Трапезная монастыря с Успенской церковью построена в 1685-1687 годах на средства царицы Софьи Алексеевны. К Софьиным постройкам относятся и обе надвратные церкви - Покрова Богородицы и Преображения Господня. Оба храма, построенные в стиле московского барокко, отличает богатство белокаменной отделки. Особенно это относится к Преображенской церкви. Надвратная пятиглавая Преображенская церковь над северными воротами монастыря сооружена в 1687-1689 годах. Её украшают белокаменные раковины, явно навеянные образами московского Архангельского собора. В Новодевтчьем монастыре погребены легендарный поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов, историк Сергей Михайлович Соловьёв и его не менее известные сыновья - философ Владимир Сергеевич и писатель Всеволод Сергеевич. Здесь же погребены историк Михаил Петрович Погодин, археолог граф Алексей Сергеевич Уваров, братья граф Николай Алексеевич и граф Дмитрий Алексеевич Милютины. На кладбище Новодевичьего монастыря покоится прах Антона Павловича Чехова, писателей Александра Ивановича Эртеля, Михаила Николаевича Загоскина, Ивана Ивановича Лажечникова, Алексея Фиофилактовича Писемского, поэта Алексея Николаевича Плещеева, пианиста и композитора Александра Николаевича Скрябина, генерала Алексея Алексеевича Брусилова. Из кн. А.Н. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " . 2000. Вече Древняя плащаница К этому времени (ко второй половине августа месяца 1864 года) относится весьма знаменательный эпизод обретения древней плащаницы, принесенной три столетия тому назад в дар монахинями московского Новодевичьего монастыря (незадолго перед тем основанного) Смоленскому епископу Гурию, похищенной из Смоленска во времени польского нашествия 1612 года и вместе со многими драгоценностями подаренной королем польским бывшему в Вильне Базилианскому монастырю. Открытие это произошло по следующим указанием. Священник Антоний Пщолко, ревностный сотрудник начальника края в деле восстановления православной святыни, отыскал в одном археологическом журнале, издававшемся в Вильне в 1820-х годах, описание и изображени этой плащаницы, составленное одним монахом по случаю того, что орден незадолго перед тем поднес плащаницу эту в виде презента знаменитому Адаму Чарторыжскому для коллекции древностей его Пулавского музея. Начальник края, рассмотрев это описание, твердо решился отыскать святыню, замечательную и по изяществу работы, и по своим историческим странствованиям. Немедленно сообщил он все необходимые указания наместнику царства, который поручил разыскание плащаницы бывшему тогда генерал-полицмейстеру Трепову.

http://sobory.ru/article/?object=03275

XVII-XVIII в. нередко настоятельниц обители выбирали из числа выходцев из Белоруссии («из смолянок»). Нек-рые из них активно поддерживали царевну Софию Алексеевну и ее родных сестер, а в 1698 г., в период настоятельства Памфилии Потёмкиной (1693-1701), оказались замешаны в последнем стрелецком бунте. «Кутьянам» удалось избежать репрессий, однако в 1702 г. Новодевичий мон-рь был подчинен Преображенскому приказу ( Шведова. 1986. С. 88). За годы пребывания кутеинских сестер в Новодевичьей обители монастырская б-ка пополнилась 82 принадлежавшими им книгами кирилловской печати (в т. ч. Кутеинской типографии). Об этом свидетельствуют встречающиеся в книгах многочисленные маргиналии последних, включая автографы игумений (Там же. С. 86-88). Благодаря им можно уточнить происхождение выехавших в Москву кутеинских монахинь. Пребывая в Москве, они продолжали активно поддерживать связи и осуществлять прямые контакты со своей малой родиной. В 1674 г. сестры О. У. м. получили от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту, позволявшую им приезд из Орши в Москву 2 раза в год ( Чистякова. 2000. С. 42-87). Из-за переселения в Россию и притеснения в Орше от поляков-католиков, о чем жаловалась в 1674 г. в Москву игум. Трифиллия, число монашествующих в О. У. м. снизилось. В кон. XVII в. О. У. м. на некоторое время стал униатским, сохранив свои владения и имущество. Пользуясь им, сестры, как и братья Кутеинского муж. мон-ря, продолжали поддерживать связи с местной шляхтой (АВАК. Т. 11. 113. С. 358-360). К 1718 г. в обители проживали всего 46 стариц ( Чистович. 1884. С. 222; Чистякова. 2000. С. 44, 55). В XVIII - нач. XX в. 8 июля, в день чествования Казанской иконы Божией Матери, в О. У. м. собирались многочисленные богомольцы, в основном жители Могилёвской и Смоленской губерний. Их число доходило до 8 тыс. чел., что вызывало «зависть» католиков, стремившихся похитить чудотворную икону ( Ржевусский. 1891. С. 4-8). В 1842 г. О. У. м. был определен к необщежительным обителям 1-го класса. В 1864-1867 гг.

