«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 14 мая 2008, 13:50 Международная научная конференция " Нил Сорский в культуре и книжности Древней Руси " была организована Российской национальной библиотекой и Норвежским университетским центром в Санкт-Петербурге. Главная задача, поставленная организаторами - пробудить общественный интерес к рукописным и книжным сокровищам российских библиотек и архивов. 12 мая 2008, 17:20 Международная научная конференция «Нил Сорский в культуре и книжности Древней Руси» открылась сегодня, 12 мая в рамках IV Загребинских чтений в Российской национальной библиотеке. Среди докладчиков – ученые из Москвы, Петербурга, а также из Норвегии и США. 21 апреля 2008, 10:17 Традиционные Бражниковские чтения, посвященные древнерусскому певческому искусству, завершились 19 апреля в Санкт-Петербурге. 26 марта 2008, 22:10 22 марта в здании Российской Национальной Библиотеки состоялось заседание Попечительского совета Центра национальной славы, посвященное организации мероприятий памяти графа Николая Муравьева-Амурского. 13 марта 2008, 13:47 Экспозиция размещена в бывшей спальне и части коридора мемориальной квартиры Льва Гумилева. Это была единственная за всю жизнь отдельная квартира ученого, в ней он прожил последние два года своей жизни (1990 - 1992). 1 марта 2008, 00:00 Каким предстает церковное искусство в современной искусствоведческой литературе? Какими должны быть книги о церковной живописи? Может ли светский ученый-искусствовед писать об иконах? Какие издания об иконописи представлены на современном книжном рынке? Эти и другие вопросы будут обсуждаться в понедельник, 3 марта, в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=4&ta...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Международная научная конференция " Нил Сорский  в культуре и книжности Древней Руси " была  организована Российской национальной библиотекой и Норвежским университетским центром в Санкт-Петербурге. Она прошла 12 мая в помещении РНБ в рамках традиционных Загребинских чтений. В работе конференции приняли участие ученые из России, Норвегии, США. Основной темой конференции стали жизнь и творчество знаменитого подвижника в контексте культуры русского средневековья. Главная задача, поставленная организаторами -  пробудить общественный интерес к рукописным и книжным сокровищам российских библиотек и архивов. Загребинские чтения  проводятся в Петербурге с 2005 года и посвящены светлой памяти выдающегося палеографа и исследователя славяно-русской письменности В. Загребина (1942-2004), долгие годы возглавлявшего группу, впоследствии – сектор, древнерусских фондов Российской национальной библиотеки. " Скудные биографические данные о преподобном Ниле Сорском уже давно стали хрестоматийными, - отметила в своем выступлении Е. Романенко (Церковно-научный центр " Православная энциклопедия " ), – Однако нельзя сказать, что до конца исчерпана информация, содержащаяся в уже известных нам источниках " . Исследователь подчеркнула, что по-прежнему дискуссионным остается вопрос о социальном происхождении Нила Сорского, гипотетической остается дата ухода старца Нила из Кирилло-Белозерского монастыря на Афон и в Царьград. Грамота 1471-1475 годов называет некого старца Нила в числе монастырской братии. Е. Романенко отметила, что: " Если Нил Сорский покинул монастырь после 1483 года, значит, он должен был повстречать в стенах обители преподобного Иосифа Волоцкого. Значит, Волоцкий игумен был лично знаком с Нилом Сорским задолго до собора 11503 года, что позволяет под иным углом взглянуть на их личные и литературные контакты " .

http://old.aquaviva.ru/news/2008-05-14/6...

