Святой сразу же созвал собор народа и бояр и предложил им меры, которые считал необходимыми для исправления нравов, испорченных злоупотреблениями и суевериями. Нифонт создал две епархии – Бузэускую и Рымникскую, реформировал монастыри и потребовал от священников и бояр соблюдать Божии заповеди и служить образцом для народа. Святитель Нифонт решительно боролся с пьянством и блудом и во всем показал себя новым Златоустом Румынской земли. Но вскоре между святителем Нифонтом и воеводой произошел конфликт. Раду выдал свою сестру замуж за знатного молдавского боярина Богдана, находящегося в изгнании в Валахии, зная, что тот оставил в своей стране жену. Нифонт, узнав об этом, попытался уговорить Богдана отказаться от двоеженства, но тот не послушал его и стал угрожать святителю. Несмотря на давление князя Раду, святой остался тверд и отлучил Богдана от причастия, предсказав, что и боярина, и Раду ожидает печальный конец, а на Валахию обрушатся тяжкие беды. Тогда Раду изгнал достойного иерарха, запретив кому-либо принимать его. Убоявшись, однако, Божия гнева после предсказанной кары, он позвал его к себе во дворец и стал просить прощения, но Нифонт был несгибаем. Благословив своего духовного сына, молодого боярина Нягое Басараба, и предсказав ему восшествие на валашский трон, Нифонт с учениками Макарием и Иоасафом ушел в Македонию. Там он провел некоторое время, наставляя христиан. Вернувшись на Святую Гору, Нифонт был с радостью встречен монахами Ватопедского монастыря. Через некоторое время его ученик Макарий принял мученичество в Фессалониках. Вскоре после этого Нифонт тайно ушел из Ватопеда, чтобы неузнанным явиться в монастыре Дионисиат. Одетый как простой монах, он попросил принять его. По монастырскому обычаю его определили послушником и поручили присматривать за мулами. Однажды, когда он пас животных в горах, монахи увидели поднимающийся к небу язык пламени, а один из них заметил молящегося святого, всего проникнутого этим сиянием. Он побежал в монастырь предупредить монахов, и те собрались в церкви, чтобы просить Бога открыть им, кто этот человек. Тогда игумену явился покровитель монастыря святой Иоанн Предтеча и велел подготовиться к встрече Константинопольского патриарха Нифонта. Когда святой вернулся в монастырь в скромной одежде, вся братия встретила его у ворот под звон колоколов, со свечами и ладаном, чтобы воздать почести в соответствии с его саном. В слезах пав на землю, Нифонт попросил у братии прощения за обман, объяснив, что сделал это ради спасения своей души, чтобы стяжать милосердие в Судный день, и, стремясь избежать пустых почестей и мирских забот, взялся служить им, как последний из всех. Подвижники и монахи Святой Горы, узнав, что среди них находится светильник Православия, наполняли монастырь в выходные и праздничные дни, желая послушать проповеди святого.

http://pravoslavie.ru/55562.html

Начиная с Михая Храброго (который посвятил церковь Михай-Водэ в Бухаресте афонскому монастырю Симонопетра), румынские правители жаловали православным монастырям из-за границы много поместий, лесов, виноградников, прудов с рыбой, фабрик, магазинов. Такими преимуществами пользовались монастыри горы Афон, горы Синай, скальные монастыри Метеоры, Кипра, Патмоса, Родоса, Пароса, Халки, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов. Пожертвования продолжались вплоть до секуляризации монастырских земель в 1863 году, которая произошла в правление Александру Иоанна Кузы, что способствовало сохранению Православия в годы Оттоманского правления. Среди румынских правителей этого периода особое место занимает Нягое Бессараб, который выделялся своей щедростью по отношению к православным монастырям со всего Востока, от горы Афон до Иерусалима. Именно он построил монастырь в Куртя-де-Арджеш, он также является первым румынским церковным писателем. Его книга, затрагивающая религиозные, но также и политические вопросы, посвященная его сыну Теодосию, является важнейшим памятником румынской мысли, изложенной на славянском языке. В этом процессе выделялись некоторые духовные лица, из них отметим лишь некоторых: Митрополит Варлаам, служивший во времена Василия Лупу и напечатавший Евангелие учительное ( " Казания " ), в 1643 году, и митрополит Досифей в Молдове. Он считается первым великим румынским поэтом (Псалтырь в стихах, 1673). Он также зарекомендовал себя великим писателем ( " Жития святых " , в 4-х томах), первым переводчиком мировых театральных постановок, именно он впервые издал литургические книги в Молдове. В Валахии мы отметим митрополита Анфима Ивиряну, одного из великих иерархов, цензора типографий в Бухаресте, Брашове, Снагове, Рымнике, где было издано 60 книг на румынском, греческом, славянском и арабском, это он завершил процесс романизации религиозных служб, он был автором хорошо известных Дидахи, основателем монастыря Всех Святых в Бухаресте. Он служил во время правления Константина Брынковяну, последнего румынского господаря в Валахии, принявшего мученическую кончину в Константинополе вместе со своими сыновьями в 1715 году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Павла. Виньетка карты Афона Н. Е. Ефимова. 