3 . НЕКТАРИЙ хиротонисан в 1636 году, Февраля 4, из Селижаровских Строителей. По 3-летнему и 9-месячному правлению в 1640 году, Января 7, уволен от Епархии на покой в оный Селижаров монастырь, и скончался в 1665 году. 4 . ГЕРАСИМ Кремлёв хиротонисан в 1640 году, Мая 31, из Игуменов Тихвинского монастыря. По 9-летнему правлению, в 1650 году, Июля 16, скончался. 5 . СИМЕОН хиротонисан в 1681 году, Марта 9, из Игуменов Боровского Пафнутьева монастыря. По 13-летнему правлению, в 1664 году оставил Епархию. II. Митрополиты 6 . КОРНИЛИЙ в 1664 году, Июля 24, хиротонисан в Архиепископа из Архимандритов Хутынских, в 1668 году, Мая 25, пожалован Митрополитом. В 1678 году, Декабря 23, по 14-летнему правлению, скончался в Тобольском Знаменском монастыре в схиме, а погребён в Тобольском Софийском соборе. 7 . NABEЛ I хиротонисан в 1678 году, Июля 21, из Архимандритов Чудовских. По 12-летнему правлению, в 1692 году, Января 4, скончался. 8 . ИГНАТИЙ Римской-Корсаков хиротонисан в 1692 году, Апреля 3, из Архимандритов Новоспасских. По 7-летнему правлению, в 1699 году отбыл в Москву, и там, в 1701 году, Мая 13, скончался в Симонове монастыре. 9 . ДИМИТРИЙ Тултало, Святой хиротонисан из Спасских Новгород-Северских Архимандритов в 1701 году, Марта 23, переведён в Ростов 4 Января 1701 года, не бывши в Тобольске. 10 . ФИЛОФЕЙ Лещинский хиротонисан в 1702 году из наместников Брянского Свенского монастыря, в 1711 году посхимился в Тюменском монастыре, и принял имя Феодора. 11 . ИОАНН Максимович переведён из Архиепископов Черниговских в 1713 году и по 4-летнему правлению, в 1715 году, Июля 10, скончался. Филофей по указу Государеву из схимников вступил в правление Епархией паки в 1715 году и правительствовал по 1721 год. Потом отошёл в Тюменский монастырь и там, в 1727 году, Мая 3, скончался. 12 . AHTOHUЙ I Стаховский в Декабре 1721 года переведён из Архиепископов Черниговских. По 18-летнему правлению, в 1740 году, Марта 27, скончался. 13 . НИКОДИМ Сребрицкий в 1740 году, Мая 29, назначен был из Епископов Черниговских, но в 1743 году переведён в Санкт-Петербург. |
Ко времени перевода архиеп. Киприана на Крутицкую кафедру (1624) в Сибири было 30 храмов, 12 монастырей, 300 человек белого духовенства, 50 монахов и монахинь. Христианство продолжало распространяться и при его преемниках. В период управления Сибирской епархией архиеп. Нектарием (1636—1640) одной благочестивой женщине неоднократно являлась Божия Матерь, поэтому владыка соорудил в Абалаке, в 25 верстах от Тобольска, Знаменский храм, где был впоследствии основан Знаменский монастырь. Миссионерской работой между Уралом и Обью прославился Успенский Далматский монастырь, основанный в 1644 г. на р. Исети в Западной Сибири. В середине XVII в., при владыке Симеоне (1651—1664), в Сибири уже было около 1500 человек белого духовенства и около 100 монашествующих. Шестой архипастырь Сибири Корнилий (1664—1678) был возведен в сан митрополита Сибирского. При митрополите Павле (1678—1692) уже «где зимовье ясашное, там и крест или впоследствии часовня; где водворение крепостное, там церковь и пушка; где город, там управление воеводское, огнестрельный снаряд и монастырь, кроме церкви» С. 23]. В 1681 г. Патриарх Иосиф и царь Феодор Алексеевич отправили Даурскую миссию (см.) на Амур, в Восточную Сибирь. Православие продвинулось за Иркутск, в пределы Забайкалья. Восьмой митрополит, Игнатий (Римский-Корсаков), святительствовал восемь лет (1692—1700 гг.). При нем к жившим в Пекине русским «албазинцам» со священником Максимом Леонтьевым был направлен антиминс и освящен храм во имя Святой Софии Премудрости Божией. В 1701 г. митрополитом Тобольским и Сибирским был поставлен малороссийский архим. Димитрий (Туптало), но образованный и красноречивый владыка так и не был отправлен в Сибирь, а стал митрополитом Ростовским, знаменитым святителем, автором житий святых. Вместо него на Сибирскую кафедру был рукоположен настоятель Свенского монастыря, ревностный, высокообразованный архим. Филофей (Лещинский), который управлял Сибирской епархией в 1702—1711 гг., а затем еще раз в 1715—1720 гг. Его должно назвать по праву Апостолом Сибири. |
