Успения Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре церковь (Новодевичий проезд, дом 1). Выстроена в трапезной обители в 1684–1687 гг. Сразу же после завершения строительства храм расписали снаружи и внутри. Одновременно под руководством мастера Оружейной палаты Карпа Золотарева был сооружен резной золоченый иконостас и написаны для него иконы. Белокаменный декор храма выполнил зодчий и резчик Кондратий Мымрин. Над декоративной росписью интерьера работали Богдан Дмитриев и Иван Масюков. К храму примыкают обширная трапезная и три палаты меньших размеров, одна из которых служила кухней. Все палаты были возведены на едином подклете. Первоначально Успенская церковь была еще стройнее и наряднее, так как ее основной объем завершался кокошниками и пятиглавием (в настоящее время она представляет собой восьмерик, увенчанный барабаном с одной луковичной главкой; утрачена также открытая галерея, вместо которой возведены крытые пристройки с лестницами). Несмотря на поздние искажения, здание остается одним из значительных памятников того времени. Первоначальные росписи XVII века погибли при пожаре. Внутри храм расписал заново в 1870 г. художник Н.Ф. Федоров. В 1817 г. фасады трапезной окрасили «под кирпич». Храм закрыли в 1922 г. В 1934 г. Новодевичий монастырь передали Историческому музею, и до сих пор он является его филиалом. Успенскую церковь освятили 29 декабря 1945 г. В ней установили деревянный иконостас XVII века из московской церкви Троицы в Хохлах. В 1980-е гг. его заменили отреставрированным иконостасом уничтоженной Успенской церкви на Покровке. В правой части трапезной в 1945 г. восстановили придел святителя Иоанна Богослова, для которого в 1956 г. создали новый иконостас. Роспись трапезной поновлялась в 1946 г. После разрушения в 1964 г. храма апостолов Петра и Павла на Преображенской площади в Успенскую церковь перевели кафедру митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1982 г. в западной части трапезной создан крестильный храм во имя святого благоверного князя Даниила Московского. В верхнем этаже церкви – придел во имя Сошествия Святого Духа. В середине 1990-х гг. проводилась реставрация росписи свода трапезной. Чтимые святыни храма – Смоленская и Тихвинская иконы Божией Матери, написанные в XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=02285

— Потребовалось ли изменить назначение помещений, после того как архитектурный ансамбль был передан Церкви? Планируется ли приспособление их для иных нужд? — До 2010 года на территории Ново­девичьего монастыря находились филиал Государственного исторического музея «Новодевичий монастырь», резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских и Московское епархиальное управление. Храмы и некоторые здания Московская епархия занимала на договорных условиях с Государственным историческим музеем. Музей и определил, какие здания и помещения монастыря можно использовать как экспозиционные площади, в каких могут расположиться мастерские, а где должны находиться администрация и экскурсионное бюро. После передачи ансамбля Новодевичьего монастыря практически ничего не изменилось в функциональном распределении помещений. Перераспределять не пришлось ничего. Для нас ранее существовавший принцип оказался оптимальным. Так, экскурсионное бюро как находилось в Мариинских палатах, так и находится сейчас. Где раньше проходили выс­тавки — в Ирининских, Сетуньских, Софьиных палатах, там они сейчас и проводятся. Епархиальные структуры также остались на своем прежнем месте — в Лопухинских палатах и Филатьевском училище. Во многом это стало возможным благодаря тому, что сразу после передачи монастыря Мос­ковской епархии в 2010 году по моему благословению в стенах обители был учрежден Церковный музей Московской епархии, который, сохраняя опыт прежних лет, стал вести просветительскую, выставочную и экскурсионную деятельность. — Какие выставки сейчас действуют? Планируется ли разработка новых экскурсионных маршрутов? Будет ли открыт для посещений подклет Смоленского собора? — В настоящее время у нас действуют четыре выставки: «Огненные языки благодати», где экспонируются иконы из иконостаса церкви Сошествия Святого Духа; «Величай, душе моя, Деву Пречистую», составленная из богородичных икон Новодевичьего монастыря; «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря», посвященная 200-летнему юбилею победы в Отечественной войне 1812 года; и, наконец, совсем недавно открылась обновленная фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», с которой в 2010 году Церковный музей Московской епархии начал свою работу. Новые экспозиции открываются у нас ежегодно. Церковным музеем разработаны и утверждены экскурсионные тематические маршруты для разных категорий посе­тителей. Многим будет интересен маршрут, включающий посещение Смоленского собора, где находится царская усыпальница представителей рода Романовых. Думаю, что ­после проведения полной реставрации этого древнейшего монастырского храма мы сможем предложить посетителям маршрут, который будет проходить и через древнюю крипту Смоленского собора с гробницами родственниц Ивана Грозного.

http://e-vestnik.ru/interviews/novodevic...

