войск. В авг. 1654 г. царь Алексей Михайлович направил «оберегалную» грамоту от ратных людей в обитель на имя соборных стариц Митродоры и Тавифы «с сестрами» (АИ. Т. 4. 86. С. 222-223). В 1656 г. он посетил мон-рь. Хорошо образованные монахини, многие из к-рых по происхождению были шляхтянками, произвели на царя благоприятное впечатление. По-видимому, в это время в обитель мог быть передан список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Из-за военной угрозы со стороны войск Речи Посполитой, в рядах к-рых в т. ч. оказались покровители О. У. м. из числа рус. шляхты Великого княжества Литовского, для безопасного проживания в 1658 г. часть кутеинских монахинь была переведена в смоленский в честь Вознесения Господня женский монастырь . Благодаря царской грамоте 1670 г. известно, что здесь число кутеинских монахинь было значительным. Вместе с игум. Ираидой в Вознесенском мон-ре проживали 49 стариц. Согласно царскому указу, на содержание им местные воеводы должны были давать хлебную ругу: «…ржи и ячменю старице по три четверти, да денег на монастырскую общую потребу, да к церкве на свечи по пуду воску, по два ведра вина церковнаго, по полупуду ладону, да пшеницы на просвиры по четверти», а также «дров по двадцати сажен». Обеспечение не всегда было регулярным и качественным, из-за чего сестры жаловались царю Алексею Михайловичу (АИ. Т. 4. 212. Стб. 457-458). Успенский жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Успенский жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Др. часть кутеинских монахинь несколько ранее была переселена в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь . В авг.-окт. 1654 г. для переезда из Орши в Москву игум. Мелании Ерчаковой († 1688) и неск. десяткам сестер понадобилось 100 подвод ( Чистякова. 2000. С. 46). В 1656 г. в Новодевичьем мон-ре кутеинских монахинь во главе с настоятельницей Меланией (1656-1682) застал архидиак. Павел Алеппский , который «везде называет их «казацкими женщинами»» (Там же. С. 21-22). Влияние последних в Новодевичьем монастыре было настолько сильным, что во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2581589.html

Тут же патриарх с духовенством приговорили тайно: если царица Александра Феодоровна брата своего благословит и государь Борис Феодорович будет царём, то простить его и разрешить в том, что он под клятвою и слезами говорил о не желании своём быть государем; если же опять царица и Борис Феодорович откажут, то отлучить Бориса Феодоровича от церкви, а самим снять с себя святительские саны, там же, в монастыре, сложить кресты и панагии и одеться в простые монашеские рясы, оставить чудотворные иконы и запретить службу и пение по всем церквам; „а что учинится в святынях попрание и в христианстве разорение, а многочеловечный, Богом собранный, народ всенародного множества, с их жёнами и детьми, и грудными младенцами, в безгосударственное время, беззащитные, погибнут, и междоусобная брань воздвигнется, и неповинная христианская кровь от того прольётся, и то всё взыщет Бог в день страшного и праведного Своего суда на нём, Борисе Феодоровиче». В сию ночь, – повествует историк, – не угасали огни в Москве: все готовилось к великому действию, и на рассвете, при звуке всех колоколов, подвиглась столица. Все храмы и дома отворились: духовенство с пением вышло из Кремля, народ в безмолвии теснился на площадях. Патриарх и духовенство подняли хоругви и все чудотворные иконы, и все крестным ходом направились в Новодевичий монастырь. Навстречу из монастыря, также с колокольным звоном, вынесли образ Смоленской Богоматери. За сим образом шёл и Годунов, как бы изумлённый столь необыкновенно торжественным церковным ходом, пал ниц перед иконою Владимирской и, обливаясь слезами, воскликнул: – О, милосердная царица! Зачем такой подвиг сотворила, чудотворный свой образ воздвигла с честными крестами и со множеством иных образов? Пречистая Богородица, помолись о мне и помилуй меня! Долго лежал он перед образом и омочал землю слезами, потом приложился к другим иконам, подошёл к патриарху и с видом укоризны сказал ему: – Святейший отец и государь мой, Иов патриарх! Зачем ты чудотворные иконы и честные кресты воздвигнул и такой многотрудный подвиг сотворил? Ты дашь ответ Богу! Патриарх отвечал ему, также обливаясь слезами: – Не я этот подвиг сотворил, но Пречистая Богородица со своим Предвечным Младенцем и великими чудотворцами возлюбила тебя, изволила прийти и святую волю Сына своего на тебе исполнить. Устыдись пришествия Её, повинись воле Божией и ослушанием не наведи на себя праведного гнева Господня! После этого патриарх с знатнейшими людьми пошёл в храм обители, бояре и народ вошли в монастырь, а которые не поместились в монастыре, те стояли за оградой, занимая всё обширное Девичье поле. Отпев собором литургию, патриарх, духовенство и бояре, со святыми иконами и крестами, в священных облачениях, вошли в келию царицы. Там святители и бояре преклонили главу до земли и долго со слезами били челом царице, стоя на коленах. В то же время народ, толпившийся у келии и около монастыря, с плачем и рыданием падал на землю и громко молил царицу дать своего брата на царство:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