http://pravenc.ru/text/2581589.html

Сретенский монастырь : свт. муч. Иларион Верейский (ХХ в.). Покровский женский монастырь : блаж. Матрона Московская (ХХ в.). Зачатьевский женский монастырь : преп. Иулиания и Евпраксия Московские (XIV в.), «Милостивая» икона Божией Матери. Новодевичий Смоленской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь : преп. Елена Московская (XVI в.), «Иверская» икона Божией Матери. Донской монастырь : свт. Тихон Московский (ХХ в.), «Донская» икона Божией Матери (в алтаре). Подворье Афонского Пантелеимонова монастыря : преп. Аристоклий Афонский (ХХ в.). Ново-Спасский монастырь: «Смоленская» икона Божией Матери. Высокопетровский монастырь : «Казанская» икона Божией Матери. Иоанно-Предтеченский женский монастырь: икона св. Иоанна Предтечи с обручем. Посёлок ДСК Мичуринец: Святой источник Казанской иконы Божией Матери Поселок Святой источник Параскевы Пятницы (Ерино): Святой источник Параскевы Пятницы Сводная таблица храмов и монастырей Москвы [ править править код ] Административный округ Храм Монастырь Центральный Северный Северо-Восточный Восточный Юго-Восточный Юго-Западный Западный Северо-Западный Ильинское благочиние (поселения НАО: Внуковское, Воскресенское, Десёновское, Московский, «Мосрентген», Сосенское, Филимонковское) Никольское благочиние (поселения НАО: Рязановское, Щербинка) Одигитриевское благочиние (поселения НАО: Кокошкино, Марушкинское) Новотроицкое благочиние (образовано 5 декабря 2019 г., объединяет приходы на территории Троицкого административного округа) Монастыри [ править править код ] Все монастыри Москвы Донской мужской монастырь (Москва) [ править править код ] Донской монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади. Ближайшая станция метро — «Шаболовская». Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

