Михаил Атталиат в типиконе, составленном для монастыря Всемилостивого Спаса в Константинополе 29 , предусматривает иной порядок. Здесь речь идет уже о наследуемом праве назначать игумена. И не только назначать, но и вводить саму должность. Наследнику Атталиата дается право решить, нужен ли настоятель монастырю, или он может обойтись экономом. Наследник не должен быть принуждаем к назначению игумена, но если он решит назначить игумена, то должен будет руководствоваться мнением братии. Если братия выдвигает более одного кандидата, то в этом случае их имена пишутся на двух листах бумаги и кладутся на алтарь, после того как будет отслужена литургия, невинное дитя входит в алтарь и берет один из листов: тот, чье имя выпадет, назначается игуменом (или экономом, если наследник решит обойтись без настоятеля) Харитон в своем первом завещании для монастыря Кутлумуш 30 определяет, что кандидатура нового игумена выдвигается прежним настоятелем по совету с братией монастыря. Однако затем данное лицо должно было отправиться в Валахию к воеводе Иоанну Владиславу, который были ктитором обители, и получить от него утверждение в должности (ποκατστασιν) ln. 65–66]. После смерти ктитора игумен мог быть назначен несколькими способами: либо игумен сам выбирал себе преемника, либо в выборах участвовал епитроп, назначенный ктитором, либо игумена выбирали братия. 4. Участие епитропов в поставлении игумена В третьем документе, дошедшем до нас за авторством Афанасия Афонского , – завещании 31 , святой меняет порядок, предписанный в типиконе. В нем он назначает Иоанна Ивира одним из двух покровителей монастыря. В случае смерти игумена Иоанн должен прийти в обитель и, посовещавшись с избранными братьями, число которых не должно превышать пятнадцать, выбрать кандидатуру нового настоятеля Если в завещании Афанасия роль епитропа скорее совещательная, то в завещании Никона Метаноите 32 она административная: стратиг и судья, назначенные им смотрителями, назначали настоятеля в случае необходимости 320].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мон-рь имел статус ставропигиального. Из сигиллия К-польского патриарха Софрония II (1775) известно, что З. получила этот статус в более раннее время. В 1770 г. монастырь пострадал от турок. Насельник З. мон. Гавриил претерпел мученическую кончину в 1821 г., во время национально-освободительной революции. В 1945 г. З. преобразована в жен. мон-рь, в 1962 г. передана мужской монашеской общине, возглавляемой ученым и писателем архим. Феофилом (Симопулосом), и объявлена памятником, охраняемым гос-вом, в 1966 г. вновь стала жен. мон-рем. В обители развернулось активное строительство. Внутри монастырского комплекса действуют парекклисионы во имя вмч. Димитрия Солунского, вмч. Мины и св. Фанурия. На 2-м этаже собора в 1970 г. было устроено 3 парекклисиона: во имя Св. Троицы, св. Иоанна Предтечи и свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского. В новом, 4-этажном здании были размещены поварня, трапезная, зал для торжественных собраний (синодикон) и 3 парекклисиона (прп. Ирины Хрисовалантской, Трех святителей, святых Емилии, Нонны и Анфусы), в башне устроен парекклисион в честь Преображения Господня. Были построены также 2-этажная гостиница и архондарик. За стенами мон-ря находятся кладбищенская ц. во имя Всех святых и парекклисионы св. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила), Преображения Господня, прп. Никона Метаноите и посвященный равноапостольным Константину, Елене и прор. Илии. 12 рукописей из З. в наст. время находятся в Историческом архиве Спарты, 1 - в Национальной б-ке Франции (Париж). В З. хранятся шитые золотом плащаница (1538-1539, вклад Георгия Грамматика и его детей Георгия, Константина и Ирины Дисипатины), омофор (XVI в.), воздух (1677), икона «Успение Пресв. Богородицы» (1707, дар Иоакима Трипонаса), а также церковная утварь, облачения, старопечатные книги, муз. рукописи, греч. и тур. документы. В З. хранятся десница мц. Нимфодоры, честная глава нмч. Иоанна Пелопоннесского, частицы мощей мч. Меркурия, мц. Агапии, прп. Леонтия Мироточца и др. Престольный праздник - Успение Пресв. Богородицы (15 авг.).

