Весной 1502 года святитель был вновь, в третий раз, призван на Цареградскую кафедру, но отказался, предпочитая остаться с румынской паствой. В 1505 году между святителем и воеводой случился спор. Воевода преступно попустил одному из своих бояр, бросившему своих жену и детей, вновь жениться на своей сестре. Святой Нифонт, нетерпящий беззакония, ушёл со своей кафедры, предрекая множество несчастий непокорному воеводе. Святитель убеждал своего верного ученика, боярина Нягое Басараба, что, если тот будет держаться Христовых заповедей то его имя прославится по всей румынской земле. Святой со слезами благословил свою паству и, вместе с учениками Макарием и Иоасафом, вернился на Святую Гору, в Ватопедский монастырь. Зная, что Макарий жаждет исповедовать Христа мученическим подвигом и что такова воля Божия, он благословил его и тот принял смерть от турок за своё исповедание в Фессалониках. Святитель знал час его мученичества, сказав своему ученику Иоасафу – «Знай, сын мой, сегодня брат твой Макарий умер мученической смертью и с радостью восходит на небеса.» Вскоре он вместе со своим учеником тайно отправился в монастырь Дионисиу. Здесь старец Петроний однажны видел святителя молящегося ночью, окутанного божественным светом. Святой Нифонт смиренно скрыл свой сан и исполнял послушания как обычный монах до тех пор пока святой Иоанн Предтеча не явился настоятелю во сне и не открыл ему святителя, повевая ему со всей братией с честью встретить его как патриарха. Однажды святой, взойдя на корабль пришедший в монастырь, утихомирил бушующее море. В иной раз, когда братия просила его молитв за плавающих, святой наставлял их безленостно исполнять правило и воздерживаться от празднословия. Наконец, чувствуя приближение своей кончины, святитель собрал братию и исполнил их последнюю просьбу, составив разрешительную молитву, читаемую на отпевании. Благословив своего ученика Иоасафа идти в Константинополь и там принять мученический венец за исповедание Христа, святой почил 11 августа 1508 года.

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН [серб. Jobah] (Бранкович; 1462 - 10.12.1502), св. (пам. 10 дек.), серб. деспот на службе венг. короля, сын деспота св. Стефана Слепого и прп. Ангелины (см. ст. Бранковичи ). Род. на территории совр. Албании, детство провел на северо-востоке Италии в замке близ г. Удине. После смерти отца (1476) семья И. переехала в замок Вайтерсфельд в Каринтии, а в 1486 г.- во владения в Среме, полученные его старшим братом Георгием (см. Максим (Бранкович) , св., митр. Белградский и Сремский) после смерти их двоюродного брата Вука Огненный Змей. Ок. 1493 г. разделил с братом титул деспота, а после того как последний ок. 1498 г. постригся в монашество, И. стал единоличным деспотом. В начале венгерско-турецкой войны 1501-1503 гг. вторгся в Боснию и близ Зворника нанес туркам поражение. Вместе с матерью и братом был ктитором мон-рей Привина-Глава, Шишатовац, Фенек, а также Хиландар, св. Павла и св. Пантелеимона на Афоне, основал, согласно легенде, монастыри Дивша и Язак. . Был женат на дочери серб. воеводы Стефана Якшича Елене († после 1529), родной сестре матери Елены Глинской, 2-й жены вел. кн. Московского и всея Руси Василия III Иоанновича . Наследников муж. пола не оставил, имел 5 дочерей, к-рые вышли замуж за валашских и молдав. правителей, а также за представителей знатных хорват., западно- и южнорус. родов: Деспину Милицу († 1554; жена валашского воеводы Нягое Басараба , после смерти мужа приняла монашество с именем Платонида), Марию († 1540; жена хорват. гр. Фердинанда Франкопана), Елену († ок. 1552; жена господаря Молдавии Петру Рареша ), Анну († 1578; 1-й муж - Федор Сангушко, маршалок Волыни, 2-й - кн. Николай Збаражский), Марию Магдалину († после 1571; 1-й муж - кн. Иван Вишневецкий, староста Пропойска (ныне Славгород, Белоруссия) и Чечерска; 2-й - кн. Александр Чарторыйский, воевода Волыни). На ранней стадии подготовки брака вел. кн. Василия III московским княжеским домом обсуждался, в частности в переписке с кор. польской и вел. кнг. Литовской Еленой Иоанновной, вопрос о кандидатуре в его жены одной из старших дочерей И., однако из-за их малолетства этот вариант был отвергнут. Почитание

