В данной статье будущий святитель затрагивает вопрос об истинном христианском отношении к труду, что в широком смысле связано с христианским отношением верующего человека к земной жизни. В статье поднимается также тема об обязанностях пастыря, которому должны быть близки житейские заботы и труды его паствы. Лет семь тому назад (в 1906 г. – Публ.) известный русский богослов и моралист протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев 1 на одном заседании Петербургского Общества религиозно-нравственного просвещения внес предложение о необходимости осветить путем проповеди и печати в сознании верующих христиан мысль, что честный мирской труд есть христианский подвиг, есть дело спасительное, само в себе носящее нравственное начало и животворный и спасительный характер. Таким освящением мирская жизнь и честные жизненные труды становятся под кров религии, в ней почерпывают свою силу и в ней находят свою высшую цель. Нечего говорить о том, что предложение просвещенного богослова встретило тогда общее сочувствие, как добрая весть оживления жизни мирской, как общественной, так и личной на началах христианства. К сожалению, на этом пока дело остановилось. Со смертью досточтимого богослова поднятый им вопрос как-то сам собою замолк, не сделался широким достоянием проповеди и народной литературы и по-прежнему остался предметом ученых размышлений в системах нравственного богослужения. А между тем современная общественная и народная жизнь именно требует настоятельно того, чтобы в нее внести луч света Христова, очистить его от грубого материализма и направить на сближение с верою. У простого народа нашего, несмотря на полустолетнее существование народной школы, по-прежнему вера, молитва, церковь , богослужение стоят отдельно от жизни, или, лучше сказать, жизнь не проникнута верою, труд, занятия житейские, работа дневная не осеняются и не согреваются теплотою христианской веры, молитвы... Еще хуже дело стоит у просвещенного общества. Там о вере не думают, о ней не упоминают, живут так, как бы не было Бога, не было веры, не было Церкви, не было духовной жизни. Живут мирскою жизнию, без одухотворения ее верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В современной богословской науке до сих пор распространено мнение о св. Иоанне Златоусте как экзегете, занятом поиском только прямого, буквального значения Священного Писания. На наш взгляд это несколько искажает портрет св. Иоанна Златоуста как экзегета. Это происходит из-за недостаточно глубоко исследованных внутренних течений как в самой антиохийской экзегетической традиции, так и, в частности, не совсем полно исследованных методов экзегезы ее ярчайшего представителя св. Иоанна Златоуста. Действительно, Златоуст как истинный представитель антиохийской школы экзегетики, чаще использовал историко-филологический метод, предпочитая его остальным. Но Златоуст был чужд сухого буквализма отдельных представителей антиохийского направления, таких как Федор Мопсуестийский и др. Святитель подходил к толкованию Священного Писания с глубоким пониманием его высокого «духовного» значения, и свободно оперировал при его интерпретации различными экзегетическими методами. Эта относительная малочисленность примеров «духовного» толкования, в сравнении с тем же Оригеном, происходит на наш взгляд не от того, что Святитель пренебрегал этими методами, а происходит, прежде всего, из герменевтической цели, которую он себе ставил, комментируя текст Священного Писания. А цель у него была одна - привести ко Спасению каждого, слушающего его. Отсюда такое обилие нравственных отступлений, нравственных выводов из текста Священного Писания, и так относительно мало примеров т. н. «возвышенной» экзегезы. Больше как пастырь, чем комментатор, Златоуст толкует Священный текст. Он сам видит, когда полезно предложить простое толкование, а когда возвысить ум слушателя до восприятия божественных истин, заложенных в Писании, и часто он предлагает и тот и другой вариант, призывая своего слушателя как бы размышлять над Писанием. Анализируя комментарий св. Иоанна Златоуста на Послание ап. Павла к Римлянам, можно выделить следующие подходы в толковании Священного Писания, которые дополняли у него историко-филологический метод. Прежде всего, это различные варианты т. н. «духовного» или «анагогического» толкования (от греч. «ναγωγα»). Таких разновидностей возвышенного толкования у Златоуста несколько. Первой разновидностью является типологическое толкование , основанное на внутренней связи Ветхого и Нового Завета. Вторая разновидность это θεωρα , основанная на созерцании, способности проникновения в скрытый смысл текста, третьим «высшим родом «θεωρα» является смысл анагогический», , когда события Ветхого и Нового Заветов указывают на грядущую, эсхатологическую, вечную реальность, четвертая - символическое или тропологическое толкование, когда события или лица Ветхого Завета символизируют, состояние души человека. В данной статье нам бы хотелось рассмотреть два вида таких «возвышенных» толкований текста Послания к Римлянам, используемых Златоустом: «θεωρα» и тропологическое толкование.

