(Некролог) Московская духовная академия и семинария понесли тяжелую утрату: 25 августа внезапно скончался от кровоизлияния в мозг профессор по кафедре Догматического богословия протоиерей Сергей Васильевич Савинский . Он умер в преклонном возрасте – на 78-м году жизни. В лице о. Сергия Савинского сошел в могилу крупный деятель духовного просвещения нашего времени. Занимая кафедру Догматического богословия в московских духовных школах, он одновременно был деятельным сотрудником «Журнала Московской Патриархии», членом Учебного комитета при Священном Синоде и пастырем Успенского храма б. Новодевичьего монастыря. Внезапная кончина о. Сергия переживается всеми его сослуживцами, учениками и прихожанами храма, где он служил, как утрата мудрого наставника и смиренного пастыря-молитвенника. Сергей Васильевич Савинский родился в 1877 году в семье священника с. Никола-Корма Рыбинского р. Ярославской обл. Детство он провел в кругу родной семьи и под сенью храма, в котором служил его отец. Рано определились незаурядные способности будущего богослова. Унаследовав от родителей тихий нрав, религиозную настроенность, серьезность и пытливость мысли, он развил и укрепил эти способности в последующие годы своей жизни: в стенах Ярославской духовной семинарии и Киевской духовной академии. Нелегко было учение в старой духовной школе. Оно требовало от своих воспитанников огромного напряжения всех психофизических сил и своей строгой дисциплиной смиряло строптивых, приучало к труду ленивых, умудряло и наделяло глубокими знаниями способных и прилежных. Юноша Савинский принадлежал к последней категории воспитанников. Неудивительно, что первым учеником он окончил Ярославскую семинарию и блестяще – Киевскую академию, будучи оставлен при ней профессорским стипендиатом. В духовной школе его интересовали все науки, особенно же богословские и философские. Изучая их, он стремился проникнуть в самое существо их содержания, находя здесь для себя необозримое поле для самостоятельных размышлений и постижений сокрытой в них духовной истины. Так незаметно, из года в год, в воспитаннике, а потом и студенте Савинском созидался тот убежденный, широко образованный, богослов-мыслитель, которым он заявил себя на педагогическом поприще по окончании Киевской академии в 1900 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Городок. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Село Городок - довольно-таки крупное поселение, стоящее на крутом берегу Волги, и при том - весьма жилое, населенное как местными жителями, так и вездесущими дачниками. В настоящее время (лето 2009 г.) заканчиваются работы по капитальному берегоукреплению, благодаря чему храм, изображенный на фотографиях, уже не обвалится в Волгу. Проезд - в селе Никола-Корма, что стоит на трассе Углич-Рыбинск, повернуть у храма в сторону Волги (если из Углича - то налево, из Рыбинска, соответственно, направо), далее по асфальтированной дороге до грунтовки, что идет через прекрасный Высоковский сосновый бор и пронизывает цепь деревушек, стоящих на речном берегу (Мал. Высоко, Бол. Высоко и др.), никуда не сворачивать, и дорога сама приведет в Городок. В Городке ехать прямо до остатков старой булыжной дороги, на каменке, на спуске перед низиной, повернуть налево, до храма - около двухсот метров. Сам храм - в традициях позднего московского барокко, трапезная и паперть пристроены позднее, уже в XIX веке. Интересна отдельно стоящая колокольня - она не с западной части храма, как обычно (там уже нет места, обрыв волжского берега), а с восточной, алтарной стороны со смещением к югу. Вдобавок ко всему, колокольня несколько повернута относительно продольной оси основного сооружения. Это придает всему комплексу особую живописность и неповторимое очарование. Вообще же, церковь находится в довольно-таки руинированном состоянии, особенно трапезная, паперть и портал (крыльцо). Сохранились остатки деревянного резного иконостаса и фрагменты росписи стен. Церковь Преображения Господня каменная, прочная, о трех престолах: в настоящей летней - во имя Преображения Господня, в зимней трапезе - во имя Смоленской Божией Матери и во имя св. Николая Мирликийского чудотв.; заложена в 1783 г., окончена кладкой в 1791 г., а освящена в 1794 г. Первым освящен Смоленский придел, Преображенский придел - в 1801 г., а Никольский - в 1845 г., построена тщанием и усердием прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=11291

