Региональный этап Рождественских чтений прошел в благочиниях декабря 2018 Учитель русского языка и литературы школы 235 имени Дмитрия Шостаковича Татьяна Плотникова выступила с сообщением " Принципы работы с молодежью: любовь, свобода, своевременность " . Клирик Свято-Исидоровского храма протоиерей Константин Костромин , проректор по научно-богословской работе СПбДА , рассказал об особенностях преподавания темы " Подвиг новомучеников " в школе.  " Детям приходится выбирать между мировоззренческими идеалами: капиталистическо-либеральным и авторитарно-патриотическим, - отметил он. -  Однако ни один из них не дает возможности понять суть подвига новомучеников. Необходимо в рамках преподавания истории, литературы и основ духовно-нравственной культуры народов России изучать историю непротивления злу силой на примере страстотерпцев Бориса и Глеба, история которых - ключ к пониманию подвига новомучеников Церкви Русской " . Тему, затронутую отцом Константином, продолжило выступление педагога школы 259 Светланы Бердниковой, посвященное православной традиции во внеурочной деятельности на примере авторской методической разработки " Храмы Коломны " . Детей знакомят с храмами округа, как утраченными, так и сохранившимися и действующими, проводят экскурсии и рассказывают о новомучениках, судьбы которых связаны с этими храмами. Клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой иерей Димитрий Пономарев рассказал о своем опыте преподавания ОПК в начальных классах лицея 299. Наибольший отклик вызвал доклад преподавателя Суворовского училища, методиста ОРОиК Виктории Гусаковой, которая не только показала, как добиться максимальной заинтересованности школьников в изучении " Основ духовно-нравственной культуры народов России " в 5-х и 8-х классах, но и доказала, что успех доступен каждому заинтересованному педагогу. Она привела примеры разработки уроков, посвященных именам и названиям, литературным произведениям и работе с редкими словами. +++ Районный этап Рождественских образовательных чтений Кировского благочиния на тему " Молодое поколение: духовность, свобода и личная ответственность " состоялся 6 декабря в зале гимназии 397. Организаторы - ЦДКиО Кировского округа, районный отдел образования и ИМЦ Кировского района.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Скачать epub pdf Протокол 6 заседания Собора Русской православной Церкви заграницей с участием мирян, от 10/23 августа 1938 года Заседание открывается в 10 часов утра пением молитвы «Царю Небесный». На собрание явилось 83 члена Собора. I. О глашается письмо председателя Югославянского Королевского Правительства с благодарностью за приветствие. II. О глашается следующий список поступивших дополнительно приветствий Собору: 1. К убанского Войскового Атамана и Кубанского Представительства. 2. Т ерского казачества и Войскового представительства Сибирского Казачьего Войска. 3. Р усского Трудового Христианского Движения. 4. В сероссийского Национального Крестьянского Союза в Америке. 5. Н ационально-Трудового Союза Нового поколения. 6. Р усского Комитета в Югославии. 7. Н овосадского Отделения Русской Матицы. 8. Р усской Колонии города Перника. 9. Н овосадской Русской Колонии. Доклад Архиепископа Богучарского Серафима «О нравственной основе софианства» III. Слушали: Доклад Архиепископа Богучарского Серафима. О нравственной основе софианства Не раз приходилось нам слышать, что софианская ересь, как весьма непонятное учение и поэтому не имеющая большого числа последователей, не заслуживает быть предметом особенного внимания со стороны Православной Церкви. Конечно, мы с таким мнением согласиться не можем. Еретическое учение Нестория тоже было непонятным, в особенности, если иметь в виду крайне неясную богословскую его теорию о «πρσοπον», с которой мы знакомимся из посмертного произведения Нестория: «Книга Гераклида». Однако, история Христианской Церкви показывает нам, какия великия потрясения в Церкви произвело несторианство. Вообще все ереси в отношении к здравому смыслу имели весьма большие дефекты, отличаясь логическими несообразностями, как одним из самых характерных своих признаков. Православная Церковь всегда придавала ересям огромное отрицательное значение, в силу чего весьма энергично боролась с ними. Иначе поступать она не могла, ибо ереси направлены к колебанию и даже уничтожению фундамента Церкви – ея догматов, что повлекло бы за собой уничтожение бытия самой Церкви, как носительницы Божественной истины и источинка спасительной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Климента на XV образовательных Рождественских чтениях 29 2007 р. 15:47 Председатель XV Международных образовательных Рождественских чтений митрополит Калужский и Боровский Климент в своем выступлении подчеркнул, что Церковь, власть и институты гражданского общества должны быть соработниками и партнерами на поприще духовно-нравственного оздоровления нации. Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Преосвященные архипастыри, Ваши Превосходительства, уважаемые члены президиума, дорогие отцы, братья и сестры! Рождественские чтения — это свидетельство глубокого интереса к проблемам духовно-нравственного образования и жизненной необходимости его развития, о чем просто и кратко сказал А.С. Пушкин: «Знать Россию — это знать её тело, её душу и её дух. Знать её историю, географию, статистику, её словесность и искусство, её веру». За 15 лет этот крупнейший в России Форум стал для многих школой, дающей возможность приобщения к огромному опыту православной культуры, открытия для себя высших ценностей человеческого бытия, которые должны лежать в основании любой системы образования. Это время развития сотрудничества Русской Православной Церкви и Министерства науки и образования России, богословов и специалистов в области светской науки, пастырей и тех, кто служит, оберегая родину, поддерживает правопорядок, заботится о здоровье людей, сохраняет и развивает культуру. Проводимые в рамках Рождественских Чтений конференции, круглые столы, семинары способствуют развитию во многих регионах разных форм взаимодействия Церкви с системой школьного образования в области духовного просвещения. Само возникновение этого соработничества является естественной реакцией народного организма, стремящегося к сохранению в жизни общества христианской нравственности и возрождению духовных традиций. Поэтому представители всех слоёв и групп нашего общества обращаются к Церкви в поисках духовной опоры, всё яснее понимая, что без неё невозможно ни жить, ни творить будущее нашего Отечества.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204419...

Содержание Общие понятия. Нравственность естественная Совесть и ее роль в нравственной жизни человека Влияние последствий грехопадения на нравственную жизнь человека Необходимость Богооткровенного нравственного закона для нравственной жизни О православном понимании цели нравственной жизни Христианские добродетели как нравственная ценность Духовный подвиг и свобода Нравственность и духовный подвиг Церковные таинства, нравственность и духовное возрождение человека Догматика и нравственность. Вера и добрые дела Нравственная жизнь и заповеди Заключение     В современном мире приходиться часто наблюдать, как обесцениваются многие понятия, о которых раньше говорили и писали с особым пиететом. Особенно это заметно на примере того, что принято называть нравственностью и духовностью. После многих пустых и иногда противоположных по смыслу рассуждений на темы нравственности и духовности человек современного общества воспринимает их как некие абстрактные и ни к чему не обязывающие понятия, абсолютно не относящиеся ни к нему лично, ни к его жизни. Однако от того, как человек понимает свои нравственные обязанности и что он подразумевает под духовностью, будет зависеть его жизнь в обществе и все то, что психологи и богословы называют смыслом жизни человека. Церковь Христова в своей проповеди , начиная от святых Апостолов и по настоящее время, являет миру величайший и самый совершенный идеал жизни человека – это идеал святости, который включает в себя истинную евангельскую веру, проявляющуюся в делах христианской любви (см. 1Ин.3:23 ). Теме православной нравственности посвящено немало богословской литературы, однако в основном она несет на себе отпечаток уже позапрошлого века с его схоластическими рассуждениями и отвлеченным морализаторством, либо ей недостает единства подхода и целостности при рассмотрении вопросов нравственной жизни: обычно большая часть посвящена практическим вопросам в ущерб теоретическим, иногда наоборот. В современной литературе достаточно много места отводится рассмотрению отдельных вопросов православной этики, например, аскетике без изложения других вопросов нравственного учения Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