http://bogoslov.ru/article/411557

Встреча митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Франциском. 20 марта 2013 г. Фото: Служба коммуникации ОВЦС 22 марта 2013 г. 01:00 Митрополит Волоколамский Иларион: Наш долг – отстаивать традиционные нравственные ориентиры Буквально за несколько месяцев в христианском мире произошли значительные изменения. Избраны новые предстоятели трех Поместных Православных Церквей — Антиохийской, Болгарской и Православной Церкви в Америке. И в эти же месяцы избраны новые предстоятели крупнейших инославных Церквей — Римско-Католической, Англиканской и Эфиопской. О вызовах, с которыми сегодня сталкиваются и предстоятели Церквей, и христиане по всему миру, ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» рассказывает председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. — С кем из новых Предстоятелей вы были знакомы ранее? Как их можно охарактеризовать? — Новый Патриарх Антиохийский Иоанн Х ранее возглавлял Западноевропейскую митрополию Антиохийской Православной Церкви. Монашество он принял на Святой горе Афон. Долгое время возглавлял Богословский институт имени святого Иоанна Дамаскина в Баламанде. Мы знакомы с ним по совместной работе в Межправославной подготовительной комиссии и Всеправославном предсоборном совещании, в рамках которых идет подготовка к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Это человек высокой духовной жизни, настоящий молитвенник. При этом он открыт к диалогу с внешним миром и общение с ним оставляет очень приятное впечатление. Новый Патриарх Болгарский Неофит хорошо известен в Русской Православной Церкви. В начале 1970-х годов он обучался в аспирантуре Московской духовной академии на кафедре церковного пения, был регентом академического хора. Многие из тех, кто учились в те годы, хорошо его помнят. Одновременно с аспирантурой он окончил и регентское отделение при Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» был удостоен степени кандидата богословия. «Первый золотой камертон» регентского класса ему вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Владыка неоднократно посещал Московские духовные школы. Не раз и я общался с нынешним Патриархом Неофитом во время поездок в Болгарию, и впечатления от этих встреч оставались самые светлые. Святейший Патриарх Неофит известен и как церковный композитор, и как исполнитель православных песнопений. Его Святейшеству в разное время довелось быть регентом хора Патриаршего кафедрального собора Александра Невского и регентом Софийского священнического хора. Оба эти коллектива неоднократно с успехом выступали в России. Я имел честь возглавить делегацию Русской Православной Церкви на торжествах по случаю патриаршей интронизации Его Святейшества, где имел встречу с новым Предстоятелем Болгарской Православной Церкви и передал ему поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Глава вторая Брак в Кане Галилейской и первое чудо, совершенное Господом, 1–11; пребывание в Капернауме, 12; первая пасха: Господь в Иерусалиме; изгнание торжников, озлобление Иудеев, 13–25. Текст Евангелия от Иоанна решительно уничтожает все попытки апокрифических сказаний отнести начало чудес Богочеловека к периоду Его детства: «се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей», говорит возлюбленный ученик Господа о превращении воды в вино на браке в Кане. Чудеса, или Богом повеленные временные отступления от законов, Им, Творцом установленных для природы, тогда только имеют место, – как можно убедиться, изучая Священное Писание , – когда они имеют нравственное значение и способствуют достижению высшей духовной и религиозной цели. И в настоящем повествовании о первом чуде Господнем, совершенном в Кане, достигнута та великая цель, что «ученики Господа», те, которым впоследствии поручено завоевание мира, «уверовали в Него» (ст. 11). Для кого и в чьем доме совершено чудо превращения воды в вино, – остается неизвестным; но эти обстоятельства не нужны для христиан: христианину важно знать нравственное значение чуда и его духовные последствия, и оные вполне выяснены нам. Чудо Каны Галилейской совершено еще в тесном семейном кругу, не для народа, даже не для хозяина брачного пира или жениха, которые может быть только позже узнали о чуде, знамение совершено исключительно для учеников. Ин.2:1 . И в третий день брак бысть в Кане Галилейстей: и бе мати Иисусова ту. Ин.2:2 . Зван же бысть Иисус и ученицы его на брак. Город Кана, в котором совершено чудо превращения воды в вино, всегда называется Каной Галилейской, в отличие от другой Каны, находившейся в Целе-Сирии 218 . Галилейская Кана находилась в одном часе пути от Назарета. Нафанаил, как видно из Ин.21:2 был родом из Каны. Господь с Иордана шествовал уже окруженный теми учениками, которые удостоились быть призванными там. Третий день Евангелист считает от того дня, в который Господь «восхотел идти в Галилею» ( Ин. 1:43 ), и в который по-видимому произошло и призвание Нафанаила. Может быть Нафанаил просил