При избрании Королевича Владислава на Московское царство, в записи 1610 года сказано: «чтобы Гетману Жолкевскому с Литовскими людьми в Москву не входить, а занимать ему Новодевичий монастырь» 22 . Тогда в нем стояли четыре роты из полков Гонсевского, Глуского, Грешнина, Ольшанского и Котовского 23 , рыцарские люди с воеводами Львом Плещеевым и Гаврилою Хрипуновым 24 . В эту же опустошенную обитель выбежали из Москвы в Апреле 1611 года Пан Александр Гасевский, многие Литовцы и с ними единомышленники их Михайло Салтыков и Федор Андронов 25 ; там укрепились две Польские конные роты и 500 Немцев; инокинь вывели в таборы, монастырь весь разорили и выжгли. С занятием Белого города Русскими, Новодевичий монастырь отбит был у Поляков; но последние опять его заняли и оставались в нем до тех пор, пока дружины Пожарского, сопутствуемые чудотворным образом Казанской Богоматери, не выгнали из Москвы Польско-Литовских скопищ. Во время Московской осады пребывала в Новодевичьем монастыре Царевна Ксения Борисовна с бывшею Ливонскою Королевою Мариею, в инокинях Марфою 26 . Со вступлением на престол Михаила Феодоровича Романова, этот монастырь был очищен, восстановлен и укреплен; старицы его, выведенные во Владимирские монастыри, возвращены на прежнее свое место. Так как эта монастырская крепость стояла на пути набегов Ногайских, то ее в 1616 году охранял от них Иван Спешнев с сотнею стрельцов и с жилецкими людьми монастырских слобод 27 . Цари Михаил, Алексей и Феодор, усердные к дому Пресвятой Богородицы Смоленской, содействовали его благосостоянию даровавшем ему несудимых грамот, обогатили его вотчинами и украсили вкладами. Накануне праздника Смоленской Богоматери, они останавливались перед монастырем шатрами, слушали в нем вечерню, всенощную и обедню, потом в своей вставке обедали с ближними боярами, а в самой обители угощали монашествующих обильным столом. Такое царское столованье дало повод к учреждению гулянья под Девичьим Июля 28, доныне продолжающаяся в праздник Одигитрия Смоленския Богородицы 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В субботу 18 числа и в воскресенье 19 в Успенском соборе торжественно служили молебны, чтобы господь Бог даровал православному христианству по его прошению государя царя Бориса Федоровича. В понедельник на маслянице, 20 февраля, после молебна патриарх с духовенством, боярами и всенародным множеством отправились в Новодевичий монастырь, где Борис жил вместе с сестрою; со слезами били челом, много молили и получили отказ; Годунов отвечал: «Как прежде я говорил, так и теперь говорю: не думайте, чтоб я помыслил на превысочайшую царскую степень такого великого и праведного царя». Православное христианство было в недоумении, в скорби многой, в плаче неутешном. Опять святейший патриарх созывает к себе всех православных христиан и советует устроить на другой день, во вторник, празднество пречистой Богородице в Успенском соборе, также по всем церквам и монастырям, после чего с иконами и крестами идти в Новодевичий монастырь, пусть идут все с женами и грудными младенцами бить челом государыне Александре Федоровне и брату ее, Борису Федоровичу, чтоб показали милость. Тут же патриарх с духовенством приговорили тайно: если царица Александра Федоровна брата своего благословит и государь Борис Федорович будет царем, то простить его и разрешить в том, что он под клятвою и слезами говорило нежелании своем быть государем; если же опять царица и Борис Федорович откажут, то отлучить Бориса Федоровича от церкви и самим снять с себя святительские саны, сложить панагии, одеться в простые монашеские рясы и запретить службу по всем церквам. 21 февраля, во вторник, двинулся крестный ход в Новодевичий монастырь; к нему навстречу при звоне колоколов вынесли из монастыря икону смоленской Богородицы, за иконою вышел Годунов. Подошед к иконе владимирской Богородицы, он громко возопил со слезами: «О милосердая царица! Зачем такой подвиг сотворила, чудотворный свой образ воздвигла с честными крестами и со множеством иных образов? Пречистая Богородица, помолись о мне и помилуй меня!» Долго лежал он пред образом и омочал землю слезами, потом приложился к другим иконам, подошел к патриарху и сказал ему: «Святейший отец и государь мой Иов патриарх! Зачем ты чудотворные иконы и честные кресты воздвигнул и такой многотрудный подвиг сотворил?» Патриарх отвечал ему, обливаясь слезами: «Не я этот подвиг сотворил, то пречистая Богородица с своим предвечным младенцем и великими чудотворцами возлюбила тебя, изволила прийти и святую волю сына своего на тебе исполнить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Следует отметить, что монастырское врачевание в Московской Руси восходит своими истоками к обители преподобного Сергия Радонежского. Как отмечается, построенная «еще при Сергии в XIV веке больница впоследствии приобрела значение “образца” монастырского больничного уклада для всех монастырских больниц. Московские больничные заведения быстро возобновили давно забытый из-за татарского ига порядок внутренней жизни» 19 . Скончался преподобный Даниил 7 апреля 1540 года. Как отмечает агиограф, в этот день на небе “солнце дряселуя бяше”, то есть день кончины Святого совпал с солнечным затмением. Из его учеников известен преподобный Герасим Болдинский (†1554; пам. 1 мая) и священник Андрей, ставший позднее духовником Иоанна Грозного, а затем — Всероссийским Митрополитом Афанасием (1564–1566). Важным событием в жизни Русского государства было присоединение к Московской Руси в 1514 году Смоленска. Вскоре после его присоединения в нем был основан Вознесенский женский монастырь 20 . В Москве в память этого события в 1524 году был основан Новодевичий монастырь, где первой настоятельницей была игумения Елена (Девочкина; †1547; пам. 18 нояб.), переведенная из Покровского монастыря в Суздале. Сохранилась ее Духовная грамота, написанная по благословению Митрополита Макария незадолго перед кончиной и обращенная к сестрам обители со словами наставления 21 . После покорения Смоленска, далее за которым простиралась Литовская Русь, на западных рубежах страны подвизался преподобный Герасим Болдинский, ученик преподобного Даниила. В 1528 году преподобный Герасим в 15 км от Дорогобужа основывает Болдинский Троицкий монастырь. Наряду с этим подвижник в 1534 году создает Предтеченский монастырь вблизи Вязьмы на месте, где имели пристанище разбойные люди. В этот монастырь он определил игуменом своего ученика Симеона 22 . Подвижником были созданы также Богородицкий Введенский в Брынском лесу на реке Жиздре, а также Рождественский Богородицкий в Сверковых лугах (в 36 км от Дорогобужа). Перед своей кончиной преподобный Герасим написал послание Митрополиту Макарию, вручая его попечению основанный им Болдинский монастырь 23 .

http://pravmir.ru/monastyiri-i-monashest...