составил А. Медельцов Скачать epub pdf Имя видного современного ученого-богослова, доктора церковной истории, заслуженного профессора Московской Духовной Академии Константина Ефимовича Скурата известно многим в православном мире. Он является нашим земляком, уроженцем Беларуси. Родился Константин Ефимович 29 августа 1929 года в крестьянской семье в селе Комайск Витебской области. Родители воспитывали трех своих сыновей в строго православном духе. Отец перед самой кончиной подозвал к себе Константина, благословил его крестным знамением и сказал: «Молись Богу, и Господь устроит твою жизнь». Мать (Татьяна) сопровождала всю жизнь сыновей молитвой и наставлением в святой православной вере и жизни. Общеобразовательную школу Константин закончил с серебряной медалью. С отличием закончил Минскую Духовную Семинарию (в 1951 г.) и Московскую Духовную Академию (в 1955 г.). За труд на тему «Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования» получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви и преподавателя Московской Духовной Семинарии. В 1979 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Сотериология святого Афанасия Великого » (после чего был удостоин звания профессора), в 1978 г. – докторскую диссертацию на тему «Поместные Православные Церкви». Перу Константина Ефимовича принадлежит 35 томов трудов, хранящихся в библиотеке МДА. Большая часть их в машинописи. Множество трудов славного профессора были изданы. Среди них книги: «История Поместных Православных Церквей» (учебное пособие в 2-х томах, М.,1994), «Православное вероучение и нравоучение в церковной литературе Снятой Руси XI-XVII веков» (Минск, 1995), «Православная вера» (М., 1996), сборник проповедей «Идите и научите» (МДА. Сергиев Посад, 1998), «Великие учители Церкви» (Клин, 1999), «Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования» (Клин. 1999), «Необыкновенное о обыкновенном» (Клин, 1999), «О Святом Православии» (М., 2002) и учебное пособие по патрологии «Золотой век святоотеческой письменности (IV–nepbaя половина V в.)» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, МДА. 2003). Помимо этого он является автором сотен статей, опубликованных в различных изданиях Русской и других Православных Церквей – Болгарской, Польской, Македонской и во многих инославных изданиях. За время педагогической работы преподавал в Московской Духовной Семинарии Историю Русской Церкви и Общую Церковную Историю, а в Московской Духовной Академии – Историю Древней Церкви, Догматическое богословие и греческий язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Сочинения Стефана Яворского и Феофана Прокоповича Главными литературными деятелями во время реформы были митр. Рязанский и местоблюститель патриаршего престола, Стефан Яворский, и Новгородский архиеп. Феофан Прокопович. Стефан Яворский может быть назван представителем русской церковной партии при Петре В. или тех людей, которые хотя сознавали необходимость некоторых реформ и нового образования, но в тоже время боялись их, восставали против их вредных крайностей, особенно против тех нововведений, которые, по их мнению, угрожали православной вере и русскому благочестию, и потому стремились защищать веру и благочестие; его деятельность имеет характер консервативный. Совершенно другою является деятельность Феофана Прокоповича; она имеет чисто реформаторский характер. Вполне сочувствуя всем реформам Петра, он горячо защищал их и сильно преследовал их противников, с сатирическим негодованием раскрывая в разных своих сочинениях все темные стороны в религиозно-нравственной жизни русского народа, все издавна накопившиеся в ней вредные и грубые наросты невежества и суеверия, и указывая новый разумный путь веры и благочестия. Рассматриваемые отдельно, деятельность Яворского и деятельность Прокоповича представляются односторонними; но та и другая естественно и необходимо вызывались тогдашним положением дел и служили одна для другой необходимым дополнением. В этом отношении самая борьба между этими двумя деятелями сопровождалась полезными результатами, потому что она ослабляла крайности противоположных направлений и послужила поводом к разъяснению многих вопросов в религиозно-нравственной жизни. Сочинения Стефана Яворского 41 . Стефан Яворский (род. 1658, ум. 1722 г.) воспитывался сначала в Киевской академии, а потом в польских училищах в Лемберге или Львове, наконец в Познани выслушал полный курс философии и богословия. По возвращении в Киев, и по принятии монашества, он прежде всего проповедовал при равных церквах, а затем