протоиерей Сергий Савинский (13.02.1877–25.08.1954) Нравственно-аскетические труды Проповеди протоиерей Сергий Савинский Член учебного комитета при Священном Синоде. Биография Родился 13 февраля 1877 года в селе Никола-Корма Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье священника. Детство провел в кругу родной семьи и под сенью храма, в котором служил его отец. В 1897 году окончил Ярославскую духовную семинарию, в 1901 году - Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом при академии. Вступил в брак. С 16 августа 1902 года был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Черниговской духовной семинарии. Здесь, по отзыву учеников, он сразу же показал себя выдающимся преподавателем. Молодой по возрасту, скромный и тихий по виду, застенчивый и несловоохотливый в обращении, Сергей Васильевич преображался в классе. Строго, ясно, убежденно, логически стройно излагая догматические истины христианского вероучения, он требовал от своих слушателей полного внимания и серьезной работы по усвоению этих истин. Вспоминая его преподавательскую деятельность, его ученик по семинарии, протопресвитер Н. Ф. Колчицкий сказал: «Сергей Васильевич так заинтересовал нас своим предметом и дал нам такие глубокие и прочные знания, что, когда мы, по окончании семинарии, поехали учиться в академию, то там уже легко усваивали богословские науки. Неудивительно, что, занимаясь в академии, мы особенно оценили выдающиеся педагогические дарования нашего черниговского преподавателя». С 1 июня 1907 года - магистр богословия. С 28 сентября 1916 года одновременно - инспектор Черниговской духовной семинарии. Печатал статьи в журналах « Христианин», «Вера и разум», «Вера и жизнь» и в местной Черниговской газете «Черниговский край». В 1944 году он был призван патриархом Сергием (Страгородским) к работе по организации новой богословской школы. Ему пришлось положить много инициативы и труда на организацию сначала Богословского института, а затем академии и семинарии в роли проректора, затем инспектора, а потом и ректора. Его огромный педагогический и административно-инспекторский опыт весьма пригодился и при составлении учебных программ, и при организации внутреннего распорядка в новой духовной школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Если выдастся 23-й день апреля теплый и ясный, быть, по примете, девятому дню мая с зеленой понизью: «Егорий с теплом – Никола с кормом!» – говорили крестьяне. «Егорий с водой (с росой), Никола с травой!» – прибавляют они к этому, продолжая: «Егорий с летом – Никола с кормом!», «Егорий с ношей (с кузовом), Никола с возом!», «Егорий-вешний везет корму в тороках, а Никола – возом!», «На Юрья роса – не надо коням овса!» С.-х. опыт советовал с весеннего Егорьева дня «запасать» (выгонять на пастьбу) коров, оставляя коней ждать этого привольного корма до Николы. Этот день, заставлявший мужика сбросить с плеч полушубок, был отмечен особо в конском обиходе: на него примешивали в корм лошадям кусочки крестов из ржаного теста, испеченных на четвертой – Крестопоклонной, Средокрестной неделе Великого поста. Это должно, по поверью, охранять коня-пахаря от голодного хищника- волка на весеннем подножном корму. С Егорья Вешнего, выгоняли пастухи наголодавшийся за зиму домашний скот на луга; но все это делалось неспроста, а с оглядкой. Старые люди строго-настрого наказывали детям-внукам блюсти уклад крестьянской жизни, сжившиеся с ней обычаи. Выгонять скот на первую пастьбу – на «Юрьеву росу» – советовали не иначе, как освященной вербой, хранящейся в коровнике с Вербного Воскресенья. «Егорий ты наш Храбрый, – выкликали при этом старухи- большухи, – ты спаси («паси» – по иному разносказу) нашу скотинку, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого!» Выгон происходил непременно на утренней заре, когда еще на лугах стоит роса. Последняя, по уверению знающих людей, давала коровам богатый удой и делала их тучными и здоровыми. Роса представлялась воображению русского – язычника пролитым за ночь на землю молоком небесных коров; потому-то ей и приписывались чудесные свойства. Старики советовали окроплять впервые выгоняемое на весеннюю пастьбу стадо святой водой. В некоторых местностях на выгоне, за околицей, служили в этот день молебны о благополучном для скота пастбище «с Юрья – до Васильева дня». По народному крылатому слову: «Юрий да Влас – всему серому мужицкому богачеству глаз!