О том, как в скиту преподобного Нила Сорского на Аляске живут православные американки Живя наедине, занимаюсь испытанием духовных писаний: прежде всего испытываю заповеди Господни и их толкование – предания апостолов, потом – жития и наставления святых отцов. О всем том размышляю и что, по рассуждению моему, нахожу богоугодного и полезного для души моей, переписываю для себя. Преподобный Нил Сорский Фото: www.stnilus.org Между островами Кадьяк и Спрус (Еловый остров, также остров святого Германа), посреди холодных вод Аляски, спрятался маленький изумрудный островок, заросший высокими елями и продуваемый сильными ветрами. Мириады птиц – орлы, ласточки, славки, чайки и многие другие – находят здесь себе приют, а каждое лето на его отвесных черных скалах гнездятся разноцветные топорики. Приближаясь к острову на лодке, путник увидит большой православный крест, возвышающийся над главным побережьем. За деревьями стоит деревянная церковь, возведенная по образцу построенной в XV веке церкви преподобного Нила Сорского в России. На этом крошечном островке подвизаются монахини, посвятившие свою жизнь служению Богу и стремящиеся к живому богообщению, подальше от развлечений этого мира. Неподалеку расположена Монашеская лагуна на острове Спрус, где в начале XIX века жил преподобный Герман Аляскинский. Этот возлюбленный святой в 1794-м году принес святое Православие и монашество в Америку из Валаамского монастыря на севере России. Условия на этом клочке земли, зачастую полностью отрезанном от всего мира из-за суровых зимних бурь, идеальны для пустынножительства. Здесь подвижник обретает свободу от любых соблазнов мира и устремляет свой сердечный взор внутрь, стремясь искать одного Бога и желая любить Его превыше всего на свете. Монашеский образ жизни Фото: photos1.blogger.com Каждая из монахинь ведет свою интенсивную внутреннюю брань Монахини стараются подражать монашеским идеалам преподобного Нила, своего учителя и покровителя, в основу которых входят нестяжание, аскеза и внутренняя молитва. Известный своей крайней простотой и добровольной нищетой, преподобный Нил придавал особое значение внутреннему деланию монашествующих: внутренний контроль над собой и практика Иисусовой молитвы . Правило жизни преподобного Нила – это скитское монашество, когда от двух до двенадцати подвижников подвизаются в келиях, сосредоточенных вокруг общей церкви. Такое житие, названное преподобным Нилом «царским путем», позволяет избежать как испытаний большого общежительного монастыря, так и опасностей, характерных для уединенной жизни анахоретов. Каждая из монахинь ведет свою интенсивную внутреннюю брань. Важнейшим «оружием» является непрестанное повторение Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Через молитву и духовное чтение каждая сестра стремится запечатлеть в своем сердце образ красоты Рая и достичь чистоты сердца.

http://pravoslavie.ru/115191.html

     30 мая 2019 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря «Нило-Сорская пустынь» Вологодской епархии. Как архиереейское подворье «Нило-Сорская пустынь» стала возрождаться с декабря прошлого года. Сразу после того, как психоневрологический интернат, размещавшийся на территории обители более полувека, освободил монастырские здания, сюда прибыли назначенный настоятелем подворья иеромонах Евфимий (Ершов) с немногочисленной братией. Корреспондент портала «Монастырский вестник» встретилась с отцом Евфимием после его двухнедельной стажировки во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь. В беседе с батюшкой были затронуты многие темы, начиная от его знакомств с людьми, которые показали ему всю красоту и глубину монашеской жизни, и заканчивая переполнявшими душу впечатлениями от Оптиной. «Вот видишь, как Бог нас ведет по жизни!» Отец Евфимий, Вы приступили к трудам по возрождению святыни, основанной в конце XV века великим старцем, который, правда, себя называл грешным и неразумным. Очень смиренным был преподобный Нил Сорский – писатель-аскет, богослов, первоначальник монашеского скитского жительства на Руси… В Вашей жизни начался новый и чрезвычайно ответственный этап. Хотелось бы узнать, как долго Вы к нему шли, каков Ваш путь к монашеству. Если говорить о монашестве, то этот путь мной был избран не сразу. После окончания исторического факультета Ярославского государственного университета я трудился в Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике нашего города научным сотрудником, затем возглавил в нем исторический отдел. Работу в музее любил, считал ее своим призванием. Но вот наступили 90-е годы. Кто их пережил, наверное, хорошо помнит, в какую нищету была ввергнута страна, как бедствовали люди. И у работников культуры зарплата стала нищенской. Поэтому, когда мне предложили место в УМВД по Ярославской области, я согласился. Служил на различных офицерских должностях. В отставку из органов внутренних дел вышел в 2008 году.