поступил учителем в Киевскую академию, где скоро был назначен префектом оной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Статья подготовлена в рамках проекта «Генеалогия богословского персонализма (на материале русской религиозной мысли XIX – начала XX в.)» при поддержке Фонда развития ПСТГУ. Article is prepared within the «Genealogy of a Theological Personalizm (on Material of the Russian Religious Thought 19th – the Beginnings of the 20th Centuries)» project with assistance of Fund of development of St. Tikhon’s Orthodox University. Среди русских духовных школ первой четверти XIX в. Киевская академия в лице своего профессора И. М. Скворцова первой проявила серьезный интерес к немецкой классической философии. Следы этого интереса мы, в частности, находим в трудах святителя Иннокентия (Борисова) , христология и экклесиология которого несут на себе черты явной и скрытой полемики с И. Кантом. Последний, спроецировав вопрос о нравственной мотивации поступка в христологию, ставил под сомнение либо божественность Спасителя, либо возможность нравственного подражания Ему его последователей, а следовательно, и возможность нравственного единства с Ним. Отвечая на этот вызов, святитель Иннокентий учил о постепенном осознании Христом своей Божественности и об особом акте Промысла, позволяющем Христу в момент Гефсиманского моления преодолеть страх смертных страданий силою только человеческого естества. Хотя предложенная святителем концепция давала более или менее убедительный ответ «внешним», с точки зрения «внутреннего» учения Церкви следствием такого подхода становилось возникновение очевидного разрыва между природой и лицом. Правда, святитель снимал все возражения ссылкой на то, что в случае Христа мы стоим перед лицом особой «тайны Божией», однако именно здесь пробиваются первые ростки богословского персонализма, давшего такие богатые всходы в русском богословии второй половины XIX в. 1 Когда в 1809 г. иеродиакон Филарет – будущий великий московский святитель – переехал в Петербург, то одной из первых его книжных покупок стало собрание сочинений Канта 1 . В 1813 г. святитель передал его в академическую библиотеку как «ненужное для употребления» 2 . Работая в это же время над академическим уставом, святитель на первое место между философами поставил в нем Платона: «В писаниях его и в писаниях лучших его последователей профессор должен искать основательного философского учения… Из новейших философов тех должно предпочтительно держаться, кои ближе его держались» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

«Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественно-научным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы». Одно из центральных произведений Паламы, стоящее в одном ряду с «Триадами», систематически излагающее мировоззрение святителя: триадология, различие и тождество сущности и энергии в Боге, сотериалогия, антропология и космология». Группа Вконтакте Facebook группа Сто пятьдесят глав... Среди творений свт. Григория Паламы особое место занимают его «Главы» («Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы»). Общепризнано, что в «Главах» свт. Григорий достаточно систематично излагает самую суть своих богословских воззрений. И действительно, здесь в сжатой и насыщенной форме представлены сущностные черты учения о Святой Троице (в том числе, о различии сущности и «энергий» в Боге), сотериологии, учения о человеке и космологии Паламы. В целом можно сказать, что «Главы» являются одним из самых зрелых творений свт. Григория Паламы, ни в чем не уступая его известным «Триадам», а в ряде моментов и превосходя их. Издатели надеются, что предлагаемая читателю публикация переводов святителя вызовет интерес богословов, религиоведов, философов, филологов, студентов духовных и светских учебных заведений, а также всех интересующихся наследием святоотеческой мысли. Издательский проект " Библиотека Свято–Ильинского храма г. Краснодара " осуществляется по благословению Высокопреосвященного Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского. Редакционная коллегия: Настоятель Свято–Ильинского храма г. Краснодара протоиерей Сергий Овчинников, иеромонах Григорий (Хоркин), профессор А. И. Сидоров (МДА), канд. филол. наук М. А. Шахбазян (КубГУ) © А. И. Сидоров — вступительная статья, перевод, примечания. © Издательство " Текст "  — оформление. Редакция просит молитв о попечителе проекта рабе Божием Игоре со чадами и домочадцами.