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отвечали всегда по памяти… Отец Тихон Попов – первый ректор возрожденных Московских духовных школ, скончался 9 августа 1962 года и был похоронен на Бабушкинском кладбище . Его литературное наследие состоит из упомянутого печатного текста магистерской диссертации, машинописных конспектов по нравственному и основному и основному богословию и четырех статей, опубликованных в период с 1945 по 1958 год на страницах «Журнала Московской Патриархии». В первые годы, последовавшие за возрождением Московских духовных школ, у о. Тихона Попова был деятельный помощник – Сергей Васильевич Савинский. Он был ненамного моложе отца ркетора. Годом его рождения был 1877 год. А местом рождения – село Никольское на Корме (Никола-Корма) Рыбинского уезда Ярославской губернии. Учился Сергей в Ярославском духовном училище, а затем в Ярославской духовной семинарии, которую окончил первым по разрядному списку в 1896 году и был принят на казенный счет в Киевскую духовную академию. В 1900 году по её окончании Сергей Савинский был оставлен при ней профессорским стипендиатом. По завершении стипендиатского года он получил назначение в Черниговскую духовную семинарию на должность преподавателя догматического богословия, где и проработал до 1918 года, совмещая в 1915-1918 годах преподавательскую деятельность с обязанностями инспектора. В Чернигове С.В. Савинский продолжал ученые занятия. Их результатом стало серьёзное исагогико-экзегетическое исследование «Эсхатологическая беседа Христа Спасителя (о последних судьбах мира)», опубликованное в 1906 году. В 1907 году за этот труд С.В. Савинский получил в Киевской духовной академии ученую степень магистра богословия. В черниговский период своей жизни С.В. Савинский много и плодотворно работал, активно публиковался в журналах «Христианин», «Вера и разум», «Вера и жизнь», в газете «Черниговский край». С журналом «Вера и жизнь» он со временем начал сотрудничать в качестве редактора и предпочел эту деятельность преподаванию в стенах родной академии, пригласившей его в 1914 году занять Кафедру Священного Писания Нового Завета.

http://bogoslov.ru/article/1262050

Егорий замостит, Никола загвоздит. Весной Егорий с мостом, Никола с кормом; в осень Егорий с мостом, Никола с гвоздем. На Николу зима с гвоздем ходит. Подошел бы Николин день, будет и зима. Первые морозы – никольские. Коли на Михайлов день (8 ноября) закует, то на Николу раскует. Коли зима на Николин день след заметает, то дороге не стоять. Хвали зиму после Николина дня. Благому чудотворцу Николаю два праздника в году, а Касьяну немилостивому один в четыре года. Никольскую брагу пьют, а за никольское похмелье бьют. В Николин день во всяком доме пиво. Красна никольщина пивом да пирогами (никольщина самый общий храмовой праздник) . Едут на никольщину с пооглядкой, а наваляются под лавкой. Никольщина не ходит с поклоном на барский двор. На никольщину и друга зови и недруга (и ворога) зови. Перед Николой иней – овсы хороши будут. Иней на Николу (или: о святках, на крещенье) к урожаю. Цены на хлеб строит Никольский торг. Никольский обоз, для боярской казны, дороже золота. 9. На зачатие св. Анны осень кончается, зима начинается (южн.) . Опока (Куржевина) на деревьях к урожаю. На зачатие св. Анны волки стадятся, а разбегаются после выстрелов на св. крещение. На зачатие св. Анны беременным бабам пост. 12. Спиридона солноворота, поворота. Солнце на лето, зима на мороз. На Спиридона солноворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок. После солноворота, хоть на воробьиный скок, да прибудет дня. Отколе ветер на солноворота, оттоле будет стоять до сорока мучеников (равноденствия) . Если цена на хлеб упадет, то хлеб будет дешев. Закармливают кур гречихой, из правого рукава, чтобы раньше неслись. Спиридоньев день, подымайся вверх (приговаривают садовники, встряхивая яблони) . 16. 17. На пророка Аггея и Даниила иней – теплые святки. Коли на Аггея сильный мороз, то он простоит до крещенья. 21. Петра полукорма. Половина зимнего корма съедена. 24. Коляда. Кутья. Рождественский или первый сочельник; свят вечер не едят до звезды. Уродилась коляда накануне рождества. Шла коляда из Новагорода.