http://pravenc.ru/text/468971.html

Христос говорит: – Оставь всё и следуй за Мной. Но что происходит? Человеку почему-то становится грустно. Так опечалился и богатый, когда Христос сказал ему: – Раздай всё нищим и приходи и следуй за Мною (ср.: Мф. 19: 21). А он опечалился. Так и сегодняшний человек не может оставить мир сей и последовать за Ним, потому что он приучен к телевизору и греху, к пьянству, он оттуда черпает свой дофамин, гормон счастья, из этого обмана, которым он хоть немного, да наслаждается. И Бог говорит: – В эту ночь Я заберу твою душу (см.: Лк. 12: 20). Что значит «в эту ночь»? Это значит, что в том зле, в котором ты живешь, в блуде, в котором живешь, ты погубишь свою душу. Человек не думает об этом, но каждый день может оказаться для него последним. Ты помогал нищим, подавал им, делал добрые дела? Искупил свои грехи? А твои блудные помыслы, с ними мы что будем делать? В житии святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, говорится, что он повелел, чтобы ему вырыли могилу наполовину и оставили ее так. И на каждый праздник, когда у него были гости, протокол, знатные приглашенные, он приказал слуге подходить и говорить ему: – Владыко, прикажи закончить рыть твою могилу, ибо каждый день может оказаться последним. Смерть ведь приходит как вор. Когда все веселятся, задумаемся всё же, что эти минуты могут быть для нас последними. Вот сколько мудрости было у святых, и напоминание о смерти пускай нас не опечаливает, ибо она – встреча со Христом, Жизнью истинной. Будем только к ней готовиться. Каждое мгновение будем бдительными. Евангелие говорит, что за каждое слово мы дадим ответ, за всё, что делаем, за все свои дела (см.: Мф. 12: 36). Мы призваны к более чистой жизни, поэтому будем всё грядущее поколение, детей, которых вы воспитываете и которым мы стараемся помочь, будем вести по пути ко Христу, по лучшему пути. В житии святого Нягое Басараба, воеводы Румынского княжества, говорится, что он посылал своих детей жить в нуждающихся семьях. Так, одного из сыновей он отправил жить в семью, где было много детей, чтобы тот увидел, что значит жить в труде, ибо в действительности труд доставляет радость.

http://pravoslavie.ru/103851.html

Собор свт. Саввы на Врачаре. 30-е, 80-е гг. XX в. Собор свт. Саввы на Врачаре. 30-е, 80-е гг. XX в. После кончины блгв. Стефана в 1427 г. и перехода власти к его племяннику из династии Бранковичей Б. с Мачвой вновь возвратились во владение венгров. И хотя столица Сербского гос-ва была перенесена в Смедерево, Белградская митрополия продолжала оставаться средоточием серб. церковной жизни. В 1458 г. умер последний деспот, поставленный в К-поле, а в 1459 г. под ударами турок пало Сербское гос-во. В юж. областях Венгрии серб. население было столь многочисленным, что кор. Матьяш Хуньяди, признававший Сербскую Церковь в своем гос-ве, смог восстановить и серб. государственность, передав в 1471 г. управление ею Вуку из династии Бранковичей по прозванию Змей огненный. Через год после смерти последнего, в 1486 г., венг. король вызвал вдову св. блгв. Стефана Слепого блгв. Ангелину , чьи сыновья св. Иоанн Новый и Георгий получили титулы деспотов. Со смертью кор. Матьяша дарованные им права и льготы сербам, особенно в церковном отношении, стали предметом нареканий со стороны католиков и светских властей, однако деспот Георгий (принявший между 1497 и 1499 постриг с именем Максим ) твердо защищал право сербов исповедовать правосл. веру. После кончины в 1502 г. св. блгв. деспота Иоанна венг. король тщетно предлагал иером. Максиму принять управление серб. деспотовиной, однако он с матерью покинули Венгрию, и в 1505 г. в Валахии Максим был поставлен митрополитом Унгро-Влахийским. Вскоре они возвратились в Срем и основали при содействии рус. вел. кн. Василия Иоанновича и валашского воеводы Нягое Басараба мон-рь Крушедол , где нашли упокоение мощи династии Бранковичей. Свт. Максим провозгласил Крушедол престолом обновленной Сремской епархии, однако до его смерти в 1516 г. строительство мон-ря еще не было завершено, и, будучи с 1513 г. митрополитом Белградским и «во всей Сремской земле» (возможно, и во всей Венгрии), он имел резиденцию в Успенском мон-ре в Б. Следующими правителями Сремско-Белградской деспотовины стали св. блгв. Стефан Штилянович с супругой Еленой (в иночестве - Елисавета ).

