Русский исихазм «Русский исихазм. Духовность Нила Сорского» — фрагменты работы Дж. Мелони, одного из лучших специалистов по исихазму и восточным Отцам вообще. «Необходимо отметить, что Нил был первым крупным автором-исихастом в России. […] Именно Нил переработал в форму систематического и синтезирующего трактата то, что в противном случае осталось бы разбросанным по всевозможным флорилегиям Отцов. За счет этого, он не только оставил в наследие русской духовности и монашеству основательный опыт аскетики, но с редкостной взвешенностью и проницательностью сумел объединить две ведущие линии духовности, влияние которых в его эпоху охватывало весь Византийский мир: духовность Евагрия и духовность Макария, Диадоха и Симеона Нового Богослова.» Руский исихазм. Духовность Нила Сорского (фрагменты) Джордж Мэлони ЧИСТОТА СЕРДЦА И «НЕПСИС» НИЛА СОРСКОГО В тех разрозненных писаниях, что остались в нашем распоряжении, Нил Сорский слишком усиленно (как это находит Г. Левитский ) настаивает на том, что духовная жизнь является битвой, внутренней войной, которую ведет всецелостность Бога. Это значит, что роль средств для достижения цели здесь словно бы преувеличивается; причина же в том, что без непрерывного и успешного использования этих средств в течение всей жизни монаха, невозможно, считает Нил, достичь финальной цели – спасения души, равно как цели ближайшей – единения с Богом через благодать и молитву. Это позволяет нам понять, почему в своих двух систематических трактатах о духовной жизни Нил особо выделяет одиночество, безмолвие, контроль над помыслами, покой или же исихию , бдительность или трезвение ( непсис ), достигаемые особенно через соблюдение «заповедей». Все эти средства призваны очистить душу, разум или сердце, что необходимо монаху для достижения единственно истинной богоподобной свободы сынов Божиих. Лишь эта чистота сердца может обеспечить любовь к Богу ради Него Самого. Таким образом, в духовности Нила можно выделить следующие составляющие: (1) одиночество и безмолвие; (2) изгнание помыслов ( apostasis noimaton ); (3) исихия ; (4) непсис через соблюдение заповедей Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=186...

М.С. Боровкова-Майкова «В лето 7016-е месяца мая в 7 день, по Пасхе в третью неделю, святых жен мироносиц, отошел к любящему его Христу» великий старец Нил Сорский , оставив заветы «умного делания», а в 1722 г., т.е. более чем через двести лет появляется на свет будущий архимандрит Свято-Вознесенского Нямецкого и Предтечева Секулского Молдовлахийских монастырей, Паисий Величковский , как он сам и подписывается, «родимец Полтавский», которому далеко не чужды были эти заветы. Восприняв их так же, как и Майко (Сорский), под влиянием Афона, он является насадителем «умного делания» в Молдавии, имея под своим ведением два главнейших монастыря. Этих двух иноков, обоих уроженцев России, которым суждено было сыграть большую роль в деле обновления монашества, одному в 15-м веке в пределах России, другому – вне её пределов, но никогда не терявшему связи с ней, интересно и сопоставить вместе, и проследить отношение последнего к первому. Прежде всего обратимся к той небольшой литературе, которая имеется о Паисии, и сделаем её обзор. За исключением нескольких статей, помещенных в Кишин. Епарх. Вед., Христ. Чт. и др., и сведений, очень немногочисленных, разбросанных по отдельным работам, мы не имеем исследования о житии и деятельности Паисия, если не считать небольшую статью A. И. Яцимирского, помещенную в Сборн. Отд. Русск. яз. и Словесности за 1905 г., где, описывая рукописи Румынских библиотек, автор посвящает несколько страниц и Паисию. Но и в этой ограниченной литературе о Паисии есть указания на тот его интерес, который он обнаружил к «умному деланию». Так автор статьи, помещенной в Кишин. Епарх. Вед. за 1898 г., говорит: «Он отыскивает здесь (на