8 июня 1655 г. папа Римский Александр VII утвердил еп. Парфения на Мукачевской кафедре. В 1657 г. мон-рь разрушили войска польск. гетмана коронного Ежи Себастьяна Любомирского. Они разоряли и имения Ракоци, союзника гетмана Б. Хмельницкого. В 1659 г. господарь Валахии Константин Щербан Басараб поддержал строительство каменной монастырской ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Храм возводили по проекту львовского архит. С. Пьяменса. Смерть в 1660 г. протестант. владельцев Мукачевской доминии Лорантфи и ее сына Дьёрдя II Ракоци изменила положение обители. Владелицей близлежащих земель стала вдова кн. Дьёрдя II католичка кнг. София Батори. Под предлогом возведения церкви, освященной в 1661 г., она заставила Зейкана уехать в основанный им ранее Имстичевский монастырь, а сама обратилась к униат. Киевскому митрополиту с просьбой о посвящении нового епископа. В 1663 г. на униат. Синоде в Жировицком (Жировичском) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре епископы согласились посвятить владыку на Мукачевскую кафедру, но с условием, что епархия войдет в состав Киевской митрополии. Учитывая протесты лат. духовенства против этого, кнг. София в 1664 г. поспешно утвердила кандидатуру еп. П. Петровича, хотя не вернула ему монастырские владения. Еп. Парфений скончался в 1665 г., последующие настоятели в 1665-80-х гг. XVII в. не смогли должным образом отстоять права епархии и мон-ря. Более того, междоусобицами духовенства воспользовались соседи. Еще в 1688 г. Каминский, желая стать архимандритом М. Н. м., просил Эгерского епископа, чтобы тот отозвал к себе в качестве викария ставленника венг. повстанцев еп. Мефодия Раковецкого. Смещения не последовало. Новый еп. Иоанн Иосиф де Камелис сначала оставил Раковецкого настоятелем в Мукачеве, а затем выгнал его за отход от унии. Стремясь усилить позиции православных в крае, Раковецкий объявил в 1689 г. об основании Николаевского муж. мон-ря в с. Заречье, а сам переехал в Угольский (Углянский) Заневский Воскресенский мон-рь. Но именно в это время римско-католические епископы начали посягать на Мукачевскую епархию.

http://pravenc.ru/text/2564330.html

Здание спроектировано по направлению восток-запад. Имеет пять апсид, перекрытых конхами, и две апсидиолы, также увенчанные полукуполами. Храм выполнен в сербско-византийском стиле. Внешний декор в основном составляют лаконичные карнизы, арки, полуколонны и различные окна. Всего для собора было изготовлено 1240 круглых оконных стекол. Высота от земли до максимальной точки церкви – верха креста на центральном куполе – составляет 44,5 м. Соборный крест имеет высоту 4,6 м и вес 380 килограмм. Сам купол покоится на высоком световом барабане, установленном на квадратной базе. Стоит упомянуть и российскую колокольно-литейную фабрику «Вера», благодаря которой у собора появилось 11 колоколов, отлитых в российском Воронеже. Самый большой весит 800 килограмм, самый маленький – 10 кг. Представлены различные тона, благодаря чему барские колокола могут сыграть множество мелодий в широком диапазоне. Это единственная крупная звонница Сербской Православной Церкви, на которой звонят вручную. Звонарем был назначен профессор барской музыкальной школы Александар Басараб. Колокола размещены в двух специально предназначенных для этого высоких квадратных башнях. Они построены слева и справа от центрального входа. Южная башня посвящена святым равноапостольным царю Константину и царице Елене , а северная – святым Кириллу и Мефодию . В здании храма установлено 7 бронзовых и 9 деревянных дверей. Бронзовые расположены снаружи, деревянные – внутри. Каждая бронзовая дверь украшена своим интересным рельефом. Внутри собор декорирован весьма пышно и богато. По сравнению с интерьером, экстерьер кажется скромным и лаконичным. Перед церемонией торжественного освящения собора трудилось 5 команд фрескописцев под руководством Анастасия Радовича. Тогда, менее чем за 1,5 года, мастера успели покрыть изображениями большую часть пространства – около 85% от запланированного. Известь под роспись специально отбирали, выискивая лучший продукт. Специалисты говорят, что чем старше известь – тем более качественной получится фреска. Для церкви Святого Иоанна Владимира в Баре брали материал не моложе 4-х лет. В части храма и вовсе использована известь, которой более 40 лет. Ее нашли возле черногорского поселения Спуж. Изображения, нанесенные на такой раствор, должны долгие годы не бледнеть. Более того, подобная фреска может «созревать» до 200 лет и со временем стать только красивее и качественнее.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Так, мон-рям было дано зафиксированное в источниках того времени право самим выбирать игумена путем голосования на монашеском соборе. Афонский дух, который культивировал Н. Т., будучи советником неск. валашских господарей, усиливал стремление РумПЦ к получению статуса независимости, автокефалии (neatarnare) от Матери-Церкви - К-польской Патриархии. По мнению мн. историков, в т. ч. Н. Шербэнеску, «автокефальные амбиции» Унгро-Влахийских митрополитов появились сразу же после основания Унгро-Влахийской митрополии в мае 1359 г., когда Синод К-польской Церкви издал соответствующий эдикт. Уже митр. Унгро-Влахийский свт. Иакинф Вичинский не соблюдал нек-рые его положения, господарь Николае Александру Басараб, а затем его сын Владислав I способствовали этому, и основание Водицы и Тисманы на основе самоуправления, по сути, было неканоническим, поскольку это было проявлением самовластия ( erb nescu. 1987. P. 51-53). Самоуправление валашских монастырей положило начало культурному соперничеству между иерархией Унгро-Влахийской митрополии, представители которой с самого начала происходили из среды к-польских клириков и имели хорошее богословское и философское образование, и монастырским монашеством, формировавшимся в рамках слав. культуры. Независимость мон-рей от греч. церковной иерархии и усиливавшееся влияние соседних слав. земель создавали условия для того, чтобы слав. начало, культивировавшееся в мон-рях Н. Т., все более обретало почву, утверждая славянский язык в качестве не только языка Церкви, но и офиц. языка гос-ва. В нач. 1375 г. в составе миссии во главе со старцем Исаией Серрским, призванной примирить К-польскую Патриархию с Сербской Церковью, на которую была наложена схизма, Н. Т. посетил К-поль (иногда указывается, что в качестве переводчика). Считается, что в К-поле Н. Т. был возведен патриархом К-польским Филофеем Коккином (1353-1354; 1364-1376) в сан архимандрита, получил право освящать церкви и был награжден набедренником. Нек-рые ученые высказали сомнения в том, что он виделся с патриархом Филофеем ( Бойчева.

