Между тем, сообщили " РГ " в Росимуществе, процесс передачи религиозных учреждений в руки РПЦ идет с начала 1990-х годов, но в последний год активизировался. Так, только в 2009 году правительство передало в собственность Церкви ряд храмов в Угличе, зданий Лавры и винных погребов в Сергиевом Посаде, приход Кафедрального собора в Челябинске. А по 15 объектам федерального имущества религиозного назначения заключило с РПЦ договоры безвозмездного пользования. Это звонница церкви Иоанна Предтечи в Ярославле, церковь Николая Чудотворца в Тульской области. Безвозмездной передаче в собственность церкви в этом году подлежат также еще десятки объектов - архиерейский дом ( " Вилла " ) в Калининграде, церковь Святого Николая в городе Куса Челябинской области, Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Козловского мужского монастыря в Тамбовской области, Воскресенского кафедрального собора в Чите. Вместе с тем, чтобы арендаторы, которые до сих пор размещались и эксплуатировали помещения религиозного назначения, не оказались в одночасье на улице, Росимущество предлагает увеличить временной промежуток по передаче зданий церкви с тем, чтобы обеспечить крышей над головой бывших пользователей этих зданий. Вчера " РГ " также сообщили, что минэкономразвития готовит проект федерального закона о передаче в собственность и безвозмездное пользование религиозным организациям соответствующего церковного имущества не только из федеральной, но и из государственной собственности субъектов Федерации, а также муниципалитетов. До сих пор монастырь частично находился в ведении РПЦ, а частично принадлежал Государственному историческому музею. К примеру, в ведении музейных работников до сих пор находился Смоленский собор и многочисленные корпуса. Татьяна Зыкова Комментарий По просьбе " РГ " событие комментирует заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин. Российская газета: Новодевичий монастырь внесен в список ЮНЕСКО как памятник культурного наследия. Готова ли Церковь брать на себя расходы на реставрацию и поддержание зданий в достойном состоянии?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Означенные в программе конференции направления работы позволили представить полномасштабную панораму присутствия монастырей в исторических судьбах России, наметить наиболее важные для современной жизни аспекты изучения этой темы, рассмотреть перспективы дальнейших исследований и публикаций в рамках подготовки к 500-летию Новодевичьего монастыря. В работе конференции приняли участие специалисты научно-исследовательских институтов, вузов, библиотек, архивов, музеев, издательств, представители Русской Православной Церкви, государственных структур и общественных организаций. Пленарное заседание конференции состоялось 9 октября в Институте мировой литературы. 10 октября работа форума продолжилась в  Московской духовной академии . С приветственным словом к присутствующим обратился ректор учебного заведения  епископ Звенигородский Питирим :  «Организованная Институтом мировой литературы имени А.М. Горького конференция призвана стать знаковой в современном научно-образовательном пространстве: она открывает ряд масштабных мероприятий, посвященных празднованию 500-летия Московского Новодевичьего монастыря, а также консолидирует светскую и богословскую науку в важнейшем деле сохранения и изучения культурного наследия монастырей Русской Православной Церкви. Издревле православные монастыри становились духовными и культурно-просветительскими центрами Руси. Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь не только стал подобным центром, но и сыграл ключевую роль в формировании российской государственности. Вся история Новодевичьего монастыря переплетена с судьбой России и царских династий: в стенах обители принимали монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов; в годы Смуты монастырь служил убежищем для царственных особ. Проводимое ныне мероприятие свидетельствует о необходимости глубокого научно-богословского исследования и актуализации культурно- исторических памятников Русской Православной Церкви. Изучение наследия монастырей должно стать одной из приоритетных задач светской и богословской наук. Отрадно отмечать, что такой масштабный научный форум проходит не только в стенах Института мировой литературы имени А.М. Горького, но и в крупнейшем центре богословского образования — Московской духовной академии. Надеемся, что наше сотрудничество продолжится в реализации совместных научно-образовательных проектов, проведении конференций, издании научных трудов. Позвольте пожелать организаторам и участникам конференции плодотворной и успешной работы».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5512262...

13 октября 1648 года список Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом, духовенство, бояре и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, завершившийся разгромом поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в XVI-XVII веках именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус " царского богомолья " . Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках. Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле. После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах филиала Государственного Исторического музея. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря. Ныне чтимый образ возвращается на свое историческое место в Смоленский собор обители.

http://e-vestnik.ru/db/6_maya._peredacha...

