Послание Геннадия Иоасафу Подготовка текста, перевод и комментарии Я. С. Лурье Послание Геннадия Новгородского Иоасафу Ростовскому – один из наиболее ранних и интересных памятников полемики против новгородских еретиков конца XV в. Написанное в 1489 г., после вынужденного ухода Иоасафа с архиепископского престола, оно отражало тот момент в борьбе Геннадия с еретиками, когда ему уже удалось добиться (в 1488 г.) наказания нескольких новгородских еретиков за иконоборчество, но не удалось вызвать доверия в Москве к более широким обвинениям против еретиков. Геннадию, по его словам, стало казаться даже, что «Новъгород с Москвою не едино православие». Смущала Геннадия и неожиданная и недостаточно мотивированная отставка его собрата по иерархии – Иоасафа Ростовского. Но главным предметом тревоги был для Геннадия вопрос ο конце мира, который русские книжники того времени, и в числе их сам новгородский владыка, ожидали в 1492 г. (7000-й год от «Сотворения мира»). Вера в неизбежное наступление конца мира в 1492 г. была настолько распространена в то время, что даже пасхалия (таблица для определения праздника Пасхи) была доведена только до 7000 года. Еретики не верили в конец мира и надеялись («себе надежно чинят») на торжество своих идей после 7000 года. Β послании Геннадий пытается уяснить основания этой еретической «надежды» и дать собственный ответ на вопрос ο ближайших судьбах мира и человечества. Прямой целью послания было также привлечение к борьбе с еретиками видных церковных деятелей того времени – Паисия Ярославова и Нила Сорского . По отношению к Нилу Сорскому эта цель была, по-видимому, достигнута: есть основания предполагать, что Нил Сорский участвовал в создании главного сочинения против еретиков, составленного в начале XVI в. – «Просветителя» Иосифа Волоцкого . Адресованное дружественному читателю и не имевшее такого однозначно «обличительного» характера, как более поздние сочинения Иосифа Волоцкого против еретиков, послание Геннадия Иоасафу было написано разговорным языком с просторечными оборотами и введением прямой речи упоминаемых в послании лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Семенович (12.07.1854, Пенза-24.04.1926, Москва), историк лит-ры. Род. в семье священника. Окончил Пензенскую ДС (1872) и историко-филологический фак-т Казанского ун-та (1876). В 1878-1882 гг. профессорский стипендиат Казанского ун-та при кафедре словесности, в 1880-1882 гг. был командирован в Москву и С.-Петербург для научных занятий. В 1882-1908 гг. работал в Казанском ун-те: с 1882 г. доцент, с 1884 г. экстраординарный, с 1890 г. ординарный, с 1907 г. заслуженный профессор. Активно участвовал в научно-общественной жизни: был членом ОЛРС, чл.-кор. Московского имп. археологического об-ва, членом имп. ОЛДП, Казанского об-ва археологии, истории и этнографии, членом, в 1900-1904 гг. председателем Об-ва любителей отечественной словесности в Казанском ун-те. С 1904 г. чл.-кор. АН по Отд-нию рус. языка и словесности. Сотрудничал в «Историческом вестнике», «Русском обозрении», «Казанском телеграфе», «Православном собеседнике» и др. изданиях. В 1894-1897 гг. изучал преподавание отечественной лит-ры и предметов слав. филологии в ун-тах Вены, Берлина, Лейпцига, Гёттингена, Парижа, Лондона, работал в архивах и б-ках Праги, Белграда, Софии, Загреба и др. В 1908 г. назначен инспектором Елизаветинского ин-та в С.-Петербурге, в том же году вышел в отставку. Участвовал в создании Пролетарского ун-та в Симбирске (1919). Основной областью научных интересов А. была древнерус. лит-ра в ее связи с христ. лит-рой др. стран - южнослав., визант., западноевроп. Изучению древнерус. лит-ры посвящены диссертации А.: магистерская - «Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: Их литературные труды и идеи в Древней Руси. Ч. 1: Нил Сорский» (СПб., 1882) и докторская - «К изучению древнерусской литературы... Творения отцов Церкви в древнерусской письменности» (СПб., 1888). В работах, посвященных западнорус. лит-ре, А. одним из первых нарисовал картину оживления духовной жизни правосл. об-ва Зап. Руси во 2-й пол. XVI в. и описал начало борьбы правосл. населения с католич. экспансией. Отдельные работы А. посвящены древнеслав. рукописным Евангелиям XI-XV вв., истории древнерус. «Луцидариуса», южнослав. апокрифам. А. придавал большое значение разработке вспомогательных историко-филологических дисциплин: текстологии, библиографии, палеографии.