http://pravenc.ru/text/77876.html

Духовная жизнь Максима этого периода почти не отражена в сохранившихся и доступных источниках. Известно его литургическое творчество. Во многих монастырях Святой горы до сих пор хранятся рукописи, содержащие составленный им «Канон святому Иоанну Крестителю» . Был ли этот Канон его единственным литургическим произведением, мы не знаем, но литургическое творчество будет привлекать его и в России, где он составит «Канон Святому Духу Утешителю». Первым его сочинением святогорского периода была эпитафия константинопольскому патриарху Иоакиму I, скончавшемуся 8 мая 1505 года . Если исходить из сообщения самого Максима Грека о его десятилетних трудах на Святой горе и времени отъезда с Афона (весна — лето 1516 года), то он прибыл на Афон летом 1506 года или немногим ранее либо позднее, поскольку число 10 могло быть названо с округлением. Заказ составить эпитафию был получен вскоре после приезда. 4 Н. Синицына   Упоминание в эпитафии валашского воеводы Радула (Раду Великий, правивший в 1495—1508 годах) указывает на возможные контакты Максима с Валахией: «Сладчайший Иоаким, любезный и милосердный, бывший патриархом Византия с его широкими улицами, здесь погребен 8 мая в праздник Рожденного громом, удостоившись погребальных почестей от воеводы Радула». Ему принадлежит также эпитафия константинопольскому патриарху Нифонту II (1486–1488,1497–1498, 1502). В 1503 году тот был митрополитом в Валахии, а позже переселился в Дионисиев монастырь на Афоне. Максим поддерживал дружеские связи с этим монастырем, посещал его, возможно, общался с бывшим патриархом, а после кончины написал эпитафию : «Господина Максима Триволиса. Великий архиерей Византии Нифонт покоится здесь, освященный апостольскими милостями; он, взошедши на колесницу добродетелей, подобно Илии, достиг небесных врат». Позже он составил надпись для гробницы патриарха, сооруженной валашским воеводой Нягое Басарабом (правил с 1512 года) : «Надпись для роскошнейшей из серебра и золота гробницы со священными останками блаженнейшего патриарха

