В 1727 г. в Новодевичьем монастыре поселилась царица-инокиня Елена, в миру — Евдокия Федоровна Лопухина, первая супруга Петра I, постриженная по его приказу ещё в 1699 г. и содержавшаяся сначала в Суздальском Покровском монастыре, а с 1725 г. — в Шлиссельбургской крепости. Лопухина мирно скончалась в 1731 г. и была погребена в южном нефе Смоленского собора. Здесь же находятся гробницы опальных царевен: Софии (†1704), Евдокии (†1712) и Екатерины (†1718). В 1812 г. Новодевичий монастырь в течение месяца (4 сент. — 9 окт. ст. ст.) был занят французскими войсками. Обитель чудом не подверглась разорению. В ее стенах ежедневно совершалась Литургия. При отступлении французы хотели подорвать Смоленский собор и Успенскую церковь — под них было заложено большое количество пороховых бочек. Однако взрыв удалось предотвратить. Монахиня-казначея Сарра (Николаева) подняла оставшихся сестер и служителей на тушение уже занимавшегося пожара, и запалённые неприятелем фитили были залиты водой. В XVIII в. в результате екатерининских реформ Новодевичий стал первоклассным штатным монастырем. Он лишился своих вотчин и получил денежное и хлебное жалование. В XIX – нач. XX вв. число монашествующих здесь достигало 300 человек. Сёстры трудились в церкви, просфорной, хлебной, трапезной, живописной и рукодельной мастерских, ухаживали за кладбищем. Особенно славились монастырские бело- и золотошвейки. За стенами обители находились сады, огороды и небольшой скотный двор. В кон. XIX – нач. XX вв. производились масштабные реставрационные работы в Смоленском соборе. Тогда же началось обустройство Нового кладбища за южной стеной монастыря. В монастыре действовали благотворительные заведения: Филатьевское училище для девочек-сирот (1871), Елисаветинский приют для малолетних девочек-сирот (1892) и церковно-приходская школа (1899). Имелись больница и 2 богадельни для престарелых монахинь. В годы I Мировой войны обитель принимала участие в постройке и содержании лазарета при Покровской общине. Двадцать насельниц служили сёстрами милосердия, другие занимались пошивом солдатского белья и сбором посылок на фронт.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Смо...

В 1525 году, Июля 28, торжественно перенесен был с крестным ходом из Благовещенского собора в новосозданную обитель список с чудотворной иконы Смоленския Божия Матери и поставлен в сооруженном там храме Одигитрии. Так основался этот монастырь – дом Пресвятой Богородицы. В грамоте Царя Иоанна Васильевича 1571 года он именуется Пречистыя Одигитрия новым девичьим, без сомнения, для отличия его от старого девичъего, каким мог быть прежний монастырь, если только он находился на месте встречи св. иконы, или каким действительно был на Москве Зачатейский, основанный Святителем Алексием в начале XIV века и под таким названием известный даже в начале XVIII столетия 15 ; в грамоте первого Патриарха Иова, 1598 года, он наименован пречестною, великою обителью Пречистыя Богородицы Одигитрии новым девичьим монастырем 16 . От других женских монастырей в Москве он отличается еще тем, что название его Девичий нарицательное общее, а не собственное единичное, Девичъим же он, как обнаруживается, назван не от Девичъего поля; но от того, что все почти женские монастыри издревле слыли и даже теперь слывут Девичьими по девственной жизни принявших на себя обет целомудрия, особенно же Новодевичий потому, что, по свидетельству приведенной нами настенной надписи и Степенной книги, «собраны были инокини девическаго чина » в доме Пресвятыя Богородицы, которая есть стена дев 17 . Даже по сказанию Павла Алеппского 18 , бывшего в Москве, в половине XVII столетия, этот монастырь именовался Девичъим от того, что «в него поступали дочери самых знатных лиц в Государстве». Если б он заимствовал свое название от первой игуменьи Девочкиной, как производят другие: то был бы Девочкиным, а не Девичъим и отнюдь не новым; ибо в таком случае надобно бы было предполагать существование старого Девочкина монастыря. Такая то сбивчивость в объяснении слова девичий произошла от случайного сходства названий поля, монастыря и первой игуменьи. Судьбы сего Государева Царева обетного монастыря столь замечательны во многих отношениях, что мы предпосылаем описаний его достопамятностей, обзор важнейших событий в течении трехсот тридцати лет его существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Прежде всего, по повелению царевны были укреплены, расширены и украшены «зубцами» стены обители, а навершия 12-ти сторожевых башен получили изящные декоративные навершия ввиде корон. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, а остальные 8 – четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская. Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь-«крылошанок», названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепноной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа. В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы. После семилетнего регентства и стрелецкого бунта (1689) царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь, став из ктитора узницей. Однако и в стенах обители она казалась опасной своему венценосному брату, и в 1698 г. Софью обвинили в составлении нового заговора. После чего в монастырь на Девичьем поле попали еще две ее сестры: царевены Евдокия и Екатерина. Сама же Софья в 20-х числах октября 1698 г. по повелению Петра была пострижена в монашество с именем Сусанна и помещена под строгий надзор в стрелецкую караульню у Напрудной башни. Вместе с Софьей в опалу попал и ее любимый монастырь. В 1704 г. царственная узница преставилась, за год до этого приняв постриг в схиму с именем София, а ее обитель еще почти четверть века стояла закрытой под охраной солдат-преображенцев.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Смо...

Для поддержания новой обители Великий Князь Василий и сын его Царь Иоанн дали ей тарханные и несудимые грамоты, несколько дворцовых сел и деревень, коих в последствии от Царских и боярских вкладов умножилось до 14480 душ крестьян. По случаю рождения Царевны Анны, в 1547г. Августа 10, Царь Иоанн Васильевич сам заложил в Новодевичьем монастыре обыденную деревянную церковь во имя Св. Богоотец Иоакима и Анны, которую на другой день и освятили; в ней он крестил и в ней, через три года, похоронил дочь свою. На месте этой церкви начали строить каменную; долго стоявши недостроенною, напоследок она обветшала и была разобрана. При Царе Феодоре Иоанновиче, кроме Игуменьи, управляла хозяйственными делами Келарь – старица Евдокия Мещерская, которой он пожаловал село Смоленское с деревнями в Верейском уезде. В приходной книге 1604г. исчислены окладные деньги с монастырских сел в уездах Дмитровском, Рузском, Клинском, Бежицком, Кашинском, Ростовском, Володимирском, Верейском, Звенигородском, Вяземском, Углицком, Московском, Волоцком, Оболенском. В монастыре тогда пребывало 122 старицы, в числе коих находилось 20 боярынь, на них отпускалось из дворца годовой милостыни 262 р. 2 алтына и 4 деньги. После кончины Царя Феодора I, Царица Ирина из царских палат переселилась в Новодевичий монастырь и приняла пострижение с именем Александры: там ей построена была келия с церковью; в этой келии наречен был на царство Борис Феодорович, который обогатил эту обитель своими вкладами; между прочим дал 1000 серебряных рублей. Он уставил в день наречения своего Февраля 22, праздновать Одигитрию Пресвятыя Богородицы 19 . Это празднество совершалось ежегодно до самого приходу Растриги, который в 1605 году, Октября 14, взял из монастырской казны 4000 рублей 20 . В гибельное нашествие Поляко-Литовцев на Москву, мирные стены Новодевичьей обители, переходившие из рук в руки, служили станом и крепостью то для врагов, то для защитников отечества. Москве угрожали изменники и крамольники Болотников, Пашков и Ляпунов, Царю Василию Шуйскому предстояла опасность: в это время пришедшие на помощь к Москвичам Смоляне стали в Новодевичьем монастыре, хотя в опустелом, но укрепленном оградою, валом и рвами 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»: Тропарь, глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. Кондак, глас 6 Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя. скрыть способы оплаты Комментарии Евгений 10 августа 2023, 13:33 Пресвятая Богородице,спаси нас. Галина 10 августа 2020, 16:06 Пресвятая Богородица Смоленская! Помоги пережить скорби потери сына Андрея, родителей моих! Помоги возвратить любовь и взаимопонимание с дочерью Юлией! Помоги ей вернуться к мужу венчаному с ней! Помоги внукам не свернуть с пути веры Православной! Вадим 10 августа 2019, 15:18 Пресвятая Матерь Божия моли Бога о нас грешных фотинья 9 августа 2019, 16:53 Пресвятая Богородице!Помоги, не оставь меня грешную Рабу Божию Фотинью. Помири меня с моим любимым Олегом,помоги мне вернуть его любовь ко мне! На тебя уповаю!Спаси нас! р.б. Екатерина 15 ноября 2018, 10:43 Пресвятая матушка Богородица Смоленская, Пречистая Дева,Заступница наша! Благодарим тебя за вечную помощь твою и научение, заступничество и защиту. Позволь приехать и поклониться тебе в Смоленском Успенском соборе, помози в путешествии и молитве моей о сыне и родителях, о здоровье семьи и дальнейших силах жить и работать без греха.