М. Петрово-Соловово (в постриге Параскева; † 1619/20) (ПСРЛ. Т. 14. Ч. 2. С. 150); по др. источникам, она была пострижена в московском в честь Вознесения Господня женском монастыре либо в Горицком в честь Воскресения Господня монастыре . С 1768 г. в монастырском подвале в очень суровых условиях содержалась помещица Д. Н. Салтыкова (Салтычиха), осужденная за массовые истязания и убийства своих крестьян ( Кичеев. 1865. С. 651). С 1785 г., при игум. Елисавете, по указу имп. Екатерины II Алексеевны в М. И. м. проживала мон. Досифея († 1810). Считается, что она была дочерью имп. Елизаветы Петровны от тайного брака с гр. А. Г. Разумовским. В мон-ре старица Досифея жила почти в полном затворе, лишь иногда принимая посетителей. Так, именно к ней обратились за советом юные братья Путиловы (впосл. прп. Моисей (Путилов) и игум. Исаия II (Путилов) ). Она посоветовала братьям обращаться к бывш. наместнику Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря иером. Александру Арзамасскому (Подгорченкову) и к иером. Филарету (Пуляшкину), к-рые ранее общались с прп. Паисием (Величковским) . С течением времени число монахинь стало значительно сокращаться. В 1811 г. в М. И. м. вместе с игум. Елпидифорой проживали 17 пострижениц и 33 белицы. В 1812 г., перед вторжением в Москву франц. войск, часть ризницы сестры успели отправить в Вологду, а при приближении опасности игумения с насельницами ушла в Хотьковский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . Во время пожара 1812 г. М. И. м., за исключением собора, сильно пострадал. 4 июля 1813 г. в отремонтированных за свой счет кельях проживали 12 монахинь во главе с игум. Елпидифорой и казначеей Елисаветой. В том же году М. И. м., как малонаселенный, был упразднен, а насельницы переведены в Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери, московские в честь Рождества Пресвятой Богородицы , в честь Вознесения Господня и Страстной иконы Божией Матери монастыри.

http://pravenc.ru/text/2564216.html

3 декабря 2014 г. после молебна в храме Всех святых в земле Российской просиявших в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Москвы состоялись переговоры Предстоятелей Русской и Американской Православных Церквей, на которых обсуждались вопросы двусторонних отношений, а также представляющие взаимный интерес темы общеправославного характера. Блаженнейшему Митрополиту Тихону и членам официальной делегации Православной Церкви в Америке был вручен Патриарший знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского». В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейших Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совместно с Блаженнейшим Митрополитом Тихоном совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Блаженнейший Митрополит Тихон в этот день также совершил молебен у раки с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского в московском Донском монастыре, а 7 декабря в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье (подворье Православной Церкви в Америке) возглавил Божественную литургию в престольный праздник храма. В ходе визита Предстоятель Православной Церкви в Америке посетил московский Покровский монастырь, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино», Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру, Иоанновский монастырь на Карповке и Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге, Исаакиевский, Казанский и Петропавловский соборы и храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, Николаевский морской собор в Кронштадте, часовню блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга и мемориальную квартиру святого праведного Иоанна Кронштадтского. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за дарованную радость сослужения и братского общения Предстоятелей Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке. 2. Отметить важность состоявшегося визита Блаженнейшего Митрополита Тихона для укрепления связей между двумя Церквами.   ЖУРНАЛ 116 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о работе Высшего Церковного Совета во второй половине 2014 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3891450...

