Здесь и далее листы приводятся по списку Музейного собрания РГБ (сборник ТСЛ) 3058, 1731 г. Лл. 403–431. Текст сверен со всеми существующими списками и издан с разночтениями: Исаченко Т.А. «Краткое повествование, чем разнствует Святая Гора Афон от нашего Соловецкого монастыря, и чем разнствуют монастыри Святой Горы от обители Соловецкой» иеродиакона Чудова монастыря Дамаскина († 1705)/отв. ред. С.М. Шумило. М., 2015. Секирная варака – местное арханг. просторечие, которым на Соловках издавна называли «гору святого Савватия», т. е. возвышенность, находившуюся близ Савватиевой пустыни. В описании архим. Досифея Немчинова содержится указание на то, что 12 марта 1696 митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков), постриженник соловецкий, грамотой просил настоятеля обители архимандрита Фирса «на горе святого Савватия, еже просторечием, на Секирной вараке, построити церковь в честь Вознесения Господня, а вверху, в подглавии, – церковь во имя святых апостолов Петра и Павла по образцу церкви творения Святейшего Никона Патриарха, что на Истре, на лугу у Воскресенского монастыря, его же нарицают царие Новый Иерусалим…» (Досифей (Немчинов), архим. 1836. С. 238). Указанием на вышеприведенный текст с интересующим нас словоупотреблением мы обязаны зав. отделом изучения наследия Соловецкого монастыря Анне Петровне Яковлевой. Здесь и далее листы приводятся по списку Музейного собрания РГБ (сборник Троице-Сергиевой Лавры) 3058, 1731 г. Нерушимая Стена, Ограда; святой, неприкосновенный. В Муз. 1 на поле: Зри. Святая гора Афонская именуется Сад Пресвятой Богородицы. [Стефан Святогорец]. Рай мысленный. Ч. 1: О св. Афонской горе, о Иверском монастыре и о Портаитской иконе, О монастыре Иверском на Св. Озере, Слово похвально Богородице и о чудесах при водворении Иверской иконы на Св. Озере. М, Иверский монастырь, 28 октября 1658 – 3 августа 1659. См.: Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XV–XVII веках/сост. А. С. Зернова. М., 1958. С.138. Список «с предания св. Савы Сербскаго слово в слово» в рукописи ЯИХМЗ следует непосредственно за «Сказанием» Дамаскина на л. 166 об.–169 об.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=247...