Афоне) более исправные рукописи святоотеческих творений, изучает их со всей внимательностью, присматривается к жизни Афонской, собирает предания доброй старины, которые хотя не выполнялись, но и не заглохли–и в конце концов окончательно формируется великий Паисий, воскресивший древнее умное делание, умное трезвение». Далее тот же автор неоднократно 1 указывает, что Паисием возобновлено было «умное делание», что это умное делание стояло на первом плане, отодвигая внешнее поведение братии; отмечает защиту Паисием «умной молитвы» от её хулителей . Другой автор 2 пишет о том, что ученики Паисия, возвращаясь в Россию, передавали другим «усвоенные ими правила монашеской жизни и приобретенные навыки общежития и умной молитвы». Он же сообщает, что все наставления Паисия сводились к одной цели «побудить братию хранить Всем сердцем и всею душою заповеди Божии и читать святоотеческую литературу». А. И. Яцимирский в своей статье устанавливает связь Паисия с исихастами XIV в. и проводит даже параллель между отношениями Паясия к Афанасию Молдаванину, перед которым первый явился защитником «умной молитвы», и Григорием Синаитом и его отношениями к калабрийскому монаху; вот те небольшие данные, которые характеризуют однако Паисия, как человека с известным определённым миросозерцанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Плигузов А.И. Учение ранних «нестяжателей» в исторической перспективе Учение ранних «нестяжателей» в исторической перспективе: от «Предания» Нила Сорского до амортизационных мер правительства Ивана IV. Итак, мы теперь можем утверждать, что письменная полемика Вассиана Патрикеева с Иосифом Саниным началась по инициативе опального князя в июне 1511 - июне 1512 гг. и была подготовлена широкой церковно-светской полемикой о монашеском «обещании». Полемика эта отразилась в послании Иосифа И. А. Челяднину (июнь 1512 г.) (1) и послужила побудительным мотивом к написанию Иосифова 11 слова «Книги на еретиков» (1508-1513/14 гг.) (2). Сигналом к началу письменных прений волоколамских постриженников с опальным потомком Гедимина стало «челобитие» Иосифа Санина Василию III на новоявленных ки-рилло-белозерских еретиков (июль - август 1511 г.) (3). Этот демонстративный шаг волоцкого игумена наносил урон авторитету кирилло-белозерской корпорации, в защиту которой выступил ученик и духовный сын Нила Сорского (Нил умер 7 мая 1508 г.) Вассиан Патрикеев. Первый документ полемики - это вассианово Слово на «Списание Иосифа» (июль 1511 - июнь 1512 гг.) (4). В последующие годы, уже после смерти Иосифа Санина (9 сентября 1515 г.), Вассиан начинает работу по осмыслению исторических судеб православного монашества, как бы переписывая заново 11 слово «Книги на еретиков». Так появляются на свет 1 и 2 редакции «Собрания некоего старца», своеобразного указателя (Синтагмы) текстов священного писания и предания, обосновывающих необходимость строгого соблюдения монашеского обета как рядовыми иноками, так и церковными иерархами. Наиболее острые формы приобрело столкновение Вассиана с учениками Иосифа Санина, прежде всего с митрополитом Даниилом Рязанцем. «Стужение» Вассиана о церковных «винах» в полемической форме выразилось в «Слове ответном» (1523-1524 гг.). Спор с главой русской церкви заставил симоновского чернеца Вассиана ускорить работу по составлению собственного компендиума «нестяжательской» кормчей (3 последующие редакции 20-х гг. XVI в.). Внутри этого второго этапа полемики и сформировалось учение Вассиана о нестяжательности монашеских корпораций, причем Вассиан начал свои размышления о монашеском «обещании» с менее радикальной постановки вопроса, предусматривая сохранение монастырских сел и передачу управления ими в руки святительских кафедр. Постепенно наметилась эволюция учения Вассиана в более радикальную программу, не останавливающуюся перед изъятием монастырских населенных земель.