http://pravoslavie.ru/1909.html

24 мая 1571 г. Н. м. м. сгорел во время пожара, возникшего по причине набега на Москву крымского хана Девлет-Гирея I; непоправимый ущерб был нанесен архиву и б-ке обители. В краткой летописи Игнатия Зайцева, помещенной в Часослов с восследованием XVI в., записано, что войска хана «и села и Новый монастырь, и Крутицы выжьгши в четверток в Вознесениев день, и посады пожьгли на завтрие в пяток, и прочь пошли» ( Зимин. 1950. С. 21-22). Особое место Н. м. м. занимает в истории воцарения в 1598 г. Бориса Феодоровича Годунова. Автор Пискарёвского летописца упоминает о происходивших в Н. м. м. перед смертью царя Феодора Иоанновича знамениях, к-рые якобы предшествовали пострижению в обители царицы Ирины Феодоровны; он упомянул: о появлении в Н. м. м. галки - «аки голубь бел»; о начале великой бури: «...не бысть такова; а пришла с Воробьевой горы прямо на манастырь в ворота, верхи и кресты посламало со всей церкви и кельи многие рвала и роскрыла, и ворота святые железные выломило и свело затворы вместо, аки луб; и оттоле буря шла к Москве…»; о пожаре, в к-ром сгорели все монастырские кельи, службы и запасы (ПСРЛ. Т. 34. С. 204). Согласно Новому летописцу, после погребения царя Феодора Иоанновича царица Ирина Феодоровна 15 янв. «не ходя в свои цapckiu хоромы, повел себя государыня отвести простымъ обычаемъ в пречестный монастырь пречистые Богородицы честнаго Ея Oдurimpuя, еже зовется Новый монастырь, от града Москвы пять поприщъ» (Там же. Т. 14. С. 49-50). В Н. м. м. в тот же день царица приняла монашеский постриг с именем Александра и не покидала обитель до самой смерти, «церковь поставлена была у ней, государыни, у угла келейнова» (Там же). После окончательного решения Земского собора от 17 февр. 1598 г. о выдвижении Бориса Феодоровича Годунова кандидатом на престол, на Сырную неделю (21 февр.), состоялся крестный ход с честными крестами и св. иконами, в т. ч. с Владимирским образом Божией Матери. Народ «пша молебны и молишася цариц Александр на многъ часъ» дать им на царство своего брата (Там же), причем летописец подчеркнул, что позже этот крестный ход ежегодно проводился «до приходу Ростригина» (Там же). Борис Феодорович Годунов слова сестры «не преставил», дав согласие на свое избрание. 1 сент. представители сословий во главе с патриархом Московским и всея Руси свт. Иовом вновь били челом в Н. м. м. царице-инокине, а та в свою очередь сказала брату, чтобы он «свершил свое царское достояние».