На другой же день по прибытии их допустили к царю Иоанну Алексеевич у и царевне Софии Алексеевне. Мазепу хвалили тут, как участника крымского похода, помогавшего В. В. Голицыну поразить татар, и поднесли государево жалованье, состоящее из серебряных и золотых вещей. В тот же день Димитрий вместе с гетманом и другими духовными лицами гетманской свиты, представлялись патриарху. Вероятно, тут же у патриарха они видели московских архиереев, занятых теперь борьбою с раскольниками: будущего патриарха России, – митрополита казанского Адриана, а также митрополита Крутицкого Евфимия, митрополита Павла Нижегородского и особенно ненавидевшего папистов Афанасия, архиепископа Холмогорского, изучившего латинское мнение о пресуществлении, как видно из его пометки на «книге о Литургии», – заключавший в себе и латинскую мшу, – что эта книга у него «ради знания латинской бредни» 139 . Тут же был и тобольский митрополит Игнатий Корсаков. Малороссы попали в Москву самое неудобное для гостьбы время. Только что началась ссора царя Петра Алексеевича с сестрою. В день въезда малороссов царь Пётр уезжал в Троицкий Сергиев монастырь. И Димитрий заметил, что, Царя Петра на приеме почему-то не было: «был негде в походе», догадывается он 140 . Но народ уже волновался; стрельцам предстояло выбирать на какую сторону встать им в ссоре брата и сестры. Через два дня по прибытии малороссов и патриарх уехал к Троице, а пред своим отъездом из столицы произнес проклятие на царевну Софию за ее приверженность к латинствующей партии. Положение малороссов, приехавших по приглашению фаворита царевны, стало неудобным. Попытки Софии помириться с братом оказались безуспешными. Она послала князя Троекурова звать Петра в Москву, но Петр не ехал. Он потребовал высылки из Москвы стрельцов. Малороссам стало известно, что книга для государей принята и посланные из киевопечерской лавры для такого отношения иеромонах Сила Журавский, с иеродиаконом Мелетием Трофимовичем и Ильею Поновским награждены, им пожалованы два меха лисьи хребтовые 141 . Но и подношение сделано не вовремя: внимание всех было отвлеченно необычайными событиями. Точно также бесполезно оказалось и подношение книги брату временщика Алексею Васильевичу Голицыну 142 . От Петра пришло требование выдать Медведева и Шакловитого. Софья уже не скрывала опасности и публично заявила, что брат ищет ее погибели. В. В. Голицына вытребовали к Троице и задержали его там. Сентябрьские новогодние празднества не состоялись за отсутствием патриарха. Признаки народного волнения замечены уже иностранцами, живущими в Москве: они начали выезжать из города, а малороссы должны были ждать или исхода начинавшихся событий или отпуска домой. |
32 Дело о проезде нового митрополита Московского Иннокентия из Сибири в Москву. – ГАТОТ, ф. 156 (Тобольская Духовная консистория), опись 26, ед. хр. 529, с. 12–15. 35 Сулоцкий А., протоиерей. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881, с. 25. То же: под названием: Краткая история Тобольской и Томской епархий – Иркутские ЕВ, 1881, 36, с. 427–436; 37, с. 441–456. С. 1. 36 Путинцев Михаил, протоиерей. Протоиерей Александр Иванович Сулоцкий. (Биографический очерк.) – Душеполезное чтение, 1885, 5, с. 76. 37 Путинцев Михаил, протоиерей. Протоиерей Александр Иванович Сулоцкий. (Биографический очерк.) – Душеполезное чтение, 1885, 5, с. 76. 39 Путинцев Михаил, протоиерей. Протоиерей Александр Иванович Сулоцкий. (Биографический очерк.) – Душеполезное чтение, 1885, 5, с. 88. 40 Протоиерей Александр Иванович Сулоцкий. (Некролог.) – Тобольские епархиальные ведомости, 1884, 10. 43 Сулоцкий А., протоиерей. Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий Римский-Корсаков. – Тобольские ЕВ, 1884, 12, с. 263–278; 13, с. 288–298. 44 Автор книги «Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше», 1875. 45 Протоиерей Александр Иванович Сулоцкий. (Некролог.) – Тобольские епархиальные ведомости, 1884, 10, стр. 222. 46 Путинцев Михаил, протоиерей. Протоиерей Александр Иванович Сулоцкий. (Биографический очерк.) – Душеполезное чтение, 1885, 5, с. 93. 47 Недосеков К., протоиерей. Речь при погребении протоиерея Александра Ивановича Сулоцкого. – ТЕВ, 1884, 12, с. 280. 48 В ГАТОТ сохранилось «Описание экспонатов древлехранилища при тобольском кафедральном Софийско-Успенском соборе» (ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 59). Материалы этого дела помогают не только установить авторские рукописи протоиерея Александра Сулоцкого из его фонда, но также определить происхождение ряда других рукописей, например рукописей Н. А. Абрамова. Кроме того, «Описание» позволяет установить ряд адресатов отца Александра: в нем значится до ста писем ученого (большинство из них, по-видимому, утрачено). |
243. Игнатий , из дворян Корсаковых, стольник царя Алексея, с 1677 г. экклесиарх Соловецкой обители, с 1685 г. архимандрит Новоспасский, 1693–1701 г. митрополит Тобольский. Слово его 1687 г. к воинству в Библ. Общ. ист. 241. В 1690 г. сочинил известие о Русск. царствии. В 1687 г. послан он был в Кинешму для увещания раскольников и написал историческое «известие» о сем путешествии. Им же писано от имени архим. Макария «предисловие к Ирмологию», со сведениями о неистовствах раскольников в Соловецком монастыре (изд. Ундольским в ст. о церк. пении. М, 1846 г.). Весьма важны три окружные послании его, писанные в обличение раскольников. В первом послании архипастырь говорит, что, по словам Господа, надлежит являться в церкви учителям лжи, и по Его же наставлению должны мы остерегаться их, тем более, что они прикрывают себя видом истины. Так явились армянин Иосиф Астомин и венгерский жид Аврам. Каково учение их! Они учат не ходить в церковь , не венчаться, не причащаться св. таин, не знаменовать себя триперстным крестом, даже сожигать себя; они... изрыгают хулы на св. тайны и на церковь . Но тем выполняют на себе слова св. Ипполита об учениках антихриста и видение 12 гл. Апокалипсиса. Как же не удаляться их? – Во втором послании опровергает хульное мнение раскольников о триперстном знамении креста и объясняет, что раскольники делают все то, что, по словам св. Ипполита, естественно делать чадам антихриста. Наконец выставляет любопытное исповедание Иосифа Астомина. Сказав, что родители его с детьми присоединились к православной церкви при царе Михаиле, продолжает: «Видех, яко напечатали суть на Москве во 155 (1647) г. во псалтирех с возследованием о сложении правые руки дву перстов против нашего Арменского учения. Тогда аз кренце о том поборах, называя истинно быти таковое дву перстов сложение... И за тую мою вину сослаша мене из Казани в ссылку, в прошлом во 168 (1660) г.» В третьем посл. предлагаются сведения о делах Истомина, Аввакума и монаха Даниила. Распорядительные грамоты митр. Игнатия – в V т. Ист. акт. 243,247,248, 290. Кроме того, в Верхотурском мон. есть его «Описание жизни и чудес праведного Симеона». |
Подробное жизнеописание Василия Мангазейского, останки которого Митрополит Филофей хотел было перенести в Тобольск, напечатано в «Записках о Енисейской Губернии, Пестова», и в Житиях Святых Русских, Муравьева, за Август месяц; но первая из поименованных книг в настоящее время уже библиографическая редкость, а последняя написана чрезвычайно витиеватым слогом, да и не у многих, особенно лиц светских, они и есть. Потому для читателей «Чтений в Обществе Истории и Древностей Российских», сделаю о нем (Василии) извлечение из Статьи Князя Кострова: «Туруханский монастырь», напечатанной в 8 «Москвитянина» на 1852 г. Василий Мангазейский, не новокрещенный