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Рыкк Иван Афанасьевич (18881961) – архитектор. В 1929 г. закончил архитектурное отделение технического факультета Белградского университета. После второй мировой войны жил и работал в Аргентине. Саблин Евгений Васильевич (18751949) – дипломат. Родился в г. Новочеркасске. В 1898 г. окончил Императорский Александровский лицей и поступил на дипломатическую службу. С 1915 г. первый секретарь посольства в Лондоне. В начале 1920-х гг. занимал должность управляющего посольства, поверенного в делах. Одновременно был церковным старостой Лондонского прихода. Савинский Сергей Васильевич (18771954) – протоиерей, профессор МДА. Родился в с. Никола-Корма Рыбинского района 250 Ярославской губ. Закончил Ярославскую Духовную Семинарию и КДА (1900 г.). Восемнадцать лет проработал в Черниговской Духовной Семинарии, где преподавал догматическое богословие. Активно сотрудничал в журнале «Вера и жизнь». В 1944 г. был призван Патриархом Сергием к работе по организации Богословского института в Москве и преобразованного в 1946 г. в МДА. В 1947 г. рукоположен во иерея. Самойлов Григорий Иванович (19041989) – архитектор. Родился в г. Таганроге. С 1921 г. проживал в Королевстве СХС. В 1925 г. завершил Донской кадетский корпус им. Александра III в г. Билече. В 1930 г. закончил архитектурный факультет Белградского университета. Автор ряда проектов по застройке Белграда. Самсониевский Сергий Михайлович (18981944) – протоиерей. Родился в С.-Петербурге. Настоятель прихода в г. Новый Сад. Святополк-Мирская Мария Александровна (18781959) – княгиня. Родилась в г. Киеве. В1898 г. вышла замуж за сына Атамана Войска Донского кн. Владимира Святополк-Мирского. В 1906 г. овдовела и целиком посвятила себя служению Церкви. До 1920 г. работала старшей сестрой в госпитале Афонского подворья в г. Салоники, затем переехала в Белград. Селивановский Борис Константинович (18941966) – священник. В 1920 г. эмигрировал в Королевство СХС. Преподавал в Духовной Семинарии св. Саввы в г. Сремские Карловцы Ветхий Завет , церковно-славянский язык и библейскую историю. С 1938 г. читал лекции в Духовной Семинарии в г. Сараево.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Травень). 1) Еремия-запрягальник. Посев. Поговорка: «Сей неделю до Иеремии и неделю после». 3) Тимофея и Мавры — зеленые щи. 4) Ирины-рассадницы. Сеянье капусты. 6) Иова-Горошника. Сеянье гороха. 8) Зажиточные поселяне пекут пироги. Старик выходит с пирогом на дорогу угощать первого встречного. 9) Установленье дорог. Георгий с полувозом, Никола с возом. Поспеванье корма. «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой». Выгон лошадей на ночнину с празднованьем холостых ребят всего села; всю ночь игра. Пекутся для этого пироги с гречневой кашей. Приметы: с Николы еще 12 морозов остается; если не случатся все весной, то остальные исполнять до Симеона Столпника, т. е. до 1 сентября. 10) Начало сеянья пшеницы. Сей пшеницу, когда зацветет черемуха. Поговорка: «Сей рожь в золу, а пшеницу в грязь». 11) Мокия Мокрого. Если в этот день идет дождь, то все лето будет мокрое. 13) Гликерьи-комарницы. Появленье комаров. 14) Сидора-Сиверка. Холодная погода в этот день означает холодное лето. 15) Пахомия Теплого. Теплая погода предвещает теплое лето. 21) Сеять лен и садить огурцы. 25) Сеется пшеница, если погода помешала прежде. Поговорка: «Если лист на дереве полон, то и сеять полно». 29) Феодосии-колосяницы. Рожь начинает колоситься. Старики говорят: «Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает». 30) Змеи делаются злы. По словам поселян, они в этот день идут поездом на свою свадьбу. Примечания общие. В этом месяце почти все весенние хороводы — троицкие, семицкие. В хороводах воспевается сеянье проса, овса, ячменя, гороха и маку. Следует поименованье песней, какие поются, и описанье обрядов. В таком виде и все прочие месяцы. Если вы пожертвуете несколькими часами в неделю на составление таким образом черниговского календаря, то сим меня много, много обяжете. Не оставьте меня извещеньем о том, что делаете сами и как проводите ваше время. Я располагаю поездить по губерниям в окружностях Москвы, посетить кое-кого из знакомых и поглядеть на Русь в тех местах, где ее не знаю. Сначала хотел было сделать это в большом размере, но, увидя, что чем дальше в лес, тем больше дров, ограничиваюся малым. Месяца через два полагаю возвратиться снова в Москву. Письма же адресуйте по-прежнему. В одно время с письмом к вам пишу и к Александру . Желая от всей души всех возможных вам благ, остаюсь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Но шли годы, и все менялось. В 1990 году настоятелем храма был назначен иеромонах Стефан (Нещерет). В 1991 году им чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича, священника Свято-Николаевской церкви д. Огородня-Гомельская. Мощи