http://pravenc.ru/text/76440.html

Заключение И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) Наша книга не дает подробной истории русского монашества, однако в ней охарактеризованы все самые важные явления и наиболее значительные фигуры. На протяжении трех периодов этой истории характер монашества менялся. Это относится и к жизни монастырей, и к представлениям монахов (даже принадлежавших к одному и тому же поколению) об основах иноческого подвижничества, что особенно остро проявилось в споре о смысле аскезы, вспыхнувшем в начале XVI в. С нашей точки зрения, существование двух направлений имело чрезвычайно важное значение для всей последующей истории русского монашества. Этот спор свидетельствовал прежде всего о том, что в самом монашестве после пяти веков его существования на Руси, после расцвета иночества в XIV–XV вв. возникла потребность в выяснении сущности христианского аскетизма вообще и основ монастырской жизни в частности, потребность в возможно более точном определении этих основ, для того чтобы вывести монастырскую жизнь на правильный путь. Почин принадлежал той группе иноков, которая стремилась установить тесную связь с аскетически-мистическим духом древнего монашества, и в связи с этим особой оценки в истории русского монашества заслуживают старец Нил Сорский и его сподвижники. Замечательно то, что их почин пришелся на последние десятилетия XV в., когда процесс обмирщения еще не проявился с такой очевидностью, как в начале XVI столетия. Из этого можно сделать вывод, что Нил и его сподвижники пришли к своим аскетическим воззрениям не потому, что пытались бороться с обмирщением, а потому, что осознали, каковы подлинные основы монастырского жития. Их противники, иосифляне, вынуждены были сформулировать свою точку зрения на задачи монашества, главным образом, в виде ответа на почин нестяжателей, однако от этого их точка зрения не теряет своего значения для историков, и даже не из-за ее политического содержания, а скорее потому, что она оказалась чрезвычайно важной для будущей истории русского монашества. Поэтому время, когда разгорелся этот спор, мы назвали переломным моментом в истории развития монашества и его самосознания.

http://sedmitza.ru/lib/text/436702/

Из двух твоих писем вижу твое сознание в неправильном прохождении и действиях мнимой твоей умной молитвы и желание положить начало к исправлению себя, т. е. оставлении желать и искать высоких мер, как твоя святыня желала и искала, полна сущи страстей: гордости, тщеславия, своенравия, зависти, гнева, ярости, осуждения и прочих; а где есть сознание себя виновною, и послушание к совлечению своей воли и отвержение своего страстного разума, там есть и надежда к исцелению душевных страстей. А вот ты хотела в скверной одежде (страстей) внити на брак и потому потерпела извержение. – Сознаешься в страсти наставлять сестёр, и из ямки бы вылезла погрызться с ними; для чего же погрызться, а не лучше ли духом кротости и любви? Хорошо, что они в простоте сердца, повинуются тебе, но все от жестокости слов робеют и не могут все сказать, что мне довольно из прежних случаев известно; а кротостью и любовью можно больше покорить в доверие, и им будет польза. Ты говоришь, сатана поиграл тобою за частое поминание имени его, надобно же это оставить и обращаться мирно. Еще находишь, что пострадала, за выслушание от многих о... страстях, без страха Божия. Под видом пользы их говорила с ними подробно, от чего они могли чувствовать раздражение. Св. отцы не велят подробно о сем объяснять, ни при исповеди, ни при откровении; а ты это приняла от страстного своего ума, и в этом впредь имей осторожность, – можно научить иногда их тому, о чем они и понятия не имеют, и оное им не нужно: а узнавши, возбуждается брань; а это вредно.– Обжегшись на молоке, надобно и на воду дуть; ты, искавши высоких, и погрешила ими; должно искать, как бы победить свои страсти, – о чем много учат нас св. отцы: Лествичник, авва Дорофей , Кассиан, Нил Сорский , Симеон Новый Богослов и прочие; и, подвизаема на страсти, познавай свою немощь и смирися, а смирение привлекает Божию благодать; уединения большего не ищи, a имей общение с сёстрами; они тебя любят и состраждут о тебе, в этом я уверен. Частое твоё соборование я не одобряю, для чего это? Конечно, таинство сие нужно для христианина принять; и всегда бывает приятно сердцу, когда кто отойдет с сим напутием; но не всегда оное употреблять, по летах многих, одно после другого; а ты это очень часто повторяешь без разума; да