1835 г. (Геннадиев-ская б-ка, Афины) Мон-рь представляет собой четырехугольный в плане единый архитектурный комплекс. Его центр - кафоликон в честь Сретения Господня, внутренний двор и массивные крепостные стены, над к-рыми надстроены кельи и др. жилые помещения, обращенные сплошными фасадами как наружу, так и внутрь мон-ря. Древнейшие постройки П. м. находятся в его сев. части. Это ц. вмч. Георгия (сев. придел кафоликона; XIV-XVI вв.), а также сторожевая башня-донжон, к-рая была возведена в 1521 г. на средства господаря Валахии Нягое Басараба. Его же попечением была построена ц. святых Константина и Елены. Большая программа перестройки и расширения различных зданий мон-ря была реализована в кон. XVII - нач. XVIII в. на средства валашского господаря Константина Брынковяну . Совр. облик П. м. приобрел в основном в XIX в., в ходе длительных восстановительных работ 1816-1870 гг., в которые вложил все свои средства и имения архим. Анфим (Комнин). Значительная часть зданий была разрушена пожаром в 1902 г. и наводнением в 1911 г., после к-рых П. м. потребовалась новая реставрация. Совр. кафоликон П. м. в честь Сретения Господня был заложен в 1817 г. и освящен в 1845 г., построен на фундаментах и остатках стен старого храма XV в.; неоднократно частично перестраивался в XX в. Это единственный храм на Афоне, стены которого облицованы мрамором; мраморные колонны привезены из Италии. Мраморная алтарная преграда храма создана в 1901 г. художником-резчиком И. Лиритисом. Храм увенчан 11 куполами. В крыльях нартекса храма расположены 2 придела: северный во имя вмч. Георгия и южный во имя афонских святых Павла и Герасима. Придел св. Георгия - наиболее древняя часть кафоликона, в средние века он служил храмом для П. м.; украшен фресками работы мастера Критской школы мон. Антония (1555), к-рые считаются одними из лучших на Афоне. Помимо кафоликона в мон-ре действуют 14 церквей и часовен. Внутри мон-ря расположены престолы вмч. Георгия, свт. Григория Богослова, святых Константина и Елены, св.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

Антимом Ивиряну в 1713-1715 гг., к-рый лично участвовал в оформлении церкви (роспись, иконы, скульптурно-резные работы). После канонизации сщмч. Антима в 1992 г. монастырь стал называться в честь него. В наст. время комплекс включает также Библиотеку Синода РумПЦ, здания администрации Патриархии, в т. ч. резиденцию патриарших викарных епископов. Архангельская церковь мон-ря, Ставрополеос, была построена в 1726 г. греч. архим. Иоанникием. Когда Иоанникий был хиротонисан во митрополита Ставрупольского, церковь и мон-рь стали называть Ставрополеос. Церковь является одной из жемчужин брынковянского стиля. В мон-ре 7 насельниц, настоятельница - мон. Михаела (Лукиан). Церковь Св. Троицы мон-ря Раду-Водэ. 2-я пол. XVI в. Церковь Св. Троицы мон-ря Раду-Водэ. 2-я пол. XVI в. К новым монастырям Бухареста следует отнести 2 обители. Мон-рь Кристьяна был основан в 1992 г. по инициативе врача П. Кирилэ, которую поддержала группа священников и медиков. Помимо собственно монастырских зданий (в 2001-2005 построены ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и келейный корпус) на территории находится приют для женщин, к-рым оказывается медицинская помощь, работают специально оборудованные медицинские кабинеты, волонтеры ухаживают за больными. Среди насельниц мон-ря у одной высшее медицинское образование, у 10 - среднее. Настоятельница - ставрофора Венедикта (Чиробочя). Мон-рь во имя Всех румынских святых был построен в 2003-2006 гг., архитектура и росписи воспроизводят образцы брынковянского стиля. Подвизаются 7 монахов, настоятель - иером. Петру (Унгуряну). Наибольшее число мон-рей архиепископии находится в жудеце Илфов. Мон-рь Снагов (с. Силиштя-Снаговулуй, на острове оз. Снагов) был основан господарем Мирчей I Старым (1386-1418), перестроен от основания господарем св. Нягое Басарабом (XVI в.), в то же время мон-рь был расписан. При митр. Унгро-Влахийском сщмч. Антиме Ивиряну в мон-ре действовала типография. Мон-рь Плумбуйта в Бухаресте был основан господарем Петром, сыном Михни, в 1564 г.