Панихида совершалась также в память тех, кто в течение столетия молился на этом святом месте 910 . Прихожане в тот день просили Господа о возрождении обители. И светилась в сердцах надежда, что Троице-Одигитриевский монастырь вновь будет передан Церкви 911 . Теперь уже ясно, что Господь услышал наши молитвы. А они продолжались до самого открытия обители. Местные жители приглашали священников к стенам Троицкого храма перед Пасхой для освящения куличей и на другие праздники, также приезжали паломники со своими пастырями. Несколько свидетельств заступления Небесных Сил за обитель Зосинова пустынь Богородица над Зосимовой пустынью (Воспоминание Галины Михайловны Архиповой) Это было за три дня до того страшного дня, когда над Москвой пронесся шквальный ветер, ураган, сорвавший кресты со Смоленского храма в Новодевичьем монастыре, поваливший тысячи деревьев и разоривший кладбища. Такого у нас никогда не бывало! Так вот, мы за три дня до этого были на даче. Володя приехал на несколько дней (у него был небольшой перерыв в работе). Была прекрасная летняя тихая погода (17 июля 1998 года). В огороде всегда уйма дел, головы от земли не поднимешь. А тут решила все бросить и пойти с Володей к речушке, наслаждаясь благодатью «лета Господня». Было четыре часа дня, солнце еще в полную силу светило над головой. Небо синее без единого облачка; тишина и воздух будто уплотнился – такое впечатление, что их можно потрогать. Мы шли через громадное поле. Впереди на пригорке был лес, а внизу речушка с чудесным названием Ладырь, Ладырка. Разговаривали о Боге, рассуждали о каком-то отрывке из Евангелия, часто поднимая глаза к небу, в эту поднебесную синь. И вот, подняв глаза, я увидела в этой синеве такую же яркую белую точку, как птичка, голубочек: «Володя, посмотри: как будто ребенок запустил бумажного голубка. Удивительно, какое чистое небо и маленький самолетик». Мы ходили довольно долго и ушли далеко. Решили повернуть назад к дому. Идем по полям, по грунтовой дороге. Перед нами на горизонте тот же простор, сливающийся с небом. И именно там, где-то на горизонте за лесом, немного слева, кажется, вот-вот увидишь колоколенку нашего монастыря Зосимова пустынь, который мы тогда еще только вымаливали, выпрашивали у Метрополитена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В настоящее время в обители подвизается тридцать сестер во главе с игуменией Маргаритой (Феоктистовой). Их жизнь наполнена молитвами и трудами. Сёстры ежедневно участвуют в богослужении, выпекают просфоры и хлеб, обслуживают церковь, трапезную, архиерейскую резиденцию, епархиальное управление, проводят экскурсии, несут послушания на загородных подворьях. В обители возрождаются традиционные монастырские ремёсла, действуют мастерские: иконописная, швейная и золотошвейная. В 2004 г. архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря включён в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Древняя обитель является одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы. Здесь функционирует церковный музей с экскурсионном бюро и открыты несколько постоянных экспозиций: «Огненные языки благодати» — иконостас XVIII в. Духовской ц. Новодевичьего монастыря, фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», «Величай душе моя, Деву Пречистую» — Богородичные иконы из монастырского собрания, мемориальная экспозиция, посвященная игумении Серафиме (Чёрной) и «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря». В летнее время для осмотра открыт Смоленский собор. Готовятся новые выставки, ведутся реставрационные работы. Новодевичий монастырь приближается к своему 500-летнему Юбилею. Описание [ править править код ] Центр монастыря — монументальный, пятиглавый (первоначально, по-видимому, — девятиглавый, с четырьмя приделами по углам, как у Благовещенского собора Московского Кремля) Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле. В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан центрический архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Согласно документу второй половины XVIII века, автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пётр Потапов — создатель церкви Успения на Покровке, близкой по стилистическим особенностям к постройкам Новодевичьего.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Смо...