http://pravenc.ru/text/199745.html

Поэтому народное мнение всегда отрицательно относилось к фискалам, и в житии пр. Иоанна Милостивого мы читаем, что, когда весьма богатый и неумолимый τελνης, в видении перед смертью «отдавал отчёт» в своих делах перед Богом, то добрых дел у него не оказалось 1504 . Но и помимо фискальных притеснений византийское население в сильной степени страдало от противозаконных действий хищной и властной бюрократии 1505 . Феодорит рассказывает, как один стратиг, желая овладеть красивой девушкой, сначала подверг пыткам её мать, а потом похитил её самую из монастыря, куда она укрылась 1506 . Житие свт. Иоанна Златоуста повествует, как александрийский стратилат вымогал деньги с вдовы навклира, которую он считал богатой 1507 . Пр. Пётр Аргивский, однажды спас от стратига красавицу-девушку, которой тот хотел овладеть как рабой 1508 . В житии пр. Антония Нового мы читаем, как сановник «при прошениях» ( π τν δεσεων), рассчитывая получить взятку со святого, держал его в тюрьме 1509 . Пр. Василий Новый и Кирилл Филеот, избиваются властями по одному только подозрению в возможности шпионажа 1510 . Наконец житие пр. Никона Метаноите сообщает, что провинциальные стратиги и дуки не ограничивались насилиями над одним беззащитным населением, но что от их беззаконных нападений не были защищены даже всесильные перед императорами монастыри 1511 . Обилие чиновничества, и его частые смены, алчность новичков, стремившихся поскорее набить карман, и плохое разграничение функций и компетенций, делали положение населения безвыходно печальным. Только почитать обо всех этих стратигах, получавших несколько раз подряд полную власть (ξουσαν) над Элладой и Пелопоннесом 1512 , обо всех этих диэкэтах 1513 , дасмологах 1514 , магистрианах 1515 , коммеркиариях, логофетах дрома, практорах, навтологах, преторах, апографевсах и анаграфевсах и т. д., «которых столица посылает в провинцию в большем числе, чем Бог некогда лягушек в Египет» 1516 ; только перечислить все эти нескончаемые подати, повинности и поборы, для которых измышлялись сотни предлогов 1517 ; только упомянуть о наездах сановников, требовавших, например, в Афинах, чисто царских приёмов для себя и своих многочисленных свит 1518 , и мы поймём, что государственная машина Византии была слишком громоздка, чтобы не действовать саморазрушающе, и не губить при этом провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преп. Антоний Новый, подвизавшейся на Олимпе, происходил из Палестины. В афонских обителях жили пришельцы из М. Азии (например, Евфимий Новый) Иверии, (Евфимий Иверский), Армении и Италии 259 . В монастыре преп. Лазаря Галесийского подвизались выходцы из Лидии и Армении 260 . Не менее многочисленны указания агиографической литературы на то, что некоторые святые много раз меняли место своего подвижничества, переходя иногда при этом из одного конца империи в другой, и тем свидетельствуя об оживлённом идейном культурном и этническом обмене между её областями. Помимо таких ярких примеров, как странствования преп. Серапиона 261 , преп. Илариона В. (жившего подолгу в Египте, Сицилии, Эпидавре и Крите), преп. Мартиниана (обошедшего в два года 164 города) и Никона Метаноите, можно указать на передвижение целого ряда других святых. Преп. Авксентий, происходивший из Сирии, подвизался в окрестностях Халкидона; каппадокиец преп. Агапит прославился около Синада во Фригии; преп. Андрей еп. Критский происходил из Дамаска; преп. Афанасий Афонский , трапезунтец