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Затем мы поклонились чудотворным иконам в монастырях Протат в Карее, Пантократор, Есфигмен и Ватопед, где хранится много святых мощей и несколько чудотворных икон. В Ватопеде Стефан Великий воздвиг арсану – пристань, сохранившуюся в хорошем состоянии до наших дней. Продолжили паломничество к монастырю Хиландар. Отсюда пересекли горы и остановились в монастыре Зограф, ктитории святого Стефана Великого, воздвигнутом им из руин в 1475–1502 годах, с престольным праздником в честь святого великомученика Георгия. Затем поклонились в монастырях на западном склоне Горы Афон: в монастыре Дохиар, полностью восстановленном Александром Лэпушняну в XVI веке; в монастырях Ксенофонт и Пантелеимон. В продолжение нашего паломничества посетили монастыри Ксиропотам, Симонопетра, ктиторию Михая Витязу; Филофей, Григориат, ктиторию святого Стефана Великого; Дионисиат, ктиторию Нягое Басараба 44 , и монастырь святого Павла. Когда афонские игумены услышали о прибытии на Гору Афон архимандрита Клеопы, они стали просить его сказать слово на пользу братии их монастырей. Таким образом, он произнес пять духовных проповедей преимущественно святоотеческого и аскетического содержания, которые утешили много юных душ и получили отклик во всей Греции, а впоследствии почти все были опубликованы. Покинув Святую Гору Афон, мы посетили Афины с окрестными монастырями, затем пошли к великому духовнику Порфирию, имеющему дар прозорливости. Настоящий святой наших дней, он подвизался в маленьком скиту в Аттике. В продолжение паломничества сделали остановку на острове Эгина, окормляемом митрополитом Иерофеем. Отсюда отправились на остров Керкира (Корфу) к мощам святителя Спиридона, перед которым отец Клеопа испытывал великое благоговение. На другой день было воскресенье, и мы служили вместе Святую Литургию, а отец Клеопа был приглашен сказать духовническое слово в монастыре Платитера в городе 45 . Поздно вечером на пароходе мы отправились в сторону Италии, к мощам святителя Николая, великого чудотворца, по пламенному желанию отца Клеопы, который хотел приложиться к ним хоть раз в жизни и испросить у него помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Церковь вмч. Георгия мон-ря Нучет. 1840–1848 гг. В 25 км от Тырговиште в с. Мэнэстиря (коммуна Кобия) находится мон-рь Кобия, основанный в 1572 г. стольником Бадей Болосиным. Никольская ц. мон-ря отличается уникальным внешним декором и является единственным памятником, сохранившимся в первоначальном виде. Во время реформ Кузы мон-рь был закрыт, церковь стала приходской. В 2001 г. храм был расписан худож. Р. Андроником. В наст. время ведутся переговоры по восстановлению здесь мон-ря. Мон-рь Нучет в 16 км от Тырговиште, возможно, существовал еще с нач. XV в.: по преданию, он был основан прп. Никодимом Тисманским. Однако 1-м известным ктитором стал жупан Гергина, дядя господаря Раду IV Великого (рубеж XV и XVI вв.). Нучет был впервые упомянут в грамоте св. Нягое I Басараба, где говорится о том, что господарь Влад IV Кэлугэрул (Монах) (1482-1495) пожаловал мон-рю «горы Бучеджи». В 1592 г. Нучет был преклонен мон-рю Дусику близ Пили в Фессалии в юрисдикции К-польской Церкви. Мон-рь пострадал во время австро-турецкой войны (1736-1739) и землетрясения 1738 г. Несмотря на проведенные семейством Вэкэреску реставрационные работы, Георгиевская ц. в 1840-1848 гг. была полностью перестроена. Как и мн. др. обители, Нучет прекратил свое существование после секуляризационных реформ Кузы. Решение о возобновлении мон-ря было принято 15 марта 1994 г., в нояб. 2004 г. отреставрированная Георгиевская ц. и весь комплекс были освящены. В мон-ре подвизаются 10 насельниц, настоятельница - мон. Андрея (Давид). В 5 км от Тырговиште расположен мон-рь Вифорыта, основанный в XV в. Впервые упомянут в источниках в 1530 г. в связи с постройкой здесь господарем Владом V Тынэром (Молодым) ц. во имя вмч. Георгия. Обитель пострадала во время похода трансильванского кн. Габора Батори в 1611 г., восстановлена господарем Раду IX Михней (1611-1616). После землетрясения 1940 г. мон-рь был восстановлен при содействии румын. патриарха Юстиниана (Марины). В 1960 г. в мон-ре был организован приют для вдов священников. До 2000 г. монастырь находился в непосредственном ведении Патриархии, затем перешел в юрисдикцию Тырговиштской архиепископии. В монастыре подвизаются 85 насельниц, настоятельница - ставрофора Михаила (Грэждян).