http://pravenc.ru/text/2565606.html

Есть и поражающие особенности в церковной архитектуре. Многие стены храмов, особенно в монастырях Буковины, снаружи нарядно расписаны фресками, изображающими святых и праздники церковного года. Для защиты росписей крыши церквей имеют причудливые, изогнутые концы, напоминая этим чем-то восточные пагоды. Необходимо отметить румынский Афон, высокую гору, по склонам которой вырублены монашеские пещеры, поднимающиеся кругами до самой вершины, венчаемой монастырем Арнотой. Там упокоен великий исторический деятель и ктитор многих церквей Валахии и Афона Матей Басараб. У подножия святой горы расположен монастырь Бистрица, в котором пребывают мощи святителя Григория Двоеслова . В знаменитом Нямецком монастыре, который располагался тогда на обширных землях Молдавии, подвизался в XVIII в. преподобный Паисий (Величковский) . Его жизнь и духовное наследие поистине уникально. Старец пребывал в разное время в России, Молдавии и на Афоне, прекрасно владел языками этих стран, он является подвижником трех данных поместных церквей. Преподобный стремился восстановить утерянные монашеские традиции древней церкви и осуществил многочисленные переводы святых отцов. Обители всегда являлись центрами просветительства в истории всех православных стран. И такую роль всегда играл Нямецкий монастырь, а в 1807 г. здесь была учреждена типография, где печаталась церковная литература. Интересен монастырь Воронец, с уникальными фресками XVI в. Основанный в XV в., он располагается на окраине г. Гура-Хуморулуй в жудеце Сучава. Братия в нем была отмечена подвигами исихастов во времена святого Даниила Отшельника, чья гробница находится здесь же. Одним из древнейших в Валахии является монастырь Тисмана, основанный в XIV в., где хранится и частица мощей святого Никодима Тисманского. Необходимо отметить и монастырь Трех Святителей в Яссах, на протяжении двух с половиной веков хранящего мощи святой Параскевы Новой. А одним из самых больших и известных женских монастырей является Агапия, где подвизается 850 монахинь и послушниц.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) На протяжении XVII в. Валахия продолжала оказывать помощь афонским мон-рям. Большей частью она осуществлялась через преклоненные мон-ри, скиты и церкви. Мон-рю Ивирон были дарованы неск. мон-рей: Раду-Водэ в Бухаресте вместе с его подворьями - скитом Тутана в Арджеше и храмом с. Бэлтени в у. Ильфов, мон-ри Главачок в Арджеше и Стеля в Бухаресте. Дарителем мон-ря Ивирон был господарь Раду Шербан (1602-1611). 3 авг. 1607 г. Раду Шербан даровал также мон-рю Ксенофонт поместья Рацка и Силиштя и сделал вклад в 9 тыс. аспр. Храму Успения Богородицы в Карее был дарован мон-рь Котрочени в Бухаресте, возведенный Шербаном Кантакузино (1678-1688). Створка двери: Спаситель. Валашский воевода Михня II. Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) Створка двери: Спаситель. Валашский воевода Михня II. Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) Известным покровителем Церкви и ктитором мн. мон-рей был господарь Матфей Басараб . Дарственные грамоты 1641 и 1649 гг. и др. лет, полученные в его правление мон-рями Ксенофонт, Ивирон, Дохиар, св. Дионисия и Кутлумуш, свидетельствуют о значительности недвижимого имущества, к-рым владели преклоненные мон-ри в Валахии с настоятелями из греков. Тщанием господаря в Вел. Лавре была возведена новая ц. св. Михаила Синадского, в ее росписях присутствуют изображения господаря и его супруги Елены. Им же были дарованы храму 2 служебных Евангелия. Миниатюра одного из Евангелий изображает коленопреклоненных пред св. Михаилом Матфея Басараба и Елену. В 1642 г. Лавра получила от господаря значительное денежное пожалование за присылку в Валахию главы св. Михаила Синадского, что чудесным образом предотвратило нашествие саранчи. Однако им же в 1639 г. был принят указ, запрещавший даровать А. или др. св. местам Востока целый ряд древних и крупных мон-рей Валахии, среди к-рых были такие мон-ри, как Тисмана, Козия, Арджешский и др. В следующем году появился еще один указ: в дополнение к 22 мон-рям, упомянутым ранее, добавился запрет на «преклонение» еще неск.