Гавриил Розанов 1848–1857. Филофей Успенский 1857–1876. Еп. до 1861. Алексий Ржаницын 1876–1877. Евсевий Ильинский 1877–1879. Савва Тихомиров 1879–1896. Еп. до 1880. Димитрий Самбикин 1896–1905. Еп. до 1898. Николай Зиоров 1905. Николай Налимов 1905. Алексий Опоцкий 1905–1910. Антоний Каржавин 1910. Старицкое викариатство 54 Епископы (в Твери): Иринарх Полов 1836. Неофит Соснин 1836–1838. Антоний Николаевский 1867–1873. Антонин Державин; 1883–1886. Гавриил Голосов 1886–1897. Павел Поспелов 1897–1899. Василий Царевский 1900–1902. Александр Головин 1903–1908. Алипий Попов 1908. Тобольская, учр. в 1620 г. Кафедра в Тобольске Архиепископы Сибирские и Тобольские: Киприан Старорусенников 1620–1624. Макарий Кучин 1624–1630. Нектарий Теляшин 1636–1640. Герасим Кремлев 1640–1650. Симеон 1651–1664. Митрополтпы Сибирские и Тобольские: Коркнлий 1664–1677. Архп. до 1668. Павел 1678–1602. Игнатий Римский-Корсаков 1692–1701. Св. Димитрий Туптало 1701–1702. Филофей Лещинский (в схиме Феодор) 1702–1711. Иоанн Максимович 1712–1715. Филофей Лещинский (вторично) 1715–1721. Тобольские и всея Сибири: Антоний Стаховский 1721–1740. Никодим Скребницкий 1740. Арсений Мациевич 1741–1742. Антоний Нарожницкий 1742–1748. Сильвестр Гловатский 1749–1755. Павел Конюскевич 1758–1768. Архиепископы Тобольские и Сибирские: Варлаам Петров 1768–1802. Еп. до 1792. Антоний Знаменский 1803–1806. Амвросий Келембет 1806–1822. Амвросий Рождественский 1822–1825. Евгений Казанцев 1825–1831. Павел Павлов (Морев) 1831. Афанасий Протопопов 1832–1842. Владимир Алаувдин 1842–1845. Еп. Георгий Ящуржинский 1845–1852. Евлампий Пятницкий 1852–1856. Феогност Лебедев 1 1856–1862. Еп. до 1862. Варлаам Успенский 1862–1872. Епископы: Ефрем Рязанов 1874–1880. Василий Левитов 1880–1885. Авраамий Летницкий 1S85–1889. Иустин Полянский 1889–1893. Агафангел Преображенский 1893–1897. Антоний Каржавин 1897–1910. Евсевий Гроздов 1910. Березовское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы: Ефрем Рязанов 1871–1874. (Вакантно с 25 мая 1874 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 1701), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель ИГНАТИЙ СМОЛЬНЯНИН (2-я пол. XIV в.- после 1404-1405), инок, паломник, книгописец, автор «Хожения...», в к-ром описано путешествие в К-поль ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?) - 1912), схиархим., настоятель Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735 - 1783), еп. Владимирский и Суздальский ИЕРОНИМ (Чернов Иван Иванович; 1878 - 1957), архиеп. Детройтский и Кливлендский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 1836 - 1905), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель ИЕРОФЕЙ (Померанцев Иван Георгиевич; 1880 - после 1940), еп. бывш. Иваново-Вознесенский, обновленческий «митрополит Казанский и Свияжский» ИЖЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Сарапульской и Елабужской епархии, образовано в 1921 г. в связи с созданием в 1920 г. Вотской автономной обл. ИЗРАЗЦОВ Константин Гавриилович (1865 - 1953), митрофорный прот. РПЦ, бывш. протопр. РПЦЗ, глава Русского Православного общества (ассоциации) в Аргентине ИЗРАИЛЕВ [Налётов] Аристарх Александрович (1817 - 1901), прот., историк, исследователь церковных колоколов, педагог и акустик-любитель ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1922), антицерковная кампания советских властей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим; один из этапов гонений на РПЦ в советский период ИЛАРИОН (Григорович; 1696 - 1760), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЛАРИОН (Иван Ананьевич; 1631 - 1708), митр. Суздальский и Юрьевский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИЛАРИОН Максимович Соловьёв (1868-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Громов Иван Андреевич; 1864 - 1937), иером. , прмч. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИЛАРИОН (Писарец Иларион Павлович; 1871-1937), иером., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИЛАРИОН (Ириней?) (Цуриков Родион Федорович; 1856-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Здобин Иаков Михайлович; 1766 (1765) - 1841), иером., братский духовник, подвижник Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/rubrics/121724_45.html

   В то время как гражданское правительство прибегало и к мерам сильным, и к мерам кротости для подавления раскола, Церковь со своей стороны также употребляла зависящие от нее средства для вразумления заблудших сынов, неоднократно посылая к ним воззвания и увещания и учреждая для них особые миссии. Московский Собор 1667 года изрек анафему на всякого, кто осмелится не покориться Восточной Церкви и последовать расколу, и при этом одобрил для всеобщего употребления в России книгу «Жезл правления», в которой подробно опровергнуты челобитные двух главных расколоучителей — Лазаря и Никиты. По укрощении бунта раскольников в Москве Патриарх Иоаким составил и издал целую книгу «Увет духовный», в которой после краткой истории раскола и трогательных увещаний к народу подробно опроверг все статьи челобитной Никиты Пустосвята. После того пастыри Церкви во все времена с неутомимой ревностью продолжали вразумлять заблуждающихся. Так, Афанасий, епископ Холмогорский, для вразумления поморян написал «Щит веры»; Игнатий Римский-Корсаков, митрополит Тобольский, — «Три окружные послания к пастве», показывая неосновательность раскольнических мнений; Стефан Яворский — «О знамениях пришествия антихриста», против распространившегося в Москве мнения, будто антихрист уже близок, Москва — Вавилон, а жители Москвы — слуги антихриста и сыны погибели. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, написал против раскольников два сочинения: «Об образе Божии и подобии в человеке» и «Розыск о брынской вере», в которых раскрыл, что вера раскольников не права, учение их душевредно и дела их небогоугодны. Питирим, епископ Нижегородский, прежде сам бывший раскольником и много путешествовавший по скитам для вразумления своих прежних единоверцев, написал для них книгу под именем «Пращицы». Феофилакт, архиепископ Тверской, и Арсений (Мацевич), митрополит Ростовский, в ответе на «Поморские ответы» написали каждый обличение неправд раскольнических. Вслед за тем написаны были в Святейшем Синоде еще ответы на «Поморские ответы». Обращенные из раскола диаконовец Василий Фролов написал (1737) «Пространное обличение раскольникам», а угличский купец Феодор Кочурихин (1776) — «Запросы» к Феодосиеву согласию. В 1766 году законоучителем наследника престола Павла Петровича написано краткое «Увещание раскольникам». Никифор, сперва Херсонесский, а потом Астраханский архиепископ, написал два послания к раскольникам и ответ на «Соловецкую челобитную». Протоиерей Андрей Журавлев составил довольно полное «Известие о раскольниках».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

