Мы сели на верблюдов и продолжали путь. Слабый, мерцающий свет молодого месяца сообщал проходимой местности какой-то таинственный, неясный характер. В этом серебристом полумраке я видел, как наши верблюды шли то по каменистым, довольно отлогим откосам, то ступали по воде и пробирались сквозь густые и высокие заросли кустарников, то проходили мимо темных пальмовых верхушек. Несмотря на всю усталость, на все предшествовавшие неприятности, мы находились всецело под обаянием этой ночной поездки, редкой по поэтической обстановке и по самому месту нашего пребывания. Около двух часов шли мы как бы в очарованной местности. Но вот месяц скрылся за горой, стало темно… Бедуины объявили, что мы находимся уже около самого монастыря. Мы все были бесконечно рады окончанию нашего долгого и утомительного путешествия, поздравляли друг друга с приездом. Я, смотря в темноту сквозь бинокль, увидела даже на откосе горы монастырские здания. Решили расположиться на ночевку в горах. Запылал костер, вокруг которого сели бедуины. Улеглись возвратившиеся с корма верблюды. Улеглись и мы, чувствуя ночную прохладу и прислушиваясь к доносившемуся издали, из-за гор, лаю собак. В эту ночь особенно громко и долго кричали у костра бедуины, так что я не раз старался дать им понять, что они нам мешают. Но все было напрасно: крики продолжались. Как я хотел бы понимать бесконечные беседы этих сынов пустыни! О чем они могут говорить? О чем они могут наполнять целые часы оживленными спорами? Что у них за интересы, кроме пустыни, верблюда и той жалкой суммы денег, которую им доставляет заброшенный сюда редкий путешественник?.. Мыло-по-малу говор стал затихать: бедуины один за другим улеглись. Уснул хорошо и я на пороге столь желанной обители. Утро принесло с собой некоторое разочарование. Выяснилось, что до монастыря оставалось еще около двух часов пути. Усмотренный мной в бинокль монастырь на скале оказался плодом возбужденного воображения… С трудом собрались мы в последний путь, чувствуя страшную усталость от столь продолжительной и тяжелой дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Горфункель А. Х. Предисловие к изданию хозяйственных книг Кирилло-Белозерского монастыря XVI в. (СПб ИИ, ф. 276, оп. 2, д. 147, л. 5). Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря... С. 22. ОР РНБ, Соф. 1152, л. 38 об. Т. И. Шаблова датирует эту рукопись годом записи данного вклада – 1563–1564 гг. ( Шаблова Т. И. Кормовое поминовение… С. 169, 174). Шаблова Т. И. Кормовое поминовение... С. 180. Вкладная книга дополнялась до 1610 г. (Там же. С. 179). Там же. С. 179. Никольский Н. К. Указ. соч. Т. 2. С. 118. Шаблова Т. И. Кормовое поминовение… С. 179. На это же указано: Шаблова. Т. И. Кормовое поминовение... С. 181. Т. И. Шаблова рукопись Соф. 1477 датирует 1603 г. (Там же. С. 180). Здесь и далее даются указания на альбом филиграней, составленный О. А. Абеленцевой: Альбом филиграней бумаги хозяйственных книг Кирилло-Белозерского монастыря конца XVI—XVII в.//Приходные и расходные книги Кирилло-Белозерского монастыря... С. 485—609. « А в прошлом 110-м году ис тово запасу княгини старица Агафья отпустилась хлеба…» (полный текст приписки см. примечание 182 к тексты памятей). Т. И. Шаблова рукопись Кир.-Бел. 68/1307 датирует 1603/1604 г. (Там же. С. 184—185). Грамота опубликована: Дмитриева З. В. Уставные грамоты Кирилло-Белозерского монастыря XVI—XVII вв.//Российское государство в XIV—XVII вв.: Сборник статей, посвященных 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. СПб., 2002. С. 264—265. Никольский Н. К. Указ. соч. Т. 2. С. 121. ОР РНБ, Соф. 1150, л. 83 об. («Государь и великий князь Дмитрий Иванович 7113 июля 21 день пожаловал давати два корма»). Т. И. Шаблова датирует рукопись 1603/04 г. ( Шаблова Т. И. Кормовое поминовение... С. 186. Никольский Н.К. Указ. соч. Т. 2. С. 121. ОР РНБ, Соф. 1167, л. 157. Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских Кн. 22. Отд. 3. М., 1855. С. 9—20 ОР РНБ, Кир.-Бел. 93/1331. Л. 107; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей… Стб. 56. Сперанский М. Н. Описание рукописей Тверского музея. М., 1891. С. 97—99.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