Полный список поступивших средств: Митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский 300 000 рублей Храм святителя Алексия, митрополита Московского в селе Середниково 10 000 рублей Московский Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь 43 840 рублей Спасский храм села Андреевка Солнечногорского района 91 110 рублей Архиепископ Григорий Можайский 50 000 рублей Протоиерей Александр Ганаба 30 000 рублей Троицкий собор города Подольска (кружечный сбор 08.08.2010) 58 161, 30 рублей Личные пожертвования клириков Троицкого собора города Подольска 30 000 рублей Личные пожертвования сотрудников Троицкого собора города Подольска 23 500 рублей Итого: 606 611, 30 рублей Сделать пожертвование можно следующим образом: ИНН 7704083359 КПП 770401001 Получатель: Московская Епархия Русской Православной Церкви ОСБ 7970 Вернадское г. Москва Банк получателя: «Сбербанк России» ОАО г. Москва Расчетный счет: 40703810238100100746 Корреспондентский счет: 30101810400000000225 БИК: 044525225 Наименование: «Пожертвование пострадавшим от стихийных бедствий» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 7 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/mitropolit-yuvenalij-p...

В 1598 г. по смерти царя Федора Иоанновича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова (в инокинях Александра). Здесь же с января по апрель 1598 г. находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем. Его усердием был полностью обновлён Смоленский собор, поновлены росписи, сооружён новый иконостас, написаны иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, которые сохранились до нашего времени. Для вдовствующей царицы-инокини Годунов построил обширные палаты, получившие название Ирининских, с домовой церковью Рождества Предтечи (ныне – Амвросиевская), а вокруг обители возвёл мощные каменные стены с башнями, превратив её в сильную крепость-заставу на западных подступах к Москве. В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 г. на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины. В этот период монастырь продолжал служить убежищем для царственных особ. В 1610-1611 гг. в его стенах пребывала царевна Ксения Борисовна Годунова (в монашестве Ольга), постриженная по повелению Самозванца. Вместе с ней в обители находилась ливонская царица Мария (в инокинях Марфа), дочь князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Грозного, привезенная из Риги еще в начале 80-х годов XVI в. и считавшаяся ближайшей наследницей московского престола. В 1615 г. в Новодевичьем поселилась царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве Елены) — вдова сведенного с престола (1610) царя Василия Шуйского. К сер. XVII в. усердием первых Романовых — царей Михаила, Алексия и Феодора – Новодевичий монастырь был полностью восстановлен, освобождён от податей в казну и наделён вотчинами. Показывая его в 1656 г. Антиохийскому патриарху, патриарх Никон, заметил, что в России не найдётся обители богаче этой. Временем настоящего расцвета стали для Новодевичьего монастыря годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Именно при ней сложился неповторимый архитектурный ансамбль, который и сейчас поражает гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства. А. Васнецов " Новодевичий монастырь "

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Смо...

Праздничная служба в 2007 году Московский Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь Город Москва, Новодевичий проезд, дом 1 Провели реставрацию и воссоздали покрытие полов из тесаных плит Провели реставрацию ступеней Расчистили и отреставрировали кладку сводов Изготовили и установили дубовые оконные и дверные коробки Василий III, сын византийской принцессы и великий князь, после падения Константинополя в 1453 году считал себя единственным наследником Константинополя и защитником православной веры. Именно в честь главной святыни Богоматери Одигитрии, по преданию написанной апостолом Лукой, возвели главный соборный храм Новодевичьего монастыря. Его начали строить после присоединения Смоленска, долгие годы находившегося под властью Литвы. В Москве монастырь называли Домом Пречистой Богородицы, он сразу получил высокий статус Царского богомолья. Крестный ход 28 июня возглавляли московские правители и высокое духовенство, а москвичи широко гуляли на Девичьем поле. Во время Смутного времени монастырь разорили, а под его стенами произошла решающая битва русского ополчения с поляками. Современный облик Новодевичьего монастыря сложился при царевне Софье (1682–1689). Стены обители расширили и украсили зубцами, построили церковь Преображения Господня над северными вратами и Покрова Божией Матери над южными. Новодевичий монастырь до революции До реставрации В 1918–1919 годах в монастыре были закрыты все благотворительные и учебные заведения, а в монашеских кельях жили красноармейцы. В 1922 году монастырь упразднили и открыли «Музей эпохи царевны Софьи и стрелецких бунтов». Сестры монастыря устроились в него реставраторами, хранителями и даже уборщицами, но в 1922 году здание закрыли окончательно и отдали под Гохран, Государственное хранилище музейных ценностей. Монашеская жизнь восстановилась в Новодевичьем только в 1995 году, а в 2004-м монастырь включили в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. У южной стены монастыря находится одно из самых знаменитых кладбищ Москвы, в советское время превращенное в национальный пантеон.

http://pravmir.ru/creative/vozrozhdennyi...