В этот же день делегация посетила Зачатьевский ставропигиальный монастырь , где встретились с игуменией Иулианией (Каледой) и сестрами. В честь прибытия гостей из Египта был дан торжественный прием, по окончании которого состоялась беседа настоятельницы с членами коптской делегации, со многими из которых матушка Иулиания познакомилась в прошлом году, когда посетила Египет в составе делегации игуменов и игумений Московского Патриархата. Столь же тепло и гостеприимно встретила представителей коптского монашества Марфо-Мариинская обитель милосердия , настоятельница которой игумения Елисавета (Позднякова) также принимала участие в поездке русской делегации по древним обителям Египта. 14 сентября гости из Коптской Церкви посетили Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь  г. Москвы, в котором состоялась их встреча с Патриаршим наместником Московской епархии митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием . Его Высокопреосвященство сердечно приветствовал гостей от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви, подчеркнув, что для него большая радость лично принимать представителей древней монашеской традиции Египта. «Еще несколько десятилетий назад, являясь начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, я имел возможность общаться с вашими собратьями из коптских общин в странах Ближнего Востока. Позднее, неся ответственное послушание председателя Отдела внешних церковных сношений , я неоднократно встречался с приснопамятным Патриархом Коптским Шенудой III, вашим духовенством и верующими в разных концах земного шара. Доводилось мне посещать и древние обители Нитрийской пустыни. Предстоятель и высокие иерархи вашей Церкви также не раз посещали Русскую землю, в том числе в последние несколько лет, и мы искренне надеемся, что это братское соработничество будет успешно продолжаться. Мы имеем взаимное желание его развивать. Коптская Церковь — хранительница древних традиций христианского благочестия, которые никогда не прерывались. Церковь Русская, как вы знаете, в прошлом столетии испила горькую чашу страданий, но сегодня, по милости Божией, она не только вновь деятельно служит своему народу, но и возрождается в былом могуществе», — сказал, в частности, в своем слове владыка Ювеналий.

http://patriarchia.ru/db/text/5500283.ht...

Когда икону привезли в Москву, навстречу ей к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября. Поначалу образ пребывал в Успенском соборе Московского Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году царь Алексей Михайлович взял икону в военный поход против поляков и, одержав победу, установил образ в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который имел высокий статус «царского богомолья». От Иверской иконы изливалось и изливается множество чудес, поэтому ее почитание быстро распространилось по Руси. В 1656 году с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря (к сожалению, он был утрачен в советское время). В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города была построена Иверская часовня, куда был помещен третий список Иверской. Он был сделан с первой московской иконы, но чуть большим по размеру. Богородица вернулась в Свой дом      Новодевичий монастырь – одно из красивейших мест столицы. Он был основан в 1524 году. Архитектурный ансамбль монастыря сложился в XVI-XVII веках. Он сохранился с тех пор практически без изменений и поэтому был поставлен под охрану ЮНЕСКО как всемирное достояние. У обители интересная и сложная история, которая заслуживает отдельного рассказа, но мы остановимся на судьбе Иверской. Место своего постоянного пребывания до революции она покидала только один раз: во время празднования 300-летия дома Романовых образ приносили для поклонения в митрополичьи палаты Чудова монастыря. В 1922 году монастырь закрыли, и в его стенах был образован историко-бытовой музей. В начале 1930-х в Новодевичьей обители разместился… «Музей раскрепощения женщины». С 1934-го он становится филиалом Государственного исторического музея. Иверская в это время оставалась где-то в музейных хранилищах, но в родных стенах. С 1945 года монастырский Успенский храм стал действующим.

