 1729), архим., настоятель лавры Давидгареджи (12 марта 1690 - после 1729), известный груз. церковный деятель XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/rubrics/121236_187.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находился в Московском Кремле, на Вознесенской пл. у Спасских (Фроловских) ворот. До 1817 г. именовался Стародевичьим. История Прп. Евфросиния Московская на фоне Вознесенского мон-ря. Литография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Прп. Евфросиния Московская на фоне Вознесенского мон-ря. Литография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Согласно агиографической традиции, историки XIX в. полагали, что М. В. м. основан до 1407 г. вел. кнг. Московской св. Евдокией Димитриевной (в монашестве Евфросинией), вдовой вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича Донского. Главными источниками сведений о жизни вел. княгини являются завещание вел. кн. Димитрия и «Въмале сказание о блаженнеи великои княгини Евдокии, во инокинях Ефросинии, супружницы достохвалнаго великаго князя Димитрия Ивановича Донскаго», сохранившееся в составе «Книги степенной» царского родословия (кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.) (12-я степень, главы 14-20). Составитель «Въмале сказания...» использовал летописные известия и устные монастырские предания о вел. кнг. Евдокии. Считалось, что на месте М. В. м. прежде был дворец вел. кн. Димитрия Иоанновича, т. е. вел. княгиня пожертвовала под обитель собственную землю ( Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных Дворцовых приказов, 1584-1725 гг. М., 1877. Вып. 1. С. 55). Подчеркивалось, что основанный княгиней мон-рь «ныне есть Девический общежительный мон-рь» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 408, 410). Исследователи XX в. не имели единого мнения о времени возникновения М. В. м.: В. П. Выголов и Л. А. Беляев предполагали дату ок. 1407 г. ( Выголов. 1988. С. 43-44; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы (кон. XIII - нач. XV в.) по данным археологии. М., 1994. С. 195), В. А. Кучкин считал, что мон-рь основан до 1386 г., а вел. кнг. Евдокия Димитриевна «только превратила» мон-рь «в женский и заложила там каменный храм» ( Кучкин В. А. [Рец. на кн.:] Беляев Л. А. Древние мон-ри…//ВИ. 1996. 2. С. 163.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЕВ НЕРЕХТСКИЙ СЫПАНОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Костромской епархии Костромской митрополии), находится в с. Троица Нерехтского р-на Костромской обл. Первоначально мужской. Основан в 70-х гг. XIV в. прп. Пахомием Нерехтским в урочище Сыпаново у р. Гридевки (левый приток р. Солоницы), в 2 верстах к юго-востоку от г. Нерехты. Место, на к-ром возник мон-рь, в документах XVII в. именуется Сыпаново городище, что позволяет предположить существование здесь в прошлом небольшого укрепленного города. Археологические раскопки в Сыпанове не производились. В XV-XVIII вв. мон-рь относился к Нерехтской вол. Костромского у. Пахомиев Нерехтский мон-рь. Фотография. 2018 г. Пахомиев Нерехтский мон-рь. Фотография. 2018 г. Согласно Житию прп. Пахомия, первоначально он поставил бревенчатую келью, рядом с ней - небольшую часовню. Когда собралась монашеская община, преподобный с одним из иноков отправился в Москву к свт. Алексию за благословением на строительство храма во имя Св. Троицы. Святитель после беседы с прп. Пахомием выдал благословенную грамоту и антиминс на освящение церкви. Вскоре в обители были сооружены также кельи для братии, а за оградой - гостиница. Преподобный ввел в мон-ре общежительный устав. Незадолго до кончины он созвал насельников и предложил им избрать себе преемника. Игуменом по выбору братии стал старец Феодор. В XVI-XVII вв. основу ансамбля П. Н. м. составляли деревянные «клецки» - Свято-Троицкая (холодная) и Покровская (теплая) церкви. В Костромской писцовой книге 1629-1630 гг. упоминаются также «колокольница», «келья игуменская» и «келья братская» (Упраздненные мон-ри. 1909. С. 44-45). Мон-рь был небогат. Вероятно, уже в XV в. возле него возникла небольшая Сыпанова слобода, в к-рой в 1629-1630 гг. имелся «двор монастырской», 3 двора «детенышев», 4 бобыльских двора. В 1648 г. в слободе насчитывалось 15 бобыльских дворов и проживал 41 чел. В 1678 г. обители принадлежали 9 крестьянских дворов. Помимо слободы в кон. 20-х гг. XVII в. к мон-рю были приписаны 7 пустошей (Ярмикова, Кропивна, Крутой Враг, Розсохинец, Шитниково, Остафьево и Кривцова) и мельница на р. Солонице (Там же. С. 45).

