Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Прп. Николай Курталиотский. Роспись ц. святых Иоанна Предтечи и Никона Метаноита в Картеросе близ Ираклио, Крит. Мастер Т. Мосху. XX в. Прп. Николай Курталиотский. Роспись ц. святых Иоанна Предтечи и Никона Метаноита в Картеросе близ Ираклио, Крит. Мастер Т. Мосху. XX в. [Греч. Νικλαος] († 1670), прп. Курталиотский, местночтимый Критский святой (пам. греч. 1 сент.). Краткое сказание о преподобном, составленное на основе местного устного предания, содержится в «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского. Н. род. на Крите в кон. XVI в. в благочестивой семье из дер. Асоматос, находившейся на территории Лампийской епископии. Уже в детстве Н. совершал дела милосердия, раздавал нищим продовольствие и масло из отцовской кладовой, однако чудесным образом запасы в родительском доме не оскудевали. Получив благословение отца, Н. в юном возрасте покинул дом и поселился в пустынных местах Мессары, чтобы проводить жизнь в уединении и молитве. Спустя довольно продолжительное время святой решил вернуться в родные края. Согласно местной традиции, на обратном пути он был смертельно ранен неким жителем Мессары, к-рый во время охоты случайно пустил стрелу в преподобного. Этот человек понес на себе святого; дойдя до ущелья Курталиоти к югу от Ретимно, он захотел пить. Чтобы утолить жажду несчастного охотника, Н. совершил молитву, а затем протянул правую руку по направлению к скалистому холму Кефали. Тотчас оттуда забили 5 обильных источников чистой воды, к-рые существуют и в наст. время. Недалеко от источников находится небольшая ц. во имя Н., к-рая, по преданию, была построена в период туркократии (1453-1821) неким мусульманином, после того как он чудесным образом был вразумлен святым. Служба преподобному издана в Афинах в 1879 г. Ист.: Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 1. Σ. 72-73 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 52). Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 358. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565648.html

Христос Пантократор. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Христос Пантократор. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Мозаики главного храма монастыря являются одним из наиболее выдающихся образцов византийского монументального искусства во всем мире. Мозаики созданы константинопольскими мастерами, их отличает четкая система иконографии, неповторимый стиль, тонкость исполнения и в то же время строгость композиции. Монастырь святого Луки был одновременно царским, то есть находился под покровительством императоров, и сельским, удаленным от главных центров империи. Оба этих обстоятельства наложили свой отпечаток на схему расположения мозаик и выбор сюжетов. Нет сомнений, что создание такого памятника в провинции говорит о высочайшем уважении, которое питали императоры к основателю обители - святому Луке. Впечатляет и огромная площадь мозаик - в сущности, они занимают все внутреннее пространство церкви, видимое с уровня пола. О провинциальном аспекте мозаичного убранства говорит, прежде всего, монашеская строгость и даже суровость изображений (композиции нартекса выдержаны в несколько более свободном стиле), относительная скупость цветов, строжайшая симметрия. Как отмечает в своей работе " Мозаики византийских храмов " известный немецкий исследователь Отто Демус, " из всех сохранившихся памятников самой строгой иконографической системой обладает Осиос Лукас. Мозаики этого храма расположены с абсолютной симметрией относительно оси запад-восток, и даже позы, одежды и цвет второстепенных фигур во второстепенных компартиментах церкви в соответствии с их положением выбраны с учетом этой оси " . Христос Пантократор. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Христос Пантократор. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) / Монастырский характер видится и в том, что основной акцент сделан на образы святых монахов, многие из которых являются местночтимыми. Например, образы основателя обители Луки Стириота, святых Луки Гурникиота и Никона Метаноита занимают видные места, которые в других архитектурных памятниках обычно отводились отцам Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Зимняя кафедра митрополита: г. Мегалополис Правящий архиерей: митрополит Иеремия (Фундас) Хиротония:14.10.2006 Тел.: 27950-31223 Факс: 27910-25026 Сайт: http://www.imgortmeg.gr/ Гумениссийская, Аксиупольская и Поликастронская митрополия Кафедра: г. Гуменисса, м-рь Пресвятой Богородицы. В епархии действуют два мужских монастыря и один женский, приходских храмов – 48, остальных – 44, клириков – 54. Имеется радиостанция (88,8), выходят периодические издания «Επαγγελα» и «Λυχνα Τρφωτος». В монастырях епархии хранятся частицы мощей святых новомучеников Николая, Рафаила и Ирины и прпеодобного Саввы Освященного. Правящий архиерей: митрополит Димитрий (Бекьярис) Хиротония: 15.10.1989 Тел.: 23430-43333 Факс: 23430-20535 Сайт: http://www.imgap.gr/ Ε-mail: imgap@imgap.gr Гревенская митрополия Кафедра: г. Гревена. В епархии действует один мужской монастырь; приходских храмов – 96, остальных – 163, клириков – 67. Выходит ежемесячный журнал " σιος Νικνωρ " . Правящий архиерей: митрополит Сергий (Сигалас) Хиротония: 15.08.1976 Тел.: 24620-22404 Факс: 24620-28919 Гифийская и Итилская митрополия Кафедра: г. Гифион. В епархии действуют один мужской монастырь и три женских; приходских храмов – 110, остальных – 735, клириков – 59. В епархии хранятся честные мощи преподобного Никона Метаноита. Правящий архиерей: митрополит Хризостом (Коракитис) Хиротония: 06.10.1996 Тел.: 23220- 22214 Факс: 27330-23396 Димитриадская и Алмиросская митрополия Кафедра – г. Волос. В епархии действуют восемь мужских монастырей и десять женских, из которых самый крупный – Таксиархон, где подвизаются 26 монахинь; приходских храмов – 134, остальных – 25, клириков – 209. Имеется три радиостанции – основная (104FM), вторая с вещанием в Северных Спорадах (89,7 FM) и третья с вещанием в Агии (103,7 FM), выходят периодические издания “Πληροφρηση” и “Ψηφδες”, есть антисектантский центр. В храмах епархии хранятся честные мощи мученика Апостола Нового, блаженного Симеона Монохита, мученика Герасима Нового. Правящий архиерей: митрополит Игнатий (Георгакопулос)

