Может показаться, что сведения о грамотности подвижников Н. в источниках разнятся и даже противоречат друг другу. По свидетельству Сократа Схоластика , прп. Памво был неграмотным, но тот факт, что он был священником, заставляет предполагать, что он обязательно умел читать. Кроме того, нельзя забывать, что сюжеты о старцах имели целью задать парадигму поведения для христианина, а не привести статистически выверенные данные. Так, 1-й и единственный урок чтения у прп. Памво начался с разбора стиха: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим» (Пс 38. 2). Когда наставник укорил святого за 6-месячный перерыв в занятиях, тот ответил, что еще не умеет исполнять псаломский стих на деле, и лишь через 19 лет признал, что едва этому научился ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23). Данный сюжет важен автору не для решения вопроса, научился ли Памво читать, а для иллюстрации бесплодности чтения Свящ. Писания без применения его в жизни. В то же время приведенный рассказ может служить свидетельством того, что заботу о грамотности насельников брали на себя не только общежительные мон-ри, а подобная практика существовала и в поселениях отшельнического типа, хотя общежительный монах вряд ли мог позволить себе игнорировать уроки даже из благочестивых побуждений. Выходцами из Н. были неск. епископов М. Гермополя. Драконтий (сер. IV в.) был настоятелем одного из мон-рей, хотя и неизвестно, какого. Вначале он, поскольку был возведен в сан епископа против воли, вернулся в мон-рь, отказавшись от хиротонии. Лишь послание свт. Афанасия Великого (353/4) убедило его принять на себя исполнение новых обязанностей ( Athanas. Alex. Ep. ad Dracont.). Его преемник, Исидор, тоже был известным нитрийским монахом. Именно он сопровождал прп. Меланию Старшую во время ее паломничества по Н. После смерти свт. Афанасия Великого (373) Исидор вместе с др. епископами был сослан в Диокесарию Палестинскую за противостояние арианину Лукию, захватившему при содействии имп. Валента Александрийскую кафедру. В ссылке их посетила прп. Мелания Старшая, знавшая мн. изгнанников благодаря своему путешествию по егип. мон-рям. Следующим епископом Даманхура стал Диоскор, старший из «Долгих братьев».

http://pravenc.ru/text/2577699.html

Николая Чудотворца (муж., основан в 1682); Введенский Новодевичий (основан во 2-й пол. XVII в.); Борщёвая Николаевская пуст. (основана ранее XVII в.), Предтечева Яменская пуст. (основана ранее XVII в.); Полпинская во имя Иоанна Предтечи пуст. (муж., в с. Полпине, в 9 км к востоку от Брянска при р. Снежети, основана в 1712); Воскресенский в Брянске (жен., основан в 1713); Радогощская Спасская пуст. (время основания неизвестно). В посаде Злынка (в наст. время город) в 1828 г. был закрыт единоверческий Троицкий муж. мон-рь (основан в 70-х гг. XIX в. как старообрядческий, в 1784 перешел в единоверие). В 20-х гг. XX в. были закрыты трубчевский Чолнский Спасский (на р. Десне, в 13 км от г. Трубчевска, муж., основан в XVI (?) в., закрыт в 1923), севский в честь Преображения Господня (муж., основан в 1618, с 1764 архиерейский дом, закрыт в 1921), Каменский Успенский (муж., основан в 1681, в 1786 преобразован в жен., закрыт в 1928), Белобережская брянская пустынь (в урочище Белые Берега на берегу р. Снежети, муж., основана в 1706, закрыта в 1920), климовский в честь Покрова Пресв. Богородицы (муж., основан в 1765 как старообрядческий, в 1847 перешел в единоверие, закрыт в 1923), Малиноостровский Рождество-Богородицкий (муж., основан в 1768 как старообрядческий, в 1842 перешел в единоверие, в 1865 преобразован в жен. общежительный, закрыт в 1926), Клетнянская Троицкая пуст. (основана в 1851, в 1918 преобразована в приход), Разрытовский Свято-Троицкий Покровский (жен., основан как община в 1900, в 1904 преобразован в мон-рь, закрыт в 1921) мон-ри. Решением Свящ. Синода от 29 мая 2013 г. из состава епархии выделена Клинцовская епархия . Брянская епархия включена в состав Брянской митрополии . Архиереи Еп. Амвросий (Смирнов; кон. 1920 (нач. 1921?) - 1923); еп. Агапит (Борзаковский; 25 мая 1924 - 4 июня 1930); еп. Матфей (Храмцев; 1930 - 7 апр. 1931); еп. Даниил (Троицкий; дек. 1931 - нач. 1934, с 7 янв. 1934 архиеп.); еп. Иоасаф (Шишковский-Дрылевский; 5 апр. 1934 - 15 дек. 1935, с 1935 архиеп.); еп.

