Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иосифляне, нестяжатели и ИНН 15 мин., 01.01.2008 Нередко, стремясь обличить Церковь в грехе корыстолюбия, в качестве исторического аргумента вспоминают конфликт между так называемыми «иосифлянами» и «нестяжателями». В его основе — вопрос, могут ли, имеют ли право монастыри владеть имуществом (в том числе и крепостными крестьянами). Что же, однако, реально стояло за богословскими коллизиями далекого XVI века? И какое все это имеет отношение к современной церковной жизни? Об этом мы беседуем с историком Николаем ЛИСОВЫМ. Николай Николаевич ЛИСОВОЙ родился в 1946 году в городе Станиславе (ныне — Ивано-Франковск). Окончил в 1967 году Московский государственный заочный педагогический институт, в 1972 году — аспирантуру Института философии. Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества, доктор исторических наук. Мифология борьбы — Николай Николаевич, всякий образованный человек слышал про конфликт нестяжателей и иосифлян. Первые, мол, хорошие, вторые — плохие. Как Вы думаете, почему популярна такая позиция? — Причина тут очевидна — обосновать «историческими аргументами» свое неприязненное отношение к Православной Церкви и желание всячески ограничить ее влияние. К сожалению, современный человек не любит докапываться до истины, зато с легкостью доверяет мифам. — По-вашему, конфликт нестяжателей с иосифлянами — тоже миф? — Да, и «мифология» эта начала складываться очень давно, едва ли не с того же самого XVI века. Вот-де жил преподобный Нил Сорский, учил, что монахи не должны владеть никаким имуществом, а кормиться лишь трудами рук своих да подаянием. И был такой Иосиф Волоцкий, который хотел (искажая тем самым суть христианства), чтобы монастыри владели богатствами, чтобы они угнетали крестьян... И была между ними борьба, в которой злые и жадные иосифляне победили добрых и бескорыстных нестяжателей. — А что здесь неправда?

http://foma.ru/iosiflyane-nestyazhateli-...

Скачать epub pdf Ответы на вопросы 110 Вопрос. Преподобный Нил Сорский дает такой совет: если во время молитвы тебя искушают помыслы, то не обращай на них внимания, а если изнеможешь, то встань и помолись против них. Объясните, как это сделать на практике? Ответ. Совет «не обращать внимания» не нужно понимать так, что к тебе пришел, например, блудный помысел, занимает тебя, а ты целый день им услаждаешься и не борешься с ним. Что значит не обращать внимания на помысел? Правильнее было бы сказать – отвратить от него внимание. Но у нас не получится отвратить внимание от блудного помысла тем, что мы будем внимательно рассматривать, например, березу. А вот при помощи молитвы это сделать можно. Конечно, не у всех и не всегда это получается, это зависит от соотношения силы молитвы и силы соблазна. Если у тебя есть молитвенный опыт, умение сосредоточиваться, то ты можешь не смотреть умом на пришедший помысел и углубиться в молитву. Тогда помысел, так сказать, остается вне твоего ума, то есть перестает быть помыслом, исчезает. Но для человека неопытного это трудно. Он не может углубиться в молитву: страсть действует в нем сильнее, чем благодать, и греховный помысел отвлекает его ум от молитвы. Человек поневоле, как бы гипнотизируемый силой страсти, увлекается этим помыслом, а тот постепенно разрастается и овладевает сознанием. Если у нас нет сил уйти от греховного помысла в молитву, если он уже привлек наше сознание и как бы не отпускает его (мы и мучаемся этим, но ничего не можем с собой сделать), тогда мы должны молиться против помысла. Молиться «против» – значит умолять Господа о том, чтобы Он избавил меня от помыслов. Например, на меня напала раздражительность, и я не могу себя сдержать, или осуждение, или другие навязчивые греховные помыслы. Впрочем, бывают просто суетные помыслы, которые по виду будто бы и ничтожны, но отвлекают человека от молитвы. А если пустяк отвлекает от молитвы, то это