Господа осчастливить его дом в Кане Своим посещением, и вот почему Господь, приидя в Кану с учениками, был немедленно позван на брачный пир вместе с хозяином дома, у которого Он остановился. По указаниям Английской Комиссии для исследования Палестины от места, где по всем соображениям должен был крестить Иоанн, до Назарета около 60 миль (около 75-ти верст) и туземцы считают это пространство трехдневным путем, хотя оно может быть пройдено в более короткое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава одиннадцатая. Воскресение Христа Иисус явил Себя живым по страдании Своем... ( Деян. 1:13 ). § 56. Взгляд на воскресение Христа как на откровение Его всемогущества Умерший и погребенный Иисус восстал из мертвых и «явил Себя живым по страдании Своем» верующим. Воскресение Христа – факт величайшего значения в истории христианства. «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна», пишет св. апостол Павел ( 1Кор. 15:14,17 ). Величие этого факта не только восторженно исповедуется верующими богословами, но и признается полуверующими мыслителями рационалистического направления, и даже свидетельствуется со стороны вполне отрицательных писателей или чрезмерною напряженностью их отрицания или молчаливыми и невольными их уступками вере под условием достоверности факта. Однако значение воскресения Христа можно понимать различно. Между тем мы должны обратить свое внимание не на вопрос о действительности воскресения Христа и не на чудесность этого факта, а на его смысл, на сущность его значения 146 . Существенное значение воскресения Господа Иисуса Христа мы изложим в отношении к тем взглядам по этому предмету, которые считаем или односторонними или ложными. Здесь прежде всего мы должны отметить традиционно-догматическое воззрение на смысл воскресения Христа, – воззрение вполне незыблемое и несомненное в догматическом отношении, но являющееся односторонним в том случае, если им думают исчерпать нравственное значение факта. По этому воззрению (не в его незыблемой – апостольской и общеотеческой основе, а в его одностороннем применении к нравственной области у позднейших богословов), воскресение Христа было очевиднейшим доказательством божественного всемогущества Христа и в этом смысле оно послужило главнейшею основою христианской веры. Выставляя на вид то обстоятельство, что Господь Иисус воскрес собственною божественною силою, поставляют воскресение Его в связь с Его чудесами, как наиважнейшее Его чудо и даже несравнимое со всеми предшествующими чудесами по своей исключительной значимости; таким образом это чудо выставляют в качестве такой основы христианской веры, без которой все предшествующие чудеса были бы недостаточною опорою христианского убеждения и которая, напротив, сама по себе вполне и даже с избытком достаточна для этой цели и потому определяет собою нравственное содержание жизни, сама не определяясь нравственным смыслом евангельской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Горе горемычное. Старые и новые речи против пьянства и его ужаснейших последствий и добрые советы, как избавиться от него Скачать epub pdf Введение В «Горе горемычном» слышится то мудрое отеческое предостережение против пьянства, то грозный приговор неумолимого судьи, то мольба, похожая на плач матери. Ужаснейший порок человечества рассмотрен здесь с разных сторон, и видно, что на каждого, кто предан ему, он кладет свое позорное клеймо, никому не делает исключения, каждого ведет к неизбежному разрушению. Искалеченная душа, болезни тела, преждевременная старость и смерть, дети с наследственным расположением к болезням и порокам, разного рода преступления с убийствами и самоубийствами – все эти ужаснейшие спутники пьянства ярко обрисованы здесь. Исподволь в пьянице умирают все человеческие достоинства, глохнет нравственное чувство, помрачается разум, черствеет сердце, делаясь неспособным чувствовать ни горе ближних, ни радость их. Недаром в Священном Писаний Ветхого Завета во многих местах дается предостережение от этой страсти, как от змия. Нищету, помрачение разума, разврат и всякое бедствие и горе оно предвещает всем преданным этому пороку. По учению же Нового Завета, пьяницы не войдут в Царство Небесное. Ученые древних времен и наши современники единогласно сходятся в мнениях, что пьянство такое зло, которое «захватывает все стороны человеческого бытия, разрушает его материальное благосостояние, физическое, умственное и нравственное». «Подрывая силы людей, алкоголь приготовляет хилое, больное телом и духом потомство, сеет болезни и смерть, производит ежегодно десятки тысяч душевнобольных и преступников, наполняет тюрьмы, больницы и каторжные места». Из той же глубокой древности раздается кроткий голос свв. отцов и учителей церкви, богословов, подвижников-аскетов и пастырей современной православной и других христианских церквей. Все они учат, что от пьянства рождается всякий грех, гибнут душа и тело, что пьянство есть источник развращения нравов, дитя дьявола и матерь всякого