http://pravenc.ru/text/153529.html

Влиятельная городская община сложилась в Б. в сер. XII в. и в 1206 г. получила офиц. признание англ. короля, к-рого представляли в городе назначаемые им сенешаль и коннетабль. В 1253/54 г. общинное самоуправление Б. было закреплено статутом; во главе города стояли мэр (лат. major) и коллегия из 50 присяжных (jurati), избиравшихся на год, к ним присоединялись 30 советников (consiliarii), не являвшихся постоянными членами городского управления, наконец, совет из 300 граждан, к-рый созывался довольно редко. В XIII в. фактическая власть была сосредоточена в руках знатнейших семейств Солер и Колом; их соперничество привело к тому, что король Англии дважды вынужден был назначать мэра (1261-1278, 1278-1291). С 1325 г. эта практика закрепляется, мн. мэры Б. последующего периода были англичанами. В 1137 г. франц. кор. Людовик VII был вынужден признать право местного духовенства избирать епископа Б. XII век был ознаменован деятельностью еп. Годфрида Бабьо. Стремясь повысить духовный уровень клира, он ввел для каноников соборного капитула общежительный устав блж. Августина. При нем в архиеп-стве Б. возникают мон-ри цистерцианцев: Нотр-Дам-де-Фез (1137), Нотр-Дам-де-Бонльё (1141). Появились также представители орденов тамплиеров и госпитальеров (1182). Архиеп. Вильгельм Аманьё (1207-1227) боролся с ересью альбигойцев . При еп. Жеро де Мальморе (1227-1261) имел место конфликт с архиепископами Буржа, претендовавшими на первенство во всей Аквитании; кафедре Б. удалось отстоять независимость. В XIII в. в Б. появляются представители новых монашеских орденов: францисканцы (1228), доминиканцы (1230), кармелиты (1264), августинцы (1287). Особое значение имели доминиканцы, пользовавшиеся покровительством гр. Симона де Монфора и Генриха IV Английского. В 1383 г. в Б. появились представители ордена картузианцев (по окончании Столетней войны, в 1460, они вернулись в Перигё). В кон. XIII в. церковные власти в Б. были вовлечены во внутреннюю борьбу в городской общине. Чтобы положить конец конфликтам, папа Бонифаций VIII назначил в 1299 г. епископом Б. Бертрана де Го (впосл. папа Римский Климент V ) и уравнял кафедру Б. с Буржем, утвердив за ней статус митрополии и право первенства в Зап. Аквитании. Архиеп-ству Б. были подчинены еп-ства Пуатье, Сент, Перигё, Ангулем и Ажен. Папа Иоанн XXII (1316-1334) присоединил к ним вновь созданные еп-ства Кондом, Люсон, Майзе (впосл. епископская кафедра была перенесена в Ла-Рошель) и Сарла. В период Авиньонского пленения пап кафедру Б. занимали приближенные папской курии, нек-рые из них ни разу не появились в своей епархии. Во время схизмы в католической Церкви Б. принял сторону папы Урбана VI (1378-1389). Архиеп. Петр Берлан, беатифицированный впосл. католич. Церковью, при поддержке папы Римского Евгения IV (1431-1447) основал в Б. ун-т (1441) и коллегию св. Рафаила для бедных студентов (1443). XVI-XX вв.