Монгол, Василий Борисов, поступивший в Туруханский монастырь в 1692-м году, как несправедливо предлагал автор «Истории Русской Церкви» (ч. III, стр. 62), а Ярославский уроженец, сын тамошнего мещанина. Отец, по недостаточному своему состоянию, отдал его в прикащики к одному богатому, Ярославскому же купцу, который, производя торговлю с Сибирью, привез его в город Мангазею (находившийся на р. Тазе и называвшийся так от бывших там хлебных магазинов) и поручил ему лавку... С ранней молодости Василий отличался кротостью, благонравием и набожностью. Один раз, и именно в самую заутреню Светлого Христова Воскресения, когда он находился в церкви, воры обокрали его лавку. Хозяин, подозревая Василия в участии с ворами, подал на него жалобу Мангазейскому Воеводе, Пушкину, который взял его в съезжую избу и при хозяине подверг пыткам. Василий, как невинный, не сознавался и молчал, хотя муки его так были жестоки, что он несколько раз падал замертво. Считая молчание страдальца упорством, озлобленный хозяин ударил его связкой тяжелых ключей (от обокраденной лавки) в висок, и Василий испустил дух. Это случилось в 1602 г., когда Василию было только 19-ть лет от роду. Воевода и купец, для предотвращения молвы в городе, велели поскорее положить замученного ими прикащика в гроб и, как бы нераскаянного грешника, закопать, без отпевания, в болоте, близ самой съезжей избы. Но в 1652-м, при Воеводе Игн. Корсакове, гроб Василия сам собою поднялся из грязи и тины. Молва напомнила народу, как благочестиво жил и какою мученическою кончиною помер Василий. Почему гроб перенесен был на другое, более удобное, место, и над новою могилою была устроена часовня. Но в 1670-м году, в следствие явления Василия во сне Настоятелю лишь устроенного перед тем Туруханского монастыря, Тихону, останки его перенесены были этим благочестивым иноком в Туруханский монастырь (Мангазеи тогда уже не существовало, а вместо её был выстроен Туруханск) и погребены в церкви... В память сего события, в день его, в монастыре и теперь отправляется каждогодно торжественное всенощное бдение. Митрополит Филофей был в Туруханском монастыре в 1719 году, и написал, в честь Василия Мангазейского, тропарь и кондак, и будто бы даже канон, ныне, впрочем, не существующий. |
В 1700 г. И. выступал в защиту опального митр. Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова) , возражавшего против поставления Стефана (Яворского) на Рязанскую кафедру ( Скворцов. 1913. С. 39). В мае 1706 г. И. благословил принять священный сан мон. Исаию (Исаева), буд. игумена, насельника Кириллова Белозерского мон-ря - обители, в к-рую впосл. митрополит был сослан и где скончался. В 1708 г. И. был отстранен от управления Нижегородской епархией. Считается, что причиной тому послужила «ссора» И. с начальником Патриаршего приказа боярином И. А. Мусиным-Пушкиным (ДРВ. М., 1791 2. Ч. 18. С. 96). По произведенному следствию власти обличили митрополита в потворстве раскольникам. Среди возможных причин отстранения И. от управления епархией называют его неприятие некоторых церковных реформ Петра I. Так, И.- в прошлом архимандрит богатейшего Новоспасского монастыря и приверженец «партии старины» - противился деятельности восстановленного в 1701 г. Монастырского приказа , который лишал мон-ри и архиереев права собирать доходы. В 1707 г. из Монастырского приказа в Н. Новгород был послан драгунский поручик В. Тютчев для «розыска» И. и выяснения причин непоступления денег в казну из Нижегородской митрополии. По преданию, выслушав цель визита Тютчева, митрополит возмутился: «Ты овца; вам ли, овцам, про нас, пастырей, разыскивать? Болярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин напал на церкви Божии, вотчины наши ведает, а теперь у нас и данныя, и венечные деньги отнимает, а если эти сборы у меня отнимут, то я в своей епархии все церкви затворю и архиерейство покину. Какое мое архиерейство, что мое у меня отнимают? Как хотят другие архиереи, а я за свое умру, а не отдам. А ты по наказу своему разыскивай правдою; и так вы пропадете, и как червей шведы вас выбивают, а все за наши слезы и за неправды, да и вперед, если не отстанете от неправд, шведы вас побьют». Вскоре после донесения Тютчева в Н. Новгород прибыл дьяк Преображенского приказа Нестеров, устроивший И. повторный допрос ( Соловьев С. М. История России с древнейших времен. СПб., 1880 3. Кн. 4. Т. 16-20. С. 17-18). Считалось, что И.