http://pravoslavie.ru/98084.html

Такое событие почитают побуждением к основанию Новодевичьего монастыря и даже началом крестного хождения в него из кремлевских соборовъ и монастырей, Июля 28. Великий Князь Василий Иоаннович, возвратив державе своей бывший во власти Литвы больше столетия Смоленск – это, как называл его Борис Годунов, ожерелье России – дал обет соорудить обитель в честь Одигитрии Смоленской Богоматери на месте встречи и проводов Смоленской святыни, гд, вероятно, по обычаю тех времен, поставлена была часовня, или обыденная церковь , а может статься, и монастырь. Благочестивый обет свой выразил Господарь Московский, присвоивший себе титул Царя, в духовной грамот своей 1523 года, перед походом своим на Казань. «Да коли «если с Божьею волею», завещает Великий Князь, «достал своей отчины города Смоленска и земли Смоленские», и яз тогды обещал поставити на Москве на посаде девич манастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения честнаго Креста и иные храмы; а которые храмы в том манастыре поставити, и яз тому велел написати запись диаку своему Труфану Ильину своею рукою, да дати печатнику своему Ивану Третьякову. А дати есми обещал в тот манастырь из своих сел дворцовых село или два; а пашни в тех селех, в одном поле тысяча четвертей, а в дву полех по томуж, да на строение тому манастырю три тысячи рублев денег 11 , и ныне того манастыря строити не успел. И не что Божья воля надо мною «станется, а того манастыря при своем животе не успею сстроити; и яз приказал казначеем своим и приказным своим людем на том месте тот манастырь сстроити, и из сел из своих из дворцовых в тот манастырь велел есми дати село или два, в одном поле на тысячу четвертей, а в двух полех потомуж; а на строение тому манастырю наши казначеи выдадут три тысячи рублев денег» 12 . После победы над Казанскими Татарами на Свияге, в 1524 году, Великий Князь приступил к исполнению своего благочестивого обета. По свидетельству Степенной книги, основав над Москвою рекой за посадом преименитую в общую т. е. общежительную обитель, он собрал туда множество инокинь девического чину; начальницею над ними поставил благоверную и благочинную инокиню Елену Девочкину, из Суздальского Покровского монастыря 13 , которая в старинных письменных Святцах причислена к Московским Святым. За алтарем соборной церкви надгробный камень указываете могилу этой Игуменьи Новодевичьего монастыря, погребенной вместе с преемницею своей, схимонахиней Домникией и послушницею Феофанией; а вставленная в алтарную стену, пред ее гробницею, каменная плита представляет нам следующее свидетельство о построении сей обители: «Лета 7032 (1524) года Великий Князь Василий Иванович всея России воздвиже сию пречистую обитель, в ней же храм Пречистыя Богородицы и ту собра инокинь девическаго чина множество, им же бысть начальница благоговейная и благочинная сия схимонахиня Елена Девочкина, в сей обители преставися» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