9–12. И скажут в день тот: вот Он Бог наш! Ожидали мы Его, Он спасет нас! Он Господь; мы уповали на Него; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его. Ибо почиет рука Господня на горе сей, и сокрушится Моав под Ним, как истирается солома в повозке. И распрострет руки свои под ним, как плавающий распростирает их для плавания и унижена будет слава его с сокрушением рук его, И укрепления высоких стен твоих падут, унизятся и повергнуты будут на землю в прах. По уничтожении на веки смерти, народ Божий, освобожденный от руки смерти, скажет ко Господу: вот Он Бог наш, Которого неверующие считали только человеком, и мы ожидали Его, т. е. веровали словам Его, что Он исполнит обещания Свои и спасет нас. Поэтому исхищенные Его помощью из челюстей смерти, возрадуемся и возвеселимся в Нем, и рука и сила Его почиют на горе сей, о чем и выше читали: когда воцарится Господь воинств на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред лицом старейшин Своих будет прославлен ( Ис. 24:23 ). Моав же, что значит от отца, так будет сокрушен, как обыкновенно перетирается солома повозкою. Это говорит применительно к образу жизни Палестины и многих восточных стран, в следствие недостатка лугов и сена, для корма скота приготовляется солома. Употребляются там железные повозки с колесами по средине, движущимися на подобие пил, который перетирают солому и измельчают ее в мякину. Итак, подобно тому, как этими железными снарядами перетирается солома, так будет истерт Моав под Ним – или под Божиею силою, или в себе самом, так что в нем ничего не останется целого. И как плавающий обыкновенно протягивает все тело, так он из своего могущества будет повержен на землю и упавши издаст звук. И все укрепления высоких мужей его, или стен, как стоит в еврейском, падут и будут унижены и ниспровержены на землю и даже истерты в прах. Итак, речь пророческая хотя вообще слагает пророчество о конце мира, однако, не опуская по видимому совершенно и настоящего, указывает на Моава, который был для Израиля врагом настолько, что соблазнял его к блуду с Мадианитянками и к жертвоприношениям идолу Веельфегору, который означает Приана и против которого Иеремия говорит: «выйдет Хамос в плен, вместе со своими священниками и своими князьями», и еще: «постыжен будет Моав ради Хамоса, как дом Израилев постыжен был ради Вефиля» ( Иер. 48:7, 13 ), и прочее сему подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Арсений: Что ж из того, что Стоглавый собор всем повелевает креститься двумя перстами? Повеление его правое, от святых апостол и св. отец, они предали так слагать персты. Я: Что всё это неправильно, мы достаточно видели, опять возвращаться к тому же неразумно. Мы теперь беседуем о том, что в 31 гл. Стоглавого собора, кроме нерассудности в перстосложении, ясно обнаруживается превышение власти. Из кого составился Стоглавый собор? т. е., отцы каких церквей присутствовали на нём? На соборе присутствовали отцы российские только северной страны, а отцы церкви киевской на соборе не были. Значит собор Стоглава не может назваться даже всероссийским собором; – четырём патриархам вселенским он вовсе не был даже известен. Какой же смысл в таком постановлении соборного правила о перстосложении двуперстия, обязующего вселенскую церковь под страхом клятвы подчиниться ему, о котором восточная православная церковь не была извещена и ничего не знала и чего поместный собор не имеет права делать? Понимаете ли теперь о том превышении власти, которое допущено в 31 главе Стоглава? Ответом на это было общее молчание. На повторенный мною вопрос кто-то из задних рядов громко сказал: «скажи поясней». Я. Попытаемся объяснить примером. По распоряжению сельского старосты собран был сход общества, на котором составлен приговор сдать в ренду луга. Обязателен ли этот приговор для всех других сельских обществ? обязаны ли сдать в ренду свои луга и все другие сел. общества? Подчинение такому приговору не могло ли оставить домашний скот крестьянина без корма? Арсений: Не обязаны подчиняться. Я: Второй пример: тоже общество составило приговор кабака не допускать, а школу выстроить. Хорошо поступило такое общество? Арсений: Хорошо. Я. Верно, а я скажу даже очень хорошо. Но как бы ни было хорошо такое постановление общества, обязаны ли и все сельские общества, заключающиеся в волости, подчиняться этому приговору? Закроют ли кабаки и выстроят школы и все другие общества? Арсений: Не обязаны. Я: Почему? Арсений: Потому что сельский приговор обязателен только для того общества, которое его составило, только приговор волостного схода обязателен для всех деревень волости.