Кроме того, имеют отношение к делу «Всеобщая история» сирийского писателя Бар-Эбрея (XII в.) и труды армянских авторов: «Повествование» Аристакэса Вардапета Ластивертци (XI в.) и сочинения Асохика (Степанаса Таронского – XI в.). Из литературных произведений, дающих материал для понимания эпохи, можно отметить стихотворения Иоанна Геометра , диалог «Филопатрис» (подражание Лукиану), историческую поэму Феодосия Диакона о завоевании Крита Никифором Фокой и народный эпос о деяниях Дигениса Акрита. По военному делу в X в. появилось много трактатов, из которых можно получить хотя и противоречивые, но многочисленные данные о состоянии византийской фемной армии: «Тактика» Льва VI, «Воинский закон», «Силлога тактика», Аноним Хонигмана, Аноним Вари, «Стратегикон» Никифора, «О военных схватках Никифора». Особенно обширна юридическая литература той эпохи. Действующим правом с конца IX в. стал свод законов «Василики», после которых появились разные сборники – руководства для судей того времени, весьма важны новеллы Льва VI, имевшие силу в течение всего X в., и «Эпитома законов». Исключительное значение для характеристики внутреннего строя и аграрной политики X столетия представляют новеллы императоров Романа I, Константина VII, Романа II, Никифора Фоки, Цимисхия и Василия II, а также «Податной устав» X в., рисующие картину острых социальных противоречий в византийском обществе. Ценные сведения содержатся в «Книге эпарха» (уставе византийских городских корпораций), опубликованной при Льве VI и дополненной при Никифоре Фоке. Из западноевропейских источников очень интересные, хотя и небеспристрастные данные о Константинополе и Никифоре Фоке сообщаются Лиутпрандом Кремонским. Что касается агиографической литературы, то особенно много ценных сведений заключено в житиях Афанасия Афонского , Феодора Тирона, Луки Стилита, Никона Метаноита. Для второй половины X в. интерес представляют также письма современников (Даррузес. 1960; 1966; Браунинг. 1954). Общими справочными пособиями по византийским источникам являются работы К. Крумбахера (1897), Д. Моравчика (1958) и И. Караянопулоса (1970). По вопросам истории церкви наиболее авторитетен труд X. Г. Бекка (1959). Особое место принадлежит «Регестам» Ф. Дэльгера (1924) – они содержат перечень и аннотации всех документов, исходящих от императорского двора; «Регестам» В. Грюмеля (1947) – об актах ведомства Патриарха и его «Хронологии» (1958). Безусловно, этим списком источники, которые могут быть использованы при интерпретации сведений «Истории» Льва Диакона, далеко не исчерпываются. Не исключено, что могут быть обнаружены и новые данные как о событиях второй половины X в., так и о самом авторе «Истории». Рукопись «Истории» Льва Диакона

