Куртя-де-Арджеш. Церковь Николая Чудотворца ( " Княжеская " ). Biserica Ortodox Român " Sfântul Nicolae " , Княжеская церковь (Biserica Domneasc) /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1352 и 1369. Адрес: Румыния, жудец Арджеш, м. Куртя-де-Арджеш, ул. Негру Водэ, д. 2 Strada Negru Vod 2, Curtea de Arge, Judeul Arge, România Координаты: 45.142033, 24.675782 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Княжеская церковь Святого Николая в Куртя-де-Арджеш (то есть " Двор на Арджеше " ) - одна из старейших православных церквей в Румынии. В 1330 году Куртя-де-Арджеш стал первой столицей княжества Валахия. Князь Басараб I заложил в этом городе, внутри княжеского двора, храм. Он был сооружён на месте более старой часовни Святого Николая XIII века. В 1364-1384 гг. при валашском воеводе Владиславе I и его преемнике были выполнены росписи храма. Церковь была соединена галереей с Господаревым дворцом. Долгое время храм служил усыпальницей для правителей Мунтении (историческая область Валахии). В ней находятся могилы Владислава I и Басараба. В 1750, 1827 и 1911 гг. церковь подвергалась реконструкции. Так, в 1827 году в результате реставрации были добавлены два шпиля и расширены окна, была поновлена и живопись, выполненная иконописцем Пантелеймоном. В начале ХХ века французский архитектор Лекомт de Nouy предлагал снести памятник, чтобы затем восстановить путём реконструкции по сохранившимся обмерам. Жители города собрали огромную сумму для того времени и обратились в Комиссию по Историческим памятникам с просьбой отремонтировать храм за их счёт. Церковь к тому времени могла вот-вот развалиться. Реставрационные работы, начатые в 1911 году, продолжались более 10 лет. В результате был сохранён этот бесценный памятник, но и были выявлены новые фрагменты росписей. Во время проведённых археологических раскопок под храмом и возле него были выявлены не менее 14 могил. Церковь Святого Николая знаменует один из ценнейших памятников румынской архитектуры, построенной по классической модели византийских церквей типа " греческий вписанный крест " , представленный идеей присоединения Валахии к Византийскому миру. Храм имеет форму греческого креста с тремя выступающими апсидами и свободно стоящими четырьмя опорами, поддерживающими барабан купола. Каменная кладка стен храма чередуется с кирпичной.

http://sobory.ru/article/?object=36339

Календарь Материалы 18 июля 2006 г. [Документы истории] 1918— Святейший Патриарх за Божественной литургией произнес проповедь, в которой осудил расстрел царской семьи. Святитель Тихон открыто заявил, что с убийством государя императора Николая II христианская совесть примириться не может: «Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заключают в тюрьмы, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: Блажени слышащии слово Божие и хранящии е». [Документы истории] 1920— СНК принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». По мере развертывания кампании — нарастал поток многочисленных жалоб верующих на оскорбление их религиозных чувств, а на местах, в тех случаях когда вскрытые раки оставались в храмах и монастырях , продолжалось почитание св. мощей: при большом стечении верующих служились акафисты и молебны. [Документы истории] Подводя общий итог эпохе саблеровского управления, о. Георгий Шавельский отмечал страшный упадок во всех отношениях (кроме количественного) ученого монашества; понижение умственного и нравственного уровня в архиерействе; расстройство и упадок духовных школ; обмирщение монастырей; огромное понижение образовательного уровня в среде сельского белого духовенства; общую отсталость церковной жизни и работы и совершенное неиспользование огромных церковных богатств, находившихся под спудом, вплоть до их разграбления большевиками. [Встреча с Православием/Апологетика] Иван Андреев Рассмотрев отношения религии к нравственности, к философии, к науке и к искусству, мы видим, что религия представляет нечто гораздо более всеобъемлющее, чем все вышеуказанные проявления человеческого духа не только в отдельности, но и в общей их совокупности, ибо религия обнимает их в целостном единстве. Без религии все стремления человеческого духа не имели бы твердой опоры и ставили бы дух человеческий в безвыходные противоречия. [Интернет-журнал/Общество] Иван Пиковский Если поехать в глубинку Новгородской области, то может создаться впечатление, что население тут вымирает. На глазах у местных жителей за последние десятки лет целиком исчезли многие поселки и деревни. Но не так в приходе Тихвинской иконы Божией Матери в городе Холм. [Поместные Православные Церкви/Румынская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Преследуемый турками господарь поднялся на вершину горы. Будучи не в состоянии уйти от преследователей, Матей Басараб обменялся одеждой с арнаутом, которого потом янычары взяли в плен и отрубили ему голову. Жизнь господаря, таким образом, была спасена, и в знак признательности своему спасителю он поклялся возвести монастырь на этом месте. И он его построил. Он преобразил вершину горы в алтарь и место своего вечного успокоения. Вдали от мира и вблизи от неба. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна Новости 18 июля 2006 г.

