Была совершена по чину божественная литургия, после совершения которой люди все были высланы из церкви; остался только Теймураз со своими ближними людьми и нашими послами, между ними происходила первая беседа о тех делах, ради которых наши послы были присланы. Русское богослужение очень понравилось Теймуразу: «слава тебе Господи, говорил он нашим послам, что праведный государь царь нашего прошения не презрел, ныне вижу благодать Божию; истинно божественная служба ныне совершилась в грузинской земле, – как служат четыре патриарха, так и ныне слово в слово служил архимандрит и ничем не разнилось». Архимандрит Иосиф присутствовал при совершении литургии и простым грузинским священником и отметил все особенности ее в сравнении с совершением ее в Москве. Евангелие читал сам архиепископ, присутствующий церкви, но не служивший; во время великого выхода священник пошел на север, а не посолонь; во время чтения символа веры завесился от потира и дискоса воздухом, а не держал его над потиром и дискосом; при произнесении слов: примите.. ядите... указывал всею рукою, а не двумя перстами; на отпуске многолетия не было и пр. и пр. 8 февраля 1639г. архимандрит опять присутствовал при совершении литургии простым грузинским священником; пришел, говорит он, поп и принес с собой кошель с церковною утварью, откуда вынул ее и совершал литургию; вместо звезды он слепил две свечки и, перегнув их, поставил на дискос; пел во время обедни сам поп – «иное толсто добре, иное тонким голосом». 25 сентября 1638г. опять служил архимандрит и опят в присутствии царя, царицы, царевича, бояр, духовенства и пр.людей. В этот же день послов посетил царь Теймураз; послы рассказывали ему «про изобильство Троицкого монастыря и про неисчетные и неизреченные чудеса преп. Сергия»; грузинцы сильно дивились. Теймураз: «Я был в Константинополе и там славен тот монастырь и чудотворец Сергий». Нашим послам приходилось в Грузии не очень то весело. Они терпели страшную нужду, питались одним хлебом или мукой, разведенной в воде; царского какого-либо корма им не шло, а купить негде было, так как у грузин каких либо базаров и торгов не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

11,12. Варфоломей и Наум . О них в житии Преподобного нет упоминания, но сам угодник Божий, явившись во время осады Лавры пономарю Иринарху, сказал: «Рцы братии и всем ратным людем, почто скорбят, что вести послати к Москве невозможно? Аз послах от себе к Москве в дом Пречистыя Богородицы и к Московским чудотворцам молебное торжество совершити трех учеников своих – Михея, Варфоломея и Наума – в третием часу нощи. Воры же и Литва видеша их...» И действительно, пленные поляки показали, что видели ночью трех иноков, которые спешно ехали по дороге в Москву на худых конях, но которых они не могли поймать. Что это не был обман чувств, подтвердилось еще другими необыкновенными обстоятельствами. Один больной старец, услышав о чуде, вошел в детское сомнение: на каких конях послал преподобный Сергий трех учеников своих? И внезапно явился ему преподобный Сергий и, сказав, что послал на слепых конях, которые за недостатком корма выгнаны из каменной монастырской ограды, исцелил его от болезни и вместе от неверия. Повелев объявить сие всем, святой заключил свою беседу с исцеленным следующим и утешительным, и вместе грозным поучением и предречением: «Не так гнусен мне смрад мирян, согрешающих блудом, как иноков, не радящих о своем обещании; и под стенами обители моея всех пришедших врагов истреблю, и во обители моей нечисто и двоемысленно живущих погублю же, и со осквернившимися управлю!..» 13, 14. Александр Пересвет и Андрей Ослябя – воины-схимники. Когда великий князь Димитрий Иоаннович пред своим походом против Мамая посетил обитель преподобного Сергия и получил от угодника Божия благословение на борьбу с полчищами Мамая, то он просил у Преподобного, как бы в залог обещанной ему милости Божией, отпустить с ним сих двух бояр-иноков. Из них Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя – боярином Любецким. Их мужество, мудрость и искусство воинское были еще у всех в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди, очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил в свои полки великий князь у преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства, и тем самым сослужат ему великую службу. И Преподобный не задумался исполнить просьбу великого князя, на вере основанную: он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе изготовляться на дело ратное. С радостью приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца игумена, а он приказал им в замену лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением креста Христова. «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, – говорил он им. – Да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных». Поручая их великому князю, святой старец сказал ему: «Вот тебе, возлюбленный княже, мои оруженосцы и послушники, а твои избранники!» А им еще сказал: «Мир вам, возлюбленные о Христе братия! Мужайтесь, яко доблии воины Христовы! Приспело время вашея купли».