http://pravoslavie.ru/41779.html

Лит.: Quentin H. Alypius//DHGE. T. 2. Col. 904; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 29; Janin. Églises et monastères. P. 19. В. А. Бугаевский Гимнография А. С. упоминается в Месяцесловах Типикона Великой ц . IX–X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 114-115), Стишного Пролога XI в., сочиненного к-польским поэтом Христофором Митилинским , и во мн. др. греч. и слав. литургических источниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 366). В разные времена и в различных богослужебных традициях варьировался состав памятей, приходящихся на этот день, и тип службы. Согласно нек-рым к-польским редакциям Студийского устава - Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 100, XII в.) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в.- 26 нояб. отмечалась память 2 святых - сщмч. Меркурия и А. С., совершалась служба с Аллилуия ; на утрене по Студийско-Алексиевскому уставу читали житие А. С., а по Евергетидскому ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 326) - обоих святых. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой италийскую редакцию Студийского, обозначена служба с Аллилуия только А. С. и чтение его жития ( Arranz. Typicon. P. 62). В ранних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) указана служба с Аллилуия А. С. Русский первопечатный Типикон 1610 г. предписывал в тех случаях, когда 26 нояб. попадало на понедельник, среду или пятницу, петь службу с Аллилуия; в др. случаях - службу 2 святых без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ) - А. С. и вмч. Георгия Победоносца (в память освящения одноименной церкви в Киеве). По принятому в наст. время в РПЦ Типикону А. С. положена служба с Аллилуия или без знака (Типикон. Т. 1. С. 289), по Типиконам греч. Церквей служба без знака 2 святых - А. С. и Никона Метаноита. Служба А. С., зафиксированная во многих Минеях студийского типа (напр., РНБ. гр. 227-1. Л. 152об.- 151об.; гр. 551. Л. 198-200об., обе XII в.), совершается в совр. богослужебной практике рус. и греч. Церквей. Канон (5-го гласа) А. С. с акростихом «Радуяся похваляю Алипиевы болезни» составлен св. Иосифом Песнописцем († 886); дополнения к нему по рукописям, хранящимся в Венской национальной б-ке, изданы Хр. Ханником. О популярности этого святого в Византии свидетельствует большое число сохранившихся в греч. рукописях христ. Востока, не вошедших в печатную Минею канонов А. С. гимнографов Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 205v - 207v, XI-XII вв.), Иосифа (Paris. gr. 259. Fol. 266v - 269, XI в.; Vat. gr. 2309. Fol. 57-57v, XIV в.), Леонтия (Sinait. gr. 640. Fol. 183-189, 1539 г.), Феофана (Paris. gr. 259. Fol. 264-266v, XI в.) и 3 анонимных (Paris. gr. 259. Fol. 270v - 271, XI в.; Patm. 196. Fol. 200v - 207v, XIV в.; Sinait. gr. 572. Fol. 81-84, XI-XII вв.; Vatic. Reg. gr. 63. Fol. 118v - 121, 1260 г.).

