Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. Н. Большаков. Фотография. 80-е гг. ХХ в. Сергей Николаевич (27.07.1901, С.-Петербург - 21.09.1990, аббатство Отрив, Швейцария), церковный историк, журналист. В 1918 г. покинул Россию, учился в Дерптском ун-те (Эстония). Написал католич. еп. М. д " Эрбиньи письмо, в к-ром выразил желание посвятить себя делу объединения католич. и правосл. Церквей. В 1926 г. по направлению д " Эрбиньи отправился в бенедиктинский мон-рь в Бельгию, но, несмотря на хорошие отношения с настоятелем и монахами, в католичество не перешел. В 1932 г. поселился в англикан. бенедиктинском мон-ре Нашдом (Англия) как правосл. облат (мирской ассоциированный член). Оставаясь православным, занимался экуменической деятельностью, налаживанием связей между православными, католиками и англиканами. В 1946 г. в Оксфорде защитил дис. «Доктрина единства Церкви в работах Хомякова и Мелера» и получил степень д-ра философии. Совершал многочисленные паломнические поездки, посещал правосл. мон-ри (в 1951 - Коневецкий и Афон , в 1954 - Ново-Валаамский ). В июле 1960 г. в составе делегации Западноевропейского Экзархата посетил СССР, побывал в Москве, Ленинграде, Троице-Сергиевой лавре и Псково-Печерском мон-ре . С 1974 г. жил в Швейцарии. Скончался и похоронен в католич. аббатстве Отрив. Б.- автор многочисленных работ, посвященных рус. церковной истории. В кн. «Христианская Церковь и Советское государство» (1942) Б. рассматривает историю РПЦ в 20-30-х гг. XX в. По его мнению, накануне Октябрьской революции 1917 г. в отношениях между Церковью и гос-вом существовал кризис, вызванный многолетним подчинением Церкви светской власти. Одним из следствий этого кризиса Б. считал появление и распространение в России сект, негативно настроенных по отношению к РПЦ и рус. правительству. Несмотря на то что положение РПЦ после 1917 г. характеризовалось репрессиями против духовенства, разрушением правосл. святынь, атеистической пропагандой, Б. считал это время периодом духовного укрепления Церкви, связанного с подвигом мученичества за веру. Крах антирелиг. гос. политики в СССР Б. считал неизбежным и видел в личности И. В. Сталина деятеля, готового во многом восстановить общественную роль Церкви. Б. написал также ряд работ о правосл. святых, в т. ч. о прп. Ниле Сорском , к-рый, по его мнению, придерживался нетрадиц. для Русской Церкви позиции, выступая за веротерпимость и невмешательство Церкви в мирскую жизнь («Преподобный Нил Сорский», 1960). В воспоминаниях «На высотах духа» (1971) Б. описал свои встречи и беседы с правосл. старцами и монахами Коневецкого и Псково-Печерского мон-рей, Александро-Невской лавры , Афона.