http://pravenc.ru/text/153113.html

Пресвитеры, к-рые раньше составляли нечто вроде коллегии или совета при епископе, теперь становятся настоятелями приходских общин, действуя не коллегиально, а единолично. Должность диакона все более приобретает богослужебный характер. Христианизация Римской империи сопровождалась расширением компетенции церковных должностных лиц. С IV в. значительную роль в жизни городов стали играть местные епископы, наделенные в соответствии с имп. законодательством нек-рыми судебными и адм. полномочиями для решения дел, касавшихся членов церковных общин, и поддержания городского благоустройства ( Rebillard, Sotinel. 1998). Епископам была передана часть судебных функций гос. судов (закон от 23 июня 318 г.- CTh. I 27. 1). Законом от 5 мая 333 г. (Const. Sirm. 1) епископ приравнивается к магистрату; в случае передачи дела по требованию хотя бы одной из сторон на суд епископа его решение исполнялось без апелляции . Эти законы заложили основу института episcopalis audientia (букв.- судебное слушание у епископа) - комплекса судебных полномочий епископа ( Caron. 1994). На рубеже III и IV вв. возникает монашество как организованная форма аскетической жизни. По мере развития общежительного монашества появляются должности руководителей монашеских общин (игуменов, архимандритов , на Западе - аббатов ). Остается не вполне ясным, в какой мере церковное законодательство (IV Всел. 4) наделяло епископа полномочиями по управлению мон-рями его епархии ( Bitterm ann. 1938), но на практике с V в. епископы ставят мон-ри под свой контроль. Активное церковное служение женщин в раннехрист. период привело к возникновению должности диакониссы - одной из древнейших Д. ц. (см. упоминания о ней: Const. Apost. VI 17; VIII 19, 28). Централизация церковной власти в IV-V вв., повышение роли епископов крупнейших городов Римской империи в решении вопросов общецерковного характера, возникновение нового церковного центра в К-поле привели к созданию должности патриарха , вызвали споры о примате . Д. ц. в Византии ( VI - XV вв.) и на Западе (до XI в.)

http://pravenc.ru/text/178774.html

Благодаря усилиям еп. Владимира (Соколовского-Автономова) стал общежительным далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , а Каслинская и Нижнетагильская (см. Нижнетагильский в честь иконы Божией Матери «Скорбящая» женский монастырь ) жен. общины были преобразованы в мон-ри. 12 сент. 1904 г. епархия торжественно отметила 2 юбилея: 300-летие основания верхотурского Николаевского мон-ря и 200-летие пребывания в обители мощей прав. Симеона Верхотурского. В воспоминание об этих событиях в монастыре был заложен каменный 3-престольный Крестовоздвиженский собор (построен в 1913). 1904 год отмечен 2-дневным пребыванием на Урале прав. Иоанна Кронштадтского. Еп. Митрофан (Афонский) возобновил пастырские собрания, открыл публичные богословские чтения и стал 1-м лектором. Архиерей много сил отдавал борьбе с пьянством, учредил большое количество об-в трезвости. В июле 1914 г. на Урале в сопровождении сестер Марфо-Мариинской общины побывала вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Количество храмов и монастырей, численность духовенства Собор во имя Св. Троицы в Екатеринбурге. 1818-1854 гг. Фотография. 2008 г. Собор во имя Св. Троицы в Екатеринбурге. 1818-1854 гг. Фотография. 2008 г. Ко времени образования Екатеринбургской епархии в ней имелось 408 приходов (374 православных и 34 единоверческих), 428 храмов (9 соборных, 375 приходских, 8 домовых и 36 приписных), 446 часовен. По уездам приходы распределялись следующим образом: в Екатеринбургском у.- 139 приходов, в Верхотурском у.- 65, в Ирбитском у.- 41, в Камышловском у.- 77, в Шадринском у.- 86 приходов. В епархии служили 1125 клириков: 13 протоиереев, 509 священников, 170 диаконов и 433 псаломщика. Действовали 4 мон-ря (2 муж., 2 жен.) и 3 жен. общины; в них жили 150 монашествующих (39 мужчин, 111 женщин) и 737 послушников (12 мужчин, 725 женщин). В 1899 г. в епархии насчитывалось 406 приходов (370 православных и 36 единоверческих), 497 храмов (9 соборных, 390 приходских, 6 ружных, 13 монастырских, 14 домовых, 22 кладбищенских и 43 приписных), 563 часовни и молитвенных дома. В клире епархии состояли 1237 священнослужителей: 23 протоиерея, 547 священников, 196 диаконов и 471 псаломщик. Действовали 7 мон-рей (3 муж., 4 жен.) и 2 жен. общины; в них жили 230 монашествующих (64 мужчины, 166 женщин) и 1078 послушников (166 мужчин, 912 женщин). В 1917 г. общее количество приходов равнялось 504 (465 православных и 39 единоверческих), земельная собственность церквей превышала 32 303 га. В епархии имелось 14 монастырей (3 муж., 11 жен.) и 2 жен. общины; в них жили 455 монашествующих (133 мужчины, 322 женщины) и 2709 послушников (177 мужчин, 2532 женщины).