http://sedmitza.ru/text/1162527.html

Нельзя достаточно точно оценить богословскую и церковно-практическую идеологию пр. Иосифа Волоцкого, не сопоставив ее с контрастирующей с ней, даже полемизирующей идеологией его старшего современника, пр. Нила Сорского. Иосиф и Нил выступили на русское идейное поприще в эпоху и для обще-европейской и для нашей русской истории переломную. Это был момент смены креста полумесяцем на куполе св. Софии, открытие американского материка и канун Реформации. Физической китайской стены между Востоком и Западом все-таки не было. Сама механика, хотя и небойких, но никогда не прерывавшихся товарообменных связей Руси с Зап. Европой, открывала возможность и идейного обмена, и заражения модами вольномыслия. Через полосу более близкую к Западу, через Новгородско-Литовско-Киевскую области, товарное, техническое и идейное общение в XV в. нашло себе твердую почву и в новорожденном Московском государстве-царстве. Если целиком доморощенная душа и голова игумена Иосифа не вдыхала в себя воздуха не только Запада, но даже и канонизованной наставницы правоверия - горы Афонской, то совершенно понятно, что какая-то ищущая северно-русская голова и какое-то встревоженное русское сердце захотят вырваться из родной лесной пустыни на простор по крайней мере греческого Афона. Таков и был старец Нил Майков. Его привлекала доктрина исихастов, в общей форме с самого ее начала через Афон ставшая уже известной Москве. Самый утонченный ее теоретик, митрополит Солунский Грирорий Палама, был недавно (XIV в.) канонизован усердием цареградского патриарха Филофея. Культ св. Гр. Паламы, с посвящением ему 3-ей недели велик, поста, закреплен был в русской богослужебной практике митр. Киприаном, как иерархом греческой школы и греческих интересов. Но простое, бесшкольное афонское монашество было далеко от философских тонкостей системы Па-ламы. Оно знало, понимало и практиковало только систему и технику так называемой «умной молитвы» в форме непрестанного твержения формулы: «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй мя грешнаго». И добивалось своим настойчивым молитвенным подвигом моментов восторга, тогда физически озарялось светом, именуемым Фаворским. То были редкие, не всем доступные моменты. Но они были путеводной звездой для каждого инока, обрекшего себя на такой подвиг. Создавшееся около этого утонченного для русских голов, слишком греческого, метафизического спора, движение передалось с Афона на Балканы, в Болгарию, Молдавию, дошло и до северной Руси. В каждой новой среде оно естественно переживалось и понималось применительно к ее вкусам и ее умственной культуре. Но факт тот, что в северной Руси, в глубине XV века нашелся для создания исихастического движения самородный талант, ни на вершок не снизивший этой доктрины, как случилось на самом Афоне в среде упростителей этого движения, бранчиво окрещенного именем «омфалопсихии».

