свящ. Николай Дубинин Светлой памяти убиенного священника-миссионера Даниила Сысоева посвящается… Содержание От автора Что такое манипуляция сознанием? Изобретатель манипуляции сознанием Исследования литературы секты Словесные методы манипулирования Чувства и воздействие на эмоции Журнал Сторожевая Башня как главный элемент манипуляции сознанием сектантов Инструкция проповедников «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему?» Учебник проповедников «Школа теократического служения» Вместо заключения Приложение 1 Очерк по истории секты Задачи и стратегии Нового мирового правительства «Свидетели Иеговы» и масоны Приложение 2 Образцы внутренних документов секты «Свидетели Иеговы» Список использованной литературы Священное Писание Сектантская литература Остальная литература     Книга священника Николая Дубинина: Манипуляции сознанием в секте «Свидетели Иеговы» является логичным и необходимым развитием изданной в 2008 году книги: «Опасность с Библией в руках». При сравнительно небольшом объеме, она вносит весомый вклад в укрепление российской государственности и сохранения культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. Тем более что мы видим, как искажен душевно-духовный уклад и духовный смысл существования россиян. Кроме того, она помогает реализации прав и свобод человека, раскрывая истинный портрет одной из тех деструктивных сект, которые навязываются российским гражданам. А это необходимо для их свободного и здорового духовного самоопределения. Искажение духовных потребностей человека приводит к серьезным нарушениям и кризисам в жизни человека, семьи и общества. Религиозные установки играют огромную роль в жизни нашей страны, в частности, выступают как источники права и стратегических политических целей. Религиозность населения влияет в нынешней России на политические процессы, культуру, правосознание, правопорядок, семейный уклад и статус человека. И здесь важно противодействие деструктивным сектам. Основными институтами, способными эффективно сдерживать агрессивную деятельность деструктивных сект, являются сильное государство и традиционные созидательные религии. Особенная ответственность в проведении этой линии ложится на Русскую Православную Церковь в силу ее естественного предназначения быть защитником нравственности и духовной чистоты нашего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/manipulj...

Этот расцвет в наше время принято объяснять возрождением национального сознания греков в период Никейской империи. После падения Константинополя Никея становится политическим и церковным центром независимых греков. Здесь сосредоточиваются лучшие национальные и духовные силы Византии . В Никею эмигрирует духовенство, спасшееся из Константинополя, и учеными монахами здесь создается богословская и философская академия, ставшая хранительницей православного просвещения в XIII веке . Здесь родилась и окрепла идея нового подъема эллинства. При создавшемся положении «обращение к старым традициям, сознательно противопоставлявшимся ненавистной латинской культуре, было не только естественным, но и в какой-то мере неизбежным» . Возрождение национального самосознания играло, несомненно, большую роль, и это тем более, что оно происходило и в плане политическом, и в плане культурном, и в плане религиозном. Империя сознавала себя православной. Поэтому не было, как уже отмечалось, резкого разграничения между жизнью культурно-политической и жизнью религиозной. Носителем же этой религиозной жизни «был наиболее устойчивый элемент в Византии — Православная Церковь» . Именно она сумела сохранить свое монолитное единство в трагический момент для империи. И конечно, борьба с латинством была не только национальной, но и культурной, и в первую очередь религиозной задачей. Попытки унии особенно не могли не вызвать в плане церковном реакции православной Византии на римокатолический Запад, то есть еще более интенсивного переживания сокровищ Православия . Не учитывая роли Церкви, «вынесшей на своих плечах борьбу» , то есть того основного фактора, который играл первенствующую роль в жизни греческого народа, не учитывая ее внутренней жизни, действительно невольно поражаешься, — как говорит В.Н. Лазарев, — тому, как Византия палеологовской эпохи могла проявить в столь тяжелых условиях такую активность в области мысли и искусства . Ведь неопровержимым остается факт: «В области изобразительного искусства палеологовский расцвет выразился почти исключительно в живописи религиозной» . Именно внутренняя жизнь Церкви, ставшая в дальнейшем предметом споров, сыграла основную роль в искусстве этого времени. В столкновении исихазма с так называемым гуманизмом определилась дальнейшая судьба Православной Церкви и ее искусства, когда Константинопольской Церкви еще раз выпала задача формулировать православное вероучение перед лицом всплывших искажений.

