Закрыть itemscope itemtype="" > Образ Иоанна Предтечи в святоотеческой письменности как пример духовно-нравственного совершенства 09.03.2012 326 Время на чтение 15 минут Доклад игумена Дионисия (Шленова), произнесенный 19 ноября 2011 г. в Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии на круглом столе, посвященном открытию выставки «Путь Крестителя. История статуи Предтечи Господня из церкви Кристо Ре в Феццано», повествует о том, какие оттенки приобретает образ Иоанна Предтечи, раскрываемый в христианской и святоотеческой письменности. Иоанн Креститель или Предтеча - святой, стоящий между двумя Заветами, - является одним из самых почитаемых святых Православной Церкви. «Свидетельствует Иоанн креститель, - как говорит о нем свт. Кирилл Иерусалимский, - величайший среди пророков, началоводитель Нового Завета, и неким образом сочетающий в себе оба завета, как Ветхий, так и Новый» . Именно в его честь издревле совершались праздники, воздвигались часовни, храмы и монастыри, а также писались иконописные образы. В апокрифическом «Евангелии Никодима» он предстает не просто большим среди патриархов и пророков, но их учителем, призванным предвозвестить им о пришествии Единородного Сына Божия «в мире и аде» . В христианской и святоотеческой письменности образ Иоанна Предтечи раскрывается многогранно, но как правило, без крайностей. Прп. Дамаскин Студит называет Иоанна Предтечу «ангелом и мучеником, подвижником» , а прп. Иоанн Дамаскин помимо более традиционных эпитетов именует его «апостолом» . 1. Св. пророки Иоанн и Илия Иоанн Креститель неоднократно упоминается наряду с пророком Илией как учитель аскетической жизни. «Они показали путь подвижничества для желающих его облобызать» . «Я прошу тебя вести отшельнический образ жизни, о если бы ты стал Иоанном Крестителем или Илией Кармильским», - призывает свт. Григорий Богослов в одном из своих посланий . Они начинают собою «список бесчисленных подвижников, которые уподобились пренебесным чинам ангелов в немощи человеческой плоти» . Как через Илию «честь Кармила дается душе, подобной пустыне», так через Иоанна освящается стихия Иордана. Не только воды Иордана освящают пустыню, но и сами они освящаются пустыней «в духе Илии» . И тот и другой именуются Предтечами и светоносцами .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Стали известны победители Х ежегодного конкурса «За нравственный подвиг учителя» 25.09.2015 384 В подведении итогов приняли участие председатель конкурсной комиссии, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий и сопредседатель конкурсной комиссии, советник полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе на общественных началах Марина Белогубова, сообщает Патриархия.ги. В заседании конкурсной комиссии также участвовали: заведующий сектором мероприятий и конкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации, ответственный секретарь конкурса монах Трифон (Умалатов); заместитель декана факультета педагогики и психологии по учебно-методической работе Московского педагогического государственного университета, председатель экспертной комиссии Светлана Серякова; доцент кафедры педагогики и психологии Московского социально-педагогического института, заместитель председателя экспертной комиссии Тамара Белякова; ведущий специалист сектора мероприятий и конкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации, координатор конкурса Зоя Плохова; кандидат богословия, насельник Высоко-Петровского монастыря иеромонах Лаврентий (Полешкевич); учитель средней общеобразовательной школы 766, член Московской ассоциации учителей православной культуры, заслуженный учитель Российской Федерации Лидия Донченко; учитель СОШ 2095, член Московской ассоциации учителей православной культуры Ольга Затопляева; учитель Центра образования 1130, член Московской ассоциации учителей православной культуры Ольга Югансон; специалист по научно-методической работе Синодального отдела религиозного образования и катехизации Светлана Шестакова; учитель начальных классов ГБОУ СОШ 1499, член Московской ассоциации учителей православной культуры Елена Галанжина; доцент кафедры философии Российского православного института святого Иоанна Богослова Елена Челнокова, младший специалист сектора мероприятий и конкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации, секретарь конкурсной комиссии Мария Гаева.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/25/st...