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другие же малограмотные сыновья умерших певчих дьяков причислялись только к царским богомольцам 2322 , на полное содержание царя. Так, сын певчего дьяка Ивана Голутвинца сирота Сенька Иванов в 1687 г. был пожалован в царские богомольцы и велено ему быть вверху, причём, по его челобитной, о даче ему платья против его братии с казённого двора, ему было дана ряса из стамеду, кафтан и одеяло киндячные, также суконная с —290— пухом кушак кожаный, подушка выбойчатая с гусиными перьями и шуба 2323 . Несравненно было хуже положение тех певчих дьяков, которые, хотя и оставались в живых, но были отставлены от службы или за проступки, или же, по случаю потери голоса. Таким приходилось по большей части скитаться по чужим углам, ища себе приюта. Иногда, впрочем, выходила им государева милость – в виде предоставления какого-либо места, которое давало им некоторую возможность прокормиться с семьёй. Так, в 1678 г. отставленный певчий дьяк Василий Леонтьев, начавший свою службу при царе Алексее Михаиловиче и уволенный от должности при Фёдоре Алексеевиче, и просивший государя об определении его в оружейную палату в иконописцы на чьё-либо место, „чтобы только ему не скитаться меж дворов“, был зачислен в жалованные иконописцы, с назначением ему соответствующего денежного оклада и корма 2324 . Вообще же, всякий, имевший возможность по своим голосовым средствам и искусству в пении поступить в число государевых певчих дьяков в XVII в., мог смело рассчитывать на достаточное содержание при жизни и на царскую помощь оставшейся, после его смерти, семье. А всё это вместе взятое, конечно, давало ему возможность и в то же время нравственное побуждение к тому, чтобы всецело посвятить себя тому высокому служению, которое он принял на себя. К сожалению, конец XVII в., ознаменовавшийся стрелецкими бунтами, возникшими по интригам честолюбивой царевны Софии Алексеевны, показал, что в числе приверженцев её было не мало и певчих дьяков. Последние, ходя часто в Новодевичий монастырь, куда была заключена царевна, для пения в церкви, нередко служили передатчиками её записок, которые волновали стрельцов. Посему певчих дьяков не велено было пускать в тот монастырь с 1691 г. для того, как характерно выразился Пётр, что „в церкви поют и старицы хорошо, лишь бы вера была, а не так, что в церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Словами сладостнее и опасней, Чем клевер для овцы, живец для рыбы: Одна бывает ранена крючком. От корма сладкого другая гибнет. Сатурнин За нас просить не станет сына он. Тамора Но, если Тамора упросит, - станет. Слух старческий сумею я задобрить Посредством обещаний золотых; Пусть неприступно сердце, глухи уши, Ушам и сердцу мой язык - приказ. (Эмилию.) Ступай вперед послом от нас, - скажи, Что цезарь с Люцием в переговоры Вступить желает, для свиданья дом Его отца, Андроника, назначив. Сатурнин Исполни поручение достойно; И, если он заложников захочет Для верности, пусть выберет их сам. Эмилий Я в точности исполню ваш приказ. (Уходит.) Тамора Я к старому Андронику отправлюсь; Склоню его со всем моим искусством От храбрых готов Люция отвлечь. Так будь же снова весел, император, Сладчайший цезарь! Позабудь тревоги И спрячься в сети хитрости моей. Сатурнин Ступай скорей и убеди его. Уходят. СЦЕНА 1 Равнина близ Рима. Трубы. Входят Люций и готы с барабанами и знаменами. Испытанные воины, друзья, Великий Рим шлет письма, где мне пишут О том, как цезаря там ненавидят И как нетерпеливо все нас ждут. Итак, вожди, согласно с саном вашим, Из гордости обид не потерпите И, в чем бы ни нанес ущерб вам цезарь, Вознагражденья требуйте втройне. Первый гот Ты, смелый отпрыск доблестного Тита, Чье имя, нас страшившее, нам - радость, Чьи подвиги высокие презреньем Вознаградил неблагодарный