Дошедшие до нас списки жития святого Василия Мангазейского (XVII–XIX вв.) сообщают об обильных чудотворениях, совершенных по молитвам к нему: святой Василий помогал заблудившимся путникам и охотникам, исцелял расслабления, слепоту и другие недуги, сохранял малодушных от самоубийства. В феврале 1653 года через видение мангазейскому охотнику Григорию Каратаеву открылось имя новоявленного чудотворца. В том же году воевода Корсаков послал архиепископу Тобольскому Симеону (1651–1664) списки чудес святого Василия. Архиепископ Симеон препроводил эти списки в Москву князю А. П. Трубецкому, ведавшему Сибирским приказом. Списки были переданы царю, но сопроводительное письмо архиепископа сдано в архив, и дело о канонизации святого Василия не получило хода. В августе 1659 года по благословению архиепископа Симеона в Мангазею приехал диакон Богоявленского храма в Тобольске Иван Семенов. В присутствии мангазейского воеводы С. В. Ларионова и двух местных священников Димитрия и Луки было произведено вскрытие гробницы и освидетельствование мощей святого Василия. В 1670 году строитель Троицкого Туруханского монастыря иеромонах Тихон после бывшего ему видения совершил с крестным ходом перенесение мощей святого Василия из Мангазеи в свою обитель. Мангазею через два года после этого покинули последние жители, а в Туруханске почитание святого Василия еще более усилилось. Летом 1719 года в Туруханск прибыл митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский; 1702–1711; вторично 1715–1721). По его распоряжению мощи святого Василия были перенесены из старого и тесного храма во имя Пресвятой Троицы в новый просторный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В западной стороне храма, против раки с мощами святого Василия, был поставлен его образ, написанный послушником Тобольского митрополита Павла (1678–1692) иконописцем Лукой, спасенным святым Василием от потопления в 1679 г. Митрополит Филофей произвел освидетельствование мощей святого Василия и написал в похвалу его канон. За годы правления митрополита Филофея было составлено несколько списков жития святого Василия и три службы ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

XVI в., при осуждении ересей Матвея Башкина и Феодосия Косого, или в XVII в., в полемике с раскольниками митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия Корсакова; небезызвестен также интерес к этой книге царя Иоанна Васильевича Грозного. Сохранились различные рукописные версии «Книги на новгородские еретики». Все они свидетельствуют о её литературном развитии во времени. По мнению многих исследователей, книга еще при жизни автора претерпела текстуальные изменения. Таковые касались в основном общего состава (объема) сочинения и особенностей его повествовательной структуры, связанных, в частности, с характером трактовки личности и деятельности митрополита «всея Руси» Зосимы («Брадатого»). Уже в дореволюционной историографии было установлено, что первый вариант своей книги преподобный Иосиф создал еще до оставления Зосимой в 1494 г. первосвятительской кафедры. Эта так называемая краткая редакция «Просветителя» содержала предисловие – «Сказание о новоявившейся ереси» и 11 слов, или глав 27; 32; 50]. Высказывалось мнение и о том, что к 1494 г. преподобным Иосифом было составлено три редакции книги: в первой о еретичестве Зосимы не говорилось ни слова, во второй Зосима лишь однажды упоминался как еретик и, наконец, в третьей содержались развернутые обвинения против него Однако, по убеждению советского автора Я. С. Лурье, специально занимавшегося текстологией «Просветителя», преподобный Иосиф Волоцкий составил краткую редакцию своей книги несколько позже – накануне церковного собора 1504 г. «на еретики»; при этом он использовал свои ранние полемические сочинения, равно и сочинения своих современников, соратников по борьбе с ересью. Поводом для такой работы послужил политический крах (в 1502 г.) именитых покровителей ереси при дворе вел. кн. Uoahha III – его невестки Елены Стефановны Волошанки, внука Дмитрия Ивановича и др. Как полагает Я. С. Лурье, после собора 1504 г., осудившего еретиков, преподобный Иосиф написал еще пять слов (с такой датировкой согласны, кажется, все серьезные исследователи) и затем включил в свою книгу как 12–16-ю главы. Одновременно он отредактировал текст вступительного «Сказания», оттуда почти полностью исключены были выпады против митрополита Зосимы. Так возникла вторая – пространная – редакция «Просветителя», распространившаяся позднее в нескольких текстуальных вариантах, или изводах 149–152, 218–219, 421–422, 458–461, 469–474]. Необходимо отметить и мнение новейшего исследователя А. И. Плигузова. Выводы его таковы: первоначально книга насчитывала 10 слов и составлена была между 1 сент. 1492 и 17 мая 1494 г., затем, в 1508–1513/14 гг., появилась 11-словная редакция, а в сер. – втор. пол. 10-х гг. XVI в. была составлена 16-словная версия книги. Что же касается «смягченных» вариантов сочинения (не содержавших выпадов против митрополита Зосимы и великого князя Uoahha III ), то все они сформировались не ранее кон. 10-х – нач. 20-х гг. XVI в. и, следовательно, перу преподобного Иосифа не принадлежат 23].