Многовековой уклад жизни древней обители был прерван октябрьской революцией. В 1918-1919 гг. декретами сов. власти были закрыты благотворительные и учебные заведения, конфискованы банковские сбережения и земля, а монашеские кельи отданы под жильё красноармейцам и рабочим. В 1922 г. монастырь был упразднён. В его стенах открылся «Музей эпохи царевны Софьи и стрелецких бунтов». Сёстры держались вокруг Успенского храма, ставшего приходским. Они устроились в музей реставраторами, хранителями, уборщицами, дворниками, сторожами. Но в 1929 г. храм был закрыт властями и отдан под Гохран (Государственное хранилище музейных ценностей). В 1922 г. последняя настоятельница, игумения Вера (Победимская), и четверо клириков были арестованы и судимы по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В 1938 г. был расстрелян на полигоне Бутово клирик обители — священномученик Сергий Лебедев — ныне прославленный в лике святых Новомучеников российских. Тогда же пострадали за веру во Христа пять сестер обители: преподобномученицы Матрона, Мария, Наталия, Ирина и Наталия. Схема обители В конце Великой Отечественной войны в стенах Новодевичьего монастыря открылись Пастырско-богословские курсы и возобновились богослужения (1944). С 1964 г. Успенский храм и Лопухинские палаты стали кафедральным собором и резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских, управляющих Московской епархией. С 1977 г. до настоящего времени на кафедре – Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий (Поярков). С января 2011 г. распоряжением Правительства РФ весь комплекс зданий Новодевичьего монастыря передан в безвозмездное и бессрочное пользование Московской епархии РПЦ. Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре возобновилась монашеская жизнь. Первой настоятельницей стала игумения Серафима (Чёрная,†1999), в прошлом — видный учёный-химик. Её стараниями были отреставрированы сестринский корпус, Амвросиевская и Успенская церкви. 10 августа 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II впервые после 70-летнего перерыва совершил Литургию в Смоленском соборе. С тех пор в летний период здесь проходят воскресные и праздничные богослужения. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Смо...

В серии «Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО» с 2006 по 2016 год вышли золотые и серебряные монеты с изображениями монастырских архитектурных ансамблей и православных храмов Москвы (рис. 19), Великого Новгорода и Ярославля. Рис. 19. Реверс монеты «Историко-архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря в Москве». Золото, 2016 г. Рельефное изображение вида Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря, над ним изображение миниатюры из Лицевого летописного свода, повествующей о строительстве монастыря, внизу – изображение печати Василия III на фоне растительного орнамента, вдоль канта – надпись: «НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ».7      В серии «Древние города России» (с 2002 г. по настоящее время) массовым тиражом выходят монеты достоинством 10 руб. из недрагоценных металлов. На многих монетах изображены православные храмы (Ряжск, Кемь, Каргополь, Мценск, Вологда, Владимир и др.) (рис. 20, 21). Рис. 20. ОЛОНЕЦ, Республика Карелия (1137 г.). Серия «Древние города России», 2017 г.      Рис. 21. РЫЛЬСК, Курская область. Серия «Древние города России», 2022 г.      Серия монет из драгоценных металлов «Золотое кольцо» (2004–2008 гг.) включает в себя шесть пар монет (достоинством 5 и 100 руб.), на которых изображены православные храмы шести городов, входящих в этот туристический маршрут: Переславль-Залесский, Боголюбово, Юрьев-Польский, Ростов, Углич, Александров (рис. 22, 23), Рис. 22. «АЛЕКСАНДРОВ», 2008 г., 100 рублей, золото-серебро. На первом плане диска – крепостные стены и Святые ворота с надвратной церковью Феодора Стратилата, за ними – Троицкий собор, справа – Распятская колокольня, на втором плане – Покровская и Успенская церкви      Рис. 23. «АЛЕКСАНДРОВ», 2008 г., 5 рублей, золото-серебро. На диске – Святые ворота с надвратной церковью Феодора Стратилата, на втором плане – купола церквей, кроны деревьев      На некоторых монетах серии «Символы России» (2015 г., серебро, 20 монет) также изображены православные храмы: «Кижи», «Троице-Сергиева лавра», «Коломенский кремль», «Ростовский кремль». Каждому «символу» посвящены две монеты, отличающиеся типом изображения (рельефное и цветное) (рис. 24, 25).