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

О. В. Л. Архитектура Монастырский комплекс В. Ватопед в сер. XVIII в. Схема-реконструкция Ватопед в сер. XVIII в. Схема-реконструкция сложился в визант. период, впосл. многократно перестраивался и достиг совр. масштабов в XVIII-XIX вв. До наст. времени не предпринималось систематического археологического исследования построек В., поэтому точно установить время различных этапов строительства мон-ря трудно. К визант. эпохе относятся стены и башни, кафоликон (соборный храм), колокольня, ц. св. Бессребреников (Анаргиров), к раннему поствизант. периоду можно отнести экзонартекс (внешний притвор) кафоликона, братские корпуса вдоль сев. стены, ризницу, башню Пресв. Богородицы. Древнейшей является сев. часть комплекса. Первоначально мон-рь занимал территорию меньше той, что принадлежит ему в наст. время. На это указывают тип и размер 2 промежуточных башен на юго-востоке, к-рые отличаются от построек на юж. стороне, а также ярко выраженное на юж. стороне отклонение плана мон-ря от формы параллелограмма, привычной для афонских мон-рей (напр., для плана Великой Лавры), построенных в визант. период. Первоначально юж. стена проходила примерно посередине совр. двора, между башнями Пресв. Богородицы, свт. Иоанна Златоуста и св. Иоанна Предтечи. Впосл. (но тоже в визант. период) монастырский двор был расширен до башни Преображения Господня, первоначально находившейся на холме недалеко от мон-ря (ок. 70 м) и служившей для обороны с юж. стороны. Были воздвигнуты новые стены, часть к-рых сохранилась до наст. времени. В древнейших текстах (напр., в соч. «патриа» валашского господаря Нягое Басараба (1512-1521)) упоминаются треугольные очертания стен В. и его башни, их изображения сохранились на гравюрах. Состав и расположение зданий на территории древнейшей части В.- кафоликон на одном конце двора, трапезная в центре - совпадают с планировкой Великой Лавры. Трапезная мон-ря Трапезная мон-ря Согласно надписям на зап. фасаде внешнего притвора кафоликона, древняя трапезная перестраивалась в 1319/20 г. и была оснащена мраморными столами, к-рые в наст. время можно видеть в совр. здании (1785), где они были установлены, вероятнее всего на прежних местах. Длинная 2-этажная трапезная, с апсидой напротив входа и 2 конхами по сторонам, в передней части значительно расширена.