По свидетельству же Русского временника и монастырских записок, эта святая икона взята от Смолян (некоторым пленом) паном Юргой, или Юркой Свилколдовичем 6 , который, перешедши от Литовского Великого Князя Свидригайла к Московскому, принес ее в дар последнему 7 . Подобно Юрге, и современные ему Новгородские воеводы, в 1398 году, полонили в Устюге Великом чудотворную икону Одигитрии 8 . Но, вероятнее, последний Смоленский Князь Юрий (Юрга) Святославич, изгнанный Витовтом и в 1404 г. искавший спасения и защиты у Московского Господаря, привез в Москву отечественную свою святыню 9 , которая поставлена была в церкви Благовещения Богородицы на Великокняжеском дворе, где пребывала до княжения Василия Темного. Тогда Смоленск, древнее достояние России, находился еще под державою Польского Короля Казимира V, который вступил с Московским Господарем в мирные сношения. Ненавидимый панами и шляхтою за приверженность свою к Литве и озабоченный участью приобретенных от России областей, Казимир отправил к Великому Князю Василию, в начале 1456 года, посольство, в коем участвовал и Смоленский Епископ Мисаил. Склонясь на убедительную просьбу этого Архипастыря, от имени всех Смолян, Василий Темный, желавший их привлечь к себе, решился, по совету с Митрополитом Ионою и боярами, возвратить им отечественную их святыню; на отпущение ее из столицы своей он устроил с Митрополитом и всем освященным собором празднество. После молебствия в церкви Благовещения на своем дворе, Великий Князь с крестным ходом проводил из Москвы Смоленскую св. икону, с коей снят был точный список. Священное это шествие следовало через Девичье поле, через которое тогда, как сказано, был выезд из Москвы на Смоленскую дорогу, до Митрополичьего Саввина монастыря, что ныне приходская церковь св. Саввы Освященного, а по сказанию Русского Временника, до церкви Благовещения на Дорогомилове. Остановясь близ того места, где ныне Новодевичий монастырь, духовенство отслужило молебен св. Путеводительнице, потом отпустило в Смоленск подлинный Ее образ, а список отнесло обратно в Благовещенский собор 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В дар новоосвященному храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал список Шестоковской иконы Божией Матери. Затем в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии . Летописи относят появление храма Усекновения главы Иоанна Предтечи Московского Новодевичьего монастыря ко времени основания обители, то есть к 1525 году. «Лета 7033…Тое же весны поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем церковь Пречистыя Богородици Одигитрия до Происхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармен, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновения Ивана Предтечи». Храм построили шатровый, пятиглавый, кирпичный. Располагался он около восточной стены Новодевичьего монастыря. Во время Отечественной войны 1812 г. Новодевичий монастырь был занят вражеской армией и подвергнут осквернению, а храм Усекновения был взорван. Решение о воссоздании храма Усекновения главы Иоанна Предтечи было принято председателем Правительства Российской Федерации, избранным Президентом России В. В. Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 6 мая 2012 года, когда они участвовали в церемонии возвращения в Новодевичий монастырь из Государственного исторического музея Иверской иконы Божией Матери. Возрождение храма было приурочено к празднованию 200-летия Отечественной войны 1812 года и победы. 8 июня 2012 г. в Новодевичьем монастыре состоялось совещание по вопросу реставрационного воссоздания храма. 11 сентября 2012 г., в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла у восточной стены Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение закладного камня восстанавливаемого храма. 23 марта 2015 г. благочинным Московской епархии был направлен циркуляр о сборе пожертвований на строительство во исполнение решения совещания викариев, благочинных, председателей отделов и комиссий Московской епархии от 10 марта 2015 г. о проведении акции «именные кирпичи».

http://patriarchia.ru/db/text/4555585.ht...

