«Какая беспокойная ночь!» Увы... Размышления о современных богослужебных обычаях празднования Пасхи Владимир Немыченков Пасха. Художник: Юлия Кузенкова. 2002 г. Святая ночь Скоро, уже через несколько дней, наступит Светлое Христово Воскресение. Вспомним, как обычно мы отмечаем этот «Праздников Праздник» и «торжество из торжеств». Вот одно из описаний праздника, записанного очевидцем: «Какая беспокойная ночь! – думал я. – Как хорошо!” Беспокойство и бессонницу хотелось видеть во всей природе... Но нигде возбуждение и беспокойство не сказывались так сильно, как в церкви. У входа происходила неугомонная борьба прилива с отливом. Одни входили, другие выходили и скоро опять возвращались, чтобы постоять немного и вновь задвигаться. Люди снуют с места на место, слоняются и как будто чего-то ищут. Волна идет от входа и бежит по всей церкви, тревожа даже передние ряды, где стоят люди солидные и тяжелые. О сосредоточенной молитве не может быть и речи. Молитв вовсе нет, а есть какая-то сплошная, детски-безотчетная радость, ищущая предлога, чтобы только вырваться наружу и излиться в каком-нибудь движении, хотя бы в беспардонном шатании и толкотне. Та же необычайная подвижность бросается в глаза и в самом пасхальном служении. Царские врата во всех приделах открыты настежь, в воздухе около паникадила плавают густые облака ладанного дыма; куда ни взглянешь, всюду огни, блеск, треск свечей... Чтений не полагается никаких; пение, суетливое и веселое, не прерывается до самого конца; после каждой песни в каноне духовенство меняет ризы и выходит кадить, что повторяется почти каждые десять минут. Не успел я занять места, как спереди хлынула волна и отбросила меня назад. Передо мной прошел высокий плотный дьякон с длинной красной свечой; за ним спешил с кадилом седой архимандрит в золотой митре. Когда они скрылись из виду, толпа оттиснула меня опять на прежнее место. Но не прошло и десяти минут, как хлынула новая волна, и опять показался дьякон… Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь... – пели на клиросе, – се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя...”