http://pravenc.ru/text/Ватопед.html

Насыщение пяти тысяч 5 хлебами. Роспись экзонартекса кафоликона мон-ря Кутлумуш. 1540 г. Как свидетельствует ктиторская надпись игум. Максима над центральным входом в наос, в 1540 г. были расписаны кафоликон в честь Преображения Господня, его наос, лити и экзонартекс. Свою подпись автор росписей, мон. Макарий, поместил на одеяниях вмч. Димитрия Солунского в юж. певнице. Исследователи считают, что тот же мастер годом позже расписал келлию Моливоклисья в Карее. Конху сев. певницы занимает композиция «Положение во гроб», конху юж. певницы - «Преображение Господне», свод вимы - «Пятидесятница». Среди сюжетов НЗ присутствует «Торжество Православия», среди изображений представлены святители престолов К-поля, Рима, Антиохии, Александрии, а также древних городов и земель: Синопы, Гортины, Катаны, Медиолана, Готии, Тримифунта и др., множество св. воинов, мучеников и преподобных. Влиянием поздневизантийской стенописи объясняется размещение композиции «Небесная литургия» в алтаре, развернутого Страстного цикла, цикла Христовых чудес-исцелений на стенах и сводах. В юго-зап. ячейке на сводах и стенах помещены сцены Богородичного цикла - «Благовестие Иоакиму», «Рождество Пресв. Богородицы», на зап. стене над входом - «Успение Пресв. Богородицы», по сторонам к-рого изображены Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин. В сев.-зап. ячейке по стенам расположены композиции, посвященные св. Иоанну Предтече. Медальоны с образами 40 Севастийских мучеников образуют пояс, огибающий весь храм. Разнообразие иконографических вариаций отражает принципы изобразительного искусства поствизант. периода. В куполе сев. пастофория изображен Христос Еммануил в окружении символов евангелистов, в куполе южного - Богоматерь «Воплощение» в окружении ангелов. То же соотношение образов Еммануила, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи использовано в декорации куполов лити, где в юж. куполе вокруг Предтечи расположены фигуры преподобных, в т. ч. Афанасия и Петра Афонских; своды и стены лити украшают образы минология (празднования осенних месяцев занимают 1-й ярус на юж. стене и своды сев. части, распространяясь на своды юж. части лити и зап. и сев. стены). Стиль мон. Макария восходит к критской школе, возможно к произведениям мастера Феофана Критского, трудившегося на Афоне в это же время. Григорович-Барский писал о портретах валашских господарей «Нягула, Радула Басараба, Мирчи и Ведиласа», т. е. Нягое Басараба, Раду Великого и Мирчи Старого, «на стене, внутрь церквы, понеже быша ктиторы…», т. е. в сев. части лити. Фрески в лити были поновлены в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преображенский собор [греч. Μεγλον Μετωρον] в честь Преображения Господня (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви), муж., действующий. Расположен на самой высокой (613 м) из Метеорских скал. Основан прп. Афанасием Метеорским (1302-1380), поселившимся ок. 1340 г. в пещере на скале Платилифос, к-рой он дал название Метеорон (парящий в воздухе). К отшельнику стала стекаться братия, и прп. Афанасием была устроена киновия со строгим общежительным уставом. Первоначально мон-рь был посвящен Божией Матери, соборным храмом являлась построенная прп. Афанасием ц. Богоматери Метеорской Скалы [Παναγα τς Μετεωρτισσας Πτρας]. Когда собралось 14 иноков, была воздвигнута ц. Преображения Господня, впосл. ставшая главным храмом, давшим совр. название мон-рю. Новая обитель превратилась в один из самых известных греч. мон-рей благодаря сподвижнику и преемнику прп. Афанасия прп. Иоасафу Метеорскому (в миру Иоанн Урош; ок. 1350-1423), последнему представителю серб. династии Неманичей. Он был сыном Симеона (Синиши), правителя Фессалии и Эпира, и племянником серб. царя Стефана Душана . По материнской линии он приходился внуком визант. имп. Михаилу IX Палеологу . В 1373 г. он отказался от унаследованной власти и принял постриг в этом мон-ре. Его сестра Мария († 1394), супруга янинского деспота Фомы Прелюбовича, покровительствовала мон-рю и сделала туда большие вклады. При Иоасафе был расширен и перестроен храм Преображения Господня (1388), расписанный в 1483 г. В 1520 г. на средства валашского воеводы Нягое IV Басараба была сооружена башня, откуда спускались веревочная лестница или сеть, в к-рой монахи поднимались в обитель (лестница была прорублена в скале только в 1922 г.). Расцвет мон-ря приходится на XVI в. К-польский Патриарх Иеремия I , посетивший его в 1540 г., даровал обители ряд привилегий и в т. ч. полную независимость по образцу афонских мон-рей. В 1544/45 г. к древнему алтарю ц. Преображения были пристроены наос (основная часть храма) афонского типа и внутренний нартекс (притвор). При игум. Симеоне из Янины в 1552 г. собор был украшен фресками критской школы. По мнению исследователей, они выполнены учеником Феофана Критского Джорджи, расписавшим в 1557 г. собор мон-ря св. Виссариона (Дусик).

http://pravenc.ru/text/149719.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРА-МОТРУЛУЙ Гура-Мотрулуй [румын. Gura-Motrului], муж. мон-рь в архиепископии Крайова, принадлежит Олтенийской митрополии Румынской Православной Церкви. Г.-М. расположен в 62 км к востоку от г. Дробета-Турну-Северин, адм. центра жудеца Мехединци, в коммуне Бутоешти на правом берегу р. Жиу, недалеко от места впадения в нее р. Мотру. В мон-ре - 12 иноков, настоятель - иером. Симеон (Лунгу) (2006). Деревянный скит появился в этом месте, согласно преданию, во 2-й пол. XIV в. по благословению свт. Никодима Тисманского. Затем, в правление валашского господаря Нягое Басараба, мон-рь отстроил заново в 1512-1521 гг. вел. логофет Харват. Совр. монастырский храм мц. Параскевы возвел в 1653 г. ворник Преда Брынковяну; храм был перестроен и расписан в 1704-1705 гг. по повелению мч. господаря Константина (Брынковяну) . В 1841-1852 гг. мон-рь был отреставрирован и росписи частично переписаны. Колокольня возведена в XVII в. В 1821 г., во время Валашского восстания, в мон-ре располагалась ставка Тудора Владимиреску. В храме находится могила богослова и философа игум. Евфросина (Потеки). Монастырский комплекс - церковь, кельи и стены - был капитально отреставрирован в 1956-1957 и 1983-1987 гг. Храм мон-ря построен в форме триконха с пронаосом, отделенным от наоса 2 колоннами, и с открытым притвором с запада, увенчан большой главой над наосом и 2 меньшими, тесно поставленными главами над пронаосом. Они установлены на квадратных постаментах, перекрыты низкими куполами; многогранные барабаны имеют узкие вытянутые оконные проемы на каждой грани, обведенные аркатурой. Поверхность стен разделена на 2 яруса двойным декоративным поясом; верхний ярус фасадов украшен аркатурно-колончатым фризом, нижний - филенками. При мон-ре существует музей, в экспозиции к-рого представлены предметы церковного искусства, иконы и богослужебные книги. Лит.: Dr gu V. Dicionar enciclopedic de art medieval româneasc. Bucur., 1976. P. 157-158. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168347.html