http://pravoslavie.ru/archive/060718

М. Б. считается самым крупным покровителем Православия и искусства в Валахии. Возобновил традицию распространения церковных книг, зародившуюся еще в XVI в. В правление М. Б. при помощи митр. Киевского свт. Петра (Могилы) были организованы типографии в Кымпулунге и Говоре, его книгопечатная деятельность известна как «золотой век» румын. культуры. В типографиях Кымпулунга, Говоры, мон-ря Дялу и митрополии Тырговиште были напечатаны 10 слав. книг и книги, переведенные на румын. язык с греч. и слав. языков. Первой румын. книгой, изданной при М. Б., стал сборник валашских законов «Pravila cea mica» (Сокращенные правила. Говора, 1640). В Говоре также было издано «Evanghelie învtoare» (Поучительное Евангелие, 1642), в Тырговиште - «Pogrebania preotilor» (Чин погребения священнослужителей, 1650), «Mystirio, или Sacrament» (Таинство, 1651) и «Târnosanie» (Обновление, 1952). Сборник гражданских и церковных законов «Îndreptarea legii», или «Pravila cea mare a lui Matei Basarab» (Великое уложение Матея Басараба. Тырговиште, 1652), был востребован во всех румын. княжествах, особенно в Трансильвании, где им пользовались до нач. XIX в. В правление М. Б. и при его поддержке возведены и отреставрированы 126 памятников, в т. ч. 46 православных церквей и монастырей были отстроены заново, а также господарские замки в Кымпулунге, Бухаресте и Тырговиште, господарские дома в Брынковени и Каракале, епископальный кафедральный собор в Рымнике, мон-ри Арнота, Стрехая, Кэлдэрушани , Садова, Мэксинени, Плэтэрешти, Корнэцел, скиты Бэрбэтешти, Дымбовица, Пину, Бузэу, церкви во имя святых Константина и Елены в Тырговиште, во имя свт. Николая «Андронешти» в Тырговиште, во имя вмч. Георгия в Питешти, св. Апостолов в Бухаресте, вмч. Димитрия в Крайове и др. При его поддержке были построены церкви на правом берегу Дуная: во имя вмц. Параскевы и вмч. Пантелеимона в Видине, св. Апостолов в Шиштове (Свиштове); церковь в Порчешти в Трансильвании; возведен мон-рь Совежа в Молдове. Также М. Б. делал значительные пожертвования афонским обителям: Ксенофонта преподобного монастырю , Великой Лавре , Дионисия преподобного монастырю , Русскому великомученика Пантелеимона монастырю , Хиландару , Симонопетре , Кутлумушу , Пантократору . Согласно духовному завещанию М. Б. и следуя его примеру, валашские великие бояре также воздвигли более 50 церквей и мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2562566.html