В 2017 г., в ходе археологических раскопок в Н. м. м., впервые при исследовании московских мон-рей были открыты фрагменты первоначальной ограды, к-рую безуспешно искали начиная с 50-х гг. XX в. (ранее в мон-рях Москвы не находили следов традиц. дерево-земляных укреплений). Огражденная территория составляла около 110 м с юга на север (вдвое уже современной), возможная протяженность ограды с запада на восток - 130-150 м. Т. о., первоначальная площадь Н. м. м. составляла 1,5-2 га (ныне около 6 га). Линия ограды шла прямо, что указывает на вероятность регулярного характера ранней застройки. В состав ограды входила легкая деревянная конструкция без обваловки, но с мелким рвом (глубиной 1,5-2 м), далеко отстоявшим от нее. Вместе с ним ограда образовывала широкую полосу около 9,5 м (3,5 м стена, почти 3 м берма, около 3 м ров). Не исключено, что ров и стена ограждали изначальную территорию Н. м. м. в разные периоды XVI в. В Типографской летописи содержится указание на то, что «приведоша из Суздаля от Покрова Пречистыя старицу Олену Двочкину на строительство, а с нею приидоша 18 стариц. И церковь свящали июля» (ПСРЛ. Т. 24. С. 222). В Степенной книге обитель названа «общей», т. е. общежительной, что во многом определило ее уставные нормы и правила (Степенная книга. 2008. С. 314). 28 июля 1525 г. список Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» был перенесен в Н. м. м. крестным ходом из Благовещенского собора Московского Кремля. В «Слове об иконе чудотворней Пресвятыя девы Богородицы… зовомыя Смоленской» иером. Кариона (Истомина) после подробного описания событий 1456 г. помещен рассказ о совершавшемся 28 июля крестном ходе из «самого царствующего града, со Кресты и со святыми иконами... в собрании всякого чина… в сие обители Пресвятые Богородицы на всякое лето даже до ныне» (ГИМ ОР. Чуд. 300. Л. 22). После отказа Соломонии (Сабуровой) от добровольного пострига летом-осенью 1525 г. Н. м. м. тем не менее сохранил статус придворной обители. 18 авг. 1549 г. в ц. святых праведных Иоакима и Анны в Н. м. м. была крещена дочь царя Иоанна IV Васильевича Грозного Анна (ПСРЛ. Т. 13. С. 158), а в 1550 г. ее погребли в обители. Эти события придали Н. м. м. статус династического монастыря (в дальнейшем подкреплен добровольным уходом сюда кнг. Ульяны (Иулиании) Димитриевны в 1564 и царицы Ирины Феодоровны в 1598). 21 мая 1562 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный заезжал на молитву в Н. м. м., отправляясь в Полоцкий поход 1562-1563 гг. (Там же. Т. 29. С. 298). В период опричнины, 28 июля 1568 г., на торжественной службе в соборе Н. м. м. во время престольного праздника в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» произошел серьезный конфликт между царем и митр. Московским и всея Руси свт. Филиппом II (Колычевым) , после к-рого разгневанный царь покинул службу ( Зимин. 1972. С. 163), а митрополит вскоре лишился своей кафедры, а затем был убит.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Изначально, разумеется, никто не помышлял, что монашеские обители будут становиться настоящими боевыми крепостями. Что они будут сочетать в себе все правила земной фортификации и военной тактики с духовным деланием, «бранью невидимой». Но со временем так произошло. Обители, образовавшие «охранный круг» столицы, были основаны в XIV—XVI вв. Северную линию составляли Сретенский, Рождественский и Высокопетровский монастыри. Восточную — Спасо-Андроников и Новоспасский. Южную — Симонов, Данилов, Донской и Новодевичий. Большая часть их носит посвящение Божьей Матери.   Рождественский основан в честь победы русского войска, собранного московским князем, на Куликовом поле в день Рождества Богородицы 8 (21) сентября. Сретенский — в память встречи Владимирской иконы, принесенной в столицу для молитв о спасении от нашествия Тамерлана. Одна из двух главных церквей Высокопетровского монастыря — во имя Боголюбовской иконы, появившейся в связи с «переходом» благословения Богородицы из Киевской Руси во Владимирскую. Симонов свое упование на Богоматерь выразил двумя храмами — Рождества и Успения. Новодевичий посвящен Смоленской иконе — в память присоединения Смоленска к Руси в 1514 г. Донской основан в память о битве за Москву 1591 г. с татарами, когда в полевом стане молились перед Донской иконой. Монастыри Москвы самим своим расположением вынуждены были со временем становиться крепостями на подступах к городу. Их и строили, подчас намеренно выбирая наиболее выгодные в стратегическом отношении места: у дорог, на возвышенностях. Они несли «вахту», контролируя переправы через Москву-реку, оповещая сигнальными огнями об опасности. Первый известный московский монастырь, Данилов, вырос на южных подступах к городу, у Серпуховской заставы. Через необжитое тогда Замоскворечье шла дорога в Орду, именно сюда подходили татарские полки во время набегов. Мимо Симонова и Новоспасского проходила дорога на Коломну, по которой в 1380 г. шли полки Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Для Новоспасской обители место к тому же выбрали на Васильцовом стане: возвышенность была удобна для военных сборов и маневров. В середине XV в. великий князь Василий II дважды стоял там с войском, поджидая неприятеля.

http://radonezh.ru/analytics/ko-dnyu-gor...