На близость автора путевых записок к купеческому миру указывает и характер сравнений: увиденные за границей реки (важнейшие торговые магистрали) он сравнивает с русскими и, видимо, хорошо ему известными Москвой, Окой и Волгой, например: Нил-река будет с Волгу шириною, а бежит быстра и мутна (л. 35 об.). Восстановить географию жизни создателя «Хождения в Святую землю» помогает сравнение Адрианополя с одним из самых известных и богатых купеческих городов России XVII в. Ярославлем (Град Адринопол стоить в степи... окладом и жильем поболши Ярославля – л. 33) и обилие московских реалий в тексте произведения (улицы Арбат и Петровка, Коломенские и Воробьевы горы, Красная площадь, Успенский собор и Ивановская колокольня Кремля, Новодевичья и Преображенская слободы). Последнее объясняется тем, что до хождения в Иерусалим Лукьянов был священником в церкви Покрова, что за Смоленскими воротами на Песках в Москве, о чем сказано в его проезжей грамоте. Церковь Николая Чудотворца «на Песках» была построена в 1699 г. и по главному престолу Покрова Пресвятой Богородицы часто называлась Покровской церковью 4 . В конце XVII – первой четверти XVIII в. священники этой церкви были тесно связаны со старообрядцами. Кроме Иоанна Лукьянова, другой священник этой церкви Федор Матвеев чинил раскольникам потачку, поддерживал контакты с Веткой, за что был в 1721 г. сослан на Соловки. Попытки близких вызволить из заточения расстриженного попа окончились неудачей. В 1723 г. Святейший Синод подтвердил прежнее решение – помянутому распопе Феодору быть в том Соловецком монастыре неисходно 5 . В декабре 1701 г. московский священник Иоанн Лукьянов вместе со спутниками – монахами Лукой, Григорием и Адрианом, получив в Посольском приказе проезжую грамоту, отправился на богомолье в Иерусалим. Официальной целью путешествия было поклонение христианским святыням, неофициальной – выяснение положения дел в греческой церкви и изучение возможности поставления старообрядческого епископа от заграничных архиереев. Первоначально путь лежал в Калугу, один из центров русского раскола, откуда паломники направились в Спасо-Введенский Воротынский монастырь, находившийся в 70 верстах от города. Иноки этого монастыря тайно сочувствовали старообрядцам, и игумен Спиридон (скорее всего, духовный отец Лукьянова) дал ему благословение на путное шествие 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постройка двухэтажного пятиглавого монастырского собора в русско-византийском стиле была завершена в 1861 году. В соборе Воскресения Христова было пять престолов: главный - в честь Воскресения Христова; правый - во имя Успения Божией Матери; левый - во имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил; на хорах левый - во имя Святителя Николая и правый - во имя Всех Святых. В 1874-1875 годах в подвальном помещении собора по проекту Г.И. Карпова был выстроен еще один придел, освященный в честь святых Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского. Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием. Росписи собора были исполнены монастырскими живописцами. Образа в храме также написаны монахинями обители. Предалтарный иконостас в пять ярусов был устроен полукругом; по бокам, где находились местные иконы Спасителя и Божией Матери, он имел четыре яруса, остальные части - трехъярусные. В приделе Успения Пресвятой Богородицы находился образ Смоленской Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы), писанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным. После кончины игуменьи Феофании сестры основанного ею монастыря сделали на эту икону позлащенную ризу с надписью в память и поминовение игуменьи Феофании. Собор был закрыт 10 июня 1932 года. Горизонтальные корпуса братских келий, протянувшихся вдоль Московского тракта, прерывались двумя расположенными на втором этаже домовыми церквами с пятью малыми главами и шатровыми колокольнями. Живописно смотрелась келейная церковь Ватопедской (Афонской ) Божией Матери (1850-1854 гг.) справа от главного собора, в игуменском корпусе. Закладка храма произошла 10 июля 1850 года, а 28 июля 1854 года церковь была освящена митрополитом Никанором в присутствии дочери Николая I Великой княжны Марии Николаевны. Пять куполов церкви со звонницей по высоте были значительно ниже церкви Воскресенья Христова. Автором иконостаса церкви был придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер. Список Ватопедской иконы " Отрада и Утешение " был прислан на благословение вновь созидаемой женской обители старцем Серафимом Святогорцем из русского Пантелеймоновского монастыря на Святой Горе Афон. К сожалению, как и большинство ценностей монастыря, в советское время икона исчезла, хотя о ней есть сведения до 80-х годов. Рядом с церковью находились митрополичьи покои, поэтому церковь иногда называли Митрополичьей. Храм был закрыт последним в монастыре – в апреле 1938 года, а с 1928 года он считался митрополичьим.