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Говорят опасливые: " сколько набилось-то... ну, пароходишка затонет! " Этого быть не может: нельзя потонуть на Валааме, Угодники не допустят, никогда такого не случалось.Певчие в ободрение поют: " Волною морско-о-о-ю-у... " Подхватывают все радостно, уповая: " Го-о-нителя, му-у-чи-теля... под землею скры-ы-и-и-ша-а " ...Вступаем в узкую канаву. На камне врезано: " сооружена сия канава 1865 года " .- Стоп, машина-а!.. Го-тово дело!..- весело кричат с лодок. Дно пароходика скребет, пароходик дрожит и хряпает. Мальчик-монашонок свешивает за борт голову.- Что, брат ты мой... сели на мель! - весело говорит он мне и хлопает по плечу: доволен.И все богомольцы рады. Кричат: " поддай пару, машинист! " - " чего там пару, будем зимовать!.. Эх, хорошо, братцы... пропадай, Питер " !- Братия, слезай на луду, пароходик облегчить! - кричит машинист, - корма села!Богомольцы прыгают на островки, принимаются собирать бруснику. Монахи-кормщики недвижно стоят на лодках. Машинист с кочегаром отпихиваются шестами, повисли в воздухе над водой. Монашенки шмыгают с кормы на нос.- Брат Пётра, налега-ай! - кричат с лодок. - Угоднички, выручайте!..Советуют спеть " Дубинушку " , но постарше - остерегают: она к святым местам не подходит, тут молитва верх берет. Наконец, после общих усилий богомольцев, монахов и машины, после тропаря и " Дубинушки " , которую все-таки затянули на лодках не очень громко, пароходик высвободился, - и опять вереница заливов тихих, громад гранитных, проливчиков, островков, старый сосновый бор, таинственный, безмолвный. Вон уж и монастырь. Воцаряется благочиние. Монашонки опять смиренны. Певчие зачинают тропарь Преображению. На лодках крестятся - кресты золотые видно! - и подхватывают раздольно-весело: " Преобразился еси на горе-э... " IX. Святости. В большом скиту. Вразумление Под сводами ворот, в заломе, - монастырская лавка " святостей " . Строгий монах-хозяин не предлагает богомольцам свои товары: не умеет, что ли, - или грехом считает. Ответит только, сколько стоит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1382...

О. П. пробыл у меня дня четыре, терпеливо выдерживал тесноту и неудобство в комнате. Мы, впрочем, понапрасну времени не теряли: утром и вечером, пока светло, разъезжали по здешним достопримечательностям. О. П. осматривал всё в качестве туриста, а я, пользуясь благовидным предлогом, потому что один бы не собрался. Были мы и в Кин-каку-дзи, т. е. золотом дворце. —464— Это собственно говоря, буддийский монастырь, в саду которого стоит увеселительный дворец какого-то императора, круглый павильон с золотым павлином (символ императора) на вершине. В саду вам покажут и место где пил о-ча основатель этого дворца, и еще много других вещей, напоминающих веселую старину. С верхней галереи вам укажут на пруд и на красных рыб, на которых любовался в свое время и кормил император. Можете и вы за «сен» достать корма и бросить его рыбам в память императора. После осмотра (как и в каждом буддийском монастыре, в Кин-каку-дзи много всяких археологических редкостей, древних дорогих картин, ширм, посуды, мебели), посетителей угощают ма-ча. Это чай в порошке, его заваривают особым образом и пьют из больших чашек с разными церемониями, строго установленными, с особым видом печенья и даже в комнате особого устройства, специально приспособленной именно для питья этого чая. В Кин-каку-дзи, конечно, нам особой комнаты не отвели, да и мы не знали тонкостей чайного церемониала, выпили по чашке самым варварским, обыкновенным образом. Во время чая послышалось характерное мурлыканье и завыванье молящегося бонзы. – «Что это такое у вас?» спрашиваем угощавшего нас бонзу. – «Это у нас вечерня, каждый день в эти часы бывает». Нужно посмотреть, едва ли когда встретится такой удобный случай наблюдать монастырскую жизнь в буддизме. Оказывается эта вечерня была совсем обыкновенного вида. Молоденький бонза – мальчик лет двенадцати сидел на полу пред идолом и преусердно распевал что-то такое, гнуся во всю и ударяя в гонг. Монастырская братия, которую и хотелось собственно посмотреть, таким образом возложила молитвы на мальчугана, сама занятая, без сомнения, более важными делами. Довольно остроумно, хотя далеко не так, как молитвенные мельницы тибетских буддистов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20. Во время большой бури на море, не видно ни солнца, ни звезд: кто во время несчастия предается страстям, от того скрывается Бог и Святые Его. 22. Корабль часто от бури погибает, а люди, оставляющие его спасаются: богатство – корабль, в котором плавает человек среди жизненного моря, с опасностью потерять все. 21. Корабль без кормчего погибает, гибнет жизнь наша, не управляемая разумом. Кормчий для корабля – душа: душа для тела – кормчий. 