http://sedmitza.ru/text/1162570.html

М. Боровкова-Майкова Работа проф. Архангельского « Нил Сорский и Вассиан Патрикеев» не только знакомит нас с умственно-религиозной жизнью России XV–XVI вв. , не только делает исследование исторической личности «начальника в велицей России и скитского безмолвного жития» Нила Сорского , включая сюда и литературные источники идей его, но и дает массу сырого материала, впервые разысканного и напечатанного исследователем. Трудность точного определения этого материала и его большой объем по данному вопросу заставляет автора допускать некоторые неточности, и в нашем очерке мы хотели бы пополнить их постольку, поскольку позволяют вновь найденные нами источники. Среди сочинений, относимых к «писаниям» Сорского находится заметка «О иноках, кружающих стяжаний ради». На эту же заметку, как на принадлежащую тому же автору указывает и проф. Павлов (Историч. очерк секуляриз. церковн. земель в России, I. стр. 64, прим. 3), у которого она напечатана не полностью. Печатает ее вполне проф. Архангельский на стр. 72 указанной его работы. Приводим текст этой заметки по рукописи Кирилло-Белозерского монастыря (ныне СПБ. Духовн. Акад.) за 129–254, XVII в., л. 182; рядом с нею берем Migne. Patrol. Ser. gr., 79. Epistol. L; III, 119, p. 437. О мнисех кружающих стяжений ради, такоже Нилово Νικωνι Αρχιμανδριτ Первое превожделенное и зело опасное иночествующих жития ныне же мерзкое бысть, якоже зриши, зане отягчаются убо вся грады и веси от лжемонахов, обходящих и обтекающих всуе и якоже прилучися многим бесстудием и неразнством. Смущающиеся вси дому владыки и несладце имут воистинну и к самому возреннию, видяще тех прошаков бесстудие у дверей своих пребывающих, отнюду же и право по добродетели жительствующих суд, поругание и прелесть яви мнится, и что ныне Иеремия новый явил бы ся убо, рыдати полезне и по достоянию моги наша. Срамляюбося, мнише что писати, обаче доброе творяще не стужайте си, и Господь щедрот и всякие утехи будет с вами, аминь. πρην περιπθητος κα γαν περβλεπτος τν μοναζντων βος, νν βδελυρς γγονε, καθς ρς. Δι βαρονται μν πσαι πλεις κα κμαι π τν ψευδομονχων, περιτρεχντων μτην κα ς τυχεν, ν πολλ χυδαιτητι κα διαφορ νοχλονται δ πντες οκοδεσπται κα ηδς χουσιν ληθς κα πρς ατν τν ψιν, βλποντες ατος τν προσαιτν ναιδστερον τας αυτν παραμνοντας θραις. θεν κα τν ρθς κα κατ’ ρετν βιοτευντων κρσις κα πολιτεα, δι τοτους πτη κα χλεη ρτως νομζεται. Κα τις νν ερεμας νος παρυφανεη, θρηνεν προσφρως κα κατ’ ξαν ουνμενος τ μτερα; ασχνομαι γρ περαιτρω τι γρφειν.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/k-...

Н. Калестинов Параграф I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX     Предисловие Вторая половина Х-го столетия была в жизни русского общества тем временем, когда его умственное и нравственное состояние пало до весьма низкого уровня. Выдвигалось и достигалось одно внешнее, совершенно забывалось все внутреннее, возвышенное. И вот в это время всеобщего упадка – вдали от мира с его суетой зажегся светлый луч, прорезавший глубокую темь русской жизни. Это был знаменитый деятель русской церкви, «первооснователь скитского жития в России» преп. Нил Сорский . Из тиши пустынного уединения он принес современникам новые идеи, звал их к истине, к правде, к милосердию, к жизни по велениям совести. Тогдашнее общество, хотя и не приняло обращенного к нему призыва, все-таки не могло не окружить возвышенной личности подвижника благоговейным уважением. И уважение это было настолько велико, что за преп. Нилом Сорским лишь одним в истории осталось наименование «великого старца». Несмотря на все это, до нас не дошло почти никаких сведений о жизни «великого старца». Правда, чем далее шло время, чем более менялась, становилась разумнее картина русской жизни, тем все более и более из мрака прошлого выделялась светлая личность Нила, – но все-таки очертания ее были смутны, факты из жизни отшельника спорны и не установлены. И вот целый ряд известных русских ученых отдает свои силы на то, чтобы собрать хотя бы отрывочные, но твердо установленные сведения о великом подвижнике. Однако, русская литература и до сих пор не имеет такого труда, в котором все наличные биографические сведения о Ниле Сорском , собранные воедино, были бы изложены в форме цельного художественного произведения. Попытку восполнить этот пробел и имеет в виду предлагаемый очерк. Очерчивая отрешенную от мира идеальную личность «великого старца» и набрасывая попутно картину культурно-религиозного состояния эпохи, в которой жил и действовал знаменитый подвижник, автор настоящего очерка старался строго руководиться следующими научными трудами и произведениями, имеющими отношение к личности «великого старца».