http://pravenc.ru/text/2579826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОПТИН БОЛХОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ОПТИН БОЛХОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Орловской Болховской епархии Орловской митрополии), расположен в г. Болхове Орловской обл. Св. врата, ограда (реконструкция 10-х гг. XXI в.) и башни мон-ря. Фотография. 2018 г. Фото: М. А. Комова Св. врата, ограда (реконструкция 10-х гг. XXI в.) и башни мон-ря. Фотография. 2018 г. Фото: М. А. Комова История возникновения обители Достоверных сведений о времени основания обители не сохранилось. В поздних документах и исследованиях оно относится к периоду от нач. XV до 2-й пол. XVI в. Согласно местной легенде, О. Б. м. основал в XV в. раскаявшийся разбойник Опта (наряду с Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынью близ Козельска), позднее принявший монашество ( Конокотин. 1859. 40. С. 294; Пясецкий. 1871. С. 768; Он же. 1875. 14. С. 879, 882-883; Рустик. 1896. С. 30). Однако об Опте практически ничего не известно, а «по… смутному преданию нет… никакой возможности определить время «согрешений и покаяния» разбойника-отшельника» ( Рустик. 1896. С. 30). В ряде трудов XIX - нач. XX в. выдвигалась гипотеза об основании обители представителями рода Милославских в XV в. (Православные русские обители. С. 374). По всей видимости, эта гипотеза основывалась на тексте рукописи кон. XVIII в.: «Означенный монастырь построен из давних лет до Литовского разорения Высочайшим повелением Великих Государей Царей и Великих князей Российских, предков Ее Императорского Высочества для богомоления» ( Леонид (Кавелин). 1868. С. 15). Г. М. Пясецкий высказал предположение об основании О. Б. м. на рубеже XV и XVI вв. ( Пясецкий. 1875. 14. С. 886) и о важной роли в этом князей Хотетовских, центром родовых владений к-рых было Хотетово (ныне село близ Болхова). Имена князей Хотетовских известны среди ктиторов обители. По мнению некоторых исследователей, основание мон-ря не позднее нач. XVI в. подтверждало его название «оптин» (церковнослав. «обжие»), к-рое ученые выводят из слова «общий», связывая с традицией общежительного проживания мужской и женской иноческих общин в одном мон-ре (Православные русские обители. С. 374). Соборное определение 1503 г. запретило совместное проживание в одних обителях инокам и инокиням. Т. о., мон-ри с наименованием «оптин» (и Болховский, и Козельский) могли быть основаны до 1503 г. и сохранили в своем названии напоминание об изначальной форме проживания «оптом» ( Рустик. 1896. С. 31; Россиев. 1901. С. 372; оба автора датировали Собор 1504 г.).

http://pravenc.ru/text/2581449.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН Прп. Иларион Псковоезерский. Фрагмент нагробной иконы. Ок. 1887 г. (Покровская ц. в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) Прп. Иларион Псковоезерский. Фрагмент нагробной иконы. Ок. 1887 г. (Покровская ц. в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) († 28.03.1476), прп. (пам. 28 марта; 21 окт.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и в Соборе С.-Петербургских святых), Псковоезерский, Гдовский, ученик прп. Евфросина Псковского († 1481), основатель и 1-й игумен Покровского монастыря (ныне дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) на берегу р. Желча. Житие святого неизвестно. Самые древние письменные источники, где упоминается И.,- 3 редакции Жития прп. Евфросина Псковского: Житие, составленное в 1547 г. псковским свящ. Василием (Варлаамом) , а также анонимные Сокращенная редакция и «Житие и подвиги», протографы к-рых можно отнести к кон. XV - нач. XVI в. В Житии прп. Евфросина И. упоминается в перечне учеников преподобного, ставших основателями мон-рей на Псковской земле,- после преподобных Саввы Крыпецкого и Досифея Верхнеостровского: «...третьяго же ученика глаголю богодухновеннаго Ларивона, иже по Бозе житие живша с святым, и сему же въздвигшу честную обитель Покров Святей Богородици над Желчию рекою в пустыни, еже глаголется Озерский монастырь» ( Охотникова. 2007. С. 280, 164). Время ухода И. из основанного прп. Евфросином Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста монастыря не установлено. Согласно преданию, до поселения на р. Желче И. на нек-рое время останавливался при бьющем из пригорка ключе (впосл. на этом месте стоял деревянный сруб, источник сохр.), расположенном недалеко от совр. дер. Дряжно Плюсского р-на Псковской обл. Местность на р. Желче, выбранная И. для подвига пустынножительства, называлась Сосновый Бор. На старинном кладбище неподалеку от бывш. монастырской Покровской ц. сохранилась часть дерева, в дупле к-рого, согласно преданию, святой начинал отшельническую жизнь (над этим деревом восстановлена часовня). Основание Покровского мон-ря, как правило, датируется 1460 либо 1470 г. без ссылок на источники. Н. И. Серебрянский считал, что, хотя ученики прп. Евфросина устраивали мон-ри «на началах строго общежительных правил», в маленькой обители И. устав прп. Евфросина не мог найти полное применение. Согласно «Описанию о российских святых», И. преставился 28 марта 1476 (6984) г. Преподобный был погребен у сев. алтарных врат в построенном при его жизни Покровском храме. Память И. отмечена в Отенских святцах 1718 г., в «Алфавите российских чудотворцев» монаха-старообрядца Ионы Керженского (ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 675. Л. 324, 1807-1811 гг.).