http://pravenc.ru/text/114450.html

Правящий архиерей: митрополит Павел (Цаусоглу) Хиротония – 14.10.2002 Тел.: 210-9658849 Факс: 210-9657210 Сайт: : http://www.imglyfadas.gr/ Ε-mail: imgl@otenet.gr, imglyfadas@acn.gr Гортинская и Мегалопольская митрополия Кафедра: г. Димитсана. В епархии действуют четыре мужских монастыря, из которых самый крупный – Стеница Гортениас, в честь св. Иоанна Предтечи, где подвизаются 13 монахов, и шесть женских обителей; приходских храмов – 146, остальных – 618, клириков – 92. В монастыре Продрому хранятся честные мощи святого Афанасия Христианопольского, а в монастыре Эмиалон Димицанис хранятся честные мощи священномученика Евфимия Димицанского и святой Параскевы. Зимняя кафедра митрополита: г. Мегалополис Правящий архиерей: митрополит Иеремия (Фундас) Хиротония:14.10.2006 Тел.: 27950-31223 Факс: 27910-25026 Сайт: http://www.imgortmeg.gr/ Гумениссийская, Аксиупольская и Поликастронская митрополия Кафедра: г. Гуменисса, м-рь Пресвятой Богородицы. В епархии действуют два мужских монастыря и один женский, приходских храмов – 48, остальных – 44, клириков – 54. Имеется радиостанция (88,8), выходят периодические издания «Επαγγελα» и «Λυχνα Τρφωτος». В монастырях епархии хранятся частицы мощей святых новомучеников Николая, Рафаила и Ирины и прпеодобного Саввы Освященного. Правящий архиерей: митрополит Димитрий (Бекьярис) Хиротония: 15.10.1989 Тел.: 23430-43333 Факс: 23430-20535 Сайт: http://www.imgap.gr/ Ε-mail: imgap@imgap.gr Гревенская митрополия Кафедра: г. Гревена. В епархии действует один мужской монастырь; приходских храмов – 96, остальных – 163, клириков – 67. Выходит ежемесячный журнал " σιος Νικνωρ " . Правящий архиерей: митрополит Сергий (Сигалас) Хиротония: 15.08.1976 Тел.: 24620-22404 Факс: 24620-28919 Гифийская и Итилская митрополия Кафедра: г. Гифион. В епархии действуют один мужской монастырь и три женских; приходских храмов – 110, остальных – 735, клириков – 59. В епархии хранятся честные мощи преподобного Никона Метаноита. Правящий архиерей: митрополит Хризостом (Коракитис)

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Согласно имп. Константину VII Багрянородному (913-959), маниоты (жители М.) во главе с назначаемым Византией архонтом ежегодно выплачивали 400 номисм ( Const. Porphyr. De adm. imp. 50, 79-82), что служило знаком их подчинения империи и обеспечивало относительную автономию и более гибкую связь с центральной властью. Проблема христианизации М. занимала исследователей с нач. ХХ в. Сообщение имп. Константина VII Багрянородного о том, что маниоты стали христианами только в IX в., при имп. Василии I Македонянине (Ibid. 50, 71-76), стало предметом дискуссии. Совр. исследователи пришли к выводу, что христианизация Меса-Мани в ранневизант. период захватила только прибрежные районы и ограничивалась чужеземцами и небольшим числом местных жителей в портах. Внутренние области, где отсутствуют раннехрист. археологические находки, возможно, оставались языческими до IX в., когда при имп. Василии I началось распространение христианства по всему полуострову ( Γκιολς. 1984-1985 . Σ . 81-85; Ιστορες θρησκευτικς πστης στη Μνη. 2005. Σ . 22-23). Пелопоннес с митрополией в Коринфе относился к Вост. Иллирику и подчинялся Риму до 732/3 г., а затем перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата. Между 901 и 907 гг. впервые упоминается в нотициях Майнская епископия, подчиненная Коринфской митрополии ( Darrouz è s. Notitiae. P. 282. N 7). В средние века Военным и адм. центром п-ова Мани являлась крепость Майна, к-рая отождествляется исследователями с замком на мысе Тигани. Эпиграфические данные подтверждают присутствие на Тигани имп. флота, контролировавшего морские пути в период конфликтов с базировавшимися на Крите арабами ( Avraméa. 1998. P. 56). Успешный поход в 961 г. имп. Никифора II Фоки на Крит против арабов и последовавшее за этим прекращение их пиратских нападений в Эгейском м. привели к экономическому развитию Пелопоннеса и процветанию торговли на полуострове. Во 2-й пол. Х в. решающее значение для развития этого региона имело присутствие в юж. части Пелопоннеса прп. Никона Метаноите , происходившего из М.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