http://pravoslavie.ru/120819.html

Закрыть Византия Беседа 1. Кто и зачем интересовался историей Византийской империи? 30.01.2016 2438 Время на чтение 17 минут Мы начинаем цикл бесед, посвященных Византии, ее истории, ее урокам. Как и когда появилось название «Византийская империя»? Как ученые разных стран оценивают роль и значение Византии в мировой истории? И почему в советское время византинистика была объявлена «опасной наукой»? Что связывает Россию и Византию, и зачем нам знать об этой отделенной от нас веками державе? Об этом - первая беседа цикла. Рассказывает историк Павел Кузенков . Константинополь Имя империи Византия получила такое именование от древнего названия своей столицы: Константинополь прежде звался Византием. И это старинное имя столицы Восточной Римской империи еще долгое время употреблялось в литературных и риторических текстах. Нам такая ситуация хорошо знакома: все мы помним, как в советскую эпоху принято было Ленинг рад неофициально называть Питером. Использовать старинное название вместо современного - это так романтично, от этого веет древностью, историей... Но иногда имя столицы применялось и ко всей державе - вот как сегодня говорят: « Москва поставила ультиматум перед Вашингтоном». Официально государство называлось Римской империей. А со времени правления императора Ираклия (610-641) все чаще стали говорить уже не об империи, а о царстве - о том самом государстве, которое может считаться преемником ветхозаветного царства. И не только ветхозаветного, но и древних великих царств, таких как Персидское, греко-македонское, Вавилонское царства. Библейские аллюзии диктовали и название государства. И его глава именовался царем - василевсом. С какого времени мы можем говорить о Византии как об особом государстве? Ученые дают разные ответы на этот вопрос Название этого государства в исторической науке прочно связано с вопросом: а что такое собственно Византия? С какого времени мы можем говорить о Византии как об особом государстве? Есть разные ответы на эти вопросы, и разные ученые под Византией понимают совершенно разные феномены. Одни говорят о Византии как об исключительно средневековом государстве, начиная его историю с VIII века, а до VIII века, по их мнению, это еще поздняя Римская империя. Вот когда последние следы латинской традиции умирают и начинается исключительно восточно-христианская православная греческая держава - это и есть Византия. А когда встречаются хоть малейшие следы Древнего Рима - это еще Римская империя. Такая концепция господствовала в английской исторической традиции. В немецкой и русской историографии начало Византии определялось 395 годом - годом окончательного разделения Римской империи между сыновьями императора Феодосия I на восточную часть и западную. И считалось, что восточная часть - это Византия, а западная в 476 году прекратила свое существование. Такая концепция закреплена в наших учебниках, в них мы прочтем: 395 год - год основания Византии. Хотя, конечно, никакого «основания Византии» не было.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Однако Георгий и вслед за ним Феофан столь убежденно следуют александрийской эре, что в их сочинении можно найти лишь едва заметные следы альтернативной хронологической системы. Объяснить принципиальный отказ соавторов «Хронографии», как и их современника Никифора, будущего Константинопольского патриарха, от византийской эры в пользу александрийской можно двояко. С одной стороны, речь шла о возрождении некогда самой авторитетной в православном мире традиции – александрийской, чье влияние заметно поколебалось в эпоху христологических богословских споров V–VІІ вв. С другой стороны, следует иметь в виду, что все упомянутые хронисты принадлежали к числу православного монашества, одержавшего нелегкую (и, как оказалось, лишь временную) победу над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе в Никее в 787 г. А поскольку эта ересь и возникновением, и укреплением своим в первую очередь была обязана светской власти, противостояние иконопочитания с иконоборчеством имело тенденцию обострять размежевание между «священным» и «мирским». Ярким подтверждением тому служат затяжные конфликты в среде победивших иконопочитателей между монашескими кругами и официальными церковными и светскими властями, проходившие под знаменем борьбы за сугубое благочестие (т.н. «михианская схизма», студитская оппозиция). Вполне возможно, что в монашеских кругах византийская эра воспринималась как светская, «профанная» и неверная хронологическая система, которой следовало противопоставить церковную, «истинную и точную» александрийскую традицию. Весьма характерны следующие факты. В предисловии к актам VII Вселенского Собора в рассказе о поставлении патриарха Тарасия дата его хиротонии (25 дек. 784 г. н.э.) приведена по византийской сентябрьской эре: 8 инд., 6293 г. 4 Далее в соборных деяниях мы находим имплицитно выраженную александрийскую хронологию: говорится о явлении Христа в 5501 г. мира. 5 Наконец, Феофан Исповедник , почти дословно повторяя рассказ о поставлении Тарасия, датирует это событие по александрийской эре: 25 декабря 8 инд., 6277 г. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Т. о., Симмах опирался преимущественно на итал. епископов (занимавших кафедры гл. обр. в Кампании, Умбрии и Тусции; см.: K ö pke. 2006. S. 164-179), а также на клириков, к-рые бежали из Сев. Африки, спасаясь от преследований со стороны вандалов-ариан ( Llewellyn. 1975), в то время как Л. имел значительную поддержку в Риме. В 501 г. провизант. партия выдвинула против Симмаха ряд обвинений. Жизнеописание папы в Liber Pontificalis не уточняет их содержание (LP. T. 1. P. 96-97, 260); более подробная информация имеется в биографии Симмаха, входящей в состав Fragmentum Laurentianum (Ibid. P. 44). Первое обвинение касалось даты Пасхи, к-рую Симмах «отпраздновал не со Вселенской Церковью» (non cum universitate celebraverat). В 501 г. папа отпраздновал ее 25 марта (как и ряд др. Западных Церквей), сторонники Л. намеревались сделать это 22 апр. в соответствии с 19-летним циклом, к-рый был положен в основу александрийской пасхалии, принятой в Византии, а также пасхалии Виктория Аквитанского. Папа Симмах ориентировался на старую рим. пасхалию (Supputatio Romana), согласно к-рой Пасху следовало отмечать до праздника Парилий (21 апр.) (см.: Krusch. 1938. S. 50; Кузенков. 2015. С. 116-119, 152-166, 181-183). Кор. Теодорих вызвал Симмаха в Равенну для объяснений; понтифик отправился туда с клириками, однако, прибыв в Аримин (ныне Римини), он узнал о выдвинутом провизант. партией обвинении в неподобающих отношениях с женщинами. Папа тайно бежал в Рим; существует мнение, что Симмах сделал это, опасаясь потери контроля над городом ( Schn ü rer. 1888. S. 273). Однако стоит отметить, что Симмаху, к-рый со своими сторонниками находился в Ватиканской базилике, подчинялись лишь пригородные церкви. После возвращения в Рим сторонники Л. обвинили Симмаха в растрате церковного имущества. Провизант. партия убедила кор. Теодориха отправить в Рим в качестве визитатора, фактически наделявшегося правами епископа города, Петра, еп. Альтино, к-рый должен был совершить богослужения Страстной седмицы и Пасхи по александрийской пасхалии (LP.