http://sedmitza.ru/lib/text/440353/

Закрыть itemscope itemtype="" > Чем опасны блины в Масленицу, или Христианское и языческое в современном массовом сознании Надо, чтобы языческое не затмевало христианского, а уж тем более не заменяло его собою 14.02.2018 1888 Время на чтение 10 минут Обращаясь в субботу после вечерней службы к прихожанам, замечательный пастырь и очень мудрый человек, настоятель Храма во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебино, отец Димитрий Арзуманов (кстати, автор РНЛ), говорил о предстоящей Мясопустной седмице, которую обычно называют Масленицей. Отец Димитрий указывал на то, что обычно мы воспринимаем эту неделю как время обильной еды, печения блинов, потребляемых под алкоголь, время гуляний и безудержного веселья. Но ведь на самом деле седмица эта – подготовка к Великому посту. И христианин, напротив, должен, воздерживаясь уже от мясной пищи, очищать душу и тело, настраивая их на пост, готовить себя к нему, а в итоге попросить прощения у всех, кого вольно или невольно обидел, достойно, покаянно и смиренно, вступить в Великий пост. Седмица эта дана нам не для того, чтобы погулять напоследок, а напротив, для постепенного перехода к Посту от нашей обычной суетной жизни. В словах отца Димитрия затронута одна из важнейших проблем современного русского (и не только русского) Православия – соотношения в нашем религиозном сознании христианского и языческого начал. В проблеме этой, казалось бы, ничего нового нет. Переход к христианству в основном совершался от язычества, и неудивительно, что языческие элементы не только не исчезли сразу, но и «прижились» в христианстве в преобразованном, как говорят философы, «снятом» виде. Причем, наиболее заметным их влияние было в массовом «народном» православии, которое существенно отличалось от элитарного, а уж тем более от профессионального богословского. Причем, элементы эти столь тесно сливались с христианством, что порой разделить их уже было невозможно. Когда языческое полностью ассимилировано христианским, жестко подчинено ему и преобразовано им, это кажется не слишком страшным. Именно с языческим наследием связан национальный колорит различных ветвей Православия и христианства в целом. Иногда это даже забавно. Хуже, если языческое сохраняет автономию, а то и равноправие с христианским.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/14/ch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. С. Мережковский. Фотография. Нач. XX в. Дмитрий Сергеевич (2.08.1865, С.-Петербург - 9.12.1941, Париж), писатель, поэт, драматург, литературный критик, публицист, религиозный мыслитель, один из организаторов С.-Петербургских религиозно-философских собраний и главный теоретик доктрины «нового религиозного сознания». В 1876 г. поступил в Третью классическую гимназию С.-Петербурга. С 1884 по 1888 г. учился на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета. В студенческие годы был увлечен позитивизмом (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль), интересовался дарвинизмом, народническими идеями Н. К. Михайловского и Г. И. Успенского, имел желание по окончании университета «уйти в народ» и стать сельским учителем. В 80-х гг. XIX в. М. был близок к редакции журнала М. Е. Салтыкова-Щедрина и А. Н. Плещеева «Отечественные записки», в 80-90-х гг. сотрудничал в ж. «Северный вестник»; публиковался в «Вестнике Европы», «Русском обозрении», «Русской мысли» и др. изданиях. Интерес М. к религии пробудился в связи со знакомством с историей мировых религий. М. интересовался нетрадиц. формами религиозности, рус. сектантством и старообрядчеством. Следуя совету Успенского получить представление о «народной вере», М. путешествовал по Уфимской и Оренбургской губерниям. Вслед за Л. Н. Толстым познакомился с основами религиозно-нравственного учения крестьянина Тверской губ. В. К. Сютаева. Собирая материал для романа «Петр и Алексей», посетил общины сектантов и старообрядцев в Заволжье, в Керженских лесах, в г. Семёнове, на оз. Светлояр, с которыми впосл. переписывался и к-рым высылал номера издававшегося под его руководством религиозно-лит. ж. «Новый путь» (1903-1904). После тяжелой болезни в 1886 г. М. пришел к христианству и сблизился с поэтом и «мэонистом» (последователем псевдорелигии небытия) Н. М. Минским; их сотрудничество в сфере религ. реформизма продолжалось ок. 10 лет, затем единомышленники разошлись в вопросе радикальности религ. реформы в России. В 1888 г. М. написал поэму «Протопоп Аввакум» и издал 1-ю книгу стихов («Стихотворения»). В 1889 г. М. обвенчался с поэтессой З. Н. Гиппиус , ставшей его лит. критиком и религ. единомышленником.