http://pravenc.ru/text/149705.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Чтение Священного Писания. Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви Каждый человек, каждая страна имеют свои, неповторимые отношения с Богом и Его Словом — Священным Писанием. В истории Библии в России сегодня открылась новая глава, и мы пока еще не знаем, какой она будет. Собственно, это зависит от нас — читающих и исполняющих Слово здесь и сейчас. Поэтому обращение к опыту святых и праведников прошлого, встречавших Того же Христа в том же Писании, это не дань моде на все старобытное, и не специальные занятия историка, предназначенные узкому кругу его коллег. «Мудрость разумного — знание пути своего» (Притч., 14), а мы призваны к тому, чтобы путь святых стал нашим путем. Замысел этой брошюры появился после двух лекций на ту же тему, прочитанных автором зимой 1996 года в Обществе друзей Священного Писания в Москве. Именно тогда интерес моих современников и сверстников к опыту чтения Слова Божия, хранимому Русской Церковью, стал для меня очевиден. Увы, никакой систематической литературы об этом нет. Существующие исследования истории славянских и русских переводов Писания мало или почти ничего не говорят о Библии в православном благочестии. А человеку, не имеющему возможности углубленно заниматься историческими разысканиями, легче всего узнать о том, что в России веками пренебрегали Словом Божиим… На самом деле это еще не вся правда. История Церкви показывает, как много значило для ее судеб пренебрежение Словом одних (и этого пренебрежения никто не может отрицать) и любовь к Слову других. Но интересно, что среди людей, не нуждавшихся в Священном Писании, никогда не оказывалось святых! К сожалению, некоторые скверные привычки привязчивы. Сегодня можно встретить благочестивого человека, полагающего, что Господь дал Священное Писание специально нашим братьям баптистам, а Православная Церковь может ограничиться слышанием того, что дьякон громогласно читает за Литургией. Против такого отношения к Слову согласно возражают святые Тихон Задонский и Феофан Затворник, Нил Сорский и Серафим Саровский, Филарет Московский и Иоанн Кронштадтский. Их призыв читать Слово Божие должен звучать вновь и вновь. И если на страницах моей брошюры они смогут еще раз внятно сказать всем нам о чтении Писания, я буду считать свою задачу выполненной.

http://pravbiblioteka.ru/book/chtenie-sv...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Каллист Патриарх. Житие Григория Синаита «Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита, описанные Каллистом, святейшим архиепископом Константинополя.» Григорий Синаит, преподобный:(1260-е – 1340-е гг.) – основоположник исихазма, свёл воедино аскетические учения Лествичника, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Филофея Синаита. Его труды посвящены обоснованию и описанию духовного опыта и практики православного монашества. Учение Григория Синаита в основном сконцентрировано на теме хранения ума и сердечной молитвы. Святого Григория Синаита можно считать главным вдохновителем исихастского возрождения XIV века; его сочинения занимают в «Добротолюбии» одно из важнейших мест. Эпоха Григоряи Синаита была бурная, из-за набегов и войн он был вынужден много путешестовать: Кипр, Синай, Палестина, Критская пустынь, Афон, Парорийская пустынь (возле границы между Болгарией и Византией), снова Афон, Парория. Множество греков, сербов, болгар и румын шли к нему в послушание. Один из них, Феодосий, после смерти Григория основал монастырь на горе Килифарево, недалеко от города Тырнов. Эта обитель воспитала великих монахов и пастырей, благодаря которым исихастское духовное учение будет распространяться по всему славянскому миру – Евфимия, патриарха Тырновского, Ромила и Григория Исихаста, проповедовавших священное безмолвие при поддержке князя Лазаря в Сербии, Киприана, митрополита Киевского, принесшего исихазм на Русь, где столетие спустя будет подвизаться, глубоко впитавший учение Григория Синаита преподобный Нил Сорский (1433-1508). Хотя лично Григорий Синаит не участвовал в исихастских спорах, но многие его ученики – в особенности один из них, который в дальнейшем стал патриархом константинопольским Каллистом I, — твердо поддерживали защитника священного безмолвия, святого Григория Паламу. Примечания 1 Турки-османы ок. 1290 г. прочно утвердились в М. Азии под властью султана Османа I. Св. Григорию было тогда не менее 20 лет. 2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=123...