- «человек престарелый и набожный» - «привержен был к старым обрядам и потворствовал раскольникам, что раскольники питали надежду на его согласие перейти к ним. Но это предание требует подтверждения, тем более что оно, кажется, не отличается древностью, а сложилось в позднейшее время» ( Мельников-Печерский П. И. ПСС. М., 1976. Т. 7. С. 9). |
Если отбыть на митрополию Иоакиму пришлось сразу по поставленни, то вернулся он в Москву, как полагают, задолго до своего восшествия на патриарший престол . Всякий российский чиновник любой, даже общественной или частной организации, добивавшийся хоть мельчайшего поста, может представить себе, чем митрополит был занят в столице (не считая обязательного участия в церковных службах). Следовало " заручиться поддержкой " и т. д. Незнание нами конкретных обстоятельств не меняет сути. Важно, что Иоаким хотел сделаться патриархом — и стал им, не ведая, что в его жизни начинается новая, героическая эпоха. Примечания Подробнее см.: Костомаров Н. И. Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого периода. Новгород — Псков — Вятка. СПб.,1863. Барсуков А. П. Всероссийский патриарх Иоаким Савелов. СПб., 1891. С. 3-4. Четь (четверть) — мера земли в 1/4 га. Ср.: Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Спб., 1858. Т. I. С. 186; РГАДА. Ф. 210. Поместный приказ. Московский стол. Стлб. 117. 8. Давая детям одинаковые имена, родители, случалось, доходили до " шестого " и " осьмого " . И зафиксировано в Житии Иоакима, составленном его близким другом, архимандритом Новоспасским (позже — митрополитом Сибирским и Тобольским) Игнатием Римским-Корсаковым: Житие и Завещание святейшаго патриарха Московскаго Иоакима//Публ. Н. П. Барсукова. Спб., 1879 (ОЛДП. Т. XLVII). С. 3—4. Далее: Житие и Завещание. По архивным изысканиям Д. М. Савелова: Вековая несправедливость. М., 1915. С. 2, 6 (Отд. отт. из Сборника в честь Л. М. Савелова). Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1990. Кн. V. Т. 10. С. 602. Ср. с. 597—608 (включая описание мора). То есть непосредственно подчинил себе Цит. по: Житие и Завещание. С. 105—106. Не вполне исправная публикация: Акты Южной Западной России. 602; оригиналы см.: РГАДА. Ф. 124. Малороссийские дела. 1657 г. Связка 12. Д. 6. АИ.Спб., 1842. Т. IV. 108; Акт Иверского монастыря//РИБ. Спб., 1880. Т. V. С 93,123,427. Далее мы передаем современным языком рассказ архимандрита Игнатия, возглавившего Новоспасский монастырь уже во время патриаршества Иоакима. Из составленного им (и в незаконченном виде посланного знаменитому книголюбу архиепископу Афанасию Холмогорскому) Жития очевидно, что Игнатий в значительной мере опирался на воспоминания о событиях 20-летней давности своего друга Иоакима, а не на толки, ходившие среди братии. Описанные одним из крупнейших ученьях публицистов и историков своего времени сцены монастырской жизни ярко передают особенности мировосприятия Иоакима и, по-моему, не нуждаются в комментариях. |
