Среди этих защитников православной веры был и митрополит Илия Иорест из Алба-Юлии. Родился он в 1600 году в одном из сел Трансильвании. Предполагают, что это селение могло находиться или близ границы с Молдовой, или в Марамуреше. В крещении будущий первоиерарх получил имя Илия. Юношей он поступил в монастырь Путна, возведенный господарем Стефаном Великим, в котором подвизались многие трансильванские иноки. После того, как Илия обучился грамоте и усвоил церковный устав, он был пострижен в монашество с именем Иорест и рукоположен в иеромонаха. В сентябре 1640 года почил митрополит Трансильвании Геннадий II. Благодаря стараниям молдавского господаря Василия Лупу на вдовствующую кафедру был избран иеромонах Иорест. Согласно традиции он был хиротонисан во епископа в кафедральном соборе Тырговиште, отстроенном трудами валашского господаря Нягое Басараба, митрополитом Унгро-Влахийским Теофилом в сослужении собора архиереев. Несомненно, что валашский господарь Матей Басараб преподнес новому владыке соответствующие его положению дары, как то было принято делать в отношении митрополитов Трансильвании. Торжественное настолование состоялось в митрополичьем соборе Алба-Юлии, ктитором которого был великий господарь Михай Храбрый, впервые объединивший в 1600 году все румынские территории в единое государство. Воспользовавшись представившимся случаем, князь Трансильвании Ракоци Дьёрдь I попытался вынудить митрополита принять новые его требования, облегчавшие пропаганду кальвинизма среди румын. Среди всего прочего он потребовал перевода и печатания на румынском языке ряда молитвословий и песнопений кальвинистов, как и кальвинистского Катехизиса. Новый митрополит не выполнил ни одного его требования, но остался верным защитником православной веры вместе со своими прихожанами. Митрополит начал активно налаживать церковную жизнь в своей епархии: совершал канонические визиты; рукополагал священников к приходским храмам; созвал «Большой собор» митрополии, на котором присутствовали благочинные и простые священники; закончил печатание в Алба-Юлии «Учительного Евангелия», работа над которым была начата еще его предшественником; поддерживал живую связь с Молдавским княжеством. Владыка получил духовную поддержку в своем стоянии за Православие благодаря состоявшемуся в сентябре-октябре 1642 года Собору в Яссах, который принял Православное исповедание митрополита Киевского Петра Могилы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Особое внимание Н. Б. уделял афонским мон-рям. Это объясняют тем, что он находился под влиянием свт. Нифонта II: так, в свое время был единственным из румын. бояр, кто, несмотря на угрозы Раду IV предать смертной казни любого вступившего в контакт с впавшим в немилость иерархом, все же посещал и поддерживал его ( Gavriil Protul. 1944. Р. 91-93). Первый акт, принятый Н. Б. в качестве господаря,- документ пожертвований (20 февр. 1512), касавшийся расширения владений афонского мон-ря Кутлумуш (назван в источнике Большой лаврой Валахии, являлся ктиторией господаря Владислава I Влайку), к-рому были дарованы 8 сел, освобожденных от всех даней, кроме налога, взимаемого в пользу государства (DRH. B. ara Româneasc. 1972. Vol. 2. Р. 198-200). Также он даровал Кутлумушу годовую субсидию в размере 10 тыс. аспров, к которой добавил 700 аспров на содержание больницы и 500 - на дорожные растраты для тех, кто приезжали в Валахию за деньгами. Н. Б. полностью перестроил кафоликон Великой Лавры , пожертвовал много предметов утвари и годовую субвенцию. Отдельное попечение Н. Б. имел о Дионисия преподобного монастыре , т. к. в этой обители умер и был похоронен патриарх К-польский свт. Нифонт II. Н. Б. построил там церковь во имя патриарха ( Gavriil Protul. 1944. Р. 141-157) и подарил обители раку для его мощей и многое другое. Н. Б. жертвовал в обители Пантократор , Ватопед , Ксиропотам , Павла святого мон-рь, Иверский монастырь , Ксенофонта преподобного монастырь ( S s ujan. 2012. P. 78-79). Поскольку Н. Б. был женат на представительнице серб. правящего рода, в сферу его донаторского интереса входила также поддержка сербских мон-рей: напр., мон-рю Хиландар в 1517 г. он пожертвовал 7 тыс. аспров; поддерживал мон-ри Крушедол , Дечаны , Орешковица ( Bazilescu. 1971. Р. 679; S s ujan. 2012. P. 80), Кошиница в Вост. Македонии ( Sz é kely. 2012. P. 417-438; Teoteoi. 2012. P. 127-150). Н. Б. заботился также о святынях Св. земли, Синая, Византии: оказывал значительные пожертвования храму Гроба Господня в Иерусалиме «вместе с церквами, которые находятся вокруг»; Синай «обогатил всеми церковными сосудами и другими многими дарами и выделил большую субсидию» ( Gavriil Protul. 1937. P. 292); перекрыл свинцом патриаршую церковь в К-поле, «обновил помещения для монахов и сделал много даров»; жертвовал средства Метеорским монастырям ( S s ujan. 2012. P. 79).