Мон-рь имел статус ставропигиального. Из сигиллия К-польского патриарха Софрония II (1775) известно, что З. получила этот статус в более раннее время. В 1770 г. монастырь пострадал от турок. Насельник З. мон. Гавриил претерпел мученическую кончину в 1821 г., во время национально-освободительной революции. В 1945 г. З. преобразована в жен. мон-рь, в 1962 г. передана мужской монашеской общине, возглавляемой ученым и писателем архим. Феофилом (Симопулосом), и объявлена памятником, охраняемым гос-вом, в 1966 г. вновь стала жен. мон-рем. В обители развернулось активное строительство. Внутри монастырского комплекса действуют парекклисионы во имя вмч. Димитрия Солунского, вмч. Мины и св. Фанурия. На 2-м этаже собора в 1970 г. было устроено 3 парекклисиона: во имя Св. Троицы, св. Иоанна Предтечи и свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского. В новом, 4-этажном здании были размещены поварня, трапезная, зал для торжественных собраний (синодикон) и 3 парекклисиона (прп. Ирины Хрисовалантской, Трех святителей, святых Емилии, Нонны и Анфусы), в башне устроен парекклисион в честь Преображения Господня. Были построены также 2-этажная гостиница и архондарик. За стенами мон-ря находятся кладбищенская ц. во имя Всех святых и парекклисионы св. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила), Преображения Господня, прп. Никона Метаноите и посвященный равноапостольным Константину, Елене и прор. Илии. 12 рукописей из З. в наст. время находятся в Историческом архиве Спарты, 1 - в Национальной б-ке Франции (Париж). В З. хранятся шитые золотом плащаница (1538-1539, вклад Георгия Грамматика и его детей Георгия, Константина и Ирины Дисипатины), омофор (XVI в.), воздух (1677), икона «Успение Пресв. Богородицы» (1707, дар Иоакима Трипонаса), а также церковная утварь, облачения, старопечатные книги, муз. рукописи, греч. и тур. документы. В З. хранятся десница мц. Нимфодоры, честная глава нмч. Иоанна Пелопоннесского, частицы мощей мч. Меркурия, мц. Агапии, прп. Леонтия Мироточца и др. Престольный праздник - Успение Пресв. Богородицы (15 авг.).

http://pravenc.ru/text/199745.html

Когда мне было 19 лет, я посетил одного великого современного святого на острове Парос - старца Филофея (Зервакоса) . Это один из современных святых греческого мира. Я пошел, чтобы сказать ему, что я решил остаться на Афоне (после этого я отправился на Святую Гору и оттуда уже не выезжал). Старец Филофей (Зеравкос) Старец мне говорит: «Я дам тебе благословение». Благословением мы еще называем подарок. И он начал искать у себя в вещах, рыться на своих полках, в ящиках, чтобы найти подарок для меня. Когда я увидел, что он уже утомился от поисков, я сказал: «Да не суть важно это, старче. Можно мне дать что угодно. Дай мне платок». Он в ответ: «Нет-нет, я тебе хочу подарить панагию». Мне было 19 лет тогда. Про себя я усмехнулся. Но ничего ему не сказал. А он нашел у себя такую круглую панагию. Очень дешевую. На ней была изображена икона святого Никона Метаноите. И он сказал: «Возьми вот эту панагию и проповедуй покаяние». «Метанои» означает «покаяние» по-гречески. Я говорю ему: «Старче, где же я буду проповедовать покаяние - на скалах Афона?» Потому что я собирался пойти в пустыню, на Афон. И старец мне сказал: «После тридцати». Я взял эту панагию, поцеловал ему руку и ушел. И больше об этом не думал. Когда мне исполнилось 35 лет, я оказался на Кипре и стал игуменом монастыря Махера. И когда я принес свои вещи из монастыря Махера в Лимасольскую митрополию, я нашел икону святого Никона, и сзади была записка: «Проповедуй покаяние». И вот это я стараюсь делать теперь - конечно, в первую очередь, по отношению к себе. Но слово Божие - и ученикам, и всему миру. И слово Божие заключается в призыве: «Кайтесь». Не знаю, как по-русски вы трактуете это. Но по-гречески это означает: «измените стиль вашего мышления» - то, как вы думаете. Это не значит, что мы просто должны расстроиться по поводу своих грехов. Но это изменение ума, изменение разума. Евангелие - это новый способ жизни, новый способ мышления. И мы должны уйти от светского способа мышления и стяжать евангельский. Вот этому учит Церковь. Мы должны стараться это исполнять, и мы должны в первую очередь относить это к самим себе, но также обучать наших братьев, за которых мы ответственны перед Христом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Ко 2-й пол. V в. относятся последние упоминания о замещении муниципальных должностей, сохранившихся от классической эпохи. Со 2-й пол. VI в. запустение города усугубилось из-за вторжений славян на Балканы. В правление имп. Юстиниана I (527-565) философская школа в А. прекратила свое существование. Сведения об Афинской Церкви в позднеантичный период крайне скудны. До нач. VIII в. епархия в А., как и вся зап. часть Балканского п-ова (диоцез Иллирик), входила в юрисдикцию Римского престола. В VI в. кафедральным собором и главной святыней города стал бывш. храм Афины на Акрополе (Парфенон), освященный во имя Афинской Божией Матери (Афиниотисса; Панагия Парфенос). Точная дата события неизвестна, предположительно это произошло при имп. Юстиниане I. Далее последовательность смены епископов в А. можно проследить по надписям на стенах храма, хотя эти надписи плохо читаются и их истолкование остается предметом дискуссий; в частности, неясно точное время, когда статус епархии был повышен до архиепископии и затем до митрополии. По др. источникам, известно имя еп. Иоанна, отличавшегося ученостью и представлявшего папу Римского на Всел. VI Соборе (680-681). Средние века В VII в., после утраты Византийской империей почти всех владений на Балканах, А. сохранили значение важного опорного пункта для империи на территории Аттики, подчиненного визант. феме Эллада. О жизни А. в средневизант. период почти ничего не известно. В 663 г. город посетил по пути в Италию имп. Констант II . Уроженкой А. была жена имп. Льва IV , поборница иконопочитания императрица св. Ирина (кон. VIII в.). Ей, как и императрице Афинаиде (Евдокии), приписывается основание ряда храмов в А. Упоминания об А. в источниках связаны в основном с Парфеноном - собором, освященным в честь Богородицы, о красоте этого храма сообщается, напр., в Житии прп. Никона Метаноита . В 1018 г. в А. прибыл имп. Василий II , чтобы принести благодарственные молитвы Богородице, отпраздновав тем самым свою окончательную победу над болгарами.