С IV века существовали епархия и центр церковного управления в Томи в римской провинции Скифия (совр. Добруджа). Так называемые скифские монахи – служившие как на латыни, так и на греческом – принимали участие в «теопасхитских спорах», развернувшихся в VI веке. По всей вероятности, изначально их окормляла архиепископия Юстинианы Примы, созданная императором Юстинианом 574 . Довольно многочисленная народность, произошедшая от этих романизированных даков и римских колонистов и говорившая на языке, родственйом латыни, на протяжении нескольких веков населяла территорию Балкан, прежде всего регион к северу от Дуная, известный как Трансильвания, Валахию и Молдавию. Жившие, как правило, в гористой местности, эти люди сохранили свой язык, но для богослужения заимствовали церковнославянский, унаследовав его от свв. Кирилла и Мефодия; политически ими также управляли чужеземцы – венгры, сербы и в особенности болгары. Есть свидетельства, что влахи – как тогда называли будущих румын – играли заметную роль при дворе болгарских императоров в XIII и XIV веках. Фактически и Асени, основатели Второго Болгарского царства, и многие представители болгарской церковной иерархии и чиновничества происходили из влахов. В то время, когда были сделаны эти первые шаги на пути к независимости Румынии, Константинопольский патриархат мог опираться за Дунаем на два церковных форпоста: митрополию Вичины близ дельты Дуная (первое упоминание – 1264 год) и епископство Белгородское, или Аккерманское (греч. σπρκαστρον), близ устья Днестра. Последняя кафедра в прошлом была викариатом митрополита Киевского. Патриархи–исихасты Каллист (1350–1353, 1354–1363) и Филофей (1353–1354, 1364–1376), которые вели активную централизаторскую политику и несколько раз смещались со своей кафедры патриархами Тырновскими 575 , были только рады распространить юрисдикцию Вселенского патриархата на румынские земли за счет болгар. В 1359 году воевода Николай Александр Басараб обратился с просьбой учредить митрополию в Аргеше и пообещал хранить верность Вселенскому патриархату.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В дополнение к этим двум заметкам Преосв. Палладия и д-ра Бретшнейдера об Ясах в Китае приводим в русском переводе и вышеуказанную заметку отличного сербского исследователя архим. Руварца. Статья эта немногим у нас известна, а между тем очень важная. Она озаглавлена у почтенного автора «Господство Яшко». «В краткой истории болгарского народа, написанной по К. Иречку Др. Миланом Савичем и изданной в 1879 г. в Новом Саде, говорится, что болгарский царь Михаил (1330 г.) заключил против сербского короля Стефана Уроша III союз с греческим царем Андроником III, с румынским воеводой Иванком Басарабом, с черными Татарами и с господарем Яшки (sic). У Иречка в нем. изд. стр. 293 сказано gospodstvo Iassko, а ниже в пункте 19 «Einleitung zu Duans Gesetzen» (Iasi slav. Alanen). Но это замечание легко могло быть просмотрено, и г. компилятору это господство jaшko показалось слишком отвлеченным, и он предпочел заменить его более конкретным выражением: «господарь Яшки», и таким образом волею неволею приблизился к бывшему архиепископу Черниговскому Филарету, который в труде своем «Святые Южных Славян» (стр. 201 прим. 14) «господство Яшко» заменил «господарь Яков». Но лишним будет сказать несколько слов в объяснение указанного места в предисловии Душана к его Законнику. Это место гласит так: «А позавидев злоненавистник диаволь нашему благому житию и злоньравиемь вьздьвиже на нас –говорит царь Стефан – з (7) царевь в лете 6837, месоца Иуниа 19 день, рекоу же (1) и цара грьчаскаго, (2) Михаила и (3) брата его Белаоура и (4) Александра цара Бльгаромь и (5) Басараб Иванька, таста (6) Александра цара соумегь живуштих чрьных Татар и (7) господство яшко (См. Законик Стефана Душана изд. Cmojah Новакови, стр. XXIII). В хрисовуле 1330 г., пожалованном монастырю Дечанскому Стефаном Урошом III сказано: «Храмоу сему жиждемоу и синмоу хрисовоулоу записиваемому – вьнезапу победи се царь бльгарьскыи Михаиль Шишьманикь с иными сильними 4-ми цари сь иноплеменьными ieзыkы и многими поганни». (Mikl. Mon. Serb. 100).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