http://pravenc.ru/text/2462455.html

Если говорить о выставке, то перед зрителями в буквальном смысле оживут созданные историками, художниками и специалистами в области самых современных компьютерных технологий далекие события «Повести временных лет», истории созиданий и разрушений, легендарных сражений и древних торговых путей, тайны укрепленных крепостей и хроники великих побед. Подвиги героев и дипломатов, примеры святости, жертвенной любви к Родине, так же как и горькие уроки отступничества и предательства. Известные и забытые страницы истории станут для внимательного зрителя неожиданным ключом к пониманию современности. СХЕМА выставки На выставке «Моя история. Рюриковичи» семисотлетняя история Древней Руси представлена в 18 мультимедийных залах общей площадью 4000 квадратных метров. Перед зрителями в буквальном смысле оживают созданные историками, художниками и специалистами в области самых современных компьютерных технологий далекие события «Повести временных лет», истории древних торговых путей и легендарных сражений, тайны укрепленных крепостей и великих побед, малоизвестные факты периода раздробленности и татаро-монгольского нашествия. Рюриковичи. Схема выставочного зала в Манеже      Отдельные фрагменты экспозиции Александр Невский: крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке      Дмитрий Донской: усиление Москвы, начало объединения Руси      Интересные факты об эпохе Рюриковичей      Ярослав Мудрый: расцвет Руси      Ордынская Русь      Святители Московские, созидатели Руси    ФОТОГРАФИИ Фото: Патриархия.Ru      Фото: Патриархия.Ru      Фото пресс-службы Президента России    Фото пресс-службы Президента России      Изображение на мультимедийном куполе. Фото: Владимир Ештокин/Православие.Ru      Александр Мясников проводит экскурсию будущим экскурсоводам. Фото: Дмитрий Гливинский/Православие.Ru      Экспонаты выставки. Фото: Дмитрий Гливинский/Православие.Ru      Павел Кузенков проводит экскурсию будущим экскурсоводам. Фото: Дмитрий Гливинский/Православие.Ru      У стенда, посвященного Иоанну IV Грозному. Фото: Владимир Ештокин/Православие.Ru     

http://pravoslavie.ru/74861.html

Когда мы ощущаем себя в глубине души изолированными от греховности, когда наша греховность какая-то «виртуальная», надуманная, мы с легкостью осуждаем всех направо и налево, потому что чувствуем себя поднявшимися над этой проблемой. Вопрос осуждения связан с внутренним позиционированием человека в жизни. Когда он видит реальность такой, какая она есть, он не посмеет осуждать других, потому что у него нет для этого достаточной информации. Чтобы понять, что же на самом деле происходит, какие мотивы двигали человеком в том или ином случае, он должен выйти за пределы этой ситуации, встать на место Бога, и только тогда он сможет дать оценку тех или иных действий. Святому Антонию Великому Богом был дан ответ на его попытку проанализировать, что происходит в мире: «Внимай себе, а то — суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их». — Значит, самый действенный способ борьбы с помыслами осуждения — это обращение к себе? — Да. Очень часто любимым местом осуждения других в приходской жизни становится... исповедь . Здесь происходит недопонимание самой сути покаяния: человек приходит на исповедь не для того, чтобы принести некий вызревший плод переосмысления своего отношения к жизни, а пожаловаться Богу и священнику на то, какие вокруг него плохие люди; если бы вокруг были все хорошие, добрые, ласковые, прощающие, послушные, то и он бы никогда не совершил того, что совершил! Это тоже очень показательно. И я боюсь, что это одна из хронических болезней как людей, недавно переступивших порог Церкви, так и тех, кто находится в ней уже давно. Писание — о смысле заповеди  Фото Юлии Кузенковой — В Евангелии от Матфея читаем: «Не судите и не судимы будете». То есть благодаря одной нашей способности не судить мы освобождаемся от суда Божьего. Почему такая милость Бога за исполнение всего одной заповеди? — Я думаю, что это можно объяснить только тем, что человек, который приучил себя не осуждать других, настолько открывается действию Бога, что ни с чем другим это нельзя сравнить. Любое наше осуждение, любая попытка взять на себя право Бога, удаляет нас от действия благодати Божией, ведь мы себя противопоставляем Ему: «У Тебя есть Твой суд, а у нас — свой. И нас мало интересует Твое мнение». А позиция неосуждения противоположна: мы полностью предаем и самого себя, и этого человека, и всю ситуацию Богу. Без какой бы то ни было сознательной или бессознательной попытки вынести свой вердикт. И это стремление человека к открытости Богу становится тем, что автоматически изымает его из суда Божьего.