бесчиния и непотребства; пьяница, по словам их, лишается образа и подобия Божия; самое вино сравнивают они с змием или ядом, а пьяниц с бесноватыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Древне-русский северный поморский 1 монастырь не раз уже привлекал к себе внимание нашей исторической литературы, которая хорошо выяснила его значение и как просветительно-нравственного учреждения в окружающей его темной среде, подававшего обществу назидательный пример высокого нравственного совершенствования и упорной борьбы с человеческой природой путем аскетического подвига и, с другой стороны, как хозяйственной организации, землевладельческой или промышленной, сыгравшей видную колонизаторскую роль в северном крае, нередко руководившей обществом в его борьбе с суровой внешней природой. Несколько вновь найденных неизданных документов, относящихся к XII в., дают оправдание нашей попытке еще раз возвратиться к этому далеко не новому вопросу о значении монастыря в истории нашего Севера. I Прежде всего, является возможность бросить некоторый (...) 2 именно на хозяйственное, землевладельческое значение (...) 3 на Севере, указав положение, которое он занимал среди других землевладельцев края. В древности в Поморье земля распределялась между тремя разрядами собственников: наибольшая ее часть принадлежала государству, была государственной «черной» землей, как тогда выражались; другая часть принадлежала частным лицам; наконец, третья составляла собственность церкви, церковных учреждений и в том числе монастырей. Благодаря свойству материала, к которому обыкновенно обращаются за статистическими сведениями по древне-русскому землевладению – «писцовым» книгам разных видов, т.е. поземельным и подворным переписям, предпринимавшимся время от времени московским правительством, – приходится отказаться от мысли угнать точное отношение между тремя указанными видами землевладения, так как писцовые книги не представляют полных данных для пространственных определений. Однако нет оснований отказываться от надежды вычислить это отношение, хотя бы очень приблизительно, в грубых очертаниях. Названный выше материал дает для такого вычисления средства. Отношение видов землевладения можно приблизительно выразить по данным о населении каждого вида земель, по цифрам, дворов разных категорий крестьян, записанных на этих землях. Правда, сравнение этих цифр дворов не даст нам представления о сравнительной величине земельных площадей. Оно покажет только распределение народного труда по разным категориям землевладения, но этим трудом и измерялись в старину земли гораздо чаще, чем земельными мерами, так как ценилась только та земля, к которой прилагался труд. Припомним, что еще в первой половине XIX в. размеры имений выражались не количеством земли, а количеством приложенной к ней рабочей силы, – значащихся в имении крепостных душ. В общем, распределение, по крайней мере, обрабатываемых земель по трем категориям землевладельцев, конечно, будет соответствовать этому распределению дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Естественный нравственный закон (Психологические основы нравственности) 162 Следует сразу отметить, что диссертация написана в богословскофилософском плане. В данной аннотации основное внимание уделяется изложению учения святых отцов. Прочий материал, как имеющий побочное отношение к Патрологии, представляется в самой минимальной форме. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. Естественным нравственным законом называется у святого апостола Павла и святых отцов внутреннее побуждение к лучшей жизни, к известному и определённому образу действий. Святые отцы не только указывали на наличие в человеке врождённого побуждения к добру, но старались разъяснить его значение и показать связь с законом богооткровенным. «Бог, сотворивший природу человека, – говорит святой Максим Исповедник , – даровал ему, по воле Своей, вместе с бытием и силу исполнять должное. Силой же называю существенно всеянное в природу нашу влечение к добродетели, сознательно проявляющееся в деле по воле того, кто одарён им. Мы имеем судилище, присущее нашей природе, естественный закон, мучающий нас устремлять волю от премудрости, присущей всем вещам, к познанию Создателя Вселенной». Согласно христианским подвижникам, нравственный закон есть более естественное явление, чем страсти, уже в силу прав первородства. «Поэтому кто хочет достигнуть утраченного совершенства, тот пусть отсечёт все похоти своей плоти, чтобы возвратить свой ум в прежнее состояние» ( авва Исаия ). Десятословие и само Евангелие – это истолкование лучшей стороны человеческой природы (свв. Ириней и Иоанн Кассиан ). Задача рассматриваемой диссертации состоит в указании необходимости идеалистического объяснения происхождения нравственности, в выявлении корней её в глубине человеческой природы. В работе решается вопрос: в каких свойствах хранится естественный нравственный закон и в чём состоят его психологические основы? За исходное данное принимается христианский идеал во всей его высоте. Часть исследования – первые три главы – посвящаются критическому разбору тех теорий, с которыми соприкасается тема. Это: утилитаризм (гл. 1), мораль бескорыстных чувств (гл. 2) и учение Канта и Герберта (гл. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Житие мученика Иоанна (Попова) 1 Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы Василия Михайловича Попова и его супруги Веры Ивановны. 19 января он был крещен в Спасо-Преображенской церкви города Вязьмы своим дедом, протоиереем Михаилом Поповым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую Духовную семинарию, в 1892 – Московскую Духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподавательскую должность. В 1893 году он был назначен временно исполняющим должность доцента по кафедре патристики. Первую пробную лекцию он прочел о Тертуллиане . В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию «Естественный нравственный закон (психологические основы нравственности)», в которой разбирались происхождение и обоснование нравственности как с философской, так и с богословской точек зрения, и был утвержден в должности доцента академии. В 1898 году Иван Васильевич был назначен экстраординарным профессором по кафедре патристики. В 1899 году он опубликовал библиографические заметки на богословские статьи, появившиеся в это время за рубежом, под названием «Библиография. Новости иностранной литературы по патрологии», а в 1901 году в «Богословском вестнике» поместил статью «Обзор русских журналов. Древнецерковная жизнь и ее деятельность в текущей духовной журналистике», где им были проанализированы практически все вышедшие в то время работы на эту тему. В 1901–1902 годах Иван Васильевич был направлен за границу для прослушивания лекций по богословию в Берлине и Мюнхене, откуда он писал своему давнишнему другу доценту Духовной академии Сергею Ивановичу Смирнову : «Целый месяц уже слушаю лекции в университете и участвую в практических занятиях по разным предметам. Все профессора произносят здесь свои лекции без тетрадки... Говорили они, очевидно, без предварительного заучивания, потому что при многочисленности лекций у них не могло бы хватить на это времени, и чувствуют себя на кафедре совершенно свободно. Что касается содержания лекций, то мне особенно нравится их сжатость: нет никаких отступлений и излишних подробностей...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

Задачи нравственного и культурного возрождения народа и современная школа Доклад Архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви , ректора Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова на XIV Рождественских чтениях Мы только начинаем осмысливать сегодня историю двадцатого века, распутывать его " узлы " . Понять прошлое, все дальше отступающее за рубеж нового тысячелетия, чрезвычайно важно для нас, для того, что бы верно определить путь в будущее и не совершить вновь прежних ошибок, чего Россия, ослабленная доставшимися на ее долю испытаниями, может и не пережить. Именно отступление от традиционных ценностей жизни, проверенных веками, и излишнее доверие к утопическому доктринерству, слепая вера в примат материального (будь то коммунизм или свободный рынок) привели к тому, что нашу страну потрясает невиданный никогда прежде в истории демографический кризис. Не следует слишком уповать на возможности перемен политических. " Внешнее само по себе не обеспечит человеку ни духовности, ни духовного спасения, — писал И. А. Ильин. — Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства " . А без этого, без преображения самих людей результаты любых перемен непрочны и эфемерны. Не нужно обольщаться наличествующей ныне определенной общественной стабилизацией, хотя безусловно и этот фактор, отводящий наше общество от возможности гражданских потрясений, немаловажен. Однако до сих пор нынешнее Российское государство не обладает ни должным нравственным авторитетом, ни продуманной стратегией выхода из кризиса, ни достаточными ресурсами для решения возникающих проблем. Общество в целом продолжает относиться даже к благим его начинаниям недоверчиво. Нужна внятная стратегия, способная сплотить всех людей, дорожащих человеческим достоинством, помнящих о прошлом, не забывающих о настоящем и будущем. Если мы хотим остановить культурную и духовную деградацию, которой не в состоянии сам по себе воспрепятствовать никакой технический прогресс, следует обратиться к созидательным, а не разрушительным началам жизни. Нам может помочь только подлинное обращение к тем ценностям, коими на протяжении тысячелетия жили люди, благодаря которым они перемогали все трудности и нескладицы исторического пути и построили крепкую государственность, объединившую в своем доме множество разных народов, мирно, духовно богато и плодотворно уживавшихся друг с другом, создавших всемирно признанное великое культурное наследие.

http://pravoslavie.ru/431.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010