по происхождению, учился в Константинополе и подвизался на Афоне; преп. Герман Козинитский пришёл во Фракию из Палестины; преп. Григорий, происходивший из Декаполии (ю-в. угол M. Азии), подвизался в Солуни и Константинополе; преп. Давид Солунский прибыл в этот город из М. Азии; преп. Дорофей Фракийский происходил из Трапезунта; Епифаний еп. Кипрский родился в Финикии; преп. Евфимий Новый, бывший воин из Галатии, сначала подвизался на Олимпе, а потом на Афоне; преп. Ипатий Руфинианский прибыл в Вифинию из Фригии; преп. Иосиф Песнописец, уроженец Сицилии, жил в Пелопоннесе, Солуни и Константинополе; преп. Лука Столпник, подвизавшийся около Халкидона, происходил из Фригии; вифинский игумен преп. Михаил Малеин был уроженец Каппадокии; преп. Павел Латрский родился в Пергаме и подвизался сначала на Олимпе; преп. Парфений Лампсакский прибыл в этот город из Мелитополя; преп. Стефан еп. Сурожский происходил из Каппадокии; преп. Христодул Патмосский, уроженец Никеи, несколько раз менял место подвигов под давлением турецкой опасности и жил в Палестине, на Латре, на островах Косе и Патмосе; наконец, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1225 Палладий, 96. Особенно рационально было поставлено свиноводство (для продажи свиного мяса) и виноделие (стр. 26). 1234 Моливдовулы: Schlumberger, Sigill., 734; Панченко, в «Изв. Русс. К-поль. Инст.» 1903, 230–231. 1244 О наличности царских доменов в М. Азии и Пелопоннесе свидетельствуют, например, моливдовулы их эпискептитов X–XII вв. (Schlumberger, 180, 250, 253, 283:301); во главе βασιλικν κτημτων около Милета стоял протоспафарий: см. житие Павла Латр., 138. 1271 Эклога I, 1; жития, Феофана, 222; Феодоры, 3; Давида, Симеона и Георгия 234; Мелетия Нового, 16; Макрины, сестры Василия В., 964. 1299 См., например, чудеса Артемия и диалог Тимарион, где столь живо описана сцена суда: гл. 32−41. 1306 Стр. 747, 751. Выдающихся судебных ораторов-софистов выводят: Агафий, 291 и Тимарион, гл. 24, 27 и 39. 1311 Таково обычное название вольно-практикующих учителей: например, Палладий, 64; житие Ипатия Руф., 249, 265. 1312 Подобно тому образованному, но разорившемуся провинциалу, который кормился в К-поле, давая уроки сыну чиновника: см. чуд. Космы и Дамиана, 147. 1313 Жития: Епифания К., 29, 93, 93; Порфирия Газ., 173; Стефана H., 1097; Феодора Эдесск., 13; патр. Мефодия, 1253; Афанасия Аф., 22, 48; Mansi, Concil., XI, 596, называет лавку каллиграфа в К-поле, у церкви Иоанна Фоки. О занятиях каллиграфией в монастырях, см. Палладий, 36, 96, 120, 133; жития: Маркелла Акимита, 709; Феофана Исп., 224; Феодора Ст., 1740; Николая Ст., 872; Syn. Eccl. C -pol., 727. 1315 Феодорит, 1285, 1381, 1496; чудеса Богородицы Римской, жития Феодоры Сол., 31; Никона Метаноите, 179; Лазаря Галес., 537; Феодора Сик., 481. 1328 Таковы Феодор Сикеот еп. Анастасиуполя, Георгий еп. Амастридский, Димитриан еп. Кипрский, Георгий еп. Митилинский и Павел еп. Монемвасийский (житие Марфы). 1352 Относящиеся сюда меры имп. Никифора I, вызвавшие всеобщее недовольство, см. у Зонары III, 506. 1357 Жит. Ипатия Руф., 271; Павла Латрского, 63; ср. выселение отца Иоанна Готейского, кандофора в фему Армениакон, за Чёрное море в Тавроскифию (житие, 168).