к этому же и С... С..., здоровую присовокупила; кажется, это служит для многих соблазном; но ты это делала в безумии; не надобно же того делать в разуме; дело другое – таинство исповедания и причащения, это нужно и часто повторять, а того часто не нужно. – А... Я... можно и одну пособоровать, внушив ей необходимость и нужду этого таинства, ибо оное и забвенные грехи прощает, и подает исцеление, аще будет воля Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Из двух твоих писем вижу твоё сознание в неправильном прохождении и действиях мнимой твоей умной молитвы и желание положить начало к исправлению себя, т. е. оставление желать и искать высоких мер, как твоя святыня желала и искала, полна сущи страстей: гордости, тщеславия, своенравия, зависти, гнева, ярости, осуждения и прочих; а где есть сознание себя виновною, и послушание к совлечению своей воли и отвержению своего страстного разума, – там есть и надежда к исцелению душевных страстей. А вот ты хотела в скверной одежде (страстей) внити на брак и потому потерпела извержение. – Сознаешься в страсти наставлять сестер, и из ямки бы вылезла погрызться с ними; для чего же погрызться, а не лучше ли духом кротости и любви? Хорошо что они, в простоте сердца, повинуются тебе; но все от жестокости слов робеют и не могут всё сказать, что мне довольно из прежних случаев известно; а кротостью и любовью можно больше покорить в доверие, и им будет польза. Ты говоришь, сатана поиграл тобою за частое поминание имени его; надобно же это оставить и обращаться мирно. Ещё находишь, что пострадала за выслушание от многих о.... страстях, без страха Божия. Под видом пользы их, говорила с ними подробно, от чего они могли чувствовать раздражение. Св. отцы не велят подробно о сем объяснять, ни при исповеди, ни при откровении; а ты это приняла от страстного своего ума, и в этом впредь имей осторожность, – можно научить иногда их тому, о чём они и понятия не имеют, и оное им не нужно; а узнавши, возбуждается брань; а это вредно. Обжегшись на молоке, надобно и на воду дуть; ты искавши высоких, погрешила ими; должно искать, как бы победить свои страсти, – о чём много учат нас св. отцы: Лествичник, авва Дорофей , Кассиан, Нил Сорский, Симеон Новый Богослов и прочие; и подвизаема на страсти, познавай свою немощь и смирися, а смирение привлекает Божью благодать; уединения большого не ищи, а имей общение с сёстрами, они тебя любят и состраждут о тебе, в этом я уверен. Частое твоё соборование я не одобряю: для чего это? Конечно таинство сие нужно для христианина принять: и всегда бывает приятно сердцу, когда кто отойдет с сим напутием; но не всегда оное употреблять, одно после другого, а по летах многих; а ты это очень часто повторяешь без разума, да к этому же и С... С... здоровую присовокупила; кажется, это служит для многих соблазном; но ты это делала в безумии, не надобно же того делать в разуме; дело другое – таинство исповедания и причащения, это нужно и часто повторять; а того часто не нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Содержание Предисловие издателя Издаваемое послание новогородскаго архиепископа Геннадия к Московскому собору 1490 года, доселе известное только в рукописях, составляет драгоценный памятник для истории того великаго брожения умов на Руси, которое началось в конце XV века — ересью жидовствующих, и в различных видоизменениях продолжалось до половины следующаго столетия. Это послание писано единовременно с известным посланием тогоже святителя к митрополиту Зосиме, и содержит теже самыя жалобы на явное невнимание московскаго церковнаго правительства к правам и представлениям Геннадия, — невнимание, подавшее еретикам повод открыто «лаяться» на своего главнаго обличителя. В этом «лаяньи» особенно дерзок был чернец Захария, разсылавший по всем городам свои ругательныя граматы на Геннадия. В летописных сказаниях о соборе 1490 года чернец Захария представляется главою жидовствующих, так что первоначальные вожди еретиков (новогородские протопопы и попы) называются только его товарищами. В виду этого обстоятельства подробное донесение Геннадия о Захарие, находящееся в издаваемом нами послании, получает особенную историческую важность. Оно открывает нам практическия, жизненныя начала «новоявившейся новогородской ереси», по которым она была тождественна с ересью псковских стригольников. Геннадий прямо называет Захарию стригольником. И действительно, подобно стригольникам, этот глава жидовствующих отвергает, ради поставления духовенства «на мзде», святость церковной иерархии и таинств. В этих антииерархических стремлениях заключалась вся сила новгородской ереси. Еретики указывали на такия стороны в современных церковно-правительственных порядках, которыя, действительно, легко могли сделаться предметом вольнодумной критики, и против которых возставали и такие верные сыны и пламенные ренители блага Церкви, как, например, Нил Сорский и Максим Грек. Без сомнения, в силу этого двойнаго протеста в 1503 году (за несколько месяцев до окончательнаго суда над еретиками) изданы были следующия церковно-законодательныя меры: о непоставлении священнослужителей на мзде, о вдовых попах и дьяконах, которые, еще во времена стригольников, своею жизнию подавали повод к соблазнительным толкам о духовенстве, о запрещение монахам и монахиням жить в одном монастыре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3015...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Нестяжательство – протест против богатства Страницы истории В конце XV начале XVI века в России возникло религиозно-политическое движение – нестяжательство. Приверженцы этого движения выступили с требованием отказа церкви от «стяжания». То есть от приобретения церковью, особенно монастырями, земельных и имущественных ценностей. Свое требование нестяжатели обосновывали тем, что считали стяжание земельных и имущественных ценностей церковью противоречащим идеалам Евангельской морали и наносящим ущерб церковному авторитету. Идейное обоснование нестяжательства содержится в трудах Нила Сорского , Вассиана (Патрикеева), старца Артемия и других деятелей церкви. Так, например, в своем церковном труде «Монастырский устав» Нил Сорский утверждает о том, что приобретение монастырями собственности не совместимо с монашеским обетом. Потому что этот обет призывает монахов вести аскетический образ жизни, отречься от всего мирского, а также использовать личный труд, как источник существования. монахов. Нил Сорский является известным деятелем русской церкви, почитаемым как Святой и в наши дни. Он родился в 1433 году в крестьянской семье. До того как поступить в монашество, он занимался переписыванием книг, то есть был «скорописцем». Свой постриг он принял в Кирилло-Белозерском монастыре, в котором, со времен его основания, существовал глухой протест против землевладельческих прав церкви. Нил Сорский совершил путешествие на восток, в Палестину, Константинополь и Афон. Вернувшись на родину, он основывает свой скит, в котором собирает своих последователей, «которые его были нрава». В скиту вместе со своими учениками он живет замкнутой уединенной жизнью, занимаясь книжными делами и строго соблюдая монашеский образ жизни. Однако уединенная жизнь не помешала Нилу Сорскому принять участие в двух важнейших событиях того времени, в деле Новгородских еретиков и в движении нестяжателей. Протест Нила Сорского против землевладельческих прав монастырей, имевший место на соборе 1503 года, является одним из важнейших фактов жизни этого Святого. Когда уже работа собора приближалась к концу, Нил Сорский поднял вопрос о монастырских земельных владениях, которые в то время равнялись трети всей государственной территории. По мнению Святого, землевладения отрицательно влияли на монашество. Выступление Нила Сорского поддержали Кирилло-Белозерские старцы, разделявшие идею нестяжательства. Нил Сорский считал, что всякая собственность и богатство противоречит иноческому обету. По убеждениям Нила Сорского, инок (монах) энергично отрицает всё мирское и посвящает себя служению Богу. Как же после этого он может находить время для заботы о мирских делах, землях и имуществе. А всё обязательное для инока, должно стать обязательным и для монастыря. Воззрения Нила Сорского поддерживали и его ученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия (см. также " Общая история Церкви " ) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель НОВАЦИАН [Новатиан; Новат] (ок. 200-257/8), раннехрист. лат. церковный писатель и богослов, рим. пресвитер; после 251 г.- предводитель новацианского раскола и антипапа НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов ОБРАЗЦОВ Павел Евфимьевич (Ефимович) (1840 - 1895), протоиерей, магистр богословия, правосл. богослов, библеист ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ОДО [Одо из Турне, Одон, Одоард] (после 1060 - 1113), основатель и 1-й аббат мон-ря св. Мартина (Сен-Мартен) в Турне, епископ Камбре, средневек. философ и богослов ОЗОЛИН Николай (род. 26.05.1942), протоиерей Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви, богослов, искусствовед, иконописец ОККАМ Уильям († 1347), англ. теолог, философ, церковный деятель; основоположник номиналистического направления в позднесредневек. схоластике; член монашеского ордена францисканцев