угодника Божия были перенесены в д. Корма и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Свято-Покровской церкви. Алтарницами храма в то время были монахиня Феодосия и монахиня Сергия, которые приняли постриг от иеромонаха Стефана в 1991 году. Это были первые ростки будущего монастыря. Монахиня Феодосия 1906 года рождения и поныне здравствующая, помнит, как в детстве видела отца Иоанна. В 1997 году по определению Синода Белорусской Православной Церкви честные останки протоиерея Иоанна Гашкевича были извлечены из-под спуда и поставлены в Свято-Покровском храме д. Корма. Поток народа устремился к новому угоднику Божию. По благословению Святейшего Патриарха Алексия Синод единодушно и с пастырским попечением определил: 1) Протоиерея Иоанна Гашкевича причислить к лику местночтимых святых Белорусской Православной Церкви. 2) Честные останки протоиерея Иоанна, извлеченные из-под спуда 9 сентября 1997 года и поставленные в Свято-Покровском храме д.Корма Добрушского района Гомельской области именовать отныне святыми мощами. К этому времени возле храма в малом домике жили три послушницы: Лидия, Нина и Евфросиния. Понемногу собиралась община. Из разных городов приезжали будущие насельницы и поселялись под покровом Богородицы и праведника Божия Иоанна. С начала Великого поста 1999 года сестры начали читать монашеское правило в храме. Определением Синода Белорусской Православной Церкви от 8 августа 2000 года решено: учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским Кормянским женским монастырем. К приезду матушки настоятельницы на церковном дворе был выстроен корпус на 15 человек. На первом этаже устроены домовая церковь в честь Сретения Господня, трапезная, кухня, рухольная. На втором этаже - кельи для сестер. Но прежде, чем пришла игумения земная, новую обитель посетила Игумения Небесная: в храм чудным образом была принесена икона Богородицы Скоропослушница. Образ был написан в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 1901 году, привезен в Россию и долгое время находился в Свято-Введенском храме д. Дубровка Добрушского района. Во время гонений на церковь икону изъяли из храма и поставили в подвал вместо засека для картошки. Неверующий человек, который это сделал, испугался, когда увидел проявившиеся на иконе масляные пятна, и отдал ее верующим людям, которые и сохранили ее.

http://sobory.ru/article/?object=08217

Последнее восточное посольство, успевшее прибыть ко двору Годунова, было отправлено из Синайского монастыря с грамотами александрийского и иерусалимского патриархов и синайского епископа Лаврентия, повествовавшими о «великом убожестве» обители по причине «дани агарянской» и «пленения от арабов», что вынудило монастырь заложить свои св. сосуды и ризы за 4 тыс. золотых. 1495 Вряд ли синаиты успели получить милостыню от царя Бориса. Вскоре в Москву вступил Лжедмитрий, и катаклизмы Смутного времени надолго оборвали политические связи России и Ближнего Востока. За этот период только один раз, в 1605 году, иерусалимский патриарх Софроний попытался установить контакт с Москвой, обратившись за денежной помощью к Лжедмитрию, которого он горячо поздравлял с чудесным спасением и обретением праотеческого престола. Церковные историки оправдывают Софрония тем, что он не знал, с кем имеет дело. 1496 Не все посланцы ближневосточных церквей успели благополучно выбраться из Москвы до начала Смуты. В архиве Посольского приказа сохранилась челобитная от апреля 1619 г. старца Софрония из лавры св. Саввы, который приехал на Русь за милостыней при царе Борисе, «в каком году – не упомнит». 1497 Так и застряв в России в Смутное время, старец получал «поденного корма» при Борисе – гривну в день и ведро меда, при «Растриге» (Лжедмитрии) и царе Василие – только по алтыну в день и ведру пива. Чувствуется, как агонизирующее государство урезало внешнеполитические расходы, но не решалось еще совсем отказаться от связей с Православным Востоком. После занятия Москвы поляками выдача «поденного корма» прекратилась, а когда в 1611 г. поляки сожгли Москву (не тогда ли пропали архивные документы 1590-х гг.?), Софроний ушел «в таборы» ополчения Прокопия Ляпунова. 1498 Оттуда старец перебрался в Ярославль, потом в Казань, кормился при тамошних монастырях, а когда почувствовал стабилизацию обстановки, появился в Москве и бил челом о выдаче ему «поденного корма», «чтоб ему... голодною смертью не умереть». 1499 Эпоха Феофана

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010