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г., когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 г. Святыни Частицы мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Социальное служение В 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при обители была создана социальная служба. Сегодня в обители действуют: Пожертвовать на помощь подопечным обители — детям с неизлечимыми заболеваниями и людям в тяжелой жизненной ситуации можно по ссылке (доступна функция подписки на регулярную помощь). Или можно отправить смс на номер 7715, например, Обитель 200, где 200 — сумма пожертвования. Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. ( журнал 52 ) Патриаршее подворье Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразовано в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елисавете, и присвоением имени «ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия». Игуменией обители назначена монахиня Елисавета (Позднякова) . Синод определил, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению , а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству . 6 июля 2014 г. за Божественной литургией в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел монахиню Елисавету в игуменское достоинство. Страна: Россия Город: Москва Адрес: 109017, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 34 Телефон: +7 (499) 704-21-73, +7 (495) 951-11-39, +7 (499) 704-21-73 Web-caйm: www.mmom.ru E-mail: mmom@mmom.ru Настоятельница: Елисавета, игумения (Позднякова Елена Владимировна)

http://patriarchia.ru/db/text/320500.htm...

В 1398 г. во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконой Смоленской Божией Матери Витовт благословил дочь свою Софию – супругу великого князя Василия Димитриевича, бывшую в Смоленске для свидания с отцом, и ею перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Жители столицы оказывали святыне великое благоговение. Через 58 лет, в 1456 г., в царствование великого князя Василия Васильевича Тёмного, при митрополите Ионе, Мисаил, епископ Смоленский, и тамошний наместник со многими сановниками города, прибывшие в свите от Польского короля Казимира в Москву к великому князю, просили его отпустить икону их в Смоленск. Князь советовался с митрополитом, архиереями и боярами, и наконец решился вручить жителям Смоленска Смоленскую икону Одигитрии, повелев снять с неё список, для поставления его на месте её, и ежедневно совершал перед ним молебствие. На отпущение иконы совершили празднество. После литургии митрополит и прочие духовные столицы с крестным ходом, в сопровождении великого князя, детей его, бояр, войска и многочисленного народа, проводили за город две версты до бывшего тогда в предместии Москвы Саввина монастыря и, по совершении молебствия, со слезами отпустили икону Владычицы. На месте молебствия, в 1524 году, при великом князе Василии Иоанновиче, построен Ново-Девичий монастырь, в память взятия Смоленска и присоединения к Российской державе. В этом монастыре в 1525 году поставили икону, списанную с Смоленской Одигитрии, и 28 июля назначили празднование явлению Смоленской иконы Божией Матери, с крестным ходом, который и доныне отправляется в Москве в Новодевичий монастырь, в возблагодарение за возвращение Смоленска от Литвы. В 1812 году икона Смоленской Одигитрии взята была из Смоленска и препровождена в Ярославль Смоленским епископом (Фальковским). В Смоленске пребывает и другая Смоленская икона Богоматери, особенно чтимая гражданами. Эта икона написана в 1602 году и первоначально находилась в Днепровской башне городской стены Смоленска.