32. Отсеки веревку у корабельной лодки, она упадет в море: прерви нить жизни, – она прекратится. 34. Волосы на голове, пока с ними голова: хранит Господь души преподобных Своих ( Мф.10:30 ). 40. Якорь нужен для корабля во время бури: вера нужна человеку во время бедствий. Якорь – надежда кораблю на море: вера – якорь человеку на земле ( Евр.6:19 ). 41. Когда корабль попадает на косу и увязает носом в мели, то корма разбивается стремлением волн: кто в тесных обстоятельствах теряет присутствие духа, тот попускает на себя беду за бедой. 43. Во время кораблекрушения близ берега, умеющие плавать выходят на землю: по разлучении души с телом имеющие крылья духа возлетают на небо. Гл. 28. Ст. 2. Различны народы под небом, но врожденное всем человеколюбие не чуждо человечеству; и иноплеменники принимают нас в наших нуждах с усердием. 3. В некоторых землях в хворосте скрываются ехидны: во многих человеках грешниках живет диавол. 4. Кто имеет понятие о Боге, имеет оное и о правосудии Его; но не всякий знающий Божие правосудие знает избранных Его ( Деян.28:4–6 ). 11. Всякий корабль имеет отличительное название: никто из нас не без особенного имени, когда вступает во Святую Церковь ( Откр.3:12 ). 6 Из Послания Св. Апостола Иакова Гл. 1. Ст. 2–3. Искушение (несчастие) посылаемое нам от Бога для испытания нашей веры или для очищения нашего есть воля Божия; а кто любит Бога, тот должен исполнять Его волю с радостью ( 1Пет.1:7–8 ). Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он тебя обличает. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет всякого сына, о котором благоволит ( Евр.12:5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

После 1940 года, в связи с прекращением деятельности монастыря, аграрный комплекс архипелага приходит в запустение. Многие сельхозугодья потеряли свой первоначальный вид, заросли кустарником, дренажные системы пришли в разрушение, и расстроился почвенно-растительный баланс. В настоящее время братия монастыря и около 200 жителей посёлка, постоянно проживающие на острове, на протяжении всего года зависят от доставки продуктов питания с материка. Особенно напряженная ситуация с доставкой продуктов на Валаам складывается в зимнее время. На закупку продуктов в течение года монастырь тратит большие средства. В настоящее время на монастырской ферме содержится высокопородное стадо коров (20 голов). Помимо этого на ферме имеется 600 кур.. За 10 месяцев 2005 г. было получено 77, 2 т. молока и 113 тыс. штук яиц. В монастыре организована переработка молока с получением молочнокислой продукции и сыра. Работники фермы совместно с паломниками ежегодно заготавливают от 25 до 30 т сена с местных угодий, что крайне мало. Монастырь вынужден закупать недостающие корма и завозить их на остров. Получаемый объем продукции не удовлетворяет потребности монастыря. Сейчас имеется возможность восстановить на острове сельскохозяйственную технологию, которая использовалась Валаамским монастырем до 1940 года. Монастырь взял в аренду 50 га сельхозугодий, бывшие монастырские поля. Церковно-общественная и просветительская деятельность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря в рамках Программы Патриаршего Попечительского совета В 2005 году были проведены выставки «Афон глазами иноков Валаама» в храме Христа Спасителя и в г. Санкт-Петербурге выставка «Остров монашеского подвига». Помещение под экспозицию благотворительно представлено музеем «Мир воды» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». На выставке были представлены церковная утварь, иконы, предметы быта иноков, в том числе и «монашеское утешение» — собственного изготовления самовары; картины знаменитых русских художников XIX в. и другие экспонаты из собраний российских музеев.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203137...