http://pravenc.ru/text/389129.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ [румын. Gheorghe] (1730, близ Сэлиштя-Сибиулуй, Трансильвания - 3.12.1806, мон-рь Черника, Валахия), прп. (пам. 3 дек.), старец, настоятель мон-рей Черника и Кэлдэрушани в Валашском княжестве. Пострижен в монашество и рукоположен во диакона в Ватопедском мон-ре на Св. Горе Афон. Ученик прп. Паисия (Величковского) , в скиту св. Илии был рукоположен во иерея. Вместе со старцем Паисием перебрался в Молдову сначала в мон-рь Драгомирна, затем в Секу и в Нямецкий мон-ри. В 1781 г. митр. Унгро-Влахийский Григорий II поручил Г. управление заброшенным мон-рем Черника. С помощью господаря Николае Маврогени (1786-1790) и др. христиан Г. начал восстановление соборного храма и келий. Г. много времени уделял совершенствованию духовной жизни монашествующих. В мон-ре служба совершалась каждый день, насельники обители наряду с чтением Свящ. Писания, творений св. отцов Церкви и молитвенным деланием несли многочисленные послушания, занимались перепиской рукописей и физическим трудом. В 1794 г. Г. был также утвержден настоятелем мон-ря Кэлдэрушани, куда перевел часть монашествующих из Черники и где также ввел общежительный устав. Г. настоятельствовал в обоих мон-рях до кончины. Старец имел много учеников и последователей. Среди них - св. Каллиник Черницкий (настоятель мон-ря Черника в 1818-1850), протопсалт иером. Макарий и др. В 1785 г. Г. написал завещание-поучение, распространившееся во мн. копиях. Лит.: Casian Cernicanul, mon. Viaa, faptele i cuvintele stareului Gheorghe//Istoriile sfintelor mnstiri Cernica i Cldruani. Bucur., 1870. P. 1-84; Furtun D. Ucenicii stareului Paisie în mnstirile Cernica i Cldruani. Bucur., 1927; Atanasie Gladcovschi, arhim. Gheorghe arhimandritul, stareul mnstirii Cernica//Glasul Bisericii. 1956. N 12. P. 716-724; Suttner Er. Chr. Paisij Velicikovskiy im Spiegel des geistl. Testaments seines Schüllers Gheorghe de la Cernica//OS. 1973. Bd. 22. H. 2/3. S. 184-189; Ioanichie B lan, ierom. Pateric românesc. Bucur., 1980. P. 265-281; Chesarie (Gheorghescu), arhim. Cuviosul stare Gheorghe de la Cernica//Sfinii români i aprtori ai legii strmoeti. Bucur., 1987. P. 500-510. Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ВАСИЛИЙ Назарович Завгородний (1893-1937), свящ., сщмч. (пам 28 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.)