Адрес: Россия, город Москва, Андреевская набережная, дом 2. Подробнее... Богородице-Рождественский женский монастырь (Москва) [ править править код ] Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1386 году матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией Серпуховской (в схиме-Марфой), стал духовным памятником победы русских людей, обителью, где воплотился в жизнь девиз преподобного Сергия – «Любовью и единением спасаемся». Первые сестры монастыря - вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов, принесли в его священные стены любовь к почившим близким, своему народу и Отечеству, глубокую веру в Бога и вечную, не имеющую конца жизнь. Любовь и вера затеплили в обители неугасимую лампаду, осветившую путь к Богу многим поколениям людей. После десятилетий гонений и запустения XX века в стремлении к тем же светлым идеалам началось возрождение обители. Адрес: 107031, Россия, город Москва, улица Рождественка, дом 20. Телефон: 8 (495) 621–39–86. Подробнее... Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь [ править править код ] Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь — православный женский монастырь в Москве, на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы). Основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества. Действующий монастырь находится в совместном ведении Русской православной церкви и Государственного исторического музея. С 2010 года здесь действует церковный музей Московской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва_(монаст...

Дом Пречистой Богородицы, Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи XVI-XVII вв. сразу получил высокий статус Царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян. 28 июля/10 августа 1525 г. сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. С тех пор на протяжении 400 лет совершался 28 июля/10 августа Крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли русские Цари (вплоть до Петра I) и Московские Первосвятители (до 1917г.), а сам праздник — один из главных и любимых москвичами – сопровождался знаменитыми народными гуляниями на Девичьем поле. Первой игуменией Новодевичей обители по повелению Василия III стала известная подвижница своего времени, старица Суздальского Покровского монастыря, прп. Елена (Девочкина, †1547, память 18 нояб./1 дек.) – «благоговейная и благочинная схимонахиня», «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко спасению известный» («Похвала Русским святым»). Вместе с прп. Еленой из Суздаля прибыли 18 монахинь. Их молитвами и трудами в Новодевичей обители было положено начало монашеской жизни на основах строгого общежития. После прп. Елены осталась «Духовная грамота с наставлением о монастырском уставе» — уникальный документ, представляющий собой на сегодняшний день единственный известный рукописный Устав женского монастыря перв.пол. XVI в. Со вт. пол. XVI до кон. XVII вв. история Новодевичьего монастыря теснейшим образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 г. Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь-первенца Анну. В 1564 г. здесь была пострижена княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (в инокинях Александра), вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата царя Ивана, а в 1582 — Елена Ивановна Шереметева (в инокинях Леонида), вдова его убиенного сына, царевича Ивана.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Смо...

Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, завершившийся разгромом поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в XVI-XVII веках именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус «царского богомолья». Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках. Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле. После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах филиала Государственного Исторического музея. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря. 6 мая 2012 года чтимый образ возвращен в Новодевичий монастырь. Икона будет находиться в Успенском соборе обители в связи с тем, что историческое место пребывания святыни — Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году. Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси мая 2012 года] Статья опубликована участником [ tol ] 2012-06-12. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-1543

Основание Новодевичьего мон-ря. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 862) Основание Новодевичьего мон-ря. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 862) Строительство деревянного монастырского комплекса началось весной 1525 г. и было завершено, вероятно, к концу строительного сезона (т. е. к осени того же года) (Там же. С. 268). Наиболее подробная запись об основании обители содержится в Постниковском летописце, составленном в 40-50-х гг. XVI в.: «Тое же весны поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем церковь пречистыя богородици Одегитрия да Произхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармена, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновения Ивана Предтечи» (ПСРЛ. Т. 34. С. 15). Посвящение храмов новой обители было неслучайным. Торжественный въезд Василия III в Смоленск состоялся 1 авг. 1514 г. Вел. князь, как потомок Палеологов, уделял особое внимание визант. составляющей церковного праздника этого дня - Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, а также дня памяти Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» (28 июля). Триумф Василия III, входившего в освобожденный от латинян Смоленск, напоминал описанный в визант. источниках триумф имп. Михаила VIII Палеолога при его вступлении вслед за иконой Божией Матери «Одигитрия» в Константинополь 15 авг. 1261 г. В текстах рус. Прологов тема праздника 1 авг. сохраняла визант. имп. мотивы и была представлена как объединяющее вел. князя Московского и визант. императора шествие с иконой и крестом ( Плюханова. 2016. С. 374-385). В месяцеслове Троицкой Псалтири c восследованием (датируется Б. М. Клоссом 1528 г.) под 28 июля наряду с празднованием апостолов Прохора и Никанора указано празднование «Сретение Пресвятыя Владычици Смоленьскыя» (Там же. С. 387). Возможно, это 1-е упоминание праздника 28 июля, к-рый отмечен именно как Сретение Смоленской иконы Божией Матери и связан не с проводами иконы в 1456 г., а именно с победой Василия III и взятием Смоленска в 1514 г.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010