http://pravoslavie.ru/155352.html

Патриарх: Власть должна всегда сознавать силу Божиего присутствия в истории 27 октября, 2016. Новостная служба В день празднования Иверской иконе Божией Матери Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь 27 октября. ПРАВМИР. Накануне, в день празднования Иверской иконе Божией Матери в честь принесения чудотворного образа в Москву в 1648 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь Москвы. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Петра (Дмитриева) во епископа Луховицкого, викария Московской епархии. После сугубой ектении Патриарх вознес молитву о мире на Украине. За Литургией он рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Михаила (Александрова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Святейший Владыка также совершил славление Иверской иконе Божией Матери. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященство, дорогой владыка Ювеналий! Ваши Преосвященства, многочтимые владыки! Матушка Маргарита! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником. Мы сегодня почитаем особым образом Иверскую икону Пресвятой Богородицы, с которой очень много связано в жизни Вселенского Православия, потому что образ был явлен на Святой Горе Афон как последствие страшного иконоборческого гонения. По преданию, этот образ сохранился в водах, когда иконы в храмах уничтожались силой государственной власти, и по прошествии двух столетий приплыл к берегу Афона. Это предание сохраняется на Святой Горе, оно окружено такими подробностями, такими деталями, что даже у самого критически настроенного ума возникает доверие к этому повествованию. Святой образ Иверский почитался и у нас на Руси, как и другие чудотворные образы Пресвятой Богородицы. В связи с почитанием Богородицы и возник этот Новодевичий монастырь.

http://pravmir.ru/patriarh-vlast-dolzhna...

Закрыть itemscope itemtype="" > Державный Собор 1598 года Выражение идеи Самодержавия, а также идеологии Христианской государственности в Утвержденной Грамоте и других соборных документах. Часть четвертая 22.09.2011 1034 Время на чтение 64 минут Часть третья Часть вторая Часть первая Глава Третья Соборная присяга. Ее духовный и политический смысл. Влияние Утвержденной Грамоты 1598 года на соборные документы 1607 и 1613 годов 1. Целовальные записи и обеты Строго говоря, словосочетание «Утвержденная Грамота», точнее — «Утверженная Грамота», относится к заключительной части Соборного документа. Это словосочетание там и появляется впервые, а до того — в тексте выше оно нигде не встречается. Из повествования следует, что сам текст собственно «Утверженной Грамоты» только начал составляться 9 Мар та — в день памяти Сорока Мучеников Севастийских: «вся яже глаголемая и действуемая въ настоящее время въ ней написавше», но заключительная часть, содержавшая уже не только духовны обеты соборян, но и страшные духовные проклятия отступникам, написана была уже «по мале времени»(177), то есть несколько позже, может быть, после 9 Марта, но в какой же именно день не указано. В первом Слове Святейшего Патриарха Иова на заседании Московского Собора 9 Марта 1598 года говорится о необходимости всеобщей молитвы Пресвятой Троице, Богородице, великим (Московским) Чудотворцам и всем Святым: 1) о Венчании нового Царя на Царство, 2) о даровании многолетия всей Царской Семье, 3) о покорении всякого возможного супостата, 4) о мирном устроении Царства новой Династии из рода в род навечно, 5) об установлении празднования иконы Божией Матери Одигитрии «Смоленской» и Крестного Хода из Кремля в Новодевичий монастырь 21 Февраля — «по вся годы непременно творити»(178). В первом ответном Слове соборяне заверили, что будут молиться о Царской Семье, об их чадородии и 21 Февраля будут праздновать Крестным Ходом в Новодевичий Монастырь праздник иконы Божией Матери Одигитрии «Смоленской». Это Слово дается в пересказе, а не цитатой.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/23/...