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодора Сикеота, Марии Новой, Феодоры Солунской и Никона Метаноите, часто вовсе никогда не видал изображаемое лицо 1315 . Наконец в житии патр. Евтихия, мы встречаемся со специалистом по мозаике ( μουσρος), который разукрашивал священными изображениями бывший амасийский храм Афродиты, превращённый ревностью его владельца в христианскую церковь 1316 . От представителей интеллигентного труда переходим теперь к духовенству. Нет нужды доказывать общеизвестную истину о многочисленности и влиятельности этого социального класса в Византии, столь обильной церквами, столь гордой своим пышным и фанатичным благочестием. Агиография даёт материал, позволяющий нам, главным образом, познакомиться с составом и пополнением этого класса. Она вводит нас, путём нескольких ярких примеров, в интимную жизнь духовенства, и даёт возможность проследить за карьерой церковнослужителей, начиная с патриарха и кончая церковным чтецом. Обычно всякий раз, как родители решали, по тем или иным основаниям, сделать своего сына клириком, его, ещё мальчиком, вверяли церкви и обратно, если молодой человек почему-либо проводил своё отрочество и юность при храме. Он уже тем самым предрешал своё будущее священнослужителя. При церкви или в монастырях воспитывались свт. Афанасий Александрийский 1317 , Акакий еп. Мелитинский 1318 , пр. Евфимий В. 1319 , пр. Феодосий В. 1320 , патр. Анатолий 1321 , пр. Фома Дефуркин 1322 , пр. Евфимий еп. Мадитский 1323 и пр. Лазарь Галесийский 1324 . Одни из них стали потом монахами, другие же остались в белом духовенстве и достигли высших церковных должностей. Особенно интересны для понимания этого процесса проникновения в высшее духовенство чисто светского общества, карьеры столичных и иных патриархов, в которых как бы воплощалось видное политическое значение церкви. За немногими исключениями (например, пр. Иоанне Постнике и пр. Евтихии), все они вышли из среды имперской знати. Александрийский патриарх Анатолий был сыном знатных родителей 1325 , константинопольские патриархи Герман и Тарасий были сыновьями патрикиев, и первоначально проходили видные административные должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если, таким образом, житие Парфения Лампсакского показывает нам целую ответственную, перед правительством, общину красильщиков пурпурных тканей, выделка которых составляла государственную монополию, то житие пр. Авксентия (V в.) ведёт нас в константинопольские мастерские шёлка, сосредоточенные в части города, называвшейся Βαττοπóλιον 783 . Перед нами уже не обширные мануфактуры, а скромный ремесленный труд мастеров шёлкового дела, вероятно, предшественников тех серикариев, о которых в X веке говорит Устав Эпарха, и которые работали в своих ργαλεοις с наёмными рабочими или рабами, образовывая особую коллегию, и выделывая только низшие сорта шёлковых тканей 784 . Подобно им, мастера, изображённые в житии Авксентия, работают в своих эргастериях с помощью наёмных подёнщиков, причём нередко страдают от безработицы до такой степени, что вынуждены закрывать мастерские. Высшие сорта шёлковых тканей, и особенно пурпур, как в IV, так и в последующих столетиях, выделывались исключительно в царских мануфактурах. Житие патриарха Антония Кавлея из X в. называет нам одного из управляющих этими мануфактурами (τς βασιλεου τν σηρν στουργας) 785 , а в книге «De ceremoniis» не раз упоминаются «управляющие мастерскими» (ρχοντες τν ργοδοσων) 786 , причём, несомненно, имеются в виду те самые царские монополии пурпура и шитых золотом тканей или парчи, о пожаре которых сообщает Феофан под 793 годом. Другими центрами шёлковой индустрии, кроме Константинополя, являлись Пелопоннес и Фивы. Мы уже приводили замечательное место из