http://pravenc.ru/text/164189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОДРАТ КАРАКАЛЬСКИЙ [греч. Κοδρτος Καρακαλληνς] (в миру Кириак Вамвакас) (1859 - 31.01.1940), игум. мон-ря Каракал на Афоне, старец. Происходил из Вурлы в М. Азии. Его отец продавал древесину, среди покупателей были корабельщики, занимавшиеся поставками в афонские мон-ри. От них Кириак услышал рассказы о Св. Горе, и с детства у него возникла мечта посетить это место. В 1879 г. Кириак тайком оставил родительский дом и отправился на Афон. Сначала он поселился в Неа-Скити (Новом Скиту Рождества Пресв. Богородицы), а затем - в Каракале, где принял монашеский постриг с именем Кодрат в 1882 г. Он выполнял различные послушания, в т. ч. на монастырском подворье на п-ове Касандра, затем стал келарем и игуменом Каракала (с 1914). Уже заняв этот пост, он продолжал трудиться вместе с остальной братией (напр., участвовал в разгрузке пшеницы на пристани, засолке сардин и др.). К. К. отличался аскетизмом, в монастырской жизни обращал особое внимание на такие добродетели, как молчальничество, умеренность в пище, нестяжательство. Он следил за неукоснительным соблюдением правил общежительного мон-ря. При нем Каракал выделялся среди др. афонских мон-рей «по строгости и суровости уклада и вообще жизнью духовной» ( Херувим (Карамбелас). 2000. С. 489-490). Это вызвало недовольство некоторых иноков из старшей братии, и они объявили К. К. о лишении его игуменского сана. Тот беспрекословно подчинился и ушел жить в кафизму прор. Илии. Но через 2 месяца новый игумен упал с мула, получил тяжелые травмы и умер. После этого братия раскаялась и снова призвала К. К. на игуменство. У К. К. было редкое сочетание адм. и пастырских способностей, проявившихся как в управлении монастырем, так и в духовном руководстве монахами. Оберегая мон-рь, он умело поддерживал отношения и с тур. властями, и с франц. десантом, высадившимся на Афоне в ходе первой мировой войны. К. К. был известным духовным наставником и имел дар прозорливости, на исповедь к нему приходили насельники др. афонских мон-рей и миряне. На Афоне бытовала пословица: «Кто побывал на Святой Горе и не взошел на вершину Афона, и не видел отца Кодрата, тот ничего не видел» (Там же. С. 465). 1 янв. 1940 г. К. К. добровольно сложил с себя игуменские обязанности из-за болезни и старости. Лит.: Γαβριλ Διονυσιτης, ρχιμ. Λαυσαïκν το Αγου Ορους. Βλος, 1953, 20043. Σ. 199-201; Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон/Братство прп. Германа Аляскинского. Платина (Калифорния); М., 2000. С. 463-510; idem ( Χερουβεμ, ρχιμ. ). Κοδρτος Καρακαλληνς. Ωρωπς (Αττικς), 20089. (Σγχρονες Αγιορετικες μορφς; 8); Μωυσς Αγιορετης, μον. Μγα Γεροντικ ναρτων Αγιορειτν το Εκοστο ανος. Θεσσαλονκη, 2011. Τ. 1. Σ. 337-341. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841664.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [серб. Jobah] (Младенович; род. 11.09.1950, с. Добраче, близ г. Ариле), еп. Шумадийский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Родители И. были членами богомольческого движения свт. Николая (Велимировича) , имели 14 детей. И. окончил начальную школу в родном селе. В 11 лет стал послушником в мон-ре Клисура, а в дек. 1963 г. перешел в мон-рь Студеница и провел здесь 30 лет. С 1967 по 1969 г. обучался в монашеской школе в мон-ре Острог , после служил в Югославской армии. 24 апр. 1971 г. пострижен в монашество и на следующий день рукоположен во диакона. В том же году поступил в семинарию свт. Саввы в Белграде, которую с отличием окончил в 1974 г. 29 июля 1973 г. рукоположен во иерея. В 1976-1980 гг. учился на Белградском Богословском фак-те. Совмещал учебу с послушанием зам. настоятеля Студеницы, 25 июля 1980 г. был назначен настоятелем. Упорядочил внутреннюю жизнь мон-ря, стал инициатором проведения в нем богословских и научных симпозиумов, а в 1986 г. организовал торжества в честь 800-летия обители, собравшие более 100 тыс. участников. В 1983 г. возведен в сан синкелла, в 1986 г.- протосинкелла, в 1989 г.- архимандрита. 