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Сорин Преда В монастыре Вифорыта Памяти отца Арсения (Бока) У отца Арсения был особый дар – дар слез. Это трудно объяснить, но когда ты представал перед отцом Арсением, ты чувствовал потребность слезным плачем снять тяжесть с души. Батюшка хорошо понимал, что совершалось в душе в этот миг. Однажды, войдя в храм, он обратился к иноку, занимавшемуся уборкой, со словами: «Ты видишь, что ты подметаешь? Это слезы, брат. Слезы и нечистые думы… Ты это понимаешь? Видел ли ты когда-нибудь, чтобы машины плакали? Это большое Божие чудо». Отца Арсения чтили и знали по всей Трансильвании. Монастырь называется Вифорыта, однако никто не может объяснить, откуда взялось столь необычное наименование («вифор» означает «вьюга, метель». – Прим. пер.). Ведь зима в этих местах мягкая, снежные бураны случаются редко, да и дыхание холодного северо-восточного ветра «кривэц» сюда не доходит. Бурю мог принести сюда только человек. Турецкие грабительские нашествия, неожиданные вторжения войск Батори, пожары и землетрясения, запустение и разруха – все повидал монастырь на протяжении почти 500 лет своего существования. Ныне Вифорыта – древняя и прекрасная, как и те насельницы, которых она приютила под своими сводами. Монастырский дом-санаторий для престарелых монахинь и вдов священников единственный в стране. Это также единственный румынский монастырь, в котором две настоятельницы: старая матушка Арсения и молодая Михаила. В монастыре три престола, главный посвящен святому чудотворцу Георгию Победоносцу. Три ктитора обустраивали обитель: господари Влад (начал строительство в 1530 г.), Матей Басараб и святой Константин Брынковяну. Помогала святому мученику Константину в украшении храма и его супруга Мария. В храме и монастырском музее хранятся многие церковные ценности: древние книги и иконы, напрестольные кресты. В самом храме установлен позолоченный барочный иконостас из липы, покрытый изысканной резьбой, – творение Карла Шторка (1826–1887). Икону святого Георгия Победоносца в дорогом окладе, ставшую чудотворной, написал грек из Венеции; в 1631 году ее преподнес в дар монастырю господарь Леон Томша. Обитель в окружении мощных стен, незыблемо и безмолвно, подобно святому воину Георгию, стоит на страже Тырговиште – древней столицы Валахии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Бухарест, Сектор 5. Монастырь Котрочени. Церковь Сергия и Вакха (утраченная). Manastirea Cotroceni /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Сергия и Вакха Год постройки:Между 1679 и 1682. Год утраты:1984 (взорвана; в 2003-2004 годах на её фундаменте выстроена одноимённая церковь) Адрес: Румыния, г. Бухарест, бул. Гениулуй, 1, сектор 5 (bulevardul Geniului, 1, sector 5) Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью Со временем ансамбль Котрочени претерпел несколько изменений, но постоянно сохранял свою религиозную функцию и королевскую резиденцию. Монастырь Котрочени, основаный князем Щербана Кантакузино, был окружен стенами и имел в своем центре красивую церковь в стиле Бранковенеск со святыми покровителями Успение Пресвятой Богородицы (15 августа) и Святых Сергия и Вакха (7 октября), избранными святыми покровителями в связи с событиями личной жизни князя Шербана Кантакузино. Архитектурно подобная особому фундаменту своего предка, Неагое Басараб из Куртя-де-Арджеш, церковь в Котрочени занимала центральное положение, по бокам возвышались королевский дворец, дома аббата (аббатство), колокольня, кельи, трапезная, часовня. В 1682 году Шербан Кантакузино посвятил монастырь Котрочени всей монашеской общине на Афоне, организовав высылку аббата со Святой Горы, монахи там получали в качестве ежегодной помощи часть доходов этого монастыря. Шербан Кантакузино был похоронен в крипте церкви в Котрочени, позже монастырь стал некрополем Кантакузино. За время своего существования она также пережила трудные моменты, будучи затронутой военными занятиями, землетрясениями и пожарами, что имело негативные последствия для её положения. Землетрясение в октябре 1802 г. имело катастрофические последствия для всех построек монастыря и, в частности, для церкви, которая была в значительной степени перестроена и перекрашена (1806 г.). Во время революционных событий 1821 года Тудор Владимиреску основал свою штаб-квартиру в Котрочени, и после него, а также во время революции 1848 года монастырь был оккупирован турецкими войсками, которые арестовали революционеров.