В 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить святую икону Богоматери в Смоленск. По благословению митрополита свт. Ионы, Василий Васильевич решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить икону. 18 января после торжественной службы в Благовещенском соборе икону «Смоленской» Богоматери провожали с крестным ходом до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Совершив здесь последнее молебное пение, икону отпустили «со многоими слезами» в Смоленск. С чудотворного образа был выполнен список «мера в меру» и поставлен на том месте где стояла чудотворная икона. В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска в состав русских городов, основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие перед «Смоленской» иконой Богородицы. В этот монастырь был перенесен и список иконы из Благовещенского собора Кремля. В 1666 году икона «Смоленской» Богородицы была вторично принесена в Москву, архиепископом Смоленским Варсонофием, для поновления потемневшей живописи. Поновление древнего образа было выполнено также в 1669 и в 1812 году. В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была вывезена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву. Икона была поставлена в Успенском соборе Кремля для поклонения народа. В день Бородинской битвы 26 августа, когда праздновалось сретиние иконы «Владимирской» Богоматери, преосвященный Августин с сонмом московского духовенства, совершил крестный ход с иконами «Владимирской», «Смоленской» и «Иверской» Богоматери вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами, икона «Смоленской» Богоматери была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 года. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск где и установлена вновь в кафедральном соборе. Икона «Смоленской» Богоматери представляет собой один из древнейших византийских иконографических изводов. Богоматерь изображена в половину роста. Правая ее рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет род человеческий. Образ Богоматери почти лишен движения, лишь правой рукой она указывает на Иисуса, как на путь спасения (по одной из версий из-за этого икона называется «Путеводительницей»). На обратной стороне иконы изображено Распятие и вид города Иерусалима. Во время поновления иконы в 1666 году к этому изображению прибавлены педстоящие: Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов.

http://pravoslavie.ru/1533.html

— Потребовалось ли изменить назначение помещений, после того как архитектурный ансамбль был передан Церкви? Планируется ли приспособление их для иных нужд? — До 2010 года на территории Ново­девичьего монастыря находились филиал Государственного исторического музея «Новодевичий монастырь», резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских и Московское епархиальное управление. Храмы и некоторые здания Московская епархия занимала на договорных условиях с Государственным историческим музеем. Музей и определил, какие здания и помещения монастыря можно использовать как экспозиционные площади, в каких могут расположиться мастерские, а где должны находиться администрация и экскурсионное бюро. После передачи ансамбля Новодевичьего монастыря практически ничего не изменилось в функциональном распределении помещений. Перераспределять не пришлось ничего. Для нас ранее существовавший принцип оказался оптимальным. Так, экскурсионное бюро как находилось в Мариинских палатах, так и находится сейчас. Где раньше проходили выс­тавки — в Ирининских, Сетуньских, Софьиных палатах, там они сейчас и проводятся. Епархиальные структуры также остались на своем прежнем месте — в Лопухинских палатах и Филатьевском училище. Во многом это стало возможным благодаря тому, что сразу после передачи монастыря Московской епархии в 2010 году по моему благословению в стенах обители был учрежден Церковный музей Московской епархии, который, сохраняя опыт прежних лет, стал вести просветительскую, выставочную и экскурсионную деятельность. — Какие выставки сейчас действуют? Планируется ли разработка новых экскурсионных маршрутов? Будет ли открыт для посещений подклет Смоленского собора? — В настоящее время у нас действуют четыре выставки: «Огненные языки благодати», где экспонируются иконы из иконостаса церкви Сошествия Святого Духа; «Величай, душе моя, Деву Пречистую», составленная из богородичных икон Новодевичьего монастыря; «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря», посвященная 200-летнему юбилею победы в Отечественной войне 1812 года; и, наконец, совсем недавно открылась обновленная фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», с которой в 2010 году Церковный музей Московской епархии начал свою работу. Новые экспозиции открываются у нас ежегодно. Церковным музеем разработаны и утверждены экскурсионные тематические маршруты для разных категорий посе­тителей. Многим будет интересен маршрут, включающий посещение Смоленского собора, где находится царская усыпальница представителей рода Романовых. Думаю, что ­после проведения полной реставрации этого древнейшего монастырского храма мы сможем предложить посетителям маршрут, который будет проходить и через древнюю крипту Смоленского собора с гробницами родственниц Ивана Грозного.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3660155...