уже не пустяк. В таком случае нужно усердно молиться и против этого по видимости пустякового помысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Содержание Об авторе Введение 1. Краткий Обзор Аскетики Сущность «внутреннего делания» Последовательность в Духовном Восхождении Борьба со Страстями Молитва Древность и непрестанность Иисусовой молитвы Строение души Нисшествие ума в сердце Духовные Созерцания Созерцание в Библии и язычестве Прелесть Старчество Значение старческого окормления Откровение помыслов Характерные свойства старца Старчество и духовничество в истории Святость 2. Древнее Восточное Монашество Введение Иерархичность духовного мира и место в нем монашества Зарождение Монашества по Святым Отцам Краткий Обзор Истории Древневосточного Монашества Исихазм Григорий Синаит и Григорий Палама 3. Связь с Востоком Домонгольский период Московская Русь Южнославянское литературное влияние Болгарские церковные деятели Связь с Сербией Московские митрополиты – паламисты Непосредственное общение с Востоком 4. Русское Монашество (X-XVII века) Характер эпохи Преподобный Антоний Печерский Преподобный Феодосий Печерский Московская Русь Вступление к XIV веку Великий печальник земли русской Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Павел Обнорский Характеристика XV века Преподобный Кирилл Белозерский († 1429) Преподобный Нил Сорский († 1508) XVI и XVII века Преподобный Корнилий Комельский († 1537) XVII век Старец Нектарий Оптинский: Как надо благодарить Обзор Последующей Эпохи (XVIII-XX вв.) Период гонения монашества (XVIII в.) Возрождение в XIX в. и Оптина Пустынь Антропология и гносеология философии И.В. Киреевского Приложение. Древнерусское Искусство Об авторе Концевич Иван Михайлович (1893–1965). Родился 19 октября в Полтаве в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Учился на математическом факультете Харьковского университета. В 1916 г. посетил Оптину Пустынь и с тех пор находился под духовным руководством старцев. Участвовал в гражданской войне. Окончил военно-инженерное училище в Галлиполи. В 1930 году окончил физико-математический факультет Сорбонны, одновременно зарабатывая физическим трудом. Стал специалистом по электрификации. В 1948 г. окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Написал кандидатскую диссертацию на тему «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси». В 1952 году переехал в США. Некоторое время преподавал патрологию в Свято-Троицкой семинарии в г. Джорданвилль. Скончался в Сан-Франциско 6 июля. Некролог в «Православном Пути» (Джорданвилль, 1965).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Содержание Предисловие составителя сборника Святитель Игнатий (Брянчанинов) О молитве Иисусовой Отдел 1. О молитве Иисусовой вообще Отдел 2. О прелести Отдел 3. Об упражнении молитвою Иисусовою Слово о поучении, или памяти Божией Слово о молитве умной, сердечной и душевной Слово о молитве Иисусовой Схимонах Василий Поляномерульский Предисловия Предисловие, или предпутие, желающим читать книгу святого отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского Предисловие к книге блаженного Исихия Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским Приложение Преподобный Нил Сорский Предание старца Нила Пустынника своим ученикам; и всем полезно его иметь Устав преподобного Нила Сорского Из писаний святых отцов о мысленном делании: ради чего это нужно и как подобает стараться о том 1. О различении [стадий] ведущейся с нами мысленной брани, о победах и поражениях [в ней] и о том, что надо тщательно противиться страстям 2. О нашей брани с вышеописанным и [о том], что должно побеждать [все] это памятью Божией и хранением сердца, то есть молитвой и безмолвием ума, и о том, как это делать. Здесь же и о дарованиях 3. О том, как и чем укрепляться при наступлении браней мысленного подвига 4. О поддержании всего делания в [течение] жизни нашей 5. О различии [видов] нашей борьбы и победы над восьмью главными страстными помыслами и над прочими 6. В общем о всех помыслах 7. О памяти смертной и Страшном Суде: как поучаться в этом, чтобы стяжать эти помыслы в сердцах наших 8. О слезах: что подобает делать хотящим обрести их 9. Об охранении [себя] после того 10. Об отсечении [забот] и беспопечении истинном, каковое есть умерщвление для всего 11. О том, что не прежде времени и в подобающую меру эти делания подобает совершать Духовное завещание преподобного Нила     По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Сборник произведений русских подвижников благочестия 15–16 столетий, подробно раскрывающий святоотеческое учение об умном делании молитвы Иисусовой. Последовательно рассматриваются все степени прохождения этой молитвы, даются не только теоретические сведения, но и вполне удовлетворительные практические рекомендации. Приводится описание и высших молитвенных состояний, которых сподоблялся один из величайших подвижников 18–19 веков – старец-пустынножитель Василиск. Книга может служить хотя и минимальным, но вполне удовлетворительным руководством для занятий умным деланием. В сборник включены работы сестер переводческой группы Ново-Тихвинского женского монастыря: перевод «Устава о скитской жизни» преподобного Нила Сорского и адаптация на современный русский язык рукописного текста «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским ».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

составитель И.В. Соловьев Скачать epub pdf А.И. Кузнецов. Обновленческий раскол в русской Церкви От автора Этот историко-литературный труд под названием: «ОБНОВЛЕНЧЕСКИЙ РАСКОЛ В РУССКОЙ ЦЕРКВИ», воспроизведённый машинописью в двух экземплярах и состоящий каждый экземпляр из трёх книг (томов), на 628-ми страницах – принадлежит мне – АРКАДИЮ ИЛЬИЧУ КУЗНЕЦОВУ. Он был создан в течение многих лет по собранным мною материалам, как историком обновленчества и участником в борьбе с ним. Один экземпляр из этих двух, т. е. три книги, некто, носивший сан епископа, присвоил и, выдав это сочинение за своё, получил учёную степень магистра МДА (удостоверение Московской духовной академии за 1250 от 28 декабря 1962 года). Как и при каких обстоятельствах это произошло, об этом, в своё время, я письменно известил быв. ректора МДА о. К. Ружицкого и ныне покойного патриарха Алексия. Полагаю, что этот документ сохранился, и поэтому повторять его считаю ненужным. Факт остается фактом, бывшее нельзя сделать не бывшим. К «диссертации» ложный диссертант приложил и ещё несколько моих сочинений, рукописи которых в своё время мною были даны для прочтения, однако он их не только читал, но и скопировал и точно так же выдал за свои: 1 . Преподобный Нил Сорский и заволжские старцы в борьбе за монашеские идеалы. 2 . О Славе Божией. 3 . Знаменательный юбилей. 4 . На Суде истории. К критике диссертации А. Введенского (моя рецензия). Позже выяснилось, что мою работу «Обновленческий раскол» упоминаемый мною некто использовал не только как «диссертацию», но и употребил её для рассылки в некоторые официальные места (Одесскую семинарию, редакцию Вестника Западно-Европейского Экзархата и др.). По многим причинам я не мог предотвратить этого зла, а также ввиду нежелания причинить боль Церкви разоблачением совершившейся лжи, я не использовал решительных мер, какие могли быть приняты в подобных случаях. И вот потом... Время постепенно отняло у этого события тайну: насилию противятся природа и разум, а истина всегда в пути, она всегда торжествует, потому что «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» ( Лк. 12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