http://foma.ru/da-ne-sudimyi-budete.html

— Что будет в основе обучения в магистратуре? — Когда я учился в институте, у нас была система так называемых творческих мастерских. Каждый преподаватель набирал студентов, скажем так, «под себя» — то есть тех, в ком он не только видел исследовательские и творческие перспективы, но и чьи интересы и способности соответствовали направлению работы руководителя курса. Мы хотим создать что-то похожее. В Сретенской семинарии открываются четыре направления — так называемые профили магистратуры, у каждого из которых будет свой руководитель. Руководитель магистратуры будет набирать именно тех студентов, в ком увидит перспективы по своему направлению. Конечно, кроме личного желания преподавателя взять того или иного абитуриента будут еще и положенные экзамены. Несколько предметов будут обязательны для всех четырех профилей. «Христианскую антропологию» будет вести кандидат богословия, протоиерей Вадим Леонов; «Христианское учение о государстве и обществе» — кандидат исторических наук, доцент П.В. Кузенков; направление доктора филологических наук, профессора Л.И. Маршевой — «Церковнославянский язык: история и современность». «Пастырское богословие» будет вести ваш покорный слуга. — Формат магистратуры предполагает в первую очередь написание научной работы. В каком направлении должны будут работать студенты на этих четырех профилях? — Главная цель — чтобы плод ваших двухлетних трудов потом не пылился на полке, а принес пользу Церкви, внес лепту в богословскую науку, либо — что скорее — в практическую сферу пастырской деятельности. Выпускники семинарии, поступая в магистратуру, должны уже достаточно ясно представлять тему своего исследования. Конечно, в дальнейшем тема может быть скорректирована, но направление должно быть ясно. Темы должны совпадать с заявленным направлением выбранного   профиля магистратуры. К вступительным экзаменам — они пройдут у нас 4–5 августа — абитуриенты должны представить проекты тех научных работ, над которыми они собираются трудиться. Объем проекта — 10–15 страниц.

http://pravoslavie.ru/79993.html

Возвращается идея личности в истории. Мы видим, что людям эта идея очень близка. Они хотят видеть в истории лица, на которые можно посмотреть. Одна из изюминок выставки — портреты. Они могут сказать больше, чем сотни страниц текста. Смотришь на портрет государя, и он тебе становится близок, тебе уже небезразлична его жизнь, его дела. А если у тебя проявляется интерес, ты с удовольствием получаешь знания.      В свое время Суворов сказал, что каждый должен иметь в жизни пример для подражания: нужно избрать какого-то великого человека и стремиться превзойти его. И мы показываем на выставке не только правителей, но и тех знаменитых людей, которые жили в их время и составляли славу их царствования. Но здесь самое важное не сфальшивить. Нам очень не хотелось бы какого-то апофеоза, прославления и панегириков. Мы старались убрать всю лишнюю помпу. Некоторые люди возмущались: «А где золото, драгоценности, оружие?» Мы не хотели этим антуражем ослеплять, потому что за этой помпой иногда исчезает суть.      — Какой главный завет могли бы нам оставить Романовы? Павел Кузенков : Я бы ответил так: любовь к стране до полной самоотверженности. Христос говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Задача христианского государя — подражать Спасителю в подвиге жертвенной любви за свой народ. Это возможно только тогда, когда человек любит Бога, глубоко верует в Него и чувствует Его благодать. Если же этого нет, служение стране становится наемной службой за чины и деньги. А наемник, как известно из Писания, не радеет о своих подопечных и предает их в случае опасности. Ни один из Романовых этого не допускал. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Полина 25 февраля 2014, 22:28 Николай, который " мимоходом " обвиняет профессиональных историков в искажении фактов, попробуйте вписать в поисковый запрос на Гугле или Яндексе ввесли слова " Никон великий государь " - узнаете много нового и интересного. Хотя бы то, что Никон именно так и подписывался и именно в этом и заключался основной пункт обвинения его на суде.