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Кирилло-Белозерский мужской монастырь Россия, Вологодская обл., г. Кириллов. Монастырь основан в 1397 году 60-летним старцем московского Симонова монастыря преподобным Кириллом, уклонившимся от настоятельства в нем и искавшим строгой подвижнической жизни вместе со своим сподвижником иноком того же Симонова монастыря Ферапонтом. Старец пришел на место, которое было открыто ему в видении Пресвятой Богородицей. Монахи водрузили крест, пропели благодарственную молитву приведшей их сюда Матери Божией и начали копать земляную келью. Так было положено начало Кирилло-Белозерской обители, ставшей впоследствии одним из крупнейших русских монастырей. В годы расцвета это был богатейший город-крепость, владевший крупными земельными наделами, соляными и рыбными промыслами; в его стенах находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек, складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и другие мастера. Монастырь имел свое подворье в Московском Кремле, а также в ряде других русских городов. Он не раз помогал государству денежными средствами и имуществом. С историей монастыря связаны имена Василия Темного и Иоанна Грозного, многих именитых бояр и князей. Был он известен и как место ссылки опальных представителей русской знати. Здесь провел в заточении последние пять лет своей жизни патриарх Никон. После того как в 1612 году монастырь выдержал осаду поляков и литовцев, было осознано его важное стратегическое значение. Тогда же были возведены крепостные стены и башни, и доныне поражающие своими размерами. Кирилло-Белозерский монастырь тесно связан со многими русскими обителями, органично вплетен в общерусскую монашескую жизнь. Выходцами из него были Савватий Соловецкий, Нил Сорский , Корнилий Комельский и многие другие, ставшие светильниками русского монашества. Славная страница истории Белозерского монастыря связана и с Валаамом. После того как в 1611 году Валаамом овладели шведы, около ста лет он пребывал в совершенном разорении и лишь в 1710 году был возвращен Рос сии в результате победы русских в Северной войне. Именно по инициативе тогдашнего настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Иринарха в 1715 году Петр I издал указ о возобновлении Валаамского монастыря. С 1716 по 1756 год обитель была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю и возрождалась на его средства, трудами и заботами его братии.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

сокрушения сердечного. В кельях своих братия ничего не имели кроме икон, книг божественных и худых риз, а потому у дверей келлий не было и запоров. Кроме обыкновенного правила монашеского, иной полагал еще по тысяче, другой по две и по три тысячи поклонов в день. Для большего самоумерщвления иной носил железную броню, другой тяжелые вериги, третий острую власяницу. Большая часть ночи проходила в молитве. Сну предавались на короткое время, иной сидя, иной стоя. И все такие подвиги предпринимались не самовольно, но с благословения настоятеля. На Соборе 1503 года державный вел. кн. Иоанн III, отобрав, после покорения Новгорода, владычния и монастырские вотчины того края, изъявил желание, чтобы были отобраны в казну имения и прочих монастырей Русских. Замечательно, что того же желали и пустынники Белозерские: Паисий Ярославов и ученик его преп. Нил Сорский , говоря, что неприлично монастырям владеть селами: чернецы должны жить в пустынях и кормиться своим рукодельем. Но преп. Иосиф находил необходимым, как для благолепия церковного, так и для поддержания монашеской жизни в сословиях более образованных, чтобы монахи пользовались некоторым довольством и владели недвижимыми имуществами. «Не смеем, заключил Собор, отдать церковного стяжания: оно принадлежит Богу и неприкосновенно». И Самодержец, которого слово было законом, добровольно подчинился решению Собора. Вскоре после того преп. Иосиф подвергся огорчениям в собственном своем монастыре. Главною причиною этих беспокойств был князь Волоколамский Феодор Борисович. Он начал делать различные притеснения Иосифову монастырю, который принадлежал тогда, вместе с владениями Волоцкого князя, к епархии Новгородской. Чтобы избавиться от обид, преп. Иосиф решился, по примеру некоторых других обителей, перейти под непосредственное покровительство великого князя и митрополита. В 1507 году желание его было исполнено и он получил от великого князя несудимую грамоту. Переход Иосифа из Новгородской епархии в область митрополита оскорбил владыку Новгородского: архиепископ Серапион подверг Иосифа церковному запрещению за то, что он без ведома и воли своего архипастыря уклонился из паствы его, а великий князь, приняв запретительную грамоту Серапиона за личное себе оскорбление, объявил владыку лишенным кафедры и подверг тяжкому заключению в Москве, в Андрониевом монастыре. На Соборе 1509 года, обвинили Серапиона за неправильное