22 мая 2017 г., во время Международного богословского конгресса (Бухарест), патриарх Румынский Даниил (Чоботя) объявил о намерении Церкви прославить П. в лике святых, что было осуществлено решением Синода РумПЦ 4-5 июля (офиц. объявление о канонизации было сделано 6 авг.). Житие и службу П. (последование малой и великой вечерни, утрени и литургии) составили братия монастыря Аниноаса; дополнения осуществили в Департаменте культа Румынской Патриархии (изд. в 2017). Лучше всего сохранились росписи в ц. Трех святителей в Филипештий-де-Пэдуре (построена в 1688 Бэлашей, женой великого аги Матея Кантакузино, и их дочерью Марией), к-рую Пырву расписал вместе с учениками Марином, Андреем, Станом, Нягое, Николаем и мон. Михалом (упом. в надписи в жертвеннике). Наиболее примечательными являются обширные композиции: ктиторский портрет, включающий 53 фигуры и расположенный в нижнем регистре нартекса, и иллюстрация строк из 148-го псалма: «Хвалите Господа с небес» в куполе притвора под колокольней. Также Пырву написал неск. икон для иконостаса церкви. В церкви мон-ря Аниноаса под росписью 1730 г. в нартексе раскрыты 4 фрагмента старой живописи; на восточной стене видна часть росписи, посвященной гимну «О Тебе радуется» и имеющей те же иконографические особенности, что и в церкви Колця в Бухаресте. От росписи в Котрочени сохранилось лишь неск. фрагментов: в 1949 г. кафоликон был превращен в дворец пионеров, сильно пострадал при землетрясении 1977 г. В 1984 г. здание снесли за одну ночь - специалисты успели спасти лишь неск. фрагментов росписи, к-рые встроены в стены нового кафоликона (2003-2004). В Троицкой ц. в Мэгурени (построена в 1671-1674 Пэуной, супругой спафария Драгича Кантакузино) росписи Пырву сохранились также фрагментарно (не расчищены), выделяется ктиторский портрет, в к-ром представлено 60 персонажей, реставрированный в 1925 г. худож. Д. Норочей. В церкви скита Леспези сохранились росписи алтарной апсиды (программа близка программе росписи в Мэгурени), барабана (помещена композиция «Небесная литургия» с изображением новозаветной Св. Троицы - аналогичная композициям в Филипештий-де-Пэдуре и в мон-ре Синая), нефа и нартекса. Сохранились фрагменты первоначальной росписи Успенской ц. мон-ря Синая (построена в 1690-1695 спафарием Михаем Кантакузино), выполненной Пырву, напр. нек-рые библейские сцены в открытом притворе, сцена «Страшный Суд», в к-рую введены бытовые элементы и детали совр. костюма, неск. сцен в нефе и нартексе, в т. ч. изображение Господа Пантократора в куполе. В музее при мон-ре хранятся иконы «Ветхозаветная Троица» и «Евангелист Лука», выполненные Пырву, а также неск. икон, написанных его учениками.

http://pravenc.ru/text/2579808.html

   001    002    003    004    005    006   007     008