http://pravenc.ru/text/2563000.html

Иерей ВВЕДЕНИЕ 1. ПОНЯТИЕ О ПРАВОСЛАВНОМ КАТЕХИЗИСЕ» 1.1. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «КАТЕХИЗИС» 1.2. ЧТО ТАКОЕ ВЕРА? 1.3. ПРЕДМЕТ НАСТОЯЩЕГО КУРСА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ЗНАНИЯ ОСНОВ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ ДЛЯ ВСЯКОГО ХРИСТИАНИНА 2.1. ЗНАЧЕНИЕ РАЗУМА В РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ 2.2. ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ СПАСЕНИЯ 2.3. ПОНЯТИЕ О БОГОСЛОВИИ, ДОГМАТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 2.4. ДОГМАТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЕРЕСЬ 2.5. ЗНАЧЕНИЕ ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫХ ИСТИН В ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА 3. ПРАВОСЛАВНАЯ КАТИХИЗИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ГЛАВА I 1. ЕСТЕСТВЕННЫЙ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ ПУТИ БОГОПОЗНАНИЯ 2. ДВА ПУТИ ЕСТЕСТВЕННОГО БОГОПОЗНАНИЯ 3. СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ БОГОПОЗНАНИЕ 3.1. Познание Бога из Божественного Откровения 3.2. Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе 3.3. Универсальный характер новозаветного Откровения 3.4. Полнота новозаветного Откровения ГЛАВА II 1. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ 1.1. Священное Писание о Священном Предании, понимание Священного Предания у раннехристианских авторов 1.2. Божественное Откровение — принцип единства Священного Предания 1.3. Три уровня Священного Предания 2. О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ В ОСОБЕННОСТИ 2.1. Понятие о Священном Писании. Библия 2.2. Богодухновенность Священного Писания 2.3. Канон книг Священного Писания 2.3.1. Священные книги Ветхого Завета 2.3.2. Священные книги Нового Завета 2.4. Признаки того, что Священное Писание есть истинное слово Божие 2.5. Правила чтения Священного Писания 3. ОТНОШЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ К СВЯЩЕННОМУ ПРЕДАНИЮ 3.1. Сравнительная древность Священного Предания и Священного Писания 3.2. Священное Предание и Священное Писание как два самостоятельных источника вероучения (латинская схема) 3.3. Священное Писание как форма Священного Предания 3.4. Другие формы Священного Предания 3.4.1. Правило веры 3.4.2. Литургическое предание 3.5. Священное Писание — наиважнейшая из форм Священного Предания 3.6. Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание? 4. БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ И ЦЕРКОВЬ 4.1. Церковь — «верное хранилище Священного Предания»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Закрыть «Помогайте друг другу – это всегда к вам вернется» Мы все приуныли в какой-то момент, но нельзя терять исторического и личного оптимизма, потому что уныние помогает нашим противникам Сергей Михеев   16:51 02.01.2024 267 Время на чтение 5 минут Фото: dzen.ru «Прообраз всех этих персонажей – это святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских времен Византийской Империи. Это город, который находился (остатки и сейчас есть) на территории нынешней Турции. Это реальный исторический человек, прославившийся святой жизнью и невероятной добротой. А после смерти прославившийся как чудотворец. По молитвам, с которыми к нему обращаются во всех странах мира, совершается много чудес. Если вы в чудеса не верите, это другой вопрос. То что, он был реально и именно он является прообразом Санта-Клауса, это совершенно точно. До момента распада религиозного мироощущения, в первую очередь на Западе, он был той фигурой, которая все рождественские праздники объединяла. В дальнейшем, в результате распада религиозного сознания и перемещения в сторону светского праздника, появилась масса других персонажей», - заявил в программе «Железная логика» на радиостанции «Вести.ФМ» известный политолог Сергей Александрович Михеев, рассуждая о происхождении русского Деда Мороза и аналогичных персонажей из других стран мира. Материал под заголовком «Тяжелые испытания приходят и уходят, а страна остается» опубликован в блоге автора. «Что касается деда Мороза, то понятно, что это вымышленный персонаж. Если вы имеете ввиду именно деда Мороза, этот персонаж, строго локализованный в России, в русском фольклоре. Ему нет конкурентов в мире, но вряд ли он сможет объединить весь мир. Говорят, что был мифический " злой дух холода " , но в процессе столкновения с нашей исторической реальностью он подобрел. Если в религиозных смыслах, то я считаю, что дух Рождества, которое в советское время отменили, трансформировал злого деда Мороза в очень доброго, любящего персонажа. Дух Рождества, который попытались спрятать, преобразовал и праздник Нового года в нашей стране, и самого деда Мороза», - добавил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/02/po...

Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека ПРАВОСЛАВИЕ.RU БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ " УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ЧЕЛОВЕКЕ "     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПРАВОСЛАВНО-АСКЕТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ДОКЛАД ПРОФЕССОРА С. С. ХОРУЖЕГО Проблема человека никогда не теряла важности для религиозного и философского сознания, однако отнюдь не всегда этому сознанию удавалось найти верный подход к проблеме. Долгое время в европейской мысли господствовали установки и направления, в которых образ человека дробился, заслонялся различными общими и отвлеченными понятиями, отодвигался на задний план и часто вообще терялся из вида. Все системы знания Нового Времени рассматривали человека и все происходящее с ним как область вторичных, производных явлений. Первичным, самым существенным считали исключительно большие и могущественные вещи - государства и нации, социальные институты, идеи и идеологии, законы истории и экономики... Предполагалось, что человек подчинен этим большим вещам не только внешне, но и внутренне, в самой природе, и его поведение, поступки, душевный и духовный мир - все косвенно или прямо определяется уровнями социальной, экономической, исторической реальности. Он был также вторичным и в другом смысле, структурном: его считали сборным, разложимым на те или иные первоэлементы, субстанции, сущности. И в силу этого, при всей искушенности религиозного и научно-философского мышления, происходящее с человеком как самостоятельной, по-своему живущей и изменяющейся цельностью ускользало от разума и оставалось непонятым. Ситуация в сфере христианской мысли не была исключением, хотя и обладала значительными отличиями. Христово евангелие есть откровение о человеке, о его природе, судьбе и пути спасения, так что тема о человеке, казалось бы, неизбежно должна быть центральной в христианском вероучении.

http://pravoslavie.ru/sobytia/chelovekko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православная миссия сегодня 28.06.2005 364 Время на чтение 11 минут Традиционно считалось, что религиозность очень не свойственна юности. Однако знамением Русского Православия XXI века стало воцерковление старшего поколения через младшее. Каждого Господь призывает по-своему. Кто-то приходит к Богу скорбями, кто-то радостями, а кто-то благодаря проповеди миссионера. О миссионерском служении, его истории и современности мы беседовали с руководителем одной из миссионерских межфакультетских студенческих групп Свято-Тихоновского Богословского Гуманитарного университета, законоучителем православной " Традиционной гимназии " , клириком московского храма Святителя Николая в Кузнецах священником Андреем Близнюком. - В Москве проживает довольно много необразованных в духовном плане людей, которые под духовностью подразумевают начитанность. Верующими себя считают, потому что верят в абстрактного Бога " в душе " . Православными - потому, что раз в год, обычно по обету, забегают в церковь поставить свечку... - В советских словарях миссионерство называли методом захвата чужих территорий, насильственной идеологической экспансией. Среди тех, кто сохраняет светски-атеистическое сознание, широко распространено мнение, что Церковь якобы сковывает человеческую личность, выступает против нового и всячески борется с благами цивилизованного общества. Что на это можно возразить? - Во времена святителя Иннокентия Московского - апостола Америки и Сибири - Русская Православная Церковь просветила ряд языческих северных, сибирских и дальневосточных народов. Именно Церковь доносила до иноверцев основанную на христианских ценностях культуру: благодаря православным миссионерам у алеутов появилась азбука, в Якутии - письменность. Миссионер был проповедником цивилизации. Его работа начиналась не с осуждения шаманизма и многобожия, а, казалось бы, с не самого уместного в деле проповедника обучения примитивному труду: обрабатыванию дерева и занятиям промыслами. - А какова проповедь сегодня? - Миссионер нового тысячелетия работает совершенно в другой ситуации.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Ответ Н. А. Бердяеву 645 Я постараюсь с возможной определённостью, краткостью и полнотой ответить на вопросы, которые задаёт мне Н. А. Бердяев в своей статье «К вопросу об отношении христианства к общественности» 646 . Но прежде считаю необходимым сделать несколько предварительных замечаний. А. Бердяев усматривает в моём ответе Д. В. Философову неясность, проистекающую оттого, что я не определяю понятия «православие». По мнению Н. А. Бердяева , «это вопрос основной, о нём только и речь идёт», и потому, казалось бы, с выяснения этого пункта и следовало начинать полемику. Признавая всю важность вопроса, что такое православие, я, тем не менее, категорически заявляю, что в пределах поставленной задачи в моём ответе г. Философову не было никакой надобности касаться этого вопроса, так как то или иное решение его не могло иметь никакого значения в нашем споре. В самом деле, я останавливался на трёх утверждениях представителей «нового религиозного сознания». 1 . Общественность «Союза христиан» не религиозна, потому что представители его православны, а православие метафизически может обусловливать только «самодержавную» общественность. 2 . Для подлинно религиозной общественности необходимы новые откровения Духа Святого. Новая общественность не в православии, а в Церкви Троицы, не в Церкви Отца и Сына, а в Церкви Отца, Сына и Духа Святого. 3 . Необходимым условием, так сказать, «вступления» в эту Церковь является предварительный разрыв с «православием», понимая под этим разрывом: прекращение общения в таинствах (не отрицая мистического смысла таинств по существу). Я умышленно не развивал в своём ответе положительных взглядов, не желая вводить новые спорные положения, которые затемнили бы то, что я хотел сказать, а хотел я сказать следующее: в «новом религиозном сознании», поскольку оно утверждает истину, в нём нет ничего нового, а то, что в нём действительно ново, не истинно или, во всяком случае, совершенно голословно, не подтверждено никакими логическими аргументами и не засвидетельствовано никаким новым религиозным действием. Поставив себе такую задачу, я, умышленно не касаясь вопроса о православии, не столько возражал, сколько констатировал:

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Откровение о Матери Мессии Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 2 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 О ветхозаветных основах мариологии 1 Многочастное, многообразное откровение Бога в Ветхом Завете, несмотря на ограниченность подаваемой в нем меры боговедения, уже отменяло в мире, через вхождение в него силы Божией, чин тварного, падшего естества. Такими вхождениями Бога в мир, имевшими место до воплощения Слова, объясняются все чудеса, которыми изобилует священная история Ветхого Израиля. Через вхождения Бога в мир происходило сообщение харизм боговдохновенным ветхозаветным мужам, оставившим Церкви ветхозаветную часть канона Священного Писания. И эти же вхождения Бога в мир давали иногда ветхозаветному человеку перерасти, хотя бы на краткие миги, присущую всему Ветхому Завету ограниченность богопознания и приоткрывали его духовному взору полноту благодати и славы, уготованную Богом миру во Христе. Поэтому, наряду с описаниями чудесных фактов Священной истории богоизбранного народа, ветхозаветное Писание свидетельствует и о чудесах благодатного проникновения в отдельные тайны еще не наступившего Нового Завета. Эти прозрения составляют в ветхозаветных книгах главную суть мессианских мест. Прозрения эти так же многочастны и многообразны, как и все ветхозаветное откровение вообще. Они различаются друг от друга по своей силе, по содержанию, а также по глубине своего проникновения в Новый Завет. Часто они ограничиваются лишь осознанием таящейся в путях Божиих возможности чудесного благодатного спасения, которое Бог некогда осуществит для человека, хотя бы только в лице Богоизбранного Израиля. Иногда же, правда, в очень исключительных случаях, как, например, в 53-й главе книги пророка Исаии, а также в силу особой благодати, ветхозаветным пророкам приоткрывались даже и некоторые подлинные черты образа Христова. Но, какова бы ни была сила и глубина подобных прозрений, ветхозаветному сознанию давалось созерцать Новый Завет не иначе, как через конкретную ветхозаветную историческую обстановку. Боговдохновенный писатель оставался человеком своей эпохи и всего присущего ей ограниченного исторического знания и опыта. Под действием Божественного Духа он иногда прозревал в новозаветные тайны, но познавал он не фактическую сторону, а только лишь дух Нового Завета: ему становилась доступной одна только религиозная сущность отношений Бога с человеком во Христе. Что же касается конкретных фактов и событий, рассказанных в Новозаветных книгах, то они оставались неведомыми в Ветхом Завете, кроме тех случаев, когда, как в пророчестве об искупительных страданиях Мессии, конкретные, внешние, исторические подробности являлись основным проявлением приоткрываемой пророку новозаветной религиозной истины.

http://pravmir.ru/otkrovenie-o-materi-me...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010