http://pravenc.ru/rubrics/122392_8.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Прп. Нил Сорский Нил Сорский 7 мая     После падения Константинополя Афон находился под по­кровительством (хотя и не всегда бескорыстным) турецких султанов, благодаря чему сохранил относительную независи­мость. Монахи не интересовались политикой, и Афон по-преж­нему оставался совершенно обособленным от остального мира, лишь отдаленные отголоски исторических событий достигали этих мест.   На Афоне старцы Нил и Иннокентий сначала посети­ли Карею, административный центр Святой Горы. Здесь стар­цы должны были получить благословение прота на посещение Афона. Видимо, они его получили, поскольку задержались на Святой Горе надолго...   Многое здесь удивило прп. Нила!   Всякий день афонские иноки-келлиоты вычитывали поло­вину Псалтири и по шестьсот молитв «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Сверх того полагалось от трехсот до пятисот поклонов. Если кто хотел прибавить, то это не воз­бранялось. Чтение Псалтири в качестве келейного правила -древнейший монашеский обычай. В монашеских уставах часто встречается «Чин двенадцати псалмов». Блаженный Августин говорил, что «любовь к псалмопению родила монастыри». Пер­вые монахи прочитывали всю Псалтирь за раз, и это было их ночной или дневной молитвой.   Афонские келлиоты в XV веке также придерживались этой традиции. Об этом мы узнаем из описания архимандрита нижегородского Печерского монасты­ря Досифея. Он побывал на Афоне на полтора столетия раньше преподобного Нила - в начале XIV века. Архимандрит заметил, что в его время на Руси вся Псалтирь вычитывалась в монасты­рях только Великим Постом и в другие посты, «но святогорцы живут не так: они одно правило держат во всю жизнь».   В XV ве­ке это правило Афонской Горы уже стало известно в русских монастырях: например, в библиотеке Кирилло-Белозерского мо­настыря обнаружен богослужебный сборник того времени, где переписано правило архимандрита Досифея.   Далее: Нил Сорский Комментарии Всего комментариев: 10 2013/07/05, 22:10:47

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1492

Преподобный Нил Сорский (+ 1508) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 7 мая в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Нил Сорский, в миру Николай Майков, происходил из дворянского рода и в молодости был на государственной службе. Он рано поступил в Киримло-Белозерский монастырь, где духовно сблизился с настоятелем его, старцем Паисием Ярославовым, который в свое время отказался от митрополичьей кафедры. Дружба их продолжалась до самой их кончины. Чтобы лучше изучить монашеский подвиг, он с учеником своим, прп. Иннокентием (память его 19 марта), посетил Восток, Афон и Константинополь и был там в общении с подвижниками, учениками прпп. Григория Синаита и Григория Паламы. По возвращении он основал в 15 верстах от Кириллова монастыря, на реке Соре, первый в России скит и дал ему устав. Место, избранное им, полюбилось ему потому, что оно было, по его словам, «мирским маловходно». Оно было низко и так окружено болотистыми мхами, что для сооружения скита пришлось нанести целую гору земли. «Было оно,— по словам посетившего его царя Иоанна Васильевича IV, — уныло и плачевно всем». То же впечатление вынес от Ниловой пустыни исследователь старины XIX в. С. П. Шевырев. Он писал: «Дико, пусто и мрачно то место, где Нилом был сооружен скит. Почва ровная, но болотистая, кругом лес, более хвойный, чем лиственный. Река Сора, или Сорка, давшая прозвище угоднику Божию, не вьется, а тянется и похожа более на стоячую, нежели текучую воду. Среди различных угодий, которыми изобильна счастливая природа стран Белоезерских, трудно отыскать место более грустное и уединенное, чем эта пустыня...» Настоятелем этого скита по общему желанию братии стал прп. Нил. Сам он не хотел этого. Но с самой глубокой древности, по словам святоотеческих книг, избирались настоятели опытные в духовной жизни. Это было необходимое условие для духовного процветания монастырей. Устав, составленный прп. Нилом своим ученикам, имеет глубокое значение и для нашего времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/437162/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010