http://pravenc.ru/text/189617.html

Запрестольная Тихвинская икона Божией Матери. Сер. XIX в. (кириакон Ильинского скита на Афоне) Запрестольная Тихвинская икона Божией Матери. Сер. XIX в. (кириакон Ильинского скита на Афоне) Во время нестроений кон. 30-х гг. XIX в. Пантократор отнял у И. п. с. особо важные документы: «Султанский фирман об освобождении братии от платежа харача... и от прочих денежных взысканий, а с ним данный в 1766 г. из Протата документ за подписью представителей всех 20 афонских монастырей о предоставлении братии скита полной свободы во всем и независимости»; «Условие», заключенное между мон-рем Пантократор и старцем Афанасием в 1798 г., о выделении скиту из монастырской земли отдельного участка; царскую грамоту визант. имп. Никифора II Фоки (от 10 сент. 964), данную Успенскому ставропигиальному мон-рю (Веретада), о пожертвовании императором в эту обитель части Древа Креста Господня; грамоту К-польского патриарха Иеремии от 9 июня 1809 г., выданную настоятелю Афанасию с братией скита в удостоверение того, что ими действительно были приобретены у Успенского мон-ря часть Древа Креста Господня и частица мощей (левой стопы) ап. Андрея Первозванного (Русский общежительный скит св. прор. Илии. 1913. C. 45-46). 26 авг. 1839 г. священным Кинотом была издана «Выпись актов» о нормализации отношений между обителями, но новая омология выдана только в 1892 г. Статья 7 «Выписи актов» свидетельствовала о нестроениях в скиту: «Управляющему Скитом Дикею постановляется в обязанность наблюдать за поведением своей скитской братии» ( Феннелл. 2008. С. 187). «По силе прежнего условия все каливы и виноградники, какие находятся в отмежеванных границах скита, составляют его собственность, а вне этих границ скитские отцы не должны строить калив». Пантократор дозволял «отцам русским, обитающим в ските, строить начатую церковь Св. Митрофана и возобновлять, когда они захотят, скитские здания, но без всяких затей. Когда понадобится лес для обжигания извести и обновления зданий скита, тогда отцы русские с дозволения м. Пантократорского рубят дерева из лесных дач. Равным образом дозволяется им рубить свободно и дрова, нужные для отопления келий». И. п. с. обязывался «ежегодно вносить в м. Пантократорский 1500 пиастров (88 р. с[еребром] с четями) за 25 иноков; а в случае увеличения числа их прибавляет по два голландских червонца за каждого сверхштатного монаха». Дикей избирается «скитскими отцами и утверждается м. Пантократорским». Новых насельников скит обязывался сначала представлять «для испытания» в мон-рь Пантократор (АВП РИ. Ф. 180: Посольство в К-поле. Оп. 517/2. 1871. Д. 2269. Л. 126 об.- 127).