отлучение Иосифа, который желал,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Состоялась встреча, посвященная истории присутствия русского монашества на Афоне августа 2016 Настоятель храма протоиерей Вадим Буренин , приветствовав собравшихся, отметил, что исследования Михаила Шкаровского о русском Афоне продолжают научные труды, начатые в XIX веке епископом Порфирием (Успенским), архимандритом Антонином (Капустиным) и профессором-историком Евгением Голубинским. " История святости Руси невозможна без духовности Афона, - подчеркнул священник. - Многие святые угодники Божии посещали Святую гору, некоторые жили там на протяжении длительного времени. Не всем известно, что преподобный Нил Сорский прожил там два десятилетия. Благодаря святому преподобному Паисию Величковскому были переведены труды афонских монахов, что помогло в дальнейшем появится такому духовному явлению, как оптинская святость. Знаменательна история жизни последнего настоятеля Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина). В 1965 году на Афон было послано пятеро монахов из России, но возможность жить получили только двое, одним из них был схиархимандрит Иеремия, скончавшийся в начале августа этого года на 101-м году жизни. Встреча с ним помогла мне увидеть подлинную духовность, которая помогает людям, приезжающим на Афон, обрести мир и покой души " . Михаил Шкаровский рассказал об истории русского монашества на Афоне, подробно остановившись на XX веке. Знаменательно, что накануне 1917 года в Свято-Пантелеймоновом монастыре жили две тысячи монахов, а всего святогорцами были пять тысяч выходцев из России. Историю присутствия русского монашества в земном уделе Богородицы принято отсчитывать от 1016 года, к которому принадлежит документ, подписанный настоятелями афонских монастырей, в том числе настоятелем монастыря " росов " , то есть русских. После крещения Руси великий князь Владимир основал монастырь в Палестине и обитель Успения Пресвятой Богородицы на Святой горе. Она получила название Ксилургу, что значит " древодел " , сейчас является скитом Свято-Пантелеимонова монастыря.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

«Скитского жития начальник» Преподобный Нил Сорский и его поучения Основателем скитского образа монашеской жизни на Руси по праву считается преподобный Нил Сорский. Ему принадлежит заслуга не только создания первого скита на наших землях, но и составления Устава монашеской жизни в нём. Память святого отмечается 20 мая. Жизнеописание преподобного Нила Сорского Монашеский постриг Преподобный Нил Сорский Довольно немногочисленные сведения о жизни преподобного Нила Сорского дошли до наших дней. Известно, что родился он в 1433-м г. в семье Майковых, вероятно, имевших дворянское происхождение и живших в Москве. То же, что в своих сочинениях сам Нил часто называл себя «невеждой и поселянином», исследователи объясняют лишь его глубоким смирением. Первой обителью молодого подвижника стал Кирилло-Белозерский монастырь, где он и принял монашество. Своим духовным руководителем Нил имел опытного старца Паисия (Ярославова), который впоследствии стал игуменом Свято-Троицкого Сергиева монастыря. Известно, что вместе со своим учителем преподобный принимал участие в Соборе в 1490-м г., на котором осуждалась ересь жидовствующих. Паломничество на Афон Вскоре и у самого Нила в обители появились свои ученики. С одним из них – иноком Иннокентием, происходившем из княжеского рода Охлебининых – Нил отправился в паломничество на Восток, в котором он побывал, как сам писал, «на Горе Афонской, в странах Цареградских и других местах». На Святой Горе преподобный провёл несколько лет, очевидно, обучаясь умному деланию и изучая творения святых отцов. Сам он впоследствии вспоминал об этом времени: «Я, как пчела, перелетал с одного цветка на другой, чтобы изучить основы христианского жития и оживить свою зачерствевшую душу, дабы уготовить её ко спасению». На Афоне Нил познакомился с неизвестным ещё тогда на Руси скитским устройством монашеского жительства. Очевидно, что уже тогда у преподобного появилось желание перенести этот образ жизни монашеской общины к себе на Родину. Основание скита По возвращении со Святой Горы Нил поселился вначале невдалеке от Кирилло- Белозерского монастыря, соорудив себе уединённую келлию. Однако суета общежительного монастыря мешала ему и здесь, почему преподобный удалился в ещё более уединённое место не реке Соре, расположенное в 15 км от обители. Местность эта была болотистой, окружённой лесами и весьма отстранённой по этой причине от мирской суеты. Здесь преподобный Нил и устроил первый скит, изначально построив себе келлию и выкопав колодец. Позже он воздвиг здесь ещё часовню.