Е. Л. Конявская. К истории святыни Новодевичьего монастыряСмоленской иконы Божией Матери   Знаменитая обитель, возникшая в первой четверти в XVI в., носит имя «Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь» .  Главный храм обители– в честь иконы Божией Матери «Одигитрия»– был построен в 1525 г. Икону, о которой пойдет речь, торжественным крестным ходом перенесли в храм, и в память об этом событии крестный ход 28 июля стал для обители ежегодным. Прежде икона пребывала в московском Благовещенском соборе на княжем дворе «на десни стран от святыхъ двереи царскых» . Но, как известно из летописей, это был список с первоначального чудотворного образа. Предание связывает ее появление на Руси с византийской принцессой Анной, вышедшей замуж за Всеволода Ярославича. Затем Владимир Мономах привез икону в Смоленск. Но эти сюжеты из области догадок, ибо ранние источники подобных сведений не содержат. Приход древней иконы в Смоленск вместе с Владимиром Мономахом возможен, но не менее вероятно (если исходить из древнего происхождения образа), что икона появилась в городе в период основания Смоленской епархии и поставления епископом грека Мануила. Известно, что в 1136 г. «поставленъ бы скопечь Маноуило еп(и) с(ко)помъ Смоленескоу пвечь гораздыи, иже б пришелъ изъ Грекъ. самъ третии. къ бл(а)голюбивому кн(я)зю Мьстиславоу, предъ симъ бо б не былъ еп(и) с(ко)пъ Смоленьск» . Не менее проблематичен и другой поздний легендарный сюжет – упоминание иконы в Житии мч. Меркурия Смоленского. Икона предрекает Меркурию подвиг – победу над осадившими Смоленск монгольскими войсками и гибель. В раннем варианте предания (Слове о Меркурии Смоленском) говорится, что икона находилась в пригородном Печерском монастыре, а не в главном смоленском соборе . Батый к Смоленску не подходил. Все это говорит о позднем и сугубо мифологическом происхождении сюжета. О том, что икона в какой-то момент оказалась в Москве в Благовещенском соборе Кремля, информация имеется в рассказе о ее возвращении по просьбе смольнян в Смоленск в 1456 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

поиск:   разделы   рассылка Три ранее утраченных храма будут восстановлены к 2015 году в Москве Правительство Москвы " отдает долги " Русской православной церкви, тратя десятки миллионов рублей на воссоздание хотя бы некоторых церквей из тех, что сотнями тысяч уничтожались государством при советской власти. Три ранее разрушенных храма будут восстановлены к 2015 году в Москве, сообщил депутат Госдумы РФ, советник мэра Москвы, советник по вопросам строительства патриарха Московского и всея Руси Владимир РЕСИН во вторник на пресс-конференции , прошедшей в Богородице-Смоленском Новодевичьем монастыре в Москве. " Будут восстановлены три храма – Иоанна Предтечи при Новодевичьем монастыре, храм Преображения Господня на Преображенской площади и храма святого князя Владимира в здании Московского епархиального дома... Современная Москва восстанавливает историческую справедливость " , – сказал Ресин. ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи при Новодевичьем монастыре начали восстанавливать в рамках празднования 200-летия Отечественной войны 1812 года с Наполеоном. Решение о строительстве было принято 6 мая 2012 года. Предположительное начало работ – сентябрь 2014 года, рассказал Ресин. Возведение храма планируют завершить к сентябрю 2015 года. Это была кирпичная шатровая церковь, летописи относят ее основание к 1525 году – времени строительства Новодевичьего монастыря. В сентябре 1812 года монастырь ненадолго заняли французы, которые, покидая обитель, не смогли уничтожить ее всю, но храм Усекновения главы Иоанна Предтечи взорвали. О внешнем облике церкви можно судить по гравюрам и рисункам XIX века, подробные чертежи здания отсутствуют. Известно, что храм в высоту достигал 30 метров. Из-за того, что сейчас монастырь, в котором стояла церковь, находится под охраной ЮНЕСКО, новый храм по высоте не должен превышать 18 метров, чтобы не нарушать сложившуюся градостроительную ситуацию и не превышать башни Новодевичьего монастыря. Новый шатровый храм будет рассчитан на 150 человек.