http://pravenc.ru/text/2578015.html

Куртя-де-Арджеш. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Епархия неизвестна Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1512 и 1517. Адрес: Bulevardul Basarabilor 1,Куртя-де-Арджеш, Румыния Координаты: 45.156786, 24.675301 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Успенский собор в Куртя-де-Арджеш находится в монастырском комплексе одноимённого города в предгорьях Карпат. В XIV веке это была столица Валахии. В начале XVI века валашский господарь Нягое Басараб приказал построить в городе храм, который бы сделал Валахию новым центром православия. Для строительства он пригласил лучших зодчих. Они то и возвели собор, который прославил монастырь на все века. Строительство этого выдающегося памятника византийской архитектуры овеяно легендами. Одна из которых гласит, что работе мастеров мешали мистические неприятности: всё, что каменщики строили в течение дня, за ночь рассыпалось. Так продолжалось четыре дня, пока один из мастеров, Маноле не услышал во сне пророчество: чтобы построить монастырь, нужно замуровать в его стене жену или сестру кого-то из мастеров, ту, что первая принесёт утром еду. Первой оказалась Ана, беременная жена зодчего Маноле. Легенда основана на древнем поверье, что создатель должен принести жертву своему великому творению. Собор и в самом деле получился уникальным и до сих пор признаётся одним из самых красивых православных храмов мира. Другая легенда созвучна с российской - о мастерах, строивших собор Василия Великого в Москве. Она рассказывает, что " чёрный князь " не пожелал, чтобы мастера создали что-либо равное или красивее этому храму. Правитель приехал в новый монастырь, которому не было равных на земле, и спросил мастеров, смогут ли они построить для него ещё лучше собор. Строители, находившиеся тогда на крыше и заканчивая постройку, сказали, что могут построить для него ещё более прекрасный монастырь. Тогда он приказал своим стражникам обрубить строительные леса, оставив тем самым зодчих на крыше храма. Мастер Маноле от безысходности спрыгнул с крыши и упал замертво, а на месте падения появился источник, из которого тонкой струйкой течёт и поныне вода, солёная от его слёз. Остальные семь мастеров попытались спуститься, сделав из досок крылья, но все разбились насмерть.

http://sobory.ru/article/?object=27735

Н. Б. утвердился на престоле при помощи тур. армии (документ, подписанный венг. кор. Владиславом (Ласло) II Ягеллоном, от 14 февр. 1512: Hurmuzaki. 1911. Vol. 15. Р. 218). Оттоманская власть умело использовала слабые стороны династического принципа наследования власти (значительное число наследников, борьба боярских группировок за власть) как в Молдавском, так и в Валашском княжествах, увеличивая давление на внутриполитическую жизнь румын. княжеств. Оба княжества продолжали управляться автохтонными правителями, однако Порта все чаще брала на себя право самой назначать правителей (Istoria românilor. 2016. Vol. 4. P. 476). Восхождение Н. Б. на трон состоялось 23 янв. 1512 г. при поддержке Мехмед-бея, действовавшего от имени султана Баязида II (1481-1512) и близкого к боярам Крайовешти. Мехмед-бей представлял Н. Б. как своего родственника, что подтверждает гипотезу о том, что мать Мехмед-бея Махитаб была румын. происхождения и, весьма вероятно, состояла в прямом родстве с Крайовешти (Cronicile slavo-române. 1959. Р. 79; Mehmet. 1968. Р. 923). Валашское княжество в начале правления Н. Б. находилось в неблагоприятных внешних условиях, что делало необходимым проведение осторожной внешней политики. Н. Б. сохранил мир с турками ценой увеличения размера дани (ок. 13 тыс. галбен), т. о. надолго обеспечив их невмешательство во внутренние дела Валашского княжества. В то же время господарь установил дипломатические отношения с королями Венгрии и Польши, правительством Венеции и папой Римским, что способствовало укреплению политической стабильности, обеспечившей возможность проведения ряда внутренних преобразований (Istoria românilor. 2016. Vol. 4. P. 482). В 1519 г. по согласованию с молдав. господарем Н. Б. направил своего посланника в Ватикан, намереваясь т. о. способствовать преодолению конфликта между католиками и православными в интересах создания единого антиосманского фронта. Всячески поощрял развитие ремесел и торговли, в т. ч. внешней. Очевидно, на момент восшествия Н. Б. на престол, трон главы Валашской Церкви оставался вакантным - на царство господаря помазал патриарх К-польский Пахомий I . На факт помазания как на подтверждение легитимности Н. Б. на престол указывает и румын. летописец Д. Й. Мурешан ( Mure an. 2012. P. 25-62). Некоторые исследователи считают, что Валашская Церковь как Унгро-Влахийская митрополия , подчиненная К-польскому Патриархату, была образована именно при Н. Б.

