Нравственные отношения и обязанности христианина в отношении к Богу XXX. Богопочтение Богопочтение. – Основание богопочтения и побуждения к нему. – Свойства истинного богопочтения и невозможност его вне христианства. – Виды богопочтения От общих понятий о нравственной жизни и деятельности человека-христианина (universalia) перейдем теперь к изложению содержания христианского нравоучения. Сознательное приложение требований нравственного закона из уважения к этому закону – по Канту, из любви к Богу, Верховному Законодателю – по учению христиан, к деятельности нашей в «отношении к другим свободно-разумным существам, находящимся с нами в живом союзе», дает бытие нашим частным отношениям и обязанностям. Так как в понятии личностей, связанных между собой живым союзом, мы различаем прежде всего Личность Бесконечную, Божественную, затем личности других свободно-разумных существ, и наконец – свою собственную личность, то отсюда все отношения и обязанности в царстве личностей, соединенных между собою живым союзом, естественно могут быть разделены на три главных вида обязанностей их к Богу, к ближним и к себе самим. Это разделение обязанностей оправдывается и откровенным учением. Апостол Павел указывает на такой троякий род обязанностей, когда говорит: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно ( σωφρνως) праведно ( δικαως) и благочестиво ( εσεβως) жили в нынешнем веке» ( Тит. 2:11–12 ). Насколько мы устрояем свою жизнь и располагаем свою деятельность согласно с требованиями нравственного закона или воли Божией, мы действуем целомудренно (в широком смысле слова); насколько мы держимся правильного образа действий в отношении к другим людям, мы поступаем праведно, а насколько мы, находясь в живом союзе с Самим Богом, стараемся во всем своем поведении соответствовать этому союзу, истинно святить имя Божие, мы живем благочестиво. Эти три главных вида отношений и обязанностей христианина указаны и Самим Господом в заповеди Его о любви к Богу, к ближним и к самому себе: «Возлюби Господа Бога твоего, – говорит Он, – всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Богословские сочинения Архиепископ Иннокентий  (в миру Иван Алексеевич Борисов ;  15 (27) декабря 1800 , Елец , Орловская губерния  — 26 мая (7 июня ) 1857 , Одесса ) — епископ  Православной Российской Церкви ; с 24 февраля 1848 года  архиепископ Херсонский и Таврический. Член Российской академии  (1836 ). Член Святейшего Синода  с 26 августа 1856 года . Знаменитый проповедник. Богословские сочинения свт. Иннокентия Херсонского, вместе образующие целостное учение: О Боге вообще. Учение о Боге вообще — в Самом Себе. Учение о Боге троичном в Лицах, или о Святой Троице. Учение о сотворении мира. О Промысле и Провидении. О существах, высших человека, или о духах. О Боге вообще - как Учредителе Царства нравственного или Небесного Вступление   Чтобы исчерпать обширный предмет сей, нужно обратить внимание на следующие главные пункты его: Во-первых, рассмотреть самое Существо Божие, в Котором находится существо и основание всего мира. Существо Божие имеет две стороны: единство природы и троичность Лиц. Отсюда нужно рассмотреть: I) Бога в Самом Себе, Его свойства и действия; и II) Бога в трех Лицах (учение о Святой Троице). Первая из сих двух частей есть философская - естественная, ибо и разум учит о Боге вообще и Его свойствах; последняя часть есть собственно христианская. После должно, во-вторых, показать, как произошел от Бога мир вообще. Хотя, мы говорим о царстве нравственном, однако не можем не коснуться и мира физического, ибо он есть условие мира нравственного, есть поприще действий существ разумных. Это мирословие не есть значения собственно религиозного; оно есть богословская физика, но в системе богословия оно необходимо. В-третьих, сказав о происхождении мира вообще, скажем потом о существах нравственных в частности: сперва об Ангелах, а потом о человеке -его происхождении и первобытном состоянии. Наконец, в-четвертых, об отношении царства нравственного к Богу или о Промысле. Из сего составится учение о Боге как Учредителе Царства Небесного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Проблемы, связанные с преподаванием курса духовно-нравственной культуры, обсуждаются на Рождественских чтениях Москва, 17 февраля 2009 г. Вопросы, связанные с преподаванием в школах духовно-нравственной культуры (ДНК), обсуждали участники пленарного заседания «Православная культура и современное образование», прошедшей в рамках XVII Рождественских образовательных чтений, сообщает Благовест-инфо . Заседание состоялось совместно по первому