СТРАСТИ В том-то и состоит весь наш подвиг, чтобы побеждать страсти, а они многоразличны. Главных святые отцы полагают восемь (св. Кассиан, св. Нил Сорский ), а св. Иоанн Лествичник , соединяя гордость со тщеславием, считает их семь. Сии же святые отцы научают нас, как против какой страсти бороться и чем их побеждать. Читай оные показанные тебе места и принимай их себе в руководство. Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает. Однако бывает, по слову св. Иоанна Лествичника (в 26 Степени), и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти; и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел. Потому-то и нужно нам отсечение своей воли и разума, что от сего рождается смирение; да и борьба со страстьми нас смиряет (III, 54,138). …Страсти не могут нами господствовать, когда мы противляемся им и призываем на них помощь Божию. Укрепляет же на нас страсти и подает им над нами победу наше самолюбие и гордость. Против сих-то наиболее должна ты вооружиться и противляться им, тогда и другие удобно побеждены быть могут. Когда же мы падаем какою-нибудь страстью, то явно предварила оному падению гордость, по слову св. Лествичника. Посему надобно всего больше поучаться смирению… (IV, 232, 519). Внутрь лежащие страсти обнаруживаются смотрением Божиим Удивляешься, откуда берется: зависть, злость, нетерпение и все, что только можно себе представить дурное! Все это суть твои страсти, внутрь тебя лежащие, но до времени утаивающиеся; а когда чуть явится какая вина, страсть и воздвизает свою главу и шипит; тут-то и надобно на них ополчиться, не убегая вин , а сопротивляясь и укоряя себя, – также призывая помощь Божию; а Господь силен подать тебе оную… (VI, 26, 42). Точно, для истребления страсти не нужно желать, чтобы никто не трогал; но обличения полезны; а когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от нее ревность и зависть происходят (III, 165, 292).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Русский исихазм «Русский исихазм. Духовность Нила Сорского» — фрагменты работы Дж. Мелони, одного из лучших специалистов по исихазму и восточным Отцам вообще. «Необходимо отметить, что Нил был первым крупным автором-исихастом в России. […] Именно Нил переработал в форму систематического и синтезирующего трактата то, что в противном случае осталось бы разбросанным по всевозможным флорилегиям Отцов. За счет этого, он не только оставил в наследие русской духовности и монашеству основательный опыт аскетики, но с редкостной взвешенностью и проницательностью сумел объединить две ведущие линии духовности, влияние которых в его эпоху охватывало весь Византийский мир: духовность Евагрия и духовность Макария, Диадоха и Симеона Нового Богослова.» Руский исихазм. Духовность Нила Сорского (фрагменты) Джордж Мэлони ЧИСТОТА СЕРДЦА И «НЕПСИС» НИЛА СОРСКОГО В тех разрозненных писаниях, что остались в нашем распоряжении, Нил Сорский слишком усиленно (как это находит Г. Левитский ) настаивает на том, что духовная жизнь является битвой, внутренней войной, которую ведет всецелостность Бога. Это значит, что роль средств для достижения цели здесь словно бы преувеличивается; причина же в том, что без непрерывного и успешного использования этих средств в течение всей жизни монаха, невозможно, считает Нил, достичь финальной цели – спасения души, равно как цели ближайшей – единения с Богом через благодать и молитву. Это позволяет нам понять, почему в своих двух систематических трактатах о духовной жизни Нил особо выделяет одиночество, безмолвие, контроль над помыслами, покой или же исихию , бдительность или трезвение ( непсис ), достигаемые особенно через соблюдение «заповедей». Все эти средства призваны очистить душу, разум или сердце, что необходимо монаху для достижения единственно истинной богоподобной свободы сынов Божиих. Лишь эта чистота сердца может обеспечить любовь к Богу ради Него Самого. Таким образом, в духовности Нила можно выделить следующие составляющие: (1) одиночество и безмолвие; (2) изгнание помыслов ( apostasis noimaton ); (3) исихия ; (4) непсис через соблюдение заповедей Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=186...