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/oc...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере декабря 2014 «В мире том, и этом, бренном, можно жить одновременно» Почему мы сегодня говорим о Ефиме Васильевиче Честнякове , имя которого и доныне все еще почти не известно широкой публике? Ефим Честняков родился в лесной костромской деревне в 1874 году, затворился окончательно в ней от мира в 1914-м, а возвратился из нее в мир через свои картины в 1974-м. Так что, во-первых, этот год многажды юбилейный. А во-вторых, знакомство с таким человеком, пусть даже через его наследие, возвращает зрителя его картин и читателя его стихов к внутренней гармонии и к восстановлению связи с Богом, с ближними и самим собой. Ефим Васильевич Честняков О бренности посмертной славы В Евангелии сказано: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24) Жизнь Ефима Честнякова была скрыта, как семя в земле, но со временем это семя дало богатый колос. В Евангелии читаем: «И сказал Господь: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4, 26-29). Про семя могут, как и про человека, забыть, но это не значит, что от этого прекращается возрастание этого семени или этого человека. Забвение очень естественно. Для того кто жил естественно, забвение не страшно. Например, святой Нил Сорский просил, чтобы тело его после кончины отнесли в лес для съедения зверям. Насколько он был естественен в своей жизни, настолько он стремился к естественности и в смерти. Гуляя по городскому кладбищу, можно увидеть, на мой взгляд, продолжение неестественной жизни. Покосившиеся памятники, на них выбиты титулы или установлены бюсты, ныне поросшие мхом... Стоят и новые скульптурные монументы, лет через сто у них тоже отвалятся гипсовые носы или будет торчать арматура вместо конечностей. Рядом со смертью так неблагозвучны все эти старинные чины: титулярная советница, купчиха третьей гильдии, сын почетного гражданина. Очень похоже звучат и регалии недавнего прошлого. Как старинные, так и современные звания эти, в основном, котируются в узком кругу знакомых. А может быть и наоборот, даже никогда и не вспоминались при жизни.

http://aquaviva.ru/journal/v-mire-tom-i-...

Послание Геннадия Иоасафу Подготовка текста, перевод и комментарии Я. С. Лурье Послание Геннадия Новгородского Иоасафу Ростовскому – один из наиболее ранних и интересных памятников полемики против новгородских еретиков конца XV в. Написанное в 1489 г., после вынужденного ухода Иоасафа с архиепископского престола, оно отражало тот момент в борьбе Геннадия с еретиками, когда ему уже удалось добиться (в 1488 г.) наказания нескольких новгородских еретиков за иконоборчество, но не удалось вызвать доверия в Москве к более широким обвинениям против еретиков. Геннадию, по его словам, стало казаться даже, что «Новъгород с Москвою не едино православие». Смущала Геннадия и неожиданная и недостаточно мотивированная отставка его собрата по иерархии – Иоасафа Ростовского. Но главным предметом тревоги был для Геннадия вопрос ο конце мира, который русские книжники того времени, и в числе их сам новгородский владыка, ожидали в 1492 г. (7000-й год от «Сотворения мира»). Вера в неизбежное наступление конца мира в 1492 г. была настолько распространена в то время, что даже пасхалия (таблица для определения праздника Пасхи) была доведена только до 7000 года. Еретики не верили в конец мира и надеялись («себе надежно чинят») на торжество своих идей после 7000 года. Β послании Геннадий пытается уяснить основания этой еретической «надежды» и дать собственный ответ на вопрос ο ближайших судьбах мира и человечества. Прямой целью послания было также привлечение к борьбе с еретиками видных церковных деятелей того времени – Паисия Ярославова и Нила Сорского . По отношению к Нилу Сорскому эта цель была, по-видимому, достигнута: есть основания предполагать, что Нил Сорский участвовал в создании главного сочинения против еретиков, составленного в начале XVI в. – «Просветителя» Иосифа Волоцкого . Адресованное дружественному читателю и не имевшее такого однозначно «обличительного» характера, как более поздние сочинения Иосифа Волоцкого против еретиков, послание Геннадия Иоасафу было написано разговорным языком с просторечными оборотами и введением прямой речи упоминаемых в послании лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.