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые отцы и учители Церкви. Церковные писатели. Русские святые отцы, богословы и духовные писатели АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, писатель, апологет старообрядчества ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 1701), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121232.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 13.05.1701, Москва), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель. И. происходил из знатного дворянского рода, до принятия монашества, вероятно, имел чин стольника. Н. П. Лихачёв полагал, опираясь на одно из поздних родословий, что И. в миру звался Иваном Степановичем; согласно А. П. Богданову, имя архиерея в миру было Илья Александрович. Однако оба мнения следует признать недостаточно обоснованными ( Лукичёв М. П. К вопросу о происхождении митр. Игнатия - историка и публициста XVII в.// Он же. Боярские книги XVII в.: Тр. по истории и источниковедению. М., 2004. С. 333-335). В 1667 г. И. принял монашеский постриг в Маровской в честь Воздвижения Креста Господня (Крестомаровской) пуст. в Нижегородском у., где под рук. игум. Павла (Маровского ; впосл. митрополит Рязанский) возрождались традиции монашеской жизни и нестяжания, процветала лит. деятельность. В 1667 г. И. закончил работу над переводом с греческого сборника Житий святых (РГБ. Собр. Овчинникова. 749), затем переписал и отредактировал Скитский патерик (ГИМ. Син. 214), трудился над монастырским синодиком, включив в него большое число имен крестьян, посадских и мастеровых людей. Вскоре И. был рукоположен во иерея. По мнению Богданова, в 1673 г. И. по поручению правительства ездил к запорожским казакам с целью благословить их на участие в войне с Турцией и Крымским ханством на стороне России. Вручив казакам икону Киевского митр. св. Алексия , И. произнес «Слово к православному и христоименитому запорожскому воинству, внегда принесенней быти всечестней иконе... в благочестивыя полки их противу нечестивым турком и татаром». Весной 1675 г. И. возглавил Крестомаровскую пуст. Известен Торжественник, переписанный настоятелем этой обители иером. Игнатием в мае 1675 г. (ГИМ. Син. 306). В 1676 г. И. был переведен в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь (по др. сведениям, там он принял постриг), назначен экклисиархом (уставщиком). Эта должность в обители была особо ответственной, поскольку только что было подавлено старообрядческое Соловецкое восстание 1667-1676 гг. И. было поручено привести богослужение в обители в соответствие с совершившейся в сер. XVII в. в Русской Церкви богослужебной реформой. В 1677-1679 гг. И. занимался составлением «Соловецкого Ирмология» (РНБ. Солов. 277/282), для чего переложил тексты новоисправленных богослужебных книг на крюковую нотацию, обнаружив глубокое знание визант. и совр. ему греч. пения, слав. певч. традиций.