http://pravenc.ru/text/77100.html

Сербская Православная Церковь имеет на территории Н. 2 зарегистрированных прихода в юрисдикции Великобритании и Скандинавии епархии : во имя свт. Василия Острожского в Осло (4243 чел.) и во имя вмч. Димитрия Солунского в Кристиансанне (1049 чел.). В ряде городов (Берген, Порсгрунн, Ставангер) действуют незарегистрированные общины, относящиеся к столичному приходу. В Н. зарегистрировано 4 прихода Румынской Православной Церкви в юрисдикции епархии Северной Европы (центр - в Стокгольме): в честь Воскресения Господня и во имя прп. Иоанна Румына и св. Халльварда в Осло (679 чел.), в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя свт. Каллиника Черникского в Ставангере (220 чел.), в честь Вознесения Господня и во имя прп. Филофеи Арджешской (Тырновской) в Бергене (730 чел.), во имя прп. Макария Великого в Хёугесунне (202 чел.). Кроме того, по данным Румынской Церкви, в стране действуют приходы: во имя мучеников Зотика, Аттала, Камасия и Филиппа из Никулицела в Олесунне, в честь Вознесения Господня во Фёрде, во имя вмч. Мины Фригийского в Кристиансанне, во имя вмч. Прокопия Кесарие-Палестинского в Молде, во имя св. Леонтия из Рэдэуци в Шервёйе, во имя св. Сисоя Великого в Тромсё, во имя св. Стефана Великого в Тронхейме; общины: во имя св. Алипия Столпника, прп. Никона Метаноите и св. Стилиана во Флекке-фьорде, во имя св. Спиридона Тримифунтского в Му-и-Ране; миссии: во имя прп. Трифона Печенгского в Киркенесе, во имя св. Серафима Саровского на архипелаге Шпицберген. В Осло зарегистрирован приход Болгарской Православной Церкви во имя святых Кирилла и Мефодия (265 чел.), находящийся в юрисдикции епархии Зап. и Центр. Европы. Приход основан 7 марта 1993 г. Службы проходят в греч. ц. Благовещения Пресв. Богородицы. Грузинская Православная Церковь до 2016 г. была представлена в Н. муж. мон-рем св. Суннивы в Селье, основанным в 2011 г. (официально в 2014), и жен. мон-рем св. Олава и прор. Илии в Нурдале, основанным в 2013 г., к-рые Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II в 2016 г. исключил из юрисдикции Грузинской Православной Церкви, рекомендовав насельникам войти в юрисдикцию К-польского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010