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда мне было 19 лет, я посетил одного великого современного святого на острове Парос - старца Филофея (Зервакоса) . Это один из современных святых греческого мира. Я пошел, чтобы сказать ему, что я решил остаться на Афоне (после этого я отправился на Святую Гору и оттуда уже не выезжал). Старец Филофей (Зеравкос) Старец мне говорит: «Я дам тебе благословение». Благословением мы еще называем подарок. И он начал искать у себя в вещах, рыться на своих полках, в ящиках, чтобы найти подарок для меня. Когда я увидел, что он уже утомился от поисков, я сказал: «Да не суть важно это, старче. Можно мне дать что угодно. Дай мне платок». Он в ответ: «Нет-нет, я тебе хочу подарить панагию». Мне было 19 лет тогда. Про себя я усмехнулся. Но ничего ему не сказал. А он нашел у себя такую круглую панагию. Очень дешевую. На ней была изображена икона святого Никона Метаноите. И он сказал: «Возьми вот эту панагию и проповедуй покаяние». «Метанои» означает «покаяние» по-гречески. Я говорю ему: «Старче, где же я буду проповедовать покаяние - на скалах Афона?» Потому что я собирался пойти в пустыню, на Афон. И старец мне сказал: «После тридцати». Я взял эту панагию, поцеловал ему руку и ушел. И больше об этом не думал. Когда мне исполнилось 35 лет, я оказался на Кипре и стал игуменом монастыря Махера. И когда я принес свои вещи из монастыря Махера в Лимасольскую митрополию, я нашел икону святого Никона, и сзади была записка: «Проповедуй покаяние». И вот это я стараюсь делать теперь - конечно, в первую очередь, по отношению к себе. Но слово Божие - и ученикам, и всему миру. И слово Божие заключается в призыве: «Кайтесь». Не знаю, как по-русски вы трактуете это. Но по-гречески это означает: «измените стиль вашего мышления» - то, как вы думаете. Это не значит, что мы просто должны расстроиться по поводу своих грехов. Но это изменение ума, изменение разума. Евангелие - это новый способ жизни, новый способ мышления. И мы должны уйти от светского способа мышления и стяжать евангельский. Вот этому учит Церковь. Мы должны стараться это исполнять, и мы должны в первую очередь относить это к самим себе, но также обучать наших братьев, за которых мы ответственны перед Христом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Азии. В завещании этого святого говорится о 2-летнем пребывании на Пелопоннесе перед его поселением в Спарте ( Λαμψδης Ο. Ο εκ Πντου σιος Νκων ο Μετανοετε: Κεμενα - Σχλια. Αθνα, 1982. § 2-4). За это время (определяемое исследователями между 970 и 975) он, проповедуя, обошел почти весь полуостров, включая М. Его проповедь носила миссионерский характер и была обращена гл. обр. к христианам, вера которых поколебалась, а также к славянам. Деятельность преподобного была связана с попыткой центральной власти оздоровить религ. жизнь материковой Греции. Житие прп. Никона Метаноите свидетельствует о его интересе к храмостроительству в новых архитектурных формах и к развитию живописи. Из Жития также следует, что в X-XI вв. в сельской местности Лаконии проживало смешанное население и чисто славянское, сохранявшее язычество или его определенные проявления. В эпиграфических источниках XI в. эллинизированные мелинги фигурируют как донаторы церковных построек в Эксо-Мани. В XI в. (возможно, в 1-й пол.) фемы Эллада и Пелопоннес были объединены в одну адм. единицу с центром в г. Фивы. В этом столетии и на протяжении большей части XII в. благоденствие и экономическое развитие Пелопоннеса отразились в установлении торговых связей с Византией и с зап. странами, гл. обр. через посредство морских путей. Упоминания о М. содержатся в записках путешественников XII в. На протяжении XI-XII вв. Майнская епископия оставалась в зависимости от Коринфской митрополии. Постепенно, однако, контроль над населением Юж. Греции со стороны центральной власти ослабел; в XII в. южноитал. нормандцы стали сильнейшим соперником византийцев, совершая частые высадки на побережье Балканского п-ова, грабя острова и приморские населенные пункты. Накануне завоевания крестоносцами Юж. Греция и Пелопоннес почти целиком были изолированы от столицы, их экономика находилась в упадке и на сцену выступили местные архонты, добивавшиеся автономии. После захвата К-поля крестоносцами в 1204 г. и последовавшим разделом визант.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Никон Метаноите, прп. Описания иконы Никон Метаноите, прп. - житие Никон Метаноит, Армянский (+ 998), преподобный. Память 26 ноября. Проповедовал покаяние в Армении, затем на острове Крит, где обратил к христианству многих магометан, а между христианами старался восстановить строгую жизнь первых времен христианства. С той же проповедью покаяния Никон прошел потом Ахаию, Эпир, Пелопоннес и скончался в Лакедемоне в 998 г. Написал: " О нечестивом служении армянском " , чин " отречения от армянства " и " Письмо к одному затворнику о незаконном отлучении " . Греческая церковь причислила Никона к лику святых. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-2571

Никон Метаноите, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Никон Метаноите, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Никон Метаноите, прп. Никон Метаноит, Армянский (+ 998), преподобный. Память 26 ноября. Проповедовал покаяние в Армении, затем на острове Крит, где обратил к христианству многих магометан, а между христианами старался восстановить строгую жизнь первых времен христианства. С той же проповедью покаяния Никон прошел потом Ахаию, Эпир, Пелопоннес и скончался в Лакедемоне в 998 г. Написал: " О нечестивом служении армянском " , чин " отречения от армянства " и " Письмо к одному затворнику о незаконном отлучении " . Греческая церковь причислила Никона к лику святых. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Никон Метаноите, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3066