Рим, Доверься нам: пойдем вслед за тобою, Как жалящие пчелы в знойный день За маткою летят на луг цветущий, И Таморе проклятой отомстим. Что он сказал, то все мы повторяем. Благодарю его и вас усердно. Кого ведет к нам этот честный гот? Входит второй гот, ведя Арона с ребенком на руках. Второй гот Я отошел от войска, славный Люций, Чтоб поглазеть на древний монастырь. Но лишь внимательней я присмотрелся К строению разрушенному, вдруг Из-за стены раздался детский крик; Я бросился туда и услыхал, Как кто-то уговаривал ребенка: " Молчи, смугляк, в ком я и мать смешались. Когда б не выдал цвет, чье ты отродье,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

На передней части оного изображена церковь , а посреди Апостолы и знаменитейшие Отцы. На корме Иисус Христос , левою рукою держит кормило, а правою ветрило. К картине приложена следующая надпись: сей корабль знаменует церковь , которой основание православная вера в Святую Троицу; внутренние части догматы и предания; мачта – крест; ветрило надежда и любовь; кормчий – Господь наш Иисус Христос ; подкормчий и служители корабельные – Апостолы, их преемники и все духовенство; писарь и нотарий – нынешние ученики; путешествующие на корабле – православные христиане; море – жизнь в сем мире; тихий ветер – дыхание и благодать Святого Духа; ветры – испытание или искушение; а самая корма, обращенная к небесному пристаницу – есть сия книга священных правил и узаконений. В предисловии изъясняется цель издателей и необходимость снабдить Греческий народ собранием правил с древнего Еллинского языка, переведенных на употребляемое ныне просто-греческое наречие. Состав книги основан на законном списке, изложенном во втором правиле шестого вселенского собора и есть тот же самый, который находится в собрании патриарха Фотия. Самые соборные правила напечатаны на древнем греческом языке, сведены со старыми списками и с Беверегием, о точности коего издатели совершенно удостоверились. Толкования большей частью заимствованы из Зонара и Аристина, от части из Бальзамона, а некоторые неизвестного толкователя напечатаны на просто-греческом наречии. На полях текста означены сводные правила, извлеченные из вселенских и поместных соборов, а равно и прочих статей, принятых Греческою церковью. Экземпляры сего законоправильника редки, так как все издание совершенное на чет подписавшихся особ, увезено в Грецию. § 16. Важность законоправильников Сии законоправильники, а особенно при упадке изучения Греческого права в подлинниках, у всех народов служили для укрепления православной веры, для наставления и руководства новоучрежденных иерархий и святительских судов, для образования народа. В. Толкователи на законоправильники § 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

— Скажи братии и всем ратным людям: зачем скорбеть о том, что невозможно послать весть в Москву? Сегодня в третьем часу ночи я послал от себя в Москву в дом Пречистой Богородицы и ко всем Московским чудотворцам трех моих учеников: Михея, Варфоломея и Наума, чтобы они совершили там молебствие. Враги видели посланных; спросите, почему они не схватили их? Иринарх поведал о сем явлении; все стали расспрашивать стражу и врагов, не видел ли кто посланных из монастыря? Тогда открылось, что неприятели действительно видели трех старцев; они стали их преследовать и надеялись быстро настигнуть их, так как кони под старцами были очень плохи. Но преследовавшие обманулись в своем ожидании: кони под старцами неслись как будто крылатые; враги не могли никак нагнать их. В сие время в обители был один больной старец; услыхав о сем, он стал размышлять, на каких именно конях были посланные Сергием старцы и действительно ли всё сие было? Тогда внезапно явился ему преподобный; сказав, что он послал старцев на тех слепых лошадях, кои вследствие недостатка корма были выпущены за монастырскую ограду, он исцелил сего старца от болезни и вместе с тем от неверия. В сей самый день в Москве увидели старца, за коим следовало двенадцать возов, наполненных печеным хлебом. Москва тогда также была осаждена врагами. Старец направлялся к Богоявленскому монастырю, где тогда было лаврское подворье. Видевшие старца дивились и недоумевали, как можно было пройти незамеченным среди полков неприятельских. — Кто вы и как прошли сквозь такое множество войска? — спрашивали жители Москвы старца. Он же отвечал им: — Все мы из дома Пресвятой и живоначальной Троицы. Когда его спросили, что происходит