http://pravoslavie.ru/121234.html

Нило-Сорская пустынь: как была устроена жизнь аскетов с непроходимых болот Многие знают, что преподобный Нил Сорский был аскетом и проповедовал нестяжательство. А в чем это нестяжательство заключалось? Как жили монахи и сам святой в Нило-Сорской пустыни? Жизнь в скиту среди монахов считается «золотым», или «срединным», путем. Это, с одной стороны, и не полное отшельничество, которое выдержать очень трудно, потому что оно сопряжено со многими духовными опасностями и искушениями, с другой — и не монашеское общежитие (киновия), которое больше раскрыто миру, наполнено заботами о монастырском хозяйстве, отвлекающими от безмолвия и созерцания. Скиты, как правило, укрывают в малодоступных и малоприспособленных для жизни местах: изначально — буквально в пустынях, а позже — и в горных ущельях, и на болотах, и в глухих лесах… Живут в скитах (или, как их еще иначе называют, пустыньках) лишь несколько монахов, общего большого хозяйства здесь нет, зато есть духовное наставление, которое помогает избежать опасных «прелестей» на пути спасения души. 1 С чего все началось Преподобный Нил Сорский (мирское имя неизвестно) родился в 1433 году. Родом он был москвич, происходил из семьи дьяка (говоря современным языком, госслужащего). До пострига, полагают историки, служил подьячим (мелким чиновником). Известно, что у преподобного Нила был брат, Андрей Майко (Майков), который служил дьяком у великих князей Василия II Темного и Ивана III, в течение 50 лет выполнял важные дипломатические поручения, участвовал в посольствах. В конце жизни принял монашество с именем Арсений в том же монастыре, что и его брат Нил, — в Кирилло-Белозерском. Нил Сорский был пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре в начале 1450-х годов, а после 1475 года ушел вместе с учеником Иннокентием (Охлябиным) из монастыря на Афон и в Константинополь. Есть предположение, что они побывали и в палестинских обителях. Там Нил долго изучал практику «умной» молитвы и скитского жития. Вернувшись в Россию в 1480-х, преподобные Нил и Иннокентий в 1480 году построили кельи по скитскому обычаю на реке Соре, в болотистом месте, в 16 верстах от Кирилло-Белозерского монастыря, и некоторое время жили там. Из окна одной кельи можно было увидеть только другую келью: ничто не должно было отвлекать подвижников от созерцания, безмолвия и изучения божественных писаний. В будущем уединенное житие каждого инока в Нило-Сорской пустыни сохранялось вплоть до XVII века. Лес вблизи келий рубить запрещалось.

http://sever.foma.ru/nilo-sorskaja-pusty...