Матфей, – все первосвященники и старейшины народа имели совещание, чтобы предать Его (Спасителя) смерти» ( Мф.27:1 ). Это было уже второе заседание Синедриона для утверждения смертного приговора, вынесенного в первом, ночном заседании Синедриона. И, видимо, тотчас по окончании этого заседания, когда происходили приготовления к отведению Спасителя на суд Пилата («Связывали Его», – Мф.27:2 ), Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до этого? Смотри сам. И бросив сребреником в храме, он вышел, пошел и удавился ( Мф.27:4–5 ). В этом повествовании многих приводит в большое смущение выражение «раскаявшись». Недоумевают: если Иуда покаялся и притом так искренне и глубоко, что ему стали не милы не только эти 30 сребреников, но даже и сама жизнь, то почему же он не был прощен от Бога: ведь нет такого греха, который превосходил бы бездну милосердия Божия к искренне и глубоко кающемуся. Поэтому необходимо ближе остановиться на этом повествовании ев. Матфея. Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что слово «раскаявшись» передается по гречески словом, – «метамелифис», между тем, как акт покаяния всегда и везде в книгах Нового Завета передается словом, – «метания». Греческий глагол «металломе» означает, собственно, «изменение мнения», – с сожалением об ошибке, «передумать», «одуматься». Этот глагол мы встречаем у ап. Павла во 2Кор.7:8 : если я опечалил вас, не жалею (послав. «не раскаиваюсь», по-греч. «у металломин»). В Евангелии Матфея ( Мф.21:28–32 ) говорится, что один из сыновей отказался сначала исполнить волю отца и пойти на работу, а потом, раскаявшись, по-греч. метамеллофис, пошел, исполнил волю отца. В этом и в другом месте глагол «металломе» означает не больше, как «с сожалением передумать», «одуматься». Глагол же покаяться, – «метаноин» и существительное покаяние, – «метания», означают глубокое и полное изменение всего внутреннего настроения души.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Притча «О блудном сыне» всем нам хорошо известна, однако сейчас я предлагаю рассмотреть ее не столько в духовном, но в большей степени психологическом аспекте. В этой притче показаны два варианта развития человека. Младший сын проходит через серьезный реальный кризис отделения от родителей, от отца. Старший сын избегает этого. Он старается все время быть так называемым «хорошим парнем» , не рискует соприкоснуться с самим собой, с соблазнами и трудностями жизни. Каким же образом происходит их становление? Младший сын, опытно узнав , где есть истинные ценности, прожив ряд кризисов, возвращается к этим ценностям. Но это уже другой человек, более зрелый в личностном плане. Если так можно выразиться, он опытно знает негативные стороны страстей и радость от приобретения добродетелей . Стремление младшего сына на пути возвращения к Отцу – к добродетелям – это его внутренняя мотивация . Вряд ли ему теперь будут свойственны сомнения в том, где есть истина. Он познал это опытно . И теперь, лишенный сомнений на ценностном уровне, он для себя определяет новые ценности, новый смысл. Он нашел этот смысл опытно, используя в полной мере дар свободы. Внутренний конфликт исчерпан. Сомнения и соблазны остались в прошлом. Смысл жизни, цель для него теперь в Боге. Начался путь ИСЦЕЛЕНИЯ, путь приобретения добродетелей. Самое ценное здесь – это личный опыт человека. Он знает, чего хочет. Он знает, куда двигаться дальше. Это его внутренняя интенция. Мы можем предположить, что он становится зрелой и ответственной личностью. 6. Покаяние, вера, надежда, любовь – основополагающие евангельские добродетели Важно отметить, что путь к истинному взрослению начинается с покаяния. По учению святых отцов добродетель покаяния является краеугольным камнем в деле исцеления личности, в достижении состояния обожения . Русское слово «каяться» имеет несколько значений: наказывать себя, сознавать вину, сожалеть о содеянном. На греческом языке это слово имеет следующее значение: перемена мыслей, раскаяние, возрождение, полное изменение существа. Само это слово на греческом – metanoia (читается как метаноия) состоит из двух греческих слов. Первое – meta, что в данном слове имеет значение перехода из одного состояния в другое. Второе – noia, которое образовалось от слова nooz – (ум, разум, мысль, образ мыслей) + суффикс – ia, который имеет значение качества. Соответственно получившееся слово означает переход на качественно иной образ мыслей, на другой уровень бытия.

http://azbyka.ru/psihologicheskie-aspekt...

Итак, покаяние не просто социальная или психологическая способность ужиться с другими людьми без конфликта. Покаяние - онтологическая, то есть бытийная категория христианства. Когда Христос начал Евангелие с покаяния, он имел в виду онтологическую реальность человека. Скажем словами святителя Григория Паламы: данные Господом заповедь покаяния и прочие заповеди полностью соответствуют самой человеческой природе, ибо в начале Он создал эту природу человека. Он знал, что потом придет Сам и даст заповеди, и потому создавал природу согласно заповедям, которые будут даны. И наоборот, Господь дал такие заповеди, какие отвечали природе, которую Он в начале создал. Таким образом, слово Христа о покаянии не клевета на природу человека, это не " навязывание " природе человека чего-то чуждого ей, а самое естественное, нормальное, соответствующее природе человека. Дело только в том, что природа человека - падшая, а поэтому находится сейчас в ненормальном для себя состоянии. Но именно покаяние и есть тот рычаг, которым человек может исправлять свою природу, возвращать ее в нормальное состояние. Поэтому Спаситель и сказал: " Метаноите " - то есть " перемените свой ум " . Дело в том, что наша мысль ушла от Бога, ушла от себя и других. И в этом - больное, патологическое, состояние человека, которое по-славянски называется словом " страсть " , а по-гречески словом " пафос " (патология). Это просто болезнь, извращение, но еще не уничтожение, как болезнь не есть уничтожение организма, а просто порча. Греховное состояние человека - порча его природы, но человек может восстановиться, принять исправление, и поэтому покаяние приходит как здоровье на больное место, на больную природу человека. И раз Спаситель сказал, что надо каяться, даже если мы не чувствуем в себе потребности покаяния, то мы должны Ему верить, что действительно нам надо каяться. И на самом деле, великие святые чем больше приближались к Богу, тем сильнее чувствовали потребность покаяния, поскольку чувствовали глубину падения человека.