http://religare.ru/2_104692.html

До XVII века эта реликвия пребывала в Патриаршем храме древней столицы Грузии — городе Мцхета. В 1617 году после захвата Грузии персидским шахом Аббасом она была перенесена в пределы Персии. В 1624 году святыню преподнесли в дар царю Михаилу Романову. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля. Риза была помещена в Патриарший Успенский собор Кремля . В 1918 году из алтаря Успенского собора святыня была перенесены в Крестовоздвиженский монастырь. Когда монастырь закрыли, святыни были конфискованы и переданы в фонды Музеев Московского Кремля. В рамках празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви 19 ноября 2007 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и иерархов, прибывших на празднования, с президентом России В.В. Путиным. В ходе встречи президент Российской Федерации передал Предстоятелю Русской Церкви ковчег с частью Ризы Христовой. Святейший Патриарх Алексий поблагодарил В.В. Путина, отметив, что передаваемая Церкви святыня будет находиться в Храме Христа Спасителя , где все верующие смогут поклониться святыне. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа Жизнодавца, по милости Которого возвращена Русской Православной Церкви великая святыня — часть Ризы Господа Иисуса Христа. 2. Благодарить президента Российской Федерации В.В. Путина за свершенный акт. 3. С удовлетворением отметить важное значение состоявшейся передачи святыни для дела духовного возрождения нашего Отечества.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о назначениях в женских монастырях Московской епархии . ПОСТАНОВИЛИ: 1. Настоятельницу Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района монахиню Филарету (Гречину) освободить от занимаемой должности; 2. Настоятельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумению Серафиму (Исаеву) назначить настоятельницей Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района с освобождением от занимаемой должности;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206540...

Илл.1. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (Ярославль). Фото Андрея Ершова 27 мая 2016 г. 16:05 Снимки сквозь небо, время и пространство Одно из самых красивых сооружений современной Москвы — соединяющий Замоскворечье с кафедральный соборным Храмом Христа Спасителя пешеходный мост на несколько недель превратился в бесплатную галерею. Здесь выставлены полсотни крупноформатных (высотой не менее метра) художественных фотографий, выполненных представителями трех поколений мастеров-пейзажистов. Их главные герои — заслуженно отнесенные к сокровищнице отечественного архитектурного наследия храмы и монастырские ансамбли. Выставка «Православные храмы России: взгляд сквозь время» — часть уникального проекта московского фотоклуба «Открытый музей современной фотографии», в ходе которого подобные экспозиции под открытым небом приезжают в различные российские города. «Мы занимаемся этим с 2010 года. Наша первая выставка попала в Книгу рекордов России как самая посещаемая в стране, — говорит автор этого начинания, один из учредителей московского фотоклуба Андрей Ершов. — Зачем нам это нужно? Дело в том, что благодаря Интернету лучшие фотоработы стали общедоступны. Но как раз в Интернете они, как правило, лишаются своих достоинств: их нельзя увидеть в хорошем разрешении, они теряют в качестве. Мы возвращаем фотографию на бумагу, правильно ее подаем и таким образом предоставляем возможность зрителям проникнуться подлинным очарованием фотоискусства. За последние годы у проекта появилось немало последователей. Впрочем, далеко не всем удается достичь такого же цельного результата!» Конечно, на выставке представлены снискавшие мировую известность шедевры — Владимирский собор Крещения Руси в Херсонесе, церкви Троице-Сергиевой лавры, собор Покрова на Рву, Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь, Ферапонтов монастырь... Но есть тут и виды, которые станут открытием для подавляющего большинства зрителей. А вот сделанная в Ярославле самим Андреем Ершовым работа (Илл.1)  вызывает легкое чувство дежавю. Кажется, будто вчера видел эту церковь в замечательном русском городе с тысячелетней историей, но... не можешь вспомнить, где именно и при каких обстоятельствах!

http://e-vestnik.ru/society/fotovystavka...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010