http://pravenc.ru/text/389269.html

Николай (Велимирович), еп. Жичский. Фотография. 30-е гг. XX в. Николай (Велимирович), еп. Жичский. Фотография. 30-е гг. XX в. Пребывание в Охриде считается переломным моментом в жизни святителя, когда он отказался от положений западничества как от чуждых и поверхностных и провозгласил правосл. вероучение единственным истинным. Каждый год не менее месяца Н. проводил на Афоне, где общался с подвижниками, из к-рых особенно выделял Силуана (Антонова) , и вел записи, к-рые впосл. использовал в своих произведениях. Хотя Н. уже публиковал мн. статьи и неск. сочинений, именно в охридский период началась его плодотворная лит. деятельность. Здесь им были созданы «Молитвы на озере», «Охридский пролог» и др. В 1931 г., после преобразования Охридской епархии в Охридско-Битольскую, Н. переехал в г. Битола. В Битоле он построил колокольню при ц. вмч. Димитрия Солунского, открыл приют и столовую для бедных детей и взрослых всех вероисповеданий и национальностей, восстановил кладбище нем. солдат, погибших в годы первой мировой войны. По поручению Собора Н. осуществлял духовное окормление членов Богомольческого движения покрет). В этом движении в основном состояли воцерковленные молодые люди из крестьянского сословия, к-рые проводили собрания для чтения и комментирования Свящ. Писания, посещали мон-ри, занимались миссионерством. По благословению Н. члены движения возродили мн. пустовавшие обители, прежде всего в Овчарско-Кабларском ущелье (см. Овчарско-Кабларские монастыри ). В Хиландаре появилось ок. 20 монахов и послушников из числа членов движения. В 1933 г. по поручению Архиерейского Собора Н. ввел в Хиландаре общежительный устав. В составе церковных и гос. делегаций Н. неоднократно посещал Стамбул, Афины, Софию, города США и Великобритании. Участвовал в межцерковном диалоге, в работе различных конференций, съездов молодежных христ. об-в и проч. В 1936 г. Н. вновь был назначен на Жичскую кафедру. В Жиче возвел ц. во имя свт. Саввы Сербского, ц. во имя прор. Иоанна Предтечи над входными вратами и небольшую церковь на кладбище, построил жилой корпус, типографию и другие объекты, в мон-ре был вырыт пруд. Н. передал более 5 тыс. личных книг в монастырскую б-ку (сгорела при бомбардировке во время второй мировой войны). Ввел в Жиче афонский устав, братию стал духовно окормлять монах с Афона. Н. возродил монашескую жизнь в обителях Стьеник , Велуче, Стрмац, Клисура и др. На собственные средства открыл благотворительную столовую и детский сад для бедных семей в г. Чачак и дом престарелых в г. Кралево.