25 мая 1993 г. на Архиерейском Соборе СПЦ избран епископом Тетовским, викарием Патриарха Сербского; хиротонисан во епископа 25 июля 1993 г. в Студенице. На И. было возложено управление епархиями СПЦ на территории бывш. югославской Республики Македонии, но из-за сложной политической и религ. ситуации в стране он смог основать лишь 12 церковных общин и рукоположить 3 священников. В мае 1994 г. переведен в Западноамериканскую епархию и 18 сент. того же года взошел на кафедру. Основал в епархии 9 приходов, обновил и построил неск. храмов. Стараниями И. в США был издан «Пролог» свт. Николая (Велимировича) на англ. языке, началось вещание епархиального радио. 1 сент. 2002 г. возглавил кафедру Шумадийской епархии ; основал мон-ри Прерадовац, Петковицу, Пиносаву и др., ввел общежительный устав в Бошняне, Йошанице, Денковаце, Саринаце, Дивостине, обновил более 10 церквей, в т. ч. кафедральный собор в Крагуеваце, завершил строительство епархиальной резиденции и гуманитарного центра при семинарии. С 2002 по 2009 г. рукоположил ок. 70 диаконов и священников. Поддерживает в епархии книгоиздательство, выход периодических изданий и вещание радиостанции. Является автором неск. богословских статей в серб. церковной периодике. Представлял СПЦ на мн. мероприятиях за границей: на освящении храма Христа Спасителя (Москва, июль 2000), на консультациях в ООН и с международными орг-циями по определению статуса Косово и Метохии (США, Бельгия, Германия; весна 2006), на интронизации Иерусалимского Патриарха Феофила III (нояб. 2005) и др. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/469518.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНЦИЙ II (ок. 1760 - 17.06.1859, К-поль), патриарх К-польский (18 авг. 1834 - 26 сент. 1835). До 1819 г. состоял архидиаконом Кизического митр. Констанция, в сент. 1819 г. был избран епископом Кюстендилским, в июле 1827 г.- митрополитом Тырновским. В 1834 г. по решению Свящ. Синода он был лишен кафедры. Желая отомстить за свое смещение Констанцию I , К. начал интриговать против патриарха при султанском дворе вместе с бывш. валашским чиновником Панайотом (Панайотакисом) Ангелопулосом, в результате чего был возведен на Патриаршую кафедру. При нем был восстановлен упраздненный в 1657 г. обычай, согласно к-рому султан лично вручал новому патриарху берат и орден. Эта церемония повышала престиж патриарха в глазах османских чиновников. К. активно содействовал гражданским властям в выселении за пределы Османской империи священников, являвшихся подданными Греческого королевства. В 1835 г. он отправил на Афон в качестве экзарха Анкирского митр. Герасима для исследования политических настроений монахов ввиду уклонения нек-рых из них от верноподданства. Современники отзывались о нем как о необразованном и некомпетентном, а церковный историк М. Гедеон - как о патриархе, «не заслуживающем и речи» ( Γεδεν. Πνακες. Σ. 692). При К. Дриинопольская епископия была возведена в ранг митрополии (июль 1835). Он издал сигиллий о преобразовании мон-ря Ксиропотам на Афоне из идиоритмического в общежительный. К. предоставил ставропигиальный статус Большому Метеорскому мон-рю и мон-рям Св. Троицы «ту Спарму» близ Эласона, свт. Николая Чудотворца в Месемврийской епархии, Успенскому Карлуковскому к юго-западу от Плевена. Он отклонил ходатайство Иоанна и Георгия Манов из Бухареста о предоставлении им ктиторских прав на мон-ри Пресв. Богородицы на о-ве Халки и Преображения Господня на о-ве Проти. Правление К. вызвало всеобщее недовольство. Панайот Ангелопулос, получивший должность великого скевофилакса, вымогал деньги у мон-рей и унижал архиереев. Члены Свящ. Синода, кн. Стефан Вогоридис (Богориди) и вел. логофет Николай Аристархис заручились поддержкой нового министра иностранных дел Мехмета Акиф-паши и подали на К. жалобу султану. После отречения от престола К. проживал в к-польском предместье Мега-Ревма и скончался почти в 100-летнем возрасте. Лит.: Соколов И. И. История Правосл. Церкви в XIX в. Пг., 1901, М., 1998р. Кн. 1: Православный Восток. С. 73; он же. К-польская Церковь в XIX в. СПб., 1904. Т. 1. С. 231-233, 537-539; История Греческих Церквей в XIX в.//Κωνστντιος. Ο Β//ΘΗΕ. 1965. Τ. 8. Σ. 49; Τσιμνης Π. Απ ψηλ σκοπι: Ο Πατριρχαι Κωνσταντινουπλεως. Αθναι, 1984. Τ. 2. Σ. 155-158; Ο Πατριρχες το Γνους: Απ τν Αλωση τς Πλης ως σμερα. Βλος, 1995. Σ. 112. Л. А. Герд Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2057132.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010