http://sobory.ru/article/?object=00752

В 1724 году здесь были устроены больница для солдат и офицеров русской армии и приют для подкидышей-девочек. В войну 1812 года французы перед уходом из Москвы заминировали здания обители, но мужество и решительные действия насельниц, успевших затушить фитили, предотвратили несчастье. С конца XVIII b. и до 1868 года Новодевичий монастырь использовался церковной властью в качестве исправительного учреждения для женщин Москвы и Московской губернии, осужденных Земским судом за неверие. Закрытие монастыря последовало в 1922 году. А с 1934 по настоящее время в монастыре размещается филиал Государственного исторического музея. В 1930е была уничтожена значительная часть монастырского некрополя. Сохранились памятники на могилах поэта-партизана Д. В. Давыдова, историка М. П. Погодина, археолога графа А. С. Уварова, писателей М. Н. Загоскина и И. И. Лажечникова; оставлено фамильное захоронение Соловьевых: историка С. М. Соловьева, его сына философа В. С. Соловьева и дочери, писательницы П. С. Соловьевой (псевдоним Allegro); всего около 100 из 3 тысяч бывших прежде. С Новодевичьим монастырем связано возрождение московских духовных школ. 14 июня 1944 года в стенах обители начали свою работу Православный Богословский институт и Пастырско-богословские курсы, переведенные в Троице-Сергиеву Лавру как Московские Духовные академия и семинария. В 1994 году в стенах древней Новодевичьей обители началось возрождение монашеской жизни. 10 августа 1999 года, в день Смоленской иконы Божией Матери, состоялось торжественное возобновление почитания преподобной схиигумении Елены, первой игумении монастыря. Новодевичий монастырь, включенный ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия, считается одним из старейших и красивейших монастырей России. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2301  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Ювеналий, всех, кто принимал участие в решении вопроса о строительстве на этом месте храма святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, наши государственные городские власти во главе с мэром Сергеем Семеновичем Собяниным и его команду, которая содействовала строительству на этом святом месте. Также хотел бы выразить благодарность строителям, благоукрасителям и всем, кто сегодня здесь присутствует, за труды и молитвы». В дар новоосвященному храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал список Шестоковской иконы Божией Матери. Затем в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . Летописи относят появление храма Усекновения главы Иоанна Предтечи Московского Новодевичьего монастыря ко времени основания обители, то есть к 1525 году. «Лета 7033…Тое же весны поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем церковь Пречистыя Богородици Одигитрия до Происхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармен, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновения Ивана Предтечи». Храм построили шатровый, пятиглавый, кирпичный. Располагался он около восточной стены Новодевичьего монастыря. Во время Отечественной войны 1812 г. Новодевичий монастырь был занят вражеской армией и подвергнут осквернению, а храм Усекновения был взорван. Решение о воссоздании храма Усекновения главы Иоанна Предтечи было принято председателем Правительства Российской Федерации, избранным Президентом России В. В. Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 6 мая 2012 года, когда они участвовали в церемонии возвращения в Новодевичий монастырь из Государственного исторического музея Иверской иконы Божией Матери. Возрождение храма было приурочено к празднованию 200-летия Отечественной войны 1812 года и победы. 8 июня 2012 г. в Новодевичьем монастыре состоялось совещание по вопросу реставрационного воссоздания храма.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-osvyat...

Следующее XVII столетие было омрачено тем, что мы называем Смутным временем, распадом страны, потерей национального самосознания, потерей авторитета центральной власти. Страна разрывалась на куски, не было никакой надежды на спасение. Но знаем, что по милости Божией Смутное время завершилось победой русского духа, победой ополчения, победой нашего народа. И Смута прекратилась, а вот последствия Смуты продолжались. И, наверное, самым тяжелым последствием было пребывание града Смоленска под властью польско-литовской рати. И тогда благочестивый царь Алексей Михайлович решил вернуть Смоленск, как сделал это и князь Василий III. И пошел на Смоленск, и овладел этим городом. И в благодарность Пресвятой Богородице он в этот Новодевичий монастырь принес Иверскую икону, которая несколько ранее была по его просьбе написана на Афоне и принесена в город Москву. И вот этот образ, дар царя Алексея Михайловича, освободителя Смоленска, великого государя, так много сделавшего для укрепления державы Российской, хранился в Новодевичьем монастыре до 1913 года. А когда страна праздновала 300-летие Дома Романовых, этот образ для поклонения был отправлен в Чудов монастырь в Московском Кремле. Оттуда он не вернулся, потому что произошла революция и образ оказался в руках безбожной власти. Чудом образ сохранился как значительное произведение искусства и хранился в музее до самого недавнего времени, когда стараниями уже нашего Президента Владимира Владимировича Путина он был возвращен в Новодевичью обитель. Чему учит нас эта история? Василий III, Алексей Михайлович, современный Президент Путин — носители высшей государственной власти державы Российской. Всякий раз, когда великие деяния свершались в граде Москве, то каким-то образом они отображались в действиях высших руководителей государства в отношении этой обители вплоть до XXI века. И в этом мы видим замечательную преемственность. Дай Бог, чтобы эта преемственность никогда не пресеклась. Дай Бог, чтобы высшая государственная власть России всегда сознавала силу Божиего присутствия в истории. Если так будет, то Россия будет непобедима и непобедимым будет наш народ.

http://pravoslavie.ru/98166.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010