преподобный Нил Сорский (1433–1508) Нравственно-аскетические труды Собрание сочинений преподобный Нил Сорский Старец, духовный наставник, один из основоположников скитского подвижничества на Руси. Предварительные сведения О раннем периоде жизни святого Нила Сорского известно немного. Родился он в 1433 году. Согласно его собственному признанию, он был поселянином и невеждой. Возможно, это связано с тем, что его родители были простыми сельскими жителями. Однако, такая оценка могла быть озвучена им и в связи с глубочайшим чувством смирения. Обширность связей святого со многими знатными людьми и высокая образованность дают повод думать, что он всё же имел боярское происхождение. В круг его учеников входили: князь Вассиан Косой, Дионисий, Нил Полев (принадлежавший к роду Смоленских князей) и другие известные лица. Согласно свидетельству одного из современников Нила Сорского, в миру тот имел прозвание Майков. Монашество Иноческая жизнь Нила Сорского началась в Кирилло-Белозерской обители. Здесь он учился навыкам аскетической жизни под руководством строгого и опытного подвижника, старца Паисия Ярославова. Здесь он трудился, предавался молитве и послушанию, бдению и постам. Прожив какой-то период в монастыре, он вместе с учеником, монахом Иннокентием (принадлежавшим к боярскому роду Охлебининых) решился путешествовать по святым местам. Достигнув Афона, пробыл там достаточно долгое время, перенимая опыт местных отцов, возрастая возрастом духовным, изучая правила пустынножительства, трезвения, духовного созерцания. Одним из его излюбленных занятий было изучение Священного Писания, жизни и творений святых отцов Церкви. Пребывая на Святой Горе, Нил Сорский приобщился к уединенному жительству, полюбил священное Христа ради безмолвие. Возвратившись на Русь, он не стал жить в Белозерской обители, а выбрав безлюдное болотистое место неподалеку, приблизительно в 15 верстах от монастыря, на реке Сорке, воздвиг там крест, вырыл колодец, основал келью, часовню, предался аскетическим подвигам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/

Русская патристика: святой Нил Сорский и социальное служение Что мы знаем об аскетике святого Нила? 20 мая, 2015 Что мы знаем об аскетике святого Нила? Для чего преподобный Иосиф Волоцкий отправлял иноков из своего монастыря к преподобному Нилу Сорскому? Как можно соотнести умное делание с социальным служением? Рассказывает диакон Павел Сержантов. Автор святоотеческого уровня Для Православной Церкви время святых отцов не прошло. И это замечательно. Мы весьма ценим святых отцов Античности и Средневековья. Мы можем смело говорить и о святых отцах Нового времени, о греческой патристике и о русской патристике тоже. Среди отечественных духовных писателей и богословов хотелось бы почтить преподобного Нила Сорского (память 20 мая по новому стилю). Диакон Павел Сержантов Это духовный писатель поистине святоотеческого уровня. Что мы о нем знаем? Жил пятьсот лет назад. Был монахом-«нестяжателем», отстранялся от социального служения. Почему так? О причинах его отстранения много говорили в социально-политическом русле. Между тем, причины у преподобного Нила были — аскетические. Какова же аскетика святого Нила? Аскетический путь: от начала и до высот созерцания Путь духовного восхождения, согласно преподобному Нилу, открывает покаяние. «Подобает же имети нам скорбь полезну — еже о гресех, — с надежею благою к Богу, покаанием… Сия убо скорбь с радостию размешена бывает… Скорбь же съпротивную, еже от бесов приносимую, тщаливно подобает от сердца отметати». Покаянная печаль по Богу (скорбь полезна) связана с надеждой на Бога и радостью, в отличие от нее страсть печали бесовской является виновницей всех зол, и ее следует от сердца отметать через борьбу со страстями. Вот и борение еже к страстем. Со страстями сперва борются телесно (останавливая проявления страсти на деле), потом восходят к борьбе со страстью в помышлении («мыслене»). Преподобный Нил описывает «разумное борение», при котором подвижник стремительно отсекает приходящие страстные помыслы и беспрестанно молится. Это приводит человека к «жительству безмолвия». Совершая умное делание, преподобный Нил советует «благыа помыслы приводити на лукавыа», то есть переводить лукавые помыслы в полезные — в помыслы покаянного самоукорения.

http://pravmir.ru/russkaya-patristika-sv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010