http://pravenc.ru/text/2578015.html

После смерти в 1502 г. младшего сына св. деспота Иоанна А. с мощами родственников переехала в Валахию, где ее старший сын, принявший ок. 1499 г. монашество с именем Максим , был поставлен митрополитом в г. Тырговиште. Ок. 1509 г. мать и сын возвратились в венг. владения и митр. Максим получил кафедру в Белграде. После возвращения в Срем А. основала мон-рь Крушедол на Фрушка-Гора. Приступая к его строительству, А. в 1509 г. обратилась за денежной помощью к вел. кн. московскому Василию III , к-рому она вместе с грамотой направила доспехи (зброй) св. деспота Иоанна. А. также просила Василия III возобновить ктиторство рус. мон-ря св. вмч. Пантелеимона на Афоне. Помощь из Москвы была получена, и строительство Крушедола, ставшего местом упокоения последних Бранковичей, успешно завершилось между 1512 и 1516 гг. (поддержку строительству оказал также валашский воевода Нягое Басараб , свояк Бранковичей по жене). А. пережила обоих сыновей. Она приняла постриг с прежним именем не ранее лета 1499 г. и последние годы находилась в Сретенском мон-ре, основанном ею неподалеку от Крушедола, где и была похоронена. А. питала любовь к духовному назидательному чтению и, вероятно, обладала даже книжным собранием. Ей принадлежал список «Шестоднева» (Бесед на книгу Бытия) св. Иоанна Златоуста, переписанный в 1451 г. для Сербского Патриарха Никодима (Белград. Патриаршая б-ка. 120); по свидетельству, относящемуся к 1-й пол. XIX в., ее владельческая подпись, позднее утраченная, читалась также на рукописи Крушедольского мон-ря (Палея историческая и «Хроника» Иоанна Зонары. 2-я четв. XV в. Музей Сербской Православной Церкви (МСПЦ). 42). Уже вскоре после кончины А. началось ее почитание как святой. После чудотворений, начавшихся от ее мощей, они были перенесены из Сретенского мон-ря в соседний Крушедол и помещены в одной раке с мощами св. деспота Иоанна. В 1716 г. турки, уходя из Срема, сожгли мон-рь Крушедол и мощи святых семейства Бранковичей. Уцелела только левая рука А., до наст. времени находящаяся в мон-ре.