6-го числа февраля выбыл я из Среднеколымска. 8-го числа остановился я в доме улусного головы, Николая Викурова, с намерением в день святителя Иннокентия, нашего покровителя и ходатая пред Богом, отслужить божественную литургию и молебен, так как при доме головы имеется благоустроенная и поместительная часовня, что на другой день, к удовольствию моему, и сподобил меня Господь исполнить. На пути к Нижнеколымску в двух деревнях заходили мы в часовни и служили молебны с водоосвящением. 12-го февраля прибыли мы в Нижнеколымск, до которого от Якутска считается 2,620 верст, а от Среднеколымска – 440 верст. Нижнеколымская Спасская церковь деревянная, построена в 1779 году. Святой антиминс в ней перенесен из прежней Анадырской церкви, освящен 1-го августа 1846 года преосвященным Иннокентием, епископом Иркутским и Нерчинским. В настоящее время церковь сия очень ветха и требует замены новою. Прихожане так бедны, что не могут собственными средствами сделать ничего, и обратились ко мне с просьбою, чтобы я сам нашел какого-нибудь благотворителя, а сами они решительно строить церковь не в силах. При Нижнеколымской церкви по штату положено один священник и один дьячок. В приходе сей церкви 4 часовни. Прихожан считается мужского пола 794, а женского 793 души. Жительство их начинается от Нижнеколымска в 20 верстах и простирается до 250 верст. Чтобы объехать весь приход, нужно сделать до 1000 верст. Поездки совершаются здесь только на собаках. У некоторых жителей верстах, в 80 от Нижнеколымска, есть и несколько лошадей, но их употребляют для верховой поездки летом по тундре. 13-го числа февраля, по заведенному здесь порядку, представлялись мне местные и окольные жители, а в заключение – чукотский тоён Андрей Амравургин представлял несколько чукчей. Эти чукчи, узнав от местного исправника Майделя о моем сюда прибытии и о недостатке корма для собак, приготовляемых мне в подводы для переезда по Ледовитому морю к устью реки Индигирки (до 700 верст), тотчас распорядились выдать оленей нижнеколымским жителям для прокорма собак. С тем вместе чукотский тоён Амравургин просил меня посетить Островную крепостцу, где у них ведется торговля с русскими, и освятить это место архиерейским служением в тамошней часовне, на что я с удовольствием согласился. Затем тоён просил извинить его, что он в настоящий год никаким образом не может доставить меня к Чаунской церкви, по причине громадных льдов, заваливших мисской берег, от устья р. Колымы и до самого Чауна. «К невозможному и Бог не обязывает», сказал я ему в ответ, и тем успокоил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда же подъезжали они к острову, то услышали очень сильный звон. Раздумывали они, откуда раздается этот звон – ведь ни церкви нет на том острове, ни жителей. И сказал блаженный своим ученикам: «Дети мои, знамение это нам предназначено, ибо соизволили Бог и Пречистая Богородица быть монастырю на острове этом, и чтобы не помышляли мы никуда отсюда идти, вот, словно на крыльях, за один час Пречистая принесла нас сюда». И, выйдя на берег, вознес он хвалу Богу и Пречистой Богородице. Взойдя на гору, поставил он крест, а потом поставил келью и прожил в ней один год. И перешел в другое место, называемое позже Владычная лахта. Этот рассказ до сюда. Глава 3. О названии острова, почему называется Коневец, и об изгнании бесов из острова Когда пришел блаженный старец Арсений на этот остров и начал на нем жить, встретил он там рыбака по имени Филипп. И спросил его, почему называется остров этот Коневский. Сказал же ему рыбак: «Есть, отче, на этом острове большой камень, известный как Конь, и тому камню язычники жертву приносили – каждый год приводили по коню, и потому называется этот остров Коневский. А еще на нем много корма, поэтому обитатели этих мест привозили на этот остров много скотины на лето от хищников и воров, не выпасая ее. Дают же жертву камню, чтобы скоту и им самим вреда не было, по бесовскому обряду». И сказал ему блаженный Арсений: «Друг, покажи мне тот камень». Рыбак пошел и показал ему камень. Блаженный же вернулся в свое пристанище и пробыл всю ночь без сна, молясь, чтобы Бог и Пречистая очистили то место от бесовского обряда. И, встав наутро, повелел облачить себя в священнические одежды. И, взяв икону Пречистой Богородицы, принесенную от Святой горы, которой благословил его святогорский игумен Иоанн, вот эту икону взяв и святую воду, и фимиам, и пошли они к камню, и пели молебен Пресвятой Богородице, а сам он со слезами молился об очищении того места. И обойдя вокруг, покропил он святою водой и прогнал нечистых духов. Рассказали же рыбаки, что видели тогда стаю воронья, летящую к северу, рыдающую, словно ревущие волы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010