http://pravenc.ru/text/2565644.html

Церковь Сан-Грегорио Маньо в Риме (принадлежит камальдулам с 1573 г.) Церковь Сан-Грегорио Маньо в Риме (принадлежит камальдулам с 1573 г.) В нач. XVII в. противоречия между К.-еремитами и К.-киновитами вновь обострились и привели к распаду Конгрегации Сакро-Эремо и Сан-Микеле (1616). Камальдоли и еще 3 отшельнические обители образовали конгрегацию еремитов Тосканы. Немногочисленная конгрегация еремитов Тосканы увеличилась в XIX - нач. XX в., когда в ее состав вошли монастыри, расположенные в Бразилии и во Франции. Ок. 40 общежительных монастырей К. составили воссозданную в 1617 г. Конгрегацию Сан-Микеле. Охватывавшая исключительно итал. мон-ри конгрегация сильно сократилась в XVIII-XIX вв.: папы Римские проводили политику упразднения мелких мон-рей, крупные обители нередко захватывали представители светской власти. Новый кратковременный подъем Конгрегации Сан-Микеле был связан с покровительством занявшего Папский престол камальдула Григория XVI (1831-1846). В нач. XX в. конгрегация находилась в упадке. В 1935 г. апостольской конституцией «Inter religiosos coetus» от 2 июля 1935 г. папы Римского Пия XI киновиты и конгрегация еремитов Тосканы были объединены в Камальдульскую конгрегацию ордена бенедиктинцев. В XVI-XVII вв. оформилось неск. новых независимых ответвлений конгрегации. В 1520 г. приор Камальдоли Паоло Джустиниани покинул конгрегацию и направился в горы в Тоскане с намерением создать новую отшельническую обитель со строгим уставом. Папа Римский Лев Х разрешил ему основывать новые еремитории и реформировать уже существовавшие. Вскоре Джустиниани основал Конгрегацию камальдульских отшельников Монте-Короны, к-рую папа Римский Климент VII официально признал в 1524 г. В основу конгрегации, объединившей ряд независимых от Камальдоли еремиториев, лег «Устав отшельнической жизни» (Regula vitae eremiticae), изначально составленный Джустиниани для отшельников Конгрегации Сакро-Эремо и Сан-Микеле. Новая редакция «Устава отшельнической жизни» была издана в 1670 г. Монахи конгрегации получили особые одеяния: короткую, чуть ниже колена, сутану с капюшоном и короткий плащ. В 1540 г. обитель Монте-Корона была присоединена к Камальдоли, но уже через год вновь обрела автономный статус. Вторая попытка объединить Конгрегации Монте-Корона и Сакро-Эремо была предпринята в 1634 г., однако и она не увенчалась успехом. В 1667 г. папа Климент IX принял решение об окончательном обособлении Конгрегации Монте-Корона. В XVI-XVII вв. еремитории конгрегации появились на землях Свящ. Римской империи и Речи Посполитой. К нач. XVIII в. власть приора Монте-Короны распространялась на 18 обителей в Италии, 6 в Польше и 3 в Свящ. Римской империи.

http://pravenc.ru/text/1320187.html

П. Д. утверждал, что, даже будучи в миру, он никогда не владел книгами, что все средства к существованию ему доставляли друзья ( Petr. Damasc. Admonitio//Θιλοκαλα. 1991. Τ. 3. Σ. 5), а он всегда был «странником и бедняком» (Ibid. Σ. 98). Исследователи отмечают, что требование абсолютной монашеской бедности не является типичным для визант. обителей XII в., среди к-рых преобладают мон-ри с идиоритмическим уставом (BMFD. Vol. 3. P. 955; Peters. 2011. P. 32-34). Однако уставы ряда обителей, следуя Типикону Евергетидского мон-ря в К-поле (см. ст. Евергетидский типикон ), прямо запрещали монахам владеть частной собственностью. Ориентируясь на данные просопографии, Г. Питерс предпринял попытку найти упоминания о монахах, подвизавшихся в таких общежительных обителях в XII в. и носивших имя Петр ( Peters. 2011). Единственным, кто, по мнению ученого, мог бы соответствовать по хронологическим характеристикам П. Д., является Петр, родной брат Льва Анзадиса, епископа Навплия (ныне Нафплио) и Аргоса, основателя мон-ря Богоматери в Арии (пригород совр. Нафплио) на Пелопоннесе. Еп. Лев Анзадис в памятной записке (Υπμνημα, Memorandum), составленной до окт. 1143 г., говорит, что основал сначала жен. мон-рь в Арии, планируя поселить в нем 36 монахинь. Однако из-за угрозы нападения пиратов он перенес мон-рь в крепость на о-ве Бурдзи, расположенном напротив гавани Навплия, а на месте жен. мон-ря поселил монахов (Memorandum. 3-4// Χρας. 1975. Σ. 239-244; англ. пер.: BMFD. Vol. 3. P. 960-961). Спустя нек-рое время, вероятно ок. 1149 г., еп. Лев составил Типикон для муж. мон-ря, в к-ром упоминает о своих братьях и сестрах по плоти. Одним из 6 братьев еп. Льва был «Петр монах» (Typikon. 12// Χρας. 1975. Σ. 251; англ. пер.: BMFD. Vol. 3. P. 968). По мнению Питерса, его следует отождествлять с П. Д., поскольку время жизни мон. Петра, брата еп. Льва, а также дата основания мон-ря в Арии хронологически близки к периоду лит. активности П. Д. (сер. XII в.). Согласно Типикону мон-ря в Арии, монахи жили в отдельных кельях и им запрещалось иметь личное имущество (Typikon. 3// Χρας. 1975. Σ. 246; англ. пер.: BMFD. Vol. 3. P. 965), что вполне соответствует той форме монашеской жизни, которая представлена в сочинениях П. Д.