Иакинф (Бичурин Никита Яковлевич; 1777–1853), архимандрит, синолог. В 1800 г. пострижен в монашество, через два года был определен ректором Иркутской семинарии и назначен настоятелем Вознесенского монастыря с возведением в сан архимандрита. Преподавал в Тобольской семинарии. В 1805 г. был назначен начальником русской миссии в Китае, где он прожил более 14 лет. В связи с упущениями в делах миссионерской службы был лишен сана архимандрита и отправлен в Валаамский монастырь. С 1826 г. проживал в Александро-Невской лавре и состоял переводчиком в Министерстве иностранных дел. Член-корр. Академии наук, член парижского Азиатского общества. В 1829–1830 гг. по поручению Азиатского департамента путешествовал за Байкал с бароном Шиллингом. Автор многочисленных сочинений. Иаков (Домский Иероним Петрович; 1823–1889), епископ. В 1860 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха. С 1865 г. архимандрит. С 1870 г. ректор Благовещенской духовной семинарии. С 1879 г. ректор Пермской духовной семинарии. Магистр богословия. С 1883 г. архимандрит Данилова Троицкого монастыря в Переяславле Владимирской епархии. В 1884 г. хиротонисан во епископа Якутского и Вилюйского. Иванов-Ринов Павел Павлович (наст, фамилия Иванов; род. 1869), генерал-майор, один из руководителей белого движения в Сибири. Последний войсковой атаман Сибирского казачьего войска. Проживал в Харбине, Владивостоке, Корее, Китае. Осенью 1925 г. добровольно уехал в СССР. Игнатий (Козыревский Иван Петрович; род. 1680), иеромонах, землепроходец. Один из первых исследователей Курильских островов. В 1711 г. (вместе с Д. Анциферовым) и в 1713 г. совершил плавания на два северных острова Курильской гряды и составил первый русский чертеж цепи островов. Его именем названы мыс и гора на Курильских островах. Построил на р. Камчатке монастырь, в котором пострижен в монашество. Игнатий (Римский-Корсаков; ок. 1630 (1635?) – 1701), митрополит. В 1692 г. хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского с возведением в сан митрополита. Принадлежал к старорусской партии, выступавшей против нововведений Петра I и возрастающего влияния иностранцев в России. Боролся против сибирских раскольников. В 1700 г. по болезни уволен на покой в Чудов монастырь, затем переведен в Симонов монастырь, где и скончался. |
Соловьев С. М. Указ. соч. С. 248:251:252:255 и др. Все материалы опубл. Археографической комиссией в Деле о патриархе Никоне. 250 Документ о поставлении Питирима и его настольную грамоту см.: Материалы 1. С. 492—498. 251 Материалы 2. С. 5. 252 Макарий митрополит. Указ. соч. С, 495. О всем деле см. с. 480—497. 253 Материалы 2. С. 5. 254 Материалы 2. С. 5—14. 255 Материалы 1. С. 516—523. 256 ЧОИДР. М., 1847. 2. Отд. IV. С. 20—22; Настольную грамоту патриарха Питирима и извещение о перемене московского архипастыря, отправленное им Константинопольскому патриарху Дионисию только в декабре 1672 г., см.: Материалы 1. С. 499—514. 257 Материалы 1. С. 514—515; Материалы 2. С. 15—16. 258 Соловьев С. М. Указ. соч. С. 166. 259 Подробнее см.: Костомаров Н. И. Севернорусские народоправства во времена удельно–вечевого периода. Новгород — Псков — Вятка. СПб.,1863. 260 Барсуков А. П. Всероссийский патриарх Иоаким Савелов. СПб., 1891. С. 3–4. 261 Четь (четверть) — мера земли в 1/4 га. 262 Ср.: Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Спб., 1858. Т. I. С. 186; РГАДА. Ф. 210. Поместный приказ. Московский стол. Стлб. 117. 8. 263 Давая детям одинаковые имена, родители, случалось, доходили до «шестого» и «осьмого». 264 И зафиксировано в Житии Иоакима, составленном его близким другом, архимандритом Новоспасским (позже — митрополитом Сибирским и Тобольским) Игнатием Римским–Корсаковым: Житие и Завещание святейшаго патриарха Московскаго Иоакима//Публ. Н. П. Барсукова. Спб., 1879 (ОЛДП. Т. XLVII). С. 3—4. Далее: Житие и Завещание. 265 По архивным изысканиям Д. М. Савелова: Вековая несправедливость. М., 1915. С. 2:6 (Отд. отт. из Сборника в честь Л. М. Савелова). 266 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1990. Кн. V. Т. 10. С. 602. Ср. с. 597—608 (включая описание мора). 267 То есть непосредственно подчинил себе. 268 Цит. по: Житие и Завещание. С. 105—106. 269 Не вполне исправная публикация: Акты Южной Западной России. 602; оригиналы см.: РГАДА. Ф. 124. Малороссийские дела. 1657 г. Связка 12. Д. 6. 270 |
| |