http://predanie.ru/book/69152-sto-pyatde...

«Труды Киевской духовной академии» – российский православный ежемесячный научный журнал Киевской духовной академии, выходивший в 1860–1917 годах. В журнале публиковались научно-богословские и историко-литературные сочинения, много внимания в журнале уделялось истории Церкви, религиозным течениям и богословской мысли на территорий Украины. Авторами выступали известные ученые. В настоящее время периодическое издание под тем же названием издается Киевской духовной академией и семинарией УПЦ МП, а также, относящейся к неканонической УПЦ КП, Киевской православной богословской академией с периодичностью раз в год. См. также: «Труды Киевской Духовной Академии» – православный богословский журнал (1860 1917 гг.): историко-типологический анализ В.Н. Мандзюк-Ильницкий   Труды КДА за 1880–1917гг. и 1997–2011гг. (по годам, архивы zip): Журналы за 1880 г. Содержание Том 1 Январь 1. Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе). О граде Божием, книга первая (1–60) 2. Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [начало] (3–22) 3. Порфирий Успенский , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря (23–33) 4 . Ястребов М. От Византии до Москвы (56–99) 5 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 7–9] (100–137) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (138–144). Февраль 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии (1–88) 2 . Тумасов Н. Религиозно-общественные учреждения древнего языческого Рима [начало] (143–196) 3 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря [продолжение] (197–223) 4 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 10–11] (226–252) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (253–262) 6 . Петров Н. Отчет церковно-археологического Общества при Киевской духовной Академии за 1879 г. (263–292)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Х Покровские чтения Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций «Связь поколений: духовно-нравственное становление личности» 10 октября 9.00 СПб Православная Духовная Академия (наб. Обводного кан., 17) Иоанно-Богословская научная конференция 12 октября 10.00 СПбГУТ им. проф. Бонч-Бруевича (наб.р. Мойки, 61, Актовый зал) Пленарное заседание. Открытие Х Покровских Чтений. Выставка-презентация книг. Концерт студенческого камерного ансамбля «Радонеж» ЛГУ им. А.С.Пушкина по духовным произведениям Н.А. Римского-Корсакова, и автора-исполнителя Софии Никулиной (г. Рязань). 14 октября 12.30 Казанский кафедральный собор Межвузовский молебен в праздник Покрова 13.30 Площадь перед Казанским собором III Межрегиональная студенческая акция-митинг «За нравственность на российском ТВ» Педагогические секции и мастер-классы 11 октября в 13.00 Культурно-просветительская поездка (КПП) с посещением храмов в вузах — Академии Художеств, Горного и Педагогического Университетов Медицинской Академии. 12 октября 18.00 РГПУ им. Герцена (Мойка, 48, 11 корп.) Мастер-класс «Все на КПП !!!» на основе 3-х летнего опыта проведения культурно-просветительских поездок для студентов. 13 октября 13.00. РГПУ им. А.И. Герцена 11 корпус, кафедра социальной педагогики, каб. 8 Секция «Детско-родительские отношения в социально-педагогическом аспекте» Ведущие: Расчётина Светлана Алексеевна (профессор, РГПУ им. А.И. Герцена), Кошкина Валентина Сергеевна (доцент, РГПУ им. А.И. Герцена), Львова Александра Юрьевна (аспирант РГПУ им. А.И. Герцена) 14 октября. 16.00 РГПУ им. Герцена (Мойка, 48, 11 корп.) Секция «Духовно-нравственное воспитание в традициях сотрудничества поколений» 14 октября 18.00 РГПУ им. Герцена (Мойка, 48, 11 корп.) Мастер-класс «Сердца открыты для добродетели» (проведение студенческой благотворительной акции) 15 октября 16.00 РГПУ им. Герцена (Мойка, 48, 11 корп.) Мастер-класс «Возрождение культуры проведения студенческих балов в Санкт-Петербурге». Студенческий осенний покровский бал.

http://pravmir.ru/opublikovana-predvarit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010