http://pravenc.ru/text/2580382.html

Киновийная жизнь монахов, основателем к-рой является прп. Пахомий Великий , восходит к отшельничеству и усвоила присущие ему термины, благодаря чему, несмотря на исходное значение слов, монахом стали называть не только отшельника, но и киновита, а мон-рем - не только уединенную К., но и общежительную обитель ( Читти. 2007. С. 33). В начальный период существования мон-ря Тавенниси (основан ок. 320-325) монахи жили в отдельных К. Иероним Стридонский в «Послании к Евстохии» писал, что «живут они раздельно, но в кельях, связанных друг с другом» ( Hieron. Ep. 22. 35; Греческое «Житие Пахомия»: Версия G1// Хосроев А. Л. Пахомий Великий. 2004. C. 228, 261, 283). 20 и более таких К. объединялись в т. н. дом ( Читти. 2007. С. 51). Пахомиевы мон-ри в зависимости от количества подвизавшихся там монахов состояли из различного числа таких домов ( Rousseau Ph. Pachomius: The Making of Community in Fourth-Century Egypt. Berkeley; L., 1985. P. 78-79). Новая форма организации жизни монахов, связанная с постоянным пребыванием в коллективе, потребовала введения особой внутриобщинной дисциплины. Так, без благословения братья не могли посещать К. друг друга: «И никто вообще, если на то нет приказа старшего, не смеет входить в келью другого» ( Pachom. Praecepta. 112). Монах не имел права запираться в своей К.: «Никто не должен спать в закрытой келье, и никто не должен иметь комнаты, которую можно было бы закрыть…» (Ibid. 107). Из К. нельзя было выходить после вечерней молитвы и до общей утренней молитвы (Ibid. 126). К. могла состоять более чем из одной комнаты. Кроватей у монахов пахомиевских мон-рей не было; существует предположение, что спали они полулежа на специальном стуле с наклонной спинкой, подстелив циновку (Ibid. 87, 88; Coquin. 1991. Р. 477), укрывались также циновкой. В общежительном мон-ре монах мог иметь в К. только самые необходимые предметы, предусмотренные уставом и выданные назначенным монахом (Ibid. 81), такие как глиняный масляный светильник (Греческое «Житие Пахомия»: Версия G1// Хосроев А. Л. Пахомий Великий. 2004. C. 268) или кувшин для воды ( Pachom. Praecepta. 88, 125). Ко времени, когда мон-рь Тавенниси посетил Палладий (90-е гг. IV в.), из-за большого числа насельников в каждой К. жили уже по 3 монаха ( Palladius. Lausiac. 32). По данным археологических раскопок, в VII-VIII вв. монахи жили по неск. человек не в отдельно стоящих К., а в комнатах одного большого здания. Двери всех К. выходили в общий коридор или во двор. По такому принципу были организованы и др. общежительные егип. мон-ри ( Хосроев А. Л. Пахомий Великий. 2004. С. 111-112; Grossmann P., von. Christliche Architektur in Ägypten. Leiden; Boston; Köln, 2002. S. 274-275).

http://pravenc.ru/text/1684163.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010