На территории М.-В. в XX в. проводились археологические раскопки, в результате которых были обнаружены следы гето-дакского поселения (ок. 2 тыс. лет до Р. Х.). Первое упоминание о М.-В. относится к марту 1591 г. Возвращаясь из 2-летнего странствия по России и Польше, патриарх К-польский Иеремия II (Транос) , сопровождаемый митр. Монемвасийским Иерофеем и архиеп. Элассонским Арсением, во 2-й раз побывал в Валахии. В Бухаресте, входившем в то время в состав Унгро-Влахийской митрополии РумПЦ в юрисдикции К-польского Патриархата, патриарх встретился с игум. Евгением из мон-ря Симонопетра. В патриаршей грамоте, выданной игумену по его просьбе, упоминаются обстоятельства основания М.-В. баном (наместником) Мехединца Михаем (впосл. заместитель наместника Крайовы, господарь Валахии в 1593-1601 Михай II Храбрый из династии Басараб). Согласно грамоте, мон-рь Симонопетра уже имел метох в ц. во имя свт. Николая, построенной великим постельничим Гиормой и его супругой Каплей в окрестностях Бухареста (1564; ныне в центре города), на склоне горы у р. Дымбовицы, на месте деревянной церкви, упоминаемой в источниках с 1-й пол. XV в., времени правления в Валахии господаря Влада III Басараба (Дракулы) (30-40-е гг. XV в.). Однако, ввиду того что местность была заболоченной и «нездоровой», монахи, несмотря на многочисленные пожертвования в мон-рь, не могли там жить. Игум. Евгений просил сохранить старое подворье, оставив его под присмотром 2 или более монахов, и построить новый монастырь в более подходящем месте. Получив разрешение, игумен «нашел благочестивого господина Михая бана, мужа истинно набожного», к-рый не только словом, но и «не щадя ни трудов и усилий и никаких затрат», воздвиг другую ц. во имя свт. Николая и «назвал ее метохом симонопетринцев». Также он выстроил кельи, пожертвовал мон-рю села, золотую и серебряную утварь и др. Грамотой от 5 окт. 1591 г. патриарх закрепил положение М.-В. в качестве метоха Симонопетры, а также патриаршей ставропигии (церковь была освящена им) (Cltori strini. 1971. Vol. 3. P. 300-302).

http://pravenc.ru/text/2563808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Кэлдерушани [Румын. Cldruani], муж. мон-рь Румынской Православной Церкви в Бухарестской архиепископии. Расположен в с. Влэсия жудеца Илфов, на берегу оз. Кэлдэрушани, в 40 км к северо-востоку от Бухареста. К.- один из старейших монастырей Мунтении. Трехглавый собор, представляющий собой в плане триконх, в центральной части мон-ря освящен во имя вмч. Димитрия Солунского, келейные корпуса образуют прямоугольник стен. Над входными воротами возвышается ярус колокольни; в сев. части монастырской территории построена кладбищенская церковь. Ктитором мон-ря был валашский господарь Матей Басараб (1632-1654), к-рый отстроил К. в 1637-1638 гг. В грамоте 1615 г., вышедшей из канцелярии господаря Раду Михня, указывается, что еще до 1637 г. на месте мон-ря существовал деревянный скит. В XVII в. в К. были устроены скрипторий и типография. Со 2-й пол. XVII в. мон-рь начал приходить в упадок. Архим. Филарет, буд. митр. Унгро-Влахийский Филарет II (1792-1793), в течение 20 лет (с 1772 по 1792) уделял обустройству мон-ря большое внимание. Владыка по праву считается 2-м ктитором обители, в к-рой он был похоронен в 1794 г. В 1775-1778 гг. были проведены большие строительные работы: восстановлены соборные главы, разрушенные во время землетрясения, возведен зап. притвор (1778), надстроены одним этажом здания келлий, переложена и поднята до высоты 15 м башня-колокольня, построен архондарик. В 1778 г. под эгидой митрополии в К. открылась иконописная школа, которую возглавил Иван Русский (Rusul). 1 апр. 1794 г. в настоятели К. был поставлен прп. Георгий из монастыря Черника, окормлявший мон-рь вплоть до своей кончины в дек. 1806 г. Среди монашествующих, проживавших в обители в 1-й пол. XIX в., необходимо упомянуть прп. Каллиника Черникского, впосл. епископа Рымникского, иеродиак. Григория, ученика прп. Паисия Величковского, буд. митр. Унгро-Влахийского свт. Григория IV (Даскэла), чьи мощи покоятся в соборной церкви обители. В мон-ре останавливался протопсалт Макарий (ок. 1780-1836). В 1854-1855 гг. для К. писал иконы румын. худож. Николае Григореску (1838-1907), в музейной коллекции хранятся 7 икон его кисти. В XIX в. монастырские строения были реконструированы. Лит.: Nicolae V. Mnstirea Cldruani. Bucur., 1973; P curariu. IBOR. Vol. 2-3. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462377.html