М.С. Боровкова-Майкова «В лето 7016-е месяца мая в 7 день, по Пасхе в третью неделю, святых жен мироносиц, отошел к любящему его Христу» великий старец Нил Сорский , оставив заветы «умного делания», а в 1722 г., т.е. более чем через двести лет появляется на свет будущий архимандрит Свято-Вознесенского Нямецкого и Предтечева Секулского Молдовлахийских монастырей, Паисий Величковский , как он сам и подписывается, «родимец Полтавский», которому далеко не чужды были эти заветы. Восприняв их так же, как и Майко (Сорский), под влиянием Афона, он является насадителем «умного делания» в Молдавии, имея под своим ведением два главнейших монастыря. Этих двух иноков, обоих уроженцев России, которым суждено было сыграть большую роль в деле обновления монашества, одному в 15-м веке в пределах России, другому – вне её пределов, но никогда не терявшему связи с ней, интересно и сопоставить вместе, и проследить отношение последнего к первому. Прежде всего обратимся к той небольшой литературе, которая имеется о Паисии, и сделаем её обзор. За исключением нескольких статей, помещенных в Кишин. Епарх. Вед., Христ. Чт. и др., и сведений, очень немногочисленных, разбросанных по отдельным работам, мы не имеем исследования о житии и деятельности Паисия, если не считать небольшую статью A. И. Яцимирского, помещенную в Сборн. Отд. Русск. яз. и Словесности за 1905 г., где, описывая рукописи Румынских библиотек, автор посвящает несколько страниц и Паисию. Но и в этой ограниченной литературе о Паисии есть указания на тот его интерес, который он обнаружил к «умному деланию». Так автор статьи, помещенной в Кишин. Епарх. Вед. за 1898 г., говорит: «Он отыскивает здесь (на Афоне) более исправные рукописи святоотеческих творений, изучает их со всей внимательностью, присматривается к жизни Афонской, собирает предания доброй старины, которые хотя не выполнялись, но и не заглохли–и в конце концов окончательно формируется великий Паисий, воскресивший древнее умное делание, умное трезвение». Далее тот же автор неоднократно 1 указывает, что Паисием возобновлено было «умное делание», что это умное делание стояло на первом плане, отодвигая внешнее поведение братии; отмечает защиту Паисием «умной молитвы» от её хулителей . Другой автор 2 пишет о том, что ученики Паисия, возвращаясь в Россию, передавали другим «усвоенные ими правила монашеской жизни и приобретенные навыки общежития и умной молитвы». Он же сообщает, что все наставления Паисия сводились к одной цели «побудить братию хранить Всем сердцем и всею душою заповеди Божии и читать святоотеческую литературу». А. И. Яцимирский в своей статье устанавливает связь Паисия с исихастами XIV в. и проводит даже параллель между отношениями Паясия к Афанасию Молдаванину, перед которым первый явился защитником «умной молитвы», и Григорием Синаитом и его отношениями к калабрийскому монаху; вот те небольшие данные, которые характеризуют однако Паисия, как человека с известным определённым миросозерцанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

М. Боровкова-Майкова Работа проф. Архангельского « Нил Сорский и Вассиан Патрикеев» не только знакомит нас с умственно-религиозной жизнью России XV–XVI вв. , не только делает исследование исторической личности «начальника в велицей России и скитского безмолвного жития» Нила Сорского , включая сюда и литературные источники идей его, но и дает массу сырого материала, впервые разысканного и напечатанного исследователем. Трудность точного определения этого материала и его большой объем по данному вопросу заставляет автора допускать некоторые неточности, и в нашем очерке мы хотели бы пополнить их постольку, поскольку позволяют вновь найденные нами источники. Среди сочинений, относимых к «писаниям» Сорского находится заметка «О иноках, кружающих стяжаний ради». На эту же заметку, как на принадлежащую тому же автору указывает и проф. Павлов (Историч. очерк