ч. гибель родных и наследников, привели обеих женщин в обитель. Об этом позволяет судить запись о др. вкладе старицы Марфы (Булгаковой), внесенном по мужу и записанном во Вкладную книгу Троице-Сергиева мон-ря. 11 янв. 1629 г. инокиня Марфа (в миру жена Д. Ф. Булгакова) вложила свою вотчину «в Московском уезде села Вороново со крестьяне и рыбными ловлями и со всеми угодьи по цене за 700 рублев» в память: «по детях своих по Иване да по Михайле, да по отце своем Алексее да по матере своей иноке Маремьяне, да по муже своем Дмитрее и по себе... И за тот вклад дедов ее и отца и матерь и мужа ее написали в вечный сенадик с сельники и в кормовые книги» (Там же. С. 108). Материалы, связанные с придворным бытом, собранные И. Е. Забелиным , дают представление о подарках, поднесенных настоятельницам М. В. м.: в связи с днем ангела царевны Анны Михайловны 25 июля 7142 (1634) г., на рождение детей царя Алексея Михайловича - царевичей Симеона (1665) и Феодора (1661) г., царевны Феодосии 27 мая 7170 (1662) г. Как правило, это были иконы «Вознесение Господне» в серебряных окладах, деньги или отдельные предметы - «2 ширинки тафтяные накищеваны золотом, дороги двоеличные гилянские», т.е. из тканей, произведенных в иран. пров. Гилян ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей и цариц в XVI и XVII ст. Т. 3: Мат-лы. М., 2003. Мат-лы к т. 1, ч. 2. С. 502, 504, 507, 531). Источники сообщают, откуда переходили в мон-рь игумении: Иринархия (Темирязева) поступила в М. В. м. из Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря , Евдокия (Челищева; † 11 авг. 1718) в нач. 1710 г. была переведена из московского Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы мон-ря , Евстолия (Лодыгина) в 1730 г.- из московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря (до 1740), Елена (Ржевская; 1740-1756) - из переславль-залесского во имя мученика Феодора Стратилата монастыря , Афанасия (Черкесова; † 18 авг. 1861) 31 мая 1820 г.- из московского во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-ря, Паисия (Нудельская; † 25 янв.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Как благословение на ратный подвиг принял князь Димитрий Пожарский от покойного Патриарха Ермогена, память которого он глубоко чтил, Казанскую святыню. Пресвятая Богородица явила милость – взяла под Свой Покров верных сынов православной России, и с Ее помощью наша страна была спасена от врагов. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение состояло из храбрых и опытных воинов. Тех, кто не умел держать в руках оружие, князь в поход не брал. Из кого состояло войско Пожарского? Основой, костяком Второго ополчения были смоленские дворяне, имевшие хороший боевой опыт. Кроме того, в войске Пожарского было много воинов из ярославской, вологодской, рязанской земель. Из северных вятских и двинских городов на помощь ополчению выступило посошное войско, также имевшее боевой опыт. В ополчении находились отряды служилых татар. Наконец, на сторону Пожарского перешла значительная часть казаков. Прежде чем идти освобождать Москву, русское войско долго стояло в Ярославле, где благословилось у мощей святых ярославских чудотворцев. В Ярославле же Пожарский взял у возвращавшихся из-под Москвы " низовых " ратников чудотворную Казанскую икону Божией Матери, отправив в Казань сделанный по его повелению список с нее. После этого народная армия направилась в Троице-Сергиеву обитель, где воины испросили благословение у мощей преподобного Сергия. Архимандрит Дионисий (также прославленный нашей Церковью в лике святых), настоятель Троице-Сергиева монастыря благословил двинувшееся к Москве русское войско. Князь Пожарский дал обет построить на Красной площади храм в честь Казанской иконы. Молитвы русских православных людей не остались тщетными. В это время был у поляков в плену ослепший в заточении архиепископ Фессалоникийский Арсений. И вот, в глухую полночь, когда больной Арсений молился, лежа на одре, келья его осветилась, и он увидел пред собой преподобного Сергия Радонежского. " Арсений, – сказал преподобный, -наши молитвы услышаны, предстательством Богоматери и святителей московских суд Божий об Отечестве нашем преложен на милость, и завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия – спасена " . При этом к болящему старцу вернулись зрение и силы. Радостную весть удалось передать русскому войску. Услышав о видении святителю Арсению, воины приняли Казанскую икону на свои руки как знамя победы. Призвав на помощь Царицу Небесную, ополченцы мужественно приступили к Москве, взяли Новодевичий монастырь, отогнали шедшего на помощь полякам гетмана Ходкевича, а 4 ноября (22 октября по ст. ст.) освободили Китай-город, и спустя четыре дня засевшие в Кремле поляки капитулировали. При этом Казанская икона находилась в первых рядах войска. И верится, что в это время сам святой Патриарх Ермоген, уже предстоявший Престолу Божию, молился о русских ратниках.

http://religare.ru/2_22769.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010