В 1947 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) он был рукоположен во иерея и назначен штатным священником в церковь Смоленской иконы Божией Матери, что на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Через 10 лет после хиротонии отца Михаила священный сан принял его отец Василий Степанович Гундяев, прослуживший до конца своей долгой жизни на отдаленном приходе Уфимской епархии. Скончался протоиерей Михаил Гундяев 13 октября 1974 года, будучи настоятелем Никольского храма на Большой Охте. Раиса Владимировна Гундяева была преподавателем немецкого языка в школе, впоследствии домохозяйкой; скончалась в ноябре 1984 года. Вечером того же дня Патриарх совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в храме св. апостола Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ, где он учился, а впоследствии, в 1975-1984 гг, был ректором. 4 апреля 2009 года Патриарх Кирилл посетил храм Смоленской иконы Пресвятой Богородицы на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. В слове к собравшимся Патриарх отметил, что именно в этом храме началась его христианская жизнь. " Именно здесь в 1947 году начал свое служение мой родитель протоиерей Михаил и я, родившийся в 1946 году, свои первые церковные воспоминания связываю с этим храмом " , - сказал предстоятель РПЦ. Затем Патриарх совершил молебен в часовне блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. В тот же день, 4 апреля, предстоятель РПЦ посетил подворья Оптиной пустыни и Константино-Еленинского монастыря Санкт-Петербургской епархии, Князь-Владимирский собор, церковь Владмирской иконы Божией Матери, Воскресенский Новодевичий монастырь. Затем Патриарх Кирилл направился на Никольское кладбище Александро-Невской лавры, где совершил литию на могиле митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). После литии была также возглашена «Вечная память» митрополитам Антонию (Мельникову) и Иоанну (Снычеву), чьи могилы находятся на этом же кладбище. Митрополит Никодим (Ротов, 1929-1978) — выдающийся иерарх РПЦ. С 1963 года — до конца жизни возглавлял Ленинградскую епархию; в 1960-1972 гг. председатель Отдела внешних церковных сношений; с 1974 года - Патриарший экзарх Западной Европы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

31 марта 2008 года было сообщено о подписании распоряжения мэра Москвы о разрешении восстановления собора Рождества Богородицы к 2010 году. Финансирование взял на себя предприниматель Д. Е. Рыболовлев. 25 ноября 2010 восстановленный собор освятил патриарх Кирилл, наградив благотворителя Орденом Серафима Саровского I степени. 25 ноября 2010 года, в праздник иконы Божией Матери «Милостивая» и день празднования 650-летия основания Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвы, патриарх Кирилл совершил великое освящение воссозданного собора Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевской обители и Божественную литургию в новоосвященном храме. Среди уникальных особенностей собора: центральное пятикуполье, вызывающее аллюзии с Архангельским собором (1508 год) Московского Кремля и Смоленским собором (1525 год) Новодевичьего монастыря, пол из камня, специально привезенного из Святой Земли, музей и костница в подклете, звонница в псковско-новгородском стиле с действующими курантами, золоченая фигурка архангела под главным паникадилом, отсылающая к древнерусской мистерии — «пещному действу». В настоящий момент монастырь насчитывает пять храмов, включая пещерный храм Успения. В новом трапезном корпусе устроен и освящен храм Зачатия св. прав. Анны, под надвратным храмом построена и освящена часовня в честь свт. Алексия, митр. Московского. В монастыре ведутся ремонтно-восстановительные, реставрационные работы. В 2001 г. начаты работы по реконструкции храма Сошествия Святого Духа. Сейчас в обители подвизается 22 насельницы, во главе с игуменией Иулианией (Каледа). В монастыре существует богадельня для престарелых и больных насельниц обители и приют. Работает просфорня, пекарня, швейная мастерская, библиотека и издательство. При монастыре действует подворье в д. Барвиха Московской области. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Иоаким и Анна, праведные - 22 декабря, 7 августа, 22 сентября

http://azbyka.ru/palomnik/Зачатьевский_м...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010