К вопросу об отношении нравственности к политике. (Нравственные нормы жизни и международные отношения) Источник (Речь, произнесенная на годичном акте Киевской Духовной Академии 26 сентября 1905 года). Уже более года вся Россия живёт политическими интересами. Тяжелая война на Востоке, закончившаяся так печально; энергичные стремления к преобразованию внутреннего государственного строя, всевозможные попытки принять непосредственное участие в ходе современной исторической жизни – вот то, что представляется теперь самым характерным в жизни русского общества, что, прежде всего, бросается в глаза даже поверхностному постороннему наблюдателю на западе Европы и что всецело господствует над нами и нашими личными интересами. Было время, когда, по слову великого учителя Церкви, все сделались богословами, когда о Лицах Св. Троицы рассуждали все и всюду, даже на торжищах и площадях. Современною нам мыслью и чувствами владеет политика. Даже и при ясном сознании своей неподготовленности к решению сложных задач государственного устройства, к суждению о правильности или неправильности приёмов в ведении войны, успешности или неудаче дипломатических переговоров и т. д., мы не можем отрешиться от обсуждения этих и подобных вопросов, не можем не волноваться при таком или ином их разрешении, не страдать или не радоваться при том или другом исходе предпринятых начинаний. И не может быть ничего более естественного, как этот живой интерес к событиям политической жизни, и вместе с тем не может быть ничего плодотворнее этого интереса, так как только он может служить надёжным залогом самой возможности совместной и дружной работы на пользу отечества. Но события быстро следуют одно за другим, суждения о них бесконечно разнообразны, как бесконечно различны и возбуждаемые ими чувства. И чтобы интерес к происходящему не оставался лишь праздным любопытством, а стремление так или иначе отозваться на события жизни не принесло вместо пользы вреда, для этого необходимо быть в состоянии сознательно отнестись ко всему совершающемуся, необходимо уменье разобраться во множестве частного и второстепенного и умение оценивать события с высшей точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

«Латрия не является и не может являться неким простым религиозным обрядом или просто неким (освящающим) действием, отдельным от так называемого учительского и пастырского дела Церкви. Она касается самой сущности Церкви, всего её Таинства целиком. А сущность эта – Сам Христос и новая жизнь во Христе. Латрия не просто касается, она тождественна этой новой жизни во Христе. Через латрию Церковь являет и преподаёт Самого Христа и эту новую жизнь в Нём. Таким образом латрия есть явление и осуществление собрания верных в вере и в новой жизни… Неправильная вера и неправильная нравственность не могут явить и дать правильную латрию. Между этими тремя вещами существует органическая взаимозависимость. Характерны повествования об отцах-пустынниках, которые по положению тела во время молитвы могли понять, православный молящийся или еретик. Это доказывает, что в действительности только от правильной веры может исходить правильное славословие и способ славословия, что латрия есть осуществление веры в полном значении слова. Поэтому не случайно, что православная латрия и богослужебные тексты нашей Церкви имеют преимущественно богословское содержание, охватывая вместе с тем и подлинную православную нравственность. Латрия – это не просто некая церемония, касающаяся некоторых частных моментов человеческой жизни. Она определяет все области человеческой жизни. Когда человек служит (λατρεω) Богу надлежащим образом, он не просто приносит свои дары и славословие своих уст. Он приносит вместе с тем своё тело и свою кровь, становится священнодействователем собственного тела и душевной добродетели […] Если он не приобрёл хотя бы такого латрийного образа мыслей… тогда и его латрия будет простой обрядностью, без содержания и жизни; тогда и его жизнь будет лишена своей подлинной глубины… Латрия – не средство; она – образ бытия. Она восходит и приносится только Богу; “приличествует одной только божественной природе” […] Латрия есть то самое “не отлучатися” от Бога, непрестанная память о Господе… Согласно прп. Григорию Синаиту, ум прелюбодействует, как только отступит от “памяти Божией”, то есть как только прекратит служить (λατρεω) и молиться. Человек по природе существо латрийное. Когда он не служит (λατρεω) истинному Богу верой, жизнью и послушанием [Его заповедям. – Примеч. и. Л. ], его латрийность ищет выхода в псевдолатрии, в служении плоти (σαρκολατρεα), в эгоизме, в сребролюбии и в идолослужении (εδωλολατρεα) всех видов и форм. Всё это и подобное в свете Библии есть не что иное как прелюбодеяние» .

http://pravoslavie.ru/155808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИТИН Александр Михайлович (22.10.1860, Смоленская губ.- ок. 1919, Одесса), прот., правосл. богослов, проф. богословия Имп. Новороссийского ун-та. Род. в семье инспектора Бельского ДУ Клитина Михаила Семеновича, внук священника с. Красного Вяземского у. Смоленской губ. Семена Степановича. В 1874 г. К. окончил Смоленское ДУ, в 1880 г.- Смоленскую ДС по 1-му разряду, в 1884 г. окончил богословское отд-ние МДА с ученой степенью кандидата богословия, ему было предоставлено право получения магистерской степени без дополнительного экзамена. Представил отчасти переработанное канд. сочинение «Пастырские послания ап. Павла» (РГБ ОР. Ф. 172. К. 29. Ед. хр. 28. Л. 50; Там же. К. 267. Ед. хр. 5. Л. 1-194) на соискание ученой степени магистра богословия. В 1884 г. был назначен в Севское ДУ (Орловской губ.) преподавателем греческого языка. В нач. 1887 г. представил в Совет МДА доработанную магист. дис. «Подлинность посланий святого апостола Павла к Тимофею и Титу»; 13 февр. 1889 г. защитил ее на коллоквиуме и 11 мая того же года был утвержден Синодом в степени магистра богословия. Весной был переведен в Киевскую ДС на должность преподавателя догматического, основного и нравственного богословия. 29 апр. 1893 г. К. был назначен законоучителем Киевского кадетского корпуса; 15 мая хиротонисан во диакона, 16 мая - во иерея; служил священником Кирилло-Мефодиевской ц. при Кадетском корпусе. К. был активным членом Киевского об-ва распространения духовно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. С 24 окт. 1900 г. К. являлся профессором богословия Имп. Новороссийского ун-та в Одессе и настоятелем Александро-Невской университетской ц. В 1903 г. был командирован Мин-вом народного просвещения для продолжения научной деятельности в Германию и во Францию; во время пребывания за границей сформировались его взгляды на богословскую науку. В 1912 г. К. представил в Совет МДА соч. «История религии: Опыт историко-богословского исследования» (Т. 1; Од., 1910) на соискание ученой степени доктора богословия. Указом Синода от 12 мая ходатайство Совета МДА об утверждении К. в докторской степени было отклонено на основании того, что «в отзывах академических рецензентов профессора Сергея Глаголева и экстраординарного профессора священника Евгения Воронцова об означенной книге устанавливается неосведомленность автора в предмете и указываются только его ошибки и погрешности против вероисповедных и научно-богословских аксиом» (Журналы собраний Совета МДА за 1912 г. С. 143-144).

http://pravenc.ru/text/1841451.html

Митрополит Волоколамский Иларион: Наш долг — отстаивать традиционные нравственные ориентиры 22 марта 2013 г. 14:26 Буквально за несколько месяцев в христианском мире произошли значительные изменения. Избраны новые предстоятели трех Поместных Православных Церквей — Антиохийской , Болгарской и Православной Церкви в Америке . И в эти же месяцы избраны новые предстоятели крупнейших инославных Церквей — Римско-Католической, Англиканской и Эфиопской. О вызовах, с которыми сегодня сталкиваются и предстоятели Церквей, и христиане по всему миру, ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии»   С.В. Чапнину  рассказал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион . — С кем из новых Предстоятелей Вы были знакомы ранее? Как их можно охарактеризовать? — Новый Патриарх Антиохийский Иоанн X ранее возглавлял Западноевропейскую митрополию Антиохийской Православной Церкви. Монашество он принял на Святой Горе Афон. Долгое время возглавлял Богословский институт имени святого Иоанна Дамаскина в Баламанде. Мы знакомы с ним по совместной работе в Межправославной подготовительной комиссии и Всеправославном предсоборном совещании, в рамках которых идет подготовка к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Это человек высокой духовной жизни, настоящий молитвенник. При этом он открыт к диалогу с внешним миром и общение с ним оставляет очень приятное впечатление. Новый Патриарх Болгарский Неофит хорошо известен в Русской Православной Церкви. В начале 1970-х годов он обучался в аспирантуре Московской духовной академии на кафедре церковного пения, был регентом академического хора. Многие из тех, кто учились в те годы, хорошо его помнят. Одновременно с аспирантурой он окончил и регентское отделение при Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» был удостоен степени кандидата богословия. «Первый золотой камертон» регентского класса ему вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Владыка неоднократно посещал Московские духовные школы. Не раз и я общался с нынешним Патриархом Неофитом во время поездок в Болгарию, и впечатления от этих встреч оставались самые светлые. Святейший Патриарх Неофит известен и как церковный композитор, и как исполнитель православных песнопений. Его Святейшеству в разное время довелось быть регентом хора Патриаршего кафедрального собора Александра Невского и регентом Софийского священнического хора. Оба эти коллектива неоднократно с успехом выступали в России. Я имел честь возглавить делегацию Русской Православной Церкви на торжествах по случаю Патриаршей интронизации Его Святейшества, где имел встречу с новым Предстоятелем Болгарской Православной Церкви и передал ему поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://patriarchia.ru/db/text/2863175.ht...

монах Митрофан Часть первая. Смерть в отношении к бессмертию О смерти Происхождение слова и понятия «смерть» Слово и понятие смерть на земле в первый раз явилось в раю из уст Самого Бога, сказавшего нашим прародителям: «смертью умрете если вкусите» ( Быт.2:17 ). Явление смерти на земле Сколько времени жили в раю Адам и Ева – неизвестно. Злоба врага не замедлила. Все богословы согласны, что первый человек – высшее существо, подобие ангелам и даже подобие Божие, существо в высшей степени нравственное, безгрешное. Нынешний нравственный упадок, нравственный пессимистический прогресс или регресс есть следствие греха прародителей. О высшем совершенстве наших прародителей можно заключить уже из того, что не дано им было никаких заповедей, никаких нравственных законов, как нам, а только самая легчайшая заповедь. Вероятно, в душе человека уже были все главные законы духа; иначе и быть не может. Если человек поставлен царем всего видимого, значит он составлял венец творения Божия. Дух не тяготился плотью и прародитель не взывал, подобно ап. Павлу, избранному сосуду Святого Духа: «Кто избавит меня от тела смерти?» Но это нравственное падение, о котором вздыхает ап. Павел, развилось из падения Адама. С падением Адама явилась на земле смерть и души, и тела; «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» ( Рим.5:12 ) свидетельствует тот же ап. Павел. Так смерть сделалась достоянием наших прародителей, а, следовательно, и всего человечества. Кто не знает сего понятия и слова: «смерть»? И дикарю, и образованному она известна. Все человечество знает две истины: первую, что умрем, а другую – неизвестно когда. Определение смерти Как таинственно и непостижимо для ума происходит соединение души с телом в утробе матери, так равно таинственно опять бывает и разделение души от тела. Заповедано Богом, чтобы всякому человеку на каждый час быть готовому к смерти. Как общий удел человечества, как казнь за грехи, как казнь, а потому и страшна смерть и праведнику, и грешнику. Действие же таинства смерти одинаково для праведника и грешника. Повелевая быть готовым к смерти, Дух Святой открывает обстоятельства, при которых совершается переход в жизнь загробную как для праведника, так и для грешника. Смерть первого красна, а второго – люта. Сама действительность этих слов была открыта некоторым Угодникам для нашего назидания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Никогда человек не говорил так, как этот «Человек»: нравственные наставления Спасителя в контексте раннего иудаизма Источник Скачать epub pdf Новые глубинные смыслы евангельского слова открывались современникам Спасителя посредством доступных и привычных средств языковой выразительности. Доцент протоиерей Леонид Грилихес подчеркивает особую роль межзаветной литературы и ближневосточного фольклора, послуживших источником ярких образов для языка евангельского богословия. Проповедуя по еврейским городам и весям, обращаясь ко многим толпам, Господь говорит на языке понятном для этих толп, т.е. на языке окружающих его людей. Вместе с тем в Евангелии  (в первую очередь, конечно в Евангелии от Иоанна) мы постоянно обнаруживаем, следующие утверждения: «слово, которое вы слышите не есть Мое, но пославшего Меня Отца» ( Ин 14:24 ), «как научил Меня Отец Мой так и Я говорю» ( Ин 8:28 ) «Мое учение не Мое, но Пославшего меня» ( Ин 7:16 ), или: «Слова, которые говорю Я вам– дух и жизнь» ( Ин 6:63 ). И действительно Господь провозглашает совершенно новые, удивительные вещи, которые далеко превосходят не только человеческие обычаи и привычки, но и  человеческую мудрость. Его слова нередко вызывают возмущение  и не укладываются в человеческой голове. Он обращается к иудеям «слово Мое не вмещается в вас», от Его слов происходит между ними распря ( Ин 10:19 ) и многие из них говорили: Он безумствует. Но не только фарисеи, но и «многие из учеников Его, слыша то (т.е. капернаумскую проповедь ) говорили: какие странные слова! Кто может это слушать!» ( Ин 6:60 ), и как сообщает Иоанн: с этого времени многие из учеников Его  отошли от Него, и уже не ходили с Ним ( Ин 6:66 ). Его слова вызывают удивление толпы: Он учит «не как книжники и фарисеи» ( Мф 7:29 ); «Никогда человек не говорил так, как этот Человек» ( Ин 7:46 ). И даже из уст самых близких учеников, из уст двенадцати часто вырываются слова недоумения: вспомним, после притчи о верблюде, которому легче пройти сквозь угольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное, «ученики Его весьма изумились» и  восклицают: «так кто же может спастись?»  ( Мф 19:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы Статья из журнала «Богословский вестник» 1892 года 7 июня, 2004 Статья из журнала «Богословский вестник» 1892 года Введение Кто не слыхал, если и сам не произносил таких или подобных слов: “Что пользы веровать так или иначе, лишь бы быть хорошим человеком?” На такие вопросы только некоторые умеют отвечать: “Невозможно быть хорошим человеком без христианских верований, если только не довольствоваться в своих нравственных требованиях одной лишь гражданской честностью и человечностью, но стремиться к совершенной добродетели через подавление страстей и гордости, через возвращение любви ко всем и совершенного целомудрия”. Но и на такой ответ находится у совопросников возражение: “Признаю нравственную ценность евангельских повествований и посланий апостольских, но какая польза будет души моей от веры в Троицу, от признания Иисуса Христа Богом, Богочеловеком?” Давно слышится этот вопрос в образованных кругах русского общества, а в последние годы в нем все ясней слышатся оттенки глухого ропота, разразившегося наконец и жестокими богохульствами в общеизвестной заграничной “Критике догматического богословия” и плохо скрываемыми насмешками в религиозно-народных брошюрках, где добродетель человеколюбия некоторых древних христиан противопоставляется праздному, будто бы богословствованию вселенских учителей, изощрявшихся “согласить то, что несогласимо”, и ради этого пренебрегавших обязанностями христианина. Проповедники штундизма издеваются над Православием, будто бы забывшим евангельские заповеди ради догматических тонкостей и представляют себя восстановителями истинного христианства после многовекового его затемнения отвлеченным и ложным догматизмом. Противопоставление добродетели догматам, и нравственное безразличие последних становится темой не для писателей только, но и для постоянных разговоров в обществе среди учащегося юношества, даже для женщин, и при том не в виде робкого недоумения, как прежде, а в виде дерзкого и настойчивого запроса.1

http://pravmir.ru/nravstvennaya-ideya-do...

Нравственные слова. Книга первая, глава шестая Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 О том, как все святые соединяются со Христом Богом и становятся одно с Ним. Все святые истинно суть члены Христа, над всеми Бога, и, как сказано (см. 1 Кор 6:17) 1 , соединены с Ним и должны быть прилеплены к Его Телу, чтобы Он был в них главою (см. Кол 1:18), а святые от века и до последнего дня пребывали бы Его членами и все множество их стало бы единым Телом Христовым (см. 1 Кор 12:27), как и человек един; поэтому одни из них исполняют роль рук, трудясь и поныне (ср. Ин 5:17) творя Его всесвятую волю, делая из недостойных достойных и спасая их для Него, другие — словно плечи несут тяготы друг друга (см. Гал 6:2) и только что найденную овцу, давно пропавшую (см. Лк 15:6; Мф 18:12) на горах и холмах, в местах, куда Господь не заглядывает, так они исполняют закон Его (ср. Гал 6:2); другие — это грудь: для жаждущих и алчущих правды Божией (см. Мф 5:6) они источают словесный поток неизреченной премудрости и знания, доставляя им тот хлеб, каким питаются вышние силы небесные (см. Пс 77:25), почивающие на Его груди и любимые Им; иные — утроба, с любовью принимающая всех в свое лоно, таковые во внутренностях своих носят Духа спасительного и способны постичь Его неизреченные и сокровенные таинства; иные — как бедра носят в себе способность производить богоугодные мысли таинственного богословия и словом своего учения рождают на земле Духа спасения, то есть плод и семя Духа в человеческих сердцах; некоторые — как голени и ноги, они показывают свое мужество и терпение в искушениях, никогда не уклоняясь от стояния в добре, они, подобно Иову, не расслабляясь, несут тяжесть даров Духа. Вот таким образом тело Церкви Христовой, приводимое в стройное согласие [всеми] от века святыми Его, пребывает совершенным и целостным в единении сынов Божиих, первородных, написанных на небесах, кому Бог и сейчас говорит: “Не радуйтесь, что духи вам повинуются”, — в людях легкомысленных это скорее вызывает кичение и самомнение, — “радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах” (Лк 10:20).

http://pravmir.ru/nravstvennye-slova-kni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010