секуляриз. церковн. земель в России, I. стр. 64, прим. 3), у которого она напечатана не полностью. Печатает ее вполне проф. Архангельский на стр. 72 указанной его работы. Приводим текст этой заметки по рукописи Кирилло-Белозерского монастыря (ныне СПБ. Духовн. Акад.) за 129–254, XVII в., л. 182; рядом с нею берем Migne. Patrol. Ser. gr., 79. Epistol. L; III, 119, p. 437. О мнисех кружающих стяжений ради, такоже Нилово Νικωνι Αρχιμανδριτ Первое превожделенное и зело опасное иночествующих жития ныне же мерзкое бысть, якоже зриши, зане отягчаются убо вся грады и веси от лжемонахов, обходящих и обтекающих всуе и якоже прилучися многим бесстудием и неразнством. Смущающиеся вси дому владыки и несладце имут воистинну и к самому возреннию, видяще тех прошаков бесстудие у дверей своих пребывающих, отнюду же и право по добродетели жительствующих суд, поругание и прелесть яви мнится, и что ныне Иеремия новый явил бы ся убо, рыдати полезне и по достоянию моги наша. Срамляюбося, мнише что писати, обаче доброе творяще не стужайте си, и Господь щедрот и всякие утехи будет с вами, аминь. πρην περιπθητος κα γαν περβλεπτος τν μοναζντων βος, νν βδελυρς γγονε, καθς ρς. Δι βαρονται μν πσαι πλεις κα κμαι π τν ψευδομονχων, περιτρεχντων μτην κα ς τυχεν, ν πολλ χυδαιτητι κα διαφορ νοχλονται δ πντες οκοδεσπται κα ηδς χουσιν ληθς κα πρς ατν τν ψιν, βλποντες ατος τν προσαιτν ναιδστερον τας αυτν παραμνοντας θραις. θεν κα τν ρθς κα κατ’ ρετν βιοτευντων κρσις κα πολιτεα, δι τοτους πτη κα χλεη ρτως νομζεται. Κα τις νν ερεμας νος παρυφανεη, θρηνεν προσφρως κα κατ’ ξαν ουνμενος τ μτερα; ασχνομαι γρ περαιτρω τι γρφειν.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/k-...

Н. Калестинов Параграф I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX     Предисловие Вторая половина Х-го столетия была в жизни русского общества тем временем, когда его умственное и нравственное состояние пало до весьма низкого уровня. Выдвигалось и достигалось одно внешнее, совершенно забывалось все внутреннее, возвышенное. И вот в это время всеобщего упадка – вдали от мира с его суетой зажегся светлый луч, прорезавший глубокую темь русской жизни. Это был знаменитый деятель русской церкви, «первооснователь скитского жития в России» преп. Нил Сорский . Из тиши пустынного уединения он принес современникам новые идеи, звал их к истине, к правде, к милосердию, к жизни по велениям совести. Тогдашнее общество, хотя и не приняло обращенного к нему призыва, все-таки не могло не окружить возвышенной личности подвижника благоговейным уважением. И уважение это было настолько велико, что за преп. Нилом Сорским лишь одним в истории осталось наименование «великого старца». Несмотря на все это, до нас не дошло почти никаких сведений о жизни «великого старца». Правда, чем далее шло время, чем более менялась, становилась разумнее картина русской жизни, тем все более и более из мрака прошлого выделялась светлая личность Нила, – но все-таки очертания ее были смутны, факты из жизни отшельника спорны и не установлены. И вот целый ряд известных русских ученых отдает свои силы на то, чтобы собрать хотя бы отрывочные, но твердо установленные сведения о великом подвижнике. Однако, русская литература и до сих пор не имеет такого труда, в котором все наличные биографические сведения о Ниле Сорском , собранные воедино, были бы изложены в форме цельного художественного произведения. Попытку восполнить этот пробел и имеет в виду предлагаемый очерк. Очерчивая отрешенную от мира идеальную личность «великого старца» и набрасывая попутно картину культурно-религиозного состояния эпохи, в которой жил и действовал знаменитый подвижник, автор настоящего очерка старался строго руководиться следующими научными трудами и произведениями, имеющими отношение к личности «великого старца».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/oc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010