http://pravenc.ru/text/115058.html

Храмовая завеса с изображениями валашского господаря Влада Винтилэ, его сына Иоанна и кнг. Рады. Ок. 1533 г. (Кутлумуш) Храмовая завеса с изображениями валашского господаря Влада Винтилэ, его сына Иоанна и кнг. Рады. Ок. 1533 г. (Кутлумуш) В знак глубокого почтения к покровителю обители в архондарике был изображен Нягое Басараб и его сын Феодосий. В мон-ре хранится также дар господаря Басараба - серебряная дароносица, выполненная в форме пятиглавого храма и украшенная искусной резьбой и небольшими иконами Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и святых. Известными ктиторами были господарь Влад Винтилэ (1532-1535), к-рый ежегодно делал вклады в Хиландарский мон-рь (10 тыс. аспр), а также в Вел. Лавру, Ватопедский, Зографский, Ксиропотам, Кутлумушский мон-ри и господарь Раду Паисий (1535-1545), жертвовавший на мон-ри Ивирон, Ксенофонт, Дохиар, Св. Павла, Эсфигмен, Ставроникита и Симонопетра. Сохранилось созданное в 1533 г. в церкви мон-ря Вел. Лавра живописное изображение Влада Винтилэ и его семейства, а в мон-ре Кутлумуш - дар господаря, вышитая храмовая завеса с изображением правителя, его супруги и сына. Ктиторами святогорских мон-рей были господари Александр II (1568-1577), Михня II Потурченец (1577-1583; 1585-1591), Михай Храбрый (1593-1601). Михня II неоднократно оказывал различную помощь Афону: только в 1589 г. даровал 15 тыс. аспр мон-рю Хиландар. В 1599 г. Михай Храбрый подтвердил права мон-ря Симонопетра на владение ц. свт. Николая в Бухаресте в качестве метохии и даровал ему 15 сел. Его супруга Станка - село, их дочь Флорика - 2 села. Жертвователями выступали не только правители княжества, но и высшие сановники. В 1545 г. была расписана церковь мон-ря Ксенофонт на средства ворника Константина и его брата Раду. В 1564 г. тщанием др. валашского боярина Нила Комана и его супруги Анны была полностью перестроена ц. вмч. Георгия одноименного мон-ря. Створка двери: Божия Матерь. Валашский воевода Раду. Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) Створка двери: Божия Матерь. Валашский воевода Раду.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Господарь Нягое Басараб с сыном Феодосием. Образ из Афонского Дионисиевского монастыря. Господарь Нягое Басараб с семейством. Фреска Добромира Зографа 1526 г., епископский храм Куртя-де-Арджеш Икона св. Нягу Басарабского Редакция текста от: 30.03.2018 18:58:48 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13677647.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТЕЙ БАСАРАБ Матей Басараб с супругой. Ктиторская композиция в ц. Непорочного зачатия в Пунте, Румыния. XVIII в. (?) Матей Басараб с супругой. Ктиторская композиция в ц. Непорочного зачатия в Пунте, Румыния. XVIII в. (?) (Брынковяну) [румын. Matei Basarab] (ок. 1580, Брынковени - 9.04.1654, Тырговиште), господарь Валахии (сент. 1632 - 9 апр. 1654), один из наиболее могущественных и влиятельных валашских правителей; крупный политический деятель, военачальник, покровитель Православной Церкви в Валахии. Происходил из боярского рода Брынковяну, сын боярина Данчу из Брынковени и Станки. В 1608-1627 гг. занимал должность постельничего и пахарника (чашника), в 1628-1630 гг.- великого аги (боярский титул 2-го ранга, обычно губернатор города). Был женат на кнг. Елене, сестре известного книжника Удриште Нэстурела. В авг. 1632 г. возглавил заговор против валашского господаря тур. ставленника Раду Ильяша, отстраненного от престола, и в сент. при военной поддержке Трансильвании и пашей Силистрии и Очакова пришел к власти. В окт. 1632 г. в битве при Обилешти разгромил тур. ставленника Раду Ильяша, в февр. 1633 г. добился офиц. признания своего господарского статуса Портой. Способствовал экономическому развитию страны, укрепил господарскую власть. Во внешней политике поддерживал дружественные отношения с Трансильванией, заключил мирные договоры с Османской империей (1636), Речью Посполитой (1637), Венецией (1639). Имел напряженные отношения с Молдавским княжеством , особенно после вступления на молдавский престол в 1634 г. Лупу Василе , неоднократно пытавшегося захватить валашский престол. Матей Басараб. Марика Брынковяну. Роспись церкви мон-ря Брынковяну. XVII в. Матей Басараб. Марика Брынковяну. Роспись церкви мон-ря Брынковяну. XVII в. В конце правления М. Б. произошло крупное восстание сейменов - военных наемников при господарском дворе, к-рым М. Б. отказывался платить жалованье и к-рых намеревался обложить налогом. Восставшим удалось захватить столицу страны Тырговиште; в сражении у с. Финта М. Б. был тяжело ранен. Был похоронен рядом со своей женой Еленой в господарской церкви в Тырговиште, но после осквернения могил останки супругов были перенесены в мон-рь Арнота , к-рый М. Б. выстроил в 1633-1636 гг. В городах Румынии и Республики Молдова в его честь воздвигнуты памятники, именем М. Б. названы улицы и лицеи.