Румынская Церковь канонизировала свою первую известную монахиню Бухарест, 31 марта 2022 г. Фото: basilica.ro В феврале Священный Синод Румынской Православной Церкви причислил к лику святых преподобную Теофану Бесараб, сообщает информационное агентство «Basilica». Святая Теофана (в миру Теодора; ок. 1300-ок. 1351) стала царицей Болгарской, а позже - первой известной монахиней в истории Румынии и ученицей великого исихаста - преподобного Феодосия Тырновского. Ее день памяти в Румынской Церкви будет отмечаться ежегодно 28 октября. Хотя преподобная Теофана имела румынское происхождение, она также известна как «мать Болгарии» эпохи династии Асеней. Для многих она по сей день воплощает преданную мать, царственное изящество и одновременно благочестие. Однако о жизни святой мало что известно, и судьба ее мощей окутана тайной. Теодора была старшей дочерью князя Басараба I, первого правителя (воеводы) централизованного государства Валахия. Для укрепления политических связей в 1322 году Басараб выдал свою дочь замуж за Ивана Александра, царя Болгарского, в городе Ловеч. Там она покровительствовала обширной духовной и культурной деятельности, в том числе переписыванию и переводу рукописей со Святой Горы Афон и из Константинополя. У Теодоры и ее мужа родились три сына и дочь. Хотя святая пользовалась большим уважением в народе, который любил ее за благочестие, смирение, добрые дела, культуру и образованность, ее брак с Иваном Александром в конце концов распался, когда он полюбил другую женщину. Теодора поступила в монастырь близ города Велико-Тырново, взяв в монашестве имя Теофана. Позднее она, как считается, перебралась в пещерный монастырь Алботин (Альбутин) на территории Видинской епархии, где подвизалась и мирно преставилась ко Господу. По одной версии, ее мощи перенесли в Белград вместе с мощами преподобной Параскевы (Петки) Сербской, чтобы спасти от османского нашествия, где они, предположительно, пребывали до 1521 года, когда турки захватили и Белград. Через некоторое время султан Сулейман I Великолепный (1520-1566) приказал перенести мощи в Стамбул.