http://sobory.ru/article/?object=54661

Для матушки Мелетии все эти подробности словно не существуют. Арнота остается для нее уголком рая. Со слезами на глазах она обнимает сестер и смотрит с любовью на храм, в котором она исполняла послушание гида, пока ее не перевели в Бистрицу. «Ты не сможешь полюбить, прежде чем не поймешь», - произносит матушка и ведет нас в храм; остановившись перед местом захоронения Матея Басараба, она напоминает вкратце о сказании, в котором говорится о том, как преследуемый турками господарь поднялся на вершину горы. Будучи не в состоянии уйти от преследователей, Матей Басараб обменялся одеждой с арнаутом, которого потом янычары взяли в плен и отрубили ему голову. Жизнь господаря, таким образом, была спасена, и в знак признательности своему спасителю он поклялся возвести монастырь на этом месте. И он его построил. Он преобразил вершину горы в алтарь и место своего вечного успокоения. Вдали от мира и вблизи от неба. Господарь Матей Бесараб. Изображение из Арноты. Вероятно, эти места очень любил великий господарь. И когда он скончался в 1654 году, то был похоронен в Арноте. Место его упокоения отмечено надгробной плитой из белого мрамора, украшенной растительным орнаментом и гербом Валашского княжества. Все просто и скромно как завет любви. Деревянные леса, установленные в церкви, словно еще больше подчеркивают скромность погребения. Отовсюду с высоких стен на вас устремлены выразительные взгляды святых, которых истово и самозабвенно писал иконописец. Рассказывают, что, утомленный донельзя телесно, так что его рука не могла уже держать кисть, он поддерживал ее с помощью веревочной петли, другой конец которой был закреплен на деревянной потолочной балке. Там и здесь, словно открытая рана, видна разрушительная работа осквернителей и следы запустения времен коммунистического правления. Исцарапанные и покрытые анонимными подписями фрески XVII века, обезображенные лики святых, ставших мучениками дважды – следы человеческой гордыни. «Ты не сможешь полюбить, прежде чем не поймешь», повторяет матушка Мелетия, показывая рукой на восьмигранный барабан главы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Архитектурная композиция пятишатровая крестовая система с применением в боковых нефах и алтаре полуциркульных сводов и купола в световом барабане. В двухэтажном притворе под двухскатной крышей размещена звонница. Храм строила фирма ЗАО «ЛУКОЙЛ Нефтегазстрой». 5 октября 1998 г. Владыка освятил крест на месте строительства храма святого благоверного князя Александра Невского. Проект храма святого благоверного князя Александра Невского ООО «Алекс» гл. архитектор г. Урай Фильченко Людмила Васильевна. 2000 г. Сентябрь. По приглашению администрации, в связи с праздничными мероприятиями, посвященными 35-летию Урая, город посетил Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Божественная литургия, встреча с руководителями города. 2000 г. Декабрь. Состоялось освящение и поднятие колоколов на звонницу храма Рождества Пресвятой Богородицы. 2001 г. 4 января. Закончено строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы. Крестный ход от временного здания храма к новому. Первое богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Праздник Рождества Христова. Храм сдан в эксплуатацию 7 января 2000 года. 27 сентября 2001 года. Крестный ход от храма Рождества Богородицы к храму святого Благоверного князя Александра Невского и воздвижение креста на купол храма ( на улице проливной дождь со снегом, сильный ветер). 10 сентября 2002 года. Город посетил Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. 11 сентября 2002 года. Им был освящен храм святого благоверного князя Александра Невского. Сентябрь 2003 года. Восстановлен иконостас храма Рождества Пресвятой Богородицы. Средства на изготовление иконостаса пожертвовала нефтяная компания ЗАО «Турсунт»- директор Басараб Василий Владимирович. Март 2004 года. Храму Рождества Пресвятой Богородицы торжественно вручен подарок — икона Божией Матери «Знамение». Икона подарена храму Президентом нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Алекперовым Вагитом Юсуфовичем. 9 октября 2005 года. Молебен и начало строительства Воскресной школы при храме Рождества Пресвятой Богородицы. Заказчик МУ «УКС» г. Урай, строительство ведет ООО «Алекс». Проект Воскресной школы исполнен центром «Арххрам» Московской Патриархии, гл. архитектор Кеслер М.Ю., корректировкой Управлении архитектуры г. Урая.