http://pravenc.ru/text/2562566.html

Раду IX Михня был высокообразованным человеком, искушенным дипломатом, однако славился алчностью. Роскошь его двора ложилась непосильными налогами на население. При нем в Валашском княжестве начали появляться покупавшие должности при валашском дворе греки-фанариоты, к-рые благодаря своему влиянию в Стамбуле и значительным средствам начали притеснять местное боярство, что привело к ряду волнений, частично завершившихся во время правления Леона Томши (1629-1632), который подтвердил привилегии местного боярства и изгнал фанариотов ( Eremia. 2003. P. 100-107). В авг. 1632 г., в обстановке нарастающего недовольства местного боярства усилением в княжестве левантийского влияния, при поддержке трансильванских войск и пашей Силистры и Очакова на престол Валашского княжества вступил Матей Басараб (1632-1654). Ценой его успеха стало увеличение ежегодной дани Османской империи с 45 до 130 тыс. талеров. Современники отзывались о Матее Басарабе как о хозяйственном господаре и талантливом военачальнике; он начал свое правление с ряда внешне- и внутриполитических мер, позволил вернуться в страну изгнанным боярам и сумел приблизить к себе боярство, основал и восстановил ок. 30 церквей и мон-рей. Матей Басараб вызвал недовольство К-поля, воспротивившись в 1639 г. преклонению валашских мон-рей Афону и предотвратив тем самым утечку богатств и святынь из княжества. Наряду с традиц. войском он содержал наемную армию, увеличил число вооруженных огнестрельным оружием пехотинцев, создал корпус наемных аркебузиров. В 1652 г. издал кодекс «Исправление закона». Особое значение придавал индустриальной модернизации гос-ва: оказал поддержку в организации работы типографии, бумажной фабрики, стекольного предприятия, железных и медных приисков в Бая-де-Арамэ и Бая-де-Фьер, выкупленных у левантийских арендаторов соляных копей и таможен. Налоговая политика Матея Басараба отличалась излишней суровостью: проведенная им в 1634 г. реформа «талер» (по названию монеты, требуемой для выплаты налогов) имела негативные последствия для крестьян, что привело к их массовому бегству. Правление Матея Басараба было отмечено прочными дружественными отношениями с трансильванскими князьями Ракоци. 16 марта 1635 г. Матей Басараб заключил союзнический договор с Дьёрдем I Ракоци (продлен в 1638, 1640, 1647) и с Дьёрдем II Ракоци (1650).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

В конфессиональном плане это были православные (влахи, греки, болгары, сербы, цыгане), староверы (русские, приехавшие из России в XVII-XIX вв. и поселившиеся в дельте Дуная), вост. григориане (армяне), католики (армяне, поляки, а также, после XVI в.- часть немцев и венгров), лютеране (немцы), кальвинисты (венгры, с XVI в.), иудеи (евреи, переселившиеся из Галиции в XV/XVI-XIX вв.) (Istoria românilor. 2002. Vol. 6. P. 348-351). Политическое становление Валашского княжества. Историки приписывают образование княжества валашскому воеводе Раду Негру (1290-1300). Традиция, несомненно, отражает реальные события, завершившиеся в посл. десятилетии XIII в. и связанные с образованием Венгерским королевством Закарпатской приграничной марки с резиденцией в Кымпулунге. С др. стороны, в 1324 г., спустя полвека после попытки Литовоя освободиться от венг. сюзеренитета, валашский воевода Басараб I Основатель (1310-1351/52), сын Токомерия, упомянут в документе канцелярии венг. кор. Карла I (Кароя) Роберта как «наш заальпийский воевода» ( Panaitescu . 1990. P. 73-74). Возможно, Басараб I унаследовал объединенные территории от своего отца, во время правления к-рого этот процесс в общих чертах был завершен. Во внешней политике Басарабу I удалось упрочить положение в регионе Валашского воеводства с помощью политических союзов с болгарами против Византии и активных военных действий в Н. Подунавье против татар. В послании папы Иоанна XXII (1316-1334) от 1327 г. «к благородному мужу Басарабу заальпийскому воеводе» он сравнивается с «несгибаемым столпом истинной веры» (Istoria ilustrat. 2009. P. 144). К кон. 20-х гг. XIV в. Басараб I ввиду нового соотношения сил на юго-востоке Европы (татары, истощенные постоянными битвами, стали постепенно уходить; болгары были истерзаны внутренними распрями, приведшими к распаду их гос-ва в 70-х гг. XIV в., и др.) изменил свою политику: обеспечив свою безопасность у вост. и юж. границ, он предпринял попытку присоединить Северинский Банат. Это стало поводом к войне с Венгерским королевством, в то время как настоящей причиной стало стремление королевства заменить сюзеренитет эффективной инкорпорацией в свой состав земель к югу от Карпат.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001   002     003    004    005    006    007    008