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Нифонта. Господина Максима Триволиса Сияющего более серебра и злата и любых драгоценных камней блистательного архиерея Нифонта, служителя Бога, оставившего сей мир, великий Бог почтил этой драгоценной гробницей, побудив к этому божественного Нягое, великого владыку воинственных мизов, дабы она была для Его служителя к вечной славе. Великий отец, приветствую тебя; помни о том, чтобы постоянно оберегать этот монастырь своими молитвами перед Создателем, самому же владыке, о блаженный, — даровать несокрушимую мощь и здоровье при жизни, а когда он оставит землю — поместить его в божественных дворцах Олимпа». Вторая надпись на той же гробнице — более краткая: «Другая надпись на той же гробнице. Я золотая гробница, скрываю внутри себя того, кто драгоценней золота, — Нифонта, архиерея Византия» . И. Шевченко предполагал, что Максим в афонский период имел связи с Валахией либо через Дионисиев монастырь на Афоне, либо непосредственно. Возможно, он вел там миссионерскую деятельность. О том, что он на Афоне был посылаем в разные места и всегда возвращался благополучно, наш герой напишет в одном из русских посланий, намекая на отказы отпустить его к Святой горе. Максиму принадлежит также эпиграмма Мануилу, великому ритору Великой Церкви, Святой Софии в Константинополе . Афонский монах пишет о достоинствах Мануила как автора музыкальных сочинений. Эпиграмма предназначалась для сборника этих сочинений Мануила Коринфского и должна была находиться в самом начале сборника: «Максим монах — великому ритору и философу Мануилу. Великого ритора эти благоуханные песни музами, грациями и мудростью порождены; ведь музы дали им стройность, удачливые фации — благозвучие, а мудрость — убедительность (речи). Человек, не ищи в них длиннот, но в этих малых строках восхищайся силой сказанного. Откуда же он происходит и как его имя? Мануил имя его и Коринф его родина». Поэтические наклонности натуры Михаила–Максима можно было предполагать, рассматривая его итальянский период, в факте переписки древнегреческого поэта Феокри- та. Теперь это находит подтверждение. И. Шевченко ввел в научный оборот неизвестную ранее небольшую поэму Михаила Триволиса и дал высокую оценку его поэтического творчества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Частицы главы И. П. хранятся в ц. св. Иоанна Предтечи в Иерусалиме, в музее Резиденции в Мюнхене (где собраны сокровища баварских королей), в афонских мон-рях Хиландар , Дохиар , Ставроникита (челюсть) и в др. В мон-ре прп. Дионисия хранится часть мозга И. П. в виде восковой массы, а также, по преданию, там до XVIII в. находилась глава И. П., подаренная мон-рю валашским господарем Нягое Басарабом в XVI в. Во время русско-тур. войны монахи везли главу в метохий мон-ря на о-ве Айос-Эфстратиос для освящения воды и встретились с турецким военным кораблем, который забрал святыню (по др. версии, глава была украдена пиратами из-за драгоценной раки); затем она была передана султану Мустафе III и хранилась в его сокровищнице до 1845 г., после чего находилась в мечети Омейядов в Дамаске ( Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие. 2006. С. 513; Σμυρνκης. 