http://sobory.ru/article/?object=16526

Конфискация монастырских владений по приказу султана Селима II (1569) и их принудительный выкуп нанесли тяжелый удар по экономическому состоянию К. п. м. В 1581 г. обитель находилась в долгах. Насельники Симонопетры, пострадавшей от сильного пожара, по приглашению ксенофонтских иноков приняли управление мон-рем, взвалив на себя их долг в размере 200 тыс. аспр. Эта опека была утверждена сигиллием патриарха Иеремии II в мае 1581 г. Игум. Симонопетры Евгений с 20 иноками поселился в К. п. м., но уже в 1586 г. они вернулись в свой мон-рь. Мон-рь прп. Ксенофонта. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1744 г. Мон-рь прп. Ксенофонта. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1744 г. В актах господарей Матея Басараба (1635) и Михни III Раду (1658) ретроспективно упоминается о помощи К. п. м. их предшественников, о к-рой не сохранилось более ранних документальных свидетельств. В т. ч. господарь Раду Шербан с 1607 г. предоставлял мон-рю ежегодную субсидию в размере 9 тыс. аспр (еще 700 аспр было назначено монаху, приезжающему за этим пожертвованием). В 1624 г. мон. Пахомий подарил мон-рю скит Здреля (Ждреля) в Олтении, посвященный вмч. Димитрию Солунскому, также именовавшийся Роаба. До XIX в. это подворье оставалось главным владением К. п. м. в Дунайских княжествах. Матей Басараб назначил К. п. м. ежегодную сумму в 10 тыс. пиастров (и еще 1000 пиастров - для монаха-сборщика) и выделил средства на роспись экзонартекса кафоликона (сцены Апокалипсиса, ктиторский портрет с женой). Поддерживали К. п. м. и господари Молдавии: напр., в 1787 г. Александр Ипсиланти передал мон-рю доход от соляных разработок. О владениях К. п. м. известно мало, т. к. его архив, содержавший сведения до кон. XVIII в., утрачен. Из актов др. мон-рей известно о пограничных спорах К. п. м. с Дохиаром в XVI-XVII вв., к-рые не смогло решить даже размежевание границы К-польским патриархом Тимофеем II в 1620 г. Когда в 1661 г. «Великая Средина» (собрание 20 афонских игуменов) была вынуждена продать мон-рям келлии в Карее, К. п. м. купил келлии вмч. Димитрия Солунского и Парфенуди, но впосл. перепродал их Ватопеду. В сер. XVII в. были укреплены монастырские фортификации и надстроены верхние ярусы надвратной башни (до 1660/61) и внешней башни (1667/68). В 1663 г. в К. п. м. подвизалось 50 чел. в стенах мон-ря и 60 анахоретов в принадлежащих ему келлиях. В «Проскинитарии» Иоанна Комнина (1698; изд. в 1701 в Бухаресте) говорится, что К. п. м. был населен серб. и болг. иноками, а иезуит Франсуа Браконнье в 1706 г. упоминает о болг. монахах.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

   001    002    003    004   005     006    007    008