В.Чумакова Скачать epub pdf Постриженник Кирилло-Белозерского монастыря, много лет проведший на Афоне и в Студийском монастыре, Нил Сорский по возвращении на Русь основал на реке Соре скит. Первоначально скитская жизнь на р.Соре регламентировалась «Преданием» Кирилла Белозерского, но вскоре Нил Сорский создал свое «Предание», известное в устной традиции как «О жительстве святых отець сие предание старца Нила Пустынника учеником своим». Идеи, изложенные в «Предании» были развиты в обширном «Уставе» Нила Сорского . В «Предисловии» к «Уставу» кратко сформулированы основные тезисы учения Нила Сорского, который опирался на представление о том, что человеческий ум – образ Божий, и преобразовать его можно через избавление от «множественности». Воссоединению разрозненных душевных частей мешают «страсти». Поэтому аскету для того, чтобы восстановить «разум истинный», необходимо практиковать «усмирение страстей». «Страсти» локализованы в телесном органе – сердце, откуда исходят в виде «помышлений зла». В борьбе со страстями обычная молитва бесплодна, поскольку не затрагивает ум, поэтому «делание сердечное», необходимо должно сопровождаться «мысленным блюдением», и «умным хранением различными беседами». Борьбу добра и зла в человеке Нил Сорский называет «мысленной борьбой», к анализу которой, обстоятельно рассматривая последствия развития греховной мысли и давая указания о избавлении от нее, он приступает уже в «Предисловии». Нил Сорский разделяет точку зрения Григория Синаита  и других церковных мистиков о том, что страсти противоестественны природе человека, это случайный недуг. И цель жизни аскета, стремящегося достичь личной святости, преобразиться, состоит в освобождении от страстей и достижении первобытной чистоты. С первых строчек предисловия к «Уставу» очевидны антропологические интенции Нила Сорского , его стремление к целостному видению человека. Сорский считает человека в его современном («падшем») состоянии не вполне человеком, и «истинным» человеком для старца является Адам до того, как он «вкусил» с древа познания добра и зла. «Вкусив» запретный плод, Адам нарушил божественную заповедь, и «повредил» не только душу, но и

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИЛ СОРСКИЙ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Нил Сорский Нил Сорский (+ 1508 ), преподобный , основоположник течения нестяжателей Память 7 мая в день кончины, в Соборах Афонских преподобных и преподобных русских Святогорцев Происходил из боярского рода Майковых. Иночество принял в обители преподобного Кирилла Белозерского , где пользовался советами благочестивого старца Паисия (Ярославова) , впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры. Затем преподобный странствовал несколько лет со своим учеником, монахом Иннокентием, по Восточным святым местам и, прожив долгое время в Афонских , Константинопольских и Палестинских монастырях, возвратился в Кириллов монастырь на Белоозеро. Удалясь оттуда на реку Сору в Вологодской земле, он поставил там келлию и часовню, а вскоре вокруг них выросла пустынножительная обитель где иноки жили по скитским правилам, почему святой Нил и почитается начальником скитского монашеского жития в России . По завету преподобного Нила, в его знаменитом уставе составленном по образу восточных, иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось. Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келлиях по одному, по два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и других праздничных дней собирались на сутки к Богослужению, причем всенощная, на которой за каждой кафизмой предлагались два-три чтения из святоотеческих творений, продолжалась всю ночь. В прочие дни каждый молился и трудился в своей келлии. Главным подвигом иноков была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе рождается мир, в уме - ясность, в сердце - сокрушение и любовь.

http://drevo-info.ru/articles/1789.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010