http://pravoslavie.ru/68496.html

Более того, обилие непереведенных - и не подлежавших тогда переводу - ученых иностранных цитат не является исключительной особенностью работ Порфирия (Успенского). Так издавались до 1917 года все научные монографии и диссертации. Констатируя (продолжаем цитировать предисловие П.В. Кузенкова) " резкое падение уровня классического образования за прошедшее время " , редактор, тем не менее, принципиально " воздержался от сплошного перевода всех цитат " . Как вы думаете, почему? Оказывается, с чисто педагогическими целями - " надеясь возбудить тем самым интерес любознательного читателя к изучению столь важного для православной культуры греческого языка " . Нельзя, к сожалению, одобрить и способ комментирования и исправления тех или иных неточностей или устаревших сведений в тексте книги. Так, говоря о " хронологических указаниях автора (епископа Порфирия), не соответствующих принятым в современной науке " , П.В. Кузенков сообщает, что " основной массив хронологических данных, во избежание перегрузки текста многочисленными примечаниями, приведен в указателе имен " . Иными словами, редактор равнодушно относится к тому, что читатели " широкого круга " , то есть заведомо ориентированные на доверие к авторитету, спокойно " проглотят " массу ошибок и неточностей, не подозревая о существовании в конце второго (сплошь греческого) тома именного указателя П.В. Кузенкова с исправленными (даже с пересчетом с сентябрьского на январское летосчисление!) датами. На самом деле, подлинную помощь читателю (и покойному владыке Порфирию, с точки зрения доходчивости его труда) оказали бы именно редакторские примечания и уточнения на полях или в подвале текста, или уж, в крайности, какие-либо сигнальные знаки, которые заставили бы читателя заподозрить данное место или дату в неточности. Согласимся с тезисом о том, что " колоссальный хронологический размах " и энциклопедический масштаб интересов и знания преосвященного Порфирия обусловили необходимость подробных указателей. Вряд ли, однако, при этом стоит рекомендовать читателю пользоваться столь нестандартной и многоплановой книгой " в качестве справочника " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Фото Юлии Кузенковой Здорово, если в семье пытаются следовать каким-то старинным или свежепридуманным, но интересным традициям. Например, педагоги нашей воскресной школы подарили мне идею печь к Рождеству медовые пряники. Взрослый может готовить и раскатывать тесто, дети его «разделывают» формочками, а потом вместе с мамой расписывают готовые пряники яичной глазурью. Еще из жгутиков такого теста выходят очаровательные пряники-улитки — мы не придумали пока, есть ли в них что-то рождественское, но лепить их очень забавно. Наиболее творческие семейства осваивают даже изготовление пряничного домика, но нам еще далеко до подобной премудрости. Ну и, конечно, важен в первую очередь сам праздник — его литургическая основа. В прошлом году мы с детьми (от двух до шести лет) впервые пошли не на позднюю, утреннюю, литургию, а на ночную. Это был незабываемый праздник! Я потом с горечью думала, что по собственной глупости «потеряла» целых пять лет, в которые боялась идти в храм ночью с маленьким ребенком. Есть, правда, три нюанса. Во-первых, в прошлом году ночью мы с чадами были на Пасхальной службе, а она заметно легче Рождественской. Она вообще как бы более детская (все кричат аки дети, «на законных правах» — то-то радость!). Во-вторых, мы, конечно, серьезно готовились. Днем я старательно «угуливала» детей, чтобы отправить спать часов в пять-шесть вечера, а подняла в последний момент, ближе к одиннадцати — так, чтобы только прыгнуть в машину и приехать на службу с небольшим опозданием. И в-третьих — нам «повезло» с храмом. Там была детская комната, где педагог воскресной школы несколько часов подряд героически занимала тех детей, кто временами желал покинуть службу. Все-таки атмосфера ночной праздничной службы — особая. Можно по-разному отнестись к таким «лишним хлопотам» и «нарушению режима», но мои дети, по крайней мере, были счастливы, ночь в храме они вспоминали еще месяца три. И, что немаловажно, были счастливы взрослые. Мама — потому, что «как в молодые годы» попала на «настоящий праздник», а папа — потому, что 7 числа режим семьи оказался общим: дети отдыхали одновременно со взрослыми, а не пытались вломиться с поздравлениями в комнату папы-священника, задремавшего только под утро. Соответственно, все были одинаково бодры и полны энтузиазма к моменту общего разговения и семейной прогулки...

http://foma.ru/rozhdestvo-novogodniy-p-s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010