1988. Σ. 513). Согласно араб. традиции, часть главы И. П., почитающаяся ныне в мечети Омейядов, была найдена во время постройки мечети в VIII в. халифом аль-Валидом I (на ее месте до араб. завоевания была христ. базилика во имя Иоанна Предтечи). В средневековье были известны др. святыни, связанные с И. П. Волосы святого, привезенные из сир. похода имп. Иоанном I Цимисхием , были подарены, согласно Хронографии Акоба Санаинци, арм. вардапету Пандалеону ( Arutiunova- Fidanjan V. Relics in the Armenian-Byzantine Relationship: Political and Religious Aspects//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 50-52). В к-польских церквах хранились прядь волос, запечатанная в иконе И. П. во Влахернах, др. прядь волос, увенчанный крестом жезл И. П., часть одежды и обуви - в ц. Пресв. Богородицы Фаросской в Большом дворце, зуб - в ц. св. Иоанна Предтечи и др. (Книга Паломник. С. 19, 22; Описание святынь К-поля. 1996. С. 440, 449). Кровь И. П. неоднократно упоминается в разных источниках (напр., среди святынь Великой Лавры - Сказание о Св. Афонской Горе игумена рус. Пантелеимонова мон-ря Иоакима и иных святогорских старцев/Сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). СПб., 1882. C. 9). В наст. время кровь И. П. хранится в мон-рях Ксенофонта преподобного, Эсфигмен и в Халкинской богословской школе в Стамбуле, кровь и земля с места Усекновения главы И. П.- в Иоанна Предтечи мон-ре близ Сереса.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

В результате археологических раскопок, предпринятых в 1969-1974 гг. и в 1975 г. разными экспедициями, были установлены основные этапы строительства Н. с. ц. В кон. XIV в. на этом месте находилась деревянная церковь - видимо, именно она упоминается в папской булле 1399 г. Однонефное строение небольших размеров (ок. 5×4 м) в вост. части имело апсиду радиусом 2 м. Деревянная конструкция опиралась на каменные фундамент и цоколь. Ок. 1440-1444 гг. над разобранной деревянной церковью была воздвигнута каменная, более обширная (7,5×5,4 м), в традициях готической архитектуры, также однонефная, с 4-гранной апсидой. Ок. 1450 г. был пристроен асимметричный притвор с контрфорсами, расположенными с юж. и сев. сторон. До 1495 г. при содействии валашского господаря Влада IV Монаха (Кэлугэрула) церковь перестроили. Работы были продолжены после 1512 г. (возможно, при содействии валашского господаря св. Нягое Басараба , о чем говорят поздние источники): церковь была расширена за счет величины стен предыдущей, поскольку новое строение фактически огибало по периметру старое, с той лишь разницей, что на 3 углах 4-гранной апсиды появились наклонные контрфорсы, притвор был значительно удлинен в зап. направлении. В притворе возле вост. стены был обнаружен фундамент 2 столбов; это позволило предположить, что в то время над этим местом была сооружена колокольня. Ок. 1584 г. при содействии валашского господаря Петру III Церцела (Серьги) (1583-1585) церковь была вновь значительно удлинена в зап. направлении, она стала 3-нефной, с 2 рядами столбов (по 4 в каждом); также к сев. стене был пристроен небольшой придел ( Moisescu. 2001. Р. 181). На средства молдавского господаря Арона Тирана в 1595 г. над притвором была построена башня-колокольня. В 1651 г. в башне был устроен придел во имя св. Иоанна Предтечи. В данном виде церковь просуществовала до нач. 30-х гг. XVIII в. В 1733-1734 гг. свящ. Раду Темпя II, использовав средства, выделенные Анкуцией, дочерью валашского господаря мч. Константина Брынковяну, пристроил к сев. фасаду Благовещенский придел. В 1740 г. церковь была удлинена в вост. направлении, на месте алтарной апсиды появился дополнительный 3-конховый неф, увенчанный главой, опирающейся на 2-ступенчатые арки. Так же как и боковые, центральная апсида приобрела полукруглое очертание. Между северной и центральной апсидами был пристроен жертвенник. В 1750-1752 гг. стараниями прот. Раду Темпя III к юж. фасаду был пристроен придел в честь Вознесения Господня. В 40-х гг. XX в. в зап. части храма появился балкон для певчих (кафас), установлены новые входные врата и кресла на клиросах - скульптурные работы по дереву выполнил мастер Моисей Шкьопул (Хромой) из Рупя. Настенная живопись

http://pravenc.ru/text/2566146.html

   001    002    003    004    005    006    007   008