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иконописные работы: в 1663 г. Ф. Е. вместе с другими жалованными иконописцами «был с рукодельем у руки государя» и подносил икону Богоматери; «чинил Большой Деисус в Благовещенском соборе»; в 1664 г. писал иконы для иконостаса в дворцовую ц. прмц. Евдокии; в 1665 г. участвовал в написании 7 икон цикла Триоди Цветной; в 1666 г. писал иконы для иконостаса в ц. вмц. Екатерины, «что у царицы на сенях»; в 1667 г. создал икону «Спас Смоленский, с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими» для Николо-Коряжемского мон-ря (СИХМ); в 1669 г. для иконостаса ц. арх. Михаила Чудова монастыря написал иконы «Свт. Николай Чудотворец» (не сохр.) и «Ап. Андрей Первозванный» (ГММК); в 1672 г. написал по заказу Улиты Скрыпиной икону «Прор. Илия» для Илиинской ц. в Ярославле (ЯХМ); в 1673 г. вместе с Никитой Павловцем писал 2 иконы Божией Матери «Живоносный Источник» «государю в хоромы»; в 1677 г. по заказу Б. М. Хитрово писал иконы для ц. Св. Троицы в его подмосковном владении - с. Ознобишине (сохр. икона «Свт. Николай Чудотворец» (ГМЗК)) и для Архангельского собора Московского Кремля с изображением царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, предстоящих в молении Нерукотворному образу Спасителя (ГИМ, под записями XVIII и XIX вв.); в 1678-1679 гг. возглавлял работы по созданию икон праотцов для дворцовой ц. прмц. Евдокии и икон для ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в с. Измайлове, для местного ряда иконостаса ц. Спаса Нерукотворного в Верхоспасском соборе писал «с товарищи» раму к иконе Спаса Нерукотворного с клеймами легенды (ГММК); в 1680 г. «с товарищи» писал для ц. мч. Иоанна Белоградского, «что у Великого Государя в Верху», Деисусы, праздники и местные иконы, в числе к-рых - страсти мч. Иоанна Белоградского, для Сретенского собора Московского Кремля - иконостас, апостольские проповеди, для ц. Всех святых в с. Измайлове - местные иконы; в 1683 г. писал иконы для Новодевичьего монастыря (Страстной цикл, часть резных икон фигурного «Распятия с предстоящими» находятся в ГИМ - музей «Новодевичий монастырь»); в 1685 г. под рук. Ф. Е. осуществлялись работы по созданию иконостасов в приделы Смоленского собора Новодевичьего монастыря; в 1687 г. под рук. и при участии Ф. Е. были написаны иконы Спасителя, Богородицы и св. Иоанна Предтечи для местного ряда иконостаса ц. Нерукотворного образа Спасителя над Воскресенскими воротами; 1688 г. датирована подписная икона «Рождество Пресв. Богородицы» (ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Как и в храме Христа Спасителя, здесь также находятся чудотворные иконы Богоматери, очень чтимые на Руси и в Москве, через которые Божия Матерь оказала великие милости России и ее стольному граду, в том числе и после 1883 года. Другой святыней Преображенской церкви стала Смоленская икона Богоматери, — ее чтимый, очень древний образ находится слева от иконостаса. Смоленская икона относится к числу икон, написанных, по преданию, святым евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. В старину она стала символом мира России с Литвой и собирания земель Русских: попав на Русь из Византии в XI веке, икона пребывала в Смоленске до конца XIV века, а потом литовский князь Витовт благословил этим образом свою дочь Софью, супругу московского великого князя Василия I, и отпустил с ней Москву. Вскоре жители Смоленска умолили московского государя вернуть им святыню, и для Москвы был сделан список. На том месте, где москвичи простились с чудотворной иконой, был основан Новодевичий монастырь, и Смоленская икона стала святыней православной Москвы. Тихвинская икона, называемая «Небосошественная», тоже была написана евангелистом Лукой на заре христианства. Вместе с Евангелием святой апостол послал образ в Антиохию, а затем икона оказалась в Константинополе, откуда пропала в 1383 году незадолго до подписания Византией Флорентийской унии. Ее таинственное исчезновение потом было истолковано как недоброе знамение перед грядущим падением Второго Рима. В том же 1383 году икона чудесно явилась над водами Ладожского озера близ Великого Новгорода — она парила в воздухе в сияющих лучах на глазах потрясенных рыбаков, и, опустившись на землю , избрала себе угодное место на берегу речки Тихвинки, около будущего города Тихвина, отчего и явилось имя чудотворного образа. А «Небосошественной» икону называют в честь образа ее чудесного явления. Все века чтили ее как Заступницу России. В нижнем Преображенском храме она стала и символом преемственности Москвой роли Византии, и всей русской истории. Этот придел пока закрыт для молящихся, но в его правой части хорошо виден образ Богоматери «Знамение», чтимой и покровительницы рода Романовых.

http://pravoslavie.ru/476.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010