http://pravoslavie.ru/121572.html

Аскетические опыты Святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетические опыты: В 2 т. — Т. 1.— М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010.— 816 с.— (Серия «Духовная сокровищница»). Творение святителя Игнатия (Брянчанинова) — бесценный вклад в учение Русской Православной Церкви об аскетике. «Сочинения преосвященного Игнатия, — отметил преподобный Никон Оптинский, — необходимы, они... азбука духовной жизни». В 1-й том «Аскетических опытов» вошли назидания о чтении Евангелия и чтении святых отцов, о любви к ближнему и любви к Богу, о посте и молитве, размышления о вере и монашестве. Во 2-й том «Аскетических опытов», ставших настольной книгой для монашествующих и мирян, вошли Слова о страхе Божием и о любви Божией, о келейном молитвенном правиле и церковной молитве, о спасении и христианском совершенстве, размышления о судьбах Божиих. Предисловие Читатель, знакомый с Преданием Православной Восточной Церкви, легко усмотрит, что в предлагаемых его вниманию « Опытах» изложено учение святых отцов о науке из наук , о монашестве, — учение, примененное к требованиям современности. Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне, замечает преподобный Нил Сорский согласно с другими позднейшими отцами, монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями отеческими по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. Объяснение этого направления и необходимости в нем составляет основную мысль «Опытов» на всем их пространстве. Статьи, из которых состоит моя книга, написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и боголюбивых мирян, находившихся в духовном сношении со мною. Оканчивая земное странствование, я счел долгом моим пересмотреть, исправить, пополнить, собрать воедино и издать печатно все статьи, написанные мною в сане архимандрита . Счел я долгом моим сделать это по двум причинам: во-первых, по той, что многие статьи распространились в рукописях с бóльшими или меньшими погрешностями; во-вторых, по той, что признаю себя обязанным представить христианскому обществу отчет по согляданию мною земли обетованной, точащей духовные дары и блага, — по согляданию монашеской жизни, какою она является в Святом Предании Православной Восточной Церкви и какою Промысл Божий привел созерцать ее в некоторых живых представителях ее.

http://pravoslavie.ru/42765.html

В Пантелеимоновом монастыре на Афоне готовятся к приезду Патриарха Московского и Президента России Афон, 25 мая 2016 г. Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне      Прибытие Предстоятеля РПЦ на Святую Гору ожидается 27 мая. Предполагается, что в этот день Святейший Патриарх посетит административный центр Афона Карею, где примет приветствия членов Священного Кинота, после чего направится в обитель своих соотечественников – Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, отмечающий в этом году свое 1000-летие, сообщает корреспондент портала «Русский Афон» . Здесь Святейший Патриарх встретится со 100-летним старцем-игуменом обители схиархимандритом Иеремией (Алехиным), пообщается с братией и поклонится святыням обители русских святогорцев. Патриарх Кирилл и игумен Иеремия, 2013 г.      Русский скит Ксилургу на Афоне      Старый Русик на Афоне      Во время визита Предстоятель РПЦ посетит важнейшие духовные центры русского монашества на Афоне, посредством которых на протяжении тысячелетия осуществлялась духовная связь Святой Руси со Святой Горой: древнюю Русскую Лавру Богородицы (скит Ксилургу), где зажглась первая русская лампада на Афоне и принял постриг первоначальник русского монашества преп. Антоний Печерский; Старый Русик, с которым связан 600-летний период истории русского святогорского монашества; и, конечно же, Свято-Пантелеимонов монастырь, который станет главным местом торжественных мероприятий. Патриарх Кирилл вручает в дар Пантелеимонову монастырю икону Собора Святых Русских Святогорцев      Ожидается, что Святейший Патриарх совершит богослужение в Старом Русике, с которым связано много значимых исторических эпизодов взаимоотношений Афона и Руси, а также возглавит торжественное Всенощное бдение в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре в память всех преподобных отцов, чья жизнь связана одновременно и со Святой Горой и с Русью. В их числе прпп. Антоний Печерский и Нил Сорский – подвижники Ксилургийской Лавры, свтт. Савва Сербский и Киприан Киевский, прпп. Арсений Коневский, Савва Вишерский, Паисий Величковский, Аристоклий и Силуан Афонские, Алексий Карпаторусский и многие-многие другие (всего более 50 подвижников). В 2013 году во время своего предыдущего визита Патриарх Кирилл преподнес в дар обители икону Всех святых Русских Святогорцев.