http://pravenc.ru/text/293471.html

Расположенная в отдалении от центральной России, Маровская общежительная пустынь между тем приобрела широкую известность. Пожертвования «на помин души» в нее поступали от представителей разных слоев общества - бояр, князей, московских дворян, купцов. Такая известность в немалой степени обусловливалась духовным совершенствованием, к которому стремились местные монахи во главе с просвещенными игуменами. Так, игумен Павел, получивший прозвище Маровский, прославился как отличный знаток Священного Писания и великолепный проповедник-оратор. В 1672 г. он был переведен в Макарьевский монастырь, впоследствии стал архиепископом Суздальским и Юрьевским, а скончался в сане митрополита Рязанского и Муромского. В начале 1660-х г.г. в пустыни принял постриг выходец из древнего московского дворянского рода Игнатий Римский-Корсаков, занимавшийся на Марах литературной деятельностью и после Павла недолгое время возглавлявший пустынь. Именно этот человек, возможно, стал идейным вдохновителем Азовских походов Петра Великого. Завершил свой земной путь Игнатий в сане митрополита Сибирского и Тобольского. В конце Петровской эпохи Маровская пустынь пришла в упадок. В 1721 г. она была приписана к Оранской Богородицкой пустыни, особым богатством тогда не отличавшейся. В период властвования Екатерины Великой Маровская пустынь была вовсе упразднена. Уже в 1780 г. от вековых храмов, некогда величаво возвышавшихся над округой, оставались одни лишь развалины. Маровская ярмарка в 1785 году была переведена в село Чернуху Макарьевского уезда (в современном Лысковском районе), где продолжала существовать под прежним названием вплоть до начала XX в. А на месте пустыни остались лишь фрагменты фундаментов да древний надгробный камень, к которому приходили богомольцы для исцеления от зубной боли… Духовная жизнь на Марах начала восстанавливаться трудами некоего «чувашенина» Ивана Петровича, соорудившего в середине 1870-х г.г. деревянную часовню и две кельи, затем Николая Демидова, в 1885 году выделившего средства на строительство каменной часовни, и, наконец, Василия Москвина из Вятской губернии - основателя и попечителя Крестовоздвиженской женской общины.

http://sobory.ru/article/?object=15725

Атака на знак перемен была предпринята со всей серьезностью. Противостояние инновациям в области молодежной моды всегда и везде являлось делом почти безнадежным. Зато успех в подобном предприятии, пусть неполный и временный, окупался сторицей. Он свидетельствовал о силе идеологической организации, имеющей реальную власть над обществом; он означал торжество охранительных тенденций, демонстрировал наличие контроля — в данном случае церковного — над развитием страны. Сама форма выступления патриарха против брадобрития ярко показывала глубину уже осуществившихся в России перемен. После опыта с Сильвестром Медведевым, успешно противопоставившим авторитету патриарха Иоакима естественное право человека «рассуждати себе», Адриан вынужден был со всей серьезностью обращаться к разуму паствы. Новый патриарх не рискнул дать ход идее «соборного осуждения» Медведева и всех якобы «латиномудрствующих еретиков» в русском православии. Ни книга «Остен» Евфимия Чудовского, изображающая собой обличительные материалы антиеретического собора, ни острополемический «Щит веры» Афанасия Холмогорского не были допущены к изданию контролируемым Адрианом государевым Печатным двором. Проигранный «мудроборцами» спор послужил хорошим уроком новому патриарху. Адриан прекрасно помнил, что сам несгибаемый Иоаким «не рад был, впутавшись в такое дело, много раз со слезами жаловался на монаха Евфимия, который подбил его на это» . Еще 17 июля 1690 г., когда Адриан управлял делами Церкви в межпатриаршество, Евфимий был суровым указом изгнан с должности справщика Печатного двора за серьезные ошибки в редакторской работе , опальному пришлось на много лет покинуть Чудов монастырь и саму Москву. Изгнав главного доносителя на Медведева, Адриан менее всего склонен был к продолжению богословского спора с самим Сильвестром. 11 февраля 1691 г. тот был казнен — но не за «еретические» взгляды, а по обвинению в «волхвовании» с целью завладеть патриаршим престолом и царской короной... Не входила в планы Адриана и канонизация верховного «мудроборца». Отстаивавший идею святости своего друга и покровителя Игнатий Римский-Корсаков, продолжавший к тому же пропаганду необходимости активной внешней политики России на юго-западе, 30 апреля 1692 г. был хиротонисан в митрополиты Сибирские и Тобольские с указом немедля выехать в свою епархию .

http://sedmitza.ru/lib/text/439382/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010