жития пр. Никона Метаноите показывающее, что в Спарте в X в. существовала значительная еврейская община, члены которой являлись особенно искусными мастерами по отделке шёлковых тканей 787 . Диалог «Тимарион» указывает на ту видную роль среди товаров Солунской ярмарки, которую играли шёлковые φσματα из Виотии и Пелопоннеса 788 . Вениамин Тудельский, как мы уже говорили, пишет, что в Фивах жило до 2.000 опытнейших по всей Греции серикариев-евреев. Цеца восхваляет прозрачность, блеск и лёгкость фиванских тканей 789 . Оттон Фрейсингенский, в качестве центров шёлковой индустрии в Греции, кроме Фив, называет также Коринф и Афины 790 . Наконец, Михаил Акоминат сообщает интересные подробности о добывании пурпурных раковин на острове Кеос, куда за ними приезжали купцы из Халкиды, Афин и Каристы 791 . Этими известиями, насколько мы можем судить, исчерпываются наши познания о текстильных промыслах в Византии. Чтобы покончить вообще с ремёслами, так или иначе относящимися к изготовлению одежды, следует отметить молчание и агиографических, и, кажется, всех прочих источников, касательно портняжного ремесла. Конечно, это молчание объясняется вполне случайными причинами. Портные и их эргастерии, несомненно, существовали в византийских городах, и сообщение Палладиева Лавзаика о том, как один «мирской портной» (ρπτης κοσμικς) приходит наниматься в женский монастырь 792 , является достаточно убедительным в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ко 2-й пол. V в. относятся последние упоминания о замещении муниципальных должностей, сохранившихся от классической эпохи. Со 2-й пол. VI в. запустение города усугубилось из-за вторжений славян на Балканы. В правление имп. Юстиниана I (527-565) философская школа в А. прекратила свое существование. Сведения об Афинской Церкви в позднеантичный период крайне скудны. До нач. VIII в. епархия в А., как и вся зап. часть Балканского п-ова (диоцез Иллирик), входила в юрисдикцию Римского престола. В VI в. кафедральным собором и главной святыней города стал бывш. храм Афины на Акрополе (Парфенон), освященный во имя Афинской Божией Матери (Афиниотисса; Панагия Парфенос). Точная дата события неизвестна, предположительно это произошло при имп. Юстиниане I. Далее последовательность смены епископов в А. можно проследить по надписям на стенах храма, хотя эти надписи плохо читаются и их истолкование остается предметом дискуссий; в частности, неясно точное время, когда статус епархии был повышен до архиепископии и затем до митрополии. По др. источникам, известно имя еп. Иоанна, отличавшегося ученостью и представлявшего папу Римского на Всел. VI Соборе (680-681). Средние века В VII в., после утраты Византийской империей почти всех владений на Балканах, А. сохранили значение важного опорного пункта для империи на территории Аттики, подчиненного визант. феме Эллада. О жизни А. в средневизант. период почти ничего не известно. В 663 г. город посетил по пути в Италию имп. Констант II . Уроженкой А. была жена имп. Льва IV , поборница иконопочитания императрица св. Ирина (кон. VIII в.). Ей, как и императрице Афинаиде (Евдокии), приписывается основание ряда храмов в А. Упоминания об А. в источниках связаны в основном с Парфеноном - собором, освященным в честь Богородицы, о красоте этого храма сообщается, напр., в Житии прп. Никона Метаноита . В 1018 г. в А. прибыл имп. Василий II , чтобы принести благодарственные молитвы Богородице, отпраздновав тем самым свою окончательную победу над болгарами.