в обители преподобного Сергия, старец отвечал: — Не предаст Господь имени Своего в поношение неверующим; только сами вы, братия, не смущайтесь и не предавайтесь отчаянию. Между тем по Москве стал распространяться слух о прибывших из обители преподобного Сергия; сам царь Василий 39 ] спрашивал, почему к нему не привели их; к Богоявленскому монастырю стало стекаться много народа, но там никто не видел прибывших. Когда же в сем монастыре оказалось вдруг большое изобилие хлеба, тогда поняли, что то было видение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Это — благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас. Мы слышим также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога. В состав праздничной утрени входят степенна и степенный антифон. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания. Тропарь и кондак на Рождество Тропарь и кондак на Рождество — это важнейшие составляющие богослужения. Их создают христианские поэта — гимнографы. Тропарь и кондак — не просто молитвы, но и объяснения сути праздника Рождества. Тропарь на Рождество Аудиоплеер Рождественская ель: православное значение Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели. Почему же Ирод так испугался? Во времена Иисуса все ждали прихода Мессии. Его ждали как могущественного Царя, враги которого будут повержены. Иисус же, как мы помним, появился на свет не во дворцах, а в хлеву и, Его первыми яслями стала миска для корма скота. Ирод не был глубоко верующим иудеем, поэтому приход Мессии интересовал его только с точки зрения политических амбиций. Мало того, что Ирод не был потомком Давида, а, значит, положение его в качестве официального правителя было и без того шатким, так еще и иудаизм принял не он, а его дед Антипа, потому что Хасмонейское Иудейское царство этого потребовало. Антипар, отец Ирода, захватил царский престол хитростью и силой. Он сам стал жертвой предательства и обмана. Ирод наказал предателей и взошел на царство. Власть переходила из рук в руки. Взяв в жены внучку Гиркана II и реконструировав храм, Ирод пытался укрепить свои позиции.

http://pravmir.ru/rozhdestvo/

Письмо отца Иоанна является ответом на просьбу иеромонаха Нестора о помощи тунгусам, чукчам и корякам, пострадавшим от стихийного бедствия: «В первой половине августа 1907 г. от проливных дождей и от горных потоков в Гижигинском уезде случилось большое наводнение, причинившее много бед и русскому населению, и инородцам: смыло все запасы пищи и корма для собак, снесло поварни (хатенки), юрты, унесло зимние одежды у многих инородцев; к тому же от м Гижиги до границы Охотского уезда был недоход рыбы. Инородцы, пострадавшие от наводнения и лишенные рыбы, не имеют также и оленей, а следовательно, лишенные возможности заняться охотой и не имея для прокормления своих семейств оленины, обречены на голодовку, болезни и вымирание. Такое тяжелое обстоятельство заставило меня послать своему Владыке Архиепископу Евсевию рапорт с почтительнейшей просьбой – о разрешении сбора в церквах Владивостокской епархии . Но, полагая, что Владивостокская епархия, населенная в большом количестве разными иноверными людьми, не может собрать большого количества денег я, помолившись Богу, написал письмо Преосвященному Андрею, епископу Мамадышскому, и отцу Иоанну Кронштадтскому . Описав тяжелое горе, постигшее мою первую паству, просил помощи. И как владыка Андрей, так и отец Иоанн, много утешавшие меня своими советами и драгоценными пожертвованиями для церкви еще пред моим отъездом на Камчатку, и на этот раз не оставили меня и утешили, воодушевили и ободрили как меня, так и мою паству своими пожертвованиями, утешительными посланиями» (Там же. С. 3–4). Письмо отца Иоанна иеромонах Нестор комментирует следующим образом: «Это день ангела батюшки отца Иоанна. Конечно, такое доброе “намерение” и сердечное письмо досточтимого пастыря о. Иоанна вызвало слезы радости и благодарности как у меня, так и у моей паствы и тем отерло и уничтожило слезы, проливаемо от голода и холода» (Там же. С. 4). Адресат сообщает, что письмо отца Иоанна было получено «зимою», и на этом отношения их не прекратились: «В марте месяце (1908 г. – Ред.) я получил от него посылку, в которой были все его сочинения и чай с надписью на обложке “освященный”, который я роздал голодающим инородцам и русскому населению, и рады все они были разговеться этим чаем на Св. Пасху» (Там же. С. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сей его вел. государя указ приказал в государственном Посольском приказе записать боярин Ф. А. Головин. Диак Борис Михаилов. Диак Мпхаило Родостамов. 1702-го ноября в 19 день по указу в. г. ц. и в. к. Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. самодержца и по приказу боярина Ф. А. Головина с товарыщи куплено в Лесном ряду у торгового человека у Василья Мартемьянова для топления светлиц, в которых учит Посольского приказу переводчик Николай Швымер латинскому и немецкому языком, сажень березовых дров 4-х аршинную; а по договору за те дрова 2 руб. 6 алт. 4 ден. дать от росходу из приказу княжества Смоленского. Диак Борис Михайлов. Справил Иван Губин. 1702-го маия 17 день, по указу вел. государя ц. и в. к. Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. самодержца дати его вел. государя жалованья школьному ученику Василью Курдевскому за прилежное ево в немецком и латинском языцех ученей поденного корму апреля с 18 июня по 1 число по 10 денег на день, итого 2 р. 5 алт. 2 ден. от росходу из Посольского приказу. Выписка о том за пометою дьяка Ивана Волкова. Дьяк Василей Посников. Справил Иван Губин. В 1701 году по царскому указу взят в Посольский приказ в «переводчики свейского, латинского, немецкого, галанского языков и для учения тех языков русских детей» из Ново-немецкой слободы «ректор» Николай Швымер. В ноябре месяце сего года «для учения вышеписанных языков» даны ему следующие 6 учеников: Василий Курдевской, Самойло Копьев, Петр Губин, Иван Грамотин, Федор Богданов и Семен Андреев. 18 апреля 1702 г. Курдевскому «за прилежное в немецком и латинском языках учение» учинено поденного корму по 10 денег на день. В декабре того же года остальные 5 учеников подали на имя царя челобитную о даче и им поденного корма против их товарища. Учитель их Ник. Швымер «о учении» тех учеников подал «свидетельствованное письмо» на латинском языке, в котором дал следующие отзывы о них: «Первый Василий Курдевский. Учил я ево по немецки сначала и читать и писать, так что уже обоя изрядно умеет, много научился говорить по немецки и по латине от меня и тем способно возможет розговаривать по немецки; латинскому языку так безпрестанным навыканием научил, что уже и с ученым может по латине розговоритца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Это известие дало боярам решительный перевес в споре. Мстиславский воспользовался случаем, чтобы превознести гетмана; говорят даже, будто бояре в торжестве решили сказать Г., чтобы он смотрел за церковью, а в мирские дела не вмешивался, ибо прежде духовенство никогда не управляло государственными делами. Как-будто предание государства иноверцам не касалось церкви! Тогда патриарх уступил боярам. Ночью с 20 на 21 сентября, поляки тихо вступили в Москву, поместились в Кремле, Китае и Белом городе, заняли и монастырь Новодевичий, заняли Можайск, Борисов, Верею для безопасности своих сообщений с королем. Жолкевский своей обходительностью привлек к себе стрельцов и поладил даже с патриархом, сперва, он сносился с ним посредством других, а потом стал ходить к нему сам и приобрел его расположение. Доверие русских к Жолкевскому усилилось после того, как союзными польско-русскими полками самозванец был разбит и лишился большинства своих приверженцев. Однако, Жолкевский понимал опасность своего положения в Москве в случае, если в Москву придет слух о безуспешности переговоров русских послов по вопросу о воцарении Владислава. Он поспешил выехать из Москвы, но в качестве трофея захватил с собой свергнутого царя Василия Шуйского, предварительно настояв на высылке его в Иосифово-Волоколамский монастырь, чему сильно противился Г., потерпев даже за это «много бесчестия и поругания от изменников русских и от поляков». Начальство над польскими войсками в Москве после Жолкевского принял Гонсевский, после чего бесчинства поляков усилились. «С посадских и жилецких людей, и с волостных крестьян произведены были многие денежные сборы и корма не мерные, отобраны ключи от всех городских ворот, увезены в Кремль пушки, ядра и порох, поставлена везде стража. Наконец, иноверные начали многие насильства и позоры чинить; от мужей жен, от отцов и матерей не скверных девиц к себе на позор стали имати». Подобные насилия, естественно, должны были вызвать негодование в русских. Опасаясь народного восстания, Гонсевский постарался отнять у жителей столицы все средства к обороне и защите.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010