http://pravoslavie.ru/93618.html

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла встреча молодых богословов, посвященная истории немецкого церковного присутствия в России 24 ноября 2022 г. 15:29 22-23 ноября 2022 года в рамках деятельности группы «Церкви в Европе» Форума «Петербургский диалог» в Санкт-Петербургской духовной академии состоялась встреча молодых богословов, посвященная истории немецкого церковного присутствия в России, и объединившая студентов Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Нижегородской и Саратовской духовных семинарий. В мероприятии также приняли участие секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Сергий Звонарев, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Владимир Хулап, начальник международного отдела Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Димитрий Сизоненко, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице г. Санкт-Петербурга  протоиерей Вячеслав Харинов, старший преподаватель Московской духовной академии священник Николай Солодов, помощник ректора Московской духовной академии по международным связям диакон Димитрий Серов. В первый день встречи состоялось пленарное заседание, в начале которого протоиерей Владимир Хулап приветствовал собравшихся от имени ректора СПбДА епископа Петергофского Силуана . После этого прозвучали выступления и доклады участников мероприятия. Протоиерей Сергий Звонарев ознакомил участников заседания с многолетней деятельностью Форума «Петербургский диалог» и рабочей группы «Церкви в Европе», Диакон Димитрий Серов рассказал о практике российско-немецких богословских студенческих обменов, протоиерей Димитрий Сизоненко прочитал доклад о современном состоянии немецкого богословия, а протоиерей Вячеслав Харинов поделился рассказом о совместных российско-немецких проектах в Санкт-Петербургской епархии. Священник Николай Солодов презентовал книгу Фэри фон Лильенфельд «Преподобный Нил Сорский и его творения». Выступления сопровождались вопросами слушателей.

http://patriarchia.ru/db/text/5980119.ht...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 13 мая 2008, 18:03 Картина " Александр. Невская битва " – уже на экранах российских кинотеатров. В основу сценария, написанного Владимиром Вардунасом, лег анализ более ста летописей, а также статей и монографий по истории России. 12 мая 2008, 17:49 Монумент, автором которого стал московский скульптор Андрей Соколов, будет установлен в сквере перед музеем-квартирой «всероссийского батюшки». Открытие памятника станет частью всероссийской программы мероприятий, приуроченных к 100-летию со дня преставления святого. 12 мая 2008, 17:20 Международная научная конференция «Нил Сорский в культуре и книжности Древней Руси» открылась сегодня, 12 мая в рамках IV Загребинских чтений в Российской национальной библиотеке. Среди докладчиков – ученые из Москвы, Петербурга, а также из Норвегии и США. 12 мая 2008, 13:36 8 мая накануне Дня Победы на Синявинских высотах прошло захоронение останков 722 солдат Великой Отечественной войны. Панихиду отслужил благочинный Кировского округа Вячеслав Харинов. 25 апреля 2008, 14:44 Крестный ход из Санкт-Петербурга в Екатеринбург, посвященный 90-летию гибели царской семьи Романовых, пересек границу Вологодской области. Из города на Неве он вышел 7 апреля после молебна в Царском Селе, откуда в 1918 году после ареста была отправлена семья императора Николая II. 24 апреля 2008, 16:50