http://pravoslavie.ru/45156.html

«Ворона крик. Из грязи родился архат». Архат — совершенно мудрый. То есть житейская грязь ушла прочь, и что-то родилось. Наверное, это намекает на что-то. Что касается роли нравственных правил в буддизме. Очень кратко могу ответить, что нравственные правила не обладали таким абсолютно священным ореолом, как божественные заповеди в христианстве. Тем не менее, были формы социального устройства. Не делай зла ближнему своему — это элементарное правило человеческого общежития, которое распространялось не только на ближнего, но и на все живые существа, включая насекомых. А самый интересный, на мой взгляд, Ваш третий вопрос о смысле телесного существования. Тут можно очень долго рассуждать. Я не вполне согласен с тем, что тело не поощряется. Еще как поощряется! Такая (антителесная, грубо говоря) точка зрения отчасти была в изначальном индийском буддизме, который исходил из аскезы, как необходимого духовного пути к совершенству. В японском же буддизме, в частности в дзэн, тело было поставлено во главу угла. Весь буддизм и вся японская культура весьма телесны. Дхарма — это не нечто запредельно духовное. Для буддистов это то, в чем материальное и идеальное слились воедино. А законным репрезентантом индивидуальности или личности было избрано именно тело, а не душа и не характер. Более того, с представлением о святости тела было связано весьма специфическое отношение в дзэнском буддизме к сексу. На определенном уровне делания и совершенствования это не только не возбранялись, но и поощрялись, как особая форма исповедания недуальности, неразличения греха и святости, и соединения с другим сознанием, в данном случае с телом, для метанои, если угодно. Станислав: У меня 2 замечания. Первое по поводу претворения. Дело в том, что в буддизме есть разные традиции. Одни связаны с претворением и преображением, это так называемые тантрические традиции. В Японии тантрический буддизм представлен школой Сингон, то есть это Тантра, которая есть в Китае, на Тибете и в Монголии. И есть школы, которые мгновенны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Верим мы или не верим, но это состояние всего человечества. Если верим, то надо знать свою родословную от Адама, ветхого человека, а начинается она со слов царя Давида: «В беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя». Вот когда это познаём, тогда мы не прельщаемся и не возносимся и не гордимся. Об этих проблемах надо постоянно думать, над ними трудиться, решать их, на их решение требуется время. Бог помогает каждому из нас найти свою подлинную человеческую, и потом христианскую, основу, на которой мы что-то можем строить. — Как помочь человеку измениться и преодолеть грех ? — У меня есть твёрдое убеждение: изменить себя к лучшему не во власти ни самого человека, ни кого-либо еще. Я могу вам дать миллион рецептов, но духовно переродить человека может только Бог. А человек может только стучаться в дверь милосердия Божия и просить, чтобы Бог освятил наш разум, чтобы Бог нам дал духовное просвещение. Вот здесь,собственно, и начинается покаяние . Это и есть то, что на греческом языке называется «метаноия» — изменение разума. Это изменение нашей духовной сущности, которая способна прозревать в суть вещей, в суть явлений, в суть времени, в суть Священного Писания. Это основа, изменение человека и преодоление греха может начаться только отсюда. Мы понимаем Таинство Крещения как духовное рождение, но я должен жаждать и искать этого рождения. И если я крестился, то должен потом обратиться к другим средствам — к покаянию, которое дается нам как второе крещение. Вот здесь можно дать человеку совет: «Знаешь что, вот у тебя проблемы такие такие-то, надо крепиться в вере, а потом по-серьёзному обратиться к Богу». Великий покаянный канон Андрея Критского открывает тайну души: ум человеческий, душа его — и Бог между ними. По-моему, святитель Григорий Палама говорил, что если человек умом своим познаёт свою душу и обретает сам себя и душу предоставляет Богу, — то он может выйти из самого страшного состояния, из бездны ада. Только в Боге, к Которому мы можем всеми силами души стремиться, поверив в Него, прежде всего и поняв, что в нём источник жизни, в Его свете, мы можем увидеть подлинный свет, которым Он нам открывает Себя, нас самих, мир, Вселенную. Только таким путём в человеке может наступить какое-то улучшение или перерождение.

http://pravmir.ru/ispoved-nachinaetsya-s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010