http://pravoslavie.ru/145473.html

Монастырь на орлиных высотах (версия для печати)/Православие.Ru Монастырь на орлиных высотах Православие.Ru , 18 июля 2006 г. Монастырь Арнота / Арнота Арнота – это румынский Афон, высокая гора, по склонам которой монашеские скиты и пещеры поднимаются большими, постепенно суживающимися, концентрическими кругами все выше и выше к вершине. У подножия лежит монастырь Бистрица, с неприступным и суровым обликом, хранящий самое большое сокровище Вылча – мощи святителя Григория Двоеслова. Выше по склону горы расположены скиты и кельи, вырубленные некогда неизвестными пустынниками в податливых скальных породах. Крутой и утомительный путь наверх приводит, наконец, к вздымающейся вертикально скале, венчаемой орлиным гнездом – Арнотой. Там спит вечным сном Матей Басараб, великий исторический деятель и ктитор многих церквей Валахии и Афона. Мунтенийский господарь взирает на свою страну и народ, избрав своим последним троном суровые пики Арноты, с которых в редкие ясные дни можно видеть внизу петляющую серебряную ленту реки Олт и, там, вдали, окрестности Сибиу в сердце Трансильвании. Руины на вершине горы Дорога к монастырю все поднимается и поднимается вверх, изобилуя поворотами, предательски раздваивается; какой-либо указатель отсутствует. Езда по такой дороге тяжела и утомительна, даже путешествуя в такой мощной машине как наша. Вокруг, как нам кажется, нет ни одной живой души; царит полная заброшенность. Без матушки Мелетии, которая нас сопровождает, мы наверняка бы заблудились. Проходит какое-то время, пока не оказываемся на месте. Словно выросший из массивных горных пород, посеревший от дождей, монастырь непоколебимо стоит на скальном отроге. Здесь конец света. В Арноте останавливаются все. Дальше можно подниматься только в небо. С монастырского двора зима, казалось, никуда не уходила. Холодная сырость и пятна снега на земле говорят о погоде переменчивой и коварной. Вид совсем не идиллический открывается нашему взору. Пребывая в запустении на протяжении десятилетий, почти все постройки в Арноте пришли в бедственное состояние – кельи, церковь, особенно ее фундамент.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Первое документальное упоминание о церкви датируется 11 ноября 1645 года, когда в примечании упоминается «Королевская церковь в Крайове». Между 1651 и 1654 годами церковь была перестроена с нуля правителем Матеем Басарабом, надпись на славянском языке гласила (перевод историка Августа Пессякова): «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Силами милосердного Бога эта святая церковь была построена и она стала фундаментом Святого Димитрия, Фонтана Мирры, слишком просвещённым христианином Ио Матей Басараб Воеводой, правителем Валахии и госпожой Элины, потому что Крайова была родовым имением Его Величества и была освящена в октябре 7160 (1652) года и была под управлением Данчу Пэрэяну из Милешти». Церковь, построенная Матеем Басарабом, была выстроена в византийском стиле, имела стены толщиной два метра, пять башен и колокольню с двумя большими колоколами. В 1657 году церковь посетили патриарх Антиохийский Макарий и его диакон Павел Алеппский, которые отметили: «На въезде в Крайову нас встретили купцы Олтении, бояре и народ. Они привели нас к большой каменной церкви, построенной последним Матей Водэ, посвященной Святому Димитрию, которая в точности напоминает церковь во дворе (Королевского Двора Тырговиште), построенную на четырех высоких колоннах и имеющую яркий и очаровательный вид». За прошедшие годы церковь несколько раз пострадала, и в 1690 году её перестроил великий воин Петре Обедяну. Однажды церковь была частично восстановлена в 1699 году, во время правления Константина Брынковяну, когда он также приказал восстановить Дом Бэнией. Турецко-австрийская война 1716-1718 годов нанесла ущерб церкви, которая была отремонтирована в 1723-1724 годах сыном Петре Обедяну, управляющим Константином Обедяну (боярин Крайовы, стюард, позже австрийский имперский советник и каймакам Крайовы). По этому случаю церковь была покрыта черепицей, расписана и перекрашена изнутри Феодосием, Андреем и другими известными художниками того времени. В 1731 году правившие Крайовой австрийцы разработали план по укреплению места, где находились Дом Баний и церковь Св. Димитрия, «потому что её положение было выше, чем в других местах Крайовы, и её протяженность была не такой большой». План так и не был реализован.

http://sobory.ru/article/?object=54166

   001    002    003   004     005    006    007    008