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=40&t...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Новости 15 мая 2008, 22:34 Как сообщает оргкомитет выставочных мероприятий, в «Пасхальном празднике» примут участие около 300 экспонентов из России, Беларуси, Украины, Греции и Израиля. На стендах будут представлены более 60 монастырей и скитов, 30 издательств, духовные учебные заведения, иконописные и реставрационные мастерские, паломнические организации, мастера народных промыслов. 14 мая 2008, 16:40 17 мая в Кронштадте начнутся торжества, приуроченные к 180-летию со дня рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского и к 100-летию со дня его кончины. 14 мая 2008, 15:37 В преддверии Международного дня сестры милосердия (15 мая) крест установили члены петербургского отделения Российского Красного Креста (РКК) и их юные помощники - учащиеся 214-го и 623-го лицеев, а также 174-й школы Санкт-Петербурга. 14 мая 2008, 15:21 Предполагается перфоманс: одновременно 100 детей в Исаакиевском соборе и 50 детей в Спасе на Крови рисуют на холстах Ангела. 14 мая 2008, 14:45 До 31 мая в Петербурге, в художественной галерее «Арка» работает выставка «Пасхальный калейдоскоп». К празднику Пасхи тридцать известных художников города создали арт-объекты из страусиных яиц. 14 мая 2008, 13:50 Международная научная конференция " Нил Сорский в культуре и книжности Древней Руси " была организована Российской национальной библиотекой и Норвежским университетским центром в Санкт-Петербурге. Главная задача, поставленная организаторами - пробудить общественный интерес к рукописным и книжным сокровищам российских библиотек и архивов.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=133

О том, как научиться видеть, чего ожидает от нас в той или иной ситуации Господь, и перестать быть пленником своего «я». Человек отпал от Бога через отчуждение от Божественной воли, и всё плохое, что произошло в жизни с нами и в целом с человечеством за все время его истории, произошло именно по этой причине. Воля Божия о человеке заключается в его благобытии Воля Божия о человеке заключается в его благобытии. Бог и сотворил Адама и Еву ради этого благобытия, и давал им всё необходимое для него. Но тот факт, что человек в какой-то момент оказался неспособен доверять Богу, стал отправной точкой, с которой началось противопоставление собственной воли человеческой – воле Создателя. Для того чтобы воля человека могла вновь войти в единство с волей Божией, был совершен искупительный подвиг Христа. Мы имеем в Евангелии достаточные для нас указания на то, в чем воля Божия в отношении человека заключается. В каждом из нас заложена способность учиться исполнять эту волю, чтобы во все большей степени она становилась и нашей волей о себе самих. Но при этом в нашей поврежденной грехом природе много и того, что произволению Божию о нас противится — и потому такой естественный и бесспорный, казалось бы, процесс, как приведение нашей воли в согласие с волей Того, Кто любит нас безусловной и ни с чем не сравнимой любовью, всегда сопряжен для человека с преодолением и перерастанием себя. Что помогает научиться принимать волю Божию и жить согласно ей? Прежде всего, для нас актуально то, о чем говорит преподобный Серафим Саровский: наш ум должен плавать в словах Священного Писания. Это означает, что мы должны знать Евангелие так хорошо, чтобы на каждую жизненную ситуацию, на каждое искушение, на каждое испытание мы могли ответить евангельскими словами – и самое главное, чтобы мы отвечали не только устами, а отвечало наше сердце. Помимо этого, человеку нужно приобрести один необходимый и постоянный навык: при каждом удобном случае задаваться вопросом: «А что угодно Богу сейчас?» Об этом писал, в частности, преподобный Нил Сорский. И нужно сказать, что если человек действительно живет христианской жизнью, для него в большинстве случаев ответить на этот вопрос не составит труда. Бывают порой затруднительные ситуации: преподобный авва Дорофей говорит, что когда перед нами два зла, из них необходимо выбрать меньшее, а когда перед нами два блага, нужно выбрать большее, – это то, что требует определенного опыта и искусности. Но в основной массе повседневных ситуаций понимание воли Божией не требует ни каких-то особых духовных дарований, ни каких-то особенных усилий.

http://pravoslavie.ru/121624.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010