http://pravenc.ru/text/77100.html

Особая тема, занимавшая византийских агиографов – страдания христиан в арабском халифате. Ряд сочинений касается трагедии постепенной исламизации христиан, живущих в мусульманском государстве. Мученики, пострадавшие от мусульман, например, Аморийские, Синайские, Зобские и др. мученики, в глазах византийцев своим подвигом верности свидетельствовали о превосходстве Христовой истины над исламом. Упоминалась миссионерская деятельность святых, направленная на проповедь христианства мусульманам, например, усилия свт. Феодора Эдесского , благодаря которым чуть было не появился православный халиф, или многолетняя проповедь св. Илии Нового († 903) на территории Халифата, или возвращение в Православие исламизированных греков благодаря проповеди преподобного Никона Метаноита († 1000 г.). В отличие от интеллектуальной аргументации «опровержений» и «диалогов», у агиографов христианские чудеса становились в ряд основных аргументов, равно как и биографические факты обращений мусульман ко Христу. На первый план выходила тема соприкосновения мусульманского мира не только с христианской ученостью, но и с христианским духовным опытом. Порою агиографы влагали в уста мучеников прямые полемические речи, но и когда этого не было, как правило, четко обозначались основные расхождения между христианством и исламом. Житийная литература имела гораздо больший круг читателей, чем специальные полемические сочинения, поэтому выраженные в ней представления об исламе, оказывали более широкое влияние на отношение византийцев к мусульманам и их вере. Богослужебная литература и соборы 47 Среди богослужебной литературы, касающейся ислама, нужно упомянуть «чины отречения от ислама», самый ранний из которых был составлен в IX веке Особенностью этого жанра является то, что авторы произведений не выстраивают критической аргументации, но вычленяют, систематизируют и «клеймят» те положения исламского вероучения и ритуальной практики, которые неприемлемы с христианской точки зрения. В чине последовательно изложены все основные пункты исламской доктрины, главные пункты мусульманской полемики против христианства и несколько важных обрядов ислама. Смысл чина заключается в том, что желающий креститься мусульманин отрекается от главных вероучений и обрядов ислама и исповедует искренность и бескорыстность в желании принять Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Лит.: Quentin H. Alypius//DHGE. T. 2. Col. 904; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 29; Janin. Églises et monastères. P. 19. В. А. Бугаевский Гимнография А. С. упоминается в Месяцесловах Типикона Великой ц . IX–X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 114-115), Стишного Пролога XI в., сочиненного к-польским поэтом Христофором Митилинским , и во мн. др. греч. и слав. литургических источниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 366). В разные времена и в различных богослужебных традициях варьировался состав памятей, приходящихся на этот день, и тип службы. Согласно нек-рым к-польским редакциям Студийского устава - Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 100, XII в.) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в.- 26 нояб. отмечалась память 2 святых - сщмч. Меркурия и А. С., совершалась служба с Аллилуия ; на утрене по Студийско-Алексиевскому уставу читали житие А. С., а по Евергетидскому ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 326) - обоих святых. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой италийскую редакцию Студийского, обозначена служба с Аллилуия только А. С. и чтение его жития ( Arranz. Typicon. P. 62). В ранних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) указана служба с Аллилуия А. С. Русский первопечатный Типикон 1610 г. предписывал в тех случаях, когда 26 нояб. попадало на понедельник, среду или пятницу, петь службу с Аллилуия; в др. случаях - службу 2 святых без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ) - А. С. и вмч. Георгия Победоносца (в память освящения одноименной церкви в Киеве). По принятому в наст. время в РПЦ Типикону А. С. положена служба с Аллилуия или без знака (Типикон. Т. 1. С. 289), по Типиконам греч. Церквей служба без знака 2 святых - А. С. и Никона Метаноита. Служба А. С., зафиксированная во многих Минеях студийского типа (напр., РНБ. гр. 227-1. Л. 152об.- 151об.; гр. 551. Л. 198-200об., обе XII в.), совершается в совр. богослужебной практике рус. и греч. Церквей. Канон (5-го гласа) А. С. с акростихом «Радуяся похваляю Алипиевы болезни» составлен св. Иосифом Песнописцем († 886); дополнения к нему по рукописям, хранящимся в Венской национальной б-ке, изданы Хр. Ханником. О популярности этого святого в Византии свидетельствует большое число сохранившихся в греч. рукописях христ. Востока, не вошедших в печатную Минею канонов А. С. гимнографов Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 205v - 207v, XI-XII вв.), Иосифа (Paris. gr. 259. Fol. 266v - 269, XI в.; Vat. gr. 2309. Fol. 57-57v, XIV в.), Леонтия (Sinait. gr. 640. Fol. 183-189, 1539 г.), Феофана (Paris. gr. 259. Fol. 264-266v, XI в.) и 3 анонимных (Paris. gr. 259. Fol. 270v - 271, XI в.; Patm. 196. Fol. 200v - 207v, XIV в.; Sinait. gr. 572. Fol. 81-84, XI-XII вв.; Vatic. Reg. gr. 63. Fol. 118v - 121, 1260 г.).

http://pravenc.ru/text/114450.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010