и второму направлениям работы Рождественских чтений – «Православное воспитание и образование» и «Школа в XXI веке». Форум прошел в конференц-зале Синодальной библиотеки Московского Патриархата в Андреевском монастыре; его работу курировали архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, протоиерей Борис Даниленко, настоятель Патриаршего подворья в бывшем Андреевском монастыре, председатель Комиссии по православным общеобразовательным учебным заведениям Московской епархии, официальный представитель Русской Православной Церкви в рабочей группе по проблемам изучения истории и культуры религии (Православия) в системе образования при Министерстве образования и науки РФ, кандидат богословия. Один из основных докладов сделал почетный председатель заседания, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Рождественские чтения, на котором епископы, священники, монашествующие, миряне в свободной форме обсуждают интересующие их вопросы, являют пример того, что «не существует разрыва» между монашествующими и мирянами, сказал митрополит Климент. Образование – неотъемлемая часть любого цивилизованного общества, подчеркнул далее митрополит, образование не сводится к заучиванию постулатов. Термин «образование» содержит в себе слово «образ», что указывает на формирование внутреннего мира человека. Главная цель – «закрепить идеальный образ». Митрополит Климент подчеркнул, что христианская вера не может служить препятствием к получению научных знаний, равно как и прогресс точных наук не препятствует вере; верующими были многие физики и математики. «Минувший ХХ век, оставивший печальное наследие, показывает, насколько опасно научное знание в отрыве от нравственных духовных ценностей», - сказал митрополит Климент. Сейчас число проблем, порождаемых интеллектуальным знанием, будет увеличиваться, - генная инженерия, искусственный интеллект и другие. Решить эти проблемы в отрыве от нравственности невозможно, отметил иерарх.

http://pravoslavie.ru/29324.html

протоиерей Владислав Свешников Скачать epub pdf 13. Любовь божественная и человеческая В различных книгах христианского содержания открывается смысл, значение и содержание евангельских нравственных заповедей, понимание нравственного закона и связи воли Божией и сущности нравственного делания, истинный порядок нравственных ценностей и основные направления нравственного творчества по отношению к Богу, к людям и к собственному внутреннему миру. Но как бы много ни значили все эти ценности, было бы очень странно, если бы они представляли самостоятельное значение. Все это знание имеет смысл лишь тогда, когда перед внутренним взором человека отрывается истинное содержание, центр, основание и суть нравственной жизни. Имя этому содержанию – любовь. Только она – и то, – когда является в неискаженном бытии – имеет самостоятельное значение. Ради любви стоит жить, потому что нет ничего в мире прекрасней и жизненней ее. Она осмысливает нравственность, она придает ценность психологии; она открывает дверь настоящим отношениям личности ко всему не свете и определяет и отделяет своим горением правду от бессмыслицы и вздора; она заставляет трепетать сердце, ибо она-то и есть его содержание. Любовь! она ласкает слух! и глаз! Любовь! – в ней мир, и ликование, и награда, и вера, и упование! Любовь держит Крест Христов и единство человеческого рода! Сердце чует и знает правду любви, ибо правда – только в любви. Любовь Божественная Но сердце знает и чует ее в людях потому, что есть любовь Божественная. «Бог есть любовь», – говорит слово Божие. И хотя рационалистическому рассудку ничего не понятно в этих словах, сказанных апостолом Иоанном, сердце согласно отзывается: «Да, да! Это, несомненно, так». И это, несомненно, так! Потому-то и существует в мире сем любовь человеческая, что живет и оживотворяет, созидает и спасает в царствии надмирном любовь Божественная. Можно сказать, как бы в безумии, что без нее не было бы ни мира, ни даже Самого Бога. По определению святого Иоанна Богослова – «Бог есть любовь». Любовь – это именное сказуемое Бога. Не определение (прилагательное или причастие): «любящий Бог»; не глагольное указание на то, что Бог делает, но то именное сказуемое, которое выражает сущность личного Божества: «Бог есть любовь».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Скачать epub pdf 2. О Нравственном законе и нравственном действовании §1. Понятие о нравственном чувстве В общем определении нравственности мы видели, что ее можно понимать как прочное, устойчивое внутреннее настроение человека, возбуждающее в нем приятные чувствования и выражающееся в известных действиях. Это состояние мы назовем нравственной потребностью . Такая Нравственная Потребность в виде влечения к добру является врожденной человеку , дана человеку в его собственной духовной природе как живая сила, находится в глубине его духа. С первых дней нашего сознания уже проявляется эта внутри заложенная нравственная потребность. Младенцу, имеющему добрую мать, нет надобности предписывать: ты должен любить свою мать. Он еще не понимает слов: долг, любовь, мать, а любовь к матери уже действует в нем и выражается в его взгляде на мать и в её радости на ее руках. Уже у детей мы наблюдаем способность различать два главных понятия: добро и зло. Даже если их никто не учил, какими признаками определяется правда и ложь, нравственно хорошее и дурное, они как-то сами собою без видимого чьего-либо содействия более или менее безошибочно определяют и разграничивают два эти понятия. Следовательно, такая способность даже ребенка разграничивать известные явления нашего духа и относить их или к понятию добра («хорошее») или зла («плохое») есть особый дар . Этот дар, как учит Церковь , получен от Творца всего мира, вдунувшего в первого человека вместе с жизнью душу бессмертную, имеющую образ и подобие Божие, и в числе других способностей и свойств имеющую и нравственную потребность, нравственное чувство. Нравственная потребность в сознании человека заявляет себя как нравственное чувство . Чувств у человека много. Есть у него, например, чувство эстетическое, чувства телесные и другие. Эти чувства возбуждаются в нашем «я» извне, внешними предметами. Нравственное же чувство имеет особое свойство Оно коренится в нашем духе и исходит из глубины нашего духа, независимо от нашей воли, и звучит как «голос», обличающий или одобряющий наши поступки, чувства и мысли («Нравственное чувство, – пишет проф. прот. Я. И. Янышев , – есть непосредственная, непроизвольная и субъективно-индивидуальная оценка произвольных намерений, или действий воли, поскольку она проявляется в этих конкретных намерениях и действиях» (Православное христианское учение о нравственности. СПб. 1906, стр. 48). §2. Понятие о нравственном законе

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Скачать epub pdf О необходимости исполнения заповедей 107 Господь Иисус Христос во время Нагорной проповеди сразу сказал о том, что Он пришел не разрушить Моисеев закон, который являлся основой нравственности еврейского народа, можно даже сказать – основой нравственности всех верующих людей, но дополнить его. Да не мните, яко приидох разорити закон или пророки: не приидох разорити, но исполнити ( Мф. 5, 17 ). Слово исполнити имеет в церковно-славянском языке два значения. В первом значении оно синонимично русскому «сделать», «исполнить». Во втором – соответствует русскому «дополнить», «восполнить». И мы должны понимать, что евангельский закон, преподанный нам Господом Иисусом Христом и относящийся ко всем христианам, тем более является обязательным для тех, кто посвятил или хочет посвятить всю свою жизнь Богу. Да не мните, яко приидох разорити закон или пророки: не приидох разорити, но исполнити. Нельзя думать, что если мы избрали какой-то особенный образ жизни, то это позволяет нам нарушать заповеди. Наоборот, мы должны дополнить то, что в Ветхом Завете было преподано лишь отчасти. Аминь бо глаголю вам: Дóндеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, Дóндеже вся будут ( Мф. 5, 18 ). Это, конечно, касается не таких обрядовых предписаний, как обрезание, разделение пищи на чистую и нечистую, жертвоприношение и тому подобное, – эти обряды уже устарели и потеряли смысл. Слова Господа касаются самого главного – нравственности. Дондеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, то есть ничто из того, что было преподано Моисеем, не изменяется, но только, можно сказать, усугубляется; то, что было сказано ему отчасти, то в полной мере, как бы в усиленной степени должно быть исполнено нами через заповеди, данные Господом Иисусом Христом. Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии Небеснем; а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем ( Мф. 5, 19 ). Конечно, все мы понимаем, что эти заповеди не являются малыми в том смысле, что они легки для исполнения. Если человек действительно пытался когда-то применить Евангелие в своей жизни, то он, несомненно, должен был убедиться в том, что некоторые евангельские предписания удается исполнить иногда с большим трудом. Поэтому назвать заповеди легко исполнимыми, повторю, никак нельзя. По крайней мере, для нас, несовершенных людей. Хотя апостол Иоанн Богослов и говорит: Заповеди Его тяжки не суть ( 1Ин. 5, 3 ), но это, наверное, нужно понимать так: когда человек их исполняет, то они приносят ему облегчение и утешение. Они не являются тяжким ярмом, а, наоборот, доставляют человеку духовное наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скачать epub pdf Часть 3. Благодать Божия как сила, вспомоществующая нравственному усовершенствованию XXVII. Дух благодати и действия ее в деле возрождения человека. Необходимость благодати в начале, продолжении и на высших ступенях нравственного совершенства. – Действия благодати в возрождении человека. – Участие самого человека в деле нравственного возрождения Выше было уже сказано, что как ни много дано для нашей нравственной жизни Спасителем нашим, однако дело нашего спасения требует участия еще особой Божественной помощи, которой бы совершалось самое усвоение верующими спасительных заслуг Иисуса Христа. Эта помощь и подается в благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая – восполняющей. Под словом благодать ( χρις, gratia, евр. gen, с суффиксом – geni и geset) в широком смысле можно разуметь всякую милость ( 2Кор. 9: 8 ; 1Петр. 4: 10 ), даруемую Богом человеку независимо ни от каких заслуг с его стороны ( Ефес. 2: 8–9 ; Рим.3: 24 ; 2Тим. 1: 3 ; Тит. 3: 5 ), и в особенности всё то, что относится к устроению спасения падшего человека через Иисуса Христа ( Лк.1: 30 ; 1Петр. 2: 19 ; Ефес. 1: 5–13 ; 2Тим. 1: 9 ; Тит. 2: 11; 3: 4 ); но в собственном смысле под благодатью разумеется та спасительная сила Божия ( Захар. 12: 10 ; Рим.1: 16 ; 2Кор. 12: 8–9 ; Колос. 1: 29 ; Ефес. 3: 20 ), которая подается по воле Бога Отца ( 2Тим. 1: 8–9 ; 1Кор.6: 19 ) через Сына в силу совершенного Им искупления ( Рим.5: 15, 21 ; 1Кор.1: 4 ; Ефес. 1: 5–6 ) во Св. Духе ( Тит. 3: 5 ). В силу такого участия всех трех Лиц Св. Троицы в раздаянии дара благодати последняя называется то благодатью Бога Отца ( 1Кор.1: 3; 3: 10 ; 2Кор. 1: 2; 6: 1 ), то благодатью Господа Иисуса Христа ( 1Кор.16: 23 ), то, наконец, силою Духа Святого ( Рим.15: 13 ; Гал. 4: 6 ). Так как, однако, субъективное спасение создается преимущественно деятельностью Духа Утешителя, то и благодать как сила, усвояющая человеку спасение, приписывается, главным образом, Св. Духу ( Деян.2: 38 ; 1Кор.6: 11 ; 2Кор. 1: 22 ). Есть моралисты (Пальмер), которые не хотят находить различия между благодатным действием Иисуса Христа и действием Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 66  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Богослужения Страстной Седмицы 1. Какая Литургия служится в каждый из дней Страстной седмицы? 1 Преждеосвященных Даров во все дни 2 Преждеосвященных Даров в первые 3 дня, далее свт. Василия в Четверг и Пятницу, свт. Иоанна Златоуста в Субботу 3 Свт. Василия в первые 3 дня, далее свт. Иоанна Златоуста 4 Преждеосвященных Даров в первые 3 дня, далее свт.... Тест: Литургический язык Русской Церкви 1. Как называется язык, на котором совершаются богослужения в Русской Православной Церкви? 1 древнеславянский 2 старославянский 3 древнецерковный 4 церковнославянский 5 русскославянский 6 церковно-славянский Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: О церковнославянском языке Комментарий: Церковнославянский язык — язык славянского богослужения, созданный святыми братьями первоучителями Кириллом и Мефодием, во всех его исторических и региональных формах... Тест: О Святой Троице 1. Что общее у всех трёх Лиц Святой Троицы? 1 проявление в мире 2 воля 3 действие 4 честь 5 ум Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Святая Троица Комментарий: В Боге мы созерцаем Три Личности, абсолютно тождественные по природе и силам, но различные по образу своего бытия.... Тест: Христианская символика 1. Что является главным символом христианства? 1 Крест 2 Иконы 3 Купол храма Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Крест Ответить Пройти весь тест 2. Количество куполов православного храма обычно символично. Сколько куполов символизирует число ангельских чинов? 1 3 2 6 3 9 4 12 Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Ангелы Комментарий:... Тест: Нравственное богословие 1. В настоящее время вопросы нравственности в православном богословии: 1 рассматривает специальная дисциплина 2 не рассматриваются особо, но только как вспомогательные, в составе различных дисциплин 3 не рассматриваются: Церковь учит не нравственности, но духовности Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Нравственное богословие Ответить Пройти весь тест 2. Нравственный закон (золотое правило нравственности) данный Христом...

http://azbyka.ru/test/page/14

Статистика Геннадий Нефедов, прот. Протоиерей Геннадий Нефедов родился 12 апреля 1942 года в Москве. Воспитывался в семье деда — Андрея Козьмича Нефедова, бывшего одно время казначеем храма Преображения Господня в Богородском. В годы учебы в средней общеобразовательной школе 368 города Москвы прислуживал в алтаре и читал за Богослужениями в храме Воскресения в Сокольниках. После переезда семьи на жительство в Богородское пономарил в храме Преображения Господня в Богородском, а затем — в храме Знамения Божией Матери у Рижского вокзала. Закончив в 1959 году общеобразовательную школу, в 1961–1964 годах служил в рядах Вооруженных сил СССР. После возвращения из армии был алтарником и чтецом в храме Знамения Божией Матери у Рижского вокзала. В 1965 году поступил во 2-й класс Московской Духовной семинарии. С весны 1966 года нес иподиаконское послушание при епископе (ныне митрополите) Ювеналии (Пояркове), а затем — исполнял послушание келейника и иподиакона при митрополите Никодиме (Ротове). В 1969 году, закончив семинарию, поступил в Московскую Духовную академию. В связи с перенесенной болезнью и поступлением в Академию освобожден от исполнения обязанностей келейника митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима с 1 сентября 1969 года. С 1969 по 1971 годы совмещал обучение в Академии с нештатным сотрудничеством в Журнале Московской Патриархии. Весной 1971 года участвовал в подготовке и проведении Поместного Собора Русской Православной Церкви — 17 августа 1971 года Советом Московской Духовной Академии была выражена благодарность за понесенные труды. С 1971 года нес иподиаконское послушание при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Пимене. В 1973 году закончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию по кафедре Пастырского богословия на тему: «Значение опыта Церкви в жизни и служении пастыря» (руководитель — профессор протоиерей Алексий Остапов). 5 августа 1973 года вступил в брак с Ксенией Анатольевной Правдолюбовой. После окончания Академии оставлен профессорским стипендиатом по кафедре Нравственного богословия (руководитель — профессор протоиерей Александр Ветелев) и назначен на должность дежурного помощника Инспектора семинарии. В этом же 1973 году начал преподавательскую деятельность в Московской Духовной семинарии как преподаватель Общецерковной истории во 2 классе, а с января 1974 года — Нравственного богословия в 3 и 4 классах.

http://lib.cerkov.ru/authors/1380

Настоящее издание содержит проповеди выдающегося отечественного архипастыря, исповедника православной веры и хирурга, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Данные проповеди в основном относятся к последнему периоду жизни и деятельности святителя — к периоду его пребывания на Симферопольской кафедре, и посвящены рассмотрению и истолкованию различных евангельских чтений, которые следует читать на Литургии в течение всего церковного года. Слова свт. Луки наполнены не только нравоучительным и вероучительным содержанием, в них можно найти множество примеров тонкой и глубокой, и в то же время понятной неискушенному слушателю экзегезы Священного Писания (Нового Завета), тесно связанной по своей природе с творчеством святых отцов и учителей Церкви (в частности, с экзегетическим наследием святителя Иоанна Златоуста). Кроме того, слова святого подвижника и исповедника XX века являются прекрасным примером и образцом того, как следует священнику строить свою проповедь и организовывать проповедническую деятельность на приходе. Для изучающих гомилетику, пастырское богословие, нравственное богословие, библеистику, современные толкования Священного Писания. Для священнослужителей. Для широкого круга православных читателей. Издание может быть использовано в качестве практического пособия для воспитанников и преподавателей духовных семинарий, студентов богословских вузов и факультетов (учебные предметы: «Нравственное богословие», «Гомилетика»). ru Александр Микитенко http://www.Domstroy.eparchia.ru a-mikitenko@ya.ru ExportToFB21, FictionBook Editor Release 2.6 10.07.2011 OOoFBTools-2011-7-10-14-11-53-149 1.0 Евангельское злато. Беседы на Евангелие Приход храма Святаго Духа сошествия 2007 5-98891-077-7 Твердый переплет, 336 стр. Тираж: 4000 экз. Формат: 84x108/32 мм) Предисловие История книги, которую вы, дорогой читатель, держите в руках, не похожа на историю большинства книг, издававшихся прежде и издающихся ныне. Ее автор, тогда архиепископ Симферопольский и Крымский, а ныне святитель Лука, не готовил к печати свои проповеди, прочитанные с архиерейской кафедры в 1949–1952 годах. Ведь в годы официального атеизма об издании оригинальных богословских произведений, тем более апологетического (защищающего веру от безбожия) характера